Наставничество в дошкольной образовательной организации
Наставничество в ДОУ — это форма работы, при которой опытный педагог (наставник) помогает молодому специалисту (наставляемому) в профессиональном становлении
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждаю заведующий
_______М.Ф.Швоева
Методы работы наставников и наставляемых по развитию одаренности и творческого потенциала воспитанников в ДОУ
Составлен
воспитателем
Самариной С.Ф
с. Левокумское
2024 уч.г
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу обсудить важную тему – методы работы наставников и наставляемых по развитию одаренности и творческого потенциала у воспитанников в образовательных учреждениях дошкольного образования.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в дошкольном образовании должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на детской скамье. Каждый сталкивался с такими детьми, которым, не интересна работа на занятиях, они «любопытны», ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в детском саду выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести детей на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении.
Цель моей работы заключается в оказании помощи молодым специалистам в выявлении и развитии одаренности и творческого потенциала воспитанников. Я стараюсь задействовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных способностей детей. Важным аспектом является наблюдение за детьми, что позволяет выявить их интересы и склонности, а также адаптировать образовательные программы под потребности каждого ребенка.
Для достижения поставленных задач я использую игровые методы, проектную деятельность, а также творческие мастерские. Эти подходы способствуют не только активному участию детей в процессе обучения, но и формированию у них уверенности в своих силах. Работа в группах и совместные проекты развивают коммуникативные навыки и учат детей работать в команде, что является неотъемлемой частью развития творческого потенциала.
Кроме того, я вместе с молодыми педагогами постоянно совершенствуем свои компетенции и ищем новые формы работы. Участие в семинарах и мастер-классах, обмен опытом с коллегами позволят нам оставаться в курсе современных тенденций и методик, что напрямую повлияет на качество обучения и воспитания одаренных детей. В нашем быстро меняющемся мире каждый ребенок уникален и обладает своими талантами. Наша задача как педагогов – помочь им раскрыть свои способности, развить уверенность в себе и научить творчески подходить к решению задач. Первый шаг к успешному развитию одаренных детей — это понимание, что одаренность может проявляться в различных формах. Она может быть интеллектуальной, художественной, спортивной или социальной. Мы должны уметь выявить эти таланты и создать условия для их развития.
В своей работе я вместе с молодыми педагогами используем следующие формы работы с одаренными детьми:
1. Индивидуальный подход
Одним из основных методов работы является индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Необходимо выявлять интересы и склонности детей с раннего возраста. Это можно делать через наблюдения, беседы с детьми и их родителями, а также через игровые и образовательные занятия. Индивидуализированная программа позволяет учитывать особенности каждого ребенка, что способствует более эффективному развитию его потенциала. Индивидуальный подход к каждому ребенку, оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми. Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.
2. Стимулирование творчества
Важным аспектом воспитания одаренных детей является развитие их творческих способностей. Методы стимулирования творчества могут включать:
- Интерактивные игры и задания, которые побуждают детей к самостоятельному поиску решений.
- Проекты, где дети могут проявлять свое творчество в различных формах – рисовании, музыке, театре и т.д.
- Мастер-классы от специалистов в различных областях, которые могут вдохновить детей и открыть для них новые горизонты.
Детей с развитыми интеллектуальными способностями привлекаю к исследовательской деятельности. В процессе данной деятельности дошкольник исследует различные возможности, связанные с выполнением поставленной задачи, исследует несколько вариантов выполнения задачи, выбирает оптимальный способ решения.
В проектной деятельности ребята добиваются успехов. Так семейный проект разработанный с семьей Остапенко Владислава «Здоровая семья» занял 1 место на муниципальном уровне, семья Алексея Лодина «Мы дружная семья» в номинации «Семья-это мы» так же стали победителяи. В районных конкурсах детского конкурса наши воспитанники неоднократно занимали 1 места: Малюкова Анна в конкурсе семейной фотографии «Вкусная картина», Гаджиева Ясмина «Мое родное село», Джамалова Милана «Мы рисуем счастье». Участие в различных конкурсах даёт детям возможность развития познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Также дети нашего детского сада посещают «Точку роста» на базе МКОУ СОШ №2, и добились успехов. Так Павлова Вика, Ахмедова Зайнаб под моим руководством получили сертификаты об участии в краевом конкурсе рисунков и подделок «Роботы будущего».
Развивая физические способности дети посещают спортивные и танцевальные секции. Так, например, Кирилл Филоненко, Вера Филоненко, Иван Наумов занимаются в секции плавания и участвуют в соревнованиях, Самарина Юлиана занимается в спортивной детско-юношеской спортшколе танцами и также участвует в различных конкурсах и занимает призовые места.
Одаренные дети принимают участие во всероссийских интернет конкурсах, всероссийская олимпиада «Эколята-молодые защитники природы» где занимают призовые места.
Для развития способностей в нашем саду организована работа кружков дополнительного образования для детей по различным видам деятельности, в которых занимаются дети в возрасте от 5 лет. Основные цели кружков- помочь детям проявить свои художественные способности в различных видах деятельности.
3. Создание развивающей среды.
Создание развивающей среды в группе также играет важную роль. Это могут быть:
Тематические уголки, которые отражают интересы детей и побуждают их к исследованию.
Доступ к разнообразным материалам и инструментам для творчества.
Организация выставок и конкурсов, на которых дети смогут представить свои работы и достижения.
4. Групповая работа и сотрудничество
Методы групповой работы формируют у детей навыки сотрудничества и коммуникации. Их можно реализовать через:
Совместные творческие проекты.
Игры, требующие коллективного решения задач.
Обсуждения и анализ работ друг друга, что способствует развитию критического мышления и уважения к мнению других.
Например проектная деятельность: это позволяет детям глубже погружаться в тему и развивать навыки исследование. Мною и наставляемыми были реализованы следующие проекты: «В мире сказок», «Космическое путешествие», «Красный, жёлтый, зелёный», Проект «Моя мама» и другие.
5. Вовлечение родителей
В процессе проектной деятельности осуществляется взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, родители принимают активное участие, следовательно происходит непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Не менее важным является вовлечение родителей в процесс развития одаренности и творчества. Это можно сделать через:
- Проведение семинаров и тренингов для родителей по вопросам поддержки талантов детей.
- Создание родительских клубов, где можно обмениваться опытом и идеями.
- Партнерство с родителями в организации мероприятий и творческих проектов.
- Консультации: Организация встреч с родителями, на которых обсуждаются наблюдения за детьми и их интересы. Дети могут выполнять задания вместе с родителями, что создаст возможность увидеть проявления одарённости в совместной деятельности.
- Анкеты: Предоставление родителям анкет для заполнения, в которых они могут указать на увлечения и достижения детей, что поможет выявить их таланты в разных сферах.
6. Портфолио.
Еще одной формой нашей работы является портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ детей. Портфолио позволяет увидеть картину значимых результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения.
В нашем детском саду портфолио имеют все одаренные дети, начиная со среднего дошкольного возраста. Портфолио это яркая папка с файлами, и это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
7. Профориентация. Активно ведется работа по организации экскурсий по различным направлениям деятельности. Выбираем места для экскурсий, учитывая интересы детей (музеи, школа, пожарная часть, дом культуры). Это поможет им увидеть профессию в действии. Цели экскурсии по профориентации: ознакомление детей с различными профессиями и сферами деятельности, развитие интереса к будущей профессиональной деятельности; помощь детям в определении своих склонностей и увлечений через практическое взаимодействие.
При организации экскурсий мы привлекаем профессионалов из различных областей, которые смогут рассказать о своей профессии и провести мастер-класс для детей. Это может быть пожарный, учитель, музыкант и т.д.
После каждой экскурсии обязательно обсуждение с детьми их впечатлений и новообразованных интересов. Проведение игр, связанных с профессиями, которые они видели.
Сбор отзывов от родителей о том, какие изменения в интересах детей произошли после экскурсии, что поможет в дальнейшем планировании образовательной деятельности.
Выявление одарённых детей в детском саду и организация экскурсий по профориентации играют важную роль в развитии талантов и интересов детей. Эти мероприятия способствуют формированию у детей представления о мире профессий, развивают их способности и помогать им определять свои увлечения.
Методы моей работы по развитию одаренности и творческого потенциала воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях имеют огромное значение. Я создаю благоприятные условия для развития каждого ребенка, вдохновляю их на исследования и открытия, а также поддерживаю их стремления и мечты. Только так я смогу воспитать поколение творческих, уверенных в себе и способных решать сложные задачи людей.
Несомненно, успех в работе с одаренными детьми зависит от моей способности креативно подходить к образовательному процессу. Важно не только извлекать знания из учебных программ, но и учить детей самостоятельно находить решения, делать выводы и ставить перед собой цели. В этом контексте обучение через открытые задачи и исследовательскую активность становится особенно ценным, ведь такие методы помогают развить критическое мышление и навыки коммуникации.
Ключевым аспектом является также умение педагогов быть гибкими и адаптивными. Каждый день может приносить новые вызовы, поэтому нам необходимо быть готовыми к изменениям в потребностях детей. Обсуждение и совместное планирование мероприятий с детьми позволит им чувствовать свою значимость и вовлеченность в процесс.
Кроме того, важно помнить о важности положительной обратной связи. Поддержка и поощрение достижений детей не только увеличивают их мотивацию, но и способствуют формированию уверенности в своих силах. Наставнику необходимо находить время для внимательного общения, чтобы понять, что вдохновляет каждого отдельного воспитанника.
В завершение, давайте будем партнерами в этом важном начинании, создавая среду, где талант и креативность могут растянуть свои крылья и воспарить!
Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Методы работы наставников и наставляемых
по развитию одаренности и творческого потенциала воспитанников в ДОУ.
воспитатель:
Самарина С.Ф
с. Левокумское
2024 учебный год
