ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Губайдуллина Татьяна Валентиновна

Реализация программы "Тропинки здоровья" в начальной школе в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir._prof._komp._statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

О.Ю. Ягнова,

Н.С. Королева

Т.В. Губайдуллина

ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»

МОУ «Раифская средняя общеобразовательная  школа

Зеленодольского муниципального района РТ»

Состояние здоровья детей и взрослого поколения на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему, которая касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. В качестве приоритетной государственной политики Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию назвал сохранение и укрепление здоровья школьника: «…именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь…».

Одним из главных условий решения проблемы обеспечения здоровья школьников, является соответствующая готовность будущего учителя. Такого рода готовность предполагает формирование профессиональных компетенций по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей в общеобразовательной школе и может осуществляться в высших и средних педагогических учебных заведениях. Эту задачу с успехом выполняет проект «Тропинки здоровья», разработанный Казанским педагогическим колледжем по инициативе Исполнительного комитета г. Казани.

Проект предусматривает экспериментальную апробацию одноименной программы оздоровительных занятий в первых классах начальной школы учреждений образования г.Казани. Занятия проводятся силами волонтерского отряда студентов ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж» под руководством учителей начальных классов и преподавателей колледжа, имеющих опыт работы в области охраны здоровья школьников.

На первом этапе проекта в целях обучения учителей начальных классов, участвующих в апробации программы и студентов-волонтеров на базе Казанского педагогического колледжа был организован спецкурс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» с объемом аудиторного времени 32 часа. Теоретический блок курса направлен на формирование у слушателей системы представлений о социально-психологических, медико-педагогических и духовных аспектах здоровья учащихся; ведущей роли образа жизни в формировании здоровья подрастающего поколения; современных подходах к здоровьесбережению в образовательной среде; особенностях здоровьеформирующих образовательных программ для младших школьников.

На практических занятиях обучающиеся получили навыки:

обучения младших школьников поведенческим привычкам, способствующим сохранению здоровья;

развития самосознания, Я-концепции личности ребенка;

формирования гармоничных межличностных отношений среди одноклассников;

проведения диагностики развития самосознания учащихся, их установок в отношении здорового образа жизни.

В работе широко использовались активные методы обучения, благодаря чему слушатели не только освоили принципы эффективного внедрения программы формирования здорового образа жизни «Тропинки здоровья» в учебно-воспитательный процесс начальной школы, но и получили заряд положительных эмоций, стимул к самопознанию, развитию собственной коммуникативной культуры, успеху в личностном и профессиональном плане.

Второй этап проекта заключается в апробации программы «Тропинки здоровья» в начальных классах. Созданы экспериментальные площадки на базе 46 учебных заведений г. Казани. Количество классов – 141. Количество учащихся – более 3 300. Экспериментальные площадки утверждены в Управлении образования г. Казани.

Программа «Тропинки здоровья» является результатом многолетней практической работы авторов-составителей в области здоровьесбережения школьников в системе современного образования.

Занятия направлены на формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей. Оздоровительное значение имеют включенные в каждое занятие комплексы физических упражнений, дыхательной, пальчиковой, зрительной гимнастики. Подобранные с учетом возраста и интересов учащихся игры улучшают психо-эмоциональное состояние младших школьников, способствуют изменению отношения к себе и окружающим людям, активно формируют коммуникативную культуру, служат для постановки уверенности в себе, развивают лидерские качества учащихся. В целом занятия помогают первокласснику быстрее психологически обжить новое пространство жизнедеятельности, способствуют дальнейшему позитивному развитию ребенка как субъекта социального взаимодействия, повышают его уверенность в своих возможностях и перспективах.

Рекомендованная форма проведения занятий комбинированная, когда часть материала интегрируется в содержание базовых учебных курсов, часть применяется во внеклассной работе. Данная программа гармонично вписывается в режим работы начальной  школы с учетом ежедневной организации динамической перемены, группы продленного дня.

На третьем этапе проводится подведение итогов реализации проекта методом сравнительного анализа, который покажет произошедшие изменения у учащихся экспериментальных групп по следующим критериям: сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; степень адаптации к условиям обучения; особенности эмоционального отношения к школе.

Диагностика осуществляется в начале и конце учебного года в экспериментальных и контрольных группах. Методы исследования представлены в таблице 1.

Методы оценки результативности программы «Тропинки здоровья»

Таблица 1.

Методика         

Литература        

Цель исследования

Временные затраты - 1 урок (20-30 минут)

Рисуночный тест «Здоровье и болезнь» (О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов)        

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки; Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352с.        

Определить степень сформированности представлений о здоровье и болезни и характер эмоционального отношения к проблемам здоровья

Временные затраты - 1 урок (20-30 минут)

Методика «Домики» (О.А.Орехова)        

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002        

Определить особенности личностных отношений, социальные эмоции и ценностные ориентации

Временные затраты - 1 урок при условии нескольких волонтеров в одном классе

Структурированное интервью детей, включающее свободные рассуждения на темы «Что приносит мне радость?» и «Что мне нужно, чтобы почувствовать себя здоровым?» (О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов)        

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки; Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352с.        

Определить зависимость эмоционального настроя и самочувствия от внешних (окружение ребенка) или внутриличностных факторов

«Что я знаю о здоровье?» (Н.С.Королева, О.Ю.Ягнова)        

         

Определить сформированность когнитивной составляющей здорового образа жизни, а именно представлений о здоровье и способах его сохранения и укрепления

Методика «Четыре картинки»        

Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – Спб.: Речь, 2006. – 320с.        

Выявить уровень сформированности позиции «децентрации», определить направленность локус контроля

Методика исследования соотношения самооценки жизненных ценностей, адаптации ребенка        

Шишова Е.О., Солобутина М.М. Психологическая характеристика личности в младшем школьном возрасте: Учебно-методическое пособие. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 148с.        

Определить ценностные ориентации ребенка, место здоровья среди ценностей, проанализировать возможности для формирования адаптивного поведения в школе

Методика средовой адаптации        

Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. практ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.        

Определить позицию ребенка по уровням его средовой адаптации: семья, коллектив, среда неформального общения (проводится с классным руководителем или психологом)

Методика «Треугольники» (Е.Фокина)        

Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – Спб.: Речь, 2006. – 320с.        

Выявить уровень социальной защищенности ребенка, наличие у него чувства принятия группой лиц из ближайшего окружения

Студенты педагогического колледжа являются непосредственными участниками научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках проекта.  Они проходят через все этапы работы:

1) погружение в проблему, сбор эмпирического материала, его обработка, систематизация и обобщение;

2)  экспериментальная реализация программы в начальной школе;

4) теоретические обоснование проделанной работы в курсовых и выпускных квалификационных работах;

5) представление итогов в виде публикаций, докладов на научно-практических семинарах и конференциях, посвященных проблеме здоровьесбережения в сфере образования.

В целом проект «Тропинки здоровья» представляет собой модель профессиональной образовательной общности как источника, ресурса и инфраструктуры профессионального развития педагога. Он не только позволяет внедрить в начальную школу целевую образовательную программу по формированию здорового образа жизни учащихся, но и вооружает практикующих педагогов и студентов - будущих учителей, знаниями, умениями и навыками организации оздоровительной работы среди младших школьников. Участвуя в проекте, студенты осваивают дополнительный аспект профессиональной подготовки, а именно приобретают теоретические знания и практические навыки, обусловливающие их готовность к осуществлению работы по здоровьесбережению среди своих учеников и научного анализа ее эффективности. Вместе с тем, участие в проекте является мощным средством формирования мировоззрения и собственной жизненной позиции студентов, способствует повышению их индивидуальных ресурсов, ведущих к успешности и здоровью.

Ягнова Ольга Юрьевна,  преподаватель ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»

Королева Наталья Сергеевна, заместитель директора по управлению качеством образования ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»

Губайдуллина Татьяна Валентиновна, преподаватель МОУ «Раифская средняя общеобразовательная  школа Зеленодольского муниципального района РТ»