Внеурочная деятельность по предмету "Биология"

Губайдуллина Татьяна Валентиновна

Здесь представлена пояснительная записка к программе "Тропинки здоровья" и пример зянятия по этой программе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Тропинки здоровья» открывает цикл оздоровительных занятий для школьников. Она предназначена для учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

Авторы–составители:  О.Ю. Ягнова, преподаватель  ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж;

Т.В. Губайдуллина, преподаватель преподаватель МОУ «Раифская средняя общеобразовательная  школа Зеленодольского муниципального района РТ»

Рецензенты:     Э.Н. Мингазова, профессор, доктор медицинских наук, исполнительный директор Центра изучения проблем здоровья детей и молодежи при КГМУ;

А.Г. Залялова, кандидат педагогических наук, директор ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»;

И.А. Рябкова, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №3» Вахитовского района г. Казани

Данная программа направлена на формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • формирование у детей ценностного отношения к здоровью;
  • получение начальных знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления;
  • освоение методов естественного оздоровления;
  • формирование самосознания, позитивного отношения к себе;
  • формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;
  • оптимизация двигательного режима учащихся;
  • профилактика факторов риска дезадаптации школьников к образовательной среде.

Программа составлена в форме игры-путешествия. Учитель вместе с учениками «путешествует» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления. В качестве сопровождающего героя вводится Солнечный Зайчик. Он выполняет и роль «экскурсовода», и знакомит детей с правилами здорового образа жизни, и дает ребятам задания творческого и исследовательского характера. Можно предложить первоклассникам самостоятельно представить, как он выглядит (нарисовать) и дать ему собственное имя.

Предложенная форма игры подразумевает составление маршрута путешествия. Он может быть представлен в виде общей настенной или индивидуальной карты, помещаемой в специальный альбом или портфолио ученика. Названия занятий отражают этапы маршрута – знаменательные места Солнечной страны, вместе с тем они согласуются с изучаемой темой программы.

Занятия имеют определенную структуру. Вводная часть содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются имитационные упражнения, энергизаторы и активаторы, упражнения на развитие координации движений и межполушарного взаимодействия.

Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.

Форму изложения нового материала определяет учитель исходя из собственного опыта и возможностей учащихся.  Это может быть рассказ или беседа. Беседа может использоваться по-разному. Например, объясняя материал, учитель ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Наиболее эффективными являются поисковые беседы. Излагая материал, учитель обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). Такие беседы в процессе обучения повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала.

Физические упражнения имеют оздоровительное, развивающее и воспитательное значение: содействуют правильному физическому развитию детского организма, повышают умственную и физическую работоспособность, способствуют формированию двигательных навыков, физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), правильной осанки, прививают желание заниматься физическими упражнениями для собственного здоровья.

Упражнения дыхательной гимнастики являются средством профилактики респираторных заболеваний, быстро восстанавливают работоспособность после умственного или физического утомления, имеют значение для формирования правильной красивой осанки. Эти упражнения очень эффективны для самоконтроля за эмоциональным состоянием. В программе использованы специальные дыхательные упражнения: диафрагмальное дыхание, задержка дыхания в фазе вдоха или выдоха, сочетание вдоха или выдоха с движениями рук или туловища.

Дыхательные упражнения могут выполняться в начале или в конце занятия, после выполнения физических упражнений. Исходное положение при выполнении дыхательных упражнений, связанных с задержкой дыхания, во избежание головокружений и травматизма детей «сидя на стуле».

Зрительная гимнастика предназначена для снятия напряжения зрения. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Значение зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближайшего предмета на дальний, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы в глазном яблоке, в результате чего зрение нормализуется. Кроме того, специальные упражнения прекрасно тренируют и развивают аккомодационную функцию глаза. Зрительную гимнастику следует регулярно проводить на уроках, где дети много работают на близком от глаз расстоянии (читают, пишут, штрихуют), что вызывает сильное напряжение зрения и приводит к утомлению.

Особенностью младшего школьного возраста является слабое развитие пальцев рук. Поэтому у школьников могут возникнуть трудности с письмом и чтением. Так же установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Большое значение в развитии тонкой моторики имеет пальчиковая гимнастика (гимнастика пальцев и рук). Таким образом, пальчиковая гимнастика решает следующие задачи: стимуляция развития речи у детей младшего школьного возраста; подготовка руки к письму. Вместе с тем пальчиковые упражнения тренируют внимание, умение переключаться с одного задания на другое.

Особо следует отметить, что взаимодействие младшего школьника с компьютером сопровождается сильным умственным и зрительным напряжением, что вызывает у ребенка утомление: работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы (чтения или просмотра телепередач), так как ребенку приходится рассматривать на экране на довольно близком расстоянии мелкие буквы, рисунки и цифры. Периодический перевод взгляда с экрана на клавиатуру требует постоянной перестройки системы аккомодации глаза, что вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Кисть ведущей руки испытывает интенсивное напряжение, возникающее при манипулировании компьютерной мышью. Сидячая поза еще больше увеличивает статическую нагрузку на организм школьника.

Таким образом, обучение детей физическим упражнениям, зрительной и пальчиковой гимнастике, помогающей снять нервно-психическое напряжение после работы на компьютере, приобретает еще большее значение.

Психологические и двигательные игры улучшают психа-эмоциональное состояние младших школьников, способствуют изменению отношения к себе и окружающим людям, активно формируют коммуникативную культуру. Позитивный личный опыт, получаемый ребенком в игре, обуславливает его способность свободно и открыто выражать свои чувства, самостоятельно выдвигать собственные цели, активно добиваться их осуществления в деятельности, а также в общении и взаимодействии со своим социальным окружением. Все эти качества необходимы каждому в жизни для ощущения себя здоровым, самодостаточным, уверенным в себе человеком.

Кроме того, игры развивают внимание, память, мышление, воображение, тренируют произвольность в управлении двигательными и когнитивными процессами. Все это способствует повышению качества усвоения знаний по всем школьным предметам.

Количество заданий, предлагаемых на каждом занятии, отличается своей избыточностью. Их выполнение в полном объеме в рамках одного занятия часто не представляется возможным. Учитель, организуя работу с детьми, имеет право творчески подойти к выбору заданий с учетом интересов учащихся.

В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков: «солнышко» – очень хорошее, «солнышко-тучка» – хорошее, «тучка» – не очень хорошее. Фиксировать результаты рефлексии предлагается на специальной страничке в альбоме или в портфолио ученика.

Альбом или портфолио предназначается так же для накопления разнообразных продуктов деятельности школьников, занимающихся по программе «Тропинки здоровья», а именно результаты самостоятельных исследований, рисунки на заданную тему, и другие творческие работы.

Программа «Тропинки здоровья» была успешно реализована в ряде школ города Казани и МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ».

План-конспект занятия по оздоровительной программе «Тропинки здоровья» для младших школьников

Занятие 2 «Солнечный город»

Задачи:

  1. Воспитание позитивного отношения к себе.
  2. Формирование культуры общения между детьми.

  1. Вводная часть

«Разминка»

  «Круг знакомств»

«Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух – чух – чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик чух – чух – чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «паровозиком», а первый «паровозик» – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с «вагоном» продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «Паровозик чух – чух – чух» и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Если «паровозик» ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего «вагончика», то игру лучше начать сначала».

 II.  Основная часть

За морями, за горами, за дремучими лесами лежит Солнечная страна, и живут там удивительные жители – Солнечные Зайчики. Они все здоровые, веселые, задорные, умные…  В яркие солнечные дни они путешествуют по свету. Особенно любят они бывать там, где учатся дети. К нам тоже заглянул Солнечный Зайчик. Он приглашает нас в свою Солнечную страну.

     Мы с вами будем путешествовать по необычным дорожкам – тропинкам здоровья.  Они приведут нас в различные интересные места, где можно выучить полезные упражнения для красивой осанки, пальчиков, дыхания и просто поиграть. Итак, мы отправляемся в путь по тропинкам здоровья. И первая остановка у нас – «Солнечный город».

Наше прибытие вызвало большой интерес у жителей города. И Солнечный Зайчик решил взять у вас интервью для «Самой главной газеты».

«Интервью»

Необходимые материалы: микрофон

Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним   в школе на этой неделе.

Варианты вопросов:

- С кем ты подружился в школе?

- Какой урок тебе больше всего нравится?

- За что тебя похвалили в школе?

- Чем тебе нравится урок математики?

- Какой учебник для тебя самый интересный?

«Я люблю больше всего…»

Необходимые материалы: теннисный мяч

У каждого из нас есть какое-то любимое дело: рисовать, смотреть интересные фильмы, читать книги, слушать музыку, кататься на велосипеде, на роликах, играть в футбол.  

  Правила игры такие: мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто поймает его, будет говорить «Я люблю больше всего…» и называть любимое занятие. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому.

Танец «Танцуйте сидя»

Текст песни

Движения

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,

Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:

Мяу, кря, ква, гав, хрю.

Сидя на стуле, руки на коленях: поочередно поднимаем руки на пояс, плечи, голову, над головой и обратно.

Руки сцепить в замок, выполнить движения: два раза к правому плечу, два раза к левому колену; два раза к левому плечу, два раза к правому колену.

Вытягиваем поочередно руки вперед, затем кладем поочередно правую руку на левое плечо, левую – на правое, вновь поочередно выпрямляем руки и делаем два хлопка.

Руки на пояс и ритмично покачиваем плечами вперед-назад, затем вверх вниз.

Поочередно дотягиваемся правой рукой до правой пятки и левой рукой до левой пятки.

Поочередно вытягиваем руки вперед , кисть сжать в кулак, большой палец поднять вверх (о, кэй!)

Встать, хлопнуть в ладоши.

Выполнить движения: полуприсед, выпрямиться поднимая руки вверх (4 раза).

Руки согнуть в локтях, локти опустить вниз, сжатые кулачки поднять вверх: энергично сжимать и разжимать пальцы, соединить ладони перед собой, выполнить хлопки (2 раза).

 «Подарок другу»

Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Учитель предлагает детям нарисовать подарок своему новому другу и подарить его. Дети самостоятельно выбирают того, кому они хотят сделать подарок. Данная игра позволяет определить наиболее и наименее выбираемых учеников. Учителю следует предусмотреть, что подарок должен получить каждый ребенок. При этом надо проявить смекалку (например, заготовить несколько подарков заранее и придумать от кого они).

III Ритуал прощания

Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Мне было очень приятно и интересно с вами играть и общаться. Хочу вам предложить следующий ритуал, который мы будем исполнять при прощании. Итак, все встаем в круг,  и повторяем за мной:

«Мы сегодня поиграли,

Мы дружней немного стали,

Соберемся мы опять,

Чтоб  друг друга узнавать».

Давайте  выразим благодарность друг другу аплодисментами.

  1. Рефлексия: дети дают оценку своему самочувствию.  Рисуют (приклеивают) «значки самочувствия» на страничку в специальный альбом или портфолио.

Самоанализ занятия «Солнечный город»

Данное занятие является одним из вводных в оздоровительной программе для младших школьников «Тропинки здоровья».  В ходе занятия, учащиеся первого класса учатся общаться друг с другом в неформальной обстановке игры. Снимается психологическое напряжение, развиваются коммуникативные навыки.

Игра «Давайте познакомимся» позволяет детям лучше узнавать друг друга, выявляет лидеров и детей, стеснительных, не очень охотно участвующих в общих играх.

Игра «Микрофон» дает возможность развивать устную речь, высказывать свое мнение. Дети в первом классе общительные и не боятся высказываться.

Разминка «Танцуем сидя» дает возможность провести физкультминутку в игровой форме.

Следующий вид деятельности – создание подарка другу. Учащиеся начальной школы всегда с удовольствием рисуют. Каждый ребенок получил подарок, что способствует позитивному окончанию занятия.

Цель занятия – формирование коммуникативных навыков и позитивного отношения к себе была достигнута.