Информация для педагога
Рекомендации, советы, информация педагогам для подготовки к родительским собраниям, опыт работы психолога школы с педагогами, администрацией. Психолго-педагогическое сопровождение учащихся. Выступление на пдагогических совещаниях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
«Психолого-педагогические особенности подростков»
Цель: информационная помощь педагогу в проведении родительского собрания
Запрос – для родительского собрания (классный руководитель 7 класса).
Родителям о нас подростках.
К 13 годам накапливается немало проблем переходного возраста. Подростковый возраст - это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет. Это время «закрепление ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.
Именно в этот период необходимы понимание и поддержка взрослого!
Физиологические особенности подростка:
1.Критический период, т.к. связан с «трудностями роста»: половым созреванием и «гармональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, общей диспропорции в физиологии и психике.
2. Девочки растут быстрее мальчиков (поэтому они крупнее и выше).
3.В центральной нервной системе усиление процессов возбуждения над торможением.
4.Рост ЦНС отражается на тонкой моторике,ухудшается почерк и на речи - ответы надо «вытягивать».
5.Возраст 13 – 15 лет – это второй этап полового созревания. У подростков усиливается интерес к противоположному полу.
6.Под влиянием гармонов растет мышечная масса, повышается работоспособность.
Мерило успеха – внешность подростка. Стремление не быть отвергнутыми сверстниками могут начинать курить, хамят, веселят окружающих, используют тактику «сердитого внимания».
С психологической точки зрения состояние подростка характеризуется:
1.Непостоянные дружеские связи.
2. Может произойти смена лидера.
3.Снижение самооценки.
4.Борьба за самостоятельность.
5.Снижение внимания.
6.Упрямство.
7.Раздражительность.
8.Обидчивость.
9.Переутомление.
Проблемы, которые могут возникнуть в переходный период.
1.Нарастает неуверенность в себе.
2.Появляется тревожность, сомнение в собственной значимости для родителей и друзей.
3.Готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого».
4.Из трудных ситуаций ищут пути преодоления, которые могут быть опасные для здоровья.
5. Стремятся освободиться от зависимости взрослых.
6.Могут возникать агрессивные, непредсказуемые реакции защиты, даже если угрозы нет. Данный возраст - пик эмоциональной неуравновешенности.
7.Жажда признания среди сверстников может стать причиной невротических реакций.
8.Тесная эмоциональная связь с родителями вступает в противоречие. Подросток имеет сильную потребность поговорить о себе со взрослыми.
9.Возникает желание изменить свое состояние, приняв «что-либо» для быстрого улучшения настроения (это опасные предпосылки).
10.Настроение подвержено резким перепадам (от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Незначительное замечание может привести к бурной реакции.
Если нет возможности поговорить со взрослыми могут возникнуть депрессивные настроения, суицидальные мысли, либо резкие агрессивные вспышки, направленные на взрослых.
С педагогической точки зрения:
1.Не хотят учиться так, как могут
2.Не хотят слушать никаких советов.
3.Не приходят вовремя.
4.Не убирают за собой.
5.Качество учебной деятельности ухудшается (на уроках стремятся общаться, переписываться)
Дети легко могут возбуждаться и не всегда справляются со своим состоянием. Это ведет к ухудшению дисциплины особенно на последних уроках или после контрольных работ: учащиеся могут громко говорить и хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего сексуального возбуждения.
Заключение.
Теперь вам предстоит самое трудное и важное применять полученные знания на практике.
Вы должны знать, что вам надо запастись терпением, вниманием, пониманием.
Помните, что иметь веру в ребенка – значит принять его таким , какой он есть.
Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в учебе, делах , чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.
Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.
Это аванс на долгий и трудный день!
Психолог (М.В. Ускова)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ
1. Подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым!
2.Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Необходимо решать проблемы на семейном совете.
3.Назначьте санкции за нарушение или невыполнение требований. Главное, выработайте единое требование к подростку.
4.Не перекладывайте воспитание на плечи бабушек и дедушек!
5.Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
6.Абсолютно бесполезно ругать и наказывать за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Плохое поведение – первый признак, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяются.
7.С чего Вам начать? Задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает стать подростку лучше)?
8.Домашние задание проверяйте, а не ограничивайтесь вопросом: «Уроки сделал?». Не оправдывайте свое неучастие отсутствием времени. Нет у вас времени -не удивляйтесь, что он плохо учиться.
9.Проверяйте задания только тогда, когда он их закончит.
10.Объясняйте ребенку его неудачи недостатком прилагаемых усилий.
11.Прививайте уважение к умственному труду собственным примером.
12.Избегайте личностных сравнений с одноклассниками!
13.Установите правила касающиеся школы:
- посещение школы – обязанность;
- вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения;
-об оценках ребенок должен сообщать. Спокойно обсуждайте неудачи и набросайте план по улучшению ситуации;
14. Меры должны быть разумными, логичными и понятными подростку.
15. Чрезмерное давление на ребенка может подавить его мотивацию, он учится без радости.
16.Родительский страх мешает детям стать самостоятельными.
17. Родители должны посещать регулярно родительские собрания, поддерживать контакт с классным руководителем – это положительно скажется на отношении ребенка как к школе, так и к обучению.
18.Вам необходимо научиться ребенка слушать, понимать и сопереживать.
19.Любовь родителей и положительные эмоции – это близость, привязанность, отзывчивость и хорошие отношения. Отрицательные эмоции вызывают – холодность, враждебность, отторжение.
20.Отношению к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
21.Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Если этого нет, то подавляется развитие личности ребенка, влияет на его самооценку и ведет к конфликтным ситуациям между родителями и детьми.
22.Личный пример родителей- следовать тем же принципам, которым учат детей.
23.Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Что нужно сделать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
1.Дайте свободу. Ваш ребенок уже вырос и удерживать его возле себя все равно не удастся. Непослушание – попытка выйти из-под опеки.
2.Никаких нотаций. От вас нужен: спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических суждений. Ребенок имеет право на собственное мнение.
3.Идите на компромисс. Никто еще ничего не доказал с помощью скандала - здесь не бывает победителей.
4.Уступает то, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывают дров. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5.Не надо обижать. Не стремитесь сделать больно с помощью язвительных замечаний или хлопаньем дверей. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6.Будьте тверды и последовательны. Дети - хорошие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших.
Теперь вам предстоит самое трудное и важное применять полученные знания на практике. Вы должны знать, что вам надо запастись терпением вниманием пониманием. Помните, что иметь веру в ребенка – значит принять его таким , какой он есть. Ребенку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в учебе, делах , чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.
Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.
Это аванс на долгий и трудный день!
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
1.Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2. Главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения.
3. При развитии мотива достижений ориентируйте учеников на самооценку деятельности: надо – «Ты доволен своим результатом?», вместо оценки «Ты хорошо справился с работой».
4. Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результатам своей деятельности.
5.Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.
6. Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.
7. Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий:
- очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей;
- будьте особенно осторожны в обращении со слабыми учениками во время урока, давайте им подсказки, время для ответа, хвалите за правильные ответы, вызывайте отвечать к доске также часто, как и сильных учеников;
- контролируйте свое поведение – Улыбайтесь ли вы одним ученикам, когда они подходят к вашему столу, в то время как при появлении других хмурите брови?
8. Делайте предупреждение в спокойно манере – говорите спокойно и твердо, избегайте мстительного или саркастического тона, иначе вы услышите его от учеников.
9.Тревожность и страх служит помехой развитию мотивации. Тревожные дети пропускают много информации. Потому что их мысли сосредоточены на личных переживаниях.
10. Человек «источник» ищет причину внутри себя, человек «пешка» причины происходящего вне себя.
11.Не все слабые стороны психического развития могут быть развиты. Но их можно учесть и найти пути компенсации более сильными сторонами.
12. Для улучшения памяти полезно заниматься развитием произвольной речи и обогащением словаря.
13.Повысить уровень развития интеллекта можно через внешние факторы: поощрение, стимул, свободу совершить ошибку, наличие интереса.
14.Важнейшим условием плодотворной умственной работы ребенка является вера в себя и в свои возможности.
15.Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, которые помогают детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
16. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
«Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста».
Цель: информационная помощь классному руководителю в проведении родительского собрания.
Запрос: для родительского собрания (классный руководитель 5 класса).
Переход из начального в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5 –х классах – один из наиболее трудных периодов школьного обучения.
С педагогической точки зрения состояние детей характеризуется:
- низкой организованностью;
- учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
- снижением интереса к учебе и ее результатам.
С психологической стороны:
- снижение самооценки;
- высоким уровнем ситуативной тревожности;
- изменения в познавательной сфере: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы требуется больше времени; чаще отвлекаются; неадекватно реагируют на замечания; иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражительны, капризны, настроение часто меняется. Все это ведет к конфликтам во взаимоотношениях, снижение успеваемости, причина замечаний, наказаний.
Психологические новообразования:
1.«Чувство взрослости» включает три момента
- новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (смысл обучения для себя, заниматься самообразованием и пр.);
- новая личностная позиция по отношению к школе (ответственная, осознанная позиция школьника);
- новая личностная позиция по отношению к сверстникам.
2. Уровень когнитивной зрелости – способность успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность.
Особенности возрастного периода – стабильное психическое развитие.
Социально-педагогическая ситуация – меняется.
Основная задача развития – адаптация к новой ситуации.
Перспективная задача-развитие новых возможностей.
Возможные проблемы – трудности адаптации, разрушение учебной мотивации, потеря положительного статуса в группе сверстников.
Возможен возврат к более инфантильным реакциям и формам общения со сверстниками и взрослыми «Не хочу быть взрослым».
5 класс является сензитивным периодом:
- для начала развития специальных способностей и интересов к разным сторонам знаний;
- начало осознания и развития своей индивидуальности, что связано с пониманием своих способностей, характера, темперамента;
-понимание индивидуальных особенностей детей.
В организме происходит: определенные изменения в железах внутренней секреции, с 10 до 19 лет идет активная перестройка эндокринной системы у мальчиков и девочек одновременно. Девочки созревают раньше и это обусловлено генетической программой.
Рекомендации для родителей пятиклассников:
1.Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
2.Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорите о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
3.Давайте отдых от ваших внушений. Статистика: 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 50 раз в обвинительном. Дайте ему отдых от воздействий и обращений.
4.Уважайте право ребенка на тайну. Если он вас боится – будет лгать.
5.Чаще хвалите и поощряйте.
6.Внушайте. что он смелый, сильный, умный, ловкий, любимый. Думающий, нужный и пр.
7.Формируйте положительную самооценку: «Я смелый», «Я все смогу».
8. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах и пр.
9.Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми. Если возникают разногласия, прилагайте все усилия разрешить мирным путем. Иначе вы поставите ребенка в ситуацию выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
10. Знайте программу и особенности школы.
11.Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте за него.
12.поддерживайте дома стабильную и спокойную атмосферу. Используйте одобрения «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».
13. Обращайте внимание на занятия спортом (физическую нагрузку), правильное питание, витаминизацию. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на долгий и трудный день!
Психолог (Ускова)
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги!
Учитывайте трудности адаптации первоклассников.
Рекомендации
1. Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2.Учителям, работающим в первых классах, следует помнить, что вчерашние дошкольники не всегда оказываются готовыми к сознательному поддержанию тишины во время урока
3. Поощряйте детей на виду у всего класса. Умейте найти в ответах каждого ученика что-то особенное (создавайте ситуацию успеха, учите радоваться победам других и подбадривайт проигравших). В конце урока приободряйте тех, кто не уверен в себе и малоактивен.
4. Работайте в контакте с семьей.
5. Будьте тактичными с детьми, у которых не все получается и они испытывают трудности при усвоении учебного материала. Никогда не ругайте их в присутствии класса. Все пожелания предъявлять один на один. Хвалить нужно их даже за незначительные достижения в присутствии всех детей.
6. Делайте нормой единые дисциплинарные требования для учащихся.
7. Не забывайте, что педагог и школьник – союзники, и обучение должно быть бесконфликтным!!!
8.Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности первоклассников в выборе способа подачи материала, терминологии. Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, которые помогают детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
9. Учитывайте, что высокий темп – одна из причин, мешающая усваивать материал.
10. Не забывайте, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Старайтесь не подавлять инициативу ученика.
11. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
12. Учитывайте не только учебные достижения ученика, но и его
здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, которые влияют на формирование личности ребенка.
13. Учитывайте индивидуальные личностные особенности ученика.
14. Грамотно осуществляйте процесс социализации ребенка в коллективе.
Психолог МАОУ СОШ № 5 г. Стрежевой Ускова М.В.
Предварительный просмотр:
Психологическое обследование учащихся 5-х классов в адаптационный период
( октябрь 2012-2013 учебный год)
Данная характеристика составляется на каждый класс в параллели 5-х классов в адаптационный период.
Класс - 5 …. Классный руководитель – Ф.И.О.
1.Взаимность выборов. На стабильное и благоприятное положение в классе указывает уровень взаимного расположения детей. В данном классе он соответствует нормативному уровню (50%). Данный уровень свидетельствует: о достаточных коммуникативных возможностях, потребностях в общении. Конфликтные формы поведения маловероятны, хотя возможны. Уровень агрессии низкий (36%). Длительные товарищеские отношения доступны. Но в классе имеются отверженный ребенок, что может стать угрозой для сохранения стабильности и его благополучия.
2.Взаимоотношение между устойчивыми микрогруппами определяют «погоду» в эмоциональном климате всего класса.
Симпатии: …………………………. Антипатия:………………………………
Без взаимных положительных и отрицательных выборов: ………………………………….
В классе имеются дети, которые не получили ни положительных ни отрицательных выборов.
3.Статусная структура группы отражает положение детей в системе отношений в коллективе класса. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы, для остальных, тем выше потребность общения с ним, внимание с его стороны. Изучение статуса проводилось по результатам положительных и отрицательных выборов со стороны учащихся (таблица).
Категория популярных учащихся – % | |||
«Звезды»-% | «Предпочитаемые» -% | ||
Среднеблагополучные – % | |||
Категория непопулярных учащихся – | |||
«Пренебрегаемые» - % | «Отверженные»- % | Изолированные | |
Дети погружены в построение эмоциональных отношений. Количество популярных детей в классе 64%, из них 21% это «звезды». Чтобы в дальнейшем не произошел распад коллектива необходима воспитательная работа со стороны педагога. Низкий статус тормозит развитие личности. Дефицит общения у непопулярного ребенка обедняет их эмоциональную жизнь. Они лишены возможности приобретать личный опыт разнообразного общения, наращивать социальную компетентность. Если ребенок лишен достаточного признания в классе, то складывается у него заниженная самооценка, особенно в условиях невыгодного для сравнения с популярными детьми. Для того, чтобы класс был благополучным, надо стремиться к появлению популярных детей (особенно высокостатусных). Отверженные дети могут стать объектом групповой агрессии или «козлами отпущения». В дальнейшем «отверженным» может стать любой рубенок из группы « пренебрегаемые».
Школьная мотивация. Тревожность.
Цель: выявление уровня эмоционального самочувствия детей в классе, тревожности, школьной мотивации.
1.Мотивация. В классе учащиеся распределились по 3 уровням. Высокий уровень школьной мотивации у 5 детей. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они часто следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, могут сильно переживать, если получать неудовлетворительную оценку или замечание учителя. Хорошая мотивации у 13 человек, которая показывает, что учащиеся этой группы успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Это показатель средней нормы. Третий уровень у 8 детей, который указывает на положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Они хорошо чувствуют себя в школе, но чаще всего их привлекает возможность пообщаться с друзьями и учителями. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их меньше всего интересует.
Утверждения | 1 | 2 | 3 | |||
чел | % | чел | % | чел | % | |
1.Как ты чувствуешь себя в школе (нравится, не очень, не нравится) | 21 | 81 | 5 | 19 | - | - |
5.Как ты относишься к домашним заданиям (хотел бы, не знаю, не было) | 4 | 15 | 3 | 12 | 19 | 73 |
7.Рассказываешь ли ты о школе своим родителям (часто, редко, не рассказываю) | 19 | 73 | 7 | 27 | - | - |
8. Отношение к классному руководителю (хорошее, не знаю, хотел бы заменить) | 26 | 100 | - | - | - | - |
9. Друзья в классе (много, мало, нет) | 21 | 81 | 5 | 19 | - | - |
10.Как ты относишься к своим одноклассникам (нравятся, не очень, не нравятся) | 14 | 54 | 12 | 46 | - | - |
Ведущей мотивацией к учению у 21 человека (81%) является желание быть умным и эрудированным. На второе место 19 человек (73%) поставили желание стать грамотным и для расширения умственного кругозора. Третью позицию занимает желание добиться полных и глубоких знаний у 17 человек (65%). Желание получать хорошие оценки у 62% школьников (16 человек). Дети не отметили позиции: родители и классный руководитель заставляют.
2.Тревожность.
В классе высокая тревожность у ……………. и повышенный уровень у ……….. Нормативные значения тревожности у 10 человек (36%). Низкий уровень (54%) может свидетельствовать о «скрытой» тревожности, либо сознательно отрицаемой детьми, либо вытесненной (незаметна для самого ребенка). В адаптационнй период у 62% детей выявлена тревожность (явная или «скрытая»).
Причинами тревожности в 5 классе могут быть: освоение «новой территории», увеличение количества учебных дисциплин, увеличение числа учителей, отсутствие преемственности требований начального и среднего звена, смена классного руководителя, адаптация к новому классному коллективу, неуспешность во взаимодействии с одноклассниками и учителями, изменение в уровне родительского контроля, неуспешность по каким-нибудь предметам.
Утверждения | ДА | НЕТ | ||
чел | % | чел | % | |
1.Я быстро устаю | 11 | 42 | 15 | 58 |
4.У меня появились головокружение, слабость, подташнивание. | 9 | 35 | 17 | 65 |
5.Учителя недовольны мной (больше замечаний) | 5 | 19 | 21 | 81 |
6.Мне не хватает уверенности в себе | 9 | 35 | 17 | 65 |
8.Я избегаю трудностей | 11 | 42 | 15 | 58 |
11.Домашние задания стали интереснее. | 13 | 50 | 13 | 50 |
12.Я хуже понимаю объяснения учителей | 5 | 19 | 21 | 81 |
14.Я не высыпаюсь | 21 | 81 | 5 | 19 |
15.Хочу, чтобы в 5 классе учили прошлогодние учителя | 9 | 35 | 17 | 65 |
3.Эмоционально-психологический климат (ЭПК) составляет 61%, что соответствует высокому уровню. Недостаточно комфортно себя в коллективе класса чувствуют: …………...
4.Самооценка. По результатам исследования уровня самооценки выявлены следующие данные:
- оценка себя по способностям и уму имеют достаточно высокий уровень у 19 человек (73%); нормативные показатели (высокий и средний) у 6 человек (23%); низкий уровень выявлен у ………. (4%).
- очень высоко оценили себя по шкале : авторитет у сверстников 17 человек (65%), нормативные показатели у 8 учащихся (31%), низкий уровень самооценки у ………..;
- очень высокая уверенность в себе у 21 ученика (81%), нормативные показатели у 5 человек (19%), отсутствуют дети с низкой самооценкой.
5. Отношение к предметам. Из таблицы видно, дети положительно относятся ко всем предметам.
Заключение.
1.В целом в классе благоприятная психологическая атмосфера для дальнейшего развития классного коллектива и личностного развития детей.
2.Обратить внимание на ………., которая имеет заниженную самооценку (ниже реальных возможностей личности), что может приводить к неуверенности в себе, отсутствие дерзаний и невозможности реализовать свои способности.
3.У детей с очень высокой самооценкой может нарушаться процесс самоуправления, а в процессе общения может выступать причиной конфликтов. Поведение и деятельность младшего подростка во многом определяется особенностями самооценки.
4. Обратить внимание на «пренебрегаемых» детей, т.к. в данную группу могут попадать дети, которые обладают приспособленчеством, отсутствием собственной позиции, некритическим следованием образцу. В «отверженные» чаще всего могут попадать дети, чье поведение прямо противоречит тому, что господствует в классе.
5.В классе показатель тревожности (высокий, повышенный и низкий) более 50%, что может свидетельствовать о признаках затруднений в процессе школьной адаптации. В 5 классе это период повышения тревожности у детей. Основные причины связаны с социально-психологическими факторами (учебные перегрузки, неадекватные ожидания со стороны родителей, неблагоприятные отношения с педагогами, оценочные ситуации, непринятие детским коллективом) или факторами образовательных программ (неспособность учащегося справляться со школьной программой).
6. Адаптационный процесс в данном классе продолжается, т.к. показатели имеют неустойчивый характер даже у самого благополучного ребенка.
7. Отношение к предметам в классе тревогу не вызывает.
8. Эмоционально-психологический климат блаоприятный.
Октябрь 2012 года Психолог (Ускова М.В.)
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 3-х классов»
(выступление на пед. совещании)
1.Мотивация – это побуждение к деятельности. При организации учебной деятельности педагога интересует учебная деятельность. Мясищев В.Н. показал, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов.
В норме в младшем школьном возрасте ведущими мотивами являются:
- освоение новой социальной позиции школьника с постепенным осознанием необходимости учиться;
- положительное отношение к ведущей учебной деятельности и ситуации обучения;
- постепенное развитие познавательного интереса.
Если один из мотивов отсутствует, то это ведет к ослаблению учебной мотивационной сферы и снижению успешности учения.
У детей с задержкой развития учебная мотивация резко снижена. Для них ведущей деятельностью остается игра. Позиция школьника ими осознается позже и длительное время не принимается. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Поэтому они будут прибегать к защитному отказу от заданий, от посещений школы (мотивы избегания, уклонения).
Исследования показали, что интерес к учебной деятельности возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-м классе.
Надо иметь в виду, что угасает общее положительное отношение к школе, т.к. интерес к обучению удовлетворен. Пребывание в школе теряет для ребенка эмоциональную привлекательность и во 2-3 классе должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учебного процесса, к способам добывания знаний. Там где учителю это удается сделать, снижение учебной мотивации к окончанию начальной школы не происходит.
Мной использовалась экспресс-методика по определению школьной мотивации, состоящей из 10 вопросов. Результатом является определение 5 уровней мотивации.
Высокий уровень школьной мотивации - дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, могут сильно переживать, если получат неудовлетворительные оценки и замечания учителя.
Хорошая школьная мотивация показывает, что учащиеся этой группы успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Это показатель средней нормы.
Третий уровень указывает на положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Они хорошо чувствуют себя в школе, но чаще всего их привлекает возможность пообщаться с друзьями и учителями. Познавательные мотивы у них сформированны в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
Второй уровень – школу посещают неохотно, могут испытывать затруднения в учебной деятельности.
Первый уровень – негативное отношение к школе.
Школьная мотивация. Во всех классах более 50% приходится на 4 и 5 уровень. Второй уровень отмечается во всех 3 классах (таблица 1), но наибольшее количество в 3А и 3М по 5 человек. Негативного отношения к школе не выявлено. В целом школьная мотивация соответствует норме, хотя у некоторых детей отмечена тенденция к снижению или уже негативному принятию учебной деятельности.
2. Эмоционально-психологический климат в классе (ЭПК).
Эмоциональное самочувствие является не только фактором развития личности, но и выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Положительный настрой является мощным побудителем деятельности: на хорошем уровне активности выполняется то, что привлекательно, приятно.
В целом по все классам ЭПК соответствует норме. Высокий уровень – в 3 Б (69%), в 3 В (71%), в 3 М (69%). Средний уровень в 3 А (58).
3. Социально-психологические характеристики межличностных отношений:
А. Социовалентность (степень включенности детей во взаимоотношения) во всех класса преобладает положительная (плюсов больше, чем минусов).
Б. Взаимность (наличие взаимного расположения – оттаржения). В 3М классе уровень снижен, а в 3В классе уровень низкий, что может свидетельствовать об ограниченнии коммуникативных возможностей детей. Для этих детей длительные товарищеские отношения малодоступны. У них может отмечаться низкая потребность в общении. Нормативный показатель в 3А и 3 Б классе.
В. Уровень конфликтности (агрессивности) – во всех классах низкий уровень, что соответствует норме. Дети миролюбивые. Повышенного фона конфликтности не отмечается.
Г. Статусная структура группы – отражает положение детей в системе отношений в коллективе класса. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы, для остальных, тем выше потребность общения с ним, внимании с его стороны.
Количество популярных детей более 50% в 3 Б классе. Непопулярный дети есть во всех классах. Звезды имеются во всех классах, кроме 3 А. Следует обратить внимание на уровень психологического развития коллектива класса. Чем больше в классе будет появляться высокостатусных детей, тем благополучнее будет класс. Непопулярные дети эмоционально малопривлекательные. Низкий статус тормозит, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения ребенка обедняет его эмоциональную жизнь. Он лишен возможности приобретать личный опыт разнообразного общения, наращивать социальные компетентность. У детей лишенных достаточного признания в классе складывается заниженная самооценка, особенно в условиях невыгодного для сравнения с популярными детьми.
Д. Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения. Взаимоотношение между устойчивыми микрогруппами определяет «погоду» в эмоциональном климате всего класса. Они могут быть конфликтными или позитивными.
Симпатия – данные группы отмечены во всех классах, кроме 3В. Наибольшее значение в 3А и 3Б. Взаимоотношения в устойчивых группах формирует эмоциональный микроклимат всего коллектива
Антипатия – по 1 группе есть в каждом классе.
Кроме этого в классе существует сложная социальная структура – группы, которые взаимодействуют друг с другом отдельными парами, тройками.
4.В структуру мотивационной направленности включена характеристика познавательных установок (познавательный интерес) и мотив учения. Если интеллектуально насыщенные предметы окажутся «за боротом», то можно предположить, что познавательный интерес развит слабо.
Анализ интеллектуальных предпочтений в таблице 4.
Анализ мотива учения представлен в таблице 5.
5. Самооценка. Уровень реальных достижений по шкале ума и способностей очень высокий в 3 Б классе. В 3А, 3 М, 3В - норма. Низкй уровнь отсутствует только в 3 Б классе.
Шкала «Авторитет у сверстников» преобладает нормативный уровень в 3А, Б, В. Низкий уровень- наибольшее количество в 3М и 3В.
Заключение:
1.В целом по классам психологическая обстановка благоприятная для дальнейшего развития ребенка как личности.
2.Обратить внимание на детей, которые чувствуют себя отверженными, пренебрегаемыми и находятся в состоянии эмоционального стресса. Как помочь непопулярным детям: пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников; если репутация ребенка испорчена-дать возможность показать его в выгодном свете; помочь показать свою полезность для коллектива; избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед классом; конфликты улаживать наедине; избегать распределения детей по группам и парам самостоятельно (учитель заранее должен обдумать как будут распределены дети, т.е. признаки); при большом количестве детей непопулярных избегать соревынований и соперничества.
3. Продолжить формирование коллектива через воспитательные мероприятия.
4. При работе с детьми необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка.
5.Создавать ситуацию успеха с учетом мозговой организации познавательных процессов. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, т.к. у них высоко выражена потребность самореализации. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: *пятерка любой ценой*. Интерес для них вызывает эстетическая сторона предметов.
Для левополушарных детей делать упор надо на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. У них высокая потребность в постоянной умственно деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если ученик еще и импульсивен.
Дети с доминированием левого полушария контролирует свою речь. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Этим ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Они медленнее выполняют письменные работы.
4. Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации.
5. После серии неудач ученик демонстрирует аффективные реакции в ситуации учебной деятельности.
6. Любознательность – это важный аспект, который стимулирует мотивацию.
7. Сделайте ситуацию успеха достижимой. Выделили три типа учеников: стремящихся к успеху, избегающие неудачи и находящие неудачу нормальной.
8. Наказание есть модель агрессивного поведения. Наказание - негативное подкрепление.
9. При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности («Ты удовлетворен результатом?», проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пр.).
10. Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотивов достижения, основанном на прошлом опыте (дополнительные карточки для сильных; для слабых такие задания, которые их защитят от публичного осуждения и критики).
Декабрь 2012 г. Психолог (Ускова М.В.)
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-х классов в адаптационный период
в рамках ФГОС
Справка составляется для каждого классного руководителя в параллели 1-х классов.
Школа – МАОУСОШ № 5
Классы – 1 А
Время проведения – апрель 2012-2013 учебного года
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные; регулятивные действия; личностные, коммуникативные.
Критерии оценивания: произвольность психических процессов, учебная мотивация, работа по образцу, внимание (точность и скорость), интеллектуальная деятельность, самооценка, межличностные отношения, социальная адекватность поведения, познавательный интерес.
Классный руководитель: ……………………..
Результаты комплексного психологического обследования будут оправданы только в том случае, если повлекут за собой систему качественного анализа данных и будут использованы педагогом на благо ребенка.
Психологическое комплексное обследование первоклассников.
Задачи исследования:
1. Изучение школьной мотивации.
2. Изучение интеллектуальных способностей детей и познавательной активности детей.
3. Изучение самооценки.
5. Исследование межличностных отношений.
Данное обследование проведено с помощью диагностического инструментария (тестовый минимум) и предсталено в таблице.
В ходе обследования были полдучены следующие психологические характеристики в динамике:
1.По всем показателям отмечается положительная динамика. В целом выявлена благоприятная социально-психолого-педагогическая атмосфера для дальнейшего развития коллектива класса и личностного развития детей. Высокий, средний, хороший уровень соответствует показателям нормы.
2. Показатели по личностным и коммуникативным УУД показали хорошую сформированность познавательного интереса, мотивации школьника, межличностные отношения. Выявлены дети снизким уровнем познавательного интереса и с проблемами в межличностном взаимоотношении. В межличностных отношениях благополучная ситуация - дети стремятся больше общаться, хотят играть в коллективные игры, конфликтные ситуации маловероятны, хотя и возможны в некоторых классах.
3. В классе выявлен учебный и предучебный тип деятельности.
4. Основные причины по которым первоклассники сегодня учатся следующие: хочу быть умным, хочу научиться читать и писать, для будущей работы, нравится получать хорошие оценки, чтобы маму радовать.
Предполагаемые мероприятия:
1.Проинформировать учителей о полученных результатах психологического обследования на педагогическом совещании.
1.Рекомендовать педагогам учитывать индивидуальные особенности детей при построении учебной и воспитательной работы во 2 классе, внести соответствующие коррективы в планы учебной и воспитательной работы.
3.Провести консультацию для классных руководителей и родителей (по запросу).
4. Рекомендации для учителей и родителей.
Апрель 2012 г. Психолог (Ускова М.В.)