Научно- исследовательская деятельность

Минц Валентина Михайловна

Научно-исследовательские работы педагога и учеников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета «Уровень самооценки»

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:  очень часто – 4 балла; часто – 3 балла; иногда – 2балла; редко – 1балла; никогда – 0 баллов

  1. Я волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что не умею, как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться, какая – нибудь неприятность.
  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  12. Чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться со своими мыслями.
  15. Люди не особо интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь посчитайте, сколько получится в сумме.

Если меньше 10 баллов, то вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете. Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости.

 [Л.О. Матвеева, стр. 12].


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Анкета выявление мотивов учебной деятельности учащихся.

Я учусь потому, что:

  1. На уроках интересно.
  2. Заставляют родители.
  3. Хочу получать хорошие оценки.
  4. Хочу подготовиться к будущей профессии.
  5. Учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Хочу завоевать авторитет у товарищей по учебе.
  7. Нравится узнавать новое.
  8. Нравится учитель, по какому – нибудь предмету.
  9. Хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Хочу больше знать.
  11. Люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Хочу быть первым учеником.

Классификация мотивов:

  1. Широкие социальные мотивы (4; 5)
  2. Мотивация благополучия  (1; 11)
  3. Престижная мотивация (6; 12)
  4. Мотивация содержания (7; 10)
  5. Мотивация пресса (2; 9)
  6. Узкие социальные мотивы (3;8),

[Чистякова С.Н., стр. 23-24]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Тест готовности к саморазвитию.

Вопросы:

  1. Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком.
  2. Перед началом работы я привыкла анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.
  3. При выполнении любой работы я привыкла оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.
  4. Я склонна отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начала не так.
  5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контролер со стороны.
  6. Я с одинаковым старанием выполняю, как интересную, так и не интересную для меня работу.
  7. Для успешного выполнения ответственной работы, необходимо, чтобы меня контролировали.
  8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.
  9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.
  10. После того, как я завершила какую – нибудь работу, я привыкла проверить, правильно ли я ее сделала.
  11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу, даже тогда, когда меня никто не контролирует.
  12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела.
  13. Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.
  14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.
  15. Как правило. Любые решения я принимаю. Советуясь с кем – нибудь.
  16. Мне часто бывает трудно сосредоточиться на какой – нибудь задаче или работе.
  17. Когда я поглощена каким – нибудь делом, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.
  18.  Я склонна отказаться от работы, которая не клеится.

Обработка результатов.

Сравните ваши ответы с ключом. При совпадении с ним ответы оцениваются в один балл, при не совпадении – ноль. Затем подсчитайте общую сумму баллов.

Положительные ответы («Да»; «Пожалуй, да») – 1;5;11;14.

Отрицательные ответы («Нет»; «Пожалуй, нет») – 2;3;4;6;7;8;9;10;12;13;15;16;17;18.

Интерпретация результатов при сумме 7 и более баллов:

У вас достаточно хорошо сформированы такие черты характера, как целеустремленность, самостоятельность, способность критически оценивать свою деятельность и поведение.

При сумме баллов от 4 до 6:

У вас не достаточно развиты такие черты характера, как самостоятельность. Настойчивость и критичность. Вы не всегда можете правильно и глубоко оценивать свои возможности при выборе способов учебной и трудовой деятельности.

Сумма баллов от нуля до трех включительно:

К сожалению, у вас слабо развиты такие черты характера, как настойчивость и целеустремленность.

Бланк ответов:

вопроса

Вариант ответа

да

Пожалуй, да

Пожалуй, нет

нет

1

2

3

4

5

6

7

[Чистякова С.Н.,стр.14]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Памятка учащемуся при выполнении проекта.

Осознание нужд и проблем.

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому – то, что ты можешь сделать своими руками?  Возможно, в доме, школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой среде деятельности ты мог бы себя реализовать.

Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости.

Оно должно четко формировать то,  что ты собираешься делать

 Делать то, в чем есть потребность.

Исследования и развитие идеи.

Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме. Сходи в библиотеку, посмотри журналы и газеты, посоветуйся со старшими.

Фиксируй все: интересные идеи, которые пришли тебе в голову.  А также эскизы, рисунки, пометки.

Оцени свои возможности: достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи.

Реально оцени время для решения твоей проблемы, материалы и их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по организации реализации своей идеи. Оцени ее.

Поиск альтернативных вариантов.

Запомни, любая проблема может иметь много различных вариантов решения. Выбери наиболее оптимальный вариант с точки зрения экономного расходования материалов, экологичности, техники изготовления.

Конструирование изделия.

Сейчас ты должна подумать над формой своего изделия: сложное или простое. Из каких основных частей состоит.

Рассмотрев альтернативные варианты конструирования, выбери наиболее оптимальный вариант. Изобрази графически или сделай словесное описание.

Разработка последовательности изготовления.

Сейчас ты должна составить план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, тщательно подумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Прими во внимание альтернативные варианты.  Выполни технологические карты или эскизы.

Изготовление изделия.

Бережно отнесись к материалам, школьному оборудованию. Соблюдай технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда. Изготовь детали, собери изделие.

Анализ и оценка изделия.

Решила ли ты проблему? Подумай об этом, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте, оцени его по всем требованиям. Определи, что он делает, каковы его положительные стороны (недостатки), какие отрицательные последствия имеет изготовленное тобой изделие?

[авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова, стр. 14-15]


ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Коммуникативные навыки.

Работать в команде тяжелее, потому что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я предпочитаю работать в команде/самостоятельно, потому что

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания:

  1. Определить проблему.

К новому учебному году необходимо отремонтировать спортивную площадку и стадион на школьном дворе силами бригады старшеклассников.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите решения, используя метод «мозгового штурма».

Определить возможные варианты решения:

  • Предложите всем высказать варианты решения проблемы;
  • Принимайте все предложения без критики;
  • Не обсуждайте, не оценивайте предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проведите оценку:

  • Сгруппируйте предложения, по какому – нибудь критерию;
  • Обсудите достоинства и недостатки каждого предложения;
  • Оцените предложения и выберите «лучшее».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определить необходимые ресурсы и конкретные планы по воплощению вашего решения в жизнь:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[методическое руководство для учителя и консультанта «Планирование карьеры и жизни, стр. 5-6]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

Лидерские качества и способности.

Как подготовить доклад.

Доклады, в общем, являются анализом, изложением и обоснованием планов или результатов той работы, которая была проведена, или представлением определенной информации, которая послужит основой для последующих решений и действий. Доклад всегда является ответом на вопрос, решением какой – либо проблемы. Он, как правило, содержит достаточно много подробной информации. Полезно использовать следующие этапы подготовки при составлении доклада:

  1. Соберите все материалы, которые имеют отношение к теме, потребностям и интересам Ваших слушателей (читателям).
  2. Отберите материалы, объективно предоставляющие информацию.
  3. Сделайте наброски, отражающие Вашу интерпретацию информации.
  4. Определите, как Вы будете представлять материал, а также вспомогательные средства.

Любой доклад должен содержать следующие разделы:

  • Страницу с заголовком
  • Введение
  • Основную часть
  • Выводы
  • Рекомендации
  • Видение перспектив
  • Приложение

В любой доклад могут быть включены краткое содержание, ссылки и сноски, графики и таблицы, расчеты, библиография. [методическое руководство для учителя и консультанта «Планирование карьеры и жизни», стр8]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.

Презентация.

Основы основ.

Презентация, устное публичное выступление – важный элемент деловой и жизненной активности. При всем разнообразии видов, жанров, времени, тем выступлений и аудиторий, к которым они обращены, большинство презентаций объединяет следующее:

  • Они строго приурочены к началу и окончанию определенного времени;
  • Они носят достаточно официальный характер;
  • Они обращены и представлены группе слушателей.

Иногда выступает один человек, иногда в презентации участвуют несколько человек. Часто презентация включает в себя время для вопросов и ответов, позволяя слушателям участвовать более активно. Очевидно, что выступления тоже разнообразны. Умению делать эффективные и убедительные презентации можно научиться. Это, безусловно, относится к достоинствам, которые требуются в любой профессиональной деятельности.

Эффективная презентация состоит из следующих элементов:

  • Формулирование цели презентации и цели аудитории;
  • Определение информации, важной для слушателей;
  • Организация информации;
  • Подбор конкретных данных (фактов, цифр, ссылок и т.д.);
  • Выработка стиля презентации;
  • Подготовка демонстрационных и раздаточных материалов;
  • Подготовка к презентации;
  • Установление контакта с аудиторией;
  • Владение навыками публичного выступления;
  • Презентация проекта, его результатов, преимуществ, перспектив;
  • Эффектное завершение презентации.

Как правило, чем продолжительнее и официальнее выступление, тем детальнее должна быть подготовка. Однако вне зависимости от того, официальная у Вас презентация или не официальная, короткая или длинная, Ваша первая задача – обдумать, что Вы хотите сказать, как Вы это скажите и как Вас воспримет аудитория.

Ваша цель, зачем Вы выступаете и чего хотите добиться своим выступлением. Продумайте общие и конкретные цели. Любая удачная презентация направлена на то, чтобы:

  • Привлечь внимание;
  • Вызвать интерес;
  • Стимулировать желание;
  • Обеспечить убежденность;
  • Побудить тех, к кому она обращена.

Подготавливая презентацию, Вы должны четко понимать, какие действия или реакцию Вы хотите получить от аудитории. Попробуйте сформулировать свою цель, используя следующую формулу:

  • Цель выступления – информировать, убедить, уговорить;
  • Кого – ваши слушатели;
  • В чем – содержание;
  • Чтобы они смогли – действия/реакция аудитории;
  • Чтобы таким образом – результат.

Ваши слушатели. Кто будет слушать? Сколько человек? Каков средний возраст? Настрой аудитории. Знакомы ли Вы? Ответы на эти вопросы подскажут, какой подход выбрать.

[Симоненко В.Д, стр. 56-57]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Технология претворения предпринимательской идеи в проект, товар или услугу:

  1. Проблема.
  2. Осознание проблемной области.
  3. Выявление конкретной потребности. Мини – исследование.
  4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
  5. Выявление основных параметров и ограничений.
  6. Выявление традиций, истории, тенденций.
  7. Обдумывание.
  8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.
  9. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.
  10. Выбор материала
  11. Выбор инструмента и оборудования.
  12. Разработка технологического проекта
  13. Организация рабочего места.
  14. Экономическое и экологическое обоснование.
  15. Контроль качества.
  16. Выполнение технологических операций.
  17. Коррекция.
  18. Контроль, испытание.
  19. Записки, реклама.
  20. Оформление.
  21. Самооценка

[Чистякова С.Н, стр. 17]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

1

2

1

5

2

3

4

3

6

4

5

6

По горизонтали:

  1. Документ, дающий право проведения некоторых видов единоличного предпринимательства (лицензия).
  2. Пространство, ограниченное стенами и крышей, т.е. внутреннее помещение в здании (интерьер).
  3. Осознанное желание иметь что-либо (потребность).
  4. Все полученные средства от чего-либо, или кого-либо (доход).
  5.  Ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право на получение определенного дохода (акция).
  6. Все совокупные доходы и расходы за определенный период времени (бюджет).

По вертикали:

  1. Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство (прибыль).
  2. Система отношений, направленных на совершение каких-либо сделок, с целью получения прибыли (бизнес).
  3. Затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей (расходы).
  4. Доходы с акций (дивиденды).
  5. Это то, чем располагает человек, семья, предприятие, государство (ресурсы).
  6. Предоставление в долг товаров или денег (кредит).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Карточка №1.

Кто может стать потенциальным потребителем следующих товаров?

  • Компьютеры
  • Детективные романы
  • Бензин
  • Груши (фрукты)
  • Акваланги

Карточка №2

Приведите по три примера товаров, потребление которых, будет определяться каждым из перечисленных факторов:

  • Возраст
  • Профессия
  • Образ жизни

Карточка №3

Приведите по три примера товаров, потребление которых, будет определяться каждым из перечисленных факторов:

  • Доходы
  • Семья
  • Личность покупателя

Карточка №4

Способы поведения фирм на рынке.

Фирма А

Фирма Б

Сначала производит товар, потом пытается его продать

Сначала определяет потребность в товаре, потом производит и продает

Какой способ поведения правильный?

Ответ:


ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Карточка «Индивидуальная трудовая деятельность» (раздается каждому ученику).

  • Возможность единолично выбирать сферу деятельности;
  • За возможные убытки ответственность несет сам предприниматель
  • Заемные средства необходимо выплачивать в определенные сроки и с процентами;
  • Использовать свое имущество по своему усмотрению;
  • Сложно развернуть деятельность при недостатке средств;
  • Прибыль остается в распоряжении предпринимателя;
  • Необходимость получения государственных лицензий;
  • Реализация проектов;

Преимущества.                                                         Недостатки.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

Круг услуг.

[под ред. В.Д.Симоненко, стр. 117]


ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

Базовые области производства товаров.

[под ред. В.Д.Симоненко, стр. 117]


ПРИЛОЖЕНИЕ №14

Схема выполнения мини – проекта

Выявление потребностей

Ббанк идей

Определение целей

Ззадачи

Мероприятия

Ответственные

Необходимые ресурсы

Планируемый результат:


ПРИЛОЖЕНИЕ №15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска

 Невельского района Сахалинской области»

Творческий проект/Декоративно-прикладное искусство

Учебный проект:

«Театральная декорация для школьного театра – Зимняя сказка».

Авторы:

 Суворова Ольга Александровна, 8-й класс

Шильдт Алена Андреевна, 8-й класс

Морозова Татьяна Александровна, 8-й класс

Руководители:

Бакалец Ольга Васильевна – педагог дополнительного образования

Минц Валентина Михайловна – учитель технологии

с. Горнозаводск, 2014 г.

Содержание

  1. Введение ............................................………………………………………...3
  1. Выбор и обоснование темы..................... …………………………………...3
  2. Создание банка идей .........................................................................................3
  3. Цели и задачи.....................................................................................................4
  1. Основная часть ..............................................................................................5
  1. История развития театральных декораций ..................................................5
  2. Требования, предъявляемые к декорациям школьного театра...................6

3. Разработка эскиза декораций ……………………………………………………7

4. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования….....................7

5 Последовательность изготовления изделия…………………………………......9

6.  Экологическая экспертиза……………………………………………………...10

III. Заключение…………………………...............................................................11

Список литературы…………………………………………………………………12

Рецензия……………………………………………………………………………..13


  1. Введение.

  1. Выбор и обоснование темы.        

Мы выбрали эту тему, потому что в нашей школе есть школьный театр, это прекрасное место,  где мы общаемся. Здесь бывает интересно абсолютно всем - подросткам, ученикам младших классов, выпускникам, родителям. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу, дают повод для внешкольных встреч, во время которых происходит разучивание ролей, репетиции и обсуждение костюмов.

К  Новому году наш маленький коллектив, под руководством Ольги Васильевны Бакалец, решил поставить пьесу «Новогоднее происшествие».  Эту Новогоднюю сказку мы планировали показать ученикам нашей школы, и в других учреждениях нашего села: детском садике, в сельской больнице в отделении сестринского ухода и школе-интернате в рамках проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». Мы выиграли грант Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи», что позволило нам заказать и приобрести разборную металлическую ширму для театра.  Но у нас возникла проблема  - не было декораций для этой пьесы, да и вообще никаких декораций не было. Надо было изготовить декорации.

  1. Создание банка идей.

 Мы всем нашим коллективом вместе с педагогом по театральному кружку начали обдумывать, как решить эту проблему. Создали банк идей:

  1. Сделать декорации из природных материалов
  2. Нарисовать на листах ватмана
  3. Декорации в виде аппликаций на ткани

Мы обсудили все варианты: декорации из природных материалов будут очень громоздкими и зимой их тяжело найти, рисованные декорации, конечно, удобны для переноса с одного места на другое, но они быстро порвутся.  И поэтому мы решили изготовить декорации из ткани ("одежду" для ширмы, которая будет создавать настроение и  иллюзию места действия) в виде аппликации на полотне, которые будут прочными, а значит, они долго прослужат и их легко переносить с места на место. Тем более все участники объединения «Школьный театр» уже третий год на уроках технологии учатся  шить, поэтому мы обратились за помощью к учителю технологии Минц Валентине Михайловне, она заинтересовалась нашей идеей и решила принять участие в изготовлении декораций.

  1. Цели и задачи.

Итак, у нас появилась цель – изготовить  декорации в виде аппликаций на ткани для ширмы, которая будет использоваться в Новогоднем спектакле и выездных концертах.

После того, как у нас появилось четкое представление об исходной проблеме проекта, и стала ясной цель, надо было спланировать все шаги, которые нам предстояло пройти:

  • определить задачи;
  • выбрать способы работы;
  • наметить сроки выполнения отдельных этапов работы;
  • оценить имеющиеся ресурсы.

Нам предстояло выполнить следующие задачи:

Теоретические

- знакомство с историей и развитием театральных декораций;

- изучение требований, предъявляемых к декорациям школьного театра;

- знакомство с технологией выполнения аппликаций на ткани, выбор оптимального метода для выполнения декораций;

- знакомство с текстом и сценарием сказки, для которой изготавливаются декорации;

Практические

- разработка эскиза декораций;

- приобретение материалов и фурнитуры для работы;

- выполнение декораций в  выбранной технике;

- подготовка декорации к применению.

- срок изготовления декораций – две недели (окончание работы за 3-4 дня до прогонных репетиций Новогоднего  спектакля)

  1. Основная часть

  1. История развития театральных декораций.

Декорация - декорации, (франц. decoration, украшение). Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене.

В широком значении декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций, называется декоратором.

Слово Декорация всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.

Театрально-декорационное искусство - это искусство создания зрительного образа спектакля, посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театральных декораций тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.

Сценические представления обставлялись декорациями еще у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись, развилась,  прежде всего, в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам, таким как театральный живописец Боке, знаменитый Ватто. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы - итальянцы  Перизинотти, Кваренги, Канопи, затем немецкие художники Андреас Роллер, А. Вагнер. Только во второй половине XIX века декорационная живопись России вступила на путь самостоятельности, благодаря таким даровитым мастерам как М.И. Бочаров и М.А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Культура каждой страны и времени существенно отличались друг от друга, поэтому к декорированию сцены в разных странах подходили  по-разному.

Кроме декорационной живописи в изготовлении  театральных декораций используются и другие техники декорационно-прикладного искусства, среди которых, можно выделить аппликацию для отделки задника сцены. Диапазон возможностей этой техники огромен – от детских открыток до театральных декораций, от карнавальных костюмов до портретов от скатертей и штор до декоративных сосудов. В  переводе с латинского аппликация означает «прикладывание». Выполняется она способом наложения кусочков цветной ткани на основную ткань и закреплением их.

  1. Требования, предъявляемые к декорациям школьного театра.

Декорация - неотъемлемая часть  спектакля.  Фон, на котором происходят основные события, называется задником. Задник вешается на специальные  стойки или театральную ширму.

 Показ спектаклей школьного театра проходит не только  в родных стенах школы, но и в других учреждениях, на не приспособленных площадках.

К декорациям школьного театра предъявляются особые требования:

  1. В декорациях школьного театра не должно быть мелких деталей.
  2. Декорация должна быть обобщенной, создавать атмосферу, нужную для спектакля.
  3.  Декорации должны быть легкими в использовании и монтаже, компактными, могли легко складываться и убираться, то есть были мобильными, а не статичными.
  4.  Они должны обладать высокими эксплуатационными качествами, технической надежностью, прочностью и малым износом.

 Полное оформление театральной постановки должно сочетать в себе «мягкую одежду сцены», то есть занавес, портьеры (возможно даже арлекины, падуги, драпировки), сценические задники. Еще необходимы две ширмы для переодевания актеров — отдельно для мальчиков и девочек. Такое оформление сцены и оборудование для нашего школьного театра мы планируем изготовить в ближайшее время.

3. Разработка эскиза декораций

Для оформления спектакля «Новогоднее происшествие» нужно было придумать декорацию. Для того, что бы определиться с композиционным решением полотна,  необходимо было познакомиться со сценарием сказки. Действие сказки происходят на опушке зимнего леса. Поэтому основу композиции должен составить сказочный пейзаж зимнего леса.

Эскизы мы планировали выполнить таким образом, чтобы при перестановке створок ширм композиция рисунка не нарушалась (стыковка сугробов на разных половинках ширмы). Мы приступили к разработке эскизов, выполнив работу сначала в виде рисунка, а затем и аппликации в масштабе. Затем выбрав самый подходящий для сценария спектакля эскиз,  приступили к воплощению идеи проекта.

  1. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.

Материалом для задника могут служить сатин, штапель, бязь, искусственный шелк. Можно использовать и различные отделочные материалы.

Для проекта была куплена ткань креп-сатин белого цвета, синего, кристалон – сиреневого цвета и габардин белого цвета, штапель зеленого цвета, бязь белого цвета. Кроме того, были приобретены нитки разных цветов, портновские булавки, ручные иглы, портновские мелки, сантиметровая лента, листы ватмана, ножницы.

 В проекте было использовано оборудование школьного кабинета технологии: раскройные стола, швейные машины, гладильная доска, утюг.

Таблица 1. Расходные материалы.

п/п

Наименование расходного материала

Кол-во

Цена

(в руб)

Стоимость

(в руб)

1

Бязь белая

6 м

100

600

2

Креп-сатин белый

3 м

200

600

3

Креп-сатин синий

1,5 м

200

300

4

Кристалон сиреневый

1 м

250

250

5

 Габардин белый

1,5 м

150

225

6

Штапель зеленый

1,5 м

260

390

7

Нитки (белые, цветные)

5

17

85

Итого

2450 рублей

Таблица 2. Инструменты, приспособления, оборудование.

№ п/п

Название

1

Ручные иглы

2

Ножницы

3

Наперсток

4

Сантиметровая лента

5

Лекала

6

Колышек

7

Булавки портновские

8

Резец

9

Портновские мелки

10

Швейные машины

11

Утюг

5.Последовательность изготовления изделия.

п/п

Ход работы

Вид работы

Дополнительные

пояснения

1

Измерить готовую театральную ширму, состоящую из двух створок

Р.

размер 120*180 (2шт.)

2

Подобрать  ткани, подходящие по текстуре, цвету  и размеру.

Р.

3

Разработать эскиз в рисунке

Р.

М 1:20

4

Выполнить эскиз на ткани

Р.

М 1:20

5

Сделать шаблоны сугробов, елей на ватмане в натуральную величину

Р.

6

Выкроить основу аппликации (бязь) и отдельные детали: небо, сугробы, тени, ели в натуральную величину.

Р.

7

Обработать каждую деталь композиции швом вподгибку с открытым срезом

Р., М

8

Готовые детали разложить на основе и приметать к ней.

Р.

9

Приметанные детали настрочить на швейной машине (настрочной шов).

М

10

Отутюжить готовое полотно и закрепить на ширме с помощью портновских булавок на тканевых  чехлах театральных ширм.

У, Р.

Таблица 3. Инструкционная карта.

Р – ручные работы; М – машинные работы; У – утюжильные работы

Выполнение аппликации из ткани, требует определенных навыков: умение резать ткань и умение обрабатывать край ткани. Работая над изготовлением декораций, мы соблюдали правила техники безопасности при работе с ножницами, ручными иглами, портновскими булавками, швейной машиной, утюгом.

В ходе работы мы столкнулись с такими проблемами:

  1. Сильная осыпаемость срезов при раскрое деталей из кристалона, штапеля. Срезы деталей из этих тканей пришлось дополнительно обрабатывать зигзагообразным швом.
  2. Количество ткани было ограничено, поэтому пришлось изготовить лекала деталей для экономного раскроя.
  3. Трудность в работе вызвал большой размер обрабатываемых деталей.

Экологическая экспертиза.

Технология изготовления театральных декораций в виде аппликаций не оказывает вредного влияния на окружающую среду.  В  данном изделии были использованы качественные материалы в определенном количестве. Остатков от раскроя ткани практически нет. Мелкие обрезки будут использованы на уроках технологии в 5-6 классах для изготовления образцов швов и выполнения аппликаций. Отходы не влияют на загрязнение окружающей среды. Театральные декорации не оказывают отрицательного влияния на здоровье человека.


III. Заключение.

В ходе выполнения работы мы познакомились с историей и видами театральных декораций,  особенностями декораций для школьного театра, научились выполнять декорации в виде аппликации на ткани.

В процессе работы было изучено много различной литературы, которая очень помогла в выполнении нашего проекта.

В начале работы перед всеми участниками проекта  стояла цель - создание декорации для театральной ширмы. Декорация была выполнена в срок и использовалась в показе детского спектакля «Новогоднее происшествие» и Новогоднем концерте  - «Зимняя сказка»,  которые прошли в период с 25.12.13 по 30.12.13.  Спектакль и концерт прошли в школе, и в других организациях в рамках проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи».

Но данная декорация может быть использована не только в этом спектакле, так как пейзаж, который изображен на ткани может быть применен и в других постановках и спектаклях.

Выполнение этого проекта принесло всем участникам огромное эстетическое удовлетворение, нам понравилось разрабатывать эскизы, придумывать новые декорации и работать в технике аппликации на ткани. Мы узнали много интересного об истории театральных декораций. Мы довольны результатом своей работы и считаем, что мы достигли цели. В дальнейшем мы в таком же составе планируем продолжить свою работу над созданием  декораций для объединения «Школьный театр».


Список литературы.

  1. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь. [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, С.- Пб. 1890-1907. – 41 с.
  2. Гузаирова, Е.Н., Гузаиров, Р.Г. Школа Белошвейки [Текст] / Е.Н. Гузаирова, Р.Г.Гузаиров — М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 15-21 с.
  3. Шахова, Н.В., Зарби–Гальчук, Е.В. Художественная аппликация. [Текст] / Н.В. Шахова, Е.В. Зарби-Гальчук.
  4. . Техническое моделирование. Принт. [Текст] / СПб. Кристалл; КОРОНА 34-35 с.
  5. Маркуша, А.М. я САМ: Книга для тех, кто начинает мастерить. [Текст] / А.М. Маркуша. М.: Дет. лит. 1984. – 32-35 с.
  6. Банакина, Л. Энциклопедия лоскутного шитья. [Текст] / Л. Банакина. – Москва. «Арт- пресс книга» 2004. 87 с.
  7. Техники лоскутного шитья. Библиотечка по шитью. [Текст] / Москва. Издательский дом «Ниола-Пресс»1998. 16-18 с.
  8. Мак Кормик, Гордон Мегги. Лоскутное шитье. Мотивы. Узоры. Техники. [Текст] / Москва. Издательский дом «Ниола 21-й век ». 10-12 с.
  9. Мазурик, Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. [Текст] /Т.А. Мазурик, С.-Пб. «Паритет», 2004. – 5 – 22 с.

Другие источники

  1. :http://dramateshka.ru/index.php/methods/scene-graphics/3903-teatraljnihe-dekoracii#ixzz2q53tVMA8
  2. :http://dramateshka.ru/index.php/methods/scene-graphics/3903-teatraljnihe-dekoracii#ixzz2q53tVMA8
  3. mail@color-box.ru


Рецензия.

На учебный проект «Театральная декорация для школьного театра – «Зимняя сказка», выполненный ученицами 8-го класса Суворовой Ольгой, Шильдт Аленой, Морозовой Татьяной.

Содержание проекта полностью соответствует теме. Последовательно и логично составлен план проекта. Выбор темы говорит о стремлении учениц глубже узнать об истории развития театральных декораций, проанализировать разные приемы выполнения работы в технике аппликация и применить в своей работе. Весь теоретический материал правильно систематизирован.

Умело, отобран исторический и специальный материал. Указывается проблема, цель, задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели и выполнения проекта.

Обращает внимание актуальность выбранной темы, глубина подхода к ней, искренняя заинтересованность учениц в проблеме, обозначенной темой.

Дается технологическая последовательность изготовления декорации в виде аппликации, экологическая и экономическая оценка. Проект несет практическую направленность и может быть использован в качестве пособия в кружковой работе и на уроках технологии. Работа оформлена в соответствии с требованиями к оформлению проекта.  В заключительной части проекта ученицы дают  оценку своей работе.