Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Моисеева Марина Александровна

Таблицы для подготовки к ОГЭ 

Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П

Пособия для подготовки

ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т. (2016, 96с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные задания. Нефедова Н.А., Алешникова Е.Л. и др. (2016, 96с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П. (2016, 240с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Типовые тестовые задания: 50 вариантов. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. (2016, 296с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. 30 вариантов экзаменационных работ. Степанова Л.С. (2016, 192с.)

Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год. Под ред. Сениной Н.А. (2015, 496с.)

ОГЭ 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 2-5. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. (2016, 96с.)

ОГЭ 2016. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий 6-14. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. (2016, 96с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Выполнение заданий части 3. Задания 15.1-15.3 Егораева Г.Т. (2016, 160с.) ОГЭ 2016.

Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части 3. Сочинение на лингвистическую тему. Егораева Г.Т. (2016, 144с.)

ОГЭ 2016. Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему. Задания части 3. Егораева Г.Т. (2016, 96с.)

ОГЭ. Русский язык. Задание 15.3. 200 образцов сочинений на "отлично". Егораева Г.Т. (2016, 256с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Сборник заданий. Львова С.И. (2015, 400с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Тренировочные задания. Львова С.И., Замураева Т.И. (2015, 160с.)

ОГЭ 2016. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Бисеров А.Ю., Маслова И.Б. (2015, 176с.)

Русский язык. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. (2015, 96с.)

Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Симакова Е.С. (2016, 416с.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

ЯЗЫКОВЫЕ

1. Замена:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключение (удаление)

  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияние (объединение)

• слияние нескольких предложений в одно.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ НАПИСАНИИ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Прослушайте текст
  • После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  • - определите только главную информацию, важную для понимания содержания всего текста (тему и главную мысль);
  • -  определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод);
  • -составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. (Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов)
  • Прослушайте текст во второй раз.
  • После второго чтения:
  • - найдите в тексте «секрет», особенность, т.е. то, без чего он был бы лишен смысла;
  • - работая с подробным планом текста, определите главную информацию для каждой смысловой части, определите, какая информация является второстепенной;
  • - найдите ключевые слова, с помощью которых переданы главные мысли микротем

(Ключевые слова могут быть:

объективными – они сжато передают движение информации в тексте;

субъективными – они помогают понять позицию автора, его отношение к проблеме, идею текста, его эмоциональный настрой);

  • - определите способы сокращения текста (замена, исключение, объединение);
  • - составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.);
  • - напишите сжатое изложение каждой части;  
  • - подумайте, как связать части между собой, чтобы получился текст.
  • Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

1.Выделение главной информации предложения.

2. Выделение предложения, в котором заключена главная мысль абзаца.

3. Выделение детализирующей, объясняющей части абзаца.

4. Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, обобщения, упрощения.

5. Подбор обобщающего слова к ряду слов.

6. Подбор обобщающего предложения к ряду предложений.

Лингвистическое сочинение – это разновидность одного из жанров научного стиля речи.

План сочинения

  1. Зачин.
  2. Тезис.
  3. Аргумент 1.
  4. Пример 1.
  5. Аргумент 2.
  6. Пример 2.
  7. Вывод.

ЭЛЕКТРОННЫЕ АДРЕСА

www.agk.  Рособрнадзор

www.fipi.ru/view/sections   

ФИПИ.  На этом сайте размещены проекты КИМ ЕГЭ и ГИА



Предварительный просмотр:

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

  • Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
  • Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
  • Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
  • Запомните последовательность событий, рассуждений.
  • Определите количество абзацев, ключевые слова.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

  • Разделите текст на смысловые части.
  • Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию,  обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении,  используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
  • Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  • Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытый банк заданий ФИПИ-2014

Тексты изложений

Текст 1  
      Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу », то они нередко и сами превращаются в тиранов.
       Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно Выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.
     Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. (По М.Литваку)

Текст 2 
      Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
     Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.
      Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Ю.Нагибину)

Текст 3
      Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
      Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

     Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. 
     Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. (По Н.Крыщуку)

Текст 4
     Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
      Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
      Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По А. Москвину)

Текст 5  
     Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
     Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
     Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.       (По Ю. Бондареву)

Тест 6 
     Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
     Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
      Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.(По Ю. Бондареву)

Текст 7  
          Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается     булавочный укол друга". 
      Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности. 
     Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.
(По М.Литваку)

Текст 8
     Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...
     Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
      И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
         (По В.М. Пескову)

Текст 9
     Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
     Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
     Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте , что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Текст 10  
     Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
     Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
      Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные
ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта настоящей дружбы. (Из Интернета)

Текст 11
      Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
     В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
     Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Текст 12
      Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
       А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.
      Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Текст 13
      Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
      Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 
      Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Текст 14
      У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. 
     В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
     Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Текст 15
     Времена меняются , приходят новые поколения , у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?
     Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. 
     Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.



Предварительный просмотр:

Трактовка

Понятие

Определение

Жизненный пример

1

Взаимовыручка 

Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

2

Внутренний мир человека

Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Люди часто употребляют такое выражение, как "богатый внутренний мир". Мне бы хотелось привести пример из собственной жизни и рассказать о своей маме и ее богатом внутреннем мире. Она душевный человек: мама добрая, понимающая, умеющая поддержать в трудную минуту. Ее любимое занятие - цветоводство. Она украсила весь дом и двор удивительными по красоте цветами. Всю себя она отдает семье, заботясь обо мне и муже. 

   Таким образом, я пришел к выводу, что если каждый будет заботиться о богатстве своего внутреннего мира, то жизнь станет лучше, а люди – порядочнее и добрее.

3

Выбор  

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из жизненного опыта. Мне в скором будущем также нужно будет выбрать профессию. Это очень важный вопрос, который я неоднократно обсуждала со своими родителями. Однако сама я не могу точно определить область, в которой хочу работать. У меня еще есть время, и я надеюсь, что сделаю этот выбор правильным.

Таким образом, я доказал(а), что при каждом выборе, особенно выборе профессии,  нужно хорошо всё обдумывать, а также надеяться на свои силы, способности и поддержку  родных.

4

Доброта

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

5

Драгоценные книги

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Для меня примерами драгоценных книг являются многие произведения разных авторов, но больше всего я полюбил  Жюль  Верна, автора многих прекрасных книг.  Одна из таких книг – «Таинственный остров».  Эта книга может многому научить: как не сдаваться в самых экстремальных условиях, не пасть духом перед огромным количеством проблем и перед опасностью.  Она учит тому, как выжить на необитаемом острове и воспитать в себе силу и волю характера. 

 Многие книги чем-то помогают, какие-то учат, но не все книги могут быть так близки к сердцу, как та самая, драгоценная книга.

6

Дружба

Дружба –  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. 

В газете «Комсомольская правда» прочитал рассказ о том, как восьмиклассник Александр Канайкин из Оренбурга, когда его друг провалился в полынью, не растерялся, бросился на помощь и вытащил товарища из ледяной воды. Вот это настоящий друг!

В повести Владимира Железникова «Чучело» Лена Бессольцева прощает предателя Димку Сомова, хотя когда-то сильно пострадала из-за его подлости. Девочка отказывается мстить, поступая не только как благородный человек, но и как настоящий друг.

Пример верной дружбы – отношения Д’Артаньяна и трёх мушкетёров в романе Александра Дюма. Гасконец и его товарищи готовы в любой момент отдать жизни друг за друга. Они повторяют слова: «Один — за всех, и все — за одного». Вот девиз настоящих друзей!

7

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь. 

В качестве второго доказательства тезиса приведу пример из жизни. В моей семье все любят читать, поэтому у нас дома накопилась большая библиотека книг разных жанров для каждого члена семьи. Книги играют важную роль: они содержат в себе мудрость, могут подарить вдохновение, формируют нравственные принципы и учат прекрасному.  Поэтому я уверена в этом: литература и является одной из самых важных жизненных ценностей.

   Таким образом, я доказала, что нравственные ценности, такие как семья, книги, приносят людям духовное наслаждение и удовлетворение и должны быть главными.

8

Любовь

Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Вспоминаю роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повествующий о том,  как Татьяна Ларина влюбилась в Онегина. Автор не рассказывает, что понравилось девушке в Евгении, а лаконично говорит: «Пора пришла, она влюбилась». У юной дворянки  при виде Евгения Онегина «в сердце дума зародилась», дума о большой чистой любви. И как жаль, что герой отверг чувства девушки, разрушил мечты о взаимопонимании. А настоящей любви никогда не будет, если сердце одного из двоих молчит… 

Таким образом, любовь – это чувство взаимной привязанности, а не страсть одного из них.

9

Материнская любовь

Что такое материнская любовь? На мой взгляд,  это самой сильное чувство на свете, основанное на поддержке, ласке, заботе и, конечно же, душевном тепле.  Также можно сказать, что это такая любовь, которая не требует ничего взамен, не требует  делать выбора – я или он.

Доказывая свою точку зрения, обращусь к произведению Анатолия Некрасова «Материнская любовь», в котором показана любовь, наносящая вред ребёнку и приносящая страдания родителям, детям  и обществу в целом.  Прочитав эту книгу, читатель, без сомнения, пересмотрит свои  взгляды на жизнь и, возможно, в будущем, серьёзно и ответственно подойдя к вопросу о воспитании, сделает правильный выбор…

Думаю, я доказала, что материнская любовь - это, прежде всего, потребность в опеке, защите и помощи тому, кто нуждается в этой поддержке, тому, кто пока не может самостоятельно существовать в этом мире. Материнская любовь, имея в своей основе милосердие, сострадание, доброту и терпимость, помогает развить самые сильные стороны маленького человека. Однако мать должна понимать, что её чрезмерная любовь может искалечить жизнь ребенку.

10

Настоящее искусство

Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству. 

Во-вторых, хочу поделиться своим впечатлением, которое произвела на меня повесть В.Г.Короленко „Слепой музыкант”. Петрусь, главный герой произведения,  родился слепым. Он учился слушать звуки, обучался игре на дудочке, потом – на фортепиано. Музыка помогла ему стать ЧЕЛОВЕКОМ.

Таким образом, я доказала, что настоящее искусство способно заставить человека измениться, помочь найти смысл жизни и достичь поставленной цели.

11

Неуверенность в себе

Уверенность и  неуверенность – это два взаимно противоположных понятия. Ведь неуверенность характеризуется верой в себя, в свои силы и умением принимать правильные решения. А неуверенность подразумевает под собой низкую самооценку, сомнение в своих физических и духовных силах…

Второй аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает жизненный опыт. Как известно, для того чтобы хорошо сдать экзамены, нужно быть уверенным в себе. Поэтому, чтобы усилить своё ощущение уверенности перед сдачей ОГЭ, я выполняю специальные упражнения: закрываю глаза и представляю, какой образ мог бы для меня символизировать состояние уверенности. А потом, рисуя этот образ или символ, надеюсь, что данное упражнение поможет мне усилить ощущение уверенности при сдаче экзаменов. Убеждена, с неуверенностью надо бороться, и у меня это получается…

             Следовательно, я доказала, что уверенность и неуверенность – это два неразлучных понятия. Я убеждена: за неуверенностью придёт уверенность в себе и решительность в достижении цели.

12

Нравственный выбор 

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром. 

В качестве второго аргумента, подтверждающего тезис, возьму пример из жизни. Как-то раз передо мной стоял выбор между "добром и злом". В моём классе одноклассники объявили бойкот одной девочке, и меня попросили в этом участвовать. Я понимала, если не соглашусь, то и мне могут  объявить  бойкот. Но не смогла так поступить, стала её защищать, хотя она не была мне подругой, встала на её сторону, поддерживала, как могла. После моего выбора героине легче было «разрулить» эту конфликтную ситуацию. Я сама рада, что так поступила.

Таким образом, я доказала, что нравственный выбор – это поступок, который раскрывает  человека, показывая, каков он внутри: добрый или злой, трусливый или смелый, жестокий или милосердный.

13

Сила духа

Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей. 

(Николай Тихонов)



Предварительный просмотр:

вопрос

ответ

пример

Как начать?

Дать толкование слова.

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно  должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.

Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и  примерам, взятым из жизни.

Как ввести в сочинение аргументы?

Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое),  мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь  на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

-  жизненная история, произошедшая с тобой;

 -  жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе  теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.



Предварительный просмотр:

«Заготовочки» для сочинений по заданию 15.3.

(материал подготовлен в соответствии темам

ОБЗ   ФИПИ)

     

ПОНЯТИЕ

Трактовка понятия +комментарий к нему

ПРИМЕРЫ из жизненного опыта или литературный пример

Дружба

Дружба – это не всегда, отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность.

 - Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. 

- Настоящий друг готов прийти на помощь в любой момент, причём совершенно бескорыстно. 

- Друг всегда будет радоваться успехам, причём делать это искреннее. В дружбе нет места зависти. 

- Друзья принимают друг друга со всеми недостатками и причудами, они никогда не станут пытаться что-то изменить.

  1. «Маленький принц». Антуан Сент-Экзюпери. Дружба между Маленьким принцем и Лисом.
  2. «Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн. История о дружбе двух мальчиков, разделенных колючей проволокой, Бруно - сына "управляющего" концлагерем и еврейского мальчика Шмуэля.
  3. «Три мушкетера» А. Дюма.  О четверке доблестных мушкетеров, ставшей для целых поколений читателей воплощением молодости, благородства, отваги, дружбы.
  4. «Бег на трех ногах» повесть Чарльз. П. Кроуфорд.
  5. «Поющее сердце» И.А. Ильин /публиистика/
  6. «Письма о добром и прекрасном» Д.Лихачев. /публицистика/
  7. Примеры из жизни извсетных людей. Например, лицейская дружба А.С. Пушкина. Его поэзия о дружбе.

Душевные силы

Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души.  Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу.

Душевно сильным считают человека, имеющего внутри себя богатый запас душевных сил. Этот человек, как правило, развит с двух сторон: он не только имеет силу духа и является сильной личностью – но он еще и душевен. А значит, в нем сохранены и преумножены лучшие человеческие качества: любовь, понимание, жертвенность, доброта и другие.

Душевно сильная личность отличается от просто сильных, стойких, мужественных своих собратьев именно тем, что при всех своих победах она способна к бесконечной любви. Именно любовь является здесь первым двигателем, а не просто упорность или целеустремленность, которые оказываются на втором месте.

  1. «Ангел» Г.Х. Андерсен.
  2. Михаил Афанасьевич Булгаков. Этот писатель, которого многие считали сумасшедшим, был настоящим, сильным человеком. Он не переставал писать, несмотря ни на что. Он писал, слушая свой внутренний голос. Не сломленный ничем стержень, на котором держалась пирамидка его сознания, имеет название - душевная сила.
  3. Андрэ Нортон «Семь чудес к воскресенью». Герои всех повестей, собранных в книге, - дети, - сталкиваясь с волшебством или попадая в совершенно невероятные ситуации, открывают в себе новые душевные силы, тягу к добру, стремление помочь слабым.

Добро

Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных.

1. «Юшка» А. Платонов.

2. «Корова» А. Платонов.

3. «Чем люди живы» Л. Толстой.

4. А. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

5. «Мститель». В. Солоухин.

  6. Девиз Л. Толстого «Делай каждый день добро». Живя по этому принципу, писатель каждый день совершал какое-нибудь доброе дело. Даже в дневнике записал: не просто совершать добрые поступки, когда это необходимо, а искать причину делать добро. День, проведенный без добра, считал никчёмным, пустым.

7. Девиз А.П. Чехова: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

Доброта

Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные.  На настоящую доброту способны великодушные люди, которые не ждут за свои добрые дела благодарности.

  1. В. Распутин. «Уроки французского».
  2. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа.
  3. «В дурном обществе» В. Короленко.
  4. Рассказы А.П. Чехова.
  5.  В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя.

Человечность

Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других.

  1.  В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  2. Самый яркий пример проявления человечности - благотворительность и волонтерство. Данные действия направлены на бескорыстное оказание помощи нуждающимся. Помогать можно бедным и больным, детям и пожилым людям, инвалидам, бездомным, животным. Помогая окружающим, вы вносите свой вклад в решение чужих проблем.
  3. Человечность зачастую имеет место быть в некоторых профессиях. Например, врачи, пожарные, спасатели, учителя.
  4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  5. А. Платонов «Юшка».
  6. «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н.      Троепольский
  7. К. Воробьев «Сказание о моем ровеснике» 

Самовоспита

ние

Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни.

  1. Николай Островский писал: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать себя на собственный суровый суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюблённости, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду ли я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить её за борт».
  2. "Два капитана"  В. Каверин.
  3. «Чудак из 6 б» В.К. Железников
  4. Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.
  5. Я.Голованов. «Этюды об ученых».

Сострадание

Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это  ощущение признается очень

добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания – это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, – это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

  1. «Студент» А.П. Чехова.
  2. «Уроки французского» В.Распутин.
  3. «Сашка» С.В. Кондратьев
  4. «Чучело» В.К. Железников.
  5. «Убить пересмешника» Харпер Ли.
  6. «Нетерпение сердца» Стефан Цвейг.
  7. «Тарасов» Б. Екимов.
  8. Сборник рассказов «Живая душа» Б. Екимов.
  9. «Деньги для Марии» В. Распутин.
  10. «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольский.
  11. Айна Нара. «Сказка о сочувствии».

Сильный

человек

В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи.

Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих. Его манера поведения всегда заставляет их не позволять себе лишнего и даже невольно подчиняться. При этом поистине сильные люди не используют дешевых уловок или методов давления на людей (речь не о “власть имущих” и способных манипулировать массами). Они открыто демонстрируют свою настоящую сущность, не опасаясь критики или непонимания. Отличительной чертой таких людей является объективная уверенность в собственных силах. Они способны реально оценивать свои возможности, поэтому проходят там, где большинство людей теряется от страха и бежит прочь.

  1. «Сильный человек» Андрей Кудряшов. /Портал Проза.ру/
  2. М. Шолохов, "Судьба человека" (Андрей Соколов)
  3. С. Шелдон, "Пески времени" (Хайме Миро)
  4. В. Кожевников, "Щит и меч" (Александр Белов - Иоганн Вайс)
  5. В. Каверин, "Два капитана" (Александр Григорьев)
  6. Ф. Стендаль, "Красное и чёрное (Жюльен Сорель)
  7. Б. Шоу, "Святая Иоанна"

(Жанна Д*Арк).

  1. "Мартин Иден" Джек Лондон
  2. «Будь сильным» Ник Вуйчич.
  3. «Жизнь без границ» Ник Вуйчич.
  4. Сама жизнь Ника Вуйчича как пример жизни сильного человека, умения преодолевать себя.

Красота

По словарю Ожегова: красота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи.

Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи».

  1. Максим Горький «Красота».
  2. Дмитрий Кедрин «Красота»
  3. «Портрет Дориана Грея» О. Уальд.
  4. Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  5. Идея Ф. Достоевского  - «красота спасёт мир».
  6. Федор Сологуб «Красота».
  7. Стихи «Краса отношений», «Песчаный берег», «Ссора» Анатолия Лобутенко.
  8. «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкий.

Учитель

Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников).

Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире.

Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму.

Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, сочувствия, понимания.

  1. «Уроки французского» В. Распутина.
  2. «Первый учитель» Чингиз Айтматов.
  3. «Безумная Евдокия» А.Алексин.
  4. «Перевал» В. Астафьев.
  5. «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев.
  6. «Обелиск» В.Быков/о судьбе сельского учителя Алеся Мороза/.
  7. «Завтра была война» Б.В.Васильев.
  8. «Тетрадки под дождем» В.В. Голявкин.
  9. «Благие намерения» А. А. Лиханов.
  10. «Песчаная учительница» А. Платонов.
  11. «Легенда об учителе». Северина Г.И.
  12. «Весенние перевёртыши» В.Ф. Тендряков.

Природа

Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия.

Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь.

  1.  Мамин –Сибиряк Д.Н. «Рассказы старого охотника»
  2. И.С. Тургенев «Записки охотника».
  3. Даниэль Пеннак  «Собака Пёс».
  4.   Юрий Коваль. Циклы рассказов и миниатюр «Бабочки», «Весеннее небо», «Жеребенок», «Журавли».
  5. Эрнест Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных».
  6. Михаил Пришвин. Рассказы.
  7. Сергей Аксаков. Рассказы о природе.
  8. Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой».
  9. Павел Бажов. «Серебряное копытце».
  10. Иван Тургенев. «Муму».

Настоящее искусство

Настоящее искусство – это  изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.

  1. В. Тендряков «Свидание с Нефертити».
  2. Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
  3. Л. Н. Толстой «Альберт».
  4. Л.Н. Толстой "Крейцерова соната".
  5. Анна Гавальд. «Просто вместе»

Материнская любовь

 В этом чувстве заложена огромная сила, свет, забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия. Материнская любовь – самое светлое, что может быть у человека. Предать ее – значит совершить величайший грех.

Материнская любовь – это не только забота о ребенке, но и понимание того, что этот маленький ребенок стал взрослым человеком, стал личностью. Материнская любовь – это способность отпустить сына или дочь, способность дать им самим развиваться и принимать решения. Материнская любовь – это любовь, которая не требует ничего взамен, не требует делать выбора – я или он.

Мама всегда будет близким и любимым человеком для своего ребенка. Ведь мама- это мама, и никто ее не заменит.

  1. А.С.Грибоедов «Горе от ума»
  2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
  3. И.А.Гончаров «Обломов»
  4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  5. Л.Е. Улицкая «Дочь Бухары».
  6. «Сердце матери». Дмитрий Кедрин

Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!-
Дивчина в ответ, заплетая косу:
-Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Потрясающее стихотворение Кедрина о силе материнской любви!!!!

  1. Василий Шукшин «Материнское сердце»».
  2. Анатолий Некрасов «Материнская любовь».
  3. Людмила Куликова «Свиделись».
  4. Николай Тихонов. «Мать».
  5. В.Закруткин «Матерь человеческая».

Выбор

Все люди в той или иной степени сталкиваются с ситуацией, когда они не понимают, что им делать. Называют они это состояние по-разному: тупость, лень, слабость… Но на самом деле причина в другом. У них просто слишком много вариантов того, что можно делать. Слишком много, а не слишком мало. И пока они не выберут что-то одно – они действовать не начнут. В этом и заключается смысл выбора.

То есть, выбор – это определение, какой из множества (а их всегда множество!) вариантов следует делать. Потому что делать два дела одновременно невозможно чисто физически. При этом делать дела в случайном порядке тоже неправильно – потому что они имеют для нас разную важность. 

Соответственно, ВЫБОР – ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДНОГО, САМОГО ВАЖНОГО ВАРИАНТА ДЕЙСТВИЙ ИЗ МНОЖЕСТВА ДОСТУПНЫХ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
  3. Повесть братьев Стругацких «За миллиард лет до конца Света».
  4. Повесть А. Адамова «Каратели».
  5. А. Платонов. «Неизвестный цветок».
  6. Д. Лондон. «Любовь к жизни».
  7. Б. Екимов «Крест».
  8. Вячеслав Дёгтев. «Выбор».
  9. В. Быков. «Сотников».

Жизненные ценности

   Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Существуют общечеловеческие жизненные ценности, которые одинаково важны для всех людей. В современном обществе к ценностям относится здоровье, семья, работа и образование. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения. Начиная формироваться в семье, жизненные ценности в дальнейшем определяют образ жизни людей и их мировоззрение. Проанализировав их, можно определить скудность или богатство внутреннего мира человека, разнообразие его интересов и индивидуальность. В формировании ценностных установок личности значительную роль играет его близкое окружение (друзья, семья), религиозные воззрения, а также национальные и социальные традиции.

  1. О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».
  2. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  3. И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».
  4. Лев Толстой. «Чем люди живы».
  5. А.С. Грибоедов «Горе от ума».
  6. А.С. Пушкин. «Пиковая дама».
  7. Н.Лесков. «Очарованный странник».
  8. Н.Гоголь. «Ревизор».
  9. А.Платонов «Юшка».

Неуверенность в себе

Неуверенность в себе – это боязнь предпринимать какие - либо требующиеся действия из- за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал.

Человек обязан быть уверенным в себе, иначе ему не выжить, поэтому с неуверенностью надо бороться всеми способами: тренировать в себе волю, тщательно готовиться к выступлениям перед аудиторией, не терять чувство собственного достоинства в неожиданных ситуациях.

  1. Н.В. Гоголь. «Шинель».
  2. А.П. Чехов «Палата №6».
  3. М. Зощенко. «Коза».
  4. Ф. М. Достоевский. «Двойник».
  5. А.П. Чехов «Пересолил».
  6. Савельева Ольга "Просто он никакой. НИКАКАШЕЧКА".

Взаимовыручка

Взаимовыручка- это обоюдная помощь, поддержка друг друга в трудную минуту. Сотворенное человеком добро может возвращаться к нему и не сразу. Может случиться так, что тот, кому помогли, отплатит тем же через день, месяц, год, но когда-нибудь это обязательно произойдет, в этом заключается суть взаимовыручки. Иначе взаимовыручка - это БЕСКОРЫСТНАЯ помощь другому человеку. И не важно, помог он тебе раньше или еще нет.

От первобытных времен, когда люди, что бы выжить помогали друг другу обороняться от жутких хищников, окружавших их, и до наших дней пронесли мы с сбой прекрасное чувство солидарности. Помогать друг другу, вполне естественно для людей, как оказывается. Оказав помощь, человек испытывает чувство радости, осознает себя нужным, полезным, понимает, что сделал кому-то приятно, а ведь для многих творить добро, дарить подарки и т. Д. намного приятнее, чем получать все это.

  1. А. Дюма «Три мушкетера».
  2. Аркадий гайдар. «Тимур и его команда».
  3. Ю. Казаков. «Тихое утро».
  4. Айна Нара. «Сказка о честных».
  5. А. Платонов «Юшка».
  6. В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Человек с большой буквы

Человек с большой буквы – это тот человек, который вдохновляет других людей, делясь своей любовью к жизни. Любить жизнь, несмотря на все ее трудности, очень нелегко, но некоторым людям с глубокой душой это удается. Это настоящий человек, человек огромной воли.

  1. Пример из жизни – Ник Вуйчич,
  2. Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
  3. Редьярд Киплинг. «Заповедь»
  4. Е. Громов, “Аспекты героического”.
  5. А.И. Солженицын «Матренин двор».
  6. А.Толстой «Русский характер».

Нравственный выбор

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Чаще всего вопрос стоит ребром: готов ли человек пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? 

Нравственный выбор человек осуществляет каждый день. Чтобы быть верным в большом, нужно научиться быть верным в малом.

1. Вспомним Ирену Сендлер, спасшую две с половиной тысячи детей, вынося их из концлагерей в сумке. Только представьте, какой нравственный выбор человека на войне стоял перед ней. Она могла спасти жизнь или потерять свою, причем в мучениях, которые сложно даже представить. И все же она рискнула. Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер — сотрудница варшавского Управления здравоохранения и член польской подпольной организации (под псевдонимом Иоланта) — Совета помощи евреям (Жегота),— часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

3. Л.Н. Толстой «Чем люди живы».

4. Б. Екимов «Крест».

5. Вячеслав Дёгтев. «Выбор».

6. А.Толстой. «Русский характер».

7. В. Быков. «Сотников».

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека – это духовный, душевный мир, имеющий сложную структуру, состоящую из таких элементов, как интеллект, чувства, эмоции, мировоззрение. Говорят, что внутренний мир каждого человека уникален, что не удивительно, ведь каждая из его составляющих носит индивидуальный характер. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

  1. А. Платонов «Никита».
  2. А.И. Солженицын «Матренин двор».
  3. В. Шукшин «Чудик».
  4. В. Шукшин «Обида».
  5. В. Шукшин «Срезал».
  6. Саша Чёрный "Игорь-Робинзон».
  7. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Внутренние силы

Внутренняя сила человека является совокупностью его жизненной энергии, силы воли, силы духа, психической энергии и самоконтроля и умения управлять ими. Если определить, есть ли физическая сила, можно сразу, то духовная сила не всегда видна, она проявляется обычно неожиданно. Человеку, обладающему внутренней силой, не помешают материальные трудности, физическая слабость, возраст в достижении желаемого. 

  1. А.Солженицын «Матренин двор».
  2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  3. М. Шолохов. «Судьба человека».
  4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  5. В. Быков. «Сотников».

Драгоценные книги

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Каждый человек в своей жизни встречался с такими книгами, которые оставляли неизгладимый след в душе и сердце, заставляли пересмотреть свои взгляды, научили отличать добро от зла, учили состраданию, формировали его характер. Такие книги остаются любимыми книгами на всю оставшуюся жизнь.

        Любой аргумент из своего читательского опыта. Расскажите о такой книге, которая стала для вас путеводной звездой по жизни.

Сила духа

   Сила духа - одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. Ведь только тогда человек может проявить великую силу духа, когда ставит перед собой высокие задачи, даже если этим обрекает себя на смерть. В конечном итоге только в борьбе к человеку приходят успех и победа над собой. Это происходит с героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжело раненным, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

  1. В. Быков. «Сотников».
  2. А. Толстой «Русский характер»
  3. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
  4. В.Быков «Журавлиный крик».
  5. В. Быков. «Смерть человека».
  6. НИК ВУЙЧИЧ — САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ДУХОМ ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

Благодаря колоссальной силе воли, Ник Вуйчич — человек без рук и ног — смог найти свое призвание, добиться успеха и признания во всем мире.

  1. Э. Хемингуэй «Непобежденный»

Любовь

Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть рядом с ним, заботиться о нем, оберегать его, жертвовать собою ради любимого человека. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности. Только любящий человек способен понять другого человека и принять его таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками. Любовь способна сподвигнуть человека на различные поступки, действия.

  1. А. Куприн «Олеся».
  2. А. Куприн «Гранатовый браслет».
  3. В. Шекспир «Ромео и Джульетта».
  4. А. Куприн «Суламифь».
  5. Стихи А.С. Пушкина о любви: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил» и другие.
  6. Стихи С. Есенина о любви.
  7. В. Тендряков. «Весенние перевертыши».
  8. Т. Крюкова. «Костя + Ника».
  9. Р. Фраерман. «Дикая собака Динго».
  10. А. Лиханов. «Солнечное затмение».
  11. Кира Касс. «Сирена».

Книга

Книга — это величайший учитель всего человечества. Это друг, сопровождающий нас от ясельной колыбели до глубокой старости. Книга ‒ источник знаний! Как много интересного и невероятного можно узнать из книг: о любви, счастье, дальних странах. А энциклопедии и словари ответят на любой, даже самый сложный вопрос.

Книга ‒ прекрасный способ проведения досуга. Ведь ничего нет лучше приятного вечера в компании интересной книги: романа, детектива или чьих-нибудь мемуаров. Не так уж и важно, что каждый из нас любит, какому жанру отдает предпочтение. Главное ‒ это читать и наслаждаться всеми этими «буковками», получая не сравнимое ни с чем удовольствие.

  1. Ю. Бондарев «Редкий дар».
  2. Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту».
  3. В. Шукшин
    «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит».
  4. Л. Васильева.  «Созвучия».
  5. Игорь Золотусский.  «Час выбора».
  6. М. Горький «Университеты».
  7. Д. Лондон.  «Мартин Иден».
  8. Д.Д.Селинджер «Фрэнни».
  9. Дмитрий Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».

Счастье

Счастье – это просто просыпаться от яркого солнца, чувствуя его лучи на своем лице, брать от него тепло и отдавать его своим любимым. Счастье – это нести в своем сердце любовь к своему дому, мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные желания и жить верою, что они сбудутся. Также можно сказать, что это ощущение жизни, возможности радоваться каждой прожитой минуте, необходимость с благодарностью принимать то, что дарит жизнь каждый день. В этом и раскрывается смысл понятия "счастье жизни". 

  1. А.П. Чехов «Крыжовник».
  2. А. Куприн «Счастье».
  3. Эндрю Мэтьюз «счастье здесь и сейчас».
  4. Граф Владимир Мусин-Пушкин «Книга о счастье».
  5. Лидия Чарская «Лизочкино счастье».
  6. Рэй Брэдбери. «Вино из одуванчиков».
  7. Ирина Шевердина. «Завоеванное счастье».
  8. Ошо. «Притчи старого города».
  9. Эдуард Асадов. «Что такое счастье».



Предварительный просмотр:

Лист учёта ошибок

для самообразовательной работы ученика 9  класса МКОУ «Храмцовская ООШ» Ф.И.________________________________________________________________________

Задания КИМа

Часть 2

Дата выполнения работы

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Изложение

ИК1  Содержание изложения

2 б  Отражены ВСЕ  микротемы, важные для понимания текста

1 б   Но упущена/добавлена одна микротема

0 б  Но упущено/ добавлено более одной микротемы

ИК2   Сжатие исходного текста

3 б    Использовано на протяжении всего текста

2 б    Применено для сжатия 2-х  микротем

1 б    Применено для сжатия только одной  микротемы

0 б      Не применено ни одного приема сжатия

ИК3  Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

2 б  Нет логич. ош., последовательность не наруш.

--Нет нарушений абзацного членения

1 б Допущена 1 логич. ошибка. Есть 1 нарушение в абзацном членении текста

0 б просматривается коммуникативный замысел НО допущено более 1 логич. ош, есть 2 случая нарушен абзац членен

Сочинение

Дата выполнения работы

Часть С 15.1

С1К1 Наличие обоснованного ответа

2 б   

1 б   

0 б   

С1К2 Наличие примеров-аргументов

3 б   

2 б   

1 б   

0 б   

С1К3 Смысловая целостность, речевая связность

2 б   

1 б   

0 б   

С1К4 Композиционная стройность работы

2 б   

1 б   

0 б   

Часть С 15.2

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

2 б   

1 б   

0 б   

С2К2 Наличие примеров-аргументов

3 б   

2 б   

1 б   

0 б   

С2К3 Смысловая целостность, речевая связность

2 б   

1 б   

0 б   

Сочинение

Дата выполнения работы

С2К4 Композиционная стройность работы

2 б   

1 б   

0 б   

Часть С 15.3

С3К1 Толкование значения слова

2 б  

1 б  

0 б  

С3К2 Наличие примеров-аргументов

3 б  

2 б  

1 б  

0 б  

С3К3 Смысловая целостность, речевая связность

2 б  

1 б  

0 б  

С3К4 Композиционная стройность работы

2 б  

1 б  

0 б