Семейный клуб "Школа родительской компетентности"

Соловьева Марина Анатольевна

«Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться»

Р.В. Овчарова

 

           В 2014 г. 6 педагогов ДОУ (я в их числе) приняли участие в проекте Минобрнауки РФ «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования для родителей, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности», который разработан и реализовался на базе МГГУ им. М. А. Шолохова.

        В рамках проведения указанного проекта на базе ДОУ создан семейный клуб «Школа родительской компетентности» с целью оказания психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннего сопровождения воспитания и развития детей, посещающих ДОУ.

           Мною разрабатывается программа  «Школа родительской компетентности» (взаимодействие с родителями дошкольников). Программа предусматривает повышение родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, детей, имеющих особые образовательные потребности; оказание помощи педагогам и специалистам ДОУ в организации взаимодействия с семьей; осознание общих целей, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Работа по Программе рассчитана на 2 года.

             Программа «Школа родительской компетентности» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в связи с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска новых современных форм и методов сотрудничества, которые позволят учесть потребности родителей, и будут способствовать формированию активной родительской позиции.

        Программа учитывает имеющийся опыт работы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» по сотрудничеству с родителями и направлена на осуществление основных задач работы педагогического коллектива по организации разностороннего конструктивного взаимодействия ДОУ с семьей;

            Актуальность Программы. Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей. На сегодняшний момент традиционные формы работы с родителями требуют творческого переосмысления. Для развития родительской компетентности недостаточно простой передачи знаний от педагога к родителю, родители должны быть включены в процесс самостоятельного открытия знаний, у родителей должна быть возможность обсуждать и решать свои проблемы в кругу других родителей, обмениваться мнениями и опытом позитивного решения тех или иных трудностей, возникающих в процессе воспитания. Важно организовать работу таким образом, чтобы позволить занятым родителям быть включенными в процесс, а, следовательно, использовать дистанционный формат. 

       Семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в психолого-педагогической помощи, а педагогический коллектив образовательной организации располагает огромным потенциалом воспитания детей дошкольного возраста и оказания помощи родителям (законным представителям) в повышении их собственной родительской компетентности. Налицо противоречие между необходимостью повышения компетентности родителей детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием модели и технологий обучения родителей (законных представителей) в практике работы детских садов, с другой. Разрешение данного противоречия составило цель разработки Программы.

         Новизна. Программа представляет собой новый взгляд на особенности организации работы с родителями на современном этапе развития дошкольного образования и является содержательным модулем основной общеобразовательной программы ДОУ, дополняя часть, формируемую участниками образовательных отношений.

        Целесообразность. В основе новой концепции взаимодействия  семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все  другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

           Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе.

         Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной  только в том случае, если они станут союзниками. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

         Налаживание партнерских взаимоотношений сделает процесс воспитания  и развития ребенка  двусторонним и более качественным. Именно поэтому, сотрудничество семьи и детского сада  нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы нашего ДОУ.

          Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели ими воспользоваться.

      Эффективность работы детского сада зависит от взаимопонимания между педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников. Данная Программа нацелена на установление комплексной поддержки и содействия повышения родительской компетентности.

     Обязательным условием обеспечения полноценного развития  и воспитания ребенка мы считаем сотрудничество между МБДОУ и семьями воспитанников, т.е. общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

      В процессе реализации Программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», которое представляет собой способ организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения.

         Цель Программы - оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих ДОУ. Цель ориентирована на решение следующих задач:

         1. создать условия для взаимодействия МБДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников через тематические встречи Семейного клуба;

         2. повысить заинтересованность родителей (законных представителей) во взаимодействии с МБДОУ, установление контакта, открытости, доверия;

         3. повысить информационно-коммуникационную компетентность всех участников проекта, с целью оптимизации взаимодействия детского сада и семей воспитанников;

         4. создать банк дидактических и методических материалов, разработок по взаимодействию с родителями (законными представителями) в рамках Семейного клуба «Школа родительской компетентности».

         Отбор содержания программы произведен  в соответствии с принципами:

      1.   гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

   2. максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность просвещения в глазах потенциальных участников.

      3.   согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка. Систему просвещения родителей создать с учетом всего периода воспитания и обучения ребенка в  детском саду: оно должно носить не только  актуальный, но и опережающий характер.

     4.  принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Поэтому необходима дифференциация родителей: иначе взаимодействие не будет эффективным.

       5.   принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается, прежде всего, в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка.

        Прогнозируемый результат  сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников:

·          Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

·          Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

·          Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность. 

·          Формирование родительской компетентности.

         Содержание работы Семейного клуба представлены блоками, отражающими разные периоды возрастного периода (ранний и дошкольный возраст), разные направления становления личности (речевая, оздоровительная, художественно-эстетическая, социальная и др.), воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.).

       Работа клуба осуществляется на базе ДОУ. Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях. План утверждается на общем родительском собрании. Формы организации работы клуба: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видеопросмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ, размещение материалов на странице сайта ДОУ «Школа родительской компетентности», просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей.

          Режим реализации -  2 занятия в месяц.

         Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, индивидуальные беседы и др.), с помощью которой также выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания.

          В Семейном клубе я веду рубрику «Творческая мастерская». На встречи приглашаются родители с детьми, с которыми проводятся мастер-классы по изобразительной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_serebre_i_bleske_zlata_v_gosti_k_nam_speshit_zima.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В серебре и блеске злата В гости к нам спешит зима». Подготовила: воспитатель Соловьева М.А

Слайд 2

«В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра.» В. А. Сухомлинский Основная задача, которую я ставлю перед собой на занятиях по изобразительной деятельности, заключается в том, чтобы реализовать в каждом ребенке заложенный природой потенциал, раскрыть творческие способности и талант, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности, создать такие условия, в которых каждый воспитанник ощущал бы себя значимым и нужным.

Слайд 3

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский Использование нетрадиционных форм изодеятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

Слайд 4

Зима... Морозная и снежная, для кого-то долгожданная, а кем-то не очень любимая, но бесспорно – прекрасная. Покрытые белым покрывалом поля, елочки-скромницы в белых шубках, сугробы и скрип снега под ногами – невозможно не попасть в плен к Зимушке-Зиме. Она закружит вьюгами и очарует росписью на стеклах . Белозаснеженной зимою, Когда вокруг всё чуда ждёт, Вечнозелёной бахромою Вдали нам машет Новый Год. Пока ещё он только дата - Её на краешке крыла В свои холодные палаты Зима с собою принесла. Стоят раскидистые ели, Вздыхают шепотом во сне. А мы соскучиться успели По этой сказочной стране .

Слайд 7

Нетрадиционное рисование капустным листом «Снежная зима пришла. . .» Берем китайскую капусту. Отделяем верхние листики.

Слайд 9

Белую гуашь или гуашь, смешанную с «дешевой» зубной пастой, наносим на капустный лист с наружной стороны.

Слайд 11

Переворачиваем на лист синего, голубого или черного цвета

Слайд 13

Отпечатали. Дерево готово!

Слайд 15

Можно взять несколько холодных оттенков, например, такие.

Слайд 16

Запорошенную снегом землю можно нарисовать не только кистью, но и мятой бумагой

Слайд 18

Снегопад рисуем ватной палочкой.

Слайд 19

Получился красивый зимний пейзаж.

Слайд 20

Перевернем капустный лист, закрасим его зеленой краской и сделаем оттиск. Затем закрасим лист белой краской и наложим его на зеленый оттиск… Получилась замечательная елочка!

Слайд 21

Рисуем елочки…

Слайд 24

Еще один способ рисования елочки. Легко нарисовать елочку пушистую и мохнатую зубной щеткой. Кисточкой этого то же можно добиться, но гораздо сложнее. А щеткой пара взмахов… и елочка пушистая готова. Сначала нарисуем зеленой краской веточки: мазок щеткой снизу вверх и сверху вниз. Такие мазки повторяем сверху вниз. Каждый последующий мазок длиннее предыдущего. Ствол – коричневой краской – прямой мазок сверху вниз.

Слайд 26

Украсить елочку можно ватными палочками, ластиком на конце простого карандаша, пробкой от вина, клеем – карандашом, если обмакнуть их в краску и сделать оттиск.

Слайд 29

Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолевая труд-ности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует дос-тигнутый результат - своим рисунком он доставляет удо-вольствие другим.

Слайд 30

Спасибо за внимание!