Законодательно-правовые акты регулирующие деятельность педагога-психолога
Законодательно-правовые акты регулирующие деятельность педагога-психолога
Законодательно-правовые акты | Основные правовые положения |
Международные: |
|
Конвенция ООН о правах ребенка.
| Гарантирует: Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6) Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16) Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24) Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27) Защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) Защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37) Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39) |
Федеральные: |
|
Конституция РФ
| Предусматривает: "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст. 23 Конституции РФ). |
Закон РФ «Об образовании»
| Утверждает: Право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56) |
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года | Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. |
Уголовный Кодекс РФ | Предусматривает ответственность: За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136) За преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157) |
Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" | ст. 61 предоставление содержащейся в медицинской документации информации без согласия гражданина (а для подростков, не достигших 15-летнего возраста, - без согласия родителей или законных представителей ребенка) допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. ст.24 в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме; ст.31 информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - предоставляется их законным представителям |
Семейный Кодекс РФ | Ст. 56 говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
|
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 27.07.2010).
| Ст.2. Ст.6 Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан: Ст.9 Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. |
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 23.12.2010).
| ст. 3 персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания; ст.19 |
Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
| В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением. |
Приложение к приказу Минобразования России от 22.10.99 № 636 Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
| В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением. |
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
| Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей)направляет ребенка в детскую поликлинику. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. |
Региональные: |
|
Положение о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы (Приказ от 14.05.2003.№553 Об утверждении положения о службе Практической психологии в системе образования города Москвы)
| 4.1. Психологическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные и негосударственные образовательные учреждения. Порядок лицензирования деятельности по оказанию психологической помощи устанавливается законодательством РФ. 4.2. Виды психологической помощи, оказываемые образовательным учреждением, указываются в уставных документах и лицензиях; информация о них должна быть доступна для клиентов. 4.3. Право на деятельность по оказанию психологической помощи имеет психолог, педагог-психолог, врач-психиатр, получивший соответствующее высшее психологическое или медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ. 4.4. Иные специалисты, педагогические работники и медицинский персонал, участвующие в оказании психологической помощи, должны пройти специальную подготовку и переподготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе по оказанию психологической помощи. 4.5. Деятельность психологов, педагогов-психологов, педагогов, иных специалистов и медицинских работников по оказанию психологической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется на основе законодательства РФ и международного права. 4.6. Права и обязанности педагога-психолога, психолога, иных специалистов и медицинского персонала при оказании психологической помощи устанавливаются законодательством РФ, города Москвы, настоящим Положением. 4.7. При оказании психологической помощи психолог, педагог-психолог независим в своих решениях и выборе стратегий и руководствуется только интересами клиента, профессиональным долгом и законом. 4.8. В своей профессиональной деятельности психолог обязан: - руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, международными и российскими нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми документами органов управления образованием, настоящим Положением; - рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей; - использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т.п.); - в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития; - хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению; - вести запись и регистрацию всех видов работ. 4.9. Ответственность психолога, педагога-психолога: - психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; - психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке; - психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonodatelnie-pravovie-aspekti-psyhologa.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Законодательно-правовые акты регулирующие деятельность педагога-психолога
Комментарии
Нормативно-правовые акты
Светлана, спасибо Вам большое за материал.
Всегда рада помочь своим
Всегда рада помочь своим коллегам!
С 1 сентября 2023 года в
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
· обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
· создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
· создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от25.11.2022 №1028 _ Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) .pdf (скачать) (посмотреть)
-ФОП дошкольного образования.pdf (скачать) (посмотреть)
-Презентация ФОП ДО.pdf (скачать) (посмотреть)