Материалы конкурса муниципального эпата ıx Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России - 2018"

Страница содержит мастер-класс "Толерантность - как основа инклюзивного образования в ДОУ", буклет.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master-klass_tolerantnost.pdf2.73 МБ
PDF icon buklet.pdf453.35 КБ
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_trening.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Психологический тренинг:

«Толерантность - основа инклюзивного образования в ДОУ»

Цель:

Привлечение внимания педагогов к проблемам инклюзивного образования и толерантного воспитания.

Задачи: 

  • Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим людям тесно связаны;
  • Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
  • Осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.

Методический продукт для педагогов: буклет.

Оборудование и материалы: 

  1. Электронная презентация;
  2. Мольберт с изображением цветка;
  3. Шкатулка;
  4. Нитки мулине, клей и ножницы по количеству участников;
  5. Буклеты.

Участники занятия-тренинга:  педагоги, гости

Продолжительность тренинга: 15-20 минут.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада снова приветствовать Вас в этой аудитории. Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к проблемам инклюзивного образования и толерантности. (Слайд 1).

Но, прежде чем начать свой тренинг, я хочу рассказать вам удивительную притчу «Ладная семья». (Слайд 2-5).

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, Прощение, Терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

А, нужны ли нам в нашей педагогической деятельности, в работе с детьми и взрослыми эти качества? (Слайд 6).

        Да, конечно, бесспорно нужны.

        Посмотрите друг на друга, на рядом сидящих с вами людей.

        Все мы разные. Мы не похожи друг на друга, но, тем не менее, все мы заслуживаем любви, прощения и терпения.

        У каждого из нас есть работа. Я работаю в интернате, в дошкольной группе. Мне приходиться общаться с разными детками. Но, тем не менее, я люблю, и стараюсь принять каждого ребёнка, не смотря ни на что. То есть, я проявляю свою толерантность по отношению к окружающим меня детям. (Слайд 7-10).

        Скажите, как вы понимаете значение слова толерантность, назовите слова, сопричастные со словом толерантность. (На мольберте прикреплён цветок. Маркером записываю определения толерантности, которые дают коллеги из аудитории).

        Какое емкое определение «толерантность», сколько понятий оно в себя включает.  Но одними из значимых для меня являются ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ. И сегодня я хочу поделиться с вами тем, что умею сама, научить любви, прощению и терпению. Итак, пожалуйста, выходите ко мне, кто хочет поучиться?

(на сцену выходят 4 добровольца из зала).  Я очень рада, что вы откликнулись на мою просьбу.  Какая замечательная собралась  команда. Давайте познакомимся. У меня для вас есть сюрприз. Это шкатулка.

Упражнение «Волшебное озеро»  (Слайд 11).

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального человека на свете, улыбнитесь ему.

(Участники передают шкатулку друг другу)

Ответил вам этот человек на вашу улыбку? Скажите, кого же вы увидели?

В шкатулке вы увидели необычного и неповторимого  человека. Все мы разные, поэтому нужно с уважением и любовью относиться к окружающим, принимать других такими, какие они есть.

Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.

Спасибо, проходите на свои места.

Идём дальше. Следующий приём. Кто желает принять в нём участие.

(из зала выходят 3 добровольца и участники фокус-группы ).

Сейчас мы будем изготавливать куколок из ниток. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение. (Слайд 12).

Выбирайте себе нитки.

Сначала сделаем кисточку из ниток. Для этого намотаем пряжу на ладонь. На последнем обороте обвяжите нить вокруг предыдущего витка, сдвиньте её кверху,  завяжите узел. Снимаем намотку с ладони. Отрежьте ниточку, завяжите её бантиком в предполагаемом месте шеи куклы. Вытяните по несколько петель справа и слева от шеи  - впоследствии сделаем из них ручки. Место пояса перетяните кусочком пряжи. Перевяжите нитками петли, которые вы оставили с двух сторон от туловища и обрежьте у них кончики – получите ручки, то же самое сделайте с нижней частью – выйдут ноги.

Ещё, я попрошу вас придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.

Первой о своей кукле расскажу я:

- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Ответы участников фокус-группы: - Мой человек появился на свет из ниток зелёного цвета. Он очень скромный, застенчивый и забитый человек. Ему очень сложно идти на контакт и раскрываться другим людям. Он живёт в своё мире, как в скорлупке.

- Мой человечек появился на свет из ниток  синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

Давайте, разместим наших человечков на цветке толерантности.

Как бы вы их разместили?

Можно расположить наших человечков на одном уровне. Показав при этом, что все человечки оказались разными, но, не смотря на это, мы находимся на одном уровне, все мы вместе и все мы равны. И принимаем друг друга, такими какие есть.

В завершении нашего тренинга, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Я благодарю всех участников тренинга и желаю вам ЛЮБВИ, ПРОЩЕНИЯ и ТЕРПЕНИЯ.

Я не мастер, а только этому учусь. Но, если я подарила вам хоть частичку любви и добра,  то могу надеяться, что справилась с мастер классом. И на память о нашей встречи я дарю вам буклеты.