Методическая копилка

Фолимонова Татьяна Николаевна

Методическая копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6kl.okeanicheskie_techeniya.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon chasovye_poyasa.doc63.5 КБ
Файл chasovye_poyasa.pptx575.79 КБ

Предварительный просмотр:

 География 6 класс.

                               Тема урока: «Океанические течения.»

Цели: сформировать представление об океанических течениях;

           совершенствовать умение работать с физической картой полушарий, картой          

           океанов,  контурными картами.

Оборудование: карта океанов,  физическая карта полушарий, бутылка с запиской,

                           учебник, тетрадь, контурные карты.

                                                        Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Работа с терминами.

-Прилив, цунами, шторм, залив, море, остров, промилле, Тихий океан.

2.Географический диктант.

1. Причина образования волн в океанах и морях. (ветры)

2. Причина возникновения цунами. (подводные землетрясения или моретрясение)

3. Причина возникновения отливов и приливов. (Луна)

4. Какие движения производит вода в волне?  (колебательные или вертикальные)

5. По два раза в сутки это происходит у берегов в узких заливах и бухтах некоторых морей.  (приливы и отливы)

6. С глубиной температура воды в море…..( понижается)

7. В каких широтах вода более солёная: экваториальных или тропических?  (в тропических)

       III.     Изучение нового материала

        В море у берегов Мурманска выловили бутылку, она была запечатана сургучом. В бутылке оказалась записка: «Корабль «Святая Мария» терпит бедствие у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с.ш. и 500 з.д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число».

   Записке около 500 лет. Но каким образом бутылка попала в Мурманск?

   При расследовании нашего случая надо прежде всего найти место в океане, где была брошена бутылка в море. В записке даны координаты.

        Ученики определяют район в северной части Атлантики. Вероятно они увидят течение, затем ищут на карте Мурманск. Предположение о течении появилось у многих учеников.

 Молодцы. Сегодня мы подробнее познакомимся ещё с одним видом движения воды в океане – океаническими течениями.

 Работа по учебнику. Учитель руководит темпом работы.

 - Читаем п.1 § 27. Ищем ответ на вопрос: что же такое течение? С чем его можно сравнить? (Т.-это перемещение воды в океане в горизонтальном направлении. Река без берегов)

- Читаем п. 2 параграфа и находим ответ на вопрос: как образуются течения? (причина течений- постоянные ветры)

        Постоянные ветры- пассаты и западные ветры. Самое мощное течение в Мировом океане- течение Западных Ветров. Его скорость 3,5 км/ч, а ширина 2500км. Найдём на карте это течение.

   - Читаем п. 3. Ищем ответ на вопрос: чем отличаются тёплые течения от холодных?

   -Откройте атласы. Как показываются течения на карте? (стрелками)

   -Какие бывают стрелки? ( синие и красные)

   -В чём отличие течений, изображённых синими и красными стрелками? (холодные и  тёплые)

  - Гольфстрим у берегов Скандинавии имеет температуру +40С. Какое это течение? (тёплое)

  - А Канарское течение у берегов Африки +230С, какое оно? (холодное)

  - В чём противоречие? (+40С – тёплое, +230С - холодное)

  - Какой возникает вопрос? (Какие течения называются холодными, а какие тёплыми.)

  -Какова скорость течения Гольфстрим?  (10 км/ч)

  -Какое течение имеет большую скорость?  (Гольфстрим)                                                               ( Зараннее подготовленный ученик делает сообщение о течении Гольфстрим)

  Теперь мы знаем, что Гольфстрим вовсе не река, а скорее система отдельных потоков, движение которых сложно и нерегулярно. Иногда эту систему сравнивают со струями и кольцами дыма, поднимающегося от сигареты.

      -Читаем пп. 4 и 5. В чём значение течений в природе и в жизни человека?

      - Посмотрите на карту океанов. Кто внимателен, тот обнаружит закономерность в распределении течений. (от экватора- тёплые, к экватору- холодные)

Верно. Есть ещё закономерность. Течения образуют круги, вернее круговороты. В Северном полушарии – по часовой стрелке, а в Южном – против часовой стрелки.             Ещё закономерность в распределении течений. У восточных берегов материков течения тёплые, а у западных берегов – холодные.

               -На контурную карту нанесите 5 тёплых и 5 холодных течений. Синими стрелками укажите холодные течения, а красными – тёплые. Подпишите течения вдоль стрелок.

- Найдите на карте уникальное течение, которое направлено от экватора, но является холодным. (муссонное течение в Индийском океане)

  В XVII – XVIII вв. корабли, плывущие к Моллукским островам, огибали южную оконечность Африки и не плыли сразу на северо – восток, а удлиняли путь, двигаясь сначала на восток, и лишь у берегов Австралии поворачивали на север. При этом достигали Моллукских островов на две недели раньше.

   -Почему это происходило? (корабли шли по течению Западных Ветрое, это течение ускоряло движение кораблей)

IV.Подведём итоги урока. Что нового мы узнали о течениях?

1. Течения образуют постоянные ветры.

2.  Течения бывают  холодные и  тёплые.

3. Тёплые течения имеют температуру, которая выше температуры окружающей воды.

4.  Течения образуют круговороты: в Северном полушарии – по часовой стрелке, а в Южном – против часовой стрелки.  

5.  У восточных берегов материков течения тёплые, а у западных берегов – холодные.

  Домашнее задание: § 27, вопросы к параграфу.

                                        Подготовить сообщения: Морские коньки; Морские звёзды; Медузы;

                                                                                        Скаты; Акулы; Киты; Дельфины.

         

 

 

  

       



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (география + информатика)

          Тема: Решение задач по теме «Часовые пояса» с использованием  географической карты и табличного процессора MX Excel.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок практикум

Время проведения: 45 минут

Цели:

  1. закрепить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России;
  2. познакомить учеников с положением России в часовых поясах и видами времени на территории России;
  3. закрепить навыки и умения решения практических задач с использованием географической карты и табличным процессором MX Excel, закрепить умение читать географическую карту

Задачи:

  1. образовательные: закрепить умение работать с табличным процессором,
  1. развивающие: развивать познавательную активность  учащихся, продолжить  развитие умений выделять главное
  2. Воспитательные: совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство взаимопомощи.

Методы обучения:

  1. частично поисковый
  2. объяснительно-иллюстративный
  3. репродуктивный

Формы работы:

  1. фронтальная, парная
  2. индивидуально-групповая
  3. взаимопроверка

Оборудование:

  1. персональные компьютеры
  2. таблица Мои достижения
  3. задания

Урок  сопровождается презентацией.

                                                                      Ход урока

Организационный этап (1 мин)

Учащиеся рассаживаются за парты

Учитель информатики:

Здравствуйте, сегодня у нас интегрированный урок география + информатика

Постановка цели урока (1 мин)

Учитель географии:

    По кругу стрелки мерно мчатся,

Но есть у времени секрет:

Бывает год беднее часа

А час богаче многих лет                          (Петрусь Бровка)

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением Луны и Солнца, человек стал делить год на месяцы, на дни, а день на более мелкие отрезки времени- часы.                                                                      Но как отсчитывать время?              (работа с презентацией)

Сегодня мы должны закрепить навыки и умения решения практических задач с использованием географической карты

Учитель информатики  и табличным процессором MX Excel

У каждого из вас есть таблица Мои достижения. В этой таблице будет отражаться то, как вас оценит компьютер, и как вы оцениваете себя сами. В конце урока вы сможете узнать оценки по географии и информатике.

Подпишите, пожалуйста, листы.

Фронтальный опрос (по географии)

  1. Дать определение: - Что такое местное время?

                                       -Поясное время?

                                       -Линия перемены дат?

                                       -Декретное время?

                                        -Летнее время?

  1. Решить задачу:

№ 1

В сентябре 1519 г. Фернан Магеллан отправился в первое кругосветное путешествие. Но как были удивлены члены экипажа «Виктория», когда узнали, что в пути они потеряли…один день. Объясните как и почему это произошло?

  1. Вспомним основные понятия по теме "Табличный процессор". Для этого выполните мини-тест (1 минута)

Решение задач с использованием географической карты

1.Когда в Калининграде 1-й часовой пояс -15 ч., в Москве-2-й часовой пояс -?   (16часов)

2.Определите в каком часовом поясе находится Хабаровск и Челябинск. На сколько часов различается поясное время этих городов? (9-5=4)

3.Определите разницу между городами Магадан и Иркутск.  (10-7=3)

4.Если в Костроме полдень, то в Санкт- Петербурге он наступает на час раньше или позже?  (на час позже)

5. В каком часовом поясе находится Ростов –на –Дону? (втором)

6.Если пересечь линию перемены дат с  востока на запад, то сутки теряются или приобретаются?   (теряются)

7.Когда в Красноярске 20 часов, в Ростов –на –Дону - ?  (18  часов)

8.14 мая судно отплыло из Находки и пробыло в пути 5 суток, в Сан-Франциско прибыло: 18 мая, 19 мая, 20 мая.    (18 мая)

9.Когда в Якутске 22 часа , в Москве-?   (16 часов)

Оздоровительная пауза  (через 20 минут от начала урока- 1 мин)

Разогрейте пальцы руки.

Глазки видят всё вокруг…

Выполняем сверху вниз.

                       Возвращаемся к работе.

Практическая работа с диском. География 8 класс.  Практика. Раздел «Часовые пояса»

Задание 1.

А) Определите календарную дату для самолёта, пересекающего линию перемены дат с запада на восток.      (24 мая)

Б) Определите календарную дату для самолёта, пересекающего линию перемены дат с  востока на запад, если он вылетел 25 мая.   (26 мая)

Задание  2 .

Корабль отправился в плавание из порта Находка в порт Ванкувер, которое длится 6 суток. Определите дату его прибытия в порт назначения, если из Находки корабль отплыл 10 августа.   (15 августа)

Задание 3.

В Москве 8 часов. По карте часовых поясов определите время в городах, показанных на карте.

Этап подведения итогов (1 минута)

Учитель информатики:

Оцените своё понимание темы по информатике и географии

Подсчитайте общее количество баллов по каждому предмету и узнайте свою оценку, именно эти оценки пойдут в журнал.

Тот, у кого самооценка совпала с оценкой за урок, имеет адекватную самооценку.

Остальным надо работать над собой.

Этап определения домашнего задания (1 минута)

Запишите домашнее задание

Учитель географии  География параграф 3

Учитель информатики Информатика параграф 4.3

Спасибо за урок!

Приложение 1

 Тема урока: Решение задач по теме «Часовые пояса» с использованием  географической карты и табличного процессора MX Excel.

                                                                   Мои достижения

Ф.И. ________________________________________________________________________

География

Кол-во баллов

Информатика

Кол-во баллов

Решение задач

Мини-тест

Задание 1

Задание 1

Задание 2

Задание 2

Задание 3

Задание 3

Общее кол-во баллов

Оценка за урок

Самооценка за урок

География

Информатика

     Рейтинг за урок

Количество баллов

Оценка за урок

5,6

3

7,8,9

4

10,11

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часовые пояса Фолимонова Татьяна Николаевна учитель географии МБОУ Нагибинская СОШ

Слайд 2

Солнечные часы Сделать такие часы было просто: посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную как циферблат современных часов. В течении дня тень двигалась и по её положению люди определяли время дня.

Слайд 3

Огненные часы В китайских огненных часах пламя свечи пережигало нить, грузик падал, «отбивая» час.

Слайд 4

Песочные часы А песочные часы, где из одной колбочки в другую тонкой струйкой пересыпается песок, дожили и до наших дней.

Слайд 5

Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался. Такие часы показывали время и днём и ночью – не забывай только воды подливать.

Слайд 6

Но все эти часы были неудобны, поскольку требовалось периодически заполнять сосуды водой и не забывать переворачивать колбочку с песком.

Слайд 7

Механические часы Первое упоминание о механических часах учёные нашли в древних византийских рукописях , оно относится к 578 г. Первые механические часы приводятся в действие либо закрученной пружиной, либо грузом, опускающимся под воздействием силы тяжести.

Слайд 8

Механические часы

Слайд 9

В 1404 г. В Московском Кремле соорудили первые в России башенные часы. Вскоре такие часы появились и во многих других городах .

Слайд 10

Измерение времени основывается на положении Солнца в небе. Мы привыкли, что каждый день Солнце поднимается на рассвете, движется по небу, а затем садится в сумерках. Это происходит потому, что Земля непрерывно вращается вокруг своей оси.