Необходимо у ребёнка с дошкольного возраста развивать привычку говорить грамматически правильно.

Анучкина Ольга Ивановна

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности при освоении грамматических категорий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №109 для детей с тяжёлыми нарушениями речи» Центрального района города Воронеж

Консультация для родителей на тему:

« ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

Учитель-логопед Анучкина Ольга Ивановна

   Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

   Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка, на общее его развитие, обеспечивая ему переход к изучению родного языка в школе. Он начинает более логично,

 правильно, последовательно излагать свои мысли.

   Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребёнка.

    В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

     К. Д. Ушинский писал: «Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка».

   Грамматика помогает детям облекать мысли в материальную оболочку, речь становится организованной и понятной для окружающих.

    Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Нарушения грамматического строя речи нередко занимают ведущее место в развитии ребёнка, делая его речь мало понятной.

   Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не боязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

    У детей с общим недоразвитием речи своеобразие овладения грамматическим строем  проявляется в более медленном темпе,

в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка,   в искажении общей картины речевого развития; происходит с большими трудностями, чем овладение словарём.

  Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, и поэтому с трудом усваиваются детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

   Дети смешивают падежные формы, ошибаются при согласовании существительных с прилагательными и числительными, употреблении приставок и предлогов, в словообразовании и словоизменении.

Основные задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых формах словообразования и словоизменения.

Пути формирования грамматически правильной                    речи детей:

  1. Создание благоприятной языковой среды, дающей ребёнку образцы грамотной речи.
  2. Повышение речевой культуры взрослых.
  3. Специально организованное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
  4. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения  со сверстниками и со взрослыми.
  5. Исправление у детей грамматических ошибок.

  Коррекционная работа даёт возможность предупредить и исправить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

    Успех коррекционного обучения детей во многом определяется тем, насколько чётко организуется совместная деятельность логопеда и родителей по развитию и совершенствованию грамматического строя речи; насколько добросовестно родители прислушиваются к рекомендациям логопеда и к выполнению домашних заданий.

   

Игры, помогающие развивать у детей грамматический строй речи:

  1. «КТО ЧТО НАРИСОВАЛ» - винительный падеж существительных.
  2. «КОГО ЛЕЧИЛ ДОКТОР АЙБОЛИТ» - винительный падеж существительных.
  3. «ЧЕГО (КОГО) НЕ СТАЛО» - родительный падеж существительных.
  4. «ТЕЛЕФОН» - дательный падеж существительных.

           (Вопрос:  Кому? – Я позвоню маме, другу, сестре и т.д.)

  1. «КТО ЧЕМ?» (рисует, пишет, машет, питается, работает и т.д. – творительный падеж существительных.
  2. «О ЧЁМ РАССКАЖЕШЬ» - предложный падеж существительных.
  3. «ОДИН-МНОГО» - единственное и множественное число существительных.
  4. «ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ» - единственное и множественное число глаголов (Что делает? Что делают?): Он стоит – Они стоят.
  5. «НАЗОВИ ЛАСКОВО» - употребление существительных в уменьшительно-ласкательном значении.
  6. «ЖАДИНА» - род имён существительных (мой, моя, моё, мои).
  7. «КТО ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА» - употребление существительных в прошедшем времени (читали, рисовали, смотрели, гуляли и т.д.)
  8.  «ДАЙ ЗАДАНИЕ ИГРУШКАМ» - глаголы повелительного наклонения (что-то делать): спать-спи, лететь-лети, танцевать-танцуй и т.д.
  9.  «ОДИН-ОДНА», «ДВА-ДВЕ» - согласование существительных с числительными.
  10.  «КАКИЕ ЭТО ВЕЩИ» - согласование существительных и прилагательных в роде и числе (тёплый шарф, тёплая кофта, тёплое платье).
  11.  «ИЗМЕНИ СЛОВО» - образование приставочных глаголов (шёл-пришёл, подошёл, перешёл, отошёл, ушёл, вышел, зашёл, нашёл)
  12.  «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО» - употребление предлогов

(… ветке сидит птичка. Котёнок спрятался…столом. …комнату залетел воробей. …диваном висит лампа….кустика выскочил заяц.)

Названия сайтов, помогающим родителям в работе с детьми по формированию у них грамматических категорий:

1).  Детский портал «СОЛНЫШКО» http://wwwsolnetee// - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов, включающий консультации детских специалистов, виртуальную школу для малышей, конкурсы и викторины, игры и мультфильмы.

2). Книжный интернет-магазин «ЛАБИРИНТ» http://wwwlabirint-shop.ru/ - многообразие игр, книг, аудио и видеопродукции.

3). «ЛОГОБУРГ» http://loqoburq.com/ - содержится большое количество тематических публикаций с интересными разъясняющими и обучающими материалами.

4). «ЛОГОЗАВРИЯ» http://loqozavr.ru/ - сайт детских компьютерных игр (обучающие, развивающие и развлекающие), онлайн-флеш-игры –раздел «УРОКИ МУДРОЙ СОВЫ».

5). Логопедический сайт «БОЛТУНИШКА» http://wwwboltun-spo.ru – подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.

6). «НАШИ ДЕТКИ» http://wwwourkids.ru/ - собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи изобилует разнообразными творческими играми и упражнениями для развития грамматического строя речи.

6). Педагогическая библиотека htp://wwwpedlib.ru/ - собрание книг по логопедии (фонетике и фонематике, связной речи, подготовке к школе).

7). Интернет-магазин «Лабиринт», издательство «Гном» - учебно-методическая, развивающая и коррекционно-логопедическая литература. (250 наименований пособий)

   Серия литературы в помощь родителям:

1). Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» СПб. 2003г.

2). Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» СПб. 2003г.

3).   Забродина Л.В. «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - учебно-методическое пособие. М. 2009г. – занимательные игровые задания и упражнения, направленные на развитие речи детей.

4).   Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет» - пособие поможет родителям познакомить ребёнка с грамматическими формами русского языка, проводить занятия с детьми в игровой форме.

(код: sprinter 1758922)

5).   Картотека домашних занятий по развитию грамматики, содержательные игры и упражнения по развитию грамматических категорий специально для доступного понимания родителей.

6).   Картотека игр по формированию грамматического строя речи, включает 50 игр для детей 4-7 лет.

7).   Картотека коррекционно-развивающих игр по формированию лексико-грамматического строя речи (на словообразования и словоизменение в виде карточек).

8).   Китаева Н.Н., Мозгова Л.Г. «Особенности усвоения предложно-падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития»    СПб. 2005г.

9).   Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях» - цикл домашних занятий, игровые задания, которые способствуют развитию у детей грамматического строя речи. СПб. 2004г.

10).   Русланова Н.С. «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет». М. 2005г.

11).   Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» - практическое пособие для индивидуальных занятий с детьми.                               

                                     



Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку овладеть

навыками письма

Развитие графического навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают при этом и способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интерес ребёнка к работе, его усидчивость и аккуратность. Дети, которые до школы с удовольствием лепили, конструировали, рисовали, успешно овладевают навыками письма. Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд моментов: развитие ручной умелости; пространственной ориентировки на листе бумаги; развитие у детей чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест; развитие изобразительных и графических умений.

     Развитие элементарных графических навыков у детей    в свободное время.

  • Знакомство с тетрадью: обложка, лист, страница, поля; линии, справо-налево, сверху-вниз; клетки образуют квадраты. Развивать ориентировку на странице.
  • Рабочая строка. Учить ориентироваться на рабочей строке, знать границы строки – верхняя (нижняя), соблюдать интервалы, видеть клетку.
  • Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Развивать ориентирование на рабочей строке; зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику, навыки изобразительного письма; зрительное внимание – строго по клеткам.
  • Закрашивание и штриховка. Штриховку производить слева-направо, сверху-вниз. Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
  • Наклонные прямые линии комбинации прямых. Развивать ориентировку на рабочем столе и в микропространстве (правый верхний, левый верхний и т.д.); навыки неотрывного письма; зрительно-двигательную координацию; зрительное внимание. Укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.
  • Печатание цифр по клеткам. Развивать ориентирование в микропространстве; зрительно-двигательную координацию; зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру.
  • Дуги, волнистые линии, круги, овалы. Развивать зрительно-двигательную координацию, уметь чертить плавно закруглённые линии; ориентировка в микропространстве.
  • Печатание букв по клеткам. Развивать внимание, зрительно-двигательную координацию; закреплять элементарные графические навыки и умения письма, сравнить по сходству и различию некоторые буквы.
  • Рисование по клеточкам предметов сложной формы. Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентировки в пространстве. Закреплять навыки счёта и измерения условной меркой – клеточкой.
  • Графический диктант. Совершенствовать пространственную ориентировку, внимание, графические навыки, умение считать клетки.
  • Преобразование графических фигур. Развивать фантазию, воображение, графический навык.
  • Обведение трафаретов. Закреплять графические навыки, умение обводить фигуры по трафарету.

Подготовка к школе детей дошкольного возраста с нарушениями речи

      Осенью ребёнок пойдёт в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты. Но проблемы формирования навыков письма и чтения затрудняют усвоение программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что именно речь является средством получения и выражения знаний. В результате такие дети зачисляются в разряд неуспевающих. Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация (различение) звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез.    Дошкольники должны уметь анализировать предложения, знать лексико-грамматические категории,  должны быть сформированы внимание, память, пространственные представления. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает у ребёнка нарушение процесса овладения чтением и письма.

     Виды упражнений и игр, направленных на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения письменной речью.

1)  Игра «Волшебный дартс». Ребёнку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадёт в синий сектор, то ребёнок называет слово, начинающееся на твёрдый согласный звук. Если в зелёный сектор – мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово, которое начинается с гласного звука.

2) «Художник». Ребёнку предлагается нарисовать карандашом или красками картину в соответствии с инструкцией: «Нарисуй ёлочку в центре листа,  справа от ёлочки – грибок, над ёлочкой – птичку, между ёлочкой и грибом – цветок, на цветке – бабочку, в верхнем левом углу – солнышко, в нижнем правом – дерево и т.д. Затем нарисованная картинка убирается и ребёнку задаются вопросы: «Что нарисовано в верхнем левом углу? Где на картине расположено дерево? Что находится межу ёлочкой и грибом? и т.д. Можно предложить составить рассказ по нарисованной картинке.

 3) «Забавные считалочки». Ребёнку предлагается повторить её по слогам, по слову, ограничивая их хлопком или взмахом руки:  Серый зайка вырвал травку, положил её на лавку, кто травку возьмёт, тот и вон пойдёт.

4)  «Волшебный мешочек». В мешочек складываются небольшие игрушки. Ребёнку предлагается на ощупь узнать игрушку, сосчитать сколько звуков и слогов находится в её названии, подробно рассказать о ней (охарактеризовать по величине, форме, цвету, материалу). Можно в мешочек сложить буквы. Ребёнок на ощупь узнаёт букву, подбирает подходящее слово.

 5) Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение». Взрослый бросает мяч ребёнку, произносит при этом предложение, состоящее из слов в начальной форме. Например, девочка играть. Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение верно: Девочка играет. Затем бросает мяч взрослому.

6) «Оденем кукол». Ребёнку предлагается подобрать одной кукле имя, состоящее из двух частей (слогов), например, Нина. А другой кукле имя, состоящее из трёх частей, например, Наташа. Затем ребёнок рассматривает одежду для кукол и распределяет, какая вещь может быть предложена кукле Нине, а какая Наташе. Нине – все вещи, названия которых состоят из двух частей (блуза, платье, юбка…), Наташе – из трёх частей (сарафан, панама…) Можно подбирать не только существительные, но и глаголы (гладит, сушит, стирает…), прилагательные (белый, красное, жёлтое…)

7) «В зоопарке». Ребёнку даётся задание: «Посмотри на игрушки (жираф, тигр, лиса, волк, медведь и т.д.). Раздели их на две группы- есть в названии мягкий звук, положи игрушку слева; нет, справа. Сколько игрушек в каждой группе? Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твёрдый согласный звук, зелёной – мягкий, красной – гласный звук.

8) «Собери букет» (если ребёнок знает названия цветов). На листе бумаги нарисованы две вазы: в первую вазу дети выбирают цветы, в названии которых есть звук «р» (ромашка, георгин, роза…), во вторую – цветы, в названии которых есть звук «л» (гладиолус, ландыши, фиалка…).

9) «Весёлые картинки». По первым (последним) звукам названий предметов, изображённых на картинках, ребёнку предлагаем составить слово. Например: варежка – обруч – лошадь котята (волк).

10) «Цепочка». Ребёнок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя так, чтобы последний звук в названии одного предмета стал первым звуком в названии другого предмета (автобус – стул – лампа – аист -…)

11) Игры с чистоговорками используются для закрепления правильного звукопроизношения, развития силы голоса (умения произносить громко, тихо, шёпотом), формирования умения произносить в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), чувства рифмы, навыков дикции: «Скажи где» - взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении. Например: взрослый – Ла-ла-ла, где юла? Ребёнок – Ла-ла-ла, на столе юла. «Нарасталочка» - сделаем чистоговорку длиннее: Са-са-са, какая лиса? (ребёнок говорит: Са-са-са, пёстрая лиса). Са-са-са, что делает пёстрая лиса? (Са-са-са, ест пёстрая лиса). Са-са-са, где ест пёстрая лиса? (Са-са-са, в лесу ест пёстрая лиса).

12) Игры с буквами: узнать и запомнить несколько букв и найти их среди других; дописать букву и прочесть слово.

 Все игры и упражнения рекомендуется проводить систематически и в игровой форме. Сначала они должны быть кратковременными (10-15 минут), затем их длительность можно увеличить до 20-40 минут. Родителям необходимо чутко реагировать на состояние ребёнка: наличие у него интереса, появление утомления, изменение настроения и в соответствии с этим регулировать продолжительность и содержание учебной деятельности. Взрослый должен подробно объяснить ребёнку задание и убедиться в том, что он правильно его понял. Можно предложить ему самостоятельно выбрать то или иное задание и выполнить его. Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребёнком. Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено им до конца, а содержание и последовательность выполнения были в порядке. Поэтому создание дружеской, доверительной атмосферы во время выполнения с ребёнком заданий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала. Не забывайте хвалить ребёнка – это хороший стимул в работе. У него появится настроение и желания выполнять задания. Будьте терпеливыми и старайтесь подчёркивать неповторимость и творческое начало ребёнка.