Моя методическая работа

АНАСТАСИЯ КИРИЛЛОВНА СЕЛЕЗНЕВА

 

Организация взаимодействия с семьей –

работа трудная, не имеющая

готовых технологий и рецептов.

Нам удалось создать свою формулу успеха,

поделившись добротой   

 

Эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс

 

        В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в РФ», детский сад является первой ступенью образования, одним из важнейших социальных институтов, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их сотрудничество по вопросам воспитания ребенка.

 Одним из основных принципов ФГОС ДО является сотрудничество дошкольной организации с семьёй. Задача каждого дошкольного учреждения – обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Свою работу с родителями планирую с учетом требований Стандарта.

 Одним из направлений моей работы с родителями является реализация проекта «Дари добро», который раскрывает возможности воспитателя привлекать родителей в образовательный процесс, решать социально-значимые проблемы детского сада, группы, используя интересные игровые ситуации.

Цель проекта: воспитание духовно-нравственных ценностей через создание условий для формирования тесных отношений между детьми и родителями.

Задачи проекта:

·                     внедрять эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс группы, детского сада;

·                    создать условия для совместной деятельности   родителей с детьми, направленной на воспитание духовно-нравственных, культурных ценностей.

 

Все мы взрослые желаем детям добра. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Воспитание этих качеств у ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.

Для воспитания духовно-нравственных качеств педагогическим коллективом был разработан проект «Дари добро», который позволил выстроить систему работы по привлечению родителей в образовательный процесс. Проект реализуется в игровой форме.

В 2015 году проведена игра «Копилка добрых дел». 

       На практическом этапе игры мною была спланирована работа в группе так, чтобы в каждой образовательной области родители вместе с детьми совершали добрые дела.

В социально-коммуникативной области, во время мастер-класса «Очумелые ручки», организованного в моей группе, дети помогали папам ремонтировать детские лопатки: держали и подавали инструменты, забивали гвозди; осенью изготавливали кормушки для птиц, чтобы зимой дети могли их кормить; участвуя в субботнике, дети вместе с родителями собирали мусор, ветки, сгребали старые листья, носили песок в песочницы и т.д.

Данные мероприятия этого направления формируют у ребенка активную социальную позицию участника общественной жизни, воспитывают нравственные идеалы, потребности в труде на благо социума, учат строить коммуникативные связи.  

В художественно-эстетической области родители принимали участие в праздниках, становились актерами на занятиях, представляли семейные дуэты на концертных программах; совместно изготавливали украшения для оформления группового помещения к Новому году; реставрировали и изготавливали музыкальные инструменты, дети с удовольствием оказывали помощь родителям и др.

 Мероприятия этого направления способствуют созданию благоприятной среды для развития творческого потенциала детей, умению выступать перед публикой.

В познавательной области родители под моим руководством проводили мастер-классы для детей по заданной тематике, изготавливали  дидактические игры и проигрывали их вместе с детьми и др.

Мероприятия этого блока учат детей анализировать, систематизировать полученную информацию, быть  интеллектуально развитым, соблюдать правила в различных играх, способствуют развитию психических процессов. 

Для сплочения детско-родительских отношений и повышения интереса родителей и детей к игре «Копилка добрых дел» педагогическим коллективом была придумана система поощрения -  за каждое доброе дело группа получала «Мешочки добрых дел». Семьи-победители получили достойное вознаграждение за свои добрые дела: за первое место - билеты в зоопарк; за второе и третье - сладкие призы.

           В 2016 – 2017 учебном году, продолжением проекта «Дари добро» стала игра «Каменный цветок». В основу игры положили сказку Павла Петровича Бажева «Каменный цветок», главный герой которой так напомнил педагогам родителей воспитанников, которые шаг за шагом сближаются вместе со своими детьми в общих делах, приносят радость себе и окружающим, словно кропотливый мастер оттачивают свое творение в воспитании.

             Вся работа по игре была разбита на 7 направлений – 7 лепестков. Команда семей, делая добрые дела, зарабатывали драгоценные камни (разного цвета, согласно выполненной работе), а в конце игры совместными усилиями заработанные камни соединились в каменном цветке, как символе сплоченности и трудолюбия. 

Лепесток «Сказки» (в рамках этого направления родители помогали педагогу в знакомстве детей с авторскими и русскими народными сказками, проводи семейные театральные вечера, изготавливали дидактические игры и пособия по сказкам);

Лепесток «Озеленение» (в рамках этого направления родители выращивали совместно с детьми цветы, высаживали рассаду, создавая на участках клумбы);

Лепесток «Общественная деятельность» (проводились общественно-значимые мероприятия, направленные на благоустройство поселка, родители вместе с детьми проводили акцию «Приятные неожиданности», на привлечение жителей поселка, через детские телеграммы, для создания чистоты, красоты, ухоженности подъездов, цветников, и прилегающей территории);

Лепесток «Книжки-малышки» (дети, видя разорванную книгу, брали ее домой и вместе с родителями ремонтировали);

Лепесток «Развивающая среда» (в рамках этого направления родители совместно с детьми: участвовали в обновлении и пошиве театрализованных костюмов, одежды для кукол, пополняли уголки группы различными атрибутами, осуществляли ремонтные работы и создавали уют в помещениях и на прогулочном участке группы, участвовали в расчистке территории от снега, изготавливали скворечники и кормушки для птиц, помогали мыть и заклеивать окна);

Лепесток «Родительский час» (под руководством педагога родители планировали родительский час по интересной для детей теме);

Лепесток «Творческая работа» (семьи воспитанников принимали участие в конкурсах различного уровня, участвовали в праздниках и развлечениях).

 

В завершении игры в детском саду прошел итоговый праздник «День семьи и добра», в форме увлекательного «путешествия» по прогулочным участкам, где были организованы веселые игры и соревнования для детей и их родителей.

В торжественной обстановке были подведены итоги работы за 2016-2017 учебный год, где самые активные семьи получили грамоты, сладкие призы и памятные подарки.

 

В начале 2017-2018 учебного года моя группа активно принимает участие в   игре «Калейдоскоп добрых дел», которая включает в себя три блока.

        Первый блок направлен на укрепление и сохранение здоровья воспитанников и их родителей. В рамках этого блока реализован краткосрочный проект «ГТО в детский сад». Реализация блока прошла в период с сентября по ноябрь 2017 года.

Первым этапом проекта являлся конкурс по изготовлению своими руками нетрадиционного спортивного оборудования. В этом мероприятии 10 семей из 19 приняли активное участие и пополнели в нашей группе уголок физического развития. По результатам конкурса наша группа заняла - 5 первых, 2 вторых места в различных номинациях.

  На втором этапе проекта  15  семей моей группы сдавали нормы ГТО:

·                     прыжок в длину с места;

·                    отжимание;

·                    приседание;

·                    челночный бег;

·                    гибкость.

Результат:

·                  дети принесли в копилку нашей группы 2 золотых значка, 1 серебряный, 3 бронзовых;

·                  родители 3 золотых значка, 4 серебряных, 5 бронзовых

        Последним этапом проекта "ГТО в детский сад" являлось дистанционное тестирование, которое проходило на сайте детского учреждения. Для успешной сдачи тестирования, мною были подготовлены и проведены беседы, консультации для родителей и детей по здоровому образу жизни: "Здоровое питание для дошкольников", "Двигательная активность ребенка", "Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

В дистанционном тестировании приняло участие 14 семей из группы.

В результаты реализации проекта «ГТО в детский сад» родители стали отличным примером для своих детей, видя старания своих мам, и папа ребята изо всех сил сдавали нормативы, подбадривали друг друга и получили отличный заряд бодрости.

         С  января 2018 года стартовал второй блок игры ««Калейдоскоп добрых дел»» – «Волшебные путешествия всей семьей». Цель блока: сплочение семей воспитанников, сохранение семейных ценностей и традиций, повышение культурного образа жизни в ходе совместных путешествий по Золотому кольцу России.

В рамках реализации данного блока 10 семей начали подготовку к участию в следующих мероприятиях:

·                   путешествия семей воспитанников в города Золотого кольца России (очная форма путешествий);

·                   участие в конкурсе виртуальных экскурсий по городам Золотого кольца России «Виртуально? Реально!» (заочная форма путешествий семей в г. Сергиев-Посад);

·                   участие семей воспитанников в обще садовском мероприятии «Забавы городов России».

      Итоговым мероприятием блока «Волшебные путешествия всей семьей» станет семейный праздник «Забавы городов России».

       С марта месяца по май 2018 года запланирован третий блок "Цветущие фантазии", направленный на привлечение семей к благоустройству территории детского сада, пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

            

На протяжении трех лет, принимая участие, в проекте «Дари добро», я, как педагог и организатор данной работы, родители моей группы едины в одном – только совместная работа педагога, родителей и детей сможет помочь сплотить детско-родительские отношения, ориентировать  ребенка на успешность в социуме.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР

Положение о конкурсе нетрадиционного спортивного оборудования своими руками «ГТО? Легко!»

среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения и их семей

1. Общие положения

  1. Конкурс нетрадиционного спортивного оборудования своими руками «ГТО? Легко!»  (далее – конкурс) среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения проводится в целях совершенствования условий для организации всех форм физического воспитания по сохранению и укреплению здоровья детей и работы по приобщению их к основам здорового образа жизни.
  2. Положение определяет порядок проведения конкурса в дошкольном образовательном учреждении МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР.

2. Цели и задачи конкурса:

- Привлечение внимания всего педагогического коллектива к проблемам физического развития дошкольников в ДОУ;

- Создание оптимальных материально – технических, предметно – развивающих условий для физкультурно – оздоровительной работы с детьми в соответствии с современными требованиями;

- Распространение педагогического опыта в создании и совершенствовании предметно – развивающей базы физкультурных уголков, развитие творческого потенциала семей.

3. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие дети от 2 до 7 лет и их родители.

4. Жюри смотра-конкурса:

  • заведующий Щербакова И.С.
  • старший воспитатель Юнкова Е.В.
  • инструктор по физической культуре Попова Е.Н.
  • воспитатель Селезнева А.К.
  • воспитатель Рахимова О.В.

5. Организация и порядок проведения конкурса

5.1. Конкурс проводится с 16 октября 2017 года по 30 октября 2017 года.

5.2. Ответственными за проведение конкурса являются воспитатели групп.

6. Требования к оформлению работ

Каждая конкурсная работа должна иметь сопроводительную карточку с указанием названия работы, фамилии и имени автора, возрастной группы и Ф.И.О. педагога.

7. Критерии оценки

Жюри оценивает работы по следующим критериям:

  • безопасность и соблюдение санитарных норм;
  • соответствие возрасту;
  • доступность оборудования для использования детьми;
  • эстетичность, красочность;
  • креативность.

8. Подведение итогов и награждение

8.1. Подведение итогов состоится 1 ноября 2017 года

8.2. Победители и участники награждаются почетными грамотами, памятными подарками и сувенирами.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Здоровое питание для дошкольников»

Ваш ребенок уже давно сидит за общим столом, ест и пьет самостоятельно. А что он ест? То же, что и взрослые? А Вы уверены, что это правильно? http://www.colordsgn.co/cd/2015/11/27/orange-fruit-coloring-page-l-0a6caffd732d605f.jpg

Питание детей дошкольников должно учитывать особенности его пищеварительной системы, она еще не окрепла и не сформировалась. Рацион питания ребенка должен состоять из легко усваиваемых компонентов.

Основные принципы здорового питания дошкольников:

- энергетическая ценность должна соответствовать возрасту; завтрак должен составлять 25% суточной энергетической ценности, обед - до 40%, полдник - 10%, а ужин 25%;

- режим питания дошкольника организован или родителями, или дошкольным учреждением с соблюдением санитарных норм; часы приема пищи должны быть строго постоянными, не менее 4 раз в сутки.

- все пищевые факторы должны быть сбалансированы; немного расширяется меню.

Также под запретом острые приправы и грибы. Можно делать блюда чуть острее за счет лука, чеснок и совсем небольшого количества перца в различных соусах к мясу или рыбе.

Из круп отдайте предпочтение перловой, пшенной - в них есть клетчатка.

 И, конечно, основа - мясо, рыба, молочные продукты, крупы, хлеб, овощи и фрукты.

Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легко усваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: треску, судака, хек, минтай, горбушу.

Не угощайте ребенка деликатесами - икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.

Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. И все-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе.

Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные - кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.

Ежедневно кормим ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не получается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.http://uk.easyprints.info/wp-content/uploads/sites/2/2016/03/5984.jpg

Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы.

Сливочное масло не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!

Что еще должен знать родитель?

  1. Если Вы кормите ребенка дома после детсада, взгляните на меню дня перед уходом. Не готовьте те продукты или блюда, которые он уже ел.
  2. Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие, как твердый сыр, сметана, яйца, рыба - не для ежедневного приема, 1 раз в 2дня.
  3. К рыбе относитесь аккуратно: вынимайте все до одной кости, или делайте фарш.
  4. Так бывает, что ребенок отказывается есть ту или иную пищу. Не уговаривайте, не заставляйте. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите. Измените рецепт. Или этот же продукт добавьте в другое блюдо.
  5. Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков. Норма сахара для дошкольника - 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышено в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.

 Да, хлопотно готовить отдельно здоровое питание дошкольников, но ведь можно и для себя, взрослого, готовить правильную здоровую еду без острого, жирного, сладкого. А предпочтение - овощам, фруктам. Это еще будет отличным примером для ребенка и залогом семейного здоровья!



Предварительный просмотр:

Двигательная активность ребенка

Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям.

Так ли это?

Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью. В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.

Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Ваш ребенок скоро идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности.

Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье? Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.

Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!

Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод.

Не препятствуйте этому. Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.

В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений. Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. Эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.

Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения. 
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.

Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны. Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.

Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

" Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей раннего и  дошкольного возраста"

 Считается, что период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Обучение действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность. Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например: «Чистая водичка Моет Вове личико»,  «Танечке ладоши, Пальчики Антоше»,  «Буль-буль-буль журчит водица».

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки. Чтобы ускорить формирование культурно- гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно- гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.