Методы и приёмы формирования мотивации ребёнка к занятиям.

Анучкина Ольга Ивановна

Занятия с дошкольниками должны проходить в интересной и живой форме, чтобы им самим захотелось изучить что-то и запомнить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №109

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для учителей-логопедов ДОУ

на тему:

«Методы и приёмы формирования мотивации

ребёнка к занятиям»

                                                                                                                         

                                                               Учитель-логопед Анучкина О. И.

                                                                                             

г. Воронеж  

2017 г.

   Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначаль-

ного фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований». Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

   А. В. Запорожец отмечает, что в процессе общения ребёнка со сверстниками и взрослыми происходит превращение усваиваемых способов действий, этических ценностей, нравственных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности.

   П. Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.

  Методы и приёмы формирования у детей познавательного интереса:

  1. Ситуация занимательности.
  2. Опыты – эксперименты (формирование понятий).
  3. Познавательные игры (головоломки).
  4. Соревнование (интеллектуальная эстафета).
  5. Программированные упражнения.

 Методы и приёмы формирования чувство долга и ответственности в учении:

  1. Одобрение со стороны взрослого, сверстников.
  2. Создание ситуации новизны, актуальности,  успеха в учении.
  3. Анализ проблемных ситуаций («Прими решение»).
  4. Игра «Вопрос – ответ.

   В. А. Сухомлинский писал: «Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать». Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на занятии и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное  сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значимых результатов в деятельности.  

   Если необходимый речевой материал подаётся в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. Ведь, чтобы усвоить материал на логопедических занятиях, от ребёнка требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что даётся детям с общим недоразвитием речи с трудом, но, благодаря игре усвоение материала происходит без напряжения, а как бы произвольно.

   Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:

1. Социальные. 2. Учебно-познавательные. 3. Оценочные. 4. Позиционные.

5. Внешние по отношению к школе и к учению. 6. Игровые.

Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6-7 лет и оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

   Основоположником психологии мотивации является Хайнц Хекхаузен.

     Он отмечал, что у человека существуют по отношению к деятельности два разнообразных мотива: достижение успеха и избежание неудач. С его точки зрения «выраженный мотив достижения должен проявляться в предпочтении такой деятельности, которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая».

     Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Похвала, положительная оценка является одним из наиболее эффективных стимулов активности ребёнка.

    Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно меняя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний.

     Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.

    Для формирования учебной мотивации у детей используется метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций: 

а) специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; б) «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; в) поисковая деятельность; г) свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; д) общая ответствен-

ность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонима-

ния; е) введение значимой для детей мотивационной деятельности.

  Задача не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

    Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, используются игровые приёмы с включением элементов соревнования («Кто быстрее», «Кто первый», соревнование по командам), стимулирующие активность и инициативу детей.

Например: узнавание предмета по описанию, графическому изображению.

   Благодаря игровым ситуациям ребёнку легче избавиться от дефектов речи.

   Н. А Короткова выделяет мотивацию с использованием детской художественной литературы при организации совместной деятельности взрослого с ребёнком. Персонажи художественных произведений близки и понятны детям.

   Как повышение мотива – составить рассказ своему товарищу. Ребёнок говорит, о чём он хочет послушать рассказ и от кого.

Например: рассказ о книжной полке. - Что особенно понравилось? Кто дополнит рассказ-описание? В конце оценивается проявление детьми  активности и качество рассказов.

    В результате, дети более заинтересованно выслушивают выступления своих товарищей: ведь то, о чём они рассказывают, и самих рассказчиков они наметили и выбрали сами. Так дети учатся быть активными участниками речевого общения в условиях учебных занятий.

    То, что дети обдумывали, усваивали на занятии, продолжает длительное время привлекать их внимание.

  Исчерпывающие рассказы-описания и сравнения поощряются фишками,

наклейками, флажками, звёздочками, маленькими игрушками,

соответствующими значками: «за быстрый ответ», «за правильный ответ»,

«за старание», за активность» и т.д. Применяются и словесные поощрения («хорошо», «верно», «молодец»).

   Для повышения мотивации при обучении детей применяют разнообразные речевые упражнения в условиях проблемной ситуации.

Например: Ситуация № 1.

   Одна девочка во дворе потеряла свою любимую куклу. Давайте поможем её найти. Нужно написать объявление так, чтобы ей  не принесли чужую куклу.

Ситуация № 2. 

  У Лены был красивый пушистый котёнок. Как-то раз она пошла гулять и встретила подружек. Они заигрались и забыли о котёнке. О чём мы должны спросить Лену?

Ситуация №3. 

   Незнайка хочет подобрать новую шляпу. Давайте поможем ему её выбрать.

Ситуация № 4. 

   Дети в Африке никогда не видели снега. Какой он бывает? Помогите рассказать им о нём.

Ситуация № 5. 

    Дети, в нашем подъезде уже месяц живёт собака. Она потерялась, а хозяин её ищет. Вот фотография собаки. Давайте подумаем, как о ней можно рассказать.

Ситуация № 6. 

    Вы были в «Детском мире» и видели чудесную игрушку. Вы звоните своему другу. Расскажите ему об этой игрушке.

    Такие задания предполагают сообщения, содержание которых требует от ребёнка мобилизации воображения. Важно так сформулировать задание, чтобы оно явилось речевым стимулом, объединяющим в себе цель и задачи коммуникации.

    Для повышения мотивации используется также и приём параллельного описания логопедом и ребёнком или двумя детьми двух однотипных предметов (например, двух кукол) – описание предмета по частям.

Если ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился – значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

    Учебно-познавательные мотивы достигнут особого результата, если знания даются  в реальной обстановке. Занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ребёнку самому захотелось изучить что-то и запомнить.

    Мотивация достижения успеха – желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Эта мотивация нередко становится для ребёнка доминирующей.

    Престижная мотивация – характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребёнка выделиться среди сверстников, быть первым.

     Мотивация избегания неудачи – дети стараются избегать неудовольствия от выполненного задания педагога и родителей.

    Чтобы у ребёнка не угасло положительное отношение к учению, усилия педагога должны быть направлены на формирование у него устойчивой мотивации достижения успеха с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

    Эмоции тесно связаны с мотивами детей и выражают возможность реализации имеющихся у них мотивов и поставленных целей (радость, удовлетворение, уверенность, гордость).

    Стимулирование повышения мотивации при обучении  – это создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности, помогают и

 познавательные игры, драматизации и театрализации, пробуждение

 эмоциональных переживаний, развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой.

     Работа у доски даёт ребёнку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую ему удовлетворение и повышающую самооценку. При этом у ребёнка появляется интерес, под-

креплённый выработанными и закреплёнными навыками.    

     Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации,  снижению тревожности и развитию речи является релаксация на занятиях: массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-

 технологий, дыхательная гимнастика.

     Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе.

   Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из

  трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.

   Для повышения мотивации при обучении детей, имеющих тяжёлые нарушения речи,  используется специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки – всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

      На фронтальных занятиях используется следующий приём: интегрирован-

ный  подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою

 очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

      Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

    Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную логопедом задачу, обменяться впечатле-

ниями; личностные: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.

      Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

    Главное достижение дошкольников – соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном возрасте.

    Известный русский педагог Е. Н. Водовозова писала более ста лет назад:   «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

 

Литература:

  1. Л. И. Божович  «Проблемы мотивационной сферы ребёнка» М. 1972 г.
  2. Л. И. Божович «Проблемы формирования личности» М. 1995 г.
  3. В. К. Воробьёва «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» М. 2005 г.
  4. В. П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста» М. 2002 г.
  5. А. В. Запорожец «Избранные психологические труды» в двух томах

М. 1986 г.

      6. «Логопед в детском саду» № 6 за 2006 г. – «Организация логопедичес-

          кой помощи с использованием компьютерных программ»

          (М. И. Лынская )

      7. «Логопед в детском саду» № 2 за 2008 г. – «Метод игровой терапии

          в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей»

        (Е. В. Кирилова)

      8. «Логопед в детском саду» № 3 за 2008 г. – «Игры-загадки в коррекции    

          общего недоразвития речи» (Ю. В. Бахонская)

      9. «Логопед в детском саду» № 5 за 2010 г. – «Применение современных к

          компьютерных технологий в логопедической работе с детьми

         дошкольного возраста» (Н. А. Проничева)