Проект "Чудесные листочки" ( лексическая тема "Деревья")

Иваненко Ольга Валериевна

Проект для детей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx62.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудесные листочки» ( Лексическая тема: Деревья)

Вид проекта: информационный, творческий

Продолжительность: краткосрочный (1-2 недели)

Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель: расширить и обобщить знания детей по лексической теме: «Деревья»

Задачи:

- Побуждать интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщать их к процессу познания;

- развивать психические процессы: восприятие, внимание,  память, мышление, воображение;

- расширять  и закреплять словарь по теме ( названия деревьев, частей дерева, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных от деревьев, подбор глаголов и слов-антонимов, образование сложных прилагательных типа желто-красный);

- формировать грамматический строй ( формы И.п и Р.п существительных мн.ч.; согласование глаголав с существительными ед. и мн. числа, существительных с числительным и фразовой речи);

-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней, познакомить родителей с задачами логопедической работы по данной теме, познакомить с играми и игровыми упражнениями по данной теме;

-активизировать родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе;

- учить видеть красоту окружающего мира

- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие.

Планирование и организация деятельности

Формы работы над проектом

Участники

Задачи

1 этап

Организационный

Ознакомительная беседа с воспитателями логопедической группы  (формулировка задач проекта)

Воспитатели,

 учитель-логопед

Познакомить педагогов с проектом, сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта

Подбор иллюстраций, фотографий, пособий, игр, книг по теме ( организация развивающей, познавательной, предметной среды)

Воспитатели,

учитель-логопед

Подобрать методическое обеспечение проекта, разработать дидактические игры, содержание консультаций

 Консультация для родителей «Играем – деревья изучаем» (  знакомство с играми лексико-грамматического содержания по теме проекта)

Родители, учитель-логопед

Познакомить родителей с проектом, сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта

2 этап

Практический

Проведении НОД учителем-логопедом в соответствии с календарным планированием

Учитель-логопед, дети

Соответствуют задачам НОД

Познавательные беседы:

«Если бы я был деревом»

«Наши зеленые друзья»

«Зачем деревья сбрасывают листья»

«Как зимуют деревья»

«Деревья нашего участка»

«Как помочь деревьям»

Воспитатели, дети

Организовать  коммуникативные ситуации, закреплять  речевые навыки детей.  Побуждать  детей к решению проблемных ситуаций, активизировать  инициативу  в действии.

Изо деятельность

Воспитатели,

 дети

Организовать  художественно-речевую  деятельность детей, развивать  творческие способности , развивать мелкую  моторику детей.

Рассматривание книг и иллюстраций, листьев и плодов деревьев

Воспитатели, родители, дети

Организовать   коммуникативные ситуации, дидактические игры. Расширять  и закреплять  словарь по выбранной теме. Формировать грамматический  строй речи. Побуждать  детей к решению проблемных ситуаций, активизировать  инициативу в действиях. Познакомить  с художественной литературой.

Дидактические игры и упражнения « Назови ласково». « Один-много», «Много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «Как назвать лес?», «Чьи плоды», «Подбери слова-действия», «Четвертый лишний»

Воспитатели,

дети

Игры и упражнения  на прогулке « 1-2-3 – к дереву беги», «Найди свой дом», «Найди такой же», «Разложи листочки в порядке увеличения, уменьшения размера», «Назови цвет листочка»

Воспитатели,

дети

Ознакомлении с художественной литературой:

Чтение стихов, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о деревьях .

 Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

Соколов-Микитов «Осень».

Е.Трутнева «По лесным тропинкам».

Н.Сладков «Осень на пороге».

Б. Заходер «Почему деревья ходят»

Воспитатели, родители, дети

Заучивание детьми стихотворений о деревьях

Воспитатели, родители, дети

 Творческие работы родителей и детей:

Как нас лечат деревья (изготовление листков-памяток)

Работы на тему: «Самый большой и самый маленький кленовый листок», « Чудесные листочки»( поделки из листьев)

 Родители, дети

 Повышать  уровень активности, психолого-педагогической культуры родителей. Способствовать формированию эмоционального контакта  родителей с детьми.

3 этап

Заключительный

 Итоговая НОД с родителями

Учитель-логопед, дети, родители

Соответствуют задачам НОД.

 Подведение итогов конкурса творческих работ

Учитель-логопед, дети, родители

Оформить выставку  работ.

Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Учитель-логопед, педагоги ДОУ

Проанализировать отношение всех участников образовательного процесса к проекту, результативность развивающего и коррекционного процессов. Обобщить проект, систематизировать практический материал.

Конспект открытого занятия « Такие разные деревья»

(Занятие проводится с детьми двух подгрупп: старшей и подготовительной к школе).

Цель: обобщить знания детей по теме: «Деревья»; показать родителям пример проведения логопедических игр и упражнений.

     Задачи

Коррекционно-образовательные:

- закреплять словарь по теме «Деревья»;

- закреплять умение употреблять существительные единственного числа в творительном падеже и множественного числа в родительном падеже;

- закреплять умение образовывать относительные прилагательные и сложные прилагательные (типа желто-зеленый);

- закреплять умение согласовывать словосочетание существительное+прилагопельное с числительным;

- упражнять в подборе прилагательных-антонимов;

- формировать грамматически правильную фразовую речь.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание и память, мышление, общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать  навыки  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-  воспитать любовь и бережное отношения к природе.

Оборудование: наборное полотно,  мяч, предметные картинки по теме (деревья, листья), половинки листьев для составления двуцветных листьев, натуральные листья деревьев.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

          Координация речи и движения:

           Мы руками – хлоп, хлоп.

           Мы ногами – топ, топ.

           Мы плечами – чик, чик.

           Мы глазами – миг, миг.

           Раз – туда, два – сюда.

           Повернись вокруг себя.

           Раз, два, раз, два – заниматься нам пора!

  1.  Отгадайте загадку:

            Его весной и летом

            Мы видели одетым,

           А осенью с бедняжки

          Упали все рубашки.

Логопед:

- Как вы догадались, что это дерево?

- Сядет тот, кто скажет, какая погода может быть осенью? (Дети подготовительной к школе подгруппы).

 - Сядет тот, кто назовет дерево. (Дети старшей подгруппы). (Логопед выставляет на наборное полотно картинки деревьев в два ряда – лиственные и хвойные).

Логопед:

- Почему картинки деревьев я поставила в два ряда?  (Дети отвечают).

- Деревьев кругом много, давайте поиграем в игру. Я буду называть одно дерево, а вы много деревьев.  ( Игра с мячом «Много»)

- Дерево что делает?   (Дети подбирают глаголы)

-  Листья что делают? (Дети подбирают глаголы)

3.    Логопед:

- Что происходит с деревьями осенью? (Дети отвечают).

- Какого цвета могут быть листья деревьев осенью?  (Дети отвечают).

- Чаще всего лист дерева бывает не одного, а двух или более цветов.  Старшие ребята составьте листочки, а ребята подготовительной к школе подгруппы назовут цвет. (Дети находят половинки листьев, составляют двуцветный лист.  Дети подготовительной к школе подгруппы называют цвет: Этот лист красно-желтый)

  1. Игра « Раз-два-три, к дереву беги»

Дети подготовительной к школе подгруппы берут картинки деревьев и располагаются в разных местах групповой комнаты. Дети старшей подгруппы по команде логопеда бегут к названному дереву.

Логопед:

- Кажется. дождь начинается, прячьтесь от дождя под деревьями. ( Дети старшей подгруппы  подходят к разным деревьям и говорят, кто под каким деревом спрятался: Я спрятался под липой.)

  1. Логопед:

- Наши ребята знают, как называются листочки от разных деревьев.

Игра с мячом «Скажи по-другому» ( образование относительных прилагательных от деревьев)

  1. Логопед:

- Ребята подготовительной к школе подгруппы даже посчитать листочки могут (дети считают листочки от1 до 5: один березовый листок, и т.д.)

- Ребята наши разбираются, где какой листочек.  ( Дети берут один листок,  подходят к своему родителю и называют его.)  

  1. Логопед:

- Мы говорили о листьях, а что еще есть у дерева? (Дети перечисляют части дерева).

- Давайте мы станем деревьями. ( упражнение на координацию речи и движений)

Станем мы деревьями, сильными, большими  

Ноги – это корни,  их расставим шире

 Чтоб держали дерево, падать не давали.

 Из глубин подземных  воду доставали

 Наше тело – прочный ствол он чуть-чуть качается

 И своей верхушкой в небо упирается

 Наши руки – ветви крону образуют

 Вместе им не страшно, если ветры дуют.

Логопед:

- Деревья бывают разные: высокие и … ( дети подбирают слова – антонимы, руками показываем названные качества), ствол бывает прямой и..., толстый и …, ветки длинные и ….

8. Логопед:

- Дети подготовительной подгруппы выучили стихотворения о деревьях. (Дети читают стихи).

9. Логопед:

- Зачем нам нужны деревья? (Дети отвечают).

- Как можно помочь деревьям?

Логопед читает стихотворение «Консилиум» Ольги Шалимовой (см. Приложение)

10. Логопед:

- А теперь я проверю, как вы хорошо знаете деревья. (Логопед загадывает загадки о деревьях)

 

11. Итог:

- О чем мы с вами говорили? Какое дерево вам больше всего нравиться? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Стихотворения и загадки о деревьях

Березка

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова

Елка

Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев

На сосну уселась галка.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
М. Дружинина

Почему у дуба листья облетели

Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
"Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами".
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.
В. Бояринов

Берёза

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Автор: И.П. Токмакова.

Дуб

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим дубом стал!

Автор: Санин Е. Г.

Клены

Осень-художница дерево кистью
красит и красит влюблённо:
жёлтые листья,
красные листья -
разные листья у клена.

Автор: Ю. Насимович

Липа

От простуды
И от гриппа
Дарит нам
Цветочки липа!

Автор: Санин Е. Г.

Рябина

Под окном растёт рябина -
в красных ягодах вершина.
Прилетели
свиристели -
угощенье мигом съели.

Автор: Ю. Насимович

Ели.

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

И. Токмакова

Сосны.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

И. Токмакова

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(березы)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(елка, сосна)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(дуб)

Они и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(рябины)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(липа)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...

Консилиум


Рядом с нами доктора,
И сегодня, и вчера,
И всегда, бок о бок с нами,
И с цветами, и с плодами,
И листочки, и кора...
Все деревья - доктора!

Дуб могучими ветвями
Зашумел шурша словами -
Я вас тенью одарю
И от солнца защищу,
А отвар коры от дуба
Крепче сделает вам зубы!

От березки белой стройной
Донеслись слова "мне больно!"
Да! Все верно, потерплю,
Соком свежим напою!
Свежий веник в баню дам,
Чтоб здоровья вам додал,
И сережки подарю -
Отравление удалю!

Черноплодная рябина
Очень гордо заявила,
Что она любым прохожим
Всем с давлением поможет,

А обычная рябина
С красным плодом на весу
Заявила, коль постыло,
От курения спасу!

В разговор вмешалась липа -
От простуды хорошо
Чай цветочный - то напиток,
И от жажды - что еще?

Тут калина поддержала
Интересный разговор -
Ягод красных разве мало,
И о чем ведем мы спор?

Все деревья чем-то славны -
Знать полезно кто и чем?
Хороши коры отвары
Или ягод - польза всем!

Ольга Шалимова

Задачи :


  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

  • приобщать детей к процессу познания;

  • формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;

  • побуждать детей к совместной деятельности;

  • формировать эмоциональную заинтересованность;

  • развивать мышление и воображение;

  • формировать различные способы общения;

  • овладение различными способами решения поставленных задач.

Цель проекта:

  • Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе.
  • Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.
  • Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

Задачи:

  • Воспитывать чувства любви к своей малой родине.
  • Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
  • Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  • Способствовать развитию памяти, мышления.
  • Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
  • Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.

Участники проекта:

  • воспитатели,
  • дети старшей группы комбинированной направленности ,
  • родители.

Срок реализации проекта:

  • март, апрель, май.

Тип проекта:

  • информационный, исследовательский, творческий.

Распределение деятельности между участниками проекта

Педагоги:

  1. Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.
  2. Активное взаимодействие с семьями воспитанников.
  3. Организуют работу по реализации проекта.

Дети:

  1. Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.
  2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи.
  3. Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проекта.

Родители:

  1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников.
  2. Совместно с ребёнком оформляют проект, делают зарисовки и т.д.
  3. Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация», «Познание», «Художественное- творчество» (рисование, аппликация),
  • «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Труд».

Предполагаемый результат проекта

  1. Знать названия окружающих улиц.
  2. Узнавать исторические места и названия города по картинкам.
  3. Знать людей прославивших город.
  4. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
  5. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме.
  6. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

Основные этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – практический, исследовательский.

Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.

3 этап – обобщающий.

Презентация проекта.

Формы работы над проектом

Участники

Пополнение развивающей среды.

I этап

Подготовительный

Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?»

Воспитатели, дети

Иллюстрации с изображением улиц города

Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям.

Воспитатели, родители

Пополнение книжного уголка.

Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?»

Воспитатели, дети

Изготовление бланков для анкеты.

II этап

Исследовательский

III этап. Обобщающий

Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной».

Воспитатели, дети, родители

Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город»

Воспитатели, дети

Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город».

Воспитатели, дети, родители

Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).

Воспитатели, дети, родители

Музыкальный праздник посвящённый 60- летию города Новокуйбышевска «Свой город любит каждый житель».

Воспитатели, дети, родители

Приложение к проекту: План-конспект непосредственно-образовательной деятельности: Игра

Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- комплекс утренней гимнастики “Игрушки”;

- пластический этюд “Заводная игрушка”.

ЦЕНТР НАУКИ:

- рассказать, где и как делают игрушки;

- рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево);

- исследовать игрушки в натуральном виде;

- организовать выставку любимых игрушек детей.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь);

- ориентировка в пространстве “Найди игрушку”;

- игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”.

ЦЕНТР КНИГИ:

- чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”;

- чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”;

- заучивание и отгадывание загадок;

- чтение “Игрушкины частушки”;

- составление по плану описательного рассказа о матрёшке.

ИГРУШКИ

ЦЕНТР БУКВОВЕДА:

- звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина;

- разгадывание ребусов по теме;

- составление рассказа “Любимая игрушка”.

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка;

- вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки).

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек);

- рассказать о народных умельцах;

- нарисовать “Моя любимая игрушка”;

- аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой).

ЦЕНТР ИГРЫ:

- сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”;

- музыкально-дидактическая игра “Пищалки”;

- дидактическая игра “Назови игрушку”.

Лексическая тема «Деревья»

Лексическая тема ДеревьяПредметы: дерево, береза, осина, рябина, клен, дуб; ель, елка, сосна, пихта, кедр; дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень; земля, лес, хвоя, иголки.

Признаки: лиственные, хвойные деревья; лиственный, хвойный лес; светлый, летний, осенний, весенний, зимний; березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый, черный.

названия;деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;

признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые,

круглые, острые;

действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»

Тополь — тополек, дуб — дубок,осина — осинка (осиночка), береза — березка (березонька), рябина — рябинка (рябинушка), ива — ивушка, елка — елочка, сосна — сосенка, клен — кленок, яблоня — яблонька, шишка — шишечка, ветка — веточка, лист — листик, листок, листочек, лес — лесок, иголка — иголочка.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много» Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей; осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов; липа — липы — лип; береза — березы — берез; ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин; ель — ели — елей; елка — елки — елок; сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь; плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек; желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек; крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек; корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов; ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев; иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков; лес — леей — лесов; чаща — чащи — чащ.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

  • Одно дерево — два дерева — пять деревьев,
  • одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
  • одна ветка — две ветки — пять веток,
  • одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
  • один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»

Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;

... рябины — рябиновый; ... ели — еловая;

... дуба — дубовый; ... тополя — тополиная;

... сосны — сосновый; ... осины — осиновая;

... клена — кленовый; ... липы — липовая.

Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

Образование относительных прилагательных «Как назвать

лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;

если в роще растут дубы — дубовая;

... осина — осиновая;

... ивы — ивовая;

... клены — кленовая.

Лексический строй речи.

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе; яблоки растут на — яблоне; круглая шишка на — сосне; длинная шишка у — ели; грозди рябины растут на — рябине; сережки растут — на березе, ольхе, иве.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ; дерево ... ; крона ... ; почки ... ; корни ... ; ветви ... .

Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный; если в лесу растут сосны и елки — хвойный; если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.

Классификация понятий «Четвертый лишний» Клен, рябина, ель, осина (ель); липа, тополь, ива, яблоня (ива); береза, дуб, клен, смородина (смородина); яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

Построение монолога «Опиши дерево по плану»:

1) как называется дерево;

2) хвойное, лиственное или фруктовое;

3) как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);

4) в каком лесу растет.

Например. В сосновом бору выросла высокая, стройная, красивая сосна. У нее длинный, прямой, почти совсем голый ствол. Только вверху растут большие пушистые ветки. На густых пушистых ветках висят круглые коричневые не очень крупные шишки. Иголки у сосны длинные, колючие, и растут они парами. Свежий запах сосновой хвои целебен, а ее соком и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.

Прочитайте следующие произведения.

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
Соколов-Микитов «Осень».
Е.Трутнева «По лесным тропинкам».
Н.Сладков «Осень на пороге».

Побеседуйте с детьми о пользе деревьев и кустарников.

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Магазин».

Игры-драматизации по произведениям: «Гуси-лебеди».

Настольно-печатная игра «Чей листочек», «От какой ветки детка?», «Части дерева». Экологические игры «Если бы я был деревом…», «Дерево – это…».

Здоровье и физическое развитие

Прогулка с родителями в лесу, в парке.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи

Творческое рассказывание «Чем мне нравится это дерево?», «Друзья дерева». Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и яблони».

Экологическое воспитание

«Деревья вокруг нас», «Наши зеленые друзья». Кроссворды «Деревья нашего двора», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья».

Природное окружение

«Зачем деревья сбрасывают листья», «Как дерево живет зимой», «Почему весенние морозы страшнее зимних».

Предметное окружение

Знакомство со свойствами дерева. Использование дерева человеком.

Опытно-экспериментальная деятельность

Строение дерева. Условия, необходимые для жизни дерева (ветки тополя). Как зимуют деревья (крахмал).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественная литература

Пословицы и поговорки о деревьях. Чтение стихов о деревьях. Заучивание стихотворений С.Есенина «Пороша», «Береза». Чтение исказки Б. Заходера «Почему деревья не ходят».

ИЗО

Рисование «Осеннее дерево», «Деревья в ветреную погоду», «Лес зимой», «Веточки тополя в вазе». Лепка «Осенний парк», «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» Поделки из бумаги и частей дерева (семена, плоды, опавшие листья и т.д.).

Настольно – печатные игры:

«Как зовут тебя, деревце? », «Что растёт в лесу? », «Выложи дерево», «Четвёртый лишний».

Словесно – дидактические игры:

«Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Что будет, если? ».

Рассматривание иллюстрированного материала по теме.

Составление альбома со стихами и загадками «Моё любимое дерево».

Создание в группе макета «Деревья и кустарники участка нашего детского сада».

Составление рассказов о бережном отношении к деревьям.

Речевые логические задачи: «Что за дерево такое? ».

Уроки мышления: «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ».

Составление и решение задач на сложение и вычитание.

Классификация «Лиственные, хвойные деревья».

Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада».

Подвижные игры на участке:

«Найди дерево по листу», «Найди пару».

Экскурсия по участку детского сада, в сквер на «Набережную космонавтов».

Занятие «Пернатые друзья деревьев».

Рассматривание семян различных деревьев.

Беседы: «О видах деревьев», «Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете? », «Деревья «Красной книги Саратовской области», «Почему желтеют и опадают листья? ».