"Педагог года - 2023"

Монастырева Светлана Григорьевна

       Как учитель начальных классов, я стараюсь одновременно с обучением ученика сформировать его личность так, чтобы, выйдя из стен школы, он мог применять свои знания и навыки в жизни. Чтобы он понимал важность и нужность обучения, стремился применить свои знания с пользой для себя и общества, а не во вред другим людям, мог выбрать достойную жизненную дорогу.

      Учитель должен уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, вселять в них уверенность и оптимизм. Быть человеком, сочетающим в себе такие качества и умения, не так-то просто.

      Я оптимист. И я уверена, что только настоящие оптимисты могут работать в нашей сфере. Благодаря этой профессии я меняюсь: как личность, и как педагог. И мне нравятся эти изменения. Для меня работа учителем стала моим хобби, моим увлечением, моей жизнью.

       Анализируя свою работу, понимаю, что учителю нужно быть компетентным во многих сферах, нужно понимать и принимать тенденции в образовании, быть гибким и открытым новому. Но самое главное, учитель должен быть Человеком. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

       Я считаю, что человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце. Ведь именно учитель формирует облик будущего. И я стремлюсь к этому!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я- учитель

Я всегда очень критично смотрела на профессию учителя. Несмотря на то, что сама училась в хорошей школе, и наши учителя никогда не сталкивались с проблемой нарушения дисциплины, и казалось, что они работают, не прилагая особых усилий, я осознавала, что быть учителем – не просто сложно, это очень ответственно и смело.

 Уже в школе я признавала, что труд учителя требует полной отдачи, если педагог, действительно, хочет быть уважаемым и нужным. И мне всегда казалось, что только человек харизматичный и сильный может стать учителем. Ведь для того, чтобы учащиеся слушали, учили твой предмет, надо заинтересовать их, убедить, что это им необходимо. Учитель должен уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, вселять в них уверенность и оптимизм. Быть человеком, сочетающим в себе такие качества и умения, не так-то просто.
Я оптимист. И я уверена, что только настоящие оптимисты могут работать в нашей сфере. Благодаря этой профессии я меняюсь: как личность, и как педагог. И мне нравятся эти изменения. Для меня работа учителем стала моим хобби, моим увлечением, моей жизнью.

Меня покорил детский мир, так сильно отличающийся от взрослого. Их психология, особое мышление влечет к себе. Признаюсь, я часто на перемене прислушиваюсь к разговорам детей. Их мысли вслух пробуждают далекие воспоминания детства, переносят во времена «когда деревья были большими», и все казалось таким непонятным, но в то же время простым. Все это рождает приятное, теплое чувство внутри. Горящие глаза, удивленно-восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд, желание узнать что- то новое – вот, что вижу я в глазах детей, когда прихожу каждый день на работу. Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, думаешь, придумываешь. Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем? Работа настоящего учителя не заканчивается со звонком с урока. То, что получают ученики в общении с ним, становится частью их личности и это, по моему мнению, одно из главных.

Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Вряд ли кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Как трудно порой противостоять усталости, изнемогая над огромным количеством ненужных бумаг. Как нелегко побороть отчаяние, когда полкласса уже в сотый раз пишет одни и те же слова неправильно или не выучило правило по русскому языку. Или когда оказывается, что к уроку чтения готовы не все.. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но… Видя, когда твои усилия, что ты так долго прилагала, начинают приносить плоды. Когда ребёнок научился у тебя не только знаниям, что написаны в книге, а твоему опыту, что он понимает и осознает все, усвоенное за годы работы с тобой. Что он начинает поступать верно, сам – это многого стоит!

"Только личность может воспитать личность", - сказал Константин Дмитриевич Ушинский. А для этого учителю нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем, чтобы новое поколение чувствовало в нём человека, живущего их временем, их интересами.

Сотворчество, сотрудничество, согласие — триада, определяющая мой путь учителя.

Также немаловажным фактором является эмоциональное удовлетворение своей деятельностью, успехами моих учеников.

Как учитель начальных классов, я стараюсь одновременно с обучением ученика сформировать его личность так, чтобы, выйдя из стен школы, он мог применять свои знания и навыки в жизни. Чтобы он понимал важность и нужность обучения, стремился применить свои знания с пользой для себя и общества, а не во вред другим людям, мог выбрать достойную жизненную дорогу.

Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга. На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Так же важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, но использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках.  Применяю различные виды проверки знаний. Особенное внимание в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, а также музыкальные и танцевальные паузы, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса. Также активно применяю на всех уроках игровые технологии. Большое внимание уделяю работе, которая способствует формированию у детей самостоятельности в учебном труде через игровые моменты, уроки - соревнования, уроки - интервью, уроки- презентации. Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя.

Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем с детьми  активное участие в жизни школы. Считаю важным осуществлять постоянную двустороннюю связь с родителями, держать их в курсе всех успехов и неудач детей.

Анализируя свою работу, понимаю, что учителю нужно быть компетентным во многих сферах, нужно понимать и принимать тенденции в образовании, быть гибким и открытым новому. Но самое главное, учитель должен быть Человеком. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

Я считаю, что человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце. Ведь именно учитель формирует облик будущего. И я стремлюсь к этому!



Предварительный просмотр:

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нефтеюганский район

Нефтеюганское  районное муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

« САЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 1»

Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС

Описание педагогического опыта

Монастырева Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов

Салым 2023


Тема «Формирование читательской грамотности как условие повышения качества образования младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС»

Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом

А. А. Леонтьев

Теоретическая интерпретация опыта.

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответствие международным образовательным стандартам, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач образования.

Функциональная грамотность включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства. Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По данным последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21), современные российские подростки практически не берут в руки книгу и совершенно не жалеют об этом. Недетскую судьбу детского чтения подтверждает новая статистика. По результатам всероссийского опроса, за прошедшие 15 лет ситуация значительно ухудшилась. Школьники младших классов книги любят, а вот каждый пятый подросток ненавидит читать. 50% делают это только ради получения хорошей оценки. Подобная тенденция влечет за собой риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, и это мнение экспертов. Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место. 22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся. Основная причина - информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Низкий уровень культуры чтения - ключевая проблема в образовании. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль и для образования, и для государства.

Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских учащихся является недостаточная сформированность способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.

Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Итак, есть потребность в формировании  читательской грамотности у младших школьников, как одном из условий повышения качества образования   в соответствии с требованиями ФГОС  и развитии компетенций, актуальных для современного мира.

Слова философа Элвина Тоффлера «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»  созвучны моей педагогической идее: без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование человека, которое продолжается в течение всей его жизни.

В контексте современного мира читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже  способы действий.

На сегодняшний день наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально - но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Кризис читательской грамотности возник не мгновенно. Он развивался постепенно, и первая его ступень - это кризис детского чтения. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения? На мой взгляд, их много, но наиболее главными причинами я бы хотела отметить:

-утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере);

-не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).

Изучив  модель выпускника  начальной школы можно сделать вывод, что сегодня потребность общества в «человеке читающем».  Поэтому чтение – это фундамент в воспитании, образовании и культурном развитии личности.

Моя задача, как педагога, заключается  не только в поддержании  интереса к чтению, но и в оказании помощи ребенку овладеть умением грамотного чтения и осмысления текстов.  Школьника необходимо научить перерабатывать полученную информацию и осмысливать её. Для этого необходимо применять самые современные, активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, направленные на саморазвитие школьников. Владение этим инструментарием позволило мне как педагогу проявить смелость и неординарность мышления, расширило мои представления о педагогическом процессе. Современный учитель должен быть востребуемым, грамотным. Это значит  учителю необходимо постоянно учиться, пополняя недостаток профессиональных знаний. Поэтому с огромным интересом обучаюсь на  курсах повышения квалификации, участвую в методических семинарах, вебинарах, онлайн-курсах, во Всероссийских просветительских акциях; интересно и полезно проводить анализ передового педагогического опыта по проблеме, знакомиться с методическими новинками, внедрять в свою  практику методические приемы профессионалов.

Своим опытом работы неоднократно делилась с коллегами на МО и РМО учителей начальных классов, на педагогических советах, имеются публикации на интернет-сайтах.

Концептуальность опыта.

Грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений, как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе.   В чем же новизна моего Педагогического опыта?  Считаю, что она заключается в комплексном подходе к формированию читательской грамотности младших школьников, в разработке и использовании   системы приёмов и  дидактического материала.

Цель педагогической деятельности:

-представить систему работы по формированию  читательской грамотности младших школьников.

Задачи: 

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

-исследовать  уровень читательской  грамотности учащихся начальной школы, выявить трудности;

-отобрать методические средства для успешного формирования читательской грамотности;

-представить положительную динамику результатов, как следствие реализации своей методической системы.

Теоретическое обоснование опыта.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. История появления  этого понятия тесно связана с международными проектами PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in InternationalReading Literacy Study). Ведущими педагогами  были разработаны группы читательских умений и выявлены уровни читательской грамотности.

В настоящий период в нашей стране действует национальная программа развития чтения, принятая в России в 2006 г., она предусматривает развитие научных исследований по проблематике развития чтения        в целом, и по развитию читательской грамотности в частности.

Понятие читательской грамотности рассматривают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.В. Тимкова, О.Л.Обухова.  Каждый из них уделяет внимание отдельным составляющим решения данной проблемы.

 Так, факторы, влияющие на формирование читательской грамотности  представлены  в работах М.А. Пинской, Т.В. Тимковой, О.Л. Обуховой. Подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И.Д.Фрумина.

Способы формирования читательской грамотности в начальной школе рассматриваются в трудах Л.А.Рябининой, М.И.Кузнецовой. Модели формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы  описаны в работах Ф.И.Урмана, Л.В.Чернышевой.  О педагогических средствах обучения читательской грамотности в своей статье «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников?»  говорят  М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова.  

Все выше указанные исследователи придают особое значение развитию читательской грамотности.

Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении. Чтение, по мнению Л. С. Выготского, это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры. Чтение выступает посредником в общении и  средством для решения жизненных проблем.

Содержание  текста  всегда  имеет  множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта.

Функциональное чтение – это чтение, которое преследует цель поиска информации для решения конкретных задач или выполнения одного определенного задания. При функциональном чтении применяются два вида приемов - просмотровое чтение (сканирования) и аналитическое чтение (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Поварнин С. В. считает, что если у ученика сформированы навыки функционального чтения,   то он может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения необходимой информации из любой сложности текста  –  для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»

В исследованиях  PISA  и  PIRLS под грамотностью чтения предлагают понимать способность учащихся к осмыслению  письменных  текстов и их рефлексии, умению использовать содержание текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей,  для  активного  участия  в  жизни  общества.  Слово  «грамотность» в исследовании обозначает  успешность  в  овладении  учащимися  чтением  как  средством осуществления  своих  дальнейших  планов:   для продолжения  образования, для подготовки  к трудовой деятельности и участия в труде и жизни общества.

В исследовании  PISA грамотность чтения подразделяют на следующие уровни:

-первый, самый низкий уровень, заключается в поиске в тексте нужной информации по одному критерию;

-следующий уровень предполагает поиск в тексте нужной информации по нескольким критериям;

-следующий уровень заключается в поиске в тексте нужной информации, распознавании связи между частями информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

- следующий уровень предполагает поиск и установление последовательности и  комбинации отрывков, которые содержат глубоко скрытую информацию, умении делать вывод  том, какая информация в тексте необходима для выполнения конкретного задания;

-последний уровень предполагает понимание сложных текстов и их интерпретация, умение формулировать выводы и гипотезы относительно содержания текста

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Читательская компетентность, формирует грамотность – это форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Читательская компетентность младших школьников - это интегративное качество личности.

Структура читательской компетентности младших школьников представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной и социальной).

Критериями и показателями сформированности основ читательской грамотности младших школьников являются:

- мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;

- когнитивный критерий: полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;

- деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Стало актуальным обсуждение проблемы формирования читательской грамотности, компетенции обучающихся и  построение ее структуры.

В связи с этим возникает проблема: обеспечение перехода от обучения чтению к чтению для обучения, непосредственно,  с внедрением педагогические технологии по развитию осознанного интереса к чтению и  формированию функциональной грамотности учащихся.

     В современном мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, который способствует активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также непрерывному обучению.

Итак, опираясь на ведущие дидактические теории и концепции, можно сделать  следующие выводы:

Читательская грамотность – это совокупность умений и навыков, отражающих:

– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;

– готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации;

– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

– умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.

Технология педагогического опыта.

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов,

обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов  мною обусловлен тем, что в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только

теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Рассмотрим приемы, которые я использую в рамках актуальных педагогических технологий.

1. Технология критического мышления, важнейшей целью которой является формирование мыслительных навыков младших школьников, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны

явлений).

В рамках данной технологии предлагается использованием следующих

приемов:

1) прием «чтение с остановками», материалом проведения которого выступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школьники по названию текста высказывают свои предположения, чем пойдет речь

в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по частям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения

 дальнейшем развитии сюжета;

2) прием «работа с вопросником», используемый при введении нового

материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает

детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;

3) прием «знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таблица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они самостоятельно записывают ответы;

4) прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема

состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами

из текста;

5) прием «написание творческих работ», играющий большую роль на этапе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается

написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому

написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в

зависимости от уровня их развития;

2. Технология проблемного обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьников, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.

Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1) проблемные ситуации между двумя (или более) положениями:

– одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения;

– «столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или практического задания;

2) проблемные ситуации между житейским представлением младших

школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а затем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или

наглядности.

3. Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель,

согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение

результата – создание проекта.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной

технологии являются:

1) написание сочинения-рассуждения на заданную тему;

2) выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;

3) сочинение своего стихотворения, басни, сказки.

4. Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование

следующих приемов:

1) «мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами

одного из героев произведения, а класс отгадывает;

2) «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни

ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на

этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники

задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит

полный ряд своих знаков;

3) «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но

внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку,

в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на

доске).

5. Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках

формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она

предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении

словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

6. Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой частью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны

психологического комфорта.

7. Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на

уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности младших школьников. При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой

школьников на работу.

    В моей педагогической копилке  немало приемов и методов достижения результативности в обучении чтению.  Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость.  Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения и быстрое восприятие текста придёт само, не стоит. В настоящее время набирает популярность  скорочтение для детей. Что же такое скорочтение?  Это  гармоничное развитие мозговых структур ребенка,  включение в работу правого и левого полушария. Многие думают, что это быстрое чтение, в действительности, это немного другое. Это навык быстрой обработки любой информации и качество восприятия понимания и осмысления.

 Школьники младшего возраста находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и осмысления текста.

 Упражнения для развития скорочтения.  

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, направленный на развитие связей между структурами головного мозга.

Перед вами балансир, нейроскакалка, нейротренажер для рук.

В это время повторить скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Спросить таблицу умножения.

 «Переключалка».  Это задание на развитие внимания, выполняем в течении  1 минуты. Например, необходимо зачеркнуть букву М, а цифры 9 обвести в кружок на определённом поле.

 Для гармонизации работы левого и правого полушария, выполняются следующие два упражнения: «Раскрась левой рукой», « Рисуем двумя руками одновременно».

«Мнемотехника цепочка». Придумать рассказ, связывая картинки по горизонтали. Образец учителя,  (прослушать рассказ аудитории).

 Записать предметы в правильной последовательности.  Проверить.

Запомнить расположение закрашенных квадратов и их цвета, затем на пустом поле повторите исходную карточку.

 «Таблицы Шульте». Расширить боковое зрение ребенка. Вам необходимо сфокусировав взгляд в центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 3 до 60.

 Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.   На мой взгляд, данная методика эффективна.    

  Упражнения для ускорения  чтения.

Изучив соответствующую литературу, я выбрала приемлемые для моего класса приёмы для развития навыков скорочтения.

Это упражнения на отработку правильного дыхания.

 Разминка 

вдох носом, выдох через рот; 

вдох, задержка дыхания, выдох; 

вдох, выдох по порциям. 

Упражнения для развития чёткости произношения: 

Самолеты взлетают: у-у-у. 

Машины едут: ж-ж-ж. 

Лошадки поскакали: цок-цок-цок. 

Рядом ползет змея: ш-ш-ш. 

Муха бьется в стекло: з-з-з-з. 

Чтение чистоговорок шёпотом и медленно: 

ра-ра-ра – начинается игра,         

ры-ры-ры – у нас в руках шары, 

ру-ру-ру – бью рукою по шару. 

           Чтение тихо и умеренно: 

арка арца  

арта арда 

арла арча 

арса аржа 

             Чтение громко и быстро: 

гарь – парь – жарь 

дверь – зверь – червь 

Чтение скороговорок, пословиц, поговорок  с разной интонацией.

 Чтение согласных 

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: 

 БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

 КВМСПЛБШГРДБЛСТ

 ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

 ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

 ФЩМЖДШХЧМКПБРВС 

 ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ 

Упражнение на чёткое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных.

 ао оа аи иа ои

ао ои уа ау ыа

уы ыу оу уо оы

аэ оэ аи уэ эу аоу оиа аыи уаи

уоа иаа эуэ оао

ыээ оуо аооа уауа аыуо уыао

            «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты:

обучающийся научится:

-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;

-свободно читать тексты больших объёмов;

-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;

- владеть техникой скорочтения;

-читать с применением эффективных стратегий запоминания

Основной показатель качества– увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

Оптимальность и эффективность средств

   Сочетание   приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятельность». Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир Но читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения. В развитии интереса к чтению, повышении  мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы школы по данному направлению. Она включает в себя работу кружков, плановую внеурочную работу в классах и параллелях, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Массовая внеурочная работа начинается с Праздника Азбуки в первом классе, а в следующих классах проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие праздники, т.к. в конкурсах, в выставках рисунков по прочитанным книгам, драматических инсценировках они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал.

Результативность опыта.

Позитивные результаты по преподаваемым предметам.

 Младшие школьники умеют работать с текстом, выделять в нем информацию, находить данные для формулирования вывода, проверки истинности утверждения. Четвероклассники успешно работают с информацией, представленной в разной форме, способны учитывать в ходе ответа на вопрос самостоятельно сгруппированные или обобщенные факты. Основные трудности связаны с неточностью восприятия содержащейся в тексте информации, с неконкретностью сделанных выводов, с неумением четко определять совпадение и несовпадение уже имеющихся знаний со знаниями, полученными после прочтения теста. Трудности проявляются также в ситуации, когда необходимо для ответов на вопрос, требующий сравнения, обобщения, сочетать информацию из прочитанного текста и имеющийся запас знаний.

В начале своей работы на темой я провела диагностику сформированности читательской грамотности учащихся, в ходе которой были выявлены проблемы.

Диаграмма 1 «Диагностика сформированности читательской грамотности»

 3 класс (приложение 1).

 Для решения данных проблем мною  были созданы условия для успешного формирования читательской грамотности:

- мотивационный критерий: наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении; читательская самостоятельность;

- полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров;  

- деятельностный критерий: умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Успешность созданных условий доказывает промежуточная и итоговая диагностика. Результаты вы можете видеть на экране.

Диаграмма 2 «Диагностика сформированности читательской грамотности»

 4 класс. (приложение 1).

 Положительные изменения мы можем наблюдать на протяжении полугодия (4 класс).  Рост по разным показателям от входной диагностики до итоговой составил от 2% до 10%. Особого внимания требует работа по формированию умения составлять собственный информационный проект.   Наиболее существенны результаты  по группе читательских умений направленны на ориентацию в содержании текста.

Обобщая работу по использованию технологий, приёмов и методов по формированию читательской грамотности  на уроках в начальной школе, могу сделать вывод, что отношение детей к учебному процессу изменилось в лучшую сторону:

  • для основной части учащихся характерно положительное отношение к учебным предметам;
  • у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
  • формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
  • ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
  • отмечается повышение качества знаний учащихся;
  • развиваются творческие способности;
  • повысилось участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях школьного, районного, всероссийского уровней (предметные недели, викторины, олимпиады, конкурсы)  (приложение 1);
  • учащиеся создают проекты и выступают на научно-практической конференции.

    Безусловно, чтобы добиться успеха в своей работе надо быть постоянно в деятельности, осваивать новые методики, применять наиболее удачные методы в работе со своими учениками. Осваивать новые формы организации деятельности и применять их на уроке и во внеурочной деятельности.

  Заключение.

Одной из актуальных задач современной начальной школы является формирование читательской        грамотности младшего школьника. Читательская грамотность, понимаемая        как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования.

        Все вышеперечисленные методики, кропотливая, но интересная работа, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской грамотности  успешно реализуется в моем классе.

        Доказано, что процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

      Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения.

Литература

1. Лутошкина, В. Н. Формирование читательской грамотности младших школьников:учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова ; под общ. Ред. С. В. Буланкова. – Красноярск:КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с.

2. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : Материалы к обсуждению / Москва :РАО, 2010. – 67 с.

3.Воронцов, А.В. Чтение как социально-экономическая проблема: / А.В. Воронцов // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С.8-15.

4. Неожиданная победа : российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. – Москва. Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. –284 с.

5. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : Хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. – Москва :Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 432с.

6.Жесткова, Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников / Е.А.Жесткова // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.17-20.

7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования – 8 апреля 2015. – № 1/15, с. 20-23

8. Цукерман, Г. А., Ковалёва, Г. С., Кузнецова, М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4.

9. Кузнецова, М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006

10. Пинская, М. А. Тимкова, Т. В. Обухова, О. Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования. – 2009. – № 2. – с. 87–108.

11.Ефимова, О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников / О.И. Ефимова. - Москва : Академия. - 209 с.

12.Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании /Д.С.Ермаков // Начальная школа.-2015.-№ 4. -С.8-15.

Приложение 1

Диаграмма 1 «Диагностика сформированности читательской грамотности»

 3 класс

4 класс.