Программа «Волшебный мир театра»

Лиснюк Людмила Владимировна

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование  активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_teatra_lisnyuk_l.v.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

I.        Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Практическая значимость программы в том, что во время занятий театральным искусством у учащихся активизируется мышление, познавательный интерес, пробуждается любовь к родному слову, развивается фантазия, воображение, дети учатся сопереживанию и сочувствию.

Программа «Волшебный мир театра» модифицированная, имеет общекультурную  направленность.

Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  2.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  3.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4.  Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
  5.  Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающими основные чувства.

6.   Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

7.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  1. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  1. Развивать чувство ритма и координацию движения.
  1.  Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
  1.  Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  с устройством зрительного зала и сцены;  воспитывать культуру поведения в театре.

II.        Общая характеристика внеурочной деятельности

Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ».
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

ФГОС

Данная программа рассчитана на учащихся 8-9 летнего возраста и учитывает психолого- физиологические особенности детей младшего школьного возраста: эмоциональную отзывчивость, склонность к сочинительству, фантазированию, способность к перевоплощению в игровой деятельности.

Данная программа состоит из четырёх разделов, органически связанных друг с другом, рассчитана на 34 часа из расчета 1 часа в неделю. Продолжительность 1-го занятия – 40 минут. Наполняемость групп – 10-15 человек. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление.

III.        Тематическое  планирование  

Дата

план

факт

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

Корректировка

Раздел 1. Культура и техника речи (8 часа)

1

Игры-превращения, образные упражнения

1

 

1

2

 

Скороговорки, чистоговорки. Работа над артикуляцией.Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

5

5

 

3

Учимся говорить красиво.

2

 

2

Итого

 

8 ч

5 ч

 

Раздел 2. Ритмопластика (8 часа)

4

 

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

1

 

1

5

 

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1

 

 

1

 

6

Жесты.

Мимика

6

6

 

Итого

 

8 ч

6 ч

2 ч

Раздел 3. История театра (8 часа)

7

 

Виды театров. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями

 

5

5

 

8

 

Искусство грима и макияжа. Театральный костюм.

1

 

1

9

 

Изготовление карнавальных масок.

2

 

2

Итого

 

8 ч

5 ч

3 ч

 

Раздел 4. Театральная игра (10 часов)

10

Знакомство со сценарием сказки «Битый небитого везёт» Распределение ролей

1

1

-

11

 

 

 Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

8

 

8

12

 

Выступление со спектаклем

1

 

1

Итого

 

10 ч

9 ч

 

 

 

34 ч

17 ч

17 ч

 

IV. Содержание внеурочной деятельности

Раздел 1. Культура и техника речи (8 часов)

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

Голос – одежда нашей речи.  В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

 Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

Раздел 2. Ритмопластика (8 часов)

«Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

 Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, различные конкурсы.

Раздел 3. История театра (8 часов)

Раздел «История театра» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел 4. Театральная игра (10 часов)

«Театральная игра»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

1.Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

2.Коллективное разучивание реплик.  От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.

3.Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.

4. По итогам кастинга на лучшие актерские способности выбираются  главные исполнители. Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

5.Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их    изготовление.

6.Индивидуальная подготовка главных исполнителей, отрабатывание мизансцены.

7.Повторное обращение к тексту пьесы.

8.Прогонные и генеральные репетиции, выступление.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

V. Ресурсное обеспечение реализации программы

Методическое обеспечение программы:

Основные формы работы - это групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции,  мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, беседы, спектакли и праздники.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый.

Перечень дидактических материалов:

 - - набор декораций;

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:

 - компьютер;

- магнитофон;

- диски с записью сказок и постановок;

- диски с музыкой (классической и детской);

Список литературы, используемой педагогом для разработки программы и реализации образовательного процесса:

1.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

2.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000

3. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка».

     4.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.

 5.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

 6.Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая   школа,1993

 7.Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

 8.Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.:  ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.

Список литературы, рекомендуемой детям и родителям по данной программе:

1.Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001

2.Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993

3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.

5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. –168 с.

6.Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.

7.Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”),  2008. – 160 с.

8. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

9.Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.

10. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.

11.Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы  – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.

Интернет – ресурсы:

http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10

http://www.openclass.ru/wiki-pages/56803

http://festival.1september.ru/articles/529748/

http://www.teatr-benefis.ru/?p

VI. Планируемые результаты изучения   внеурочной деятельности,

К концу года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр

2.      Чем отличается театр от других видов искусств

3.      С чего зародился театр

4.      Какие виды театров существуют

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены

2.      Об оформлении сцены

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2.      Образно мыслить

3.      Концентрировать внимание

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками)

2.      Элементарного актёрского мастерства

3.      Образного восприятия окружающего мира

4.      Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

VII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств  представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.