консультация "Возрастные особенности детей 5 лет"

Кузьмина Алла Геннадьевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация дети 5 лет38.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Как стремительно бежит время. И вот ваш малыш уже почти школьник. Чем же должен овладеть ребенок в этот возрастной период, чтобы можно было с уверенностью говорить о том, что его развитие соответствует норме? Вот как развивается ребенок старшего дошкольного возраста (5-6 лет):                 Физическое развитие ребенка 5-6 лет : ребенок ходит на пятках, носках, на тыльной стороне стопы, с высоко поднятыми коленями, широкими, приставными шагами, изменяет темп и направление ходьбы;  бегает в разных направлениях и темпе;  чередует движения между собой;  ловит, бросает, отбивает, перебрасывает, забрасывает мяч;  прыгает на двух ногах на одном месте, с продвижением вперед, назад, в стороны, в высоту, в длину, через препятствия;  прыгает на одной ноге, со сменой ног; спрыгивает с высоты; ползает разными способами; выполняет элементы спортивных игр, например, бадминтон, хоккей, теннис, футбол, фигурное катание и т.д.         Гигиенические умения ребенка 5-6 лет: ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом; по мере необходимости пользуется носовым платком; самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью; положительно относится к оздоровительным и закаливающим мероприятиям.                                 Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 5-6 лет: здоровается, прощается, благодарит; стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых;  проявляет чувство привязанности и симпатии к людям; проявляет навыки взаимодействия с детьми; активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность;  действует по словесной инструкции, заданию взрослого;  знает некоторые достопримечательности своей страны и города (села);  проявляет волевые усилия при преодолении трудностей. Познавательное развитие ребенка 5-6 лет : ребенок определяет форму целого объекта и отдельных деталей; различает цвета и оттенки;  знает основные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник); мысленно может представлять план продвижения по знакомому зданию, улице, менять пространственное расположение окружающих объектов; устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные отношения; произвольно и целенаправленно запоминает; проявляет произвольное внимание (ставит перед собой определенную задачу); экспериментирует, моделирует; группирует, классифицирует, анализирует, синтезирует, обобщает; находит «один» и «много» среди окружающих его объектов; считает в пределах 10 (прямой и обратный счет); знает цифры от 0 до 10; решает простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10; определяет пространственное расположение объектов; знает части суток, времена года, дни недели, месяцы; знает, что живет на планете Земля, что такое космос.                 Речевое развитие ребенка 5-6 лет: активно употребляет все части речи; использует антонимы, синонимы, многозначные слова;  умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище); образовывает прилагательные от существительных (море - морской); подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня); правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука [р]); изменяет силу, высоту, интонацию, темп речи в зависимости от ситуации; подбирает слова на заданный звук, находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце); делит слова на слоги; декламирует стихи без помощи взрослого; составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.                                                                         Художественно-творческое развитие ребенка 5-6 лет: воспринимает вокальную и инструментальную музыку;  различает громкость звучания, ее настроение; жанр музыки (вальс, полька, марш, песня);  голоса исполняющих (детский, женский, мужской);  самостоятельно играет как на детских, так и некоторых взрослых музыкальных инструментах (дудочка, барабан, металлофон, фортепиано, скрипка и др.); поет протяжно, выразительно, немного с повышенной  громкостью; активно включается в танцевально-творческую деятельность; двигается под музыку, исполняет различные танцевальные движения (притопы, хлопки, шаги, кружение, приседание и т.д.); имеет представление о видах искусства, жанрах живописи; знает средства выразительности (ритм, цвет и т.д.); создает предметные, сюжетные и декоративные рисунки, лепные поделки и аппликации с натуры, по образцу, по подражанию, по собственному замыслу; знает основные традиционные и нетрадиционные изобразительные техники; конструирует из бумаги (оригами), строительного материла, конструкторов по образцу, по модели, по схеме, замыслу; использует разные формы, цвета, величины, материалы.

Читаем детям.

Из русских народных сказок можно посоветовать:

  • «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы
  • «Крылатый, мохнатый да масляный»  в обработке И. Карнауховой
  • «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка» в обработке М. Булатова
  • «Финист — Ясный сокол» в обработке А. Платонова
  • «Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого
  • «Рифмы» пересказ Б. Шергина
  • «Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева
  • «Докучные сказки» 

Рекомендации из сказок и песенок народов мира:

  • «Гречку мыли» в обработке Ю. Григорьева в переводе с литовского
  • «Друг за дружкой» (рекомендуется для чтения в сокращенной варианте) в обработке Н. Гребнева в переводе с таджикского
  • «Веснянка» в обработке Г. Литвака в переводе с украинского
  • «Дом, который построил Джек», «Старушка», в переводе С. Маршака с английского
  • «Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой в переводе с голланского
  • «Спляшем»  в обработке И. Токмаковой в переводе с шотландского
  • «Кукушка» в обработке К. Шаврова в переводе с немецкого
  • «Как братья отцовский клад нашли» в обработке М. Булатова с молдавского
  • «Лесная дева» в переводе с чешского Б. Петровой
  • «Желтый аист» в переводе с китайскогоФ.Ярилина
  • «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе с индийского Н. Ходзы
  • «Чудесные истории про зайца по имени Лек» и сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева
  • «Златовласка» в переводе с чешского К. Паустовского
  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой 

На вооружение из стихов можно взять следующие  книг :

  • «Колыбельная» В. Брюсов
  • «Первый снег» И. Бунин
  • «Котенок» С. Городецкий
  • «Береза», «Черемуха» С. Есенин
  • «Летний дождь» А. Майков
  • «Зеленый шум»  (в сокращенном варианте) Н.Некрасов
  • «Встреча зимы» И.  Никитин
  • «Зимний вечер» (в сокращенном варианте), отрывок из поэмы «Евгений Онегин»«Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин 
  • «Мой садик» А. Плещеев
  • «Осень, обсыпается  весь наш бедный сад» (в сокращенном варианте) А.К.Толстой  
  • «Воробей» И.Тургенев
  • «Зима недаром злится» Ф. Тютчев
  • «Кот поет, глаза пришуря» А. Фет
  • «У кроватки» М. Цветаева
  • «Волк» С. Черный
  • «Жадина» Я.Аким
  • «Веревочка» А. Барто
  • «Про сома», «Собачкины огорчения»,  «Приятная встреча» Б. Заходер
  • «Сундук»,  «Лошадь» В. Левин
  • «Пудель», «Почта»  С.  Маршак 
  • «Веселые чижи»,  «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс
  • «Домик с трубой» Ю. Мориц
  • «Бесконечные стихи», «Совет» Р. Сеф
  • «Мирная считалка» М. Яснов 

Из стихов, которые дети могли бы выучить наизусть:

  • «По дубочку постучишь» (Русская народная песня)
  • «Весенняя гостья» И. Белоусов
  • «Посидим в тишине» Е. Благинина
  • «Мамин день» Г. Виеру в переводе с молдав. Я. Акима
  • «Пять маленьких щенят» С. Городецкий
  • «Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский
  • «Мирная считалка» М. Карем в переводе с французскогоВ.Берестова
  • отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый» А.Пушкин
  • «Осень наступила..» А. Плещеев
  • «Вот моя деревня» И. Суриков 

Из рассказов и глав из повестей можно предложить такой список:

  • главы из «Малыш и Жучка» В. Дмитриева
  • «Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка» Л. Толстой 
  • «Кот на велосипеде» С. Черный
  • «Горбушка» Б. Алмазов
  • «Не обижать Жаконю» М. Борисова
  • главы из повести «Чук и Гек» А. Гайдар
  • «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев
  • «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский
  • «Как я ловил человечков», «Белый домик»  Б. Житков
  • «Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков
  • «Кроха» М. Москвина
  • «Живая шляпа» Н. Носов
  • глава из «Рассказов о Белочке и Тамарочке» ,«Большая стирка», «Буква  «ты» Л. Пантелеев
  • «Кот-ворюга» К. Паустовский
  • «К морю», «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок» Г. Снегирев 

Рекомендуемые литературные сказки:

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин
  • «Крупеничка» Н. Телешов
  • Главы из сказки «Домовенок Кузька» Т. Александрова
  • «Серебряное копытце» П.Бажо
  • «Сова»  В. Бианки
  • Главы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волков 
  • «Серая звездочка» Б. Заходер
  • «Цветик-семицветик» В.Катаев
  • «Сказка про трех пиратов» А. Митяев
  • «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская
  • «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах», «Смеянцы»  Г. Сапгир 

Книги поэтов и писателей зарубежных стран:

  • «На Горизонтских островах»  Я. Бжехва в переводе с польского Б. Заходера
  • «Баллада о королевском бутерброде» А.Милн , в переводе с английского С. Маршака
  • «Шумный Бабах» Дж. Ривз в переводе с английского  М. Бородицкой
  • «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Туви в переводе с польского С. Михалкова
  • «Про летающую корову» В. Смит в переводе с английского Б. Заходера
  • «О том, у кого три глаза» Д. Чиарди  в переводе с английского Р. Сефа
  • «Слоненок» Р. Киплинг в переводе  с английского К. Чуковского, стихи в переводе с английского С. Маршака
  • главы в сокращении из сказочной повести «Карлсон, который живет на крыше»  А. Линдгрен  в переводе со шведского Л. Лунгиной
  • главы из сказки «Господин Ау» X. Мякеля  в переводе с финского Э. Успенского
  • главы из сказки «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер в переводе с немецкого Ю. Коринца
  • отрывок из «Сказок, у которых три конца» «Волшебный барабан» Дж. Родари в переводе с итальянского И. Константиновой
  • «О самом последнем в мире драконе» Т. Янссон в переводе со шведского Л. Брауде и глава из сказки «Шляпа волшебника» в переводе  В. Смирнова.

« Кризис дошкольного возраста».

 Старший дошкольный возраст — один из самых насыщенных этапов для ребенка. Наполненный большим количеством новых навыков, умений, подготовкой к будущей школьной жизни он часто завершается кризисными явлениями. Малыш начинает бунтовать, манерничать и пытаться делать все по своему. По сравнению с кризисом 3-х лет, он проходит спокойнее, но доставляет родителям беспокойство. Главными признаками начинающегося кризиса считаются: Утрата непосредственности. Малыш стремится везде и во всем вести себя как взрослый. На предложение поиграть, говорит, что это детские забавы, а он уже большой; Упрямится в ответ на предложение о помощи, отказывается выполнять привычные режимные действия (умываться, чистить зубы). Так, ребенок хочет показать свою независимость от взрослых; Используя различные аргументы, отказывается выполнять задания родителей; Копирует поведение взрослых, делая это напоказ, с соответствующим выражением лица, интонацией; Во всем пытается показать свою независимость, самостоятельность. Такое поведение ребенка может привести взрослых в замешательство, заставить сомневаться в правильности воспитания. Почему это происходит? Ребенок уже готов к переходу от игр к познавательной деятельности. Для него теперь важно заниматься тем, что приносит пользу, дает результат. Что делать в такой ситуации? Позволять крохе учиться по-взрослому. Для начала предложите заниматься дома, как школьнику за столом с книгами, подготовиться к первому классу; Дать максимальную самостоятельность; Предлагать обсуждать поведение, предлагая крохе собственные аргументы, показывая неверность его суждений. Идеально, если в итоге разговора вы вместе придете к правильному, обоюдному выводу; Не обращать внимание на подчеркнуто шаблонное поведение. Если малыш плохо ведет себя на людях, скажите ребенку, что в его поведении неверно без критики. Возраст 5-6 лет — переходный период. Ребенок становится старше, меняет свое мышление, поведение, обзаводится новыми умениями. В этот период взрослым нужно принять происходящие изменения, признать, что малыш становится старше, самостоятельнее. Если вы примете взросление своего сына или дочки как данность, будете относиться с уважением к возрастающему желанию принимать решение, то сможете из наставника стать другом и опорой .

«Особенности детей 5-6 лет».

В 5-6 лет физиологические изменения, происходящие с ребенком мало заметны, но очень важны. Самой приметной особенностью этого периода является быстрый рост. Многие дети вырастают за 12 месяцев на 7-9 см., при этом вес изменяется несущественно, в пределах 2 кг. Средний рост для ребенка 6 лет составляет 115,5 см, средний вес — 20 кг. Но эти показатели очень индивидуальны. Если ваш малыш меньше или больше нормы на 10-15%, то он находится в рамках физиологической нормы. Тело ребенка в 5-6 лет становится выносливым. Малыш много бегает. Среди подвижных игр большинство детей отдают предпочтение догонялкам и пряткам. Любимым предметом для игры на улице является мяч. Координация между движениями рук и зрением заметно улучшились. Вестибулярный аппарат становится совершенным, делая качели, карусели и батуты любимым видом развлечения карапуза. Ощущая свою силу, ловкость ребенок в 5-6 лет часто идет на необдуманный риск. Выполняя различные физические элементы, пытаясь повторять за старшими детьми, кроха не думает о безопасности. Взрослым стоит внимательно следить за передвижениями ребенка, при необходимости страховать. Не лишним будет проведение воспитательных бесед по технике безопасности. Особого внимания требует разговор о необходимости быть внимательным на высоте и передвигаться по лестнице спокойно. Ступеньки в 5-6 лет представляются ребенку не очень интересным занятием, он стремится как можно быстрее их преодолеть, часто перепрыгивая через одну. Рекомендуется постоянно напоминать о важности внимательного спуска и подъема по лестнице для избежания травм.

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы: Физические умения; Знания о себе и мире. Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе

В 5-6 лет сложные процессы происходят в психологии ребенка. В этот период формируется база личностных качеств малыша. Ребенок постигает нравственные, ценностные ориентиры, учится вести себя в обществе и с другими людьми. В этот период закладываются основные понимания о добре и зле, морали. К начальной школе можно судить о том, каким человеком вырастет ребенок. Изучая окружающий мир, малыш теперь не только отмечает внешние признаки и содержание предметов, его больше интересуют взаимоотношения, психологическая суть событий. В ежедневных играх все чаще можно заметить, как ребенок обыгрывает события, произошедшие с ним или его знакомыми ранее. Так ребенок осмысливает происходящее, делает свои выводы.

В 5-6 лет происходит процесс формирования личности ребенка, независимой от мнения родителей. Часто в этот период дети начинают спорить со взрослыми, пытаться отстоять свою точку зрения. В этот период часто происходит разрыв в доверительных отношениях между ребенком и родителями. Чтобы избежать этого, рекомендуется давать возможность ребенку высказаться, поблагодарить его за мнение и при помощи понятных для малыша фактов, объяснить, почему нужно сделать по другому. В 5-6 лет ребенок начинает искать свое место в семье и в интересах родителей показать ему, что он важный член семьи, к которому прислушиваются. Малыш уже может выслушать долгое пояснение, вникнуть в смысл слов, понять, почему нужно делать то или иное действие. Разрыв между поколениями происходит из-за нежелания взрослых выслушать детей. На вопросы или комментарии ребенка не нужно отвечать односложно. Старайтесь давать полноценные, развернутые ответы.

Пик умственных способностей дополняется быстрым развитием понимания собственного я. Дети в 5-6 лет начинают понимать собственные эмоции, ощущения, учатся говорить о своих чувствах. Ребенок в 5-6 лет нуждается в общении с другими людьми и сверстниками очень сильно. Через игры, разговор  получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. Выстраивая взаимоотношения с другими детьми учится вести себя в группе. Детям старшего дошкольного возраста очень важно научиться дружить и находить точки соприкосновения со сверстниками, ведь совсем скоро малыш пойдет в школу. В 5-6 лет ребенок уже может выполнять обозначенную задачу вместе с другими детьми. Малыши учатся взаимодействовать и соблюдать очередность. В этот период хорошо научить ребенка: заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть. Старайтесь как можно чаще бывать на детских площадках, посещать различные кружки, секции. Необходимость общаться со сверстниками и другими людьми не снижает важность общения с родителями. Часто, реакцией на снижение общения с близкими в 5-6 лет становится синдром дефицита внимания. Ребенок начинает специально нарушать установленные правила, вести себя очень плохо, злить взрослых. В большинстве случаев это связано с тем, что малыш пытается привлечь к себе внимание. Не стоит думать, что такое поведение пройдет само собой со временем. Если вы заметили, что кроха начал меняться, стал очень “вредным”, постарайтесь найти побольше времени на совместное занятие, быть внимательными к тому, что говорит ваш малыш, отвечайте развернуто, честно.                                                                         В 5-6 лет наступает пик умственных возможностей ребенка. Малыш не только хочет узнать много нового, но и может запомнить такой объем информации, который недоступен для любого другого возраста. К базовым умениям изучать окружающий мир добавляются сложные операции мышления и логики. Малыш оперирует различными абстрактными понятиями, ищет связи между предметами, событиями. Психика ребенка созрела, она готова понять и принять практически любую информацию, осознать ее, найти аналогии с имеющимся опытом. Конечно, мыслительные процессы ребенка в 5-6 лет еще не совсем похожи на рассуждения взрослого. Малыш оперирует собственной базой знаний и понятиями, которые не всегда подходят к выбранному вопросу. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка рассуждать, развивать его интеллект. Это умение легко прививается простыми разговорами на интересующую ребенка тематику. На любой вопрос нужно не просто отвечать “да” или “нет”, а через рассуждения, наводящие вопросы, приводить  к собственным выводам. К 5,5 годам хорошо научить детей высказывать свое мнение, используя аргументы. На собственном примере покажите, как важно не только высказывать свои желания, но и аргументировать их. Хорошо стимулирует это умение предоставление самостоятельности в простых вопросах. Пусть ребенок сам принимает решение, что одеть или во что играть. Объясните, что делая выбор, ребенок берет на себя ответственность за совершенное действие. Если он сломает вещь, которую мама не рекомендовала брать, то в качестве наказания он будет лишен сладкого. Часто именно в этом возрасте дети интересуются, как они появились на свет. Выбор ответа на этот вопрос зависит от родителей, но желательно заранее обсудить на семейном совете единый ответ. Не рекомендуется рассказывать о капусте или аисте, ведь это будет неправда, а дети на улице расскажут другую историю. Можно ограничиться рассказом о большом желании родителей завести ребенка, в результате которого у мамы в животе появился кроха. Подробностей не нужно. На психику ребенка большое влияние оказывает его окружение. В 5-6 лет многие дети начинают относиться к себе с критикой, сравнивая свою внешность, физические и умственные способности с возможностями сверстников. Не рекомендуется добавлять сложностей, сравнивая его с другими детьми. Лучше расскажите об уникальности каждого человека на земле, особенностях каждого человека.                                                                 Внимание родителей 5-6 летних детей должно быть сосредоточено на развитии таких важных умений как восприятие, внимание и память. В этот период происходит переход от непроизвольного к сознательному запоминанию. Хорошо предлагать ребенку совершенствовать эти умения простыми занятиями: учить небольшие стихи и рассказы; обсуждать выученный текст, добиваясь полного понимания смысла; предлагать концентрировать внимание на занятиях, убирая отвлекающие предметы; учить находить отличия, выстраивать цепь событий; предлагать повторять последовательность действий, слов; учить и употреблять новые слова; совершенствовать тактильные знания и мелкую моторику. Кроме предложенных вариантов развития внимания и памяти, следует как можно чаще беседовать с ребенком, обсуждая произошедшие ранее события. Попросите вспомнить детали, объяснить, почему произошло то или иное событие. Развитие мышления детей 5-6 лет выстраивается вокруг приобретения новых, более сложных навыков.                                                         Рекомендуется учить малыша. Удобнее всего обучать ребенка при помощи сборников заданий для детей 5-6 лет. Обычно такие издания содержат в себе различные варианты занятий, позволяющие найти наиболее подходящий вариант для ребенка .                                                                         К 5 годам фантазия детей становится одним из способов изучения мира. Через воображение малыш придумывает собственную реальность, в которой переживает различные события, моделирует ситуации. Грань между вымышленным и реальным миром для ребенка не заметна, часто он переносит свои действия из воображаемого мира на действия в реальности. Многих родителей 5-6 летних детей волнует эта ситуация, им кажется, что дочка или сын начинают врать. Это не верно. Большинство выдуманных событий и действий появляются в речи ребенка без злого умысла. Просто дети еще не полностью понимают, в каких ситуациях можно применять фантазию, а где лучше сказать, как есть на самом деле. Столкнувшись с воображаемым другом или невероятным событием, о котором рассказывает чадо, не нужно говорить, что кроха врет. Лучше употребляйте слово “фантазия”, “воображение”. Заострять внимание на появлении несуществующих персонажей или событий не следует. Ребенок  повзрослеет, прочувствует границу между фантазией и реальностью, перестанет сочинять. Другой вопрос, если малыш намеренно сочиняет, чтобы скрыть свои неблаговидные поступки. Пропускать ложь не советуют, но и сильно ругать не стоит. Вопрос честности нужно проработать в игровой форме на примере игрушек и мультфильмов. Объясните , что лучше сказать горькую правду и понести наказание, чем бояться, что кто-то узнает, лгать.                                          В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Малыш должен без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу. При наличии сложностей в произношении отдельных звуков необходимо обратиться к логопеду для своевременной коррекции