Исследовательская работа «Можно ли увидеть невидимое?»

Лиснюк Людмила Владимировна

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники.
 Цель работы: провести исследования по единицам длины, меньшим миллиметра.
Гипотеза: предполагаю, что существуют какие -то другие, более мелкие меры длины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno_li_uvidet_nevidimoe.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    

Доклад.

«Можно ли увидеть невидимое?»

                         

                                   Автор: Соколов Кирилл – ученик 2 класса «Б»

Руководитель: Лиснюк Людмила Владимировна – учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 города Пугачева Саратовской области»

г. Пугачев 2015 г.

                                                                                                             

                         

                               Можно ли увидеть невидимое?

   Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники.
 Цель работы: провести исследования по единицам длины, меньшим миллиметра.
Гипотеза: предполагаю, что существуют какие -то другие, более мелкие меры длины.
Задачи: 
Изучить универсальные меры длины.

Собрать значительный материал про меры длины, меньшие, чем миллиметр.

Рассказать одноклассникам о собранной информации.

Научная новизна исследования: В рамках данного учреждения подобное исследование производится впервые.
Практическая значимость:
Своей работой я хотел бы познакомить своих одноклассников с уменьшительными долями единиц длины и их использованием в развитии научного прогресса. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями, родителями, учащимися.
 Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Анкетирование.
Информация из Интернета

 С древнейших времён люди использовали различные меры длины и веса, но в их основе всегда была универсальная мера – это рост человека. С самого начала людям было понятно, что делать орудия труда слишком маленькими было бы неразумно.  Таким образом, окружающий нас мир вещей и механизмов в большинстве своём является продуктом метровой технологии.

    В то же время умельцам всех времён и народов всегда хотелось удивить мир какой –нибудь миниатюрной вещью или механизмом. Маленькое, да удаленькое! Почти невидимое, а работает! Помните лесковского Левшу, умудрившегося подковать блоху? Правда вес подковок он рассчитать не смог и блоха у него не поскакала.

   

                   

             Познавая тайны микромира можно изучить и изменить мир в целом.

    Творцом идеи атома принято считать Демокрита – древнегреческого философа. Легенда повествует, что однажды Демокрит сидел на берегу моря, держал в руке яблоко и размышлял: «Если я сейчас разрежу это яблоко пополам, у меня останется половина яблока; если я затем разрежу эту половину на две части, у меня останется четверть яблока; но если я и дальше буду продолжать это деление, всегда ли у меня в руке будет оставаться какая – то часть яблока? Или в какой –то момент очередное деление приведёт к тому, что оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?» Демокрит предположил, что предел этого деления существует и назвал эту последнюю частицу атомом  - то есть неделимым.

    В школе мы изучаем все необходимые нам в повседневной жизни меры длины – это метр, дециметр, сантиметр и миллиметр. Все учащиеся нашего класса знают и применяют все эти меры длины, как показывает результат анкетирования 25 учащихся 2 класса «Б».

    Мы знаем, что в одном метре 10 дециметров или 100 сантиметров, а в 1 сантиметре

10 миллиметров.  

     Например: мой рост 1 метр, два дециметра и 3 сантиметра.

                Но мне стало интересно – бывает ли что нибудь меньше миллиметра. Изучив информацию в    интернете, прочитав несколько книг, я обнаружил, что меньше миллиметра микрометр - это миллионная часть метра. Еще меньше нанометр - это миллиардная часть метра. Конечно, в жизни мы такими величинами не пользуемся, но ученые, изучающие клетки и атомы, измеряют расстояния именно в таких малых цифрах.

Эти величины с интересными и даже смешными названиями, используются для работы  в научных центрах по всему миру:

   микро – (от греческого – малый). Этой величиной измеряют микробов, бактерии, некоторые водоросли.

   нано ( в переводе – карлик) используют для измерений только под мощным  микроскопом.

   пико – в тысячу раз меньше, чем нано.

   фемто  ( в переводе пятнадцать) – совсем крошечный малыш, который может встретиться в реальном мире..

Чтобы легче было запомнить названия этих величин можно выучить небольшое стихотворение:

В семиэтажном домике  проживают гномики.                                                                                

 В нём просторно малышам – разбрелись по этажам.

Кто поменьше – тот пониже,  познакомься с ними ближе.

Эти – Фемто, Пико, Нано просыпаться любят рано.

Труд не прост их, да не тужат  и с наукой крепко дружат.

Микро, Милли, Санти, Деци – никуда от них не деться.

Ведь их общий интерес – весь технический прогресс.

 И  для всех порядок строгий, черёд у нанотехнологий!

                                         Что даёт приставка Нано?

  Нанотехнологии позволяют создавать миниатюрные приборы, тончайшие, прозрачные материалы, ведь нано частички очень маленькие и скрепляться они могут лучше, чем крупные.

Наночастицы открывают удивительный мир не столько в силу своих чрезвычайно малых размеров, – один нанометр в 50 000 раз меньше обыкновенного человеческого волоска, – а в силу своих необыкновенных свойств.

Оказывается, эти «карлики» - наночастицы уже давно входят в повседневный быт и завоевывают все более широкие области практического применения, особенно в медицине.

Наночастицами можно в буквальном смысле этого слова «бомбардировать» раковую опухоль без повреждения окружающих ее здоровых тканей. В лабораториях сейчас идет работа над производством быстрых и дешевых систем диагностики – мини-лабораторий, мини-чипов и даже миниатюрных наборов для личного пользования. Ученые работают и над «умными» лекарствами, которые наночастицы будут доставлять в целости и сохранности только в больной орган, минуя здоровые; над способами восстановления поврежденной или разрушенной ткани; над суперсовременной медицинской томографией с применением молекулярных

маркеров на основе светящихся наночастиц; над новой методикой имплантации без отторжения, массовой вакцинации, лечения рака, диабета, артроза.

     «Бомбардировку» наночастицами больных органов трудно представить неспециалисту в области медицины, а вот применение нанотехнологий в бытовой технике понятно, пожалуй, всем. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять, что нанотехнологии уже существенным

образом изменили нашу жизнь и это только начало процесса. Так, на их основе можно, например, изготовить велосипедную раму в 100 раз более прочную, чем из стали и при этом в шесть раз более легкую. Не стоит даже говорить, какие выгоды это сулит для автомобилестроения.

       Без нанотехнологий уже немыслима современная электроника: жесткие диски компьютеров, мобильные телефоны, плейеры и многое другое, без них трудно представить даже тормозную систему современных автомашин или автомобильные шины. В косметике они помогают получить нанокомплексы, которые свободно проникают в глубокие слои кожи и переносят активные вещества до самой клетки.

      Домохозяйкам они помогают увеличить срок хранения продуктов и получить любой вкус продукта «по заказу». Их мечтой, наверняка, станет хозяйственная «наносумка», которая не только «самоочищается» и ликвидируют все вредные микробы, но и не изнашивается, то есть «вечная». .

     Спортсменов ожидают носки «без запаха» и «неразрушаемая», но мягкая и гибкая обувь, спортивные костюмы и комбинезоны, которые неожиданно становятся жесткими при ударе или падении.

     Большинство нанотехнологий находятся пока в стадии разработки или испытаний. Близится время, когда нанороботы размером в одну клетку смогут «починить» человеческий организм без оперативного вмешательства или установить за ним наблюдение путем вживления микрочипа или даже наблюдения при помощи миниатюрного дрона, то есть беспилотного летающего микроробота. Ученые признают, что для создания таких роботов понадобятся годы, но возможность их создания отнюдь не исключают.

                                             

          Выводы по исследованию.

Подводя итог по исследованию можно сказать, что:

Учащиеся нашего класса не знакомы с мерами длины, меньшими миллиметра и наше исследование поможет их знакомству с мерами длины не видимыми невооружённым человеческим взглядом.

Без измерений современный человек обходиться не может, но пока мы применяем только видимые меры длины.                                                                          

 Будущее за нанотехнологиями.





                                                          Заключение.

Меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. Безусловно ещё долгое время мы будем пользоваться только привычными нам мерами. Но в нашу жизнь входят

 не просто слова – микродвигатель, мининасос, микроробот, нанокостюм пожарного, нанокосметика и даже наноеда  – это слова которые помогают людям улучшать их жизни.

     

   Результаты анкетирования среди родителей и учащихся 2 класса «Б»        

                                                      Результаты анкетирования среди учащихся.

В анкетировании участвовали 25 учащихся.

                                ВОПРОС

ПРАВИЛЬНЫЙ                 ОТВЕТ

Ответили верно чел.

Ответили неверно чел.

1.

С какими мерами длины вы знакомы?

Мм, см, дм, м.

23

2

2.

Сколько сантиметров в 1 метре?

100

21

4

3.

Сколько дм в 1 метре?

10

22

3

4.

Сколько мм в 1 см?

10

25

0

5.

Где можно применить меры длины?

В строительстве, математике, медицине и тд.

25

0

6.

Знаете ли вы меры длины меньше , чем миллиметр?

Все 25 учащихся ответили отрицательно.

7.

Знаете ли вы значение слов: пико, нано, фемто?

Все 25 учащихся ответили отрицательно.

8.

Хотите ли узнать какие меры длины меньше миллиметра?

Все 25 учащихся ответили положительно.

                                     Результаты анкетирования среди родителей.

                                        В анкетировании приняли участие 14 чел.

                                ВОПРОС

                   ОТВЕТ

1.

С какими мерами длины вы знакомы?

Мм, см, дм, м.(14 чел)

2.

Сколько сантиметров в 1 метре?

100 (14 чел)

3.

Сколько дм в 1 метре?

10 (14 чел)

4.

Сколько мм в 1 см?

10 (14 чел)

5.

Где можно применить меры длины?

В черчении, геометрии, стоительстве, автомобилестроении и т.д

6.

Знаете ли вы меры длины меньше , чем миллиметр?

Нано (14 чел)

7.

Знаете ли вы значение слов: пико, нано, фемто?

Нано, другие не слышали

( 14 чел)

8.

Хотите ли, чтоб ваши дети  узнали об уменьшительных долях единиц измерения?

Да – 14 ответов

                                                  

                                                         Список литературы.

  1. Большая серия знаний. Бионика / Проф. В. Нахтигаль. – М:. ООО «Мир книги», 2002 г. – 128 с.
  2. «Детская энциклопедия «Микромир» РОСМЭН 2015г., 47 стр.
  3. Журнал «Детская энциклопедия» АИФ №12, 2008 г., 56 стр.
  4. Николай Лесков Левша Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе.  Изд: М, "Правда", 1981, Собрание сочинений в пяти томах. Том III.

                         

                               

                 

Приложения

                                                            Приложение №1

                                     Анкета для учащихся 2 класса «б» МОУ СОШ №2.

Фамилия Имя________________________________

                                ВОПРОС

                   ОТВЕТ

1.

С какими мерами длины вы знакомы?

2.

Сколько сантиметров в 1 метре?

3.

Сколько дм в 1 метре?

4.

Сколько мм в 1 см?

5.

Где можно применить меры длины?

6.

Знаете ли вы меры длины меньше , чем миллиметр?

7.

Знаете ли вы значение слов: пико, нано, фемто?

8.

Хотите ли узнать какие меры длины меньше миллиметра?

Приложение №2.

Анкета для родителей учащихся 2 класса «б» МОУ СОШ №2.

ФИО____________________________________________________

                                ВОПРОС

                   ОТВЕТ

1.

С какими мерами длины вы знакомы?

2.

Сколько см в 1 метре?

3.

Сколько дм в 1 метре?

4.

Сколько мм в 1 см?

5.

В каких отраслях жизнедеятельности человека применяются меры длины?

6.

Знаете ли вы меры длины меньшие, чем миллиметр?

7.

Знаете ли вы значение слов: пико, нано, фемто?

8.

Хотите ли, чтобы Ваш ребёнок узнал об уменьшительных долях единиц измерения?