Методический семинар
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в работе традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий. Инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технологии, применяемые мной на практике:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности;
· технология исследовательской деятельности;
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· игровая технология
Целью здоровьесберегающей технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Используя здоровьесберегающие технологии, систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления: дыхательную гимнастику, прием фиточая, ароматерапию, гимнастику для глаз, мимические разминки, психогимнастику, недели «Здоровья», оздоровительную гимнастику после сна, утреннюю гимнастику. Применение таких методов позволило повысить результативность воспитательно - образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укреплении здоровья.
Используя технологию проектной деятельности - развиваю и обогащаю социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующую цель: выявление талантливых детей.
Цель исследовательской технологии сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Используя технологию личностно-ориентированного подхода, решаю следующие задачи: 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ. 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. 3. Приоритет личностных отношений. 4. Индивидуальный подход к воспитанникам. Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. Стремлюсь установить доверительные отношения с воспитанниками, обращаюсь ласково, с улыбкой. Проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряю самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывая их индивидуальные особенности, успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз». В течение дня стараюсь общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Технологии личностно-ориентированного обучения способствуют развитию личности ребенка. Здесь использую интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенства в отношениях педагога с ребенком, партнерства в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Я совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаю пособия, игрушки, подарки к праздникам. Вместе с ребятами определяю разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии обеспечивают достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Внедрение в практику инновационных технологий и модернизация современного образования, на мой взгляд, не возможна без саморазвития и самообучения педагога. Поэтому я регулярно обучаюсь на курсах повышения квалификации, принимаю активное участие в методической работе ДОУ и города, распространяю свой опыт в сети Интернет.
В лаборатории «школа дошкольных наук» для педагогов ДОУ презентовала опыт работы на тему «Формирование культурно гигиенических навыков в период адаптации», показала мультимедийную презентацию: «Игровое взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками», выступила с сообщениями: «Роль взрослых в формировании индивидуальности ребенка», «Организация опытно-экспериментальной деятельности на участке ДОУ», показала применение здоровьесберегающей технологии на открытом просмотре: «Утренняя гимнастика с элементами корригирующей гимнастики».
Приняла участие в городском семинаре «Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовании», в краевой научно-практической конференции «Действительность и реальность современного образования: актуальные проблемы обновления и пути их решения», стала участником городского фестиваля образовательных технологий «Нетрадиционные техники продуктивной деятельности».
Участвовала во Всероссийском конкурсе «Вопросита», блиц-олимпиадах по темам: 1.«Педагогические технологии»
2.«Законы и нормативные правовые акты в сфере образования»
3.«Методика работы с родителями».
Приняла участие во всероссийском конкурсе «Рассударики» с познавательно-исследовательским проектом «Жить нельзя нам без воды».
На курсах повышения квалификации ПК ИРО в г. Арсеньеве представила педагогический опыт по развитию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес».
На городском аналитическом семинаре «Готовность учреждений дошкольного образования к переходу на ФГОС ДО. Соответствие реальной практики требованиям ФГОС ДО» был представлен опыт работы.
Приняла участие в городской научно-практической конференции педагогов «ФГОС: основные подходы к реализации концепций современного образования». В рамках городского методического объединения представила опыт работы «Развитие сенсорных эталонов у дошкольников посредством дидактической игры». Участвовала в городском семинаре-практикуме «Интересное лето». Так же принимала участие в краевом фестивале образовательных технологий – 2016.
На международном образовательном портале maam.ru есть мои публикации.
Мои воспитанники, так же принимают участие в садовских и городских конкурсах: конкурс детского творчества «Новый год к нам мчится!», конкурс рисунков «Новогодняя сказка», в городском конкурсе чтецов «Мама, милая мама!», городской социальный проект «Строим счастливый дом».
Систематически занимаюсь самообразованием, изучаю новинки методической литературы, научные статьи по вопросам дошкольного образования, делаю обзоры специализированных свежих печатных изданий для коллег.
С 2014 года работаю по теме самообразования: «Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». В данном направлении мною разработан проект программы «Семицветик», который реализуется на практике в виде кружковой работы.