Главные вкладки
Методическая деятельность в школе
Добро пожаловать на страницу педагога - методиста! Здесь вы найдете всё необходимое для повышения квалификации, разработки эффективных учебных программ и улучшения педагогического мастерства.
Что вас ждет:
- Индивидуальные консультации по вопросам методической работы
- Учебные планы и программы, соответствующие современным требованиям
- Тренинги и вебинары для профессионального роста
- Подборка полезных ресурсов и материалов для преподавателей
- Поддержка в организации и проведении мероприятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению открытого занятия
Подготовка открытого занятия является для педагога формой повышения квалификации, самообразования, самосовершенствования и профессиональной компетентности, поскольку педагог наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности, технологичности – все это становится предпосылкой для успешного проведения открытого занятия, для профессионального роста и развития педагога.
Цель методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогам дополнительного образования в решении педагогических и методических задач по совершенствованию образовательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.
Задачи:
- способствовать повышению эффективности профессионального самообразования педагогов в ходе разработки, подготовки и проведению открытых учебных занятий;
- создать условия для повышения уровня и качества проведения открытых занятий, их соответствия современным педагогическим требованиям;
- оказать методическую помощь педагогам при анализе открытого занятия, распространении педагогического опыта.
1. Общая характеристика открытого занятия.
Открытое учебное занятие ставит педагога в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, формулирование концептуальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.). Формирует потребность преодолевать собственные затруднения (объективирует потребность самосовершенствования). И в этом ценность открытого занятия. Когда открытое занятие перенасыщено педагогическими приемами и методами, разнообразными средствами обучения, то они оказываются не эффективными, а, скорее, эффектными. И в итоге это приводит к потере сути и целесообразности, к оригинальничанию вместо настоящего творчества, рассчитанного на достижение более высокого качества образования. Если при этом учесть, сколько времени и сил тратится на подготовку и проведение этого ответственного мероприятия, то совершенно очевидно, что формальный, бездумный подход к проведению открытого занятия просто недопустим. По уровню представления открытое занятие может быть проведено:
- для коллег (распространение опыта, учебное занятие в рамках какого либо продолжительного мероприятия, проекта),
- для администрации учреждения (с целью контроля использования современных подходов к обучению, обобщения педагогического опыта),
- на уровне города, области (презентация новой методики или элемента преподавания в качестве распространения педагогического опыта),
- в рамках профессиональных конкурсов.
2. Цели проведения открытых занятий
- повышение квалификации тех, кто приходит на занятие к педагогу профессионалу высокого класса (мастер-класс профессионала);
- экспертиза коллегами (администрацией учреждения, методистами) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом, когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития педагога;
- презентация интересной педагогической разработки, новой технологии, поднятие статуса педагога образовательного учреждения;
- изучение и обобщение передового, результативного педагогического опыта;
- творческий отчет о результатах освоения педагогом новейшей педагогической методики, технологии и т.п.
3. Методическая цель открытого занятия
Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Это поможет наиболее конструктивно спланировать занятие и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов, приемов и форм организации. Методическая цель отражает основную методику проведения учебного занятия, например:
- активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях посредством использования наглядного материала;
- методика использования мультимедийных презентаций в процессе изложения нового материала (проверки знаний, выявления межпредметных связей);
- методика использования кейс-метода, в соответствии с методической целью занятия, где педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии, по которой работает сам педагог.
4. Требования к открытому занятию
Любое занятие должно отвечать требованиям, которые выдвигаются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед современным образованием. Учитывая требования нормативных документов, регламентирующих деятельность системы дополнительного образования, учебные занятия должны быть направлены на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, до профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры детей;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень профессионального мастерства и педагоги, повышающие свою профессиональную компетентность. Занятие, подготовленное формально, не может быть источником результативного педагогического опыта.
Открытие занятие обязательно должно иметь новизну, которая может относиться к содержанию или методикам. Но, в любом случае, открытое занятие должно содержать новое для посетителей. Открытое занятие может отражать решение методической проблемы, над которой работает педагог, оно должно показать преимущества, т.е. высокую эффективность новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, подбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. Открытое занятие не должно наносить вред обучающимся, дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих. Для гостей на занятие обязательно готовятся места. Заранее, перед проведением открытого занятия, гостям раздают технологическую карту или план, можно подготовить небольшие буклеты с пояснением основных этапов занятия, используемых методов и приемов, характеристикой обучающихся (уровень обученности, реальные учебные и воспитательные возможности, психологический и возрастной портрет учебной группы и т.п.). Открытые занятия и их содержание не должны противоречить календарно-тематическому планированию. Нежелательна «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой. Не следует, называя это подготовкой к открытому занятию, предварительно готовить обучающихся к занятию, «проигрывать» его. Если обучающиеся заранее знают, все что будет на занятии, то интереса к познанию у них не будет. И это, конечно, вредит общему впечатлению. Вместе с тем необходимо понимать, что обучающиеся должны быть готовы к открытому занятию. Они должны знать основные формы работы на занятии. Но для них должна быть и изюминка, о которой они могут лишь догадываться. Не стоит включать в открытое занятие типы заданий, непривычные для обучающихся, так как больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если обучающиеся уже знают, как, например, проводится «мозговой штурм», деловая игра или блиц-опрос, каковы условия проведения конкурсов и т.п. Подобные задания стоит включить в предыдущие занятия, чтобы обучающиеся их освоили. После открытого занятия обязательно организуется его обсуждение и анализ. Сначала педагог проводит самоанализ, потом высказываются коллеги, представители администрации и подводит итоги обсуждения сам педагог.
5. Алгоритм проектирования учебного занятия
Проектирование учебного занятия представляет собой реализацию определенной последовательности этапов:
1.Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных). На этапе подготовки учебного занятия педагогу очень важно проанализировать все три группы ожидаемых результатов, достигаемых в ходе учебного занятия;
2.Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение результатов (выступления, доклады, дискуссия, практическая работа, просмотр фильмов и др.);
3.Отбор содержания (о чем говорим в рамках учебного занятия), отбор методов и форм (как сообщаем информацию и в какой форме);
4.Выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения результатов (совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемые для педагогической работы, учебники, справочники, медиа-ресурсы, мультимедийный комплекс, плакаты, раздаточный материал, карты, таблицы, и др.).
6. Психологическая подготовка открытого занятия
Задача педагога – мобилизоваться перед открытым занятием, сосредоточить усилия на раскрытии собственных ресурсов. Без соответствующей психологической подготовки проводить открытое занятие и держать внимание учебную аудиторию довольно трудно.
Основные моменты, которые включает в себя психологическая подготовка к открытому занятию.
- Правильный психологический настрой. Не стоит придавать предстоящему мероприятию слишком большого значения. Как бы важен ни был данный успех для вашей карьеры, помните, что это всего лишь занятие, а точнее всего 45 минут, которые пролетят очень быстро. Возможно, оно станет вашим триумфом, а может быть, что-то пойдет не так, как вы планировали. В любом случае, это еще один шаг вперед по лестнице педагогического мастерства, новый бесценный опыт, который поможет вам избежать ошибок в дальнейшем.
- Эмоциональный настрой. Постарайтесь сделать так, чтобы на занятии было хорошо и комфортно не только вам и вашим обучающимся, но и гостям. Настройтесь на волну доброжелательности. Не думайте о плохом. Вместо этого подберите несколько интересных заданий, нацеленных на снятие напряжения в самом начале занятия. Это поможет всем расслабиться и настроиться на получение только положительных эмоций. Пусть и для вас, и для обучающихся это занятие станет небольшим праздником, ярким и запоминающимся. Выработка положительного отношения к себе, признание своей уникальности. Можно формировать умение управлять собственным психологическим состоянием с помощью саморегуляции, тренингов, специальных упражнений.
- Имидж. Вы не только должны хорошо выглядеть, но и чувствовать себя уверенно и комфортно.
- Поощрение. Решите заранее, чем именно вы себя побалуете, когда все закончится. Пусть мысль об этой маленькой радости согревает вам душу во время всего занятия. Верьте в себя! Вы каждый день проводите такие занятия – и в этот раз все получится. Спокойно относитесь к критическим замечаниям – просто учтите их на будущее.
- Психологическая подготовка обучающихся. На открытом занятие еще в большей степени, чем на обычном, обучающиеся испытывают потребность в признании и чувство неловкости от допущенных ошибок. Боязнь показаться глупым, подвести педагога и группу, часто нагнетаемая самим педагогом, делает обучающихся скованными и малоактивными. Это сказывается и на ходе занятия, и на его результатах, и на общем впечатлении о нем. Педагог – мастер, знающий характер каждого обучающегося, уровень его подготовки и подготовленности, умеющий адекватно оценить потенциал каждого ребенка, найдет возможность его включения в работу таким образом, чтобы он мог показать себя с лучшей стороны и продемонстрировать результат своей деятельности приемлемым для себя способом.
О предстоящем открытом занятии лучше всего объявить обучающимся на занятии, ему предшествующем. Не следует заранее позиционировать открытое занятие как особое мероприятие, требующее от участников свершения каких-либо подвигов. Но при этом следует попросить обучающихся не опаздывать, быть вежливыми с гостями и друг с другом, обратить внимание на внешний вид, настроить ребят на активную работу на занятии.
7. Подготовка и проведение открытого занятия
За неделю до проведения открытого занятия педагог согласовывает конспект, технологическую карту (по необходимости) занятия с методистом, отдела, обеспечивающим его сопровождение.
В конспекте или технологической карте учебного занятия отражается (дата и время проведения, тема, тип занятия, цель, задачи которые формулируются в соответствии с ожидаемым результатом, формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы обучения, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение занятия, все основные этапы занятия, основные виды деятельности как обучающихся, так и педагога, с четким распределением времени по этапам занятия). Приветствуется наличие методической разработки учебного занятия, которая включает в себя:
- пояснительную записку (роль занятия, его место в структуре дополнительной общеобразовательной программе, цель, задачи, ожидаемый результат, технологии, методы, приемы, которые применяются на занятии);
- план-конспект или технологическую карту занятия;
- дидактические и контрольные материалы, используемые на занятии.
Если педагог испытывает определенные трудности психологического или профессионального плана, возможно проведение предварительного обсуждения проекта занятия и некая «репетиция» без участия детей. Объявление о проведении открытого занятия привлечет внимание коллег, администрации, создаст творческий, доброжелательный настрой. Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке, по действующему расписанию. Если занятие – это конкурсное мероприятие или проводится на семинаре по обмену опытом и т.п., то оно может быть проведено в соответствии с предварительно составленным планом – графиком. Накануне педагог готовит аудиторию к открытому занятию. Все материалы, которые планируется использовать на занятии, должны быть разработаны или подобраны на подготовительном этапе, иметь эстетичный вид, соответствующий формат, соответствовать теме, быть в достаточном количестве и находиться под рукой. Аппаратура устанавливается таким образом, чтобы не было помех при ее использовании ни для педагога, ни для обучающихся, с соблюдением правил безопасности. Также педагог готовит рабочие места для гостей, раскладывает необходимое методическое обеспечение. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к образовательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью. Приглашенные входят в кабинет до начала занятия, занимают заранее подготовленные места, не отвлекают внимание детей, наблюдают за действиями педагога и обучающихся. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятий, не выражать в присутствии обучающихся своего отношения к работе педагога, ведущего его. Гости в процессе наблюдения должны проследить, как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования программы, каковы результаты его деятельности.
8. Ошибки при подготовке и проведении открытого занятия
Педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что, выполнить ранее намеченный план занятия полностью, независимо от возникших на занятии обстоятельств. Это неизбежно приведет к формализму, к тому, что педагог окажется оторванным от обучающихся. Он должен быть готов изменить план в ходе самого занятия в зависимости от возникшей на занятии предполагаемой или непредвиденной ситуации, перейти к реализации методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку. И это не следует расценивать как недостаток, упущение, ошибку, так как способность к импровизации – один из показателей не только творчества, но и мастерства педагога.
Основные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого занятия: отсутствуют логические связи между элементами технологии, что неизбежно приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого – к бессмысленности применения новой технологии.
Педагог проектирует и демонстрирует те или иные (возможно, очень оригинальные) педагогические действия, но никак не обосновывает, что существенно снижает эффективность обучения приглашенных. Педагог для большего впечатления вставляет в занятие какие-то эффективные элементы, необходимость применения которых на конкретном занятии сомнительна. Педагог почти весь урок демонстрирует свою эрудицию, показывает только себя при почти полном отсутствии обратной информации, исходящей от обучающихся. Открытое занятие дается в игровой форме, и педагог переоценивает значение формы до такой степени, что она начинает превалировать над содержанием, над целями и потому – результатами образовательной деятельности на этом занятии. Педагог допускает терминологические (то есть научные) ошибки, в том числе и при проведении самоанализа.
9. Рекомендации по проведению анализа открытого занятия (самоанализ)
Обсуждение открытого занятия проводится сразу после его проведения. Организует обсуждение заместитель директора (методист).
Цели обсуждения и анализа занятия:
- определение соответствия открытого занятия современным требованиям;
- оценка степени достижения методических и дидактических целей занятия;
- выявление результативности и эффективности использования на занятии новых педагогических приемов, методики, технологии;
- оказание методической помощи педагогу в определении эффективности отдельных методических приемов.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждения от поставленной цели. В основе творческого труда педагога лежит умение анализировать свою педагогическую деятельность на занятии.
Анализ педагогом проведенного занятия демонстрирует:
ü его способность к рефлексии собственных действий, собственного творчества;
ü формирование и развитие творческой сознательности, проявляющейся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;
ü развитие умений устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
ü формирование умений четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
ü формирование педагогического самосознания, когда педагог постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом действий и конечным результатом урока.
При самоанализе открытого занятия педагог должен четко раскрыть цель учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить собственные критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику уровня знаний обучающихся, определить место занятия в системе занятий, обосновать выбранные формы организации и тип занятия. Важно отразить степень достижения поставленных задач, причины отклонения от плана занятия, наметить дальнейшие перспективы изучения учебного материала. Также педагог разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели реакцию, эмоции обучающихся. Необходимо отметить удовлетворение педагога тем или иным обучающимся, который продемонстрировал на занятии не обычные для него положительные результаты. В обсуждении разбираются достоинства и недостатки занятия, особое внимание уделяется достижению поставленной цели обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, оборудования. Обязательно в ходе обсуждения отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию системы работы.
Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают желание не только оценить критически работу коллег, но творчески использовать его опыт в работе. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия педагогическую практику.
10. Критерии качества открытого занятия
Необходимо помнить, что главный критерий качества любого, в том числе открытого занятия – обученность детей, достижение цели и задач занятия. Культура и эстетика педагога, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности занятия. Открытое занятие не должно быть обычным, рабочим, важно, чтобы это было занятие взаимодействия, активности, диалога. Очень важно, чтобы диалог педагога с обучающимися эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря конкретной теме.
Содержание – это основа, позволяющая продемонстрировать за 45 минут педагогическое мастерство и компетентность. Умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства – вот залог успешности педагога на открытом занятии.
Эффективное открытое занятие отличает:
- соответствие целям и задачам современного образования;
- новизна;
- соответствие методов, приемов, формы обучения поставленным целям и задачам;
- совместное с обучающимися формулирование целей и задач на разных этапах занятия;
- наличие проблемных ситуаций и вопросов при организации учебной деятельности;
- использование творческих заданий;
- организация самостоятельной работы обучающихся;
- обращение к знаниям и опыту обучающихся;
- условия для формирования умений анализировать, выражать критические суждения;
- возможность обучающихся высказываться по содержанию темы;
- обсуждение ситуации нравственного выбора;
- диалогическая позиция педагога;
- безоценочное обсуждение и поддержка мнений обучающихся;
- наличие системы оценивания; - Организация устойчивой обратной связи;
- поддержка обучающимся, имеющим трудности в освоении материала;
- комфортный психологический климат на занятии;
- педагогический такт и культура педагогического общения.
Источники:
1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2019. – 448 с.
2. Трусова С.Я. Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системе дополнительного образования. / Составители С.Я. Трусова, О.А. Конугурова – Екатеринбург: МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», 2015. – 23с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
”СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ“
Семинар-практикум – вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся.
Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами. Практическое занятие, как правило, включает этапы: организационный, постановку цели, актуализацию знаний, инструктаж, деятельность, нацеленную на практику работы и подведение итогов.
В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы образовательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня педагогов.
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру. Семинар-практикум – форма групповых занятий, проходящая при активном участии обучаемых.
Наиболее употребительной формой организации деятельности слушателей во время практических занятий является групповая работа. Виды практических занятий: тренинг, организационно-деятельностная игра, анализ педагогических ситуаций и т. д.
Ключевые слова: семинар-практикум, учебное занятие, самоанализ, деловая игра.
Цель: теоретический обзор современных форм организации работы с учащимися на занятиях в объединении по интересам, направленных на формирование критического мышления, креативности и коммуникативных навыков.
Задачи:
- систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с учащимися в учреждении дополнительного образования;
- рассмотреть особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия; способствовать повышению качества проведения учебных занятий;
- определить единые подходы к моделированию и проектированию эффективного занятия;
- обменяться имеющимся опытом работы по организации работы с учащимися в образовательной практике учреждений дополнительного образования.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук; стулья по количеству участников; раздаточный материал, ручки.
Участники: члены методического объединения ”Творческий поиск“, заведующий УМК Шалтан Галина Ивановна.
План работы семинара:
І. Организационная часть.
ІІ. Основная часть. Выступление по теме семинара с показом мультимедийной презентации и параллельным обсуждением темы.
III. Деловая игра ”Знаю. Умею. Могу“ (моделирование учебного занятия в подгруппах).
ІІІ. Рефлексия. Подведение итогов.
ХОД СЕМИНАРА
I. Организационная часть.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара: ”Современные формы организации работы с учащимися в дополнительном образовании“. С одной стороны, она проста, и, казалось бы, давно уже всеми нами досконально освоена, с другой стороны, у многих имеются определенного рода затруднения при составлении плана-конспекта занятия, при реализации этапов занятия. Поэтому мы сегодня систематизируем наши знания об учебном занятии, отработаем навыки моделирования целей и задач занятия.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок.
Сегодня для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Педагог должен:
- обладать психолого-педагогическими знаниями;
- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
- основываться на социальном заказе общества;
- отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Вопрос для обсуждения:
Дайте определение учебного занятия.
Исходя из определений, резюмируем:
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Сегодня на нашем семинаре мы рассмотрим особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия и попробуем систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с учащимися в учреждении дополнительного образования. Перед тем, как приступить к основной части, я расскажу вам притчу о короле, который хотел выбрать себе министра.
Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. ”Кто сможет открыть ее?“ — спросил король. Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили ”нет“ и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.
Король сказал: ”Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать“.
Коллеги, нельзя всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, всегда важно проверять свои ощущения на практике. Поэтому во время семинара я предлагаю вам не только ознакомиться с теоретическим материалом, но и обменяться опытом работы по организации работы с учащимися в образовательной практике, а также попрактиковаться во второй части нашего семинара и принять участие в деловой игре ”Знаю. Умею. Могу“.
II. Основная часть.
Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов. Необходимо исходить из самого понятия: цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений и навыков.
Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их. При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей учащихся данной группы, их учебной подготовленности, развития (Приложение 1).
Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки, которые возможно формировать на учебном материале занятия.
Задачи развития учащихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.
Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
- изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);
- обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.);
- комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);
- контрольное (итоговое).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.
Вопрос для обсуждения:
Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?
Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Традиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе.
- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую, мыслительную деятельность учащихся.
- Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
- Утренник, праздник – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
- Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – ”Свобода и долг“, ”Человек и природа“ и т.п.
- ”Крепкий орешек“ – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
- Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
- Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
- Психологическое занятие – проведение уроков психологической культуры личности; позволяет педагогам дополнительного образования оказать своевременную, квалифицированную помощь обучающимся.
- Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
- День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Методы обучения
- Практические методы: упражнения, тренинг, репетиция, конспект, составление докладов, реферат, защита проекта.
- Словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
- Графические методы: составление таблиц, схем, графиков, диаграмм, работа с картами, схемами.
- Наглядные методы: наглядные материалы, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, фотографии, схемы, модели, предметы, муляжи, видеоматериалы.
- Игровые методы: дидактические, развивающие, познавательные, игры на развитие памяти, глазомера, внимания, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра, игры-конструкторы.
- Проектные и проектно-конструкторские методы: разработка проектов, моделирование ситуации, создание моделей, создание творческих работ, разработка сценариев.
- Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, анализ проблемы, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, формулировка и решение проблемы учащимися, поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием опорных схем, алгоритмов.
- Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно, самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
- Психологические и социологические методы: анкетирование, интервьюирование, тесты, создание и решение различных ситуаций.
Подведем итог выше сказанного: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия – находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие.
В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Вопрос для обсуждения:
Выделите основные этапы учебного занятия.
В процессе обсуждения выделяем этапы занятия:
- Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
- Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовности к изучению новой темы.
- Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
- Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, упражнения творческого характера.
- Подведение итогов занятия, формулирование выводов. (Приложение 2).
Работа в группах: Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия (Приложение 3).
Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой
Ведущий: Мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия. Сейчас мы познакомимся со структурой инновационного занятия (по Н.Е. Щурковой) (Приложение 3). В целом любое учебное занятии можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится на смене видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание - применение – обобщение – систематизация.
Приоритетной целью современной образовательной концепции в учреждениях дополнительного образования стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского ”отражение“) – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, т.е. обращение назад, размышление о внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать пробелы в своих знаниях, формировать самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
Выполняя самостоятельную работу на занятии, учащиеся часто заняты однообразным делом, чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.
На занятиях от учащихся требуется высокая активность, мобильность и включенность. Чтобы достигнуть высокой эффективности занятия и усвоения материала, следует учитывать физиологические и психологические особенности учащихся, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость и напряжение. К одним из таких видов работы можно отнести психологические релаксационные паузы-минутки, которые, помогают снять усталость, нервное и психологическое напряжение. Дети очень любят такие паузы, а минутки, потраченные на отдых, идут только во благо занятия.
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учащимися запомнить материал. Релаксация должна освобождать от умственного напряжения.
Для лучшего усвоения материала на занятиях, для создания благоприятного психологического климата необходимо включать в ход занятия небольшие упражнения, направленные на снятие стресса и усталости.
Таких упражнений разнообразное множество, каждое из них имеет определенную цель и смысловой характер. Несколько примеров таких упражнений:
Упражнение № 1: ”Две минуты отдыха“.
Цель: возможность быстро отдохнуть от теоретической и психологической нагрузки.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: инструкция ”Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты“. Дав инструкцию, педагог сам может присоединиться к тем, кто отдыхает.
Обсуждение упражнения: в конце упражнения педагог может начать рассказывать о своих впечатлениях, а затем спросить учащихся желают ли они поделиться своими эмоциями и настроением.
Упражнение № 2: ”Поза и эмоциональное состояние“.
Цель: разминка во время занятия.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: педагог просит нескольких человек (4-5 человек) изъявивших желание принять участие в упражнении выйти на центр комнаты. Остальные учащиеся, оставшиеся на своих местах должны внимательно наблюдать за участниками.
Преподаватель просит участников по очереди принимать позы:
- веселого человека;
- расстроенного человека;
- заинтересованного чем-то человека;
- удивленного человека;
- уверенного человека.
Обсуждение упражнения:
1. Дети, наблюдающие за тем, как каждый из участников показывал того или иного человека, должны проголосовать, кто из участников лучше всех справился с заданием. Проголосовать можно разными способами, с помощью поднятых рук или аплодисментов.
2. Обратная связь от участников упражнения:
- Что вы почувствовали, принимая разные позы?
- Какая поза вам больше всего понравилась?
Упражнение № 3: ”Передача хлопка“.
Цель: создать положительный настрой перед началом занятия.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз. Если кто-то сбился, то упражнение повторяется сначала, до тех пор, пока дети не выполнят задание без сбоев.
Обсуждение упражнения:
Педагог как наблюдатель высказывает свое мнение о том, по каким причинам случались сбои, кто был более внимателен и активен.
Упражнение № 4: ”Стряхни“.
Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного настроения.
Форма проведения: групповая.
Проведение упражнения: педагог просит встать всех детей и выйти из-за стола. Инструкция: ”Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее“.
Обсуждение упражнения:
Педагог спрашивает учащихся: ”Ваше самочувствие после выполнения упражнения?“
В заключении хотелось бы отметить, что занятие должно проходить, прежде всего, в условиях психологической комфортности для учащихся.
Основная задача педагога:
- создание эмоционально положительного фона в обучении, общении;
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи учащимся;
- использование чередования интенсивности в обучении и психологической релаксации.
ІІІ. Деловая игра ”Знаю. Умею. Могу“ (моделирование учебного занятия в подгруппах).
Сегодня предлагаю вам поучаствовать в деловой игре, под названием ”Знаю. Умею. Могу“. Название выбрано не случайно, поскольку именно эти три слова характеризует выбранную нами профессию. Эта деловая игра позволит выявить уровень компетенции в знании основных правил в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа.
Без чего не может начаться игра? Правильно – без правил. Не зная правил или инструкции, мы не сможем играть. Вам необходимо распределиться на три группы, каждая должна разработать этап учебного занятия: сформулировать задачи, содержание, и определить результат. Тему выбираете сами.
Педагоги распределяются на 3 группы. Каждая группа получает карточку с указанием этапа занятия и его места в учебно-тематическом плане. В течение 10 минут группы должны сформулировать цель и содержание каждого этапа данного занятия. Результат зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Ведущий. Занятие в учреждении дополнительного образования – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую. Однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.
Наша встреча подходит к концу, надеюсь, она была для вас познавательной и полезной. Прошу вас в завершении нашего семинара ответить на следующие вопросы: самая важная и самая спорная мысль, прозвучавшая на заседании методического объединения, а также прошу отметить новые идеи, возникшие в ходе семинара-практикума.
ЛИТЕРАТУРА
- Скородумова Е.А. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ ”Бибирево“, 2001. - [Электронный ресурс] http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
- Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей: Методическое пособие. – М., 2012
- Федулова, А.А. В помощь молодому специалисту: методические рекомендации / А.А. Федулова // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. - №3. – С.26-31.
- Сергеева, Н.В. Критерии оценки эффективности учебного занятия / Н.В. Сергеева // Пазашкольнае выхаванне. – 2002. - №3. – С.40.
- Горбодей, Г.В. Основные методы и формы кружковой работы: методические советы руководителю кружка / Г.В. Горбодей, Т.А. Дробыш // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. - №6. – С.41-43.
- Завельский, Ю.В. Как подготовить современное занятие? / Ю.В. Завельский // Завуч. – 2000. - №.4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Формулировка задач учебного занятия
1 - содействовать в ходе занятия формированию личностных качеств…;
2 - осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма; гуманизма, товарищества, этических норм поведения…;
3 - формировать правильное отношение к природе;
4 - развивать у детей умение выделять главное в изучаемом материале;
5 - обучать составлению схем, плана, формулированию выводов, контрольных вопросов; 6 - формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…,
7 - формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении;
8 - проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков:…, … изученных и сформированных на предыдущих занятиях…,
9 - сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки ….
Приложение 2
Модель учебного занятия в учреждении
дополнительного образования детей
Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
1 этап | Организационный | Подготовка учащихся к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
2 этап | Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия | Самооценка, оценочная деятельность педагога |
3 этап | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно- познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание учащимся) | Осмысление возможного начала работы |
4 этап | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся | Освоение новых знаний |
5 этап | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | Осознанное усвоение нового учебного материала |
6 этап | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно учащимися | Осознанное усвоение нового материала |
7 этап | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | Осмысление выполнен-ной работы |
8 этап | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследователь-ского | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельнос-ти с другими, осмысление результатов |
9 этап | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последую- щей работы | Педагог совместно с учащимися подводит итог занятия | Самоутвер-ждение учащихся в успешности |
10 этап | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка учащихся своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | Проектиро-вание учащимися собственной деятельности на последующих занятиях |
11 этап | Информацион- ный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструк- таж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятия | Определение перспектив деятель-ности |
Приложение 3
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия
Дата:
Тема занятия:
Цель:
Задачи:
- Образовательные.
- Воспитательные.
- Развивающие.
Тип занятия:
Форма работы:
Методы обучения:
Оборудование для педагога:
Оборудование для учащихся:
План занятия
Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. 1-3 мин.
Проверка домашнего задания: творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 5-10 мин.
Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией и т. д.). 10 -15 мин
Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. 20-25 мин.
Итог занятия. Выставка работ, подведение итогов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть).
Рефлексия. 5 мин
Приложение 4
Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой
1 этап: организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока «…»
Цель: создание условий для развития у учащихся ….. используя различные источники информации.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные: - иметь представление о ……;
- работать с источниками информации (схемами, таблицами);
- называть, показывать и описывать…..
Метапредметные:
- давать определения понятий, выделять наиболее существенные признаки объектов и явлений, обобщать, сравнивать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности, работать в группе.
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории своей страны.
Цель урока формулировалась в результате совместной деятельности учителя и учащихся на основании уточняющих вопросов.
Работа по освоению новых знаний на уроке организовывалась продуктивно.
Для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроке использовались методы и педагогические технологии:
ИКТ – технология;
Технология сотрудничества;
Здоровьесберегающая технология.
Метод самостоятельной работы осуществлялся при выполнении самых разнообразных видах деятельности.
Частично-поисковый метод применялся на данном этапе урока при опоре на уже имеющиеся у учащихся знания и умения, полученные на предыдущих уроках, создавал основу для подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
Метод проекта выводит учащихся на новый уровень усвоения нового материала, способствует качественному закреплению полученных знаний.
Для вовлечения учащихся в продуктивную деятельность на занятии были использованы:
- личностно – ориентированный подход. Учащимся предлагались ситуации, в которых они могли проявить самостоятельность, творчество, рефлексию.
Учащиеся использовали различные источники информации, анализировали ее, показали умения извлекать необходимую учебную информацию и овладели способами ее обработки.
Организация учебной деятельности оптимальная для данного возраста учащихся 4 класса. Методы учебной деятельности адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулировало познавательную активность учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Формы организации учебной деятельности адекватны целям и задачам.
Согласно цели и поставленным задачам учащиеся:
- узнали …
- научились…
- увидели результат .
- деятельностный подход.
Сегодня на уроке они получили опыт …
Этому способствовало: ….
Целесообразное сочетание на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.
Все это, несомненно, способствовало формированию …..
Вывод: Считаю, мне удалось на уроке создать атмосферу доверия и дружелюбия, которая позволила учащимся раскрепоститься.
Общие результаты урока: запланированный объем выполнен; цель реализована полностью; общая оценка результатов эффективности занятия: положительная, все дети с заданием справились, были активны в беседе, с интересом слушали товарищей, заинтересовано выполняли практические задания.
Для реализации цели были поставлены задачи открытого занятия.
Образовательные:
- научить исходным позам, движениям в танце, несущим информацию о себе (прямая спина, приподнятая голова, взгляд, руки);
- научить основам взаимодействия в паре: смотреть друг на друга, помогать жестом, взглядом, словом;
- увидеть результат выстраивания диалога в процессе участия в конкурсе «Танцы со звездами образования» с незнакомым партнером.
- овладеть новым опытом ведения пластического диалога посредством танца.
Личностные: формировать уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов; формировать двигательную культуру, пластическую выразительность учащегося.
Метапредметные: формировать основные умения ведения пластического диалога в процессе самопрезентации (это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе), интеракции (взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог), рефлексии (мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения).
Дополнительная общеразвивающая программа «Муниципальный бал выпускников» относится к социально-педагогической направленности.
Цель проекта - создание условий для развития у учащихся нового уровня социальной компетентности, связанной с обучением их новым социально-образовательным практикам, совершенствованием культуры праздничного досуга.
Задачи проекта:
Образовательные (предметные):
- познакомить с историей проведения русских балов;
-познакомить обучающихся с танцевальной культурой различных исторических эпох;
- изучить основные элементы танцев разных эпох, составляющих программу бала;
- формировать навыки общей культуры и бального этикета;
-создать условия для приобретения опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
Личностные:
- сформировать культуру поведения и общения на балах;
- развить эстетическую культуру;
- формировать общественную активность личности.
-развить организационно-волевые качества личности: способность переносить (выдержать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности, способность активно побуждать себя к практическим действиям, умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия);
- развить ориентационные качества личности: способность оценивать себя адекватно реальным достижениям, осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы;
-формировать поведенческие качества личности: способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации, умение воспринимать общие дела, как свои собственные.
Метапредметные:
- развить моторно-двигательную память, чувственно-образное мышление;
- сформировать навыки взаимодействия в паре, группе, в коллективе;
- сформировать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:




