Материалы выступлений


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МБОУ Краснооктябрьская школа

                                           

                                                                   Педсовет

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                               

                                                     Подготовила: учитель математики

                                                                                        1 категории  Тимощенкова Л.А.

2016г

Эпиграфом для выступления хочется привести фразу великого Иммануила Канта.

В любой науке столько истины, сколько в ней математики.

Иммануил Кант

На первый взгляд эта тема относится только к учителям математики, но это ошибочное мнение.

Этот вопрос охватывает деятельность образовательных учреждений всех уровней. Начиная от детского сада, заканчивая высшими профессиональными заведениями и организациями дополнительного образования.  Возникает вопрос, почему этому направлению работы уделяется  внимание на правительственном уровне.

90-годы  и события последних лет показали,  и лишний раз подтвердили слова российского императора Александра 3 Миротворца (1845—1894) ...   «Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он говорить своим министрам, — наша армия и флот»

Эта фраза имеет более глубокий смысл, нежели чем состояние обороноспособности страны, что не маловажно. Развитие научно – технического прогресса государства – это залог не только экономического состояния, но и вообще существования государства. Россия сильная, прогрессивная «друзьям» в кавычках не нужна.  Целью было,  образно говоря, лишить «автомата Калашникова»,  ослабить, а потом можно заставить забыть свою  историю, переписав  - так как надо, литературу,  и даже лишить своего языка, навязав чужой, под видом заботы об интеллектуальном развитии. А далее,  качай недра, ножками Буша накормим, ИКТ дадим. Россия – радуйся и танцуй. Плохо будете себя вести наложим санкции и лишим.

И  надежда на помощь «доброжелателей» извне, это детская наивность.

Маленькое историческое отступление. Когда в 50-е 60 е годы, наша страна, истерзанная войной и политическими репрессиями первой прорвалась в космос. Наш соперник в этой области США пересмотрели учебные планы школ и было добавлено до 25% процентов предметов физико- математической направленности.

.

Состояние математического образования является важнейшим фактором, формирующим будущее нашей страны.

 Видимо поэтому и  ещё в 2013  было принято

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА

а № 2506-Р О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, где первым вопросом стоит:

1.Утвердить прилагаемую Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

Это по объёму не очень большой документ, занимающий буквально несколько страниц.  Документ 

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

Попробую донести до вас некоторые положение данной концепции в краткой тезисной форме.

Ключевые идеи:

Математика – национальная гордость, элемент национальной идеи России.

Система математического образования, фундаментальных исследований и приложения математики – поле наиболее эффективных инвестиций.

Особая поддержка профессионального образования и образования детей.

Нет детей неспособных к математике.

Педагог – математик – основной фактор качества математического образования.

Концепция состоит из 5-ти пунктов:

  1. Значение математики в современном мире и в России
  2. Проблемы математического образования.
  3. Цели и задачи Концепции
  4.  Основные направления реализации Концепции

           Реализация Концепции

1 пункт.

I. Значение математики в современном мире и в России

  Значение математики  в современном мире:

  • играет системообразующую роль в образовании,
  • развивает познавательные способности человека,  логическое мышление,
  • влияет на преподавание других дисциплин.

 конкретно в России:

  • создание инновационной экономики,
  • реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации,

           модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году

 Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке,

накопленный в 1950 - 1980 годах.. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки.

 Во 2 пункт определены Проблемы математического образования.

II. Проблемы развития математического образования

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы.

1. Проблемы мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной

недооценкой значимости математического образования, перегруженностью

образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования

продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в образовательных организациях высшего образования оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.

3. Кадровые проблемы

В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных

организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний

 3 пункт раскрывает цели и задачи данной концепции.

III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на

лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и

привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

модернизация содержания учебных программ математического образования ;

  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
  • формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей",
  •  обеспечение уверенности в честной и государственной итоговой аттестации;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов;
  • повышение качества работы преподавателей ;
  • популяризация математических знаний и математического образования;

В данном пункте раскрываются основные направления реализации Концепции.

IV. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

2. Основное общее и среднее общее образование

3. Профессиональное образование

4. Дополнительное профессиональное образование,

5. Математическое просвещение и популяризация математики,

дополнительное образование

 

И наконец 5 пункт

V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического

образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.

 Остановимся на   на таких направлениях как начальное,  основное общее и среднее общее образование.

 1 уровень образования

Начальное образование.

Цели и задачи:

обеспечение широкого спектра математической активности

 – создание условий, способствующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей;

– использование математических, логических и стратегических игр, предметных  соревнований.

 

В начальной школе очень важной является наглядная, инновационная среда объектов математики и информатики. Именно начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности и основных жизненных навыков человека - компетенций, которые становятся ключевыми в будущей жизни.

основной проблемой первого уровня образования является отсутствие преемственности при переходе из начальной школы в среднюю школу, а так же проблемы с контрольно-оценочной деятельностью учащихся.

 2 уровень Основное общее

Основная школа:

Цели и задачи:

– многообразие приложений;

– компьютерные инструменты и модели.

Одним из показателей качества освоения программы за курс основной школы и предпрофильной подготовки обучающихся выступают результаты ОГЭ по математике.

проблем в математическом образовании второго уровня:

1. Наличие пробелов в знаниях учащихся по базовой программе курса в начальной школе и как следствие появление неуспешных детей в обучении математике.

2.        Снижение мотивации обучающихся из-за однообразия форм и методов обучения.
Желание учителей с помощью репродуктивного способа деятельности получить высокие результаты образовательной деятельности.

3.        Отсутствие практической направленности при изучении математики и информатики.

  1. Отсутствие системного мониторинга поэлементного усвоения учебного материала каждым учеником и как следствие отсутствие эффективной системы закрепления и действенной системы повторения изученного материала на протяжении всех лет обучения в основной школе.
  2. Неготовность учителей к использованию на уроках математики и информатики продуктивных методов обучения.

 и среднее общее образование

Старшая школа:

выделить три потока, обеспечивающих

– базовую математическую компетентность для учащихся,

– широкую общекультурную программу математической – подготовки;

– углубленное изучение математики.  

Одним из показателей качества освоения программы за курс старшей школы и профильной подготовки обучающихся выступают результаты ЕГЭ по математике.  Все проблемы не решённые на более низких ступенях образования выявляются на уровне средней школы.

И наконец дополнительное образование.

Школы, детские сады, учреждения дополнительного образования детей, высшего и дополнительного профессионального образования должны быть очагами математической культуры в обществе: доступная, яркая математика должна присутствовать в информационной среде городских пространств, помещений и сайтов, учебно-методические комплексы должны включать материал для работы родителей с ребенком. Учащиеся с низкими академическими результатами, с «накапливающимся незнанием» из социально-незащищенных семей, с ограниченными возможностями здоровья, пропустившие занятия по болезни, должны быть обеспечены постоянной тьюторской поддержкой, которая позволит им вернуться «в основной поток». Это важно как для повышения гарантированного минимума математической компетентности в обществе, так и для повышения эффективности обучения основной массы учащихся.

Математическое образование должно:

предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня

математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;

обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных  направлениях и для практической деятельности,

необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от места и условий

проживания возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей.

 Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и  дистанционных образовательных технологий.

 Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы

работы с отстающими обучающимися,

На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников: способности учащегося самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию, требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя приобретенные знания в качестве личного ресурса. Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

Еще одна важная проблема характерная для всех ступеней обучения, - формирование математического мировоззрения. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы учитель знал не только, чему учить, как учить, но и зачем учить. Это связано с главной задачей школы - не только дать сумму знаний, но и воспитать человека. Выделим качества личности, на развитие которых влияет математика:

  • умственное воспитание (способность логически мыслить, умение анализировать, умение критически осмысливать материал).
  • творческий характер (способность самостоятельно добывать знания, ставить новые вопросы);
  • формирование мировоззрения (понимание предмета, связи математики с другими науками);
  • нравственный потенциал (патриотизм, толерантность).

Надо признать, что учителя начальных классов, математики, информатики  слабо представляют при изучении каких тем можно воспитывать мировоззрение на

математическом материале школьного курса. Из этого следует, что если мы просто доказываем определенное число абстрактных теорем, то тем самым создаем представление, что математика никак не связана с действительностью, а значит, теряется познавательный интерес учащихся уже на первом и втором уровне образования.

Цель

Повышение качества школьного математического образования на основе создания образовательной среды, которая максимально раскрывает и развивает математические способности разных категорий учащихся.

Вопрос?

Что могут дать учителя других предметов не математики для реализации концепции.

Очень важное направление  -

развитие смыслового чтения. Это результат основы которого закладываются на уроках гуманитарного цикла.

 Но без хороших навыков смыслового чтения ЗАДАчи по математике никогда на решить. Смысловое чтение – решение задач.

Работа с графическими объектами и навыки формируемые на уроках изо. Аккрутность, точность, умение соблюсти пропорции.

История –умение из большого объема информации выбрать главное

Это список можно продолжить. Концепция это работа не только учителей начальной школы и математики.

Цель общеобразовательной организации любого уровня:

Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества.ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  2. Сиденко А.С. Модель внутришкольного повышения квалификации в условиях ФГОС // Москва, 20111.
  3. Юнина Е.А. «Технологии качественного обучения в школе// Москва, 2007.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МБОУ Краснооктябрьская школа.

Малеевский филиал.

Заседание проблемной группы учителей математики.

Из опыта работы: Материалы конкурса « К вершинам мастерства»

Использование мультимедиа технологий на уроках математики.

                                   Учитель математики 1 категории

         Тимощенкова Л.А.

2015

Мультимедиа – это средство познания

  1.Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

 Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

 Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео-презентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

 Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

 Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

 Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

 Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

 • усвоить базовые знания по предмету;

 • систематизировать усвоенные знания;

 • сформировать навыки самоконтроля;

 • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

 • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

 Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс.

  Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

2. Освоение учителем технологии создания презентации к уроку.

Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно достаточно быстро. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения,  удобно применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация.

 Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

 3. Освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися.

 Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.

 Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное  время.

 Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

 • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

 • усиление мотивации учения;

 • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

 • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

 • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

 Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

 • усвоить базовые знания по предмету;

 • систематизировать усвоенные знания;

 • сформировать навыки самоконтроля;

 • сформировать мотивацию к учению;

 • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

 Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

 При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

 Структурная компоновка мультимедийной презентации системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

 Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

 Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

 Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

 Мультимедийные технологии могут быть использованы:

 1. Для объявления темы

 Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

 2. Как сопровождение объяснения учителя

 

 3. Как информационно-обучающее пособие

 В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

 4. Для контроля знаний

 Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Преимущества использования мультимедийных презентаций

 Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

 Можно выделить следующие особенности данной технологии:

 • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.

 • С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.

 • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

 • В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

 • • Повышение уровня использования наглядности на уроке.

 • Повышение производительности урока.

 • Установление межпредметных связей с другими предметами.

 • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

 • Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

 • Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

 Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций

 Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

 На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

 • Психологические особенности учащихся данного класса.

 • Цели и результаты обучения.

 • Структуру познавательного пространства.

 • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.

 • Цветовую гамму оформления учебного материала.

 При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

 При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

 • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

 • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

 • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

 • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

 • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

 • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

 • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

 • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее

 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

 • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

 Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

 • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

 • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

 •

 дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

 • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

 Методические аспекты использования мультимедийных презентаций на уроках математики

 Одной из важнейших задач информатизации современного общества является использование информационных технологий в образовании. Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику информационных и коммуникативных технологий. Учитывая современные тенденции в развитии ИКТ, мы ставим перед собой цель повысить уровень информатизации уроков математики.

 Стремление использовать компьютерные технологии на уроках математики, продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:

 • сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;

 • педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения;

 • компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.

 В настоящее время польза компьютерной поддержки преподавания различных дисциплин очевидна.

 

Я работаю над темой использования ИКТ на уроках математики. Последние работы – это мини презентации или презентация одного слайда. Эти работы применяю на разных уроках и разных этапах укрока.  Хотела бы поделится своими наработками.

 Используемый ресурс:



Предварительный просмотр:

МБОУ Краснооктябрьская СОШ

Малеевский филиал

Личностно ориентированный подход в обучении на уроках математики с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся

                                           Подготовила: Тимощенкова Л.А.

                                                                     учитель  математики

                                                                      1 категории

2015г.

Слайд №1

Личностно ориентированный подход в обучении на уроках математики с учётом индивидуальных психологических особенностей учащихся

Слайд 2

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

 В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

 Не будем глубоко вдаваться в теорию вопроса,  но вспомним некоторые основы этого подхода.

 Слайд3  (жирный шрифт - анимация по щелчку)

Что такое личностно-ориентированный подход?

Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы педагог:

-взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

- учитывает и ориентируется  на индивидуальные особенности учащихся;

- создаёт психолого-педагогических условия для каждого обучающегося.

Слайд 4

Сущность личностно = ориентированного подхода заключается в

достижении общих целей – конкретно и соответственно индивидуальным качествам ребенка.

Слайд 5

Ключевой формулой Л.О.П.  можно назвать гипотезу В.Д.Шадрикова

«Развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен».

Слайд 6  (жирный шрифт - анимация по щелчку)

 К  принципам Л.О.П. можно отнести такие моменты как :

индивидуализация как стратегия процесса обучения, фактор формирования индивидуальности;

 - ннтеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

- учение в индивидуальном темпе, стиле.

Слайд 7

 Задачи на которые делаются акценты  при Л.О.П.

  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его способностей;

- содействие средствами индивидуализации выполнению программ обучения;

-опора на зону ближайшего и перспективного развития каждого ученика;  улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

  • формирование личностных качеств;

 -оказание помощи в самоопределении и самореализации;

Слайд 8 Психологическими основами индивидуализации являются:

уровень обученности и обучаемости;

- уровень общих умственных способностей;

- скорость усвоения;

 -индивидуальный стиль умственной деятельности;

 -психофизические особенности учащихся.

Слайд 9 Таким образом личностно ориентированный подход как педагогический принцип осуществляется в разной мере во всех существующих технологиях.

 

В данном случае специфика предмета математики,  русского языка или другого предмета роли не играет.

За стержень  в работе можно принять слова известного теоретика по этому вопросу И.С.Якиманской.

Слайд 10 «Педагогические воздействия на ученика должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам, причем, чем младше ученик, тем больше внимания должно быть уделено его эмоциональной сфере (наглядность, дидактические игры, использование ИКТ)»

В своей работе я использую:

Слайд11

В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности. В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.

 -урок – соревнование;

- урок – путешествие;

- урок – игра;

- урок – сказка;

Эти формы не новы и  широко используются учителями различных предметов

Слайд 12

Использование дидактического материала, индивидуальных заданий разных уровней позволяет включать в учебный процесс даже самых слабых учеников

Большую возможность  дают готовые печатные издания.

Слайд13

Эти пособия  удобны в использовании для учителя. А ученик, экономя время,  имеет возможность выполнить посильные для него задания.

Подобные пособия выпускаются по многим предметам. Чтобы не наносить ущерб родительским кошелькам, можно воспользоваться Интернетом.

Слайд 14

Интересное пособие   - печатная основа для выполнения контрольных работ.

Но ещё раз нужно подчеркнуть применение  печатных основ для глубокого контроля знаний должно применяться дозировано и индивидуально. Сильных учеников расслаблять нельзя.

Слайд 15

Интересный материал можно найти в печатных рабочих тетрадях. Все задания не обязательны для выполнения, но позволяют индивидуализировать контроль.

Слайд 16

Контрольные работы можно проводить в форме, используемой на выпускных экзаменах.

Слайд 17

Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров.

 

Эффективно применение различных тренажёров,  их в свободном доступе почти нет. Для их создания необходимы определённые знания и навыки. Можно попробовать создать их самостоятельно с помощью Power Point

В основном учитель использует презентации для объяснения, как средство визуализации учебного материала.

Но как презентации,  так и отдельные слайды можно использовать как тренажёр для   открытия или закрепления знаний.

 Рамки презентации не позволяют показать разнообразие применяемых  тренажёров

Слайды 18-21 Примеры некоторых тренажёров.

18 слайд Медианы  анимации автоматически.  С помощью одного слайда можно открывать новые знания, закреплять, проверять

19-21 анимации для быстрого показа убраны. Анимированные слайды размещены в отдельной папке

Слайд 23

Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.