Внеурочная деятельность

Калиева Лиана Шамтиевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

 

Рассмотрено

на заседании ШМО  

Руководитель ШМО

_________Л.Ш.Калиева

Протокол №___от___0___2015г.

Согласовано

Зам.директора поВР   _________/_Р.А.Шарифьянова/              

    Пр.  № ____ от      «___» _________ 201__г.                    

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №14

_____/ Е.А.Ижбулдин/

Приказ №__  от .___. 2015г.

 

Программа внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас »

в 1-4 классах

                     

                                                                     Составила : Калиева Л.Ш.

 

                                                             

                                           

                                             

                                                          Нефтекамск, 2015 г.


                                                        Пояснительная записка

     Программа   «Мир вокруг нас» составлена на основе :

1.Закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования,  

2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса

3. авторской программы курса по формированию социального опыта учащихся начальных классов Кудаевой И.А.

4.Примерных   программ внеурочной деятельности « Начальное и основное образование».  под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

Данная   программа направлена на реализацию социального направления, вместе с тем она обеспечивает духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное развитие школьника Социальное направление осуществляется через рассмотрение вопросов, связанных с основными социальными понятиями (семья, общество), обучение социальным действиям, необходимым в реальной жизни.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется в процессе изучения этических норм и правил поведения, решение различных проблемных ситуаций, связанных с этическими нормами.

Общеинтеллектуальное направление реализуется посредством работы с разными источниками информации и, как следствие, приобретение знаний из различных предметных областей.

Знакомство с произведениями искусства – средство реализации  художественно - эстетического  развития.

Спортивно-оздоровительное  воспитание осуществляется благодаря включению в содержание программы материала, ориентированного на здоровьесбережение: беседы о здоровом образе жизни, спорте, спортивные игры и другие.

Особая значимость  данной  программы   состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.  

В связи с этим цель данной программы:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального  многообразия российского общества;
  • формирование универсальных учебных действий, развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

 Основные учебно-воспитательные задачи:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • последовательное формирование у школьников  умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления);
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
  • формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Ценностными ориентирами содержания  программы являются:

  • ценность истины – это ценность научного познания как части культуры;
  • ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
  • ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
  • ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
  • ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
  • ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Дополнительная образовательная программа  «Мир вокруг нас» основывается на принципах природосообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности.

Принцип природосообразности предполагает, что познавательная деятельность основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека.

Трактовка принципа коллективности предполагает, что данная деятельность даёт юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно настроенного самопознания.

Принцип  патриотической направленности предусматривает  обеспечение значимости для школьников идентификации себя с Родиной, народами России, природой родного края.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию деятельности детей на «подготовку»  и «выведение» к самостоятельному проектному действию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания. Содержание педагогической программы построено таким образом, что знания обучающихся  находят применения в учебном процессе и в реальной жизни,  дополняя и углубляя учебный материал.

Весь материал рассматривается по следующим блокам: «Я -  школьник», «Я среди людей», «Мой родной край», «Мир без опасностей».

Работа по блоку «Я - школьник» направлена на совершенствование представлений о правилах поведения, общения со сверстниками, учителем в обстановке школы, причинах успешности в учебной, внеурочной  деятельности и во взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми людьми.

Работа по блоку «Я среди людей» ориентирована на формирование у обучающихся понимания и оценки нравственного содержания поступков окружающих людей и своего собственного, соблюдение принятых в семье, обществе моральных норм  на основе учёта  позиций партнёров.  

Работа по блоку «Мой родной край» предусматривает формирование знаний о культурных ценностях своего народа, об уникальности природного мира России, Республики Башкортостан, воспитание патриотизма и гордости за свою родину, понимание своей роли в осуществлении процветания родного края.

Работа по блоку «Мир без опасностей» направлена на формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей (экологических, транспортных, бытовых, несоблюдения здорового образа жизни и т.д.), о мерах предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций, воспитание  здоровьесберегающего поведения.

В содержание программы включены темы, связанные с особенностями региона.

Формы  и виды внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, беседы, викторины,  конкурсы,  выполнение творческих заданий, сюжетно-ролевые игры, спортивные игры, акции, творческие  работы, индивидуальные занятия и другие

Формы деятельности обучающихся: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Согласно плану внеурочной деятельности МОБУ СОШ №14 на реализацию данной программы отводится   1 час в неделю в 1-й год обучения – 33 часа и 1 час в неделю во 2-й год обучения - 35 часов, в 3-й год обучения - 35 часов, в 4-й год обучения – 35 часов.

        Ожидаемые (планируемые) результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

  • готовность и  способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, семье;
  • принятие образа «хорошего ученика», «хорошего товарища», «хорошего человека»
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  •  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  • мотивация  деятельности ( социальная, учебно- познавательная, внешняя)
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;
  •  навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

  • обращение за помощью;
  • формулирование своих затруднений;
  • умение задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • определение  общей цели и пути  ее достижения;
  • осуществление  взаимного контроля;
  • оказание  в сотрудничестве взаимопомощи;
  •  аргументация своей  позиции  и координация ее с позициями партнеров;
  • прогнозирование возникновения  конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешение  конфликтов  на основе учета интересов и позиций всех участников;

Регулятивные УУД:

  • формулирование  и удерживание  учебной задачи;
  • постановка  новых учебных задач в сотрудничестве с учителем;
  • составление  плана и последовательности действий;
  • осуществление пошагового контроля по результату;
  •  адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • предвидение возможностей получения конкретного результата при решении задачи;
  • внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
  •  устанавливание  соответствия полученного результата поставленной цели;
  •  соотнесение правильности выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
  • различение способа и результата действия;
  • осуществление констатирующего  и прогнозирующего контроля по результату и способу действия;

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация по заданным критериям, установление аналогий, установление причинно-следственных связей;
  • контроль и оценивание процесса и результата деятельности;
  • постановка, формулирование и решение проблемы;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера;
  • построение рассуждения, обобщения;
  • интерпретация, применение и представление информации;
  • выбор  вида чтения в зависимости от цели
  • создание и преобразование моделей и схем для решения задач;

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:

  •  знания об особенностях природы родного края;
  • знание этических норм, правил поведения, принятых в классе, семье, обществе, умение следовать принятым  моральным нормам ;
  • знания об особенностях быта, труда, духовно-нравственной культуры, традициях людей нашей страны;
  • знания о современных угрозах для жизни и здоровья  человека, мерах предупреждения негативных последствий чрезвычайных ситуаций, способов укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
  • собирать материал и составлять портфолио о себе, родном крае.

В результате реализации программы «Мир вокруг нас» воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням.

1. Результаты первого уровня.

Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения, отношения к природе, о правилах ведения здорового образа жизни, об основных правилах гигиены, о природе родного края, о традициях и культуре  народов страны и республик, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска  и нахождении информации в справочной литературе.

2. Результаты второго уровня.

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие  ценностных отношений школьника к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, другим людям,  к  своему здоровью  и здоровью окружающих людей, к природе.

3. Результаты третьего уровня .

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта  самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими людьми.

 

Тематический план

(1 год обучения)

№ п/п раздела

Название раздела

Количество часов на изучение раздела

 Я - школьник

13 ч.

Я  среди людей

6ч.

 Мой родной край

7ч.

Мир без опасностей

Итого:

               33 ч.

                                                          Содержание программы

№ п/п

Тема

Элемент содержания

Ко-

ли -чество ча-

сов

Вид занятия

Я - школьник (13 часов)

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись

 Понятия «речевой этикет», «коллектив», правила общения с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе, оценивание собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.

1

Беседа, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

2

Все начинается со слова

 «здравствуйте»

Правила поведения  в классе, в фойе, коридоре, на лестнице. История возникновения хороших манер, правил этикета,  обычаи и традиции разных стран. Вежливые слова, используемые в различных  жизненных ситуациях, культура общения;

1

беседа

моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

инсценирова-ние

3

Законы жизни в классе

Оценивание собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения; знакомство и обсуждение правил поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; укрепление школьных традиций; сплочение классного коллектива; создание условий для творческой самореализации учащихся. Различие форм поведения, которые допустимы в школе и других общественных местах.  

2

беседа

моделирова-

ние и решение проблемных ситуаций

 инсценирова-ние ситуаций

4

Мы теперь не просто дети- мы теперь ученики

Нравственно-ценностная ориентация; осмысливание своего нового статуса, способствование формулированию нравственных суждений; обсуждение проблем человеческой лени;

2

беседа

праздник

5

Режим дня первоклассника

Понятие о  гигиенических нормах и культуре поведения; составление  собственного режима дня в рисунках ; расширение кругозора учащихся о режиме дня;

2

встреча со школьным фельдшером

мини- проект

6

От улыбки стало всем светлей

Понятие: «улыбка»: представление о том ,что такое улыбка, в чем ее секрет (значение улыбки для здоровья человека

1

тренинг  «улыбка»

конкурс, рисунков

7

Права и обязанности  школьников

Понятия «права» и « обязанности», единство прав и обязанностей

1

составление памяток

обсуждение ситуаций из художественных

произведений

8

Мой сосед по парте.

(час откровенного

разговора)

Предоставление возможности учащимся поближе узнать своих одноклассников;, проведение конкурса «Узнай своего соседа»

2

беседа

моделирование и решение проблемных ситуаций

инсценирова- ние

проект «Мой сосед»

9

Дружба - чудесное слово

Понятие о взаимоотношениях людей, о дружбе, о доброжелательности

понимание  важности истинных друзей в жизни человека; понимания другого человека;.

1

фотоконкурс

 «Мой лучший друг», моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

инсценирова

ние

составление дерева дружбы

«Я среди людей» (6 часов)

10

Для чего я рожден?

Разговор «Откуда я родом? Почему меня так назвали»; обсуждение  прав и обязанностей членов общества.

2

беседа

 обсуждение ситуаций из художественных

произведений

11

Человек среди людей

Понятие «культура», «этика»,

разработка ряда правил поведения в общественных местах :на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

1

Беседа,

игра «Вежливо-невежливо»;

составление правил поведения;

чтение и анализ художественных произведе

ний;

разбор ситуаций;

12

Моя семья- моя радость

Понятие «семья»,  семейные традиции и праздники; разыгрывание ситуаций, организация спортивного праздника «Папа, мама, я- спортивная семья»    

2

Фотовыстав-ка,  сюжетно-ролевая игра

соревнова-ние

мини-проект «Дом для моей семьи»

13

Я - помощник в своей семье

Понятие  «домашние обязанности», правила жизни в семье, распределение обязанностей;

1

беседа

моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

составление памятки

Блок «Мой родной край» (7 часов)

14

Наша Родина-Россия

Понятия «Родина», «столица нашей Родины»,  символы Российского государства;

1

виртуальная экскурсия

работа с пословицами о Родине.

15

Город, в котором я живу

История города, его достопримечательности

1

экскурсия в краеведчес-кий музей

16

Моя Родина - Башкортостан

Государственные символы родного края (герб,гимн,флаг),  природа Башкортостана, достопримечательности, народы РБ.

1

виртуальная экскурсия

беседа

17

Зелёные ладошки Земли

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, растения родного края, названия и краткая характеристика. Лекарственные и ядовитые растения.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие .

2

просмотр фильма

создание фотоальбома

викторина

18

Эти забавные животные

Животные, их разноообразие. Условия необходимые для жизни животных. Животные родного края ,названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Правила ухода за домашними питомцами

Осознание ответственности человека за общее благополучие

2

выставка книг, фотовыстав-ка

интеллекту-альная игра

проект

Мир без опасностей (7 часов)

19

Безопасная дорога в школу

 Безопасность дорожного движения; взаимоотношения пешеходов и водителей, наиболее безопасный путь в школу.

1

беседа

моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

инсцениро-вание

20

Путь в страну «Здоровию»

Понятие о    правилах гигиены, значении соблюдения гигиенических норм;

Степень усвоения правил ЗОЖ

2

Анкетирова-ние

викторина

работа с пословицами

мини- проект

конкурс рисунков

21

Мой дом и опасности в нем

Представление о быте дома и окружающих опасностях. Воспитание ответственности за свои поступки и поведение дома

2

беседа

моделирование и решение проблемных ситуаций

инсценирование

просмотр

мультфильма

22

Скоро каникулы!

Повторение правил поведения на воде, в лесу, на дорогах, в быту

Подведение итогов, проведение самооценки

2

викторина

рефлексия

                                                               

                                                                 Тематический план

 (2-й год обучения)

№ п/п блока

Название блока

Количество часов на изучение блока

1.

Я - школьник

7 ч

2.

Я среди людей

7 ч

3.

Мой родной край

12 ч

4.

Мир без опасностей

9 ч

Итого:

35 ч

Содержание программы

№ п/п

Тема

Элемент содержания

Ко-ли -чество час-ов

Вид занятия

Я - школьник (7 часов)

1.

Я и школа. Я - ученик

Понятие  о нравственных качествах, способах взаимодействия в коллективе.   «Составление  законов жизни в классе»

Беседа, коллективнаяпроектная работа

2

 Кто я и как выгляжу?

Понятия  о  культуре человека, её составляющих;      оценивание собственных поступков и поступков одноклассников   с точки зрения моральных норм поведения

Беседа, работа с пословицами и поговорками

3.

Школа вежливости. Правила этикета

Повторение вежливых слов, используемых в  классе. Знакомство с историей возникновения хороших манер.  

беседа,  сюжетно-ролевая игра, проблемные ситуации

4.

Я, ты, мы. Моё свободное время

  Игра как вид  деятельности на перемене, правила общения и поведения в процессе игры;  

  Игра, беседа, составление памятки,

5.

Моё хобби

  Понятие « хобби», виды занятий по интересам;   пути достижения цели;    целеустремлённость, упорство, усидчивость как основные качества личности достижения положительного результата. Хобби ребят класса

беседа, моделирова-

ние, фотовыстав-

ка

6.

Наше право и наш интерес

Понятия «можно» и «нельзя», «хочу и надо». Знакомство с  историей появления законов. «Мои права и обязанности»

 

Моделирова-

ние и решение проблемных ситуаций, игра, анкетирова-ние

Я среди людей (7 часов)

7.

Я и другие

Взаимоотношение людей в коллективе. Потребности других людей,  успехи других людей. Понятия «уважение», «понимание», «милосердие», «доброжелательность»  и т.д.

Беседа, анкетирова-ние, работа с пословицами, анализ фрагментов художествен-ных произведений

8

 Семья – моя крепость

 Понятие «семья», семья как коллектив, объединение близких людей, семейные ценности, распределение   домашних  обязанностей между членами семьи

 Коллектив-ный проект

9.

Что я могу? Что я хочу?

 Место человека в обществе; потребности человека; путь к поставленной цели.  Интерес собственный, интерес и мнение другого человека.

Беседа, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

10.

Мои обязанности и дела в коллективе

Знакомство с общественными делами; общественные интересы, участие в школьных мероприятиях. Качества личности при выполнении общественных дел и поручений

Анкетирова-ние, составление памятки, обсуждение героев произведений

11.

Чувства и поступки

Поступки хорошие и плохие; разнообразие чувств человека, реакция человека на хорошие и плохие поступки. Закрепление   общепринятых моральных норм

Сюжетно-ролевая игра, анализ фрагментов произведений и известных картин

12.

Мир, в котором я живу

  «Я и мой класс», «Моя семья», «Добрые дела» и другие

Презентация проектов  

Мой родной край   (12 часов)

13.

Родной край в древности  

История родного края, население, быт, традиции  

экскурсия

14

 «С берёзовый листок величиной…»  

  «Что я знаю о своем крае?»

Изучение обычаев и традиций разных народов;  Республика Башкортостан в произведениях искусства

беседа, викторина,  виртуальная экскурсия в картинную галерею, конкурс чтецов

15

Уфа – столица Башкортостана

   «Что я знаю об Уфе»? (передача собственного опыта от увиденного во время поездок в столицу) Достопримечательности города,  

беседа, виртуальная экскурсия

16

Славные люди Башкирии

Наши земляки – великие писатели, поэты, художники, артисты.  

беседа, чтение и анализ художественных произведений прослушива-ние музыкальных произведений

17

Жемчужина Урала

Знакомство с памятниками природы Башкортостана

 Виртуальная экскурсия, рассматрива-ние, фотоальбомов выполнение рисунков

18

Мой  город – моя родина

Знакомство с символами города, его историей, достопримечательностями;    «Мой город молод и красив»  

беседа, виртуальная экскурсия

19

Содружество семьи и города

«История моей семьи и моего города», «История города в семейных фотографиях», «Первые нефтекамцы – члены моей семьи», «Вклад моей семьи в развитие города»  

 

исследовательская работа, проектная работа

20

Ими гордится наш город

Знакомство с  писателями, поэтами города, творческими коллективами, знаменитыми спортсменами.    

 «Те, кто прославил Нефтекамск»

Исследова-тельская работа, фотовыставка

22.

Уроки мудрости

Проекты «Мои предки в Башкирии»,  «Расскажи о бабушках и дедушках», «Моя родословная. Кем были  мои прадеды?»

Презентация творческих   работ

23.

Мои  земляки – защитники Родины

Посещение городского краеведческого музея, сквера Победы

экскурсия в музей

                                                      Мир без опасностей (9 часов)

24.

Школа докторов здоровья

 Понятие  роли выполнения режима дня, соблюдения личной гигиены, правильного питания  в жизни ученика

беседа,  составление режима дня, викторина

25.

Вредные привычки

Виды вредных привычек. Влияние вредных привычек на жизнь человека.

  «Жизнь без вредных привычек»

Беседа, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций, составление рекламы

27.

В гости к зелёной аптеке

Лекарственные растения. Правила сбора, хранения и использование лекарственных растений

 Выставка рисунков,

просмотр фильма

презентация мини-проектов

 

28.

Я выбираю движение

  Правила здорового образа жизни.     «Спорт – это жизнь»

 Викторина,  подвижные игры

29.

Чрезвычайные ситуации  в быту

 Виды чрезвычайных ситуаций.  Работа пожарных

   Беседа, экскурсия в пожарную часть, решение проблемных ситуаций

30.

  «Готовимся к каникулам»

Повторение правил поведения на воде, в лесу, на дорогах, в быту. Подведение итогов, проведение самооценки

конкурс рисунков, рефлексия

 

Тематический план

 3-й год обучения  

№ п/п раздела

Название раздела

Количество часов на изучение раздела

 Я - школьник

6 ч.

Я среди людей

9 ч.

Мой родной край

12 ч.

Мир без опасностей

8 ч.

Итого:

35 ч.

Содержание программы

№ п/п

Тема

Элемент содержания

Коли чест-во часов

Вид занятия

Я - школьник (6 часов)

1.

Мои права и обязанности в классном коллективе

Понятие «классный коллектив, взаимоотношения в коллективе.  «Что я знаю о правах и обязанностях школьников? Для чего я должен их соблюдать?»  

1

Беседа, соствале-ние мини-проекта «Наши обязанности в классе»

2.

Как стать успешным в школе

Понятия «успех», «успешность»»; пути достижения успеха в учебной деятельности и во взаимоотношениях с товарищами

1

Беседа, составление памятки «Как стать успешным учеником?»

3.

Культура поведения в классе

Понятие «культура поведения», основные правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в школе

1

Беседа, решение проблем-ных ситуаций

4.

Поговорим о  традициях

Понятие «традиции»; традиции нашего класса, их значение; роль каждого ученика в создании и поддержании традиций класса и школы

1

Беседа, встреча с президен-том школы

5.

 Законы и традиции  нашей школы  

«Я-школьник», «Школьные правила или для чего их соблюдаем?», «Наши школьные традиции», «Мой вклад в жизнь класса» и т.д.  

2

Защита проектных работ  

Я среди людей (9 часов)

6.

Моя семья – моё богатство

Что такое семья? Взаимоотношения членов семьи, качества личности, помогающие сплочению семьи; домашние обязанности.

    «Я и моя семья»  

2

Беседа, решение проблем-ных ситуаций, фотовыс-тавка

7.

Семейные ценности

Понятие «семейные ценности», традиции семьи, значение семейных традиций в сплочении членов семьи

1

Составле-ние  герба семьи, творческие работы «Традиция моей семьи»

9.

Мы такие разные!

Люди разных национальностей;  культура, традиции, обычаи; изучение обычаев и традиций разных народов; отношение к людям иной национальности; личностные качества  

2

Беседа, викторина «Культура разных народов», исследова-тельская и проектная работа  «Традиции и обычаи моего народа»

10.

Правила поведения в общественных местах

История возникновения хороших манер; правила поведения в столовой, театре, на улице, в транспорте

2

Работа с книгой, беседа, моделирование и решение ситуаций, выпуск газеты

11.

Чем я горжусь?  

 Достижения ученика и его семьи

2

Проект

Мой родной край (12 часов)

12.

Наша Родина - Россия, Республика Башкортостан

Понятия  «Родина», «столица», знакомство с символами (флаг, герб, гимн). Богатства нашей Родины: народ,  природа, искусство и т.д.

 

1

Беседа, выполнение коллектив-ного проекта «Моя Родина»

13.

Достопримечатель-ности родного края

Памятники природы, памятники – дело рук человека; проблемы их  сохранения; роль человека в сохранении и приумножении богатства родного края

1

Виртуальная экскурсия, беседа, викторина

14.

Культура жителей Башкортостана

Народы, населяющие нашу республику. Изучение быта, обычаев, традиций, игр разных народов

2

Беседа, презентации, просмотр фильма, игры, выставка

15.

Народные промыслы моего края

Понятие «народные промыслы», виды народных промысел Республики Башкортостан

1

Экскурсия в краеведчес-кий музей

16.

«Моя малая родина -  Нефтекамск»

История города; промышленность, центры культуры, творчества и спорта. Личный вклад жителя города в его процветание

1

 Исследова-тельская работа

17.

Мы гордимся нашими земляками

Деятели искусства, спорта; выполнение воинского долга – показатель гражданственности. Личностные качества, необходимые для достижения цели успеха в разных областях деятельности

2

Беседа, презентации, фотовыс-тавка, экскурсия на Аллею Славы

18

Природа -гениальный изобретатель

Природа и человек, природа на службе у человека

1

Беседа, виртуальная выставка

19.

Экологическая обстановка в родном крае

Понятие «экология», виды и причины загрязнения  природы; способы защиты и сохранения родного края. Личная ответственность каждого человека – бережное отношение к окружающему». Тропа здоровья

2

Решение и моделиро-вание проблемных ситуаций, акция «Внеси вклад в сохранение природы»

20

«Защищаю ли я природу?»

«Мой вклад в защиту природы моего края»

1

Проект.

 Мир без опасностей (8 часов)

22

Культура здорового образа жизни

  Режим дня, значение его соблюдения;    гигиенические нормы и культура питания

1

Беседа, просмотр фильма, составле-ние рекламы

23

Азбука города

Правила дорожного движения, поведение на дороге водителя, пешехода и пассажира

1

Акция «Обраще-ние к участникам дорожного движения»

24

Бытовые опасности

Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения. Правила обращения с огнём, газом,   Поведение около водоёмов, в лесу

1

Беседа, сюжетно-ролевые игры, решение проблем-ных ситуаций, составление памятки ученикам 1 класса

25

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Роль воздушных, солнечных и водных процедур в сохранении здоровья человека; отдых на природе: виды, культура поведения

1

Беседа, рисунки, составление рекламы и памяток

26.

Зеленая аптека

Лекарственные травы, встречающиеся в нашей местности, правила их сбора, бережное отношение. Простые способы оказания помощи себе и пострадавшему

2

Беседа, викторина, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций, выпуск газеты «В гостях у зелёной аптеки»

27.

«Что? Где? Когда?»

Закрепление правил безопасности жизнедеятельности человека

2

Конкурс

Тематический план

(4-й год обучения)  

№ п/п раздела

Название раздела

Количество часов на изучение раздела

 Я - школьник

6 ч.

Я  среди людей

11 ч.

 Мой родной край

9 ч.

Мир без опасностей

9 ч

Итого:

35 ч.

Содержание программы

п/п

Тема

Элемент содержания

Ко-ли -чество ча-сов

Вид занятия

Я - школьник (6 часов)

1

Я и мой класс

Взаимоотношения с коллективом в условиях класса. Понятия «товарищеские, дружеские отношения»; правила построения модели поведения с одноклассниками и учителями

2

Анкетирова-ние, беседа, анализ реальных ситуаций, фрагментов художествен-ных произведений

2

  Что я делаю хорошо, а что - плохо?

Обязанности и права школьника, нравственно-этические нормы поведения. Эмоциональная оценка поступков,  поведения товарищей,

2

Анкетирова-ние, анализ ситуаций, тренинг

3

Мое свободное время

Интересы учеников; их место, роль в жизни класса; правила организации своего свободного времени

2

Мини-проекты

Я среди людей (11 часов)

4

Для чего я рожден?

 Цель в жизни человека. Профессии, интересы. Место учёбы, окружающих людей, личностных качеств в достижении цели. Взаимодействие с партнёрами по выполнению общих дел

 

1

Беседа,

5

Знакомлюсь с Конституцией Российской Федерации

Конституция Российской Федерации – основной закон для каждого гражданина России; права и обязанности человека

1

Конференция

6

Проступок, правонарушение, преступление

Основные понятия «поступок», «правонарушение», «преступление», отличия этих понятий. Законы Конституции Российской Федерации связанные преступлением и правонарушением подростков. Меры ответственности подростка за правонарушение и преступление  

1

Беседа, работа с источниками: словарями, нормативными документами

7

Разрешение конфликтов без насилия

Понятие «конфликт», виды и причины конфликта; способы  предупреждения конфликтных ситуаций. Личностные качества, помогающие разрешению конфликта

1

Решение проблемных ситуаций, беседа, тренинг

8

Как стать успешным в обществе?

Понятия «успех», «успешность»; успех в разных видах деятельности человека; «ступеньки» к достижению успеха – личностные качества человека

1

Беседа, анализ ситуаций, встреча с успешным человеком, составление памятки

9

Я культурный человек?

Понятие «культурный человек», общепринятые нормы поведения в обществе; личностные качества как показатель и основа воспитанности человека. Для чего человек должен соблюдать этические правила?

1

Анкетирова-ние, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций

10

Правила речевого этикета

Понятие «речевой этикет»; ситуации: приходим в гости, принимаем гостей, телефонный разговор, переписка (приветствие, поздравление, пожелание, письмо, SMS, социальные сети)

2

Практическая работа, сюжетно-ролевые игры, составление памяток

11

Семья в моей жизни

Семейные ценности, традиции, кодекс моей семьи. Права и обязанности членов семьи

2

  Подготовка сборника  «Семья – это семь Я»

12

Мой портрет

Ребенок в семье, в школе, в обществе. Интересы, взаимоотношения с окружающим миром

1

Проект.

Мой родной край (9 часов)

13

Природа-   кормилица и вдохновительница

Природа в жизни каждого человека- источник жизни, вдохновения. Красота природы в произведения искусства разного вида

1

Исследова-тельская работа, выставка, конкурс рисунков, поделок

14

Освоение человеком законов жизни природы

Взаимосвязи между человеком и природой; освоение природы людьми; необходимость бережного отношения к природе

1

Конференция

15

Путешествуем по Красной книге

Красная книга России. Красная книга нашей республики. Растительный и животный мир просит о помощи. Причины вымирания животных и растений

1

Виртуальная экскурсия, фотовыставкавикторина

16

Заповеди юных защитников природы

Природа в опасности. Экологические проблемы –  дело рук человека. Деятельность детей в деле спасения природы родного края

2

Беседа, составление памятки, практическая работа: поделки из отходов, акция «Сохраним природу!»

17

 Выдающиеся люди моей Родины

Люди, прославившие себя в разных областях жизнедеятельности

2

Экскурсия в сквер Памяти, беседа, творческие работы

18

Помним, любим и гордимся

«Ими гордится наш народ», «Я хочу на него быть похожим», «Я хочу рассказать о …» и т.д.

2

Презентация проектных работ  

 Мир без опасностей (9 часов)

19

Правила поведения в общественных местах

Человек в школе, в обществе, театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе

2

Беседа, сюжетно-ролевая игра, посещение кинотеатра

20

Правила безопасного поведения в повседневной жизни

Противопожарная безопасность, дорожное движение: пешеход, пассажир и водитель

1

Моделирова-ние и решение проблемных  ситуаций, встреча с инспектором

21

Культура здоровья

Гигиена тела, режим труда и отдыха, питание

1

Конкурс реклам, плакатов

22

Табакокурение, наркомания, алкоголизм – зло XXI века

Социальные явления; социологические исследования: табакокурение, наркомания, алкоголизм среди подрастающего поколения; вред здоровью.  Спорт – альтернатива пагубным привычкам Личностные качества, необходимые человеку для избежания пристрастия к пагубным привычкам

1

Беседа с приглаше-нием специалистов, анкетиро-вание, создание буклетов

23

Культура отдыха

Игры, искусство, спорт, путешествие – виды отдыха человека; понятие «культура отдыха», соблюдение правил – залог успешного отдыха и сохранения своего здоровья

2

Спортивные игры, виртуальная экскурсия, посещение выставок

24

Моя безопасная жизнь

«Правила поведения в общественных местах»,  «Правила безопасного поведения в повседневной жизни», «Культура здоровья», «Культура отдыха», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»  

2

Презентация проектных работ  

Программно - методическое обеспечение

 

Литература

Для учителя: 

1.В.Э.Рублях.Правила дорожного движения.Книга для учащихся 1 класса,-М:Просвещение 2007г.-47 с.

2.О.П.Павлова,Г.П.Попова,Г.Н.Шевченко.Пожарная безопасность в начальной школе.Конспекты занятий и классных часов.-Волгоград, Учитель, 2005г.- 142 с.

3.Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. /Под науч.ред.Д.И.Фельдштейна.-Баласс, 2011,-416с.

4.Окружающий мир: система уроков по учебникуА.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, О.В.Бурского, А.С.Раутиана/авт-сост.О.А.Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2012-229с.

5.Пахмутова Н.И.,Домрачева Л.Н. Ознакомление с окружающим миромв 1 классе. «марий Эл учитель»Йошкар-Ола,1996

6.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.Внеклассное чтение для начальной школы,Москва «аквариум»,1996

7.Целоусова Т.Ю.,Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 3 класс»Вако:Москва,2003г.

8.Русские народные праздники и традиции /Л.Михеева, М.Короткова. – М.: дрофа-Плюс, 2008.-304 с.

 Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru

5. Официальный сайт Образовательной системы школа 2100. http://www.school2100.ru

6. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru

7.www. nsc. 1september. ru

8.http://www.uchportal.ru

                Информационно-коммуникативные средства:

1. Окружающий мир. 1-4 классы (DVD)

                      Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Медиапроектор

3. Фотоаппарат

4.Интерактивная доска или экран  для показа слайдов

                                         Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Коли

чество

ча-

сов

Дата проведения

По плану

Фактич.

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись

1

03.09

2

Все начинается со слова «здравствуйте»

1

10.09

3

Законы жизни в классе

1

17.09

4

Классный уголок

1

24.09

5

Мы теперь не просто дети- мы теперь ученики.

1

01.10

6

Праздник в школе.

1

08.10

7

 Поведение в  школе и других общественных местах

1

15.10

8

Режим дня первоклассника.

1

22.10

9

Мини-проект «Мой режим дня»

1

29.10

10

От улыбки стало всем светлей

1

12.11

11

Права и обязанности  школьников

1

19.11

12

Единство прав и обязанностей

1

26.11

13

Мой сосед по парте.

1

03.12

      14

Час откровенного разговора

1

10.12

      15          

Дружба - чудесное слово

1

27.12

     16

Для чего я рожден?

1

24.12

     17

Человек среди людей

1

21.01

     18

Моя семья- моя радость

1

28.01

    19

Семейные традиции и праздники

1

04.02

20

Я - помощник в своей семье

1

11.02

21

Наша Родина-Россия

1

18.02

22

Город, в котором я живу: история города

1

25.02

23

Моя Родина – Башкортостан: государственные символы родного края (герб,гимн,флаг)

1

04.03

24

Зелёные ладошки Земли. Растения, их разнообразие.

1

11.03

25

Лекарственные и ядовитые растения

1

18.03

26

Эти забавные животные

08.04

27

Мы в ответе за тех, кого приручили

1

15.04

28

Безопасная дорога в школу

1

22.04

29

Путь в страну «Здоровию»

1

29.04

30

Мы веселые ребята, мы ребята здоровята

1

06.05

31

Мой дом и опасности в нем

1

13.05

32

Один дома

1

20.05

33

Скоро каникулы. Мои планы

1

27.05

                                      Календарно-тематическое планирование 2класс

№ занятия

п/п

                           

                             Тема занятия

Коли чест

во часов

Дата проведения

По плану

Факти-

чески

1

Я и школа. Я – ученик

03.09

2

 Кто я и как выгляжу?

10.09

3

Школа вежливости. Правила этикета

17.09

4

Я, ты, мы. Моё свободное время

24.09

5

Моё хобби

01.10

6

История появления законов

08.10

7

Наши права и наши обязанности

15.10

8

Я и другие

22.10

9

 Семья – моя крепость

29.10

10

Что я могу? Что я хочу?

12.11

11

Мои обязанности и дела в коллективе

19.11

12

Чувства и поступки

26.12

13

Мир, в котором я живу

03.12

14

Родной край в древности  

10.12

15

 «С берёзовый листок величиной…»  

17.12

16

Уфа – столица Башкортостана

24.12

17

Славные люди Башкирии

21.01

18

Жемчужина Урала

28.01

19

Мой  город – моя родина

04.02

20

Содружество семьи и города

11.02

21

Проект «День города»

18.02

    22

Ими гордится наш город

25.02

23

Уроки мудрости. Наши бабушки и дедушки

04.03

24

Моя родословная

11.03

25

Мои  земляки – защитники Родины

18.03

26

Школа докторов здоровья

08.04

27

Вредные привычки

15.04

28

В гости к зелёной аптеке

22.04

29

Конкурс рисунков «Зеленая аптека»

29.04

30

Я выбираю движение

06.05

31

Правила здорового образа жизни

06.05

32

Чрезвычайные ситуации  в быту

13.05

33

Чрезвычайные ситуации на природе

13.05

34

 Служба спасения

20.05

35

Готовимся к каникулам

27.05



Предварительный просмотр:

Сведения о занятости учащихся во внеурочное время

№п/п

Фамилия, имя

Вне школы

В школе

Агабабов Кирилл

Александров Никита

Борьба

Мир вокруг нас

В гостях у природы

Мир вокруг нас

В гостях у природы

Алимгузина Алия

В гостях у природы

Мир вокруг нас

Амуляев Амир

Мир вокруг нас

В гостях у природы

Аюпова Далила

Я-исследователь

В гостях у природы

танцевальный

Бадретдинова Ляля

Я-исследователь

В гостях у природы

Бурханов Арсен

В гостях у природы

Мир вокруг нас

Валеев Айдар

Мир вокруг нас

В гостях у природы

9.

Ващук Захар

Я-исследователь

В гостях у природы

10

Габдрахманова Гульназ

Танцевальный

Я-исследователь

В гостях у природы

11

Габитова Яна

ДХШ

Я-исследователь

В гостях у природы

12

Гареева Арина

Я-исследователь

В гостях у природы

13

Гареев Раян

Плавание

Я-исследователь

В гостях у природы

14

Горячев Александр

Хоккей

Я-исследователь

В гостях у природы

15

Зюзин Михаил

В гостях у природы,

шахматы

Мир вокруг нас

16

Иксанова Аделина

Я-исследователь

танцевальный

В гостях у природы

17

Камилянов Давид

Кик-боксинг

В гостях у природы

Мир вокруг нас

шахматы

18

Мадишин Дамил

Я-исследователь

В гостях у природы

19

Муфтизанова Азалия

Танцевальный

Я-исследователь

В гостях у природы

20

Набиев Давид

Кик-боксинг

Я-исследователь

В гостях у природы

шахматы

Мир вокруг нас

21

Нуртдинов Азамат

Хоккей

Я-исследователь

В гостях у природы

22

Тухбатуллин Зуфар

В гостях у природы

Мир вокруг нас

баскетбол

23

Тышкевич Никита

     ДХШ

В гостях у природы

Мир вокруг нас

баскетбол

24

Файзуллина Валерия

Плавание, рисование

Я-исследователь

В гостях у природы

25

Хайруллин Алекс

В гостях у природы

Мир вокруг нас

26

Хасанова Илина

Танцевальный

Я-исследователь

В гостях у природы

27

Хуснутдинов Линар

Брейк-данс

В гостях у природы

шахматы

Мир вокруг нас

28

Юзикеев Илья

Плавание

Я-исследователь

В гостях у природы

Мир вокруг нас

29

Юнусов Рафаэль

В гостях у природы

Мир вокруг нас