Мои статьи

Садриева Светлана Васильевна

На данной страничке вы можете ознакомиться со статьями, размещаемыми мною в нашем ОУ. Данные статьи отражают психологическое просвещение родителей, педагогам по вопросу здорового воспитания, обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ СЛУЧАЮТСЯ ИСТЕРИКИ?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Капризы детей требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка» Ребёнок только и ждёт этого.
  • В любой ситуации проявляйте терпимость к ребёнку. Не позволяйте выходить из себя.
  • Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним рядом.
  • Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали - НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребёнка протекает общественном месте. Чаще помогает одно - взять его за руку и увести.
  • Не берите ребёнка на руки, если он этого не хочет.
  • Не старайтесь поднять ребёнка с пола.
  • Не оставляйте ребёнка одного.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребёнку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.
  • Переключите внимание ребёнка: «Ой, какая интересная игрушка у меня», «А что там делает ворона?» - подобные приёмы заинтригуют и отвлекут ребёнка.

Следите за своим эмоциональным состоянием.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!



Предварительный просмотр:

МАМИНА ЛЮБОВЬ

Когда я просто на тебя смотрю,
То за тебя судьбу благодарю.
Когда твоя рука в моей руке,
То все плохое где-то вдалеке.
Когда щекой к твоей я прислонюсь,
То ничего на свете не боюсь...
Не существует безупречных слов,
Что могут передать мою любовь.
И оттого, что рядом ты со мной,
Я добрый, я хороший, я живой...

Эльдар РЯЗАНОВ

Мама для больного малыша – лекарство посильнее таблеток, порошков и микстур. Она может помочь ему справиться с любой, даже самой тяжелой болезнью. Между маленьким ребенком и его матерью существует очень тесная эмоциональная связь, которая закладывается чисто биологически.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день для выживания, для хорошего самочувствия , и ,между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.»

Именно поэтому практически любая мать может стать целителем своего ребенка, еще грудного (в этом случае биологические основы их связи наиболее сильны и очевидны) и того, кто постарше. Вплоть до тех 10–11 лет, когда мальчик или девочка превращаются в самостоятельную во многих отношениях личность и ориентация на природный и инстинктивно воспринимаемый авторитет матери перестает быть полностью определяющей.

Ученые и психологи, проведя ряд исследований, выяснили:

  • Объятия снижают уровень стресса. В процессе объятий в организме выделяется больше эндорфинов – веществ, которые снимают боль и вызывают чувство эйфории. В связи с этим объятия также стимулируют иммунную систему.
  • Дети, которых много обнимали и ласкали родители, имеют лучшее физическое и психическое здоровье.
  • Недостаток объятий может привести к тому, что ребенок вырастет эмоционально холодным, неспособным любить.
  • Общества, где люди склонны к проявлению эмоций, в том числе и к объятиям, более дружелюбны и терпимы.
  • Объятия помогают человеку почувствовать себя защищенным, любимым, необходимым, снижают тревожность.
  • Они приносят психологическое и физическое удовольствие, повышают уровень счастья.

 «Нам нужно по четыре объятия в день для выживания.

Нам нужно по восемь объятий в день для поддержки.

Нам нужно по двенадцать объятий в день для роста».

Вирджиния Сатир, всемирно известный американский психолог



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1

пгт Даровской

«Роль развития

познавательных способностей дошкольника

вне непосредственной образовательной деятельности»

Подготовила:

Педагог-психолог, воспитатель

Садриева С.В.

2013 г


В последнее время при поступлении ребенка в школу, ребенок должен владеть навыками чтения, письма, счета, поэтому детские сады в процессе непосредственной образовательной деятельности  овладению этих навыком уделяют большее внимание, забывая про то, что процесс учения как в школе, так и в детском саду, напрямую связан с формированием познавательных способностей. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению, ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Давайте вспомним, что источник познания дошкольника является чувственный опыт, то есть, исследуя окружающий мир, он опирается на свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание;  включает такие познавательные процессы как: внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Не развитие их в дошкольном возрасте приводит к тому, что часто ребенок,  переступив на следующую ступень развития, вдруг останавливается, ему не хватает сил, знаний, способностей для овладения новым  материалом.

Время НОД в детском саду ничтожно мало, его часто хватает лишь на знакомство с новым материалом, поэтому на развитие познавательных способностей ребенка часто просто не хватает времени. Поэтому вне непосредственной образовательной области основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы создать условия для развития таких процессов как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, мелкая моторика.

В своей работе я уделяю большое внимание разработке программ, направленных на развитие познавательных способностей вне НОД.

Следует напомнить, что развитие умственных способностей ребенка необходимо начинать не в подготовительной группе, как это часто бывает, а с момента рождения родителями и с поступления его в детский сад педагогами, так как эффективность формирования этих способностей напрямую зависит от систематичности работы с детьми.

При разработке программ, особое внимание уделяю возрастным особенностям усвоения нового материала детей:

Для детей младшего дошкольного возраста, программа состоит из блоков, каждый блок опирается на всем известные детские русско-народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят» и т.д. Читая сказку, рассматривая красочные иллюстрации, играя игрушками-героями уже знакомой сказки, дети с удовольствием,  опираясь на предыдущий опыт, усваивают новый материал. В младшей группе происходит первое знакомство детей с элементами экспериментирования. Дети через простейшие манипулирования с природным материалом, знакомятся со свойствами песка, камня, воды, снега и т.д.

В среднем дошкольном возрасте основную роль в развитии ребенка играет сюжетно-ролевая игра, поэтому для детей данного возраста, разработана программа по развитию познавательных способностей детей через сюжетно-ролевую игру. Программа также разбита на тематические блоки: блок «Портной», «Прачка», «Продавец» и т.д. Первоначально проводится экскурсия и беседа об особенностях профессии, профатрибутике, профодежде и т.д., далее дети в форме игры закрепляют новый материал, тем самым происходит развитие познавательные способности: заучивание и обсуждение стихов о профессии, найди профинструменты, «Вспомни», «Подумай», «Что будет, если..?», придумывание предметов-заместителей и т.д. На конечном этапе, изученный материал закрепляется, через непосредственно сюжетно-ролевую игру.

Конец среднего и старший дошкольный возраст детей отличается высокой потребностью детей в конструировании, фантазировании и т.д. Поэтому программа для этой возрастной группы нацелена на развитие познавательных способностей детей через технику оригами. Вспомните, с каким удовольствием вы сами конструировали поделки из бумаги, с каким восторгом радовались объемной самостоятельно сделанной игрушке. Именно через эту технику, происходит развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, оригами, штриховка и т.д.),  переключения внимания (с доски и воспитател на свою поделку), логического мышления (Как получить из прямоугольника квадрат?), зрительной и механической памяти (вспомните, как получить треугольник из квадрата, вспомните пальчиковую гимнастику), воображения и речи (составление рассказа о своей игрушке или объемной картине), восприятия величины, формы, цвета,   Программа также разбита на тематические блоки: «Осень», «Новый год», «Транспорт» и т.д. Данная программа развивает не только умственные способности детей, но любовь к природу, эстетические чувства, желание к самостоятельному созданию поделок из бумаги, способность к фантазированию при описании своих картин и т.д..

Возникает вопрос: на какие особенности построения занятий по развитию познавательных способностей вне непосредственной образовательной деятельности следует обратить особое внимание?

 Необходимо помнить, что ведущим видом деятельности в процессе всего дошкольного возраста остается игра, поэтому обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Организация игры должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма обучения должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия.

Обучение лучше проводить небольшими группами: группа слабых детей, «середнячков» и «успевающих». При такой организации, дети лучше включаются в работу, так как слабым детям чаще нужно больше времени и помощи, чтобы справиться с задачей, а в случае успеха, они с большим удовольствием приступают к более сложной задаче. Иногда, рекомендуется группы объединять, чтобы слабые дети обучались на опыте более сильных детей. Но также нельзя забывать и про индивидуальный подход, так как у каждого ребенка имеются свои индивидуальные трудности в усвоении нового материала.

Значительное время уделять интерактивным методам обучения, что позволит воспитателю и детям находиться в режиме беседы, что позволит более эффективному взаимодействию детей не только с воспитателем, но и друг с другом. Место воспитателя в данном случае, сводится к направлению деятельности детей на достижение целей.

Комплекс занятий необходимо формировать блочно, так как это позволит развивать познавательные способности ребенка в системе, опираясь на ранее полученный опыт, то есть, каждый раз приступая к новому более сложному заданию, он уже имел первоначальный опыт решения.

Также отмечается высокая потребность в систематичном контроле за уровнем развития познавательных способностей, что позволяет нам отслеживать на каком этапе развития у каждого ребенка находится та или иная формирующаяся способность. По результатам диагностики, производится подборка упражнений и игр для занятий с дошкольниками.

Во все  программы целенаправленно были включены психологические упражнения на поднятие самооценки ребенка, сплочение группы, на повышение уверенности в себе, на развитие и толерантных чувств детей к друг другу, снижение агрессивности и тревожности, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.

В конце хочу напомнить, что в процессе обучения и формирования познавательных способностей дошкольника, прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка, ребенок должен находится в постоянном поиске и решении проблемной ситуации; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема на занятии создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.



Предварительный просмотр:

«Философия педагогики»

Прежде чем рассуждать о педагогике, дадим определение этому понятию.

Педагогика, в узком и традиционном смысле. - это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.

Педагогика, в широком смысле, - это влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

Но давно уже всем известно, что педагогический процесс, будь он в рамках образовательного учреждения или в рамках семьи, невозможен без педагога.

Педагогом может выступать, как квалифицированный педагог, воспитатель и т.д., так и просто взрослый – родитель, сосед, прохожий, старший брат или сестра и т.д.

И именно в этот момент возникает вопрос: Каким же должен быть педагог?

Роль образования, опыта, квалификации, компетентности давно и многими учеными была доказана, но с моей точки зрения, даже самый высококвалифицированный специалист, не может эффективно обучить ребенка, если в нем не будет таких важных качеств, как тактичность, толерантность, сочувствие, соучастия, и самое главное уважения к личности ребенка!

Очень часто слышим фразу «Ты должен уважать взрослого».

Но как этот маленький беззащитный комочек сможет научиться уважать, если нет уважения к нему, к его интересам, мыслям, желаниям. Если современный педагогический процесс скорее похож на дрессировку и бездушную отработку навыков. Если взрослый привык только требовать, не отдавая ничего взамен, кроме бездушных наставлений и упреков.

Там и тут слышится «Современное поколение безуважительно».

Взрослые, откройте глаза, оглянитесь назад, а кто как не мы сами, создали все условия для развития современной молодежи. Кто как, не мы, воспитали и научили наших детей быть бездушными, черствыми, жестокими, безчувственными роботами.

В погоне за благами цивилизации, мы забыли о самом главном. Что именно мы и только мы являемся примерами для своих детей, что именно мы и только мы являемся защитниками своих детей, что именно мы и только мы можем научить любить и уважать.

Очень больно сознавать, что современный родитель, покупая ребенку современные игрушки, телефоны, компьютеры, машинки и тд., а педагог (воспитатель), разрабатывая и отрабатывая новые технологии обучения, новые занятия, думает, что он дал ребенку ВСЁ, что он в праве требовать к себе уважения.

Я считаю, что нам необходимо отказаться от одностороннего уважения.  

Нужно вспомнить, что ребенку ВПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ нужны: ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА, ЗАЩИТА, ЛАСКА, ВНИМАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ПОНИМАНИЕ, ПРИНЯТИЕ И ПРОСТО УВАЖЕНИЕ.

И только после этого мы сможем «пожинать свои плоды» уважения, а не требовать его от своих детей.

Садриева С.В.



Предварительный просмотр:

«Шустрики» - гиперактивные дети.

Однажды ко мне обратилась мама: «В последнее время, воспитатели стали жаловаться на непоседливость и невнимательность моего ребенка. Часто мешает образовательному процессу своей избыточной активностью и говорливостью. Не понимаю, что не так,  он у меня холерик по типу темперамента и был таким всегда».

Многие из родителей узнали в этом письме своего ребенка и, так же, часто задают себе вопрос: «Что с моим ребенком?». Ответ очень прост, причина не в типе темперамента, а в часто встречающемся  в последние годы синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Часто родители и педагоги путают два этих понятия, тем самым либо пускают на самотек проблему и ее последствия, либо начинают самостоятельную коррекцию, что также приводит к негативным последствиям для ребенка и их самих.

  1. Снижается самооценка ребенка, появляется неуверенность в себе, а как следствие, потеря интереса к деятельности и самому развитию.
  2. Проявляются трудности в планировании и организации какой-либо деятельности.
  3. При наличии высокого уровня интеллекта, снижается успеваемость, ребенка сложно научить читать, писать, считать и т.д.
  4. Появляются проблемы в общении не только со взрослыми, но и со  сверстниками.
  5. Иногда отмечаются агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, которые при отсутствии помощи или неправильной коррекции, закрепляются как стили поведения или черты характера.
  6. Нарушаются аппетит, сон.

 «Что же делать?»- спросите вы.

Во-первых, давайте выделим различия в поведении ребенка с холеричным типом темперамента и ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

•  Гиперактивный ребенок легко отвлекается даже от интересного занятия, не способен довести дело до конца, холерик же упорно идет к намеченной цели и при наличии интереса к занятию обязательно закончит начатое.

•  Гиперактивность ребенка, как правило, является следствием родовой травмы (асфиксия, обвитие пуповиной и т.д.), холерик же – здоровый малыш, просто очень подвижный, яркий, самостоятельный.

•  Гиперактивность диагностируется только специалистами и после 5-6 лет, а сходит на нет примерно после 7 лет, а проявления темперамента холерика остаются на всю жизнь.

•  Холерик очень любознателен – задает много вопросов, ему важно услышать ответ; гиперактивный ребенок редко задает вопросы «почему?», «зачем?», а если и задает, не способен выслушать ответ, т.е. спросил и убежал, тут же забыв о вопросе.

Во-вторых, помните, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нуждаются в комплексной помощи, то есть психолого-педагогическая работа с ними должна обязательно проводиться совместно с медикаментозным лечением, назначенным детским неврологом.

В-третьих, обратите особое внимание на свой стиль общения с ребенком и особенности его воспитания, так как часто они усугубляют ситуацию, а не помогают вашему ребенку:

  • Проявляйте интерес к ребенку, старайтесь понять его;
  • Сдержанно реагируйте на негативное поведение ребенка, но активно и эмоционально поддерживайте его во всех попытках позитивного поведения;
  • Избегайте угроз и негативных оценок его поведения, так как они часто приводят к конфликтам; Откажитесь от наказаний, так как это может спровоцировать агрессивную реакцию ребенка, лучше будет лишить его какого-либо удовольствия (просмотр мультфильма, запрет на игру и т.д.).
  • Следите за своей речью, говорите с ним спокойно, при необходимости применяйте тактильный контакт (обнимите, возьмите за руку, погладьте, поверните к себе);
  • Давайте ребенку короткие, но четкие инструкции, чаще предоставляйте ребенку право выбора;
  • Избегайте крайностей в воспитании (вседозволенность, с одной стороны, и завышенные требования – с другой);
  • Давайте ребенку возможность больше двигаться, чтобы он сбрасывал напряжение; Чаще гуляйте с ребенком, отдавая предпочтение активному отдыху;
  • Не перегружайте ребенка большим количеством интеллектуальных и физических занятий;
  • Правильно организовывайте распорядок дня, создавайте и сохраняйте спокойную обстановку в семье.

И помните, ваш ребенок единственный и неповторимый, а стабильные результаты в работе с ним возможны только при совместной работе родителей и специалистов.



Предварительный просмотр:

«Игры для шустриков» (продолжение)

 В прошлой статье «Шустрики», мы обсудили отличительные моменты развития ребенка  с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), дали рекомендации по общению и воспитанию такого ребенка, но не уточнили причины возникновения данного синдрома.

Точные причины СДВГ так  и не выявлены, но считается что он встречается чаще у мальчиков, чем у девочек (примерно 3:1). Повлиять же на возникновение данного синдрома могут следующие факторы:

  • ухудшение экологической ситуации;
  • инфекционные болезни, перенесенные будущей матерью;
  • действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в этот период;
  • угроза прерывания, несовместимость по резус-фактору, хронические заболевания матери;
  • преждевременные, быстрые или затяжные роды;
  • родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной, асфиксия,);
  • отравление наркозом, кесарево сечение, внутренние мозговое кровоизлияние, стимуляция родовой деятельности;
  • заболевания ребенка в младенческий период с поднятием высокой температуры, астма, сердечная недостаточность, пневмония, заболевания почек, сахарный диабет и т.д.;
  • генетический фактор.

Мы уже говорили, что диагностируется данный синдром только к концу дошкольного возраста (5-6 годам) и только специалистом. К подростковому возрасту двигательная активность часто исчезает, а вот импульсивность  и дефицит внимания могут сопровождать человека всю жизнь.

При обучении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходимо помнить, что работоспособность такого ребенка сохраняется примерно 5-15 минут, далее в течении 5-7 минут он нуждается в двигательной активности: физкультминутки, подвижные игры на внимание и т.д. Такие дети чувствуют себя менее защищенными, поэтому нуждаются в большем внимании, ласке, объятиях. В местах пребывания таких детей организуйте «уголок уединения», так как малыш сильно устает от излишнего эмоционального напряжения и нуждается в покое и тишине.

Приведу ряд игр, в которые можно играть вдвоем, группой; в садике, школе, с друзьями,  с семьей. Данные игры тренируют концентрацию внимания, обучают ребенка самостоятельному управлению своей активности, дают положительный эмоциональный контроль.

"Найди отличие" Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др. ) и закрывает глаза. Взрослый дорисовывает несколько деталей. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем участники могут поменяться ролями.

"Броуновское движение" Цель: развить умение распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим небольшие мячики. Правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Дополнительные мячи выкладываются только после того, как участники успешно усваивают и выполняют правила игры.

"Передай мяч" Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, дети стараются как можно быстрее передать мяч друг другу, не уронив его. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

"Запрещенное движение" Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

 «Наоборот» Цель: рядом становятся двое участников игры. Первый показывает движения, а второй делает их наоборот. Например, первый сделал шаг вправо, второй – шаг влево, первый поднял левую руку, второй – правую.

Для детей более младшего дошкольного возраста рекомендованы игры с песком, водой, глиной, крупой, подвижные игры на подражание, например:

«Зайка»

Заинька-зайка, (прыгаем, поджав руки, имитируя зайку)

Маленький зайка, (присесть на корточки)

Длинные ушки, (приставить к голове — ладошки-ушки)

Быстрые ножки! (побегать)

Заинька-зайка, (прыгать, поджав руки, имитируя зайку)

Маленький зайка, (присесть на корточки)

Деток боишься,

Зайка-трусишка. (обхватить себя руками, изображая страх, и «дрожать») 

Помните, что такие дети нуждаются в постоянном внимании и защите со стороны взрослых.



Предварительный просмотр:

Чем же занять ребенка летом?

Закончился учебный год, наступила долгожданная летняя пора, но у родителей встаёт вопрос: «Чем же занять малыша дома, в огороде или на пляже?» Предлагаю мамочкам несколько идей, как провести лето с пользой и не оставить времени на скуку и безделье.

Выбирая задания для своего ребенка, отдайте предпочтение чтению художественной,  научной литературы и элементарному экспериментированию.

Экспериментирование (непосредственное взаимодействие с предметами) способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и особенностях предметов, ребенок самостоятельно усваивает представления о том или ином явлении, анализирует, делает выводы  и умозаключения, тем самым развивая психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, мелкая моторика, речь и т.д.), необходимые для успешного обучения в школе.

Приведу ряд простых опытов с предметами:

  1. «Тонет - не тонет»

Возьмите любую емкость с водой и предметы из разных материалов: дерево, пластмасса, камень, стекло, бумага, резина, металл и т.д. Спросите малыша: «Как ты думаешь, утонет этот предмет или нет?» Поочередно опуская предметы в воду, вместе с ребенком рассуждайте над вопросом: «Почему предмет не тонет или тонет?». Позвольте вашему малышу предложить свой, пусть и невероятный, вариант ответа.

  1. «Необычное перемещение»

Поставьте перед малышом две емкости, в одну налейте воду, а вторую оставьте пустой. Рядом положите поролоновую губку,  не обращая внимания ребенка на нее. Спросите малыша, как можно переместить воду из одной емкости в другую, не поднимая их с поверхности? Пусть он предложит и проведет свой вариант опыта. Если ребенок не догадается,  покажите сами, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать ему самостоятельно проделать тоже самое.

3. «Растворимый - нерастворимый».

В этом опыте вам также понадобится несколько емкостей с водой, но из прозрачного материала (стакан или банка из стекла или прозрачной пластмассы), ложка, песок, сахар (соль), мука, речной песок и  любая крупа. Опустите в первый стакан (банку) песок, во второй – сахар и т.д., постепенно размешивая ложкой, пронаблюдайте, в какой из емкости вещество растворится, а в какой появится осадок. О причине растворения и не растворения веществ, вместе с малышом, вы сможете прочитать в энциклопедии.

4. «Волшебный песок».

Отправляясь летом на пляж, захватите с собой небольшие ситечко и лейку. Положите в ситечко камушки и сухой речной песок, обратите внимание ребенка, что песчинки просеиваются сквозь дно, а камушки остаются внутри, а теперь самое время задать малышу вопрос: «Почему же камушки остаются в ситечке, а песок нет?» Дайте малышу возможность порассуждать, самостоятельно провести опыт еще раз.

А теперь самое время для фокуса: положив песок в ситечко, пусть малыш польет его водой из лейки. Спросите ребенка «Что изменилось, после того, как вы добавили воду в песок в ситечке? Почему песчинки перестали просеиваться сквозь ситечко?» и т.д.

5. «Отпечатки»

После предыдущего эксперимента, оставьте вместе с ребенком отпечаток ладони, ступни, локтя, ведерка, лопатки, камушка и т.д на влажном песке. Спросите его, на что похож тот или иной отпечаток, попробуйте намекнуть ребенку на ответ, подрисовывая постепенно отдельные части изображения (например: к отпечатку от локтя дорисуйте лучики, получится солнышко; к овалу  от камушка – хвостик и точечки, получится огурец и т.д.). А теперь попробуйте проделать тоже самое на сухом песке.

6. «Живая вода»

Многие из нас, прогуливаясь по летнему лугу, собирают замечательные букеты из полевых цветов. Во время таких прогулок рассказывайте о строении цветка, о пользе и вреде растений и т.д. Возвратившись домой, поставьте один букет в пустой стакан, в второй – в стакан с водой, предложите малышу через некоторое время проверить ваши букеты, обратите его внимание на изменения, спросите его о причине таких изменений. Почитайте в энциклопедии, книгах о пользе воды для всего живого на планете Земля.

7. «Парикмахерская»

Не секрет, что посещение парикмахерской доставляет массу негативных эмоций многим детям и их родителям. Чтобы данных поход оставил более приятное впечатление, предлагаю вам воспользоваться следующим экспериментом.

Для опыта вам понадобиться кукла с длинными волосами и ножницы. Отправляясь в парикмахерскую, захватите с собой и куклу, объяснив малышу, что ее тоже необходимо подстричь. Ребенок может самостоятельно сделать прическу для своей куклы, а может доверить этот процесс парикмахеру. Через некоторое время обратите внимание ребенка, что его волосы отрасли, а у куклы остались по-прежнему короткими. Порассуждайте вместе с малышом о причине, намекните, на то, что отличает в повседневной жизни ребенка и куклу (человек кушает, пьет, ходит в туалет и т.д.).

Играйте, экспериментируйте, развивая и обучая своего ребенка.



Предварительный просмотр:

У тебя будет братик (или сестричка)…

Каждый из нас слышал от своих родителей эти слова. Для кого-то эти слова звучали как песня, для кого-то как гром среди ясного неба.

Рано или поздно каждая семья начинает планировать рождение второго (или последующего) ребенка, но мало кто задумывается о том, как правильно и безболезненно подготовить первенца к появлению брата (или сестрички).

Подготавливать первенца к этому немаловажному событию необходимо на ранних стадиях беременности или задолго до неё. Если вопрос с рождением второго малыша уже решен, то нет смысла спрашивать мнения у первого ребенка. Постарайтесь, чтобы рождение брата (или сестры) не совпало с моментом, когда первенец пойдет в первый раз в первый класс, в другой садик или другую группу, так как этот период сам по себе стрессовый для ребенка и требует больших адаптационных сил. Просто подготовьте его заранее, чтобы избежать следующих проблем:

  1. Ревность ко второму ребенку.
  2. Борьба первенца за любовь родителей.
  3. Истерики и неврозы у первенца и т.д.

Возникает обоснованный вопрос: что необходимо сделать и изменить в жизни семьи, чтобы появление второго (и последующих) ребенка было долгожданным событием для всех членов семьи?

  1. Как уже было сказано ранее, беседу об этом вопросе необходимо начинать еще задолго до беременности, или на первых стадиях беременности. Сводите своего малыша в гости в семью, где уже двое или более детей, познакомьте его с их образом жизни, совместными прогулками, играми, обедами и т.д. Обратите внимание ребенка на улице на играющих брата и сестру, как им весело вместе, как они общаются и т.д.
  2. Расскажите ему, как изменится ваша жизнь с появлением второго ребенка: о совместных играх, купаниях, прогулках, обедах и т.д.
  3. Предупредите заранее всех родственников о том, чтобы они не вели такого рода разговоров с ребенком и в его присутствии: «Ах, ты наш бедненький, все о тебе забыли», «Ты скоро станешь не самым маленьким, и на тебя у мамы будет меньше времени», «Ты уже взрослый, должен помогать маме», «Теперь ты не единственный любимчик в семье» и т.д.
  4. Заинтересуйте первенца в совместной подготовке к появлению его брата (или сестры). Вместе выберите имя, отправляйтесь в магазин за покупками, приберите комнату, выберите место для его кроватки, интересуйтесь его мнением, и тогда ваш первый ребенок будет чувствовать себя важным членом семьи, и уже сейчас будет готовиться к роли старшего брата (или сестры). Вместе выберите подарок для будущего малыша.
  5. Заранее приучите первенца к отдельному от вас сну, а лучше в отдельной комнате.
  6. Объясните заранее ребенку, что брат (или сестра) не сразу сможет с ним играть, гулять, что сначала ему нужно будет подрасти, что он может взять на себя роль учителя (воспитателя), чтобы всему научить своего братика (или сестрички).
  7. Научите его «разговаривать» с животиком, гладить его, рассказывать ему стихотворения, потешки, петь песни, рассказывать о проведенном дне в садике, школе, секции или кружке. Объясните первенцу, что малыш уже слышит его, а когда родится, будет узнавать его голос.
  8. Если у вас возникают какие-либо проблемы со здоровьем во время беременности (токсикоз, боли и т.д.), постарайтесь чтобы первенец этого не видел, так как у него может возникнуть ошибочное мнение о том, что второй ребенок приносит боль его любимой мамочке. Если же скрыть этого нет возможности, просто объясните ему, что во время беременности в организме мамы происходят разного рода изменения и не всегда это безболезненно.
  9. Заранее объясните ребенку, что мама с папой по очереди будут заниматься им и его братом (или сестрой), так как одному члену семьи это сложно, но он может им помогать, когда захочет.

И вот, долгожданный момент, уже близок и вы отправляетесь в роддом, если есть такая возможность, пусть первенец дождет маму и своего брат(или сестру) дома с папой, не отправляйте его к бабушке или другим родственникам. Заранее купите небольшой сувенир (или подарок) для первенца якобы от брата (или сестры), пусть они обменяются подарками при первой их встрече.

1. Наконец вы уже дома, передайте новорожденного заждавшемуся папе (или другим родственникам), обнимите своего малыша, уделите ему немного времени, расспросите о тех событиях, которые произошли в его жизни в ваше отсутствие, ведь он тоже скучал без вас, ему очень не хватало маминой ласки и любви.

2. Вместе разверните конвертик, позвольте старшему ребенку рассмотреть новорожденного, ответьте на все его вопросы, покажите, как и чем нужно его кормить, чего не следует делать и т.д. Оставьте их на небольшое количество времени наедине, украдкой приглядывая за их общением. Позвольте им познакомиться и привыкнуть друг к другу.

3. Позвольте первенцу несколько первых дней остаться вместе с вами дома, а если есть такая возможность не ходить и в школу, он будет счастлив, побыть с любимой мамочкой, а у вас появится незаменимый помощник.

4. Завлекайте первенца к совместным купаниям, кормлению, прогулкам, пусть он привыкнет, что братик (или сестричка) теперь всегда будет рядом с вами, но помните, что и у него тоже должно быть время для своих личных, пусть еще и совсем детских, дел и забот. По очереди с папой (или другими родственниками) играйте с ним, укладывайте спать, читайте книги или ходите на какие-либо мероприятия.

5. Никогда не возлагайте на первенца груз ответственности или взрослых обязанностей. Помните, он все еще тоже ребенок. Он по-прежнему, а иногда и в большей степени, нуждается в вашем внимании, заботе и ласке. Не заставляйте помогать вам по уходу за братом (или сестрой), это ваш ребенок, а него, у него могут быть любые другие обязанности по дому, выполнение которых должно быть для него обязательным.

6. Заведите за правило хотя бы по 30 минут в день посвящать свое время первенцу, но не для того чтобы выполнить домашнее задание, а поиграть, погулять, приготовить совместный ужин или отремонтировать сломавшийся будильник.

7. После возвращения вашего старшего ребенка из садика, школы или кружка, расспросите о его успехах или трудностях, о том, как прошел его день, и уже вскоре вы заметите, он сам будет делится с вами своими переживаниями и планами на будущее.

8. Никогда не сравнивайте детей между собой («Ты плохо ешь,  посмотри, твой братик и то лучше ест», « твой братик и то чище одет» и т.д.), создайте четкое понимание того, что каждый из них это отдельная личность, что каждый имеет права на свое мнение, у каждого свои способности и возможности.

9. Не ругайте, не кричите, не наказывайте детей в присутствии друг друга, пусть даже они очень маленькие. Тем самым вы загубите уважение и гордость за старшего или младшего брат (или сестру).

10. Если возникла ссора между детьми, нет смысла искать правых и виноватых, в любом случае виноваты оба. Объясните им, по какой причине возникла ссора, как безболезненно можно ее завершить или избежать. Научите детей конструктивно разрешать их конфликты. Иногда лучше не вмешиваться, дать возможность детям самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию.

Любите, обнимайте, ласкайте своих детей, тем самым вы на личном опыте научите быть любящими, ласковыми, внимательными по отношению друг к другу, другим детям и членам семьи.



Предварительный просмотр:

Здравствуй, детский сад.

Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо, но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна.

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

1. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться!

2. Познакомьтесь с режимом дня того детского садика и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Садик открывается в 7:30. В 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, с 12.00 до 15.00-15.30 сон. После пробуждения, в 16:00 детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. С 17:00 до 17:30 – уход домой.

3. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, поэтому  с 13 до 15 приучайте малыша находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то вам долго придется забирать малыша из детского сада до дневного сна.

4. Учите малыша играть! К сожалению, современные дети не умеют играть самостоятельно, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Играйте, вместе с ребенком, игры учат ребенка общению, развивают эмоций, знакомят с окружающим миром.

5. Читайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Развивайте у малыша произвольное внимание, постепенно увеличивая время игр и чтения книг. Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку на занятиях.

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания, уборке игрушек и т.д., так как это поможет ему чувствовать себя в группе более уверенно. Снимите с него памперс. Приучайте малыша к горшку (унитазу), чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

7. Покажите, как нужно правильно пользоваться ложкой. Объясните, что кушать нужно аккуратно, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора.

8. Отучите ребенка от соски и кормления перед сном из бутылочки или грудью (по медицинским показаниям и то и другое в группе запрещено). Если отучение от груди или соски совпадет с моментом привыкания к детскому саду, то адаптационный период затянется и пройдет с наибольшим стрессом для ребенка.

9. Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети до начала посещения садика почти не болели, а там начинают часто болеть. Причина этого: новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. И стресс, который ребенок переживает в новых условиях. Все это само по себе снижает защитные силы организма. Укрепляйте иммунитет: одевайте ребенка всегда по погоде, ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника, старайтесь как можно больше времени проводить на улице, после консультации с педиатром, можно приучать ребенка к закаливанию. Если вы будете держать ребенка в тепличных условиях, если будете слишком тепло одевать ребенка даже дома, давать ему только теплое питье, стараться с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект.

10. Придумайте для ребенка талисман и всегда давайте его с собой (это может быть игрушка, мамина или другого родственника фотография, любая вещь, напоминающая о вас и т.д.). С ним ребенок не будет чувствовать себя одиноким.

11. Рассказывайте ребенку о детском саде только хорошее, давайте ему положительные эмоции. Подготовьте его заранее, что он там  будет находиться без вас, но рядом будут другие взрослые, которые также замечательно будут заботиться о нем. В присутствии ребенка не допускайте каких-либо критических замечаний в адрес детского сада и воспитателей.

12. Если малыш болезненно привязан к кому-либо из родственников и расставание с ним проходит очень тяжело (маме или папе и т.д.), то в первое время лучше поручить провожать ребенка в детский сад кому-то другому.

13. Сообщите воспитателю или психологу об особенностях вашего ребенка. Чем больше они будут знать о периоде беременности, родах, заболеваниях в первые годы жизни и особенностях поведения вашего малыша, тем благоприятнее пройдет период адаптации.

В этот период ограничьте нагрузку на нервную систему ребенка — сведите к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. 



Предварительный просмотр:

«Скоро в школу»

Близится окончание очередного учебного года, как в школах, так и в детских садах. Многие родители озабочены вопросом: «Готов ли ребенок к обучению в школе?» Кто-то считает, что для поступления в первый класс достаточно научить ребенка читать и считать, другие ориентируются на заключения педагогов и других специалистов, третьи считают, что в школе всему научат.

Для того, чтобы дать ответ на столь популярный вопрос, предлагаю Вам родители ознакомиться с возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования:

  1. Ребёнок к окончанию детского сада овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  2. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты безопасными методами.
  3. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  4. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. (Обратите внимание не умение читать, а предпосылки к грамотности: уметь делать звукоанализ, пересказывать небольшой рассказ, составлять развернутый рассказ по серии сюжетных картинок, поддерживать диалог со сверстниками и взрослым, самостоятельно без наводящих вопросов может составить рассказ по сюжетной картинке и т.д.).
  5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. (Правильно держит карандаш, может самостоятельно и правильно проводить разного вида штриховки, аккуратно обводит рисунки по точкам, воспроизводит элементы прописных букв, достаточно владеет ножницами, кистью и техникой оригами и т.д.).
  6. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. (Усидчив и продуктивен даже во время той деятельности, которой мало заинтересован, мотивирован не только  на положительную оценку, но и на получение знаний).
  7. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Все перечисленные выше характеристики являются  необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень  начального образования,  успешной адаптации к  условиям жизни в школе и требованиям  учебного процесса.

Но необходимо помнить, что у разных детей в силу различий  в  условиях  жизни  и индивидуальных особенностей  развития  конкретного ребенка степень сформированности данных характеристик может существенно отличаться и не является основным показателем готовности ребенка к школе.



Предварительный просмотр:

Если малыш не говорит.

Этой статьей я хочу обратить внимание родителей детей, которые собираются или уже начали посещать детский сад. Хочу призвать их к активному и эффективному взаимодействию с воспитателями, специалистами образовательных и медицинских учреждений. Именно вы родители являетесь проводниками и помощниками в жизни своих детей. только вам они безоговорочно, безвозмездно доверяют свои мысли, мечты и даже жизнь.

С каждым годом растет количество детей с общей задержкой речевого развития (ЗРР). Многие родители боятся признаться себе, что их малыш отличается от других его сверстников, не хотят попросить и принять помощь специалистов, тем самым упуская возможность и время для благополучного развития своего ребенка.

Поступая в детский сад, мне часто задают вопрос: "Мой сын (или дочь) не говорит. Что делать?". Чтобы дать ответ на столь популярный вопрос, сначала необходимо определить по каким причинам ребенок в том или ином возрасте молчит.

Если вашему ребенку от 2 лет 7 месяцев до 3 лет, и он еще не говорит, нужно бить тревогу.

Первоначально, обратитесь к детскому психологу или логопеду. Он проведет диагностику, определит реальный уровень развития вашего ребенка, соберет необходимый анамнез (историю) и при необходимости направит малыша для медицинского обследования у следующих специалистов: детский невролог, детский психиатр.

Обязательно обратите свое внимание и внимание специалистов: как протекала беременность мамы, были ли осложнения во время родов и первые полгода жизни ребенка, какими болезнями переболел ребенок в первый год своей жизни. Помните, что даже такие, казалось бы, на первый взгляд, незначительные моменты жизни ребенка, имеют огромное влияние на благополучное и своевременное развитие ребенка, в том числе и его речь.

Если специалисты назначат медикаментозное лечение (таблетки, инъекции, массаж, физиотерапия и др.), то провести его необходимо.

Если показаний для медикаментозного лечения нет или вы уже начали его проводить, вам снова необходимо обратиться за помощью к детскому психологу или логопеду. Они подберут вам комплекс упражнений, направленных на развитие не только речи ребенка, но и внимания, мышления, памяти, восприятия, мелкой моторики, так как их формирование напрямую влияют на речевое развитие ребенка.

Теперь родителям остается только сопровождать и помогать ребенку.

Вот самые простые и эффективные советы для родителей:

  1. Постоянно говорите со своим ребенком, рассказывайте, объясняйте на улице, в бане, за столом, во время игры  и просмотра мультфильмов и т.д. Замените «лепетные» слова (би-би, ме-ме, гав-гав и т.д.) на «взрослые» (машина, коза, собака и т.д.). Ребенок – это маленький взрослый и говорить с ним нужно, как со взрослым.
  2. Провоцируйте ребенка на диалог: «Кто это? Что делает? И т.д.». Просите его повторить за вами слово (в 1-1,5 года) или предложение (2 и более года). Не спешите отвечать за него, помните, что ребенку нужно 20-30 секунд (а иногда и больше), чтобы подумать над вашим вопросом, найти ответ. Если он не может ответить, дайте ответ сами и снова спросите.
  3. Ежедневно (5-15 минут в день) читайте сказки, стихи, потешки и т.д. Обязательно, после прочтения беседуйте о прочитанном (2-3 года).
  4. Заведите для себя за правило, ежедневно по 5-10 минут в день делать ребенку массаж пальчиков и кистей рук, пальчиковую и артикуляционную гимнастику (упражнения вы можете найти у воспитателей, психолога, логопеда).
  5. В игровом уголке ребенка обязательно должны быть следующие игрушки: мозайка, пирамидки, конструкторы, шнуровка, баночки с откручивающимися крышками, пластилин, карандаши (не фломастеры!!!), краски и т.д. Именно эти игрушки способствуют развитию мелкой моторики, тем самым влияя на центр головного мозга, отвечающий за формирование речи ребенка. Играйте вместе с ним (в день достаточно 5-10 минут), комментируя свои действия и действия ребенка, проговаривая цвет, форму, величину, назначение предмета и т.д.

 Соблюдая эти простые рекомендации, вы уже вскоре заметите первые успехи вашей совместной с ребенком и специалистами деятельности.

Помните, консультация или лечение у специалистов – это реальная и эффективная помощь в благоприятном развитии вашего малыша.