Конспект занятия "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы"

Иваненко Ольга Валериевна

Занятие для детей старшей группы для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_starshey.docx411.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей

 логопедической группы на тему:                

       « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием плана-схемы»

Цель:   продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных с опорой на план-схему.

Задачи:

- активизировать и закреплять  в речи детей словарь по теме «Домашние животные»;

- упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными;

- упражнять в употреблении притяжательных прилагательных;

- развивать  и закреплять навыки грамматически правильного построения отдельных высказываний;

- развивать навыки самоконтроля при  построения связного высказывания;

- развивать внимание, слуховое восприятие,  память, логическое мышление, мелкую моторику, координацию речи и движений;

- создавать  на занятии доброжелательную обстановку, формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи;

- воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: предметные картинки по теме, презентация,  рисунок несуществующего животного ( из частей домашних животных), значки-схемы, игрушка Лунтик, мяч, запись голосов животных, листки с точечными изображениями животных, карандаши.

Ход деятельности:

1. Организационный момент:

а) Упражнение на координацию речи и движений:

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать и спокойно подышать.

б) Упражнение на тренировку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

в) Игра « Четвертый лишний» (какое слово лишнее и почему?)

кошка, собака, белка, лошадь

свинья, волк, корова, овца

котенок, козленок, лисенок, ягненок.

г) - Сядет тот, кто назовет домашнее животное, старайтесь не повторяться.

2. Введение в тему.

- Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь  Лунтику узнать о домашних животных больше?                                 

3. Лексико-грамматические упражнения.

- Давайте назовем ему всех домашних животных, а заодно поучим считать. Лунтик совсем не умеет считать, поэтому будем пока учить его считать до двух. Я считаю «один», а вы – «два». ( Одна кошка – две кошки, один кот – два кота, один котенок – два котенка и т.д.)

- Лунтик не слышал голоса животных, а вы узнаете их?                               Игра « Узнай чей голос» ( употребление притяжательных прилагательных – кошачий голос).

- Лунтик, а что ты нам принес? Смотрите, ребята, что нарисовал Лунтик         ( Выставляю рисунок несуществующего домашнего животного. Дети называют из частей каких животных составлен рисунок – кроличьи уши и т.п.)

- Да, Лунтик хотел  нарисовать домашнее животное, но у него не получилось. Как вы думаете, почему ( Лунтик, перепутал части животных, потому что плохо с ними знаком.  Надо  Лунтику рассказать о домашних животных, поможете мне?)

4. Рассматривание значков плана описательного рассказа.

Логопед выставляет значки по одному, дети говорят, о чем нужно сказать, глядя  на этот значок. C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_E0667.jpg

5.  Игра « Говори, как я» (прием параллельного описания). На столах у детей предметная картинка домашнего животного.  Дети работают в паре.   По образцу логопеда дети составляют предложения о своем животном. Описываем по нескольким пунктам плана ( Тем,  которые вызывают наибольшие затруднения у детей).

6. Физминутка. 

Координация речи с движением – игра «Теленок» (Н.В. Нищева)

Бу-бу, я рогатый.             (два прыжка, «рожки» из пальчиков)                                                      

Бу-бу, я хвостатый.          (два прыжка, «хвостик» из руки – за спину)

Бу-бу, я ушастый.            ( два прыжка, «ушки из ладошек»)

Бу-бу, очень страшный.  (два прыжка, « рожки» из пальчиков)  

Бу-бу,  испугаю.               («бодаются»)

Бу-бу, забодаю.                                                  

7. Составление детьми описательных рассказов с опорой на план-схему.

8. Упражнение « Обведи по точкам».

- Давайте  обведем по точкам рисунки домашних животных и отдадим их Лунтику, чтобы следующий раз, когда он рисовал домашних животных он ничего не перепутал.

9. Итог.

- Как вы думаете, что Лунтику больше всего запомнилось?

- Кто хочет рисунок животного раскрасить, можете сесть за стол и воспользоваться цветными карандашами, потом мы соберем все рисунки и отдадим Лунтику.