Пояснительная записка к презентации "Ранняя профориентация залог успешной социализации воспитанников"

Мурзинцева Елена

В календаре профессиональных праздников России, насчитывается более 200 событий, посвященных разным профессиям. Только в январе их 6, что составляет минимум по отношению к другим месяцам. Например, в марте – 22, в мае – 25, а в октябре – 38! Таким образом, в арсенале взрослых более двухсот поводов ввести детей в мир профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murzintseva_e.l._poyasnitelnaya_zapiska_k_slaydam.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАННЯЯ   ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

Современная система образования  требует совершенно новых проф. стандартов, призванных служить ориентиром, какими должны быть специалисты будущего, что бы быть востребованы на рынке труда.

В календаре профессиональных праздников России, насчитывается более 200 событий, посвященных разным профессиям. Только в январе их 6, что составляет минимум по отношению к другим месяцам. Например, в марте – 22, в мае – 25, а в октябре – 38! Таким образом, в арсенале взрослых более двухсот поводов ввести детей в мир профессий.

Уже сегодня нужно задуматься о тех профессиях, которых не хватает сейчас, и какие будут востребованы в будущем,  войдут в нашу жизнь со стремительно развивающимися технологиями.  

Например, согласно «Атласу  новых профессий», альманаху перспективных профессий на ближайшие 15-20 лет, из нашей жизни уйдут многие привычные профессии, и на их смену придут биотехнологии, они изменят нашу медицину, энергетику, сельское хозяйство.

С каждым годом все больше говорят о важности правильного выбора профессии,  о получении универсальных умений и навыков,  которые помогут быстро адаптироваться в высоко конкурентной среде.

Очевидна потребность в совершенствовании  раннего проф. ориентационного воспитания дошкольников, «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной в будущем стать профессионалом своего дела.

В начале своей работы  я  провела  диагностику,  и выяснила,  что только 30% детей имеют отчетливое представление о многообразии профессий, правильно называют значимость труда, 40% имеют представление о значимости  разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда, а 30% - знают название только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить,   где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение  к труду у этих дошкольников очень неустойчивое.

Опрос родителей так же показал, что они плохо представляют значимость проф. работы, считая, что дети вырастут и решат, что делать дальше. Родителям необходима помощь в развитии у ребенка положительного образа профессионально - трудовой деятельности.

Проанализировав ситуацию,  я решила более углубленно подойти к вопросу организации профориентированной работы  в своей группе. В дошкольном возрасте у ребенка  возникает интерес к трудовой деятельности людей, результатам труда. Удовлетворяя его,  ребенок получает такие знания, которые обеспечивают  понимание  места каждого человека. В старшем возрасте растет интерес детей к миру взрослых, встает  необходимость показать многообразие профессий.

Целью своей работы я поставила:

Формирование представлений о многообразии  профессий.

Задачи:

1.        Создать предметно - развивающую среду, способствующую развитию у детей интереса к миру профессий.  

2.        Разработать цикл занятий по ознакомлению детей с профессиями.

3.        Организовать сотрудничество с семьями  воспитанников,   по вопросам формирования у детей положительного отношения к  профессионально – трудовой деятельности взрослых.

Основой работы стал прием «погружения в профессию», причем в профессии актуальные именно для нашего района. При знакомстве с профессиями учителя, врача, почтальона, механизатора,  животновода, водителя, я считаю самым важным донести до ребенка  нужность и необходимость данной профессии  на селе.

Основой метода является знакомство с профессиями родителей, встречи с интересными людьми, походы на экскурсии,  чтение книг, изготовление атрибутов профессий. Полученные знания,  мы применяем в играх, перед началом которых, ставлю перед детьми проблемные вопросы: «для чего нужна профессия…», «что будет, если это профессия исчезнет», «что было бы, если бы не было  врачей, строителей, учителей…..», через совместный поиск решения проблемы  познавательный процесс становится интересным и мотивационным. Такой подход,  безусловно, способствует интеграции всех образовательных областей предусмотренных Стандартом.

Знакомство с профессиями строю на принципах доступности, наглядности, последовательности. Предметно - развивающая среда способствует успешной реализации данного метода.

Работа с родителями строится на основе системно – деятельностного подхода, родители непосредственно включены в деятельность по профориентации, они органически вливаются в образовательный процесс, являясь его непосредственными участниками (папа – столяр – ведет кружок «Конструкторское бюро», мама – пекарь – заведует «Волшебной кондитерской», увлеченность одной из мам рисованием, позволило создать изостудию).

Не так уж и важно, сколько профессий называет ребенок, гораздо важнее, что б он понял, что труд жизненно необходим,  и чем разнообразнее представления дошкольника о труде, тем  мир профессии будет ярче и привлекательнее. Я хочу, что бы мои дети:

-  понимали, что труд - это основа жизни;

- уважали всех, кто трудиться, ценили плоды их труда, были готовы трудиться сами.