Из опыта работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Коляда Августа Михайловна

Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. Одной из наиболее ярких характеристик  в восприятии ребёнка окружающего мира является цвет.

Цвет дети выделяют сразу. Он яркий, с ним можно играть, связывать с настроением. Постепенно усложняя задания, в занятия включаются изобразительные термины, которые специально не заучиваются ребёнком, а обыгрываются. Дети узнают, что такое тёплые и холодные цвета, светотень, яркие и прозрачные цвета, цветовые пятна, цветовая гамма. Всё это помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения в отношении творческой работы.

Творчество должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками ребёнок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать фантазировать. Рисование для него радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ребёнком новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие способности ребёнка. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Каждое занятие удивляет детей новизной и неожиданным решением. Таким образом, происходит постепенное знакомство детей с разнообразной техникой рисования: оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, пенопластом, восковыми мелками по картону, кляксография, монотипия и т.д. Творчество требует  от ребёнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит и на физическое здоровье. Необходимо развивать и укреплять в каждом ребёнке качества творца, художника, которые пригодятся ему на жизненном поприще. Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония, совершенство природы и искусства.

3

Задачи нетрадиционных методов

и приёмов изобразительной деятельности:

 

  • Повысить эффективность художественно – эстетического воспитания;
  • Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в рисунке;
  • Воспитывать в детях любовь к родине, природе;
  • Учить передавать образы окружающего мира, давать знания о них;
  • Учить видеть красоту, развивать и укреплять в каждом ребёнке качества творца, художника.

 

Виды нетрадиционной техники рисования

 

«Пальчики – палитра»

Рисовать можно не только кистью, карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую» живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой.

 

«Печать от руки»

Обмакнём всю ладонь или её часть в краску и оставим от неё на бумаге отпечаток, а можно и «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем. К отпечатку ладони можно прибавить отпечаток одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, а затем всё смелей и смелей…

 

«Печатка»

Эта техника позволит многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатка разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. печатки можно изготовить и самим: надо взять ластик, нарисовать на торце, задуманный рисунок и срезать лишнее. Теперь прижимаем её к подушечке  с краской, а затем к листу бумаги. Получится ровный и чёткий отпечаток.

«Рисование на сырой бумаге»

Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать пока рисунок высохнет, или набрать на кисть густую краску. Начинать эту технику рекомендуется уже в младшей группе.

 

«Цветные ниточки»

Нужны нитки длиной 25 – 30 см. окрасьте их в разные цвета, вложите, как захочется на одну сторону сложенного пополам листа, прижмите их друг к другу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист.

 

«Граттаж»

Это рисование на восковой прокладке с процарапыванием. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или простой свечёй. Нальём в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

Затем возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно развиты глазомер и координация движений.

 

 

«Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги, там, где нарушается её структура, краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной, это называется эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте.

 

«Рисование восковыми мелками или свечёй»

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечёй. Берём кисть или тампон с краской, ведём по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

 

«Тампонирование»

Сделаем тампон из марли или поролона. Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберём краски, и прикосновениями к бумаге будем рисовать, что – нибудь пушистое, мягкое, воздушное, прозрачное.

 

«Трафарет»

Сначала вырежем трафарет. Кто, какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведём его тонкими частыми, лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет … чудо!  Чёткий и ясный он остался на бумаге. Всё то же самое можно повторить на листе бумаги другим цветом и в другом месте.

 

«Набрызг»

Непростая техника. Её суть в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменит зубная щётка и стека. Зубной щёткой в левой руке, наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Со временем капли будут меньше, станут ровнее ложиться и туда куда нужно. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке.

 

 

 

«Монотипия»

Краска наносится на целлофан или кусочек стекла, затем прикладывается к бумаге, на которой наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, краска наносится только на одну сторону бумаги, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Использовать можно как одну краску, так и несколько.

 

  

 

«Кляксография»

    Поставим большую и яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на кляксу. Побежала она в верх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. На что похожи эти следы? Игры с кляксами помогают развить координацию, силу движений, фантазию и воображение.

 

  «Точечный рисунок»

    Весь рисунок состоит из отдельных точек. Наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

 

  «Рисование с помощью копировальной бумаги»

    На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага. рисунок наносится поверх копирки пальцем, ногтем, палочкой. Затем копировальная бумага снимается, остаётся графический рисунок. Можно использовать бумагу разных цветов.

 

   «Коллаж»

    Это использование нескольких нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки в одной работе.

 

 

 

4

 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Тема «Свитер для моих друзей»

 

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; Развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Оборудование: две куклы - мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с разными узорами.

Ход занятия:

Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продают свитера совсем не интересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.

Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывая на двух-трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.

В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.

 

Тема «Встреча с колобком»

Нетрадиционная техника:

Цель: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости.

Оборудование: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок», эскизы с изображением радостного и грустного Колобка, жёлтая двухсторонняя бумага, жёлтые салфетки, клей ПВА или крахмальный клейстер, ватманский лист с изображением тропинки, по которой катится Колобок, подносы, вырезанные из бумаги глаза, рот и нос для Колобка.

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку «Колобок», но предлагает изменить концовку так, чтоб Колобок убежал и от Лисы. Затем готовится бумажное «тесто» для Колобка путём обрывания бумаги и салфеток. Воспитатель напоминает, что нужно обрывать мелкие кусочки. Подготовленное «тесто»

каждый ребёнок высыпает из своего подноса на заранее нарисованный клеем круг. Получился один большой Колобок. Задаётся вопрос, чего же ему не хватает. Воспитатель показывает весёлого и грустного Колобка. Дети определяют, какой будет их Колобок и почему. Наклеивают недостающие детали лица.

Занятие заканчивается рассматриванием весёлого Колобка. Подчёркивается, что «тесто» готовили все вместе.