Вам, уважаемые родители

Назаренко Татьяна Александровна

Уважаемые родители!  Этот раздел    -    для вас!  Не проходите мимо.. и может каждый из вас найдет хоть немного полезной информации.                            

 

 Движения, музыка... и подготовка к школе

                               Как рассказать о музыке

О музыкальном развитии ребенка                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Движения, музыка... и подготовка к школе.

Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальное движение ребенок попадает в мир своего тела и чувств. Для ребятишек пяти - семи лет это очень важно. Дети этого возраста - и девочки и мальчики - отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Разнообразие переживаний необходимо в этом возрасте. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа детства вступает в противоречие с нашими взрослыми представлениями о правилах поведения. Нас раздражает излишне шумная детская возня, громкий плач или хохот. "Ведите себя прилично", "не шумите", "не стучите", "не кричите" - эти и подобные реплики взрослых постоянно сопровождают детские игры. Даже если детская возня не мешает лично нам, она обязательно мешает кому-нибудь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их.

Дети не могут вести себя так, как взрослые. И хотя характерной чертой возраста пять - семь лет считается утеря непосредственности, все еще слишком мал жизненный опыт ребенка, чтобы он мог вести себя в соответствии с требованиями взрослых, их пониманием "хорошо" и "плохо". И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Музыкальные двигательные игры могут стать настоящей "школой чувств" для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.

Голосовое звучание человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.

С подобными проблемами сталкивались и наши предки, вырабатывая определенные средства психорегуляции с помощью практического музицирования. Песня, танец, игровое действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, "налаживать" его, возвращать утраченное здоровье. Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и терапии через пение и движение.

Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослыми. Темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно поделать?

Прежде всего, понять, что музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. С помощью музыкального движения можно:

  • организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;
  • дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна);
  • укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;
  • развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;
  • научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;
  • развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;
  • создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.



Предварительный просмотр:

"Как рассказывать о музыке"

консультация для родителей

Наверное, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребенка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой или газеткой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Но ребенок, оставшийся за бортом воспитания, независимо - трудового, умственного, физического или музыкального, теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сейчас.

Для любого родителя очень важно поддерживать интерес ребенка к занятию, особенно такого сложного, как слушание музыки (это намного труднее, чем танцевать, петь и музицировать). Для слушания музыки нужно особое настроение, а у детей, как известно, оно непредсказуемо. Поэтому в отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда применимы точный распорядок и неукоснительная дисциплина. Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.

Перед тем как слушать музыку, хорошо, если вы расскажите о ней(возможно, о композиторе, сочинившем ее, или о музыканте-исполнителе, о музыке, музыкальных инструментах или о том, что такое симфония или соната). Усвоение новых знаний в области музыки помогает музыкальному развитию ребенка. Лучше всего рассказывать , например. о музыкальных инструментах в том виде, который ближе маленькому человеку -в виде сказки. Наверняка многие родители обладают большой фантазией. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры. Рассказывать нужно, по возможности, эмоционально и увлекательно, так, чтобы ребенку было интересно..Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора.

Какие произведения нужно подбирать для дошкольников? Это существенная проблема, так как именно в детстве происходит становление музыкального слуха. С.Маршак говорил о музыке: "Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше". Музыкальный вкус ребенка в значительной степени зависит от вкуса родителей. "Дети, - писал И.П.Павлов,- тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции.

Конечно, личный пример эффективнее самых красноречивых слов. Ребенок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, что взрослый, который всегда занят, в это время не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается.

Случается так: после прослушивания музыки, малыши сами пробуют сочинять музыку. Особенно если узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Это происходит ,когда в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты. Малыш может подолгу сидеть, нажимая на клавиши и прислушиваться к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив, такие попытки надо всячески поощрять: "Ой, какой ты молодец! ну-ка повтори еще раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошел. Как будто белочка пробежала..." и т.п.

-Запишите мелодию на магнитофон. потом вместе с ребенком прослушайте. Постарайтесь словами выразить, на что похожа написанная ребенком музыка, какое настроение в ней выражено.

-придумайте вместе с юным композитором ей название.

-если сумеете, запишите детское сочинение нотами.

-пусть у детей, которые учатся играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.

-хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания: придумай грустную мелодию, или веселую. Тогда кладете перед ребенком иллюстрации к картине, лучше всего природный пейзаж. Иллюстрация может помочь создать соответствующее настроение. Сочинить колыбельную для куклы, или мелодию к стихотворению. Для этих целей хорошо использовать детские стихи А. Барто, С. Маршак, К.Чуковского и других популярных авторов. Многие детские стихи хорошо ложатся на музыку.

-дети мыслят образами. Предложите ребенку нарисовать музыку.Рисуя музыку, ребенок не только развивает фантазию, но и переводит на другой язык, язык живописи. то, что слышит. И тем самым творчески выражает свои музыкальные ощущения.

Это относится к музыкальным произведениям "изобразительного" характера, в которых образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчетливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в "Детском альбоме" Чайковского, Шумана, или в пьесах для детей Майкапара, Гречанинова и других композиторов.

-движение и музыка. Дети прекрасно ощущают характер музыки и соответственно двигаются: под марш - легко и уверенно, под спокойную -неторопливо, под веселую, танцевальную- ритмично, с задором. Импровизация в танце легче всего проявляется в играх.

Замечено, что у людей творческих, рождаются дети, стремящиеся к творчеству. Это обуславливается не только генетическим фактором, сколько магией личного примера. Потому что творчество заразительно. Особенно творчество родителей. Однажды ступив на этот путь, ребенок будет двигаться по нему и дальше. Причем в любом деле. Совсем не обязательно только в музыке.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«О музыкальном развитии ребёнка»

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».

 «Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?», — это ещё один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это?

 Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не случайно музыка используется в медицине.

 Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал В.Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источники силы».

Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.

Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

Известный венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».

Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры.

А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения!

Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

 Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в студию, кружок или музыкальную школу.

Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой).

Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.