Опыт работы по ПДД

Радченко Татьяна Викторовна

Опыт работы по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы по ПДД171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ «Охинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                             детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

                                              Опыт работы

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения

                              и безопасного поведения на улицах»

Радченко Татьяна Викторовна

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 5 «Звёздочка» г. Охи

                                                г. Оха, 2017 г

                Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Теоретические аспекты взаимодействия ребёнка с транспортной систе-

мой города………………………………………………………………….6

Работа с детьми………………………………………………………….....7

Развивающая среда………………………………………………………...7        

Работа с педагогами………………………………………………………..8

Работа с родителями……………………………………………………….8

Причины детского дорожно-транспортного травматизма………………8

Психофизиологические особенности поведения ребёнка на доро-

ге……………………………………………………………………………..9

Взаимодействие с семьёй…………………………………………..............11

Результаты сформированности у детей навыков

соблюдения правил дорожного движения………………………………..12

Выводы……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………15

Приложения………………………………………………………………...16

Введение. В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

         Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.

«Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах» включается в соответствующие государственные стандарты (Приказ Министерства образования и науки России № 655 от 23.11. 2009 года «0б утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приложение к нему «Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы»).

С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Только за пять лет – с 2010 г. по 2015 г. – в России произошло около 800 тыс. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.

Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП – ребёнок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.

«Ситуацию, когда Россия теряет без малого 40 тыс. своих граждан, из них 2 тыс. детей ежегодно, иначе, чем национальное бедствие, оценивать нельзя», - отметил в докладе «Совершенствование государственной системы управления безопасностью дорожного движения в РФ» заместитель Министра транспорта РФ Л.П.Насонов на научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Новизна. Система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

 Я начала эту  работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на  рассматриваемую  проблему. Для  этого  использовала анкетирование, как одну из неформальных  форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

          Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно  всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют,  чему учить ребенка в определенном возрасте.

Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

                                           

                                Средняя группа, 2016-2017 уч. год

Культура поведения

Дорожные знаки

«Ловушки»

Сведения  о родителях

Номера телефонов экстренных служб

низкий уровень знаний

низкий уровень знаний

низкий уровень знаний

средний уровень знаний

низкий уровень знаний

Получив такие данные, мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. высказывание С.Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители  пример ему» - стала девизом такой работы.

Вся система  работы  даже самых  опытных  педагогов  сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает  правила дорожного движения, подвергая опасности свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине,  и они  подчас  становятся  свидетелями  нарушений  правил  родителями – водителями.

Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

  • Знакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • Формировать умения применять полученные знания в жизни;
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • Воспитывать  у детей потребность быть осторожными и осмотрительными. дисциплинированными и внимательными на улицах.

Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

  • Ребёнок - пешеход

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

  • Ребёнок - пассажир

Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров;

  • Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).

Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроила

 работу с детьми с использованием таких форм работы как:

      1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)

2.Целевые прогулки.

Включены  в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

3. Индивидуальная работа.

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

      4. Праздники и развлечения.

Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

5. Участие в конкурсной деятельности.

 «Зелёный огонёк», конкур рисунков  в ДОУ «За безопасность всей семьёй», участие педагогов с обобщением опыта работы по данной проблеме.

6. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.

7. Создание групповых библиотек.

8. Развивающая среда.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления, занятия в специализированной комнате «Автосалон».

9. Работа с педагогами.

Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.

10. Работа с родителями. 

Создан информационный стенд для родителей, используются инновационные компьютерные технологии (ИКТ), составлена адресная книга родительских e-mail, куда рассылаются анкеты, точечные консультации, рекомендации, интерактивные игры для индивидуальной работы с ребёнком дома по закреплению знаний  по ПДД, проводятся семейные мастер-классы «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия» и на другие темы, участие в акции «Письмо водителю», посвящённой Всемирному дню памяти жертв ДТП.

Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы в своём коллективе начинаем с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.

Базовой программой является программа «В стране дорожных знаков», разработанная в нашем ДОУ.

На базе этой программы мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения разработала примерное содержание показателей и методику их выявления. Определила показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.

Проанализировав статистику ДТП с участием детей и опираясь на особенности психофизиологического развития детей дошкольного возраста, выделила следующие причины детского ДТТ:

ДТП, связанные с детьми, возникают, если:

  • не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета;
  • смотрят по сторонам небрежно;
  • не оглядевшись, начинают движение;
  • оценивают обстановку без поворота головы;
  • делают шаг назад, не глядя;
  • немедленно реагируют, когда кто-то их позовёт или они кого-то увидят;
  • перебегают проезжую часть, не останавливаясь;
  • двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;
  • совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транспорта или игрушек у другого пешехода;
  • держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом закончить переход;
  • проявляют недисциплинированность, толкаются и т. д.

Психофизиологические особенности поведения ребёнка на дороге.

Проблеме обучения детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание, поскольку ребенок — это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.

Этот вопрос особенно актуален еще и потому, что начиная с дошкольного возраста (а именно с 6-7 лет), ребенку приходится осваивать роль самостоятельного пешехода. С одной стороны, у детей 6-7 лет, , более развита способность к самоорганизации, чем у младших дошкольников. Они уже более самостоятельны в своих мыслях, действиях. У них больше развита восприимчивость к слову, логическое мышление.

К концу дошкольного возраста у ребенка возникает способность действовать произвольно как в плане поведения (произвольность поведения), так и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности, позиционность действия). Эти способности являются необходимыми для школьной деятельности.

Казалось бы, что дети младшего школьного возраста способны лучше ориентироваться в дорожной ситуации, чем дошкольники. У детей происходят важные изменения как в физическом (смена молочных зубов, изменения в фигуре, удлинение рук, ног и др.), так и в психическом развитии (перестройка мышления, внимания, эмоциональной сферы).

Дети среднего дошкольного возраста способны управлять своим вниманием и организовывать учебную деятельность в соответствии с требованиями взрослого, но для этого им нужны значительные усилия. Ребенок не может долгое время поддерживать себя в таком состоянии, поэтому непроизвольное внимание у детей преобладает. Их движения очень часто бывают импульсивными, непроизвольными. Играя, они могут неожиданно выскочить на проезжую часть, либо не заметить проезжающую машину. Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при переходе через дорогу, но из-за усталости их внимание может быть отвлечено. Поэтому педагоги советуют родителям первоклассников организовывать сопровождение своих детей в школу.

При обучении школьников правилам дорожного движения следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный метод обучения правилам дорожного движения эффективен не для всех. Наиболее эффективно использовать разнообразные методы. В дополнение  рассказа воспитателя рекомендую использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, и слайд-презентации, и рассказы самих детей. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием уличных ситуаций и чтением вслух. Это полезно для активизации у детей других  каналов восприятия информации.

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у дошкольников преобладает, рекомендую чаще использовать в занятиях игровые методы, развивающие у детей воображение. Учитывая то, что чувствительность к цвету у детей дошкольного возраста практически стопроцентная, советую уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике. Если они будут ярко, красочно и при этом методически грамотно оформлены, это привлечет внимание детей, активизирует их образное мышление и поможет лучшему усвоению правил дорожного движения. На детей дошкольного возраста большое влияние оказывает мнение родителей, взрослых и всех «значимых других», поэтому можно говорить о том, что успешное обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения возможно.

                   Для успешной реализации данного направления  наметила основные направления работы и этапы реализации : составила тематический перспективный план на год по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, разработала рабочую программу «Три сигнала светофора», использовала следующие инновации в работе с детьми:

- интерактивные формы - компьютер явился  эффективным игровым средством отработки у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, развития творческих способностей дошкольников.

Задания включают  в себя «Игры на мониторе», то есть известные дидактические игры по дорожному движению преобразованы и используются в электронном виде, составленная мною интерактивная игра «Азбука города» позволяет закрепить у детей полученные знания;

- интерактивная автошкола – это учебно-методические игры для проведения теоретических занятий с детьми;

- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций – с этой целью проводились сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, занятия в кружках и студиях.

- продуктивная деятельность детей - это участие в работе агитбригады «Светофорик», проведение совместных КВН с МДОУ детским садом № 20 «Снегурочка», участие в изготовлении дидактических игр: «Придумай новый знак», «Составь автомобиль», «Перевёртыши».

Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге.

Первым учителем, который может ребёнку-дошкольнику решить проблему безопасного поведения, должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме.

В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

Для этого мною составлена учебная программа подготовки педагогов по ПДД «Всем знать положено правила дорожные», перспективное планирование  работы с педагогами на год, включающее в себя:

  • инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало и конец учебного года,
  • анкетирование воспитателей
  • оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»,
  • встреча с сотрудниками ГИБДД,
  • семинар-практикум «Первые шаги на пути к безопасности на дороге»,
  • организацию выставки в ДОУ «Дорожная азбука»,
  • проведение тематических занятий «Букварь юного пешехода» в рамках Всероссийской недели безопасного движения,
  • музыкально-спортивный праздник «Посвящение в пешеходы».

Взаимодействие с семьёй.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». С этой цитатой В. А. Сухомлинского я полностью согласна.

Для эффективного достижения результата по обучению детей правилам дорожного движения мною составлен перспективный план работы с родителями по данному направлению на год, использовались инновационные формы работы с родителями такие как, электронная база родительских e-mail, куда рассылаются анкеты, консультации, рекомендации, оформлялась электронная выставка детских работ на дорожную тематику; работала и обратная связь «Смайлик спешит на помощь!», где родители задавали вопросы, а педагоги детского сада отвечали.

Интересной формой работы с родителями считаю долгосрочный семейный проект «Безопасность наших детей через ознакомление с правилами дорожного движения». Цель его: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Одной из инноваций в работе с родителями явилась организация семейного мастер-класса. В детском саду обобщён опыт семьи Шульгина Н.В. по теме «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия».

В форме семейного мастер-класса и слайд-презентации Николай Владимирович рассказал родителям о необходимости использования специальных детских удерживающих устройств во время автомобильного путешествия с ребёнком. Предложил подборку игровых моментов, включающие в себя загадки-шутки, словесные игры, динамические паузы, помогающие развлечь ребёнка в дороге.

Кроме этого, педагоги вместе с родителями разрабатывают безопасный маршрут первоклассника, и удостоверение юного пешехода вручается каждому дошкольнику на выпускном утреннике.

Сравнительные результаты сформированности у детей навыков

соблюдения правил дорожного движения выглядят следующим образом (в разрезе 2016-2017 учебного года):

Средняя группа

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

8%

2 чел.

72%

18 чел.

20%

5 чел.

40%

10 чел.

60%

15 чел.

-

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику, успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 87 % выпускников детского сада, о чём свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

2016 год

63% детей- высокий уровень знаний

2017 год

79% детей- высокий уровень знаний

2018 год

87% детей- высокий уровень знаний

Планирование дальнейшей работы:

- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;

- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;

- педагогам продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.

ВЫВОДЫ.

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Система деятельности МДОУ детского сада № 5 «Звёздочка» по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей,

позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Анкетный опрос родителей:

67%

абсолютно удовлетворены

28%

скорее удовлетворены

5%

трудно сказать

Необходимость продолжения работы в данном направлении:

94%

да

6%

нет

Об эффективности использования материалов моего опыта работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, проведении мастер-классов, в оформлении фотоальбомов и т. д.

Практическое использование материалов моего опыта работы в МДОУ детском саду № 5 «Звёздочка» показало его высокую эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты,  за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
  3. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
  4. Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
  5. Ивенский М.Л. Культура и этика участников дорожного движения. – Йошкар-Ола: «Колор», 1998.
  6. Котик М.М. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
  7. Пинт А.А.Психология водителя и стиль вождения. Искусство выжить на дороге. – М.: Информрекламиздат, 1992.
  8. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
  9. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993.
  10. Обучение дошкольников правилам безопасного движения: Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.
  11. Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.
  12. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  13. Типичные опасные дорожные ситуации: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Изд-во при НИИ труда, 1989.
  14. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008  

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                      ИГРЫ ПО ПДД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ

  « КРАСНЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ»

 Программное содержание:  учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Вначале игра проводится с одним ребенком.

Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый. Предлагает взять ребенку игрушку

 машину и говорит:» Ты , Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».

На следующем занятии воспитатель берет подгруппу детей.                          

                                                                                                       

                                                                                                                                                                            «ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ»

Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).

Воспитатель говорит: «Прилетели птички, птички – невелички. Все летали , все летали, крыльями махали. (Дети бегают, плавно взмахивают руками).

  Так они летали , крыльями махали, на дорожку прилетели, зернышки клевали.(присаживаются, постукивают пальцами по коленям).

   Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись! Тра-та-та, берегись, посторонись!». Дети – птички  бегут от автомобиля.

«НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ»

Дети получают флажки 3-4 цветов: один- синий, другие – зеленые, третьи – желтые и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, желтый, красный).

    По сигналу воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по комнате (площадке) группками или в одиночку. По новому сигналу: «Найдите свой цвет» - дети бегут к цветку соответствующего цвета.

 ….Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает детям во время прогулки остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажки и бегут к ним.

Воспитатель отмечает, какая группка соберется быстрее других.                                                                                                                                        

 «ТРАМВАЙ»

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка – желтый, красный, зеленый.

   Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета и дети бегут – трамвай двигается. Добежав до воспитателя,  дети смотрят , не сменился ли цвет флажка: если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если поднят желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.

 

    Если желающих играть много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят.

     Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали!». Если детям более знаком автобус или троллейбус можно заменить трамвай другим видом транспорта.

«ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

     Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках воробушки. На другом конце площадке обозначается место для автомобиля (гараж).

   «Воробушки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см.), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.

    Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок) воробушки пугаются и улетают в гнезда. (при этом каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем. Детям, изображающим автомобиль, можно дать руль.

Воспитатель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки.

     В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о колени.

«ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

           Дети размещаются вдоль стены комнаты. Они – автомобили. Каждому из  играющих детей дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты. Он держит в руках три цветных флажка какого-либо цвета. Все дети имеющие флажок этого цвета , бегут по площадке ( в любом направлении), на ходу они гуляют , подражая автомобилю. Когда воспитатель опускает флажок , дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

        Воспитатель может поднимать один , два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

         Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились»

         Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным. Например: «Выезжают синие автомобили , синие автомобили,  синие автомобили  возвращаются домой»..            

                 

«ЛАБИРИНТ»

 Эта игра проводится , когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указаний («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено», и др.) Делается лабиринт . Можно его сделать из песка, кирпичей, камней.

     В лабиринте ставят знаки. На велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдают указание знаков. Тот , кто не нарушал правил,  может свободно проехать  по лабиринту.

             

                                             

 «ЗЕЛЕНЫЙ ГЛАЗ»

Для  усвоения правил дорожного движения можно использовать технические      средства. У входа в детский сад установить светофор, у которого переключаются цветные глазки. Когда дети входят и возвращаются с прогулки, воспитатель включает красный цвет – идти нельзя, затем желтый – приготовиться, только на зеленый разрешено входить в помещение. После 5-6 дней такой практики все дети будут знать , что улицу нужно переходить на зеленый свет светофора.

           

 

«ЗЕЛЕНЫЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ»

Игру можно проводить по -разному, т.е. с  разными предметами.

1.Дети строятся в три  звена, на полу три обруча: зеленый, желтый, красный. По сигналу дети  разбегаются и собираются на свои места. Обручи меняют местами.

2. Все дети двигаются по залу. Ведущий  поднимает вверх красный флажок- дети останавливаются, поднимают зеленый – движутся, поднимает желтый – останавливаются и т.д. Игра на внимание.

 3.Детям  раздаются разного цвета палочки. Ведущий  поднимает красный флажок и дети с красными палочками начинают бегать. Поднимается зеленый флажок- бегать начинают дети с зелеными палочками  и т.д.

                             

«МИЛИЦИОНЕР»

  Участвуют «милиционер» с жезлом, дети на машинах.

На полу разложены пешеходные переходы, дорожки, по которым будут переходить дети. По середине  зала  стоит    «милиционер» , который жезлом показывает , что нужно  делать пешеходам,  шоферам, велосипедистам, т.е. ехать машинам или идти пешеходам.                                                                                                                          

                              Игра предназначена для закрепления правил дорожного движения.

             

 «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

На полу разложены дорожные знаки, последовательность любая. Между знаками просто кружочки. Играют две команды. Из бумаги сделан квадрат с одной стороны красный, с  кегли  или флажки. Играет вся группа, по  одному ходу каждому  ребенку. Продвижение идет в соответствии с  цветом на светофоре, дорожных знаков. В этой игре пропускаются ходы и идет продвижение вперед через один ход.

                                                                                                             

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Конспект НОД  по ПДД в средней группе

Тема «Красный, желтый, зеленый». 

Цель: 
закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы;
развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; 
развивать у детей разговорную речь. 

Наглядное пособие: 
-макет светофора; 
-знак «Пешеходный переход». 

1. Организационная часть. 
- Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня к нам пришли много гостей. Давайте поздороваемся с ними и послушаем меня внимательно. Ребята вы уже научились играть с машинами, водить их. Шоферы ,и взрослые и дети должны знать правила дорожного движения, чтобы на дорогах не было аварий. Ребята, скажите мне, какой знак помогает нам переходить через улицу? 
-Пешеходный переход. 
- Правильно, ребята. Расскажите мне, для чего нужен этот знак? 

-Пешеход, пешеход 
Всем знакомые полоски 
Похожие на зебру 
Знают дети, знают взрослый 
Знай, что только переход 
От машин тебя спасет. 

Если ты спешишь в пути 
Через улицу пройти, 
Там иди, где весь народ 
Там, где знак пешеходный переход. 
(стук в дверь) 
-Кто там? 
- Почтальон Печкин. Вам посылку принес. 
- Спасибо тебе, почтальон Печкин. Ребята, посмотрим, от кого же это посылка? 
(беру посылку и под ленточкой нахожу конверт с адресом детского сада и названием группы, читаю детям). 

«Шлю посылку Вам друзья, 
У меня всего три глаза, 
Разноцветные они 
Каким глазом подмигну, 
Что вам делать подскажу» 
-Ребята, от кого же это посылка? 
- От светофора. 
- Правильно ребята. Это посылка от светофора. 
(достаю из коробки светофор) 
- Ребята, для чего нужен светофор? 
- Он смотрит за движением машин на дорогах, за людьми, чтобы на дорогах не было аварий. 
- Правильно, ребята. 
(стук в дверь) 
- Ребята, к нам опять кто-то пришел. Кто же это? 
(входит лиса) 
-Ах, я рыжая Лиса 
Я плутовка, я хитра. 
Никого я не боюсь 
Где хочу, там появлюсь. 
-Здравствуйте, дети. А что вы тут делаете? 
- Здравствуй, Лиса.. мы знакомимся с правилами дорожных движений. Лиса, а ты знаешь правила дорожных движений. 
-Конечно, знаю. 
- Скажи, вот это какой знак? 
- Светофор. 
- А для чего нужен светофор. Расскажи нам. 
- А что рассказать. Похож на елочку, горят разноцветные огоньки, вокруг него можно хоровод водить. 
- Ребята, правильно ли говорит Лиса. 
- Нет. Конечно, нет. Лиса, послушай, наши дети знают стихи про светофор. 
2. Совершенствование знаний, умений, навыков. 
(дети читают стихи про светофор) 

Наши ребята идут в детский сад 
Наши ребята очень спешат! 
Хоть у вас терпенья нет, 
Подождите – красный свет! 
Детям путь закрыт! 
Желтый свет на пути – 
Приготовьтесь в путь идти 
Свет зеленый впереди – 
Вот теперь переходи. 

Чтоб тебе помочь 
Путь пройти опасный, 
Горим и день, и ночь- 
Зеленый, желтый, красный. 

Самый строгий - красный свет.. 
Если он горит, 
Стоп! Дороги дальше нет, 
Путь для всех закрыт. 

Чтоб спокойно перешел ты, 
Слушай наш совет: 
- Жди! Увидишь скоро желтый 
В середине свет. 

А за ним зеленый свет 
Вспыхнет впереди. 
Скажет он – препятствий нет, 
Смело в путь иди. 
-Вот, Лиса, наши дети какие умные. Они знают правила дорожного движения. 
А твои лесные друзья знают правила дорожного движения? 
- Нет. 

3. Практическая часть. 
- Давайте, ребята, поможем лисе. Сделаем для лесных зверей светофоры из бумаги и подарим их. 
(дети делают светофоры) 
-Спасибо, ребята. 

4. Закрепление. 
-А сейчас, ребята, поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый».Вы будете шоферами. Когда я подниму красный кружочек – значит, дороги нет, вы держите рули в одной руке внизу. А когда говорю желтый свет – приготовиться, вы держите руль двумя руками и готовьтесь на путь. Когда говорю зеленый свет – можно ехать, путь открыть, вы двигаетесь под музыку. 
(игру повторяем несколько раз) 
-Понравилась тебе, Лиса, наша игра. 
- Да. Спасибо, ребята, вы меня многому научили. Я теперь своих друзей научу. Я вам от лесных друзей принесла гостинцы, угощайтесь. 
- Спасибо тебе, Лиса. Еще приходи к нам со своими друзьями. До свидания.

                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Конспект НОД  по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Средства регулирования дорожного движения».

Цель: познакомить детей со средствами регулирования дорожного движения.

Задачи:

1. Дать детям представление о светофоре, жезле регулировщика, диске с красным световозвращателем как средствах регулирования дорожного движения.

2. Развивать кругозор детей, речь, память, мышление, координацию движений и быстрое реагирование на сигналы.

3. Продолжать формировать чувство безопасности за свою жизнь.

Методическое обеспечение: макет светофора с регулированием света, жезл регулировщика, диск с красным световозвращателем.

Словарная работа: световозвращатель.

Мотивация: личная заинтересованность детей.

Методика проведения:

Закрепление изученного материала

— Ребята, предлагаю поиграть в игру «Дорожные знаки». Я показываю знаки, а вы угадываете группу знака и что он означает.

Ознакомление с новым материалом

Я загадываю вам загадку, а вы ее отгадайте:

У чудовища три глаза,

И горят они огнями разными,

Но не сразу.

Загорелся у чудища зеленый глаз,

Можно улицу переходить сейчас.

Желтый глаз у чудища горит,

Он двигаться не велит.

Ну, а если красный глаз горит:

«Стой!» — он всем нам говорит.

(Светофор)

— Правильно, это светофор. А для чего нужен светофор? (Ответы детей)

Игра: «Светофор»

— Давайте поиграем со светофором. Все встаньте и начните движение — можно бегать, прыгать, ходить, но при этом надо наблюдать за светофором и выполнять те команды, которые он будет давать своими огоньками. (Игра проводится минуты 2-3)

— Садитесь на свои места. Давайте рассмотрим на рисунках, какие могут встретиться светофоры на улицах городов.

Рассмотрение рисунков светофоров:

- с вертикальным расположением сигналов;

- с горизонтальным расположением сигналов;

- с дополнительными секциями;

- пешеходные светофоры;

- светофоры для велосипедистов.

— Запомните, дети, что по правилам дорожного движения на велосипеде по улицам города можно ездить с 14 лет.

— А на улицах города есть еще и светофоры со звуком. Слышали, как они издают звук? Как вы думаете, для чего нужны такие светофоры?

(Ответы детей)

— А если кто-то из вас поздно ночью ехал или шел вдоль дороги, то, наверное, заметил, что ночью все время мигает только желтый свет. Что это означает?

(Надо быть осторожными всем — и водителям, и пешеходам, движение не регулируется)

Работа в тетрадях

— Открывайте свои тетради по ПДД. Давайте напишем слово «светофор». Кто может самостоятельно у доски напечатать это слово?

(Ребенок печатает на доске, а остальные в тетрадях)

— А теперь можно нарисовать светофор.

(Дети рисуют)

— А сейчас послушайте рассказ об истории возникновения светофора. Светофор изобретен в Англии. Инженер Кайт придумал механический светофор в Лондоне. Цвета в светофоре менялись при помощи приводных ремней, приводимых в движение руками. Но перед тем, как его установить на улице, в газете опубликовали правила того, что означают цвета светофора. Но в ночное время цвета светофора не были видны. Тогда внутрь светофора вставили газовый фонарь, чтобы цвета светофора были хорошо видны ночью. Но такой светофор взорвался, и о светофоре забыли. Позже светофор появился в Америке, и он был электрический. А сейчас светофор — незаменимый помощник в регулировании движения на улицах городов. Но существуют еще регулировщики движения, кроме светофора. Об этом есть стихотворение. Написал его поэт Я. Пишумов:

Постовой

Посмотрите, постовой

Встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали, вы видали?

Все машины сразу встали!

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!

Не волнуется народ,

Через улицу идет,

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему!

— Как вы думаете, когда на улицах города появляются такие вот постовые, о котором рассказывается в стихотворении?

(Ответы детей)

— Когда на улицах появляется много-много машин, то образуются заторы, или пробки. Вот тогда на помощь водителям приходит постовой. А что у него в руках?

(Ответы детей)

Рассмотрение жезла регулировщика и диска с красным световозвращателем

— Посмотрите, вот эту палочку называют жезлом регулировщика. При помощи этого жезла регулируют движение транспорта и пешеходов. Для этого есть разные жесты у регулировщика. Руки постовой с жезлом поднимает вверх, в стороны и опускает. Сигналы регулировщика, так же как и сигналы светофора, обязаны выполнять и водители, и пешеходы.

Жесты регулировщика:

- Если регулировщик стоит левым или правым боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены, это соответствует зеленому сигналу светофора и движение через проезжую часть разрешается.

- Если регулировщик поднимает вверх руку или жезл, то это соответствует желтому сигналу светофора.

- Если регулировщик обращен к пешеходам спиной или грудью с вытянутыми в стороны или опущенными руками — переход проезжей части запрещен, это положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.

- Если регулировщик вытянул правую руку вперед, это означает, что пешеходам можно переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

- Иногда вместо жезла регулировщик использует вот такой диск. Когда свет от машин падает на диск, то он светится красным огнем. Как вы думаете, для чего нужен такой диск, ведь у регулировщика есть жезл?

(Ответы детей)

Можно провести эксперимент с настоящим диском. Найти темное место и осветить диск фонариком.

— Да, в ночное время регулировщики используют диск, так как жезл в темноте не видно. А теперь давайте в тетрадях нарисуем жезл и диск. И светофор, и жезл, и диск — все это помогает регулировать движение на дорогах.

(Дети рисуют и печатают слова «жезл», «диск»)

На прогулку выносятся атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры с ролью инспектора ГИБДД.