Мареева Ольга Петровна

ЭССЕ «МОЁ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕДО».

Мареева Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №52» г. Чебоксары. В.А. Сухомлинский писал: «От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце - от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Я с детства мечтала стать учителем. Это желание зародилось благодаря моей учительнице начальных классов – Кирилловой Любовь Витальевне – весёлой, доброй, искренне любящей детей, обладающей талантом заинтересовать и повести за собой детей в мир знаний, в мир науки. Первым событием на пути к воплощению моей заветной мечты стало поступление в ЧГУ им. И.Н.Ульянова на чувашский филологический и культурологический факультет. А почему именно на чувашский факультет? Да потому что, в деревнях дети и родители не хотят изучать чувашский язык и в настоящее время большинство из нас мало знакомо с народной культурой. Как жили люди? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Уже через пять лет я получила диплом преподавателя чувашского языка и литературы. После получения диплома, во время поиска работы в летнее время, я устроилась на должность воспитателя в дошкольное учреждение. И я задержалась…. Мне с первого дня понравилось работать с детьми, ведь детский сад - это удивительный мир! А его обитатели – чудесные создания! Самая доверчивая, великодушная, чистая, добрая, простая душа ребенка вовлекает в общение и в желание работать с ним. Когда работаешь с детьми всегда кажется, что время летит незаметно. Я рада, что я педагог дошкольного образования! Ведь отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность, – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего педагога. Более тринадцати лет я работаю воспитателем и открываю детям удивительный мир чувашского языка и культуры. Ведь не зная родного языка невозможно стать образованным, культурным человеком. Сегодня актуально вспомнить историю, культуру, традиции чувашского народа, так как они стали исчезать. Мне становиться обидно за чувашский язык, когда я слышу, что этот язык никому не нужен. Работая в детском саду, стало необходимостью формирования у дошкольников интерес к чувашскому языку с самого раннего возраста, так как усвоение других языков в это период детям даётся легко. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважение к национальным традициям, обычаям. Некоторые родители думают, что изучать чувашский язык совсем даже не нужно, и бесполезно, и с этим языком далеко не «уедешь». По мнению исследователей, изучение чувашского языка - это полезно (хотя бы для развития памяти) и интересно, так как дети узнают историю своего народа. Исходя из того, что дети проживают в Чувашской Республике, где согласно закону о языке государственными признаны два языка: русский и чувашский, мы считаем необходимым приобщать детей к чувашскому языку, наряду с обучением русского языка.
Современный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами новые требования к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности по обучению чувашского языка. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать информацию и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
С этой целью мы разработали педагогический проект «В краю ста тысяч слов» по формированию духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе обучения детей чувашского языка. Основная идея проекта – создание билингвальной образовательной среды.
Метод проектов стал увлекательным для детей способом развития интереса к чувашскому языку, который мотивирует детей к самостоятельному поиску информации. Детям были предложены различные темы проектной деятельности: создание альбома «Наши чувашские сказки», «Мой любимый литературный герой», «История чувашской куклы», «День хлеба». Это способствовало привлечению большего количества участников: как детей, так и родителей. Ребятам было интересно углубляться в исторический, мифологический мир традиций своего народа.
В зависимости от контингента воспитанников мы выбрали формы работы. Основными средствами реализации проекта является чтение, (восприятие) художественной литературы, общения. В группе оформлен уникальный центр детской библиотеки. Содержание центра меняется в соответствии с событиями, праздниками. Вся обстановка уголка способствует ведению познавательных бесед, проведению речевых игр на чувашском языке, дети делятся впечатлениями, рассматривают открытки и фотографии, слушают звукозаписи. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в группе целиком зависит от качества речи воспитателя. У воспитателя данной группы - филологическое образование по обучению чувашскому языку.
Важная роль в реализации программы отводится созданию специальной развивающей среды. Мы создали в группе уголок краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Существенное значение в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку играют и различные игры. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые, дидактические, игры с использованием чувашской речи.
Дидактические и настольно-печатные игры применяются для закрепления и конкретизации чувашского словаря, умения быстрого выбора наиболее соответствующего слова, для соединения связных высказываний.
В сюжетно-ролевых играх расширяется диалогическая и монологическая чувашская речь. Подвижные игры часто дополняем песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами на чувашском языке. Тем самым закрепляется словарь, развивается связная речь.
Образовательные события и праздники, проводимые в группе, имеют большой потенциал по реализации данного проекта. Нами в течении года проведены праздники «День города Чебоксары» (3-е воскресенье августа), «Международный день родного языка (21 февраля), «День чувашского театра» (15 апреля), «Неделя чувашского языка, культуры и литературы» (3-я неделя апреля), «День чувашской детской книги (май). Благодаря проведенным мероприятиям у участников проекта сформирован устойчивый интерес к республиканским праздникам.
Основная деятельность по реализации проекта строится во время режимных процессов и при организации специально организованной образовательной деятельности педагога с детьми. Педагог общается с детьми на чувашском языке только при необходимости чувашская речь переводится на русский язык.
Анализируя результаты реализации моих методических находок, можно сделать вывод, что в целом, используемые средства, методы и формы работы, создают реальные положения для развития в дошкольном возрасте духовно-нравственной основы личности ребенка, социокультурное развитие всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) через активное освоение базовых социокультурных ценностей и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей республики и страны.
И, конечно, я очень рада тому, что владею чувашским, русским языками, и имею больше возможностей для общения с людьми и познания мира. Да, все начинается с мечты! Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что я иду по жизни правильной дорогой. Это именно тот путь, который приносит мне удовлетворение и счастье. И хотя он нелегок и порой требует полной самоотдачи, он интересный, увлекательный, разноплановый, творческий. Я люблю свою профессию. Люблю за то, что помогаю детям наполнять их жизни яркими событиями и воплощать мечты.

Добавить запись

Защита от спам-роботов