Главные вкладки

    Педагогическая копилка

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Копилка методических разработок для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon slov_zap.pdf1.33 МБ
    Файл kartoteka_fizminutok.docx20.85 КБ
    Файл progulki_zima.docx52.89 КБ
    Файл opyty_2016.docx32.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

    Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). 

    Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
    Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
                           

    «Листья»

     Листья осенние тихо  кружатся,                                                                                                      (кружатся на цыпочках, руки в стороны)                                                                                          Листья нам под ноги  тихо  ложатся  (приседают)                                                                                  И под ногами  шуршат, шелестят, (движения руками вправо-влево)                                              Будто опять закружиться хотят.  (поднимаются, кружатся)

    «Дождик»

     Капля раз, капля два. (прыжки на носках, руки на поясе)                                                               Очень медленно сперва. (4 прыжка)                                                                                                               А потом, потом, потом всё бегом, бегом.  (8 прыжков)                                                                           Мы зонты свои раскрыли, (руки развести в стороны)                                                                                  От дождя себя укрыли.  (руки полукругом над головой)

    «Урожай»

     В огород пойдём, урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки)                                           Мы моркови натаскаем  («таскают»)                                                                                                       И картошки накопаем.   («копают»)                                                                                                  Срежем мы кочан капусты, («срезают»)                                                                                        Круглый, сочный,  очень вкусный,  (показывают круг руками – 3 раза)                                      Щавеля нарвём немножко   («рвут»)                                                                                                              И вернёмся по дорожке.  (идут по кругу, взявшись за руки)

    «Капуста»

     Тук! Тук! Тук! Тук! раздаётся в доме стук.                                                                                                Мы капусту нарубили,  (ритмичные удары ребром ладоней по столу)                                       Перетёрли,  (хватательные движения обеими руками)                                                               Посолили    (указательный и средний пальцы трутся о большой)                                                       И набили плотно в кадку.  (удары обеими руками по столу)                                                                       Всё теперь у нас в порядке.  (отряхивают руки)

    «Овощи»

     Как-то вечером на грядке репа, свёкла, редька, лук                                                                             Поиграть решили в прятки, но сначала встали в круг.                                                                       (идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с завязанными глазами) Рассчитались чётко тут же:                                                                                                                        Раз, два, три, четыре, пять. (останавливаются, крутят водящего)                                                  Прячься лучше, прячься глубже,                                                                                                                           Ну а ты иди искать.  (разбегаются, приседают, водящий ищет)

    «За грибами»

     Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки.  (дети идут в хороводе)                         Белочки скакали, рыжики срывали. (скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы) Лисичка бежала, лисички собирала. (бегут, собирают воображаемые грибы)                             Скакали зайчатки, искали опятки.    (скачут стоя), «срывают» грибы)                                      Медведь проходил, мухомор раздавил. (идут в развалку, в конце топают правой ногой)

    «Где вы были?»

     Ножки, ножки, где вы были? за грибами в лес ходили.  (ходьба на месте)                                                Что вы, ручки, работали? мы грибочки собирали.  (присели, собирают грибы)                                 А вы, глазки, помогали? мы искали да смотрели,                                                                                  Все пенёчки оглядели.  (смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)

    «Помощники»

     Дружно помогаем маме,мы бельё полощем сами.                                                                            Раз, два, три, четыре.  (встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо) Потянулись,  (тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)                                  Наклонились.   (снова «полощут»)                                                                                                     Хорошо мы потрудились.  (вытирают руку об руку)

    «Посуда»

     Вот большой стеклянный  чайник,                                                                                                        Очень важный, как  начальник.                                                                                                          (надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)                                                            Вот фарфоровые чашки,                                                                                                                     Очень хрупкие, бедняжки. (присели, одна рука на поясе)                                                                 Вот фарфоровые блюдца,                                                                                                                         Только стукни – разобьются. (кружатся, рисуя руками круг)                                                           Вот серебряные ложки.                                                                                                                      Голова на тонкой ножке.  (потянулись, руки сомкнули над головой)                                              Вот пластмассовый поднос.Он посуду нам принёс. (легли на ковёр, вытянулись)

    Зима.

    Мы  зимой в снежки играем, мы играем.  (имитация лепки снежков)                                                         По сугробам мы шагаем, мы шагаем.       (шагаем, высоко поднимая колени)                                                   И на лыжах мы бежим, мы бежим.           (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)                                                                                                      На коньках по льду скользим, мы скользим.                                                                                     (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)                                                                   И снегурку лепим мы, лепим мы.            (соответствующие движения)                                               Гостью-зиму любим мы, любим мы.      (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

      «Снеговик»

     Давай, дружок, смелей, дружок,                                                                                                     Кати по снегу свой снежок. (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)                                                                                                              Он превратится в толстый ком, (останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)                     И станет ком снеговиком.  (рисуют снеговика из трёх кругов разного размера)                      Его улыбка так светла!  (показывают руками на лице улыбку)                                                        Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

    Но солнце припечёт слегка – (медленно приседают)                                                                            Увы! – и нет снеговика.  (пожимают плечами, разводят руками)

    ««Снегири»

     Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири.                                                                          (по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы в сторону)                                      Распушили пёрышки, греются на солнышке. (на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)                                                       Головой вертят, улететь хотят.(по 2 поворота головы на каждую строку)                                              - Кыш! Кышь! Улетели! За метелью! За метелью!                                                                           (дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)

    С Новым Годом!»

     С Новым Годом! С Новым Годом!                                                                                                       Здравствуй, Дедушка Мороз! (дети стоят лицом в круг, кланяются)                                                          Он из леса мимоходом ёлку нам уже принёс.                                                                                      (идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече)                                                                            На верхушке выше веток  (стоят лицом в круг)                                                                       Загорелась как всегда,      (опускают руки)
    Самым ярким, жарким светом (поднимают руки)                                                                   Пятикрылая звезда.  (опускают руки)

    «Зима прошла»

    Воробей с берёзы на дорогу – прыг!                                                                                              Больше нет мороза, чик-чирик! (ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам)    Вот журчит в канавке быстрый ручеёк, (бегут по кругу, взявшись за руки)                                               И не зябнут лапки – скок, скок, скок!  Высохнут овражки!                                                              Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки – чик-чирик!                                                                   (ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом - против)

    «Самолёт»

    Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.                                                                                  (бегут по кругу на носочках, руки в стороны)                                                                               Правое крыло вперёд, (поворот через правое плечо)                                                                       Левое крыло вперёд, (поворот через левое плечо)                                                                                 Полетел наш самолёт. (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

    «Машины» 

    На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.                             (дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль)  Спешат грузовые, фырчат легковые.                                                                                 Торопятся, мчатся, как будто живые. (сделав разворот, двигаются в другую сторону) Эй, машины, полный ход, я – примерный пешеход:                                                        Торопиться не люблю, всем дорогу уступлю.                                                                                (когда все «машины» проехали», один из детей – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди)

    «Воробей» 

    Среди белых голубей скачет шустрый воробей.                                                                                 (идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок –  он скачет, как воробей)  Воробушка-пташка, серая рубашка.                                                                                      Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей.                                                                                   (встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его)

    *****

    Раз - подняться, подтянуться                                                                                                                   Два - согнуться, разогнуться                                                                                                                      Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.                                                                                          На четыре - ноги шире.                                                                                                                            Пять - руками помахать                                                                                                                       Шесть - за стол тихонько сесть.

    *****

    Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                                                          Начал заинька скакать. (подскоки на месте)                                                                                Прыгать заинька горазд,                                                                                                                          Он подпрыгнул десять раз  (прыжки)

    *****

    Сначала буду маленьким, (присесть)                                                                                                       К коленочкам прижмусь.  (обнять колени руками)                                                                        Потом я вырасту большим, (встать)                                                                                                              До неба дотянусь.  (поднять руки вверх, встать на носочки)

    *****

    Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)                                                                               Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)                                                                     Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)                                      А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)                                                                                   Очень маленький он был,с погремушками ходил.                                                                           (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

    Моя семья.

    «Кто живёт у нас в квартире? » Раз, два, три, четыре    (хлопаем в ладоши)                                         Кто живёт у нас в квартире?          (шагаем на месте)                                                                            Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)                                                                                Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)                                                                                 Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)                                                                                         Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)                                                                Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)                                                        Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)

    Фрукты.

    Будем мы варить компот. (маршировать на месте)                                                                                  Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")                                                                  Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, отожмем лимонный сок,                                       Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)                                                                                                                                                                Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)                                                                      Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

    Овощи.

    В огород пойдем,  (шаги на месте)                                                                                                  Урожай соберем. Мы моркови натаскаем    ( «таскают»)                                                                       И картошки накопаем.     («копают»)                                                                                                 Срежем мы кочан капусты,  («срезают»)                                                                                                      Круглый, сочный, очень вкусный,    (показывают круг руками три раза)                                          Щавеля нарвем немножко    («рвут»)                                                                                                         И вернемся по дорожке.       (шаги на месте)



    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА  ПРОГУЛОК   В   ДЕТСКОМ   САДУ                                               (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП)

    ЗИМА

    Прогулка 1.

    1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе в начале зимы.

    Цель: Формировать  представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает), учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать эти приметы в стихотворениях.

    Художественное слово:

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    Вот о чем всю ночь свистел

    За моим окошком ветер!

    Он про снег сказать хотел

    И про то, что зиму встретил.

    Нарядилась и рябинка

    В белый праздничный наряд,

    Только гроздья на вершине

    Ярче прежнего горят.

    Загадки: Текло, текло и под стекло легло. (Вода)

                    Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз).

    Приметы: Декабрь год кончает – зиму начинает.

                       Теплая зима к холодному лету.

                       Солнце летом греет, а зимой морозит.

    Рассказ: Белая холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу  лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью.  Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает растения от мороза. День становится короче, а ночь все длиннее.

    Вопросы: За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Сравни, как  одеваются люди зимой и осенью.

    1. Подвижные игры: «Попади в обруч», «Парный бег».

    Цель: Продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

    1. Трудовая деятельность: Засыпать корни деревьев снегом.

    Цель: Воспитывать желание оказать помощь живым объектам.

    1. Индивидуальная работа: Упражнения скольжения.

    Цель: Учить скользить по ледяным дорожкам с разбега.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 2.

    1. Наблюдение за птицами зимой.

    Цель:   Формировать и закрепить у детей представление о жизни птиц зимой; воспитать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

    Художественное слово:

    Не видно в лесу тропинок,

    В тулупах кусты стоят.

    Уснувших жуков и личинок

    Укрыл под корой снегопад.

    Лети же, пичуга, к людям

    И прячься скорей за окном-

    А мы кормить тебя будем

    Крошками хлеба, пшеном.

    1. Вопросы: Каких птиц зимой вы видите около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают  кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетают к нашим кормушкам? Часто ли они прилетают? Какой корм охотнее поедают? Расскажите, что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?
    1. Подвижные игры: «Ловкая пара»

    Цель:  Развивать глазомер, достигая хорошего результата.

      «Попади в цель»

    Цель:   Учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитать и выполнить движения.

    3.  Трудовая деятельность.  Очистка участка младших дошкольников от снега.

    Цель:   Воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

    4.  Индивидуальная работа   по метанию снежков вдаль и в цель.

    5.  Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 3.

    1. Наблюдение за состоянием природы в зимние месяцы.

    Цель: Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать эти приметы в литературных текстах, стихотворениях, закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

    Художественное слово:

    Удивительный художник у окошка побывал,

    Удивительный художник нам окно разрисовал:

    Пальмы, папоротники, клены –

    На окошке лес густой.

    Только белый, не зеленый, весь блестящий не простой.

    На стекле цветы и листья – все искрится, все бело.

    Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

    Замечательный художник у окошка побывал.

    Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал?

    Рассказ: За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день, и в пасмурный.

    Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Да, водой! Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычными цветами.

    1. Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

    Цель: Продлжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

    1. Трудовая деятельность: Залить цветной водой постройки на участке.

    Цель: Продолжать учить работать в коллективе, распределять обязанности; работать аккуратно.

    1. Индивидуальная работа: Ходьба на лыжах.

    Цель: Учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 4.

    1. Наблюдение за тополем/.

    Цель: Формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

    Вопросы: Что делают зимой деревья? Хорошо им или плохо зимой? Как мы можем помочь пережить холодную зиму? В каком состоянии находятся деревья зимой?

    Рассказ: Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни деревьев получают очень мало воды. Листья же продолжают её испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад – старение и опадение листьев накануне зимы, это приспособление растений. Тополь тоже зимой спит, отдыхает.

    2. Подвижные игры: «Два мороза». «Кони».

    Цель: Учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

    3. Трудовая деятельность: Прочистить дорожку к дереву, украсить её, утеплить ствол у корней – снежным покровом.

    Цель: Учить детей заботиться о растениях, вспомнить признаки живого объекта.

    4. Индивидуальная работа: «Кто дальше».

    Цель: Упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении (ориентир).

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 5.

    1. Наблюдение за работой дворника.

    Цель: Продолжать наблюдение за работой дворника. Способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника. Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

    Вопросы: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику зимой? Как может дворник помочь деревьям зимой?

    Художественное слово:

    Первый зимний снежок

    Белым пухом лежит.

    Первый легкий мороз

    Веселит и бодрит.

    1. Подвижные игры: «Два мороза», «Мы веселые ребята».

    Цель: Учить детей четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

    1. Трудовая деятельность: Предложить группе детей собрать снег для постройки горки для куклы.

    Цель: Учить детей работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

    1. Индивидуальная работа: Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

    Цель: Учить детей спускаться с горки.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 6.

    1. Наблюдение за синицей

    Цель: Продолжать вызывать интерес к пернатым. Знакомить детей с синицей, её повадками средой обитания, с особенностями внешнего вида.

    Художественное слово:

            Угадай, какая птица,

            Бойкая, задорная, ловкая, проворная

            Звонко тенькает: «Тень-тень!

            Как хорош весенний день!»

            Синица расписная, свистит не уставая.

            За окном повешу ей

            Я кусочек сала,

             Чтоб теплей и веселей бедной птахе стало.

    Беседа: Что это за птица? Как она выглядит, какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу они приносят? Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)

            Народ примечает: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

    2. Подвижные игры: «Ловишки с мячом»

    Цель: Передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.

                                      «Кати в цель»

    Цель: Катить мяч, от исходной линии по сигналу; большой мяч толкать двумя руками, маленький – поочередно правой и левой рукой.

    3. Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега.

    Цель: Закрепление навыков работы с лопатой. Воспитание настойчивости, самостоятельности.        

    4. Индивидуальная работа 

    Цель: Отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 метра.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом

    Прогулка 7.

    1. Наблюдение за маршрутным такси.

      Цель: Уточнить представление детей о роли легкового автомобиля – маршрутного такси, о его назначении для людей.

    Вопросы: Какие виды легковых автомобилей вы знаете? Для чего нужны такси? Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

    (на крыше знак)

    1. Подвижная  игра:  «Снежная карусель».

    Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве.

    3. Трудовая деятельность: Сгребать снег с участка в кучи под деревья.

       Цель: Воспитывать у детей осознанно-правильное отношение к природе.

    4. Индивидуальная работа: Прыжки поочередно на одной ноге.

    Цель: Упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 8.

    1. Наблюдение за домашними животными  зимой

    Цель:    Уточнить и закрепить знание детей о жизни домашних животных в зимнее время года. Закрепить знания о том, что о домашних животных заботится человек – заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище.

    Художественное слово:

    Домашних животных я очень люблю:

    Кормлю, берегу и ласкаю,

    Собаку и кошку, козу и свинью

    Друзьями  своими считаю.

    Помощники наши - корова, баран

    И конь вороной  темногривый

    Живут с нами рядом, привязаны к нам,

    Доверчивы, миролюбивы.

    Вопросы: Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Подумайте, почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними  животными? Расскажите о своих  наблюдениях за жизнью домашних животных зимой? Сравните, как живут  зимой домашние и дикие животные? Чем отличается  жизнь  домашних  от жизни диких животных зимой? Почему люди разводят  домашних животных  и заботливо к ним  относятся?

    2. Подвижные игры:  «Медведи и пчелы»

    Цель:     Учить  перелазанию  « перевалом»  через препятствие.

                                         «Совушка»

    Цель:   Учить детей выполнять движения по сигналу.

    3. Трудовая  деятельность:  Поручить группе детей расчистить дорожку к кормушке.

    Цель:    Совершенствовать умения детей пользоваться лопатой для уборки снега.

    4.  Индивидуальная работа  по выполнению упражнений на сохранение равновесия.

    5.  Самостоятельные игры  с выносным материалом.

    Прогулка 9.

    1. Наблюдение за снегопадом.

    Цель: Учить видеть прекрасное, уточнить представления о свойствах снега. Закрепить знание о сезонном явлении – снегопад.

    Художественное слово:

    Снег из тучи прилетел,

    Лечь на землю захотел.

    Ищет места – не найдет,

    Задержался у ворот

    Рассказ: Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают  ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это очень много снежинок.

    Вопросы: Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?

    Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

    1. Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Кто лучше прыгнет?»

    Цель: Продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры, закреплять умение прыгать.

    1. Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.

    Цель: Собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место, собрать снег в ведро, занести в группу, обратит внимание, что станет со снегом в тепле, затем использовать воду для поливки комнатных растений.

    1. Индивидуальная работа: Игровой упражнение «Хоккей».

    Цель: Учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

    1. Самостоятельные игры  с выносным материалом.

    Прогулка 10.

    1. Наблюдение за зимующими птицами

    Цель:  Уточнить и закрепить знание детей о зимующих птицах; формировать у детей представление приспособленности зимующих птиц к добыванию пищи; воспитать желание заботиться о них и охранять.

    Художественное слово:

    Вновь разгулялась вьюга,

    Срывает снежные шапки

    Совсем замерзла пичуга

    Сидит, поджимая лапки.

    Беседа: Каких птиц называют зимующими? Чем питаются зимующие птицы? Каких ты знаешь зимующих птиц? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? Как человек может помочь зимующим птицам?                                                        

    Рассказ: Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, т.к. и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибают от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки и т.д.

    2. Подвижные игры: «Кто быстрей  по дорожке»

    Цель:  Учить детей выполнять подскоки  сериями, прыжки боком.

    «Прыгуны»

    Цель:  Учить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 метра.

    3.  Трудовая  деятельность по привлечению детей к сбору снега для постройки зимнего городка.

     Цель:  Совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

    4.  Индивидуальная работа  по улучшению техники бега  (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

     5. Самостоятельные игры   с выносным материалом.

    Прогулка 11.

    1. Наблюдение за берёзой зимой.

    Цель: Укрепить знания детей об особенностях жизни деревьев зимой, воспитывать  бережное отношение к растениям – не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются.

    Художественное слово:
            «Берёзка»
            Стоит берёзка пелеринке,
            Звенит на ветках бахрома.
            Чем легче, тем нежней снежинки,
            Тем холодней стоит зима!

    Рассказ:  Зимой берёза не замерзает, она живая, но от мороза её веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

    Вопросы:  Как чувствуют себя деревья зимой?  Что с ними происходит?                   В каком состоянии находятся деревья зимой? (покой) Как вы узнали берёзу?
       
    2. Подвижные игры:  «Кому флажок?», «Эстафета с обручами»

    Цель: Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, в пролезании в обруч, воспитание ловкости, целеустремленности.
    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми укрыть стволы деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

    Цель: Учить работать сообща, воспитывать трудолюбие.
    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Резвый мешочек»

    Цель: Упражнять детей в подпрыгивании на двух ногах.
    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 12.

    1. Наблюдение за елью.

    Цель: Закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям её строения, другим признакам, отличающим её от других деревьев.

    Художественное слово:

    Что же это за девица?

    Ни швея, ни мастерица

    Ничего сама не шьёт

    А в иголках круглый год.

                                    (Ёлка).

    Рассказ: Ель похожа на пирамидку, все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.

    2. Подвижные игры: Игра-эстафета: «Брось за палку», «Зайцы и Жучка»

    Цель: Упражнять детей в метании в горизонтальную цель, в подлезании через шнур.

    3. Трудовая деятельность: Подгруппе детей поручить собрать опавшие шишки с сосен в коробочки для изготовления поделок из природного материала, с другой подгруппой почистить снег с дорожки.

    Цель: Закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой, воспитывать трудолюбие, обеспечивать участие каждого ребенка в труде.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Не задень».

    Цель: Упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 13.

    1. Наблюдение за солнцем.

    Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороза. Формировать интерес к неживым объектам природы.

    Художественное слово:

    Где ты, солнце, в самом деле?

    Мы совсем окоченели.

    Без тебя вода замерзла,

    Без тебя земля промерзла.

    Выйди, солнышко, скорей!

    Приласкай и обогрей!

    Вопросы:  Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Эта сторона называется восход, солнце там встает, а вечером солнце будет в другой стороне, та сторона называется запад, там солнце будет прятаться на ночь.

    Какой сегодня день? Греет ли сегодня солнце? Почему?

    Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

    Февраль – последний месяц зимы, он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

    1. Подвижные игры:  «Пустое место», «Сделай фигуру».

    Цель: Учить выполнять действия, по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

    1. Трудовая деятельность: Сгребать снег в определенное место для постройки ледяных фигур. (Коллективный труд).

    Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

    1. Индивидуальная работа: Элементы хоккея.

    Цель: Учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 14.

    1. Наблюдение за вороной

    Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах. Учить различать их по внешнему виду. Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

    Вопросы: Кто это, как зовут эту птицу? Какие особенности ее внешнего вида? Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?

    Художественное слово:

    «Шапочка серенькая,

    Жилеточка нетканая,

    Кафтанчик рябенький

    А ходит босиком».

    Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.

    2. Подвижные игры: «Встречные перебежки», «Попади в обруч»

    Цель: Повышать двигательную активность детей на прогулке. Развивать меткость, ловкость, выносливость.

    3. Трудовая деятельность: Расчистка участка и дорожек у малышей от снега и мусора

    Цель: Воспитывать трудолюбие, учить доводить начатое дело до конца.

    4. Индивидуальная работа: Упражнять в прыжках через скакалку.

    5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

    Прогулка 15.

    1. Наблюдение за елью на участке.

    Цель: Уточнить знания детей об отличиях натуральной ели от игрушечной. (Живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у неё есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая сделана из искусственного материала (пластмассы) у неё нет корней, она не растет).

    Вопросы: Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия?
    Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

                                             

    Рассказ: Ребята скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь живая если её спилят, потом засохнет, умрет и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже будет очень красивая, если её украсить, то она принесёт не меньше радости в Новый год.

    Художественное слово:

                                    «Новогодние деньки».

                              Новогодние деньки

                              Снег морозный, колкий

                              Загорелись огоньки

                              На пушистой елке

                              Шар качнулся расписной

                              Бусы зазвенели.

    2. Подвижные игры:  «Лиса в курятнике», «Самолеты»

    Цель: Упражняться в беге, в умении действовать по сигналу, спрыгивать со скамейки.

    3. Трудовая деятельность: На участке почистить дорожки от снега, построить горки для катания кукол на саночках.

    Цель: Воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

    4. Индивидуальная работа:  Игровое упражнение: «Донеси мешочек».

    Цель: Упражнять в равновесии.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 16.

    1. Наблюдение за снегирем

    Цель: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них. Знать характерные особенности снегиря.

    Вопросы: Как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

    Художественное слово:

    Каждый год я к вам лечу –

    Зимовать у вас хочу.

    И еще красней зимой

    Ярко – красный галстук мой.

    Приметы: Снегирь под окном чирикает – к оттепели.

    2. Подвижные игры: «Ловишки», «Бездомный заяц»

    Цель: Упражнять детей в беге не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать ловкость и выносливость.

    3. Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада.

    Цель: Воспитывать любовь, бережное  и заботливое отношение к зимующим птицам.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение «Сбей флажок»

    Цель: Учить метать снежки в цель, развивать меткость, внимание.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 17.

    1. Наблюдение за снегом и льдом.

    Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы, закрепить знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

    Художественное слово:

    Ой ты, зимушка-краса!

    Побелила все леса,

    Горы снега намела,

    Нас кататься позвала.

    Опыт:  В один стакан кладем лед, в другой стакан кладем снег.

    Вопросы: Какой лед по цвету, на ощупь, назовите его свойства. Какой снег по цвету, на ощупь, назовите его свойства. Из чего состоит снег и лед?

    Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом в стакане и со снегом.

    1. Подвижные игры: «Затейники», «Пожарные на ученье».

    Цель: Закрепить умение бегать, ловко увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

    1. Трудовая деятельность: Уборка участка от снега, закрыть корни деревьев снегом.

    Цель: Закреплять представления о защитных свойствах снега.

    1. Индивидуальная работа

    Цель: Учить метать снежки вдаль.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 18.

    1. Наблюдение за голубями

    Цель: Закреплять представление детей о птичьем мире. Уточнить чем питаются, где живут, как человек ухаживает за ними.

    Вопросы: Кто часто прилетает к нам на участок? Откуда они к нам прилетели? Где они живут? Кто их кормит? Что они любят клевать? Как называется домик, где живут голуби? Голуби перелетные или зимующие птицы?

    Художественное слово:

                                     Голуби, голуби

                                     Раз, два, три

                                     Прилетели голуби, сизари

                                     Сели и нахохлились у дверей.

                                     Кто накормит крошками сизарей?

    2. Подвижная игра: «Мы веселые ребята»

    Цель: Учить внимательно слушать команду воспитателя, развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

    3. Трудовая деятельность: Коллективный труд (сделать горку для кукол)

    Цель: Учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение «Не сбей флажок»

    Цель: Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.                

    Прогулка 19.

    1. Наблюдение за автокраном.

         Цель: Продолжать знакомить  детей  с разными видами грузового транспорта, закрепить знания об особенностях грузового транспорта, о значении его в жизни человека.

    Художественное слово:

               Он работает на стройке

               Поднимает грузы бойко.

               Однорукий великан

               Это наш …( подъёмный кран)

    Беседа: Где используется подъёмный кран? (строительстве, ремонте дорог) Какую работу он выполняет? (поднимает тяжёлые грузы) Кто управляет подъёмным краном? (крановщик) Чем отличается он от самосвала?              

       2.  Подвижная  игра:  «Погляди на улицу»

    Цель: Выполнять движения, согласно содержанию игры.

     3.  Трудовая деятельность:  Уборка снега на участке малышей.

    Цель: Учить работать сообща, получать радость от выполненного труда  и его результата.

      4. Индивидуальная работа  

    Цель: Закрепить умения ходить с высоко поднятыми коленями.

      5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 20.

    1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе в конце зимы.

    Цель: Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать эти приметы в поэзии, закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

    Художественное слово:

    Снег да вьюжные узоры,

    В поле вьюги, разговоры.

    Холод, полутьма…

    День – коньки, гора, салазки,

    Вечер – бабушкины сказки.

    Вот она зима!

    Загадки: Гуляет в поле да не ночь

                  Летает на воле, да не птица. (Вьюга, метель).

                  Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег).

    Приметы: В феврале зима с весной встречается впервой.

    Бледная луна – к снегопаду.

    Если вокруг солнца туманный круг – к метели.

    Февраль – бокогрей.

    Рассказ: Февраль – конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль – месяц волчих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой – студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

    Вопросы: Назовите все зимние месяцы. Зачем мы засыпали корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля. Сравните признаки начала зимы и ее конца.

    1. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?»

    Цель: Продолжать учить прыгать гигантскими шагами, начинать игру по сигналу воспитателя.

    1. Трудовая деятельность: Украсить участок цветными льдинками.

    Цель: Учить работать в коллективе, развивать эстетический вкус.

    1. Индивидуальная работа

    Цель: Упражнять в скольжении, учить приседать во время скольжения.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 21.

    1. Наблюдение за синичкой

    Цель: Формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них. Учить узнавать по внешнему виду.

    Вопросы: Как выглядит синичка? Как передвигается? Чем питается? Где зимует синичка? Как она кричит? Как человек заботится о ней? Почему синичка осталась на зимовку? Как люди отмечают «Синичкин день»?

    Художественное слово:

             «Зерен хочется синице,

              Но в кормушку сесть боится,

             «Будь смелее не робей!»

              Приглашает воробей»  Г. Ладонщиков

    На кормушке.

    На кормушке, под окном,

    Было тесно зимним днем.

    мимо кошка пробежала –

    На кормушке пусто стало…

    Где же вы, синички,

    Бойкие сестрички.                 В Степанов

    2. Подвижные игры: «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса»

    Цель: Развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

    3. Трудовая деятельность: Формирование горки на участке

    Цель: Воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

    4. Индивидуальная работа: Упражнять в прыжках в длину с места.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 22.

    1. Наблюдение за ивой.

    Цель: Наблюдать за ивой зимой, побеседовать с детьми о том, как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам, как к живому объекту.

            Беседа: Педагог подводит детей к иве. Как называется это дерево? Расскажите о строении дерева. А чего зимой нет у ивы? Почему? Что делают деревья зимой? Как можно спасти их от сильного мороза? (Зимой мы с вами тоже тепло одеваемся, и дерево тоже надо укрывать толстым слоем снега)

    2. Подвижные игры: «Собака и воробьи». «На санки».

    Цель: Упражняться в беге в разные стороны, ориентироваться в пространстве; быстро добегать до санок и сесть на них.

    3. Трудовая деятельность: День за днем утеплять корни деревьев и кустов снегом, осторожно не ломая ветки.

    Цель: Формировать положительное отношение к труду на участке, воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

    4. Индивидуальная работа: Конкурс на лучшую фигуру из снега.

    Цель: Учить детей слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

    5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 23.

    1. Наблюдение за елью на участке ДОУ.

    Цель: Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить и помочь  живой ели.

    Рассказ: Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и её корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, если задумает спилить её к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

    2. Спортивные игры: Обучение детей ходьбе на лыжах.

    Цель: Упражнять детей в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми прикопать к стволам деревьев снег, чтобы ели было тепло зимой.

    Цель: Воспитывать гуманно – деятельное отношение к растениям. Умение своевременно заботиться о них.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Сбей кеглю».

    Цель: Упражнять в метании, развивать ловкость, быстроту реакции.

    5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 24.

    1. Наблюдение за легковым автомобилем.

    Цель: Продолжать различать автомобили по их назначению – легковые, грузовые. Формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить их трудовые действия.

            Наблюдение за автомобилями, движущимися по улице города. Рассмотреть их внешний вид.

    Беседа: Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового? Чем отличается от автобуса? Что впереди у автомобиля? (Фары) Для чего они нужны? (Освещать дорогу).

    Ещё у машины спереди и сзади находятся огни. Они нужны, когда на улице туман, дождь, чтобы машину было видно и спереди и сзади.

            Кто управляет машиной? (Водитель). Любой человек может управлять машиной? (Нет).

    Художественное слово:

    Их видно повсюду

    Их видно из окон

    По улице движутся длинным потоком

    Они перевозят различные грузы.

    И люди в них ездят

    За эту работу мы их полюбили

    Они называются . . .  (автомобили).

    2. Подвижные игры: «Попади в коробку».

    Цель: Тренировать меткость бросков.

                                                      «Золотые ворота»

     Цель: Развивать внимательность.

    Тра-та-та, тра-та-та,

    Отворяем ворота,

    Спешите все сюда,

    Пропускаем раз,

    Пропускаем два,

    А на третий раз

    Не пропустим вас.


    3. Трудовая деятельность: Поручить группе детей  сгребать снег в определённое место, очистить дорожки и малые формы на участке от снега. Подкормка птиц.

    Цель: Приучать к чистоте и порядку, закреплять умение трудиться в коллективе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

    4. Индивидуальная работа: Хождение по буму. Прыжки с места на двух ногах – энергично отталкиваться и правильно приземляться.

    Цель: Развивать чувство равновесия.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 25.

    1. Наблюдение за ветром.

    Цель: Дать понятие об одном из признаков зимы – метель. Учить определять направление ветра.

    Вопросы:  Есть ли ветер? Откуда он дует? Почему против ветра тяжело идти?

    Художественное слово:

    Кружится и хохочет

    Метель под Новый Год.

    Снег опуститься хочет,

    А ветер не дает.

    И весело деревьям

    И каждому кусту.

    Снежинки как смешинки

    Танцуют на лету.

    Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю – метель.

    1. Подвижные игры: «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

    Цель: Учить метанию мяча в беге, выполнять задание по команде.

    1. Трудовая деятельность: Коллективный труд – сгребать снег в общую кучу для постройки горки, прихлопывать снег лопатой.

    Цель: Работать сообща, получать радость от выполненной работы.

    1. Индивидуальная работа: Игровые упражнения по ходьбе по буму.

    Цель: Закреплять умение держать равновесие.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 26.

    1. Наблюдение за осиной.

    Цель: Закрепить знания детей об осине, уметь ее различать зимой.

    Народные приметы:

    Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодной, а если кверху изнанкой – теплой.

    Художественное слово:

                «Осиновые ветки»

            В лесу стоят осины

            И под ноги глядят

            В лесу стоят осины

            И тихо говорят:

            - Простите, виноваты….

            Что ветки горьковаты….

            А зайцы под осинами

            Знай ветками хрустят

            А зайцы под осинами

            Сидят и говорят:

             - Осиновые ветки

            В мороз вкусней конфетки.

                            В. Мусатов

    Рассказ: Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются ветками осины.

    Вопросы: Как зимует осина? Что нового вы узнали об этом дереве?  По каким внешним признакам можно определить осину домой?      

    2. Подвижная игра: «Пятнашки»

    Цель: Упражняться в беге врассыпную.

    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми сгрести снег к деревьям, кустарникам.

    Цель: Воспитывать гуманно – деятельное отношение к растениям.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Не потеряй мяч».

    Цель: Закреплять умение детей выполнять упражнение согласованно.

    5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

    Прогулка 27.

    1. Наблюдение за сосульками.

    Цель: Закрепить знания детей о различных состояниях воды; знать, что зимой могут быть оттепели, похолодания.

    Художественное слово:

    Если сели на карниз,

    То растут все время вниз.

    Вопросы: Из чего состоит сосулька, лед? Какие свойства льда вам знакомы?

    Рассказ: Сосулька – замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

    В морозный день  сосулька растет или уменьшается? А в солнечный? Чем отличается место, где есть сосульки от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз»? Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.

    Художественное слово:

    Шаловливые сосульки сели на карниз.

    Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

    Надоело им свисать, стали капельки бросать.

    Целый день идет трезвон

    Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!

    Когда появляются сосульки – это первый признак приближения весны.

    Капель – борьба весны с зимой.

    1. Подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

    Цель: Учить согласовывать движения друг с другом, развивать глазомер.

    1. Трудовая деятельность: Расчистить дорожки от  снега, скамейки, бум.

    Цель: Воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

    1. Индивидуальная работа: Катание на санках.

    Цель: Учить выполнять повороты при спуске.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 28.

    1. Наблюдение за сосной.

    Цель: Уточнить знания детей о хвойных деревьях, их сходстве и различиях. (Сосна, как и ель, зелёная всегда. У неё тоже есть иголки, только длиннее).

            Художественное слово.

                              «Сосна»

            Была ли малым деревцем?

            Сосне совсем не верится:

            Давно с высокой кручи

            Достала кроной тучи

            И другого берега

            Достала тень от дерева.

                                    В. Могутин.

    В народе говорят.

    «Сосна там красна, где взросла».

    «Всякая сосна своему бору шумит».

    Рассказ: Сосна – высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

    Вопросы: Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом?».              

    2. Подвижные игры: «Кто лучше повернется» (на лыжах), «Охотники и зайцы»

    Цель: Закрепить умение детей метать на дальность, упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.

    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми помочь почистить участок от снега младшей группе.

    Цель: Воспитать трудолюбие. Желание помогать другим.

    4. Индивидуальная работа: «Сделай фигуру», «Попади в обруч»

    Цель: Упражнять детей в беге. Умение действовать по сигналу, в метании в цель.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 29.

    1.Наблюдение за пешеходной дорожкой.

    Цель: Закрепить знания детей  о пешеходной части дороги, о правилах дорожного движения.

    Беседа:

    Выйти с  детьми на пешеходную часть дороги. Спросить детей: где положено ходить пешеходам? ( По тротуарам).

        - Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону.

    • По улице надо идти спокойным шагом.
    • Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.                                                                      

         Подвести детей к переходу.

         Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход»и на дороге начерчены широкие белые полосы.

    2. Подвижная игра:  «Попади в цель».

    Цель: Учить детей бросать мяч в цель, развивать меткость, продолжать учить соблюдать правила игры.

    3. Трудовая деятельность:  Очистить участок от снега.

    Цель: Воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

    4. Индивидуальная работа

    Цель: Закрепить умение двигаться приставным шагом.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 30.

    1. Наблюдение за рябиной

    Цель: Продолжать наблюдение за рябиной зимой. Сравнить рябину осенью и зимой по картинке, что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях зимой.

    Беседа:   Что произошло с рябиной? Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды? Как мы с вами можем сохранить её от сильных морозов? Кто питается ягодами рябины?

    2. Подвижные игры: «Мороз-Красный нос». «Пройди по кругу».

    Цель: Учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

    3. Трудовая деятельность: Сгребать снег под кусты и деревья, почистить дорожки, горку и т.д.

    Цель: Вызвать желание помочь деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

    4. Индивидуальная работа: «Игровое упражнение». «По длинной дорожке».

    Цель: Учить разбежаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.



    Предварительный просмотр:

    Картотека игр-экспериментов в средней группе                                                                            

    Игры с красками

                                                                                                                                                     Разноцветные шарики

    Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

    Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

    Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок ?Как мы их можем изготовить?

    • Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет;  синюю с желтой — зеленый,  красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

    Рисование на мокром листе

    Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

    Игры со звуком

    Почему все звучит?

    Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

    Описание.

    •Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит

    муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

    Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

    Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

    Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит ?Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

    Игры со светом и тенями

    Тема: Свет повсюду

    Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    Материалы: иллюстрации событий, происходящих в раз¬ное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

    Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

    А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

    •Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.   Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа ? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить,  разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

    Тема: Тени на стене

    Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

    Тема: Солнечный зайчик

    Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.    

    Тема: Кто   нагрел предметы?

    На прогулке воспитатель показывает детям  зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

    Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

    Тема: Эффект радуги


    Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
    Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
    Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

    Игры с воздухом

    Воздух повсюду

    Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

    Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

    Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

    Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

    •Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

    •Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

    Кто играет ленточками?

    На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

    Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

    После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

    Игры с камешками

    Каждому камешку свой домик

    Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

    Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами.   Затем  все  вместе  рассматривают,  как разложен камни, считают количество камешков.  •Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.                                              •Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

    Весенние игры

    Из чего птицы строят гнезда?

    Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
    Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
    Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

    Игры со льдом и водой

    Животворное свойство воды


    Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
    Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
    Вывод: Вода дает жизнь живому.

    Текучесть воды.

    Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
    Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
    Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.


    Таянье льда в воде

    Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
    Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
    Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

    Можно ли пить талую воду

    Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
    Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

    Способность воды отражать окружающие предметы

    Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
    Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
    Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.


    Прозрачность воды.

    Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
    Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).
    Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
    Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
    Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
    Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

      Круговорот воды в природе

    Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
    Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

    Тает льдинка

    Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!».  В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

     Ледяные фигуры

    Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

    Замерзшая вода

    Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает,   тает, состоит из воды.                      Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.    Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что  она жидкость.  Может ли вода быть твердой?                                Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)  Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ?  Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой    формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.                            

    •Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и   дети наблюдают.  Какая часть льда плавает? (Верхняя.)    В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

    •    «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

    Вода принимает форму

    Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды

    Экспериментирование.

    Это всё – эксперименты –
    Интересные моменты!
    Всё, всё, всё хотим узнать!
    Нужно всё зарисовать!
    Как наш опыт получился,
    Сколько времени он длился?
    Удивляемся всему:
    Как? Зачем? И почему?

    Загадки о воде

    ***

    В тихую погоду                                                                                                                                            Нет нас нигде,                                                                                                                                           Как ветер подует                                                                                                                                   Бежим по воде. (Волны)

    ***                                                                                                                                                                       Меня пьют,                                                                                                                                                          Меня льют,                                                                                                                                                                      Всем нужна я.                                                                                                                                                 Кто я такая? (Вода)

    ***                                                                                                                                                           Закаляют нас всегда                                                                                                                          Солнце, воздух и ... (Вода)

    ***                                                                                                                                                       Пушистая вата                                                                                                                                       Плывет куда-то.                                                                                                                                            Чем вата ниже,                                                                                                                                           Тем дождик ближе (Облака)

    ***                                                                                                                                                                         По морю идет, идет,                                                                                                                                          А до берега не дойдет –                                                                                                                               Тут и пропадет. (Волна)

    ***                                                                                                                                                                  Что за звездочка такая                                                                                                                              На жакете, на платке,                                                                                                                                Вся сквозная, вырезная,                                                                                                                                           А сожмешь - вода в руке? (Снежинка)

    ***                                                                                                                                                        Посреди поля лежит зеркало,                                                                                                             Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

    ***                                                                                                                                                                 Зимой греет, весной тлеет,                                                                                                                                             Летом умирает, осенью оживает. (Снег)

    ***                                                                                                                                                                   Рассыпался горох                                                                                                                                         На семьдесят дорог,                                                                                                                                     Никто его не подберет:                                                                                                                                 Ни царь, ни царица,                                                                                                                                       Ни красна девица. (Град)

    ***                                                                                                                                                              Мост - как синее стекло:                                                                                                                     Скользко, весело, светло. (Лед)

    ***                                                                                                                                                            Одеяло белое                                                                                                                                                    Не руками сделано -                                                                                                                                   Не ткалось и не кроилось,                                                                                                                                   С неба на землю свалилось. (Снег)

    ***                                                                                                                                                                 Утром бусы засверкали,                                                                                                                         Всю траву собой заткали,                                                                                                                        Мы пошли искать их днем                                                                                                                               Ищем, ищем - не найдем (Роса)

    ***                                                                                                                                                                          Он без рук, он без ног                                                                                                                                   Из земли пробиться смог,                                                                                                                            Нас он летом, в самый зной,                                                                                                               Ледяной поит водой. (Ручей)

    ***                                                                                                                                                                            Без ног, а бежит,                                                                                                                                                 Без рук, а рукава имеет. (Река)

    ***                                                                                                                                                              Один льет, -                                                                                                                                               Другой пьет,                                                                                                                                          Третий растет. (Дождь, земля, трава)

    ***                                                                                                                                                              Стоит корыто,                                                                                                                                         Дополна водой налито (Лужа)

    Потешки про воду

     

    Водичка, водичка,                                                                                                                                          Умой моё личико,                                                                                                                                       Чтобы глазоньки блестели,                                                                                                                         Чтобы щечки краснели,                                                                                                                               Чтоб смеялся роток,                                                                                                                                              Чтоб кусался зубок.

    ***

    Мыло душистое, белое, мылкое,                                                                                                                                      Мыло глядит на грязнулю                                                                                                                                 С ухмылкою:                                                                                                                                                    Если б грязнуля вспомнил  про мыло –                                                                                                         Мыло его, наконец бы отмыло.

    ***

    Знаем, знаем да – да – да                                                                                                                                  Где ты прячешься, вода!                                                                                                                     Выходи, водица,                                                                                                                                      Мы пришли умыться!                                                                                                                              Лейся на ладошку,                                                                                                                                Лейся понемножку.                                                                                                                                Лейся, лейся, лейся                                                                                                                              Лейся, посмелей,                                                                                                                                     Катя умывайся веселей.

     ***

    Ах, вода, вода, вода!                                                                                                                                  Будем чистыми всегда!                                                                                                                           Брызги – вправо, брызги – влево!                                                                                                    Мокрым стало наше тело!                                                                                                                Полотенчиком пушистым                                                                                                                  Вытрем ручки очень быстро!                                                                                                                      Я сегодня утром рано                                                                                                                         Умывался из – под крана.                                                                                                                            Я и сам теперь умею                                                                                                                           Вымыть личико и шею.                                                                                                                       Моем руки дружно,                                                                                                                                Нам обедать нужно.                                                                                                                                 Ай, лады, лады, лады,                                                                                                                                    Не боимся мы воды,                                                                                                                                 Чисто умываемся,                                                                                                                                                 Маше улыбаемся.