обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы



по теме:

«Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте»



Воспитателя МДОУ детский сад № 10






г. Кропоткин

Савчук Натальи Григорьевны  СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка...........................................................2
Глава I Теоретические предпосылки и проблемы двигательной активности детей дошкольного возраста
1.Значение движения для становления и развития ребенка младшего возраста ……………………………………………………………………………………………………….4
1.2.Психолого – педагогическое исследование по проблеме повышения двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………………… ….........12
Глава II Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте
2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента ……………………..17
2.2 Результаты констатирующего эксперимента ………………………………… 21
2.3 Задачи и методика формирующего эксперимента ………………………… 25
2.4 Результаты формирующего эксперимента ……………………………………… 28
Выводы ……………………………………………………………………………………………………….35
Рекомендации …………………………………………………………………………………………… 37
Используемая литература.....……………………………………………………………………39
Приложения ………………………………………………………………………………………………. 41






Пояснительная записка
Важным этапом становления личности является Дошкольный возраст. Отличительная его особенность в том, что он обеспечивает общее развитие ребенка, необходимое для приобретения специальных навыков, умений и участия в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – это важнейший этап, когда не только формируется личность, но и закладываются основы здоровья и накопления двигательного опыта.
В концепции дошкольного воспитания ВННК «Школа» подчеркивается, что актуальной задачей физического воспитания является, поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребностей в движении. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения двигательной активности детей дошкольного возраста.
В концепции дошкольного возраста (НИИ Дошкольного воспитания), прямо говориться о том, что двигательная активность – это главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. В дошкольном возрасте нужна оптимальная двигательная активность, должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений.
Значение движений для становления и развития ребенка подчеркивалось в трудах многих ученых (Е.А. Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский 1913, А.Е.Аркин 1921).
В современных исследованиях показано взаимосвязь взаимообусловленность формирования нервно мышечной системы организма с другими системами: дыхательная, сердечно - сосудистая, пищеварительная (У.Б.Какабадзе 1971, И.М.Фонарев 1975, И.А.Аршаковский 1987, Ю.Ф.Змановский 1990).
Учеными (В.В.Гориневский 1913, А.Г.Глущенко, И.И.Слепуш) недостаточным уровнем двигательной активности в жизни ребенка является актуальность проблемы повышения и в дошкольном возрасте.
Под понятием двигательной активности по А.Г.Сухареву (1972) понимается сумма движений, выполняемых в процессе повседневной жизни деятельности. Основными ее параметрами являются объем, продолжительность и интенсивность движений.
В исследовании изучены особенности двигательной активности детей дошкольного возраста. Установлено, что она подвержена сезонным колебаниям (Н.М.Ледовская 1973, Н.Т.Лебедева 1979, В.Л.Шишкина 1970, Ю.Ф.Змановский 1990). Всеми исследованиями (Г.В.Сандюк 1971, В.А.Шишкина 1978) отменена индивидуальная изменчивость двигательной активности, показано нарастание ее объема в течении дошкольного периода.
В ряде исследований последних лет (А.М.Нерсесян 1968, М.Н.Голощнко 1970) отмечен недостаточный уровень двигательной активности.
Учеными (Л.В.Карманова, В.А.Шишкина) ведется поиск новых путей решения этой проблемы. Ряд авторов (Г.В.Сендюк 1971, М.П.Голощенкина 1970, Л.В.Карманова 1980) считают, что одним из путей повышения двигательгной активности является увеличение числа занятий по физической культуре или увеличение их продолжительности и объема движений на прогулке.
Вопрос повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста глубоко не изучен. В исследованиях подчеркивается значение самостоятельной деятельности, в которой может проявиться двигательная активность (А.В.Кенеман, М.Ю.Кисляковская, Э.С.Вильчковский, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева и



ГЛАВА I Теоретические предпосылки и проблемы двигательной активности детей дошкольного возраста.
1. Значение движения для становления и развития ребенка
младшего дошкольного возраста.
Движения принадлежат к функциональным и сложным явлениям природы. Значение движения для становления и развития дошкольного организма привлекло к себе внимание важных ученых самых различных направлений. Этот феномен изучали Физики (Ньютон, А.Энштейн), биологи (Ч.Дарвин, Мечников), физиологи (П.М.Теплов, А.Р.Лурил).
С философской позиции движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Древний философ Аристотель считал, что, ни что так не разрушает организм, как продолжительное физическое бездействие. Демокрит отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.
В своих педагогических сочинениях Ян Амос Каменский выдвигает ряд положений по физическому воспитанию. Он считал, что в процессе двигательной деятельности ребенок становиться не только сильнее физически, но и духовно. Он писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, и тем он становиться сильнее физически и духовно.». Ж.Ж.Руссо писал, что движение это средство познания окружающего мира, без движений не мыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. Он советовал использовать в воспитании гимнастику, полную свободу движений, игры.
Е.А.Покровский в работе «Первоначальное физическое воспитание детей» называет движение – одной из первейших и существенных потребностей человеческого организма, вложенного в него саиой природой. «Духовное» развитие, по его мнению, не должно противопоставляться «телесному», необходима их гармония, строящаяся на прочном фундаменте последнего. Ссылаясь на отношение мыслителей древности к физическим упражнениям, Е.А.Покровский приводит свидетельство о том, что Аристотель сравнивает неподвижный организм со стоячим болотом, где протекают гнилостные процессы. Государство, в котором пренебрегают физическими упражнениями, он считал, как плохо организованное.
Движение является условием всякого жизненного стимула, неоднократно подчеркивал основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт. Особенно велика роль его в поддержании нормальной мышечной деятельности, при недостатке которой мышцы слабеют и изменяются. Движение его в работах – это не только средство физического воспитания, но также нравственного и умственного.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством, а именно чувством «мышечной радости», которое он испытывает двигаясь. Е.А.Аркин считает высокую подвижность ребенка дошкольника, его «естественной стихией».
С развитием научных исследований по физиологии физических упражнений учеными было доказано положительное влияние движений на становление и развитие всех функций и систем организма, с такими жизненно важными системами как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыхания на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только вегетальные функции человека, но одновременно расширяют резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. Физические упражнения укрепляют и диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, что способствует более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяет рационально использовать навыком дыхание, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.
А.В.Шишкиной изучены особенности двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. В своей работе она подчеркивает, что основным резервом в повышении двигательной активности является самостоятельная деятельность, но не раскрывает всех условий, при которых может происходить повышение двигательной активности.
Цель нашего исследования состоит в изучении, путей повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Объектом является самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются условия повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что повышение двигательной активности в самостоятельной деятельности возможна при следующих условиях:
● изменение предметно – пространственной среды;
● стимулирующее общение детей в играх;
● обогащение двигательных навыков в процессе игры с разными игрушками;
● создание эмоционального комфортного состояния влияющего на двигательную активность детей.
Для решения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Определить степень подвижности детей эксперементальной группы в самостоятельной деятельности.
Определить и опытным путем проверить условия повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Исследования проводились на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район 2009-2010г.г.
В своем докладе А.П.Протасов «О необходимости движений для сохранения здоровья» поднимает вопрос о влиянии движений на рост и развитие всех систем организма.
Учеными исследовались изменения при физических нагрузках функций дыхания, кровообращения, терморегуляции (Н.П.Терентьев 1987, С.С.Груздев 1899).
Активное движение, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого, поэтому ему необходимо большое количество кислорода. Ребенок с трудом переносит гипоксемию, т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. Таким образом, потребность в кислороде велика, а дыхательный аппарат еще не совершенен. Параллельное расположение ребер, малая экскурсия грудной клетки, слабость дыхательных мышц ограничивают жизненную емкость легких. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. В результате развития движений, при использовании физических упражнений у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становиться реже и глубже.
Исследования Ц.В.Какабадзе показывают, что жизненная емкость легких увеличивается на 61-73% при систематических занятиях физическими упражнениями.
В исследовании И.М.Фонарева доказано, что дети, получающие гимнастику с 1,5 месяцев, отличаются в весе, росте, объеме грудной клетки от одногодок. Эта разница сохраняется на 2 и 3 годах жизни.
Ю.Ф.Змановский указывает, что при недостаточном развитии движений и низкой двигательной активности значительная часть нервных клеток в двигательных областях коры больших полушарий не функционирует, что отрицательно отражается и на состоянии множества других, связанных с ним нервных клеток и приводит к нарушениям регулирующей функции мозга, в частности регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы.
И.А. Аршаковский в своих исследованиях прямую формирования деятельности сердечно – сосудистой системе в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Согласно сформированному И.А. Аршаковским положением об энергетическом правиле скелетных мышц, двигательная активность обеспечивает такие, условия для повышения обмена веществ, что способствует росту организма.
Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование и в других трудах советских ученых.
Исследуя формирование высшей нервной деятельности экспериментальным путем, М.М. Кольцова пришла к выводу, что ограничение движений у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии речи.
В работе Т.И. Константиновой изучались индивидуальные особенности поведения детей 1-го года жизни. Среди этих особенностей значительное место занимали двигательные акты, которые имели стабильный характер, что позволяло их рассматривать в известной мере как «функциональные константы» организма одного ребенка. По данным параметрам дети были условно разделены на «лежебоков», «наблюдателей», «сидунков» и «ходунков». В последующих наблюдениях за поведением детей была установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности. Характер действий с предметами, формирование различных видов деятельности, установление первичных форм общения с окружающими взрослыми и сверстниками в группе «ходунков» значительно превышал и аналогичные показатели в других группах.
В работе В.А. Шишкиной условно выделено три группы детей: большей, средней и малой подвижности. Исследуя, она установила значительные различия в двигательной активности детей. Так у двух-трех летних ребят объем движений за день составляет: у одних в пределах 2160, у других 13 тысяч шагов, а в среднем 6 тысяч шагов. Время и интенсивность движений различна.
Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами.
По мнению психологов Д.В.Запорожец, В.К. Котырло «маленький ребенок - деятель», и деятель его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие считал Кольцов. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Познания окружающего посредством движений наиболее всего отвечают психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Между развитием интеллекта и развитием движений существует зависимость, т.е. высокая положительная коррекция. И особенно это проявляется в раннем возрасте. В младенчестве для нормального развития мозга необходимо, прежде всего, движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем благотворнее оказывается на развитие ребенка и особенно его интеллектуальной сферы.
Б. Никитин считает, что для развития ребенка необходимо движение. Первые месяцы жизни детей насыщены самыми разнообразными движениями и, вместо мирной, спокойной прибавки в весе, они «висели на пальцах», пытались ставить на ножки.
Доктор Кох, проводя исследования, сделал вывод, что обучал малышей лазанию по шведской стенке, развивал их врожденный рефлекс ползания. И опять малыши успели освоить не только лазание раньше, чем ходьбу, но и интеллектуально развивались быстрее, чем обычно. Малышей перед каждым кормлением ставили на ножки, начинали их водить. Дети пошли очень рано, где-то на 6-7 месяце. И в этом случае исследователей удивили не только успехи в овладении ходьбой, сколько ощутили, скачек в росте интеллекта.
В современных исследованиях по психологии также поднимаются вопросы о значении движений в психологическом развитии ребенка. Так в исследованиях Раило (1971), А.Н. Нечаева (1917), Т. Таннера (1968) и др. говориться о взаимосвязи показателей физиологической психологического развития, тем более высокий уровень психических процессов.
Как отмечают М.И. Фонарев (1975), Т.И.Константинов, Б.Н. Никитин (1990) тесная связь психического и физического развития ребенка отчетливо выражено в раннем возрасте.
Г.И.Касаткина (1990) в своем исследовании показывает влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психику, устанавливает связь психического и физического развития.
Психологами А.В. Запорожец, В.К. Котырло доказано, что через посредство формирования произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения.
Учеными доказано отрицательное влияние гиподинамии на развитие детей дошкольного возраста. Это проявляется и в увеличении числа детей с нарушением осанки, повышенном весе. Отрицательное влияние низкого объема двигательной активности особенно остро проявляется в период роста и созревания детского организма. На последствия дефицита двигательной активности могут иметь и длительный латентный период, и проявляется только в зрелом возрасте, оказывает отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья ребенка.
Таким образом, продолжающийся недостаток двигательной активности может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма ребенка.
Учеными доказано отрицательное влияние низкого объема двигательной активности на развитие ребенка (В.В. Гориневский, А.Г.Глущенко, И.И. Слепушкин, М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Н.Т. Терехова, Н.Т. Лебедева).
В.В. Гориневский, еще в первой половине 20 века, отмечал, что малоподвижность детей, вызванная условиями жизни и неправильной системой воспитания, является одной из причин все возрастающей слабости ребенка, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении.
По данным исследованиям А.Г. Глущенко, И.И. Слепушкина низкий объем движений проявляется в нарушении осанки, нормальном росте и развитии детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ исследования показал, что движение является первейшей потребностью человека, без него невозможно осуществить нормальный рост и созревание организма.
Удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Снижение объема двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это доказывает актуальность проблемы повышения двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении.
В следующем параграфе мы остановимся на исследованиях изучавших пути повышения двигательной активности.


1.2. Психолого – педагогическое исследование по проблеме повышения двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении.
Под двигательной активностью понимают сумму движений выполняемых в процессе повседневной жизнедеятельности. Основными ее параметрами являются объем, продолжительность и эффективность А.Г. Сухарев (1972)
Физиологи отмечают, что нельзя на двигательную активность отводить определенные часы, у детей ежечасная потребность в движении, которая сама регулируется.
Изучение исследований показывают, что двигательный режим детского сада не удовлетворяется потребностями в движении. При 8-ми часовом пребывании в детском саду, дети находятся в активном состоянии лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя составляет 72,5%, или же соответственно 2ч.,15мин. Против 5ч., 45мин. За организованность детской жизни, а такие невнимание к психическому и сексуальному здоровью привело к тому, что на каждого ребенка приходиться в среднем 54 дня пропусков посещений д/с, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти с карантином. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции.
Г.П. Юрко показывает, что в детском саду двигательная активность может укладываться в пределах от 9600 до 1700 движений в сутки, для этого потребуется от 3 до 5 часов двигательной деятельности в день. Г.П. Юрков видит выход из этой проблемы в насыщении режима движениями разной интенсивности. Двигательная активность зависит от режима детского сада.
Проблемой создания оптимального решения занимаются многие ученые: врачи – гигиенисты, педагоги, психологи.
В этом направлении работает доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский. Он считает, что режим в детском саду должен быть построен на основе биоритмологии и нейропсихологии. Зная биоритмологическую карту каждого ребенка, воспитатель может строить деятельность детей, сохраняя их работоспособность в течении всего дня.
Двигательная активность зависит от воспитательной работы. Над решением этой проблемы также работают многие ученые. Поиск идет в разных направлениях. Это поиск новых форм двигательной активности, увеличение продолжительности уже имеющихся форм работы по физическому воспитанию, увеличении нагрузки на организм ребенка в различных формах работы по развитию движений.
В детском саду широко стали применяться такие нетрадиционные формы работы, как дни здоровья и недели здоровья, кружковская работа. Предложенные программы «Радуга» Г.Л. Лескова, И. Никитина, Э. Вильчковский и др.
Так Э. Вильчковский считает, что занятия в форме круговой тренировки способствуют повышению двигательной активности детей, развитию всех физических качеств, а главное помогает осуществить индивидуально дифференцированный подход к детям.
О. Осимина, М. Рунова считают, основной резерв, увеличение двигательной активности в рациональной организации прогулки. О. Симина кандидат медицинских наук НИИ гигиены детей и подростков показывает, что особое значение для повышения двигательной активности детей имеет физические упражнения, проводимые на открытом воздухе в течении всего года. Она предлагает включать в прогулку ежедневного занятия подвижные игры, спортивные упражнения.
М. Рунова, определяет содержание прогулки, выделяет основные формы двигательной деятельности. Организованную и самостоятельную двигательную активность.
Содержанием организованной двигательной активности могут быть включены: подвижные игры, спортивные упражнения, игры с элементами спорта, основные виды движения. Подвижные игры могут проводиться со всеми детьми вместе, с учетом интереса детей. После этого дети выполняют упражнения в основных видах по подгруппам. Например, дети одной подгруппы по желанию играют мячом, другие прыгают в длину с места. Автор отмечает недостаточную активность в самостоятельной двигательной активности детей. Дети не всегда самостоятельно организовывают подвижные игры, самостоятельно не используют имеющееся на участке оборудование.
Поэтому одним из путей повышения двигательной активности, является активизация самостоятельной двигательной активности детей. Эта проблема требует особого внимания, так как все дети проявляют одинаково двигательную активность и не могут часто самостоятельно выбрать подходящую по содержанию двигательную деятельность.
М. Рунова в процессе педагогической деятельности наблюдений выделяет 3 основные группы детей с разной двигательной активностью. Первую группу составляют дети с нормальной двигательной активностью. Их деятельность насыщена разными играми, движениями и правилами их чередованиями, они широко используют физкультурные пособия. Вторую группу составляют дети малоактивные, которые затрудняются в выборе игр, предпочитают наблюдательность за своими товарищами, играют в малоподвижные игры, не умеют использовать свой двигательный опыт, у них недостаточно развиты двигательные функции, они не решительны, замкнуты, обидчивы. И наконец, третья группа детей, у которых деятельность насыщена бесцельной беготней, они не умеют и не желают выполнять движения в умеренном темпе, играть в игры, требующие точности выполнения правил, у них устойчивый интерес к играм вольной тематики, но они носят затяжной характер, эти дети не могут играть с другими ребятами, действовать так, чтобы не нарушать установленных правил, как правило, они быстро утомляются.
Этой проблемой занимался И. Сергиеня. Он считает, что самые низкие результаты чаще всего показывают дети 3-й группы. А малоподвижные дети требуют к себе чуткого и внимательного отношения. Автор предлагает ряд методов и приемов с этими детьми. Прежде всего, необходимо проанализировать родителей с целью раскрытия причин малой активности. После выяснения причин воспитатель разрабатывает программы по активизации двигательной деятельности этих детей.
Одной из путей решения проблемы повышения двигательной активности является формирование интереса к Движению, желание двигаться, упражняться и играть в подвижные игры (Вавилова).
Учеными ведется поиск новых путей решения повышения двигательной активности (П.В. Арамелян, Л.В. Карманова, В.А. Шишкиной и др.).
Ряд авторов поднимают вопрос оптимализации физкультурных занятий (Л.В. Карманова, В.Г. Фролова, Н.А. Ноткина, Л.П. Анашкина и др.).
На основании анализа выше изложенного можно сделать вывод:
Режим в дошкольном образовательном учреждении не удовлетворяется потребностью в движении.
Поиск путей повышения двигательной активности идет в одном направлении – организованной деятельности. Самостоятельная деятельность детей, как основной источник их удовлетворения их потребностей в движении не достаточно изучены. В некоторых работах подчеркивается важность благоприятных условий для двигательной активности в самостоятельной деятельности (А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Э.С. Вильчковский, Т.Н. Осокина и Е.Д. Тимофеева).
По данным исследованиям А.В. Шишкиной самостоятельная деятельность в младшем дошкольном возрасте менее утомительна и занимает по продолжительности большой процент времени (54,1%) по отношению к другим видам деятельности.
Поэтому в нашем исследовании будут изучены условия повышения двигательной активности в самостоятельной
деятельности детей младшего дошкольного возраста.























ГЛАВА II Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте.
2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент решал следующие задачи:
Определить степень подвижности детей экспериментальной группы.
Изучить наличие созданных условий для проявления двигательной активности в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент проходил в два этапа. На 1 этапе, решая первую задачу, использовали общепринятые методы (шагаметрия, хронометрия), разработанные в исследованиях Л.Г. Сухарева (1972), Н.Г. Лебедева (1986), М.А. Руновой (1988), целью которых является изучение особенностей двигательной активности детей 2-х летнего возраста по трем ее параметрам (объем, продолжительность, интенсивность). Эти показатели давали нам возможность выяснить степень подвижности детей.
Методом шагометрии позволил нам получить количественные показатели основных локомоций у детей, подсчет которых осуществляется с помощью специальных приборов. В нашем исследовании использовали механический шагомер, плотно фиксируемый на поясе.
Методика хранометража дала возможность нам получить информацию о непрерывной продолжительности двигательной активности. В нашем исследовании проводился хранометраж во всех видах деятельности в течении всего 8 часового пребывания в детском саду. (Таблица хранометрожа дана в приложении №1).
Интенсивность двигательной активности подсчитывалась путем деления количества локомоций на ее продолжительность в минутах.
Для определения степени подвижности детей использовали данные В.А. Шишкиной. Критериями явились основные параметры двигательной активности: объем, продолжительность и интенсивность.


Данные приведены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Определение степени подвижности

Показатели Низкая степень Нормальная степень
выше нормы подвижности подвижности

Объем локомоций
1390-2631 3632-3581 5582-6195
Продолжительность
28-30 4-60 62-80
Интенсивность
16,4-23,1 24-47 50,3-93,9

На втором этапе решалась вторая задача, методом анкетирования и педагогического наблюдения.
Анкетирование использовалось с целью изучения опыта работы по созданию условий для проявления двигательной активности.
Вопросы для воспитателей и родителей:
● Что такое двигательная активность?
● Какие особенности двигательной активности проявляют ваши дети?
● Учитываются ли эти особенности при организации режима вашей группы (да, нет, иногда)?
● Созданы ли условия в вашей группе для проявления двигательной активности в самостоятельной деятельности?
● Проводите ли работу с родителями по организации и руководству двигательной активности в самостоятельной деятельности?

Ф.И. ребенка Объем локомоций Продолжит. в мин. Интенсивность в мин.
1. Дарьенко Дима 1,520 64 23,5
2. Дудкевич Альбина 2,631 28 93,9
3.Желтухин Руслан 6,120 120 84,0
4.Жуков Даниил 1,195 51 91,0
5.Задорожная Диана 1,200 127 16,4
6.Ильин Арсений 1,322 28 46,0
7.Казанцева Саша 1,002 64 23,5
8.Косов Илья 1,102 50 71,6
9.Кулик Настя 3,914 60 57,3
10.Палий Саша 2,05 62 21,3
11.Прозоров Женя 3,042 60 57,3
12.Рукдау Давид 2,445 60 23,1
13.Тимченко Саша 2,004 55 21,9
14.Шеремет Вика 1,450 30 40,3
15.Журховецкий Миша 2,020 40 50,0

-низкая степень подвижности
-нормальная степень подвижности
-выше нормы.
Сравнив полученные данные с диапазоном уровнем основных показателей двигательной активности, полученных в работе В.А. Шишкиной: мы смогли распределить детей по степени подвижности, данные приведены в таблице № 2.
Наблюдение и анализ педагогического процесса осуществляется по следующим параметрам:
а) разнообразие оборудования и пособий
б) целесообразность его размещения
в) организация среды дает возможность выбрать двигательную деятельность
г) деятельность педагога стимулирует выбор двигательной деятельности
д) содержание двигательного компонента в самостоятельной деятельности.
Таким образом, методика констатирующего эксперимента позволила изучить особенности двигательной активности детей экспериментальной группы.
Следующая глава раскрывает результаты, полученные нами в ходе эксперимента.
Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 10 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.




2.2. Результаты констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент проходил в младшем дошкольном возрасте (участвовало 15 детей).
После проведения диагностики двигательной активности мы получили показатели основных ее параметров. Данные приводятся в таблице № 2.
Таблица № 2
Качественное распределение детей по степени подвижности в (%)

Степени подвижности Количество
детей

Низкая степень подвижности 60%
Нормальная степень подвижности 26,6%
Выше нормы 13,4%
Таким образом, 1этап констатирующего эксперимента показал, что дети проявляют разную степень подвижности. В экспериментальной группе большой процент составляют дети с низкой степенью подвижности (60%), нормальной степенью (26,6%), дети проявляющие выше нормы степень подвижности составляют (13,4%) .
Анализ полученных результатов выявил показатели степени подвижности детей экспериментальной группы в процентном отношении. Из результатов видно, что низкую степень подвижности составляют (60%) детей группы.
В ходе эксперимента обнаружено, что в группе ряд объективных причин ограничивают двигательную активность этого возраста. Например, много времени (около 39%) в группе уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры, так как у малышей еще слабо развиты навыки самообслуживания. Они часто затрудняются организовывать свою деятельность, не сразу находят себе занятие по душам, а некоторые из них способны подолгу сидеть на корточках в неудобной неподвижной форме, в уголке или в песочнице. Это неблагоприятно сказывается на их двигательную активность. Поэтому организация самостоятельной деятельности в младшей группе требует особого внимания воспитателя.
В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры. 72% детей группы, прежде чем сосредоточиться на игре, некоторое время остаются в бездеятельном состоянии. У большинства детей «бездеятельное» состояние длится до 20 минут. У других детей в этот период двигательная активность очень низкая. Чаще всего такой ребенок медленно ходит по группе, или садится на стульчик, а иногда ложится на пол. Для ребенка в этот период характерны медленные движения, которые условно можно назвать «полудвижениями».
Но у (13,4%) детей в это время наоборот отличается черезмерное, бесцельное, неорганизованная двигательная активность. Они кричат, толкаются, машут руками, ссорятся из-за игрушек. Вот такое «бездеятельное» состояние у детей возникает обычно во время перехода различных режимных моментов в самостоятельной деятельности.
Изучив индивидуальные особенности активности детей в группе, мы увидели, что Миша Ш. предпочитает постоянно играть с машинкой, сидеть на ковре и продолжительное время катать машинку сидя. Руслан Ж. находиться в постоянном движении: приседает, наклоняется, передвигается на коленях или ходит, садится на короткое время и снова встает. Мы увидели, что в зависимости от индивидуальной потребности в движении дети выбирают игрушки: 35% предпочитают двигательные игрушки (каталки, мячи, коляски), 65% любят строить, складывать из кубиков, играть за столом с разными вкладышами, башенками, открытками. Дети этой группы любят действовать по разному с одной игрушкой. Например, Настя К. из кубиков строит дом, затем ходит вдоль стола, изображая автомобиль, опять возвращается к строительству дома.
Мы видим, что после продолжительных «сидячих» игр всегда наступает период интенсивных детских движений. Такая изменчивость в деятельности малышей свидетельствует об определенном саморегулировании их двигательной активности. 75% детей не могли регулировать свое двигательную активность.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети не умеют действовать с разными игрушками, совместная игра продолжается от 7 до 12 минут.
Дети не всегда могут выбрать себе игрушку. Не умеют общаться в играх. Таким образом, 1 этап констатирующего эксперимента показал, что дети экспериментальной группы проявляют разные степени подвижности. Низкая двигательная активность наблюдается в самостоятельных играх.
На 2 этапе было проведено анкетирование воспитателей детского сада. В эксперименте приняли участие 6 человек. Анкетирование направлено на выявления преставлений дошкольных работников о двигательной активности.
Анализ полученных результатов вывил, что недостаточное внимание воспитателей почти не фиксируется на содержание двигательной деятельности.
Понятия двигательной активности смогли раскрыть лишь 10% анкетируемых.
Понятие двигательной активности определялось, как потребность детей двигаться.
В ходе эксперимента обнаружено, что у воспитателей отсутствует представление об особенностях двигательной активности. В ходе анализа ответов на вопросы, связанные с руководством двигательной активности было выявлено, что 60% воспитателей при организации педагогического процесса, учитывают разную подвижность детей.
Основным методом, регулирующие двигательную активность, является внесение физкультурных пособий и атрибутов, стимулирующих движение детей. При руководстве воспитатели используют следующие методы: создание эмоционально – положительной атмосферы 80%; поручения, специальные задания 20%; оказывает помощь в организации двигательной активности 80%; используют положительный пример сверстников 50%; оценивают двигательную активность ребенка 10%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что при руководстве двигательной активности воспитатели используют прямые методы воздействия.
Данные анкетирования показали, что в дошкольном учреждении недостаточно созданы условия для проявления двигательной активности. Обнаружено, что 80% воспитателей интересуются тем, как их дети проводят свободное время дома, но только 20% проводят работу с родителями в этом направлении.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам определить систему работы по повышению двигательной активности у детей экспериментальной группы в самостоятельной деятельности, которая будет представлена в следующем параграфе.


















2.3. Задачи и методика формирующего эксперимента.
На формирующем этапе мы поставили следующие задачи:
Определить и опытным путем проверить условия повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности.
Разобрать рекомендации воспитателям по повышению двигательной активности в младшем дошкольном возрасте.
Среда конструктировалась на основе исходных, концептуальных позиций А.В. Петровского (1991г.).
Основными показателями являются пространственный и предметные параметры.
Философской энциклапедии пространство определяется как общая форма существования материи, как форма координации материальных объектов и явлений находящееся в пространстве – следовательно быть в форме последовательно одного после другого.
Это значит, что объекты и явления определенным образом расположены друг возле друга и, составляя различные части той или другой система находится в определенном количественном отношении. Пространство мы реконструировали в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Вертикальная выстраивалась в соответствии с принципом доступности – обусловливает расположение предметов в пространстве таким образом, что это дает возможность достичь их независимо от высоты их расположения. Данный принцип позволил нам внести дополнительные снаряды, стимулирующие проявление самостоятельной двигательной активности.
Принцип повышенной трудности предполагает такое расположение предметов в пространстве, которое обусловливает развитие двигательной активности. Он состоит в том, что наборы аналогичных снарядов, предназначенных для того или иного вида движений, отличаются элементами конструкций, создающими сложность выполнения движения, обеспечивающие активность и самостоятельность выбора одного из пособий.
Принцип доступности обусловливает расположение предметов в пространстве, что это дает возможность достичь их независимо от высоты их расположения физических качеств ребенка. Данный принцип позволил нам внести дополнительные снаряды, стимулирующие проявление самостоятельной двигательной активности.
Принципы дополнительности состоят в том, что дошкольник может использовать каждый предмет многофункционально, что обеспечивает не только его физическое, но и интеллектуальное и эстетическое развитие. Согласно этому, оборудование, наборы предметов, пособия дополняют друг друга и дают возможность выполнить движения разными способами.
Принцип результативности дает возможность каждому дошкольнику успешно выполнить движение, развернуть деятельность, удовлетворить свой интерес и выразить отношение. Его реализация гарантирует достижение результата независимо от уровня развития ребенка.
Горизонтальное выстраивали в соответствии с принципом открытого, рационального, гибкого пространства. Кроме того, мы разработали принцип интенсивности.
В принципе интенсивности заложена возможность частого использования предметов, стимулирующих самостоятельную активность.
Использовали цветовые параметры:
- создание цветового пространства как психологического комфорта для разворачивания самостоятельной двигательной активности;
- использования цветовой локализации как стимулятора движений.
Повышение самостоятельной двигательной активности проводилось в течение всего дня в группе и на свежем воздухе.
Введение в самостоятельную двигательную активность игрушек и игр осуществлялось многократно в течение всего пребывания ребенка в детском саду.
Все виды деятельности должны быть пронизаны движением. Для этого использовали самостоятельную, специально организованную и совместную с воспитателем деятельность.






















2.4.Результаты формирующего эксперимента.
Первым этапом формирующего эксперимента заключала в себе изменением предметно – пространственной среды, необходимо начинать с цветового оформления группы, спальни, раздевалки, так как цвет играет роль в организации двигательной активности ребенка. Цветовая гамма используется с целью улучшения проведения, как совместной деятельности ребенка, и воспитателя, так и самостоятельной двигательной активности детей. Цвет является только средством решения композиционных вопросов двигательного пространства, но и средством информации и обеспечения безопасности упражнений, игр. При выборе цветового оформления группы и раздевалки учитывается, что цвет – красный, оранжевый, желтый вызывает психологическое ощущение тепла, стимулирует деятельность вегетативной нервной системы, усиливает внимание, оказывает возбуждающее действие, приводят к кратковременному повышению работоспособности. Холодные цвета – синий, зеленый, голубой вызывают психологическое ощущение холода, подавляют деятельность, успокаивают, облегчают напряжение глаз. Цвета насыщенные и при большом цветовом контрасте оживляют двигательное пространство группы, поднимают настроение и стимулируют деятельность органов чувств. Для оформления спальни использовали оранжевый и желтый цвет. Желтый цвет будет вносить живость, тепло, легкость, создавать впечатление – уюта и теплоты, а оранжевый способствовать психологическому контрасту с окружающей средой. Для оформления групповой комнаты используют голубой как основной цвет и комбинацию других цветов.
Такое цветовое решение позволило при длительном пребывании в групповой комнате не снижать двигательную активность.
Мы максимально использовали площадь для движений. В группе разместили физкультурные снаряды, которые стимулировали проявление самостоятельной двигательной активности. Их размещение не должно нарушать интерьер группы.
Компактное расположение спортивных снарядов позволяет переходить с донного снаряда на другой, что является основой для координации движений. Эстетическое оформление спортивных снарядов позволяет проявиться самостоятельной двигательной активности детей.
Наиболее любимый детьми – мягкое бревно, поэтому все дети старались использовать его в течении дня. Многократное повторение упражнения и позволило закрепить навык лазания, а шнуровка и надевание петель на пуговицы развивает мелкую моторику рук.
Следующее пособие мы разместили на полу, нарисовали ручеек. Дети перепрыгивали через ручеек, не наступив на него. Это упражнение привлекло внимание, как мальчиков, так и девочек. Оно вызывало чувство сотрудничества во взаимоотношение друг к другу. Вдоль стены дуги для ползания, которые можно было перемещать на комбинированную дорожку из пуговиц и ребристой части. Формировались навыки прыжков в длину. Здесь неоднократно занимались Руслан Ж., Илья К. Рядом на стене сконструированы баскетбольные корзины. Подбор мячей по цвету привлекли внимание Аню Х., Андрея Б. попасть в нужную корзину, у детей развивались навыки меткого попадания.
Для развития глазомера, на стене в группе были размещены различные по величине «цветы» красочно оформленные. Рядом расположили наклонную плоскость для прокатывания мяча и сбивания кеглей. Здесь наиболее часто были замечены Саша П., Миша Ш., Дима Д. Мальчики старались прокатить мяч и сбить все кегли. Это упражнение способствует развитию глазомера. Спортивный инвентарь (скакалки, мячи, мешочки с песком) расположили в шкафах таким образом, чтобы их можно было легко достать для игр детям.
В раздевалке расположили мячи, обручи, вертушки, скакалки для развития самостоятельной двигательной активности на прогулке.
На повышение самостоятельной двигательной активности в играх, оказывает влияние правильное размещение оборудования, игрушек, пособий, новизна игрового материала, достаточная площадь для игр.
Самостоятельная двигательная активность зависит во многом от умения действовать с разными игрушками. Бывало, что двигательные игрушки находящиеся в группе на самом видном месте, не использовались детьми, до тех пор, пока мы не показали несколько приемов действовать с этими игрушками. С большим интересом с этими игрушками играли Арсений И., Настя К. При этом мы поддерживали инициативу ребенка, создавали обстановку, в которой они активно действовали. Например, Вика Ш., играя в кукольном уголке, переставляя кукольную мебель – устраивая кукле комнату, открывала и закрывала двери шкафа. Ей не было запрета.
Чтобы повысить двигательную активность детей младшей группы мы осуществляли по двум направлениям. Во – первых – обучали детей предметным действиям. Во – вторых, широкое внедрение в игры переместительных движений локомоций.
Например, Руслану Ж. предложили проследить, как крутятся колеса у автомобиля, для этого он полз на четвереньках, толкая автомобиль вперед. Общение способствовало повышению двигательной активности детей.
Эти игры вдвоем или втроем бывают более продолжительными и более подвижными, чем игры в одиночку. Альбина Д. накормила куклу, уложила спать, затем снова поднялась и так несколько раз. Ей это все надоело. Игра продолжалась 7 минут. Мы предложили Насте К., которая в это время бродила по группе без определенного занятия поиграть с Альбиной Д. Совместная игра продолжалась 12 минут.
При руководстве игрой мы рассматривали двигательную активность не как саму цель или самостоятельную, особенную часть игры, а только в единстве с ее содержанием. Ведь содержание игры и движения детей в ней взаимосвязаны, взаимообусловлены, ибо выбор движений определяется содержанием игры. Это видно из примера. Женя П. строил теремок для пластмассового петуха, стоя у стола. Он часто наклонялся, приседал за кубиками, которые лежали на полке под столом. Когда кубики кончились, Женя П. стал ходить по группе в поисках их. Нашел несколько свободных кубиков и закончил постройку. Мальчик поместил петуха в теремок, полюбовался, позвал ребят посмотреть постройку. Потом он немного походил по группе, но вернулся. Попытался водить петуха вокруг постройки, оказалось мало места. Тогда он собрал все кубики в ведро, нашел на коврике и стал строить новый домик, сидя на корточках. Построил дом в два этажа, он принес еще одного петуха, поместил каждого на свой этаж, и стал играть. Петухи выходили на прогулку, менялись этажами, кричали «ку-ка-ре-ку», клевали зерна.
Руслан Ж. в это время ходил на коленях, ползал, садился, ложился. Он был сосредоточен, постоянно двигался, движения его были целенаправленны и точны.
Интересно отметить, что бегали дети в играх обычно только тогда, когда спешат куда – то или изображают движущиеся предметы или животных. Конкретные целенаправленные действия обогащают содержание игр.
Происходит взаимообогащение двух видов деятельности игровой и двигательной, это очень ценно.
Это любимые игры детей «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Кролики», «Угадай, кто кричит» (приложение № 2).
Особенностью самостоятельной двигательной активности детей является использование отдельных движений: бег, ходьба, наклоны, приседание. Но дефицит некоторых движений – лазания, прыжки.
Поэтому их включили в организованные физкультурные мероприятия (приложение № 3)
Для повышения двигательной активности привлекали детей к выполнению самостоятельных физических упражнений. Это упражнение «Прыгаем и лазаем», «Поиграем», «Бабушкины петушки». (Приложение № 4).
Самостоятельные физические упражнения не только развивают различные движения, но и воспитывают у детей интерес к ним, потребность подолгу заниматься ими.
Индивидуальные физические упражнения организовывали после завтрака, во 2 – ой половине дня. Большое место отводилось на прогулке. Побуждало детей к участию в упражнениях, внесению в группу или на участок физкультурного оборудования и игрушек. Мы сначала показывали то или иное движение каждому ребенку индивидуально, а затем предлагали выполнить его самостоятельно. Учили детей различным движениям с одним и тем же пособием (приложение № 6).
В содержание активной самостоятельной деятельности включили действия с мячом, обручем, скакалкой, дугами, кеглями (приложение № 7).
Вначале предлагали детям однородные предметы, позднее, когда у детей появляется умение действовать с ними, в группу вносятся сразу несколько предметов разных видов. Например, упражнение с обручем можно делать с катанием (катить обруч, направляя его ладонью). Учили перешагивать и прыгать в обруч, проползать в него.
Интересные для Миши Ш., Жени П., были некоторые движения со скакалкой. Вначале мы предлагали перешагивать и перепрыгивать через скакалку, ходить по ней. Показывали, как перешагивать через скакалку, которую которую держали двое других детей. Если скакалку поднимали выше, под нее можно было подлезть.
Надо заметить, что во время самостоятельных игр с мячом, скакалкой, обручем и другими предметами почти не наблюдались ссоры между детьми. Если Насте К. не хватало игрушки, она с интересом наблюдала за действиями товарища или подключалась к игре – подавала уроненный мяч. Действия с физкультурными пособиями способствовали объединению детей в играх. Нередки, например случаи, когда Руслан Ж. отбивал мяч о пол, а у Жени П., Саши П., Арсения И., у которых еще не получается, подпрыгивают вместе с мячом. Настя К. и Вика Ш. тут же начинают перешагивать или перепрыгивать из обруча в обруч. Дети любят играть в лошадки с обручем больше, чем с вожжами, так как всегда находились желающие прокатиться.
Таким образом, содержание двигательной активности детей благодаря разнообразному, использованию физкультурного оборудования и игрушек, обогащается, увеличивается количество и интенсивность таких движений, как бег, прыжки, бросание, лазание, хотьба по ограниченной площади. В связи с этим самостоятельные занятия с предметами оказывают значительное влияние на двигательную активность детей.
Применяемые под руководством взрослого, они могут быть использованы для регуляции двигательной активности в самостоятельной деятельности.
Зная и учитывая индивидуальные способности поведения детей, их интересы, можно найти немало удачных примеров регулирования двигательной активности проявленной детьми.
Обогащая движениями, различные виды деятельности, мы сделали их содержательными и интересными, ценными для воспитания и полезными для укрепления здоровья детей.
В анализе формирующегося эксперимента, нами были использованы методики, что и в констатирующем. Сравнив полученные данные с данными констатирующего эксперимента. Мы распределили детей по уровням двигательной активности в процентном соотношении. Данные приведены в таблице № 2.
Таблица № 2
Количественное распределение детей по степени подвижности в (%).


Степени подвижности Количество детей (%)

Констатирующий Формирующий

Низкая степень подвижности 60% 13,4%
Нормальная степень подвижности 26,6% 60%
Выше нормы 13,4% 26,6%








Выводы:
Проведенное исследование ставило цель: изучить пути повышения двигательной активности детей в младшем дошкольном возрасте. Актуальность нашей цели исследования обусловлена тем, что на современном этапе важная роль ставиться для самостоятельной деятельности детей в режиме детского сада.
Анализ результатов психолого – педагогических исследований проблемы самостоятельной двигательной активности показал, что дети младшего дошкольного возраста проявляют разную степень двигательной активности.
Уменьшение количества времени, приходящиеся на самостоятельную двигательную активность в настоящее время, напрямую связано с активностью детей.
Во многих исследованиях проблема самостоятельной двигательной активности в педагогическом процессе разрабатывалась, но учеными не до конца была изучена. Выдвинутая нами рабочая гипотеза о том, что повышение двигательной активности в самостоятельной деятельности возможна при осуществлении следующих условий:
- изменение предметно – пространственной среды;
- стимулирующее общение в играх;
- обогащение двигательных навыков в процессе игры с разными игрушками;
- создание эмоционального комфортного состояния влияющего на двигательную активность детей.
Для решения следующей гипотезы были поставлены следующие задачи:
Определить степень подвижности детей экспериментальной группы в самостоятельной деятельности.
Определить и опытным путем проверить условия повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
О ценностях движения с философской позиции подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Древний философ Аристотель считал, что ничто так не разрушает организм, как продолжительное физическое бездействие. Движение как источник и могущественное средство воспитания в своих педагогических сочинениях Ян Амос Каменский. Он считал, что в процессе двигательной деятельности ребенок становиться не только сильнее физически, но и духовно. Целенаправленные движения воспитывают – у детей умение сознательно управлять своим поведением, вырабатывать дисциплинированность.
Разработанная нами методика констатирующегося эксперимента по повышению двигательной активности младшего дошкольного возраста, заключалась в следующих задачах:
Определить степень подвижности детей экспериментальной группы.
Изучить наличие созданных условий для проявления двигательной активности в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Так, например, дети с высокой степенью подвижности всегда заметны. Дети с высокой степенью движений отличаются неуравновешенным поведением. Из - за чрезмерной подвижности, они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Из всех видов движения они выбирают бег, прыжки, избегают движения, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, руки часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
Поэтому таким детям следует уделять воспитание целенаправленности, управляемости движений, совершенствованию умения заниматься более или менее способными видами деятельности.
Дети с нормальной степенью подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Эти дети самостоятельно активны. Движения обычно уверенны, четки, целенаправленны.
Низкая степень подвижности – дети очень вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в пространство со сверстниками. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков.
В ходе наблюдений и анализа педагогического процесса экспериментальной группы, мы обнаружили, что в группе не достаточно созданы условия для развития двигательной активности. Не всегда используется площадь группы. При организации предметно – пространственной среды у воспитателей отсутствует умение организовывать деятельность детей.
На основе результатов проведенного исследования были разработаны практические рекомендации:
Дети экспериментальной группы, проявляют разную степень подвижности: низкая (13,4%), нормальная (60%), выше нормы (26,6%).
Режим дня в экспериментальной группе удовлетворяется потребностью движений.
Преобладающими являются методы воздействия: личностный подход к детям, стимулируют проявления у них двигательной активности.
Воспитатели имеют достаточно четкое понимание сущности понятия двигательной активности. Знают ее особенности, отсюда умеют ее регулировать.
Создана предметно – пространственная среда, стимулирующая двигательную активность.
Анализ двигательного режима экспериментальной группы показал, что из 8 – ми часового пребывания в детском саду, дети находятся от 1 часа до 5 часов 45 минут. Анализируя полученные данные, можно констатировать, что самостоятельная двигательная активность занимает 80% от всего времени пребывания в детском саду.
Итоговый эксперимент позволил сделать вывод, состоятельной деятельности детей экспериментальной группы:
Правильный подбор игрушек, достаточное количество двигательных игрушек, удобное их размещение для игр, новизна игрового материала.
Современная помощь ребенку при выборе игрушки, сюжета и содержания игры, особенно при переходах от одного режимного момента к другому.
Обогащение двигательных навыков детей в процессе игры с разными игрушками и предметами.
Организация наиболее активного общения детей в играх.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что созданная нами система работы способствует повышению самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.











Используемая литература:
Аксарина Н. М. – «Воспитатель детей раннего возраста» М. Медицина, 1969г. с. 255;
Аркин Е. А. – «Ребенок в дошкольные годы» под редакцией А. В. Запорожца, В. В. Давыденко, М. Просвещение 1968г. с. 446
Аршаковский И. А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» М. Медицина, 1966г. с. 349,
Берштейн Н.А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» М. Медицина, 1966г. с. 349,
Быкова А.И. «Роль игр в детском саду» М. Просвещение 1961г. с. 92-135
Вильчковский Э.С. «Развитие двигательной функции у детей» Киев, здоровье, 1983г. с. 208,
Еремеева Е.Я. «Адаптационные возможности дыхательной и сердечно – сосудистой системы при максимальной физической нагрузке», Дошкольное воспитание, 1977г., № 11, с. 33-35
Жуковская Р.И. «Игра и ее педагогическое значение» М. Педагогика, 1995г. с. 108
Зубкова Н.А. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» М., 1982г. с. 81-87
Змановский Ю.Ф. «Без движения не вырасти» М., Советская Россия, 1976г. с. 52-66
Карманова Л.В. «Двигательная активность и пути ее повышения в д/с» М., 1986г. с. 5-15
Кинеман А.Р. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., Просвещение 1985г. с. 51-57
Костяковский М.Ю. «Значение двигательной активности» Ленинград, Дошкольное воспитание, 1986г. № 12 с. 33-36
Ледовская Н. М. «Обычная двигательная активность ребенка от 3 до 7 лет» Саратов, 1973г. с. 18
Лесина М.И. «Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками» М., Просвещение с. 18-85
Логвинова Т.Ю. «Организация режима двигательной активности в зависимости от их возраста»
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. «Физические упражнения для дошкольников» М., Просвещение, 1971г. с. 159
Осокина Т.И. «Научные основы нормирования физической нагрузки для детей и подростков» М., Просвещение, 1980г. с. 35-43
Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду» М., Просвещение, 1986г. с. 307
Панасюк Т.В. «Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах» М., Просвещение, 1984г. с. 17
Рунова М.А. «Педагогические условия оптимализации двигательной активности детей на прогулке» Автореферат кандидат педагогических наук, М., Просвещение 1988г. с. 142
Сендюк Г.В. «Исследования оптимального двигательного режима в дошкольных учреждениях», Норильск, автореферат кандидат педагогических наук, М., 1971г.
Сергиеня И.И. «Влияние двигательной активности на развитие движения детей дошкольного возраста. Гипонезия и спортивная гипонезия растущего организма, их коррекция» Ташкент, 1983г. с. 108 гл. 1
Селина О.В. «Физическая работоспособность и физическая подготовленность как показатели гигиенической оценки двигательного режима дошкольников» М. Просвещение с. 97-104
Сухарев А.Г. «Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения» М. Знания, 1976г. с. 60
Терехина Е.А. «Игра и игрушка» Под редакцией Д.В. Менджерицкого, М., Просвещение, 1979г. с. 111.
Приложение № 1
Хронометраж самостоятельной деятельности
Казанцева Саша
Время Движение Используемое Эмоциональное
пособие состояние

8.11 Села на стульчик - плачет
8.12 зарядка - веселая
8.20 завтрак - ест, не плачет
8.30 бегает кукла веселая
8.34 села - грустная
8.36 стоит, смотрит в окно - задумалась
8.37 села за стол мозаика серьезная
8.42 стоит у стола смотрит книжку серьезная
8.45 села за стол рисует грустная
8.55 села на ковер кубики серьезная
9.20 занятие физкультурное - активная
9.40 прогулка - -
9.41 села качеля веселая
9.51 - палочка, рисует на песке веселая
9.53 стоит - грустная
9.54 села мозаика серьезная
10.01 ходит бревно веселая
10.02 бегает мяч веселая
10.04 села качеля задумалась
10.10 ходит кукла веселая
10.14 села карандаши веселая
10.17 сидит - серьезная
10.22 бегает - смеется
10.25 села - задумалась
10.54 ходит, бегает кукла серьезная
11.01 бегает вертушка веселая
11.10 села - грустная
11.26 стоит игра в песочном дворике веселая
11.50 села книжка серьезная
12.00 Обед – ест аккуратно серьезная
12.20 Сон – спит спокойно
15.01 Подъем – закаливающие процедуры веселая
15. Одевается самостоятельно серьезная
15.25 полдник
15.40 села за стол карандаш веселая
15.44 - Д/и «Какого цвета» веселая
15.48 ходьба П/и «Ходит Ваня» серьезная
15.52 села за стол Д/и «Собери пирамидку» серьезная
15.57 уход домой



Приложение № 2
Игры «Солнышко и дождик». Дети присаживаются на корточки за стульями расположенными на некотором расстоянии от стен зала, и смотрят в окошко (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорее домой!» все бегут на свои места и присаживаются сзади стульев.
«По ровненькой дорожке». Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующую речь:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова: «В ямку – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом –
Здесь мы живем.
С окончанием текста дети бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом – на скамейке, за поведенной чертой и т. д.).
Указания. Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т. п.).
Воспитатель произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз. «Кролики». На одной стороне площадки, мелом нарисованы кружочки (5-6) – это клетки для кроликов. Перед ними ставятся стульчики. На противоположной стороне – дом сторожа (стул, на котором сидит воспитатель). Между домом и клетками кроликов находится лужок, на котором кролики гуляют. Воспитатель делит всех играющих на группки по 3-4 ребенка. Каждая группка становиться в один из начерченных на полу кружочков. Дети присаживаются по указанию воспитателя на корточки (кролики сидят в клетках). Воспитатель подходит поочередно к клеткам и выпускает кроликов на лужок. Кролики один за другим проползают под стулом, а затем бегают и прыгают на лужайке. Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки», кролики спешат домой. Каждый возвращается в свою клетку, проползая под стулом. Кролики сидят в клетках до тех пор, пока сторож не выпустит их гулять. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. Вместо стульев для подползания можно использовать дуги, положенную за стойки планку или натянутый шнур.
«Угадай, кто кричит». Дети становятся спиной в круг, спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становиться в середину круга, назначается новый водящий. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, воспитатель помогает ему, показывает.


Приложение № 3
Утренняя гимнастика
«Воробушки»
Ходьба друг за другом, мягкий бег на носочках (15 сек.). Построение в круг.
Стоять прямо, ноги слегка расставить. Вытянуть «крылышки» вперед, вверх (покажи «крылышки»). Спрятать «крылышки» за спину. Повтор 3-4 раза.
Встать прямо, ноги слегка расставить, крылья на полу. Наклониться вправо, выпрямиться, влево, выпрямиться «Воробушки танцуют» (3-4 раза).
«Воробушки» спрятались. Присесть, наклонить голову к коленям, обхватить их «крыльями». Встать, выпрямиться (4-5 раз).
Лечь на спину, подрыгать «крыльями» и «лапками».
Спокойная ходьба, медленно поднимая «крылья» вверх и опуская их вниз («птички летают»), медленное кружение на месте.
Физкультурное занятие
Программное содержание. Учить мягко бегать и прыгать с продвижением вперед. Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками.
Подготовка пособий. Мячи на всех детей, нагрудные пособия «мышки».
1-ая часть. Ходьба стайкой за воспитателем, мягко ставить ноги на пол, перестроение в круг.
2-ая часть. Обще развивающие упражнения. Воспитатель раздает нагрудные знаки, с изображением мышек: «Слушайте, ребята, я расскажу вам сказку». Жила была мама мышка (надевает на голову шапочку с изображением мышки), а у нее были красивые детки, маленькие мышки. Они бегали и ходили по двору и громко пищали, «пи – пи - пи». Любили есть хлебные корки (детки приседают). А еще любили пить молочко вот так (показывает, малыши останавливаются и повторяют, наклоняют головку вниз, затем поднимают вверх). А когда появлялась кошка Мурка, они убегали в свою норку, и прятались там. (Дети бегут к обручам, прыгают в норку, затем приседают на корточки).
А когда Мурка ложилась на коврик спать, мышки снова выходили гулять.
Основные движения.
Прыжки через ручеек (3-4 раза).
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками (5-6 раз).
Ходьба за воспитателем. Дыхательные упражнения.














Приложение № 4
Конспект прогулки: «Путишествие с Фунтиком».
Программные задачи:
Продолжать учить, развивать умения переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками, в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, участвовать в совместных играх, объединять для совместных игр.
Развивать желание играть вместе с воспитателями в подвижную игру с простым содержанием, несложными действиями. Расширять представления детей о весеннем цветке – одуванчике.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к трудовым действиям воспитателя и желания помогать ей. Создать у детей бодрое, радостное настроение.
Материал: игрушка – мишка, атрибуты к с/р игре «Шоферы». Мозаика, палочки для рисования на земле, цветные мелки.
Предшествующая работа:
Наблюдение в природе (за деревьями, травой, цветами, небом, солнышком, за птицами), подвижные игры с использованием шапочек, игрушек с/р игры «Шоферы», «Пароход», индивидуальная работа по овладению движений по изобразительной деятельности.
Ход прогулки
В раздевалку входит поросенок «Фунтик» и говорит: «Ой, ой проезжал я мимо ваших яслей, ехал я ребята на спортивную площадку, а моя машина натолкнулась на камень и разбилась. Ой, ребята, вы мне не поможете сделать машину? И тогда, если захотите, я возьму вас с собой покататься».
Воспитатель: Давайте ребята покажем, кто хочет помогать? Так кабина цела, колеса есть. А вот кузов разбился. Принесите мне большие кирпичики, я их поставлю друг на друга.
Молодцы, спасибо! Кузов сделали большой, чтобы все уместились. Теперь посмотрите, все готово, можно ехать? Давайте обойдем вокруг и все посмотрим, все ли теперь на месте.
Ой, посмотрите, а на этой стороне нет колес. Давайте приставим колеса.
Все машина готова. Ну-ка, садитесь мои хорошие, в машину, сейчас поедем. Вам удобно? Можно заводить машину?
Фунтик включай мотор.
Ж – ж – ж, Биб – биб! Поехали биб – биб!
Воспитатель: ребята, давайте споем песню, чтобы нам веселее было ехать. Песня о машине.
Фунтик: ш – ш – ш. Остановка. Ну вот, мы с вами приехали.
Воспитатель: Сейчас я открою дверцу. Выходите.
Фунтик: Ребята побежали со мной.
Слышат чей – то плач.
Воспитатель: Что ты мишка, медведь
Что ты вздумал реветь
Кто тебя обидел?
Медведь: Ой, ребят я искал
Долго – долго я искал
И за вами заскучал!
Воспитатель: Ну не скучай, Мишенька, сейчас, мы с тобой поиграем. Кто хочет играть с Мишкой? Я приглашаю Женю, Вику, Максима. Я всех детей приглашаю поиграть в игру «Догоните Мишеньку».
Описание игры.
Дети стоят на одной стороне площадки. Догоните меня, говорит воспитатель, держа медведя, и бежит к противоположной стороне площадки, дети бегут за мишкой, стараясь его поймать. Воспитатель останавливается с медведем, когда дети подбегают к нему, и говорит «Убегайте, убегайте, догоню!»Дети бегут за медведем. Услышали сигнал машины би – би – би. Фунтик сигналит возле машины.
Воспитатель: Это Фунтик нас уже ждет возле машины. Ребята, давайте помашем Мишке, попрощаемся с ним.
Садится в машину.
Воспитатель: Фунтик, а ты не хочешь дать порулить Максиму?
Фунтик: Ну, пожалуйста. Садись Максим. Максим – заводит машину. Ребята, а давайте с вами сейчас поедем на весеннюю поляну.
Загадки
На заборе сидит Мохнатенькая, усатенькая
Громко, громко кричит На царапки,
КУ – КА – РЕ – КУ! Молоко пьет,
Мяу – мяу поет.
Ш – ш – ш остановка. Ребята, мы уже приехали, но поляна далеко от машины и можно заблудиться, давайте оставим следы на дорожке, чтобы мы могли потом вернуться по ним назад. Дети обводят следы свои мелом. Дети пришли на поляну.
Какая грустная, зеленая трава. А какие цветы растут на полянке, давайте посмотрим. Какого цвета этот цветок? А вы ребята мне подскажите? Как называется этот цветок?
- Правильно одуванчик!
- Давайте, ребята, подойдем поближе к одуванчику, мы не будем рвать эти цветы, а просто потрогаем его, какой он мягкий, мягонький.
Травка зеленая, а одуванчики? (желтые).
Зеленая трава и желтые одуванчики – это очень красиво.
Носит одуванчик,
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядиться
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.



















Приложение № 5
Физкультурные упражнения «Прыгаем» и «Лазаем» (12-15 минут).
Ходьба за воспитателем.
Прыжки в длину с места через линию, начерченную мелом на полу, шнур, канат, доска шириной 10 и длиной 3-5 см., через две веревки, расстояние между которыми 30-40 см.. Все пособие параллельно выкладывается заранее параллельно друг друга на расстоянии 0,5 м.
Игра «Обезьянки» (4-5 раз).
Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке лицом к ней, и взобраться до 3-4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки забираются на фруктовые деревья. Затем на деревья взбираются другие обезьянки.
Указание. Когда дети научатся уверенно, взбираться на лесенку и спускаться с нее, надо усложнить задание, предложив им перебраться с пролета на пролет стенки – с дерева на дерево.
«Поиграем» (8-10 мин.).
Дети ходят по комнате врассыпную, перешагивая кубики разной высоты.
На слова воспитателя, «Бегите ко мне» - малыши бегут к ней. (Повторить 2-3 раза).
«Воробушки и кот». Дети стоят на скамеечках, на больших кубиках, положенных на полу в одной стороне площадки. Это воробушки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель), кот спит. «Воробушки полетели», - говорит воспитатель.
Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу - мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Игра повторяется 3-4 раза.
Указание. Следить, чтобы дети мягко приземлились, спрыгивали на носки и сгибали колени.
«Бабушкины петушки» (6-8 мин.)
Воспитатель раздает детям нагрудные знаки с изображением петухов:
«Слушайте, ребята, расскажу я вам сказку».
Жила – была бабушка Агафья (надевает на голову платок). У нее были веселые петушки. Они ходили по двору, высоко поднимали лапки и громко хлопали крыльями (дети ходят по группе врассыпную, высоко поднимают колени, отводя руки в стороны и хлопая ими по бокам). Любили клевать зернышки (малыши приседают, ударяя пальцами рук по коленям). А еще пили водичку вот так. (Показывает, дети останавливаются, наклоняют несколько раз голову вниз, затем поднимают вверх). А ночью они убегали в свой домик – двор и спали там. (Дети бегут к гимнастической скамейке, высота 5-10 см., встают на нее, затем приседают на корточки, подкладывая ладони под щеку, закрывая глаза). А утром снова шли во двор. Вот какие были послушные петушки у бабушки Агафьи.











Приложение № 6
Утро. Пособие: мягкое бревно. Движения: ходьба по бревну, перешагивание, перелазание. Предлагалось пройти вдоль бревна, одной ногой идти по бревну, другой – по полу.
Первая половина дня. Пособие: переносная. Движения: ходьба с перешагиванием реек, лестниц, лежащие на полу лестницы, приподнятые над полом на 5-10 см., (можно положить на 4 кубика, 2 бруска).
Вторая половина дня. Пособие: обруч разных размеров (деревянный, пластмассовый, металлический, канатный, веревочный). Движения: ходьба вдоль обруча, перешагивание в обруч и обратно, ходьба из обруча в обруч, дорожка из трех – четырех обручей, пролезание на четвереньках в обруч, поставленный вертикально (в специальном приспособлении или привязанный между двумя стульями или стойками).
Чтобы у детей вызвать интерес к многократному повторению движения, можно предложить им повторить его, взяв в руки куклу (Пройти по дорожке с машинкой), перенося пособие в другую часть комнаты, посадив рядом с пособием зайчика или другую игрушку. (Зайчик смотрит, как Леночка ходит) и т. д.










Приложение № 7
Самостоятельная деятельность детей
«Мячик»
Прокатывание мяча. Воспитатель предлагает ребенку присесть на корточки и сильно толкнуть мяч двумя руками, чтобы он покатился далеко.
Ребенок играет с мячом. Затем воспитатель приносит корзину, поднимает ее повыше и предлагает ребенку дотянуться до нее и положить туда мяч.
«Обруч»
Прокати обруч, направляя ладонью.
Перешагивание через обручи, положенные дорожкой ()3-4 обруча
И перепрыгивание из обруча в обруч.
«Скакалка»
Перелезание, подлезание под скакалку. Чтобы попасть к любимой игрушке, ребенок должен преодолеть препятствие. Воспитатель помогает малышу осваивать разные приемы перелезания (прямо, боком).
«Дуга»
Подлезание под дугу. Воспитатель показывает, как разными способами можно подлезать под дугу (на четвереньках, на корточках).
«Кегли»
Сбивает кегли мячом, развивать глазомер.