Разработка рабочих программ

Думбрава Людмила Георгиевна

1.Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 классов.

2.Рабочая программа по математике для учащихся 4 классов.

3. Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 классов.

4. Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 классов.

5. Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 классов.

6. Рабочая программа по технологии для учащихся 4 классов.

7. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения», 2 класс

8. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи", 1класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности

  «Мастерская выразительного чтения»

2 класс.

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Мастерская выразительного чтения» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына,   с использованием   методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».  

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.  Программа второго  класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.  

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.

Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача  кружка речевого творчества. Разнообразные методы и приемы, используемые на кружке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствует формированию позитивного отношения к учебе.

Все занятия  речевого творчества входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование творческих речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса « Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Место учебного курса «Мастерская выразительного чтения»

                                  в плане внеурочной деятельности

Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 1 час в неделю,  34 часа в год.  Преподавание курса« Мастерская выразительного чтения» рассчитано на учащихся начальной школы. Преподавание программы курса «Мастерская выразительного чтения» проводится  во второй половине дня.

Участники программы: дети 7-9 лет.

 

Содержание курса

Давай познакомимся.

« Мастерская», « Мастер» « Мастерство», « Мастерить» « Русское слово», « Наследство».

Учись настраивать голос.

 « Звуки звонкие и глухие», « Сила голоса», « Движение голоса Вверх и вниз», « Гибкость голоса», « Чистоговорка», « Скороговорка», « Дикция», « Пауза», « Памятка», « Невыразительная речь», « Выразительная речь»

Соблюдай культуру устной речи.

« Техника чтения», « Тон», « Темп», « Важные слова»,» Читательский дневник», « Громко»,» Тихо», Знаки препинания», « Жесты».

Учись читать с разной интонацией.

« Интонация», « Интонация сообщения», « Интонация вопроса», « Интонация восклицания», « Пословица», « Высказывание», « Словарик интонаций»

 « Общение», « Инсценирование», « Стихотворение», « Рассказ», « Песенка».

Календарно - тематический план

 

     Тематическое планирование по курсу «Мастерская выразительного чтения»,2 класс.

№ п/п

                                   Тема занятия

Дата

1

Давай познакомимся!

2

Давай познакомимся!

3

Прислушивайся к окружающим звукам и словам.

4

Учись слушать и слышать.

5

Учись настраивать свой голос.

6

Учись настраивать свой голос.

7

Учись повышать и понижать голос.

8

Учись правильно произносить скороговорки.

9

Соблюдай культуру устной речи!

10

Учись читать выразительно.

11

Учись правильно ставить знаки в конце предложения.

12

Учись знаки изображать жестами.

13

Учись говорить выразительно!Распознавай невыразительную речь!

14

Учись говорить выразительно!Распознавай невыразительную речь!

15

Речевые задачи.

16

Учись читать с разной интонацией.

17

Учись читать с разной интонацией.

18

Учись читать с разной интонацией.

19

Учись определять разную интонацию.

20

Учись определять разную интонацию.

21

Учись определять разную интонацию.

22

Учись определять разную интонацию.

23

Домашний театр.

24

Конкурс чтецов.

25

Учись выразительно обращаться.

26

Учись выразительно читать о природе.

27

Учись выразительно читать о природе.

28

Учись выразительно читать о природе.

29

Домашний театр.

30

Конкурс чтецов.

31

Учись выразительно читать по ролям.

32

Учись выразительно читать по ролям.

33

Учись выразительно читать рассказы.

34

Учись выразительно читать и напевать песенки.Подведем итоги.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Школа развития речи», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Школа развития речи» Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку.  Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет  успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

  Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Здоровьесберегающие технологии

          Большое значение имеет организация урока. Учитель строит занятие  в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередование  видов работ: самостоятельная работа, работа с  рабочей тетрадью (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии. На каждом занятии необходимо  проведение  физкультминуток (2-3 раза), игровых пауз, зрительной гимнастики и, конечно, эмоциональной разгрузки (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Формы организации учебного процесса: дидактические игры, занятия-исследования, уроки-путешествия и др.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:        

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)  в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения.

Литература:

  1. Соколова Т. Н. «Школа развития речи». Методическое пособие для 1 класса - М: РОСТ, 2011.
  2. Соколова Т. Н. «Школа развития речи». Рабочие тетради в двух частях; 1 класс - М: РОСТ, 2011.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

Корректи-ровка

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Речь (2 ч)

1

04.09

Речь.

Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем.

2

11.09

Тише, громче.

Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию).

Слово (15 ч)

3

18.09

Слова, слова, слова.

Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами.

4

25.09

Озорные буквы.

Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные  при составлении слов,  видеть важность изученного правила.

5

02.10

Слова играют в прятки.

Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно.

6

09.10

Слово и его значение.

Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов.

7

16.10

Прямое и переносное значение слова.

Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену.

8

23.10

Многозначные слова

Уметь объяснять смысл слова в разных значениях.

9

30.10

Омонимы.

Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи.

10

13.11

Синонимы.

Уметь различать группы слов, пользоваться  ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов).

11

20.11

Антонимы.

Уметь пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками.

12

27.11

Тематические группы слов.

Уметь работать со словами различных  тематических групп.

13

04.12

Наш цветной мир.

Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста.  

14

11.12

Проверочная работа.

Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения.

15

18.12

Что на что похоже.

Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения.

16

25.12

Голоса природы.

Уметь использовать собственные наблюдения  при работе с текстом.

17

15.01

Загадки.

Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения.

Культура общения (5 ч)

18-19

22.01

29.01

Культура речи. Вежливые слова.

Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком.

20

05.02

Пословицы.

 Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей.

21-22

19.02

26.02

Учимся рассуждать.

Уметь  устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий  для расположения частей рассказа по порядку.

Текст (11 ч)

23-24

04.03

11.03

Текст.

Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

25

18.03

Заглавие текста.

Уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

26

01.04

Тема текста.

Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу.

27

08.04

Повторение пройденного.

Уметь дополнять предложения,  составлять их, называть тему текста.

28

15.04

Опорные слова.

Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст.

29-30

22.04

29.04

Мы строим текст.

Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему.

Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст.

31

06.05

Проверочная работа.

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

32-33

13.05

20.05

План текста.

Уметь определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план; делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям.