развитие речи детей на третьем году жизни

Развитие речи детей на третьем году жизни.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживанием.

Дети начинают устанавливать причину связь отдельных часта повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения:  « На улице холодно, дует ветер, надо надеть пальто»,  «Солнце светит, но не греет» и т.д.

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различии  предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками.  Детей  уже нужно побуждать к группировки однородных предметов, которые можно назвать одним словом ( мебель, посуда, игрушки)

Малышей  учить понимать вопросы:  « Что это?»,   «Кто это?»,  «Во что одет?»,  «Что везет?»,  «Почему?»,   «Когда?»,  «Зачем?»  и т.д.

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций. С интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций.

Словарь детей растет так, быстро, что трудно поддается точному учету. К трем годам дети употребляют в своей речи 1200-1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много  глаголов,  существительных, пользуясь которыми они строят простые предложения: « я нарисую солнышко» « построю дом»

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Дети много говорят во время игры и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обращаясь. Они задают много вопросов: « а как называется?», «а зачем он пришел?»

Для формирования речи, важное, значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми   действиями взрослых. Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и учиться их употреблять по собственному усмотрению.

Само собой это не получается, потребность пользование языковым материалом необходимо воспитывать. Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (би-би-ка вместо машина; ля-ля вместо куклы). В тех случаях, когда надо чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета: « На окне стоит цветок. На столе  рисунок, возьми его принеси мне». Если ребенку не знакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами: « Нам подарили машину, она называется  КамАЗ». У КамАЗа колеса большие. После того, как воспитатель:

 1. Познакомит детей с новой игрушкой.

 2. Многократное знакомство.

 3. Название игрушки.

4. Дать детям для игр.

        Развитее речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех в  которых развивается действие с предметами,  а также в повседневной жизни.

        Организованные наблюдения за окружающим  на третьем году жизни значительно расширяются и углубляются. Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать по внешнему виду автомобили: легковые, грузовые, автобусы .

      Для развития речи широко используют картинки: предметные, предметов в действии и сюжетные. Важно направлять внимание ребенка на детальное рассматривание изображение. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции.

     Значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или пересказывает.

     Большое значение на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, народных песенок. Особенно важно систематически организовать рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

    Во время умывания, одевания детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними.

    В результате усваивается разнообразный словарь: «Не трогай платок, он Анин. Помоги Мирику снять пальто. Принеси Оле шарф. Поднимите ленточку, чья она». Желательно, чтобы педагог давал детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Необходимо задавать вопросы детям.  Для развития речевого общения важна организация совместной игры между детьми. Приучать к ней надо постепенно:

    1.Учим наблюдать за игрой.

     2.Подключаем к игре.

     3.Совместная игра.

    В самостоятельной игре воспитатель уделяет должное внимание, то между ними устанавливается достаточно сложное по содержанию речевое общение: они призывают друг друга к развертыванию игрового процесса: «Построим два дома. Ты строишь маленький, а я большой дом».  Помогаю детям кто не справляется с заданием: « Надо строить вот так».

    Необходимо следить за речью детей: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произношение слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Аня,  он сказал «моя машина», а надои говорить: «моя машина». Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует. В случае отказа настаивать не надо.

   Для активизации речи необходимо использовать все те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи , повтори, спроси.

   Умение использование всех перечисленных приемов способствует современному развитию речи детей.