Проектная работа

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 « Фомирование ИКТ- компетентностей учителей предметных областей “Искусство” и “Технология” в условиях реализации ФГОС ОО” »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 « Фомирование ИКТ- компетентностей учителей предметных областей “Искусство” и “Технология” в условиях реализации ФГОС ОО” »

Тема проекта: « Развитие   технологической   культуры школьников на уроках технологии»

Авторы проекта:

учителя технологии

 МБОУ «Березкинская ООШ»

Гарипова Г.Г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...

3

1.Актуальность проекта………………………………………………………

5

2.Цель и задачи проекта……………………………………………………….

7

3.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

8

Технологическая культура …………………………………….…….

9

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта…………………………...

11

5. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………..

11

6. Риски реализации проекта и пути их преодоления………………………..

13

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта...

14

Заключение……………………………………………………………………...

17

Литература……………………………………………………………………...

19

Введение

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной задачей образования является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Конечной целью современного образования является подготовка образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного, гражданина Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой. И в свете этого особенно важным представляется повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является развитие  технологической  культуры каждого его гражданина.

Предмет «Технология» представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования. Интегрированное содержание, использование системы проектов - все это позволяет включать обучаемых в процесс « от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. На основе метода проектов связывается познавательная и преобразовательная деятельность учащихся, повышается уровень усвоения знаний. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы проектной деятельности.

  1. Актуальность проекта

Актуальность исследовательского проекта определяется тем, что   концепция образовательной области “Технология” предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технологические задачи.

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с “непослушными инструментами” и “неподатливыми материалами”, “умными конструкциями”, “технологическими системами” и др. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

2. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта:

Создать условия для развития умения и навыков школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта, решение проблем, которые могут встречаться в жизнедеятельности.

2.2 Задачи проекта:

  • повышение мотивации учащихся в учебе;
  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
  • предоставление каждому возможностей самореализации;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • воспитание чувства ответственности за проделанную работу.
  • Воспитание чувства самооценки

2.3 Целевая группа проекта:

Учащиеся 5-8 классов.

3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решения не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

      Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.

 

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта.

4.1 Сроки реализации проекта: апрель  2021-декабрь  2022

4.2 Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (апрель 2021) - выбор идей

2. Основной (апрель – май ) – изготовление  поделок,

3. Заключительный ( декабрь  2022)- проведение «Фестиваля народного  творчества».

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Участие в мероприятии будет способствовать повышению уровня мотивации к занятиям искусством, эстетического вкуса, совершенствованию практических навыков в сфере художественной деятельности, повышению их культурного уровня, популяризации народного искусства, приобщению школьников к традициям народа.

2. У участников возникнет потребность в общении с искусством, возникнет активное, заинтересованное отношение к  традициям народа.

3. Участники глубже познакомятся со своей национальной культурой, культуре других народов.

4. В ходе подготовки и проведения мероприятий будет происходить усовершенствование профессионального мастерства учителя технологии.

6. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Анализ рисков

Участники

Риски

Пути преодоления

Руководитель проекта

Трудности во взаимодействии   с участниками проекта

Консультирование участников проекта, индивидуальные и групповые   занятия  по  проект

Учащиеся

Перегрузки

Мероприятие  осуществляется во внеурочной деятельности, используется интеграция образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка

Педагоги

Высокая загруженность, нежелание сотрудничать

Нематериальное стимулирование

Родители

Низкая компетентность родителей в  воспитании детей к традициям народа.

Педагогическое консультирование

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Для оценки эффективности внедрения традций  народа  как формы эстетического воспитания учащихся были выделены основные критерии эстетического и трудового  воспитания: потребностно-мотивационный, знаниевый, деятельностный. Для диагностики каждого из компонентов были определены показатели:  потребность в общении с искусством, активное, заинтересованное отношение к  традициям народа., историко-культурных традиций бытования народных промыслов, национальные особенности народной культуры.

Критерии эстетического воспитания

Методика диагностики

Показатели

Потребностно-мотивационный

Методика художественно-эстетических потребностей В.С.Аванесова

Потребность в общении с искусством, активное, заинтересованное отношение к участию в фестивале народного  творчества

Знаниевый

Тест на знания  в сфере  народного  творчества, декоративно  прикладного  искусства

Знания в сфере традиционых  видов  рукоделия , историко-культурных традиций бытования народных ремесел, , национальные особенности народного творчества

Деятельностный

Тест-анкета на определение творческих способностей учащихся в процессе участия в фестивале, тестовое задание  на знание  народного  творчества   .

Проявление  творческих  и индивидуальных  способностей в процессе участия в фестивале: умение   изготовить  изделие,   оформить проект,защитить его.

Проблемам формирования технологической культуры уделяли большое внимание А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Труд должен быть специальным предметом изучения, так как он имеет огромное воспитательное значение, формирует черты личности, характер, волю.

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества.

Новый поворот ведущих стран мира к воспитанию технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы, наметившийся в системе образования, означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентирован на человека новой эпохи. Еще Я. А. Коменский, развивая теорию воспитания "нового человека", "человека новой эпохи", требовал коренного преобразования школы с тем, чтобы она "обучала всех всему" и давала не "призрачное, а действительное образование". С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", приспособить образование к применению новых технологий, сформировать у подрастающих поколений научные и технические знания, необходимые умения, навыки и полезные привычки, в соответствии с требованиями XXI века к уровню развития человеческой личности; с другой - содержательную ценность системы образования, ее гуманную заботу о всестороннем развитии каждого индивидуума, стремящегося подготовиться к реальной жизни общества, к вступлению в трудовую жизнь, для того, чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане. В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве, социальной и духовной жизни. В личностном плане технологическая культура определяет уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира. Поэтому технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры, а также основой и условием развития современного общества и производства.

В педагогической литературе и учебной действительности имеет место упрощенное понимание технологической культуры ученика - овладение им только знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем, технологическая культура субъекта означает не только накопление количественных изменений в его учебной и практической деятельности (обогащение научно-технических понятий, развитие пространственного восприятия, овладение системами познавательно-технических умений и навыков, трудовыми техническими действиями), а характеризуется преобладанием у субъекта систем осознанных, обобщенных и взаимосвязанных интеллектуальных и практических методов, операций и действий, развитием систем теоретических понятий и мышления теоретического типа, овладением методами самоконтроля. Технологическая культура, являясь одним из видов универсальных культур, в настоящее время выступает в качестве основного фактора прогрессивного развития общества и производства, а также способствует успешной деятельности человека во всех сферах жизни. Ее уровень оказывает решающее влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности человека и способствует росту производительности труда.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты

Технологическая культура проявляется через привычки, традиции, обычаи, стереотипы деятельности по созданию и применению объектов среды, удовлетворяющих потребности людей, а также посредством самих этих объектов. Культура технологическая не только регулирует преобразовательную деятельность и влияет на характер ее протекания, но и зависит от этой деятельности. Таким образом, определенный уровень технологической культуры надо не только поддерживать, но и развивать. Для этого необходимо выявить педагогические условия развития технологической культуры учащихся как единой системы их отношений к преобразовательной деятельности в целом.

Технологическая культура является одной из сторон общей культуры человечества, которая многогранна. Но это важнейшая сторона – грань (технологическая культура), определяющая технический прогресс, развитие знаний и духовности, появление новых стандартов мысли и идеалов. Она должна войти как базовая составляющая в учебный и в воспитательный процесс формирования технологической и общей культуры молодого поколения, являясь основой инновационного образования, а также мировоззрения современного человека, определяющего его творческий потенциал.

Заключение

Жизнь и деятельность в технологически насыщенном мире требует от человека адекватного профессионального самоопределения, профессиональной компетентности и мобильности, высокого уровня профессионализации, быстрого продвижения в профессиональном становлении и мастерстве. А для этого человеку необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, умениями, заниматься самовоспитанием, что позволит эффективно участвовать в научно-технологическом производстве.

Технологическая культура, являясь одним из видов универсальных культур, в настоящее время выступает в качестве основного фактора прогрессивного развития общества и производства, а также способствует успешной деятельности человека во всех сферах жизни. Ее уровень оказывает решающее влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности человека и способствует росту производительности труда, экономической эффективности производства.

Технологическая культура позволяет снизить отрицательные воздействия техносферы на природу, человека и общество, обеспечить их гармоничное взаимодействие и существование, положительно изменить экологическую картину мира.

Все вышесказанное возможно лишь при осознании человеком сути своей деятельности, жизненного пути и своего назначения. Данная работа должна проводиться с детства, со школы. После проведенного анализа научно-методической, психолого-педагогической, учебной и нормативной литературы, изучения различных определений и понятий было выявлено, что технологическая культура - это многогранное понятие, состоящее из 10 компонентов: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культуpa дома, потребительская культура, проектная культура. Данные элементы включены в технологическую культуру с учетом того, что человек в обществе выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося.

Технологическая культура - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально - нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень). Данное определение подробно раскрывает сущность технологической культуры и ее роль в формировании современной личности.

Одной из целей образовательной области «Технология» является формирование технологической культуры учащихся.

В данной работе предлагается модель эффективного формирования технологической культуры учащихся, где помимо технологической культуры в средних классах, учениками старших классов изучается учебный курс «Основы технологической культуры». Особое место в данной модели уделяется и диагностике сформированности элементов технологической культуры учащихся. Т.к. данная проверка проходит в 4 этапа: проверка уровня знаний по элементам технологической культуры, применение технологических знаний и умений в практической учебной деятельности, проведение деловой игры и презентации проекта, ученики в процессе прохождения всех этапов повышают свой уровень технологической культуры.

Для того чтобы определить уровень сформированности технологической культуры учащихся, определены критерии оценки по каждому ее компоненту.

Рассмотренный курс «Основы технологической культуры» позволит значительно повысить уровень технологической подготовки школьников и решить одну из поставленных целей нового стандарта общего среднего образования (утвержден Министерством образования РФ в 2004 г.) как формирование технологической культуры учащихся. Так как здесь изучаются такие темы, на которые обычно учителя технологии не обращают особого внимания. Это: культура человеческих отношений, основы потребительской культуры, культура дома и семьи, проектная культура и другие.

Таким образом, по итогам нашего эксперимента выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, и учебный курс «Основы технологической культуры» и разработанная методика определения уровня сформированности технологической культуры учащихся позволят эффективно формировать все элементы технологической культуры школьников; повысить уровень сформированности технологической культуры учащихся старших классов; определить уровень сформированности граней технологической культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы. То есть поставленные цели и задачи исследования решены.

Полученные результаты позволяют также сделать вывод о том, что есть необходимость продолжения изучения в области формирования технологической культуры, а именно различными методами обучения; сопоставляя данную культуру с компетентностным подходом в обучении; разрабатыванием других способов контроля знаний и умений. На общеобразовательную школу возложена большая ответственность в воспитании молодого поколения, в становлении гражданина.

Образовательная область «Технология» является интегрирующим предметом в школе, которая готовит учеников к жизни с применением всех знаний и умений, полученных от учителей, формирует технологическую культуру.

В результате констатирующего этапа педагогического эксперимента было выявлено, что уровень сформированности технологической культуры учащихся школы находится на достаточно низком уровне. Поэтому возникла необходимость создания эффективной модели формирования технологической культуры, основными компонентами которой являются учебный курс «Основы технологической культуры».

Формирование технологической культуры у учащихся происходит в течение всего периода обучения в школе, за ее пределами и даже после окончания.

Список литературы

        

  1. Атутов П.Р. Технология и современное образование ///Педагогика.- 1996. – 270с.
  2. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в 2-х томах / Под ред. д.п.н., профессора Г.Н. Никольской. Том 2. - М.: Кумир, 2001. - 368 с.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  4. Баллер Э.А., Злобин Н.С. Культура. Творчество. Человек. М.: Молодая гвардия, 1970.- 190 с.
  5. Башкирова И.Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей. Дисс. к.п.н.: 13.00.08. Тула, 2001.
  6. Беликов В.А., Кривощапова Н.Г., Савинков JI.A. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: Методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений. -М.: Владос, 2006. -394 с.
  7. Бердышев А.В. Моделирование образовательной области учителями технологии. Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка учителей технологии в условиях реформирования образования». - М., 2001.-С. 27-30.
  8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. №10. - С. 8-14.
  9. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления //Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 2009. – с.184.
  10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005.- 101 с.
  11. Казакевич В.М. О проекте Российского стандарта Образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1994. -№1.
  12. Казанский Н.Г. Дидактика. – М, 2004. – 233с.
  13. Кияшко И. С. Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии в контексте регионального подхода Текст.: дис. канд. пед. наук / Кияшко И.С. — Благовещенск, 2005. — 185с.
  14. Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. - М., 1994.
  15. Кругляницо Т.Ф. Этика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов. М.: Изд. центр «A3», 1997.-96 с.
  16. Крутиков Г.И. Формы организации занятий по технологии // Школа и производство. 1999. - №2.
  17. Овечкин В.П. Содержание, технологического образования: основания, принципы, условия проектирования / Монография. – Москва – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика», 2005. – 220с.
  18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  19. Малая советская энциклопедия. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1959. -С. 131.
  20. Малая советская энциклопедия. Т.9. М.: Советская энциклопедия, 1960.
  21. Матейко А. Условия творческого труда. Пер. с польск. Д.И. Иорданского. Под ред. и с послесловием Я.А. Пономарева. М.: Мир, 1970. - 300 с.