Материалы для дистанционного обучения по родному (татарскому) языку и литературе (для русскоязычных учащихся)

Гаскарова Эльвира Махмутовна

Предварительный просмотр:

1 А класс (русскоязычная группа)

Литературное чтение на родном (татарском) языке.

Тема «Кунакта» / «В гостях»

  1. 1) Нажмите на ссылку:  http://tatarschool.ru/media/ktt1  (Татарская школа: Күңелле татар теле 1 класс) Вы увидите электронный учебник. Темы указаны в левой колонке. Нажмите на тему “Гаилә”.
  2. Выполните задания.

Сегодня вы  узнаете национальные блюда татарского народа,   научитесь их правильно говорить  по – татарски.

№ 6 устно. Прослушайте. Повторите вслух, запомните.

№ 7 устно. Прослушайте. Повторите вслух, запомните.

№ 8 устно. Прослушайте. Повторите вслух, запомните.

№ 9 устно. Прослушайте. Повторите вслух, запомните.

№ 10 устно. Прослушайте предложение, повторите вслух.

Просмотрите мультфильм  Р. Валиевой “Туган көндә”  по данной  ссылке Интерактив мультфильмнар: http://balarf.ru/  (пройдите тест)



Предварительный просмотр:

1 А класс (русскоязычная группа)

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

_________   апрель

 «Гаилә» / «Семья»

  1. 1) Нажмите на ссылку:  http://tatarschool.ru/media/ktt1  (Татарская школа: Күңелле татар теле 1 класс) Вы увидите электронный учебник . Темы указаны в левой колонке. Нажмите на тему “Гаилә” .
  2. Выполните задания.

Сегодня вы познакомитесь с   “Волшебными словами ” и научитесь их правильно говорить  и писать по – татарски.

  1. № 5 устно: Найдите вежливые слова, повторите вслух, запомните.
  2. № 5 письменно: Напишите вежливые слова в тетрадь и переведите на русский язык. Сфотографируйте и отправьте  на виртуальный  факультатив  ЭО в РТ «Мин татарча сөйләшәм! (для русскоязычных учащихся)»  или  в группу WhatsApp  до 15.00
  3. Просмотрите презентацию “Тәмле сүзләр” / «Волшебные слова» на виртуальном  факультативе  ЭО в РТ «Мин татарча сөйләшәм! (для русскоязычных учащихся)»



Предварительный просмотр:

2 А класс (русскоязычная группа)

Литературное чтение на родном (татарском) языке.

Тема «Киемнәр кибетендә» / «В магазине одежды»

  1. 1) Нажмите на ссылку:  http://tatarschool.ru/media/ktt2  (Татарская школа: Күңелле татар теле 2 класс) Вы увидите электронный учебник . Темы указаны в левой колонке. Нажмите на тему “Кибеттә”.
  2. Выполните задания.

Сегодня вы научитесь спрашивать по – татарски о стоимости вещей.

№ 5 устно. Прослушайте. Повторите вслух, запомните.

№ 6 устно. Переведите на русский язык (унтугыз сум, җиде сум, егерме сум) и положите предметы в нужные корзины (управляя курсором мышки).

*Письменно в тетрадь. Напишите по - татарски какие предметы лежат в корзине.

3. Просмотрите мультфильм: Константин Ушинский «Җил белән Кояш»»  по данной ссылке:  Интерактив мультфильмнар: http://balarf.ru/ (пройдите тест)



Предварительный просмотр:

2 А класс (русскоязычная группа)

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

______апрель

 «Кибеттә» / «В магазине»

  1. 1) Нажмите на ссылку:  http://tatarschool.ru/media/ktt2  (Татарская школа: Күңелле татар теле 2 класс) Вы увидите электронный учебник . Темы указаны в левой колонке. Нажмите на тему «Кибеттә».
  2. Выполните задания.

Сегодня вы познакомитесь   и научитесь  правильно говорить  и писать

по-татарски слова, которые принадлежать мне, тебе, ему(ей)

  1. № 1 устно. Прослушайте, повторите вслух.
  2. № 2 устно. Прослушайте. Повторите вслух.
  3. № 3 устно. Прослушайте. Повторите вслух.

*Выполните письменно в тетрадь:

По вашему учебнику стр 61,62,64 правило  Запомни!!

1.Переведите слова на татарский язык: юбка, платье, платок, шапка, брюки.

2. Как скажите  по – татарски: Моя шапка, твои брюки, его(ее) платье, (рубашка). Сфотографируйте и отправьте  на виртуальный  факультатив  ЭО в РТ «Мин татарча сөйләшәм! (для русскоязычных учащихся)»  или  в группу WhatsApp  до 15.00

3.Просмотрите видеоролик по теме “Кибеттә” (для русскоязычных учащихся) ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=eZm2xYMFz3E "Кибеттә" 2 нче сыйныф рус. группасы



Предварительный просмотр:

3 класс (русскоязычная группа)

Литературное чтение на родном (татарском) языке.

Тема «Кошлар һәм хайваннар» / «Птицы и животные»

  1. Зайдите на сайт edu.tatar.ru  со своими логинами и паролями на виртуальный  факультатив  ЭО в РТ «Мин татарча сөйләшәм!

Выполните задание: Переведите названия птиц, обозначьте свой ответ  цифрами. Сфотографируйте и отправьте свой ответ на факультатив  или  в группу WhatsApp  до 15.00 сегодняшнего дня, указывайте свою фамилию и класс.

  1.  Выполните задание по (вашему) учебнику  стр.64 №8. Прочитайте стихотворение М. Джалиля “Маэмай”  переведите, по желанию  выучите наизусть, запишите на видео, отправьте в группу WhatsApp
  2. Просмотрите мультфильм: «Тавык, Тычкан һәм Көртлек» / «Курица, мышь и тетерев»  татар халык әкияте по данной ссылке:  Интерактив мультфильмнар: http://balarf.ru/ (пройдите тест, устно)



Предварительный просмотр:

3 класс (русскоязычная группа)

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

______апрель

“Трамвайда” хикәясендә лексик-грамматик материал / Лексико-грамматические упражнения по рассказу  «В трамвае»

  1. Выполните задание по учебнику “Күңелле татар теле” 3 класс.

№ 8 стр 55 (письменно в тетрадь по рассказу “Трамвайда” стр 54 №3) Сфотографируйте и отправьте  на виртуальный  факультатив  ЭО в РТ «Мин татарча сөйләшәм! (для русскоязычных учащихся)»  или  в группу WhatsApp  до 15.00

2. Нажмите на ссылку:  http://tatarschool.ru/media/ktt3  (Татарская школа: Күңелле татар теле 3 класс) Вы увидите электронный учебник . Темы указаны в левой колонке. Нажмите на тему “Шәһәрдә һәм авылда”  

  1. Выполните задания.

№ 3 устно. Переведите данные слова,запомните их

№ 6 устно. Найдите правильныей перевод, запомните их



Предварительный просмотр:

4В класс (русскоязычная группа)

Литературное чтение на родном (татарском) языке.

Тема «Милли бәйрәмнәр» / «Национальные праздники»

  1. Выполните задание по (вашему) учебнику  стр.66 №7.

Прочитайте текст “Карга боткасы”, переведите. Ответьте на вопросы по тексту стр.68 №11. Отправьте свой ответ на факультатив ( в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс) или  сфотографируйте и отправьте в группу WhatsApp  до 15.00 сегодняшнего дня.

  1. Просмотрите мультфильм: Резеда Шәрипова,  «Чүлмәк вату» по данной ссылке:  Интерактив мультфильмнар: http://balarf.ru/ (пройдите тест (5баллов), устно)



Предварительный просмотр:

4В класс (русскоязычная группа)

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

______апрель

Тема «Язгы бәйрәмнәр» / «Весенние праздники»

  1. Нажмите на ссылку:  http://tatarschool.ru/media/ktt4  (Татарская школа: Күңелле татар теле 4 класс) Вы увидите электронный учебник. Темы указаны в левой колонке. Нажмите на тему Язгы бәйрәмнәр”  

Выполните задание:

№ 1 письменно. Прочитайте и выпишите какие словосочетания относятся к весне. Отправьте свои ответы   на виртуальный  факультатив  ЭО в РТ «Мин татарча сөйләшәм! (для русскоязычных учащихся)»  или  в группу WhatsApp  до 15.00 в поле комментария укаңите свою фамилию, класс.

№ 3 устно. Найдите предложения, соответствующие весне, запомните.

2. Просмотрите мультфильм: Татар халык әкияте “Өч кыз” по данной ссылке:  Интерактив мультфильмнар: http://balarf.ru/ (пройдите тест устно)



Предварительный просмотр:

7Б класс (русскоязычная группа)

Родная (татарская) литература.

Тема «Фатих Хөсни иҗаты» / «Жизнь и творчество Ф. Хусни»

Выполните задание.

  1. Прочитайте биографию Ф. Хусни.
  2. Просмотрите презентацию на татарском языке. (виртуальный факультатив)

Ответьте на вопросы  

Ф.Хөсни кайда туган?

  1. Башлангыч белемен кайда ала?
  2. Нинди журналларда үз шигырьләрен бастыра?
  3. Югары белемен кайда ала?
  4. Ф.Хөсни нинди әсәрләр язган?

3.* Сез нинди татар халык ашларын беләсез? Әниегез (әбиегез) аларның кайсыларың өйдә пешерә?

Коймак, пәрәмәч, бәлеш, өчпочмак, кабартма, кош теле  - данные слова переведите при помощи словаря. (свои ответы запишите в тетрадь или выполните в формате Word)  Отправьте свой ответ на факультатив ( в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс)  Срок до 3дня  до 15.00

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ФАТИХА  ХУСНИ

(3.02.1908-19.05.1996)

Народный писатель Татарстана, литературный критик, публицист, драматург Хуснутдинов Фатих Хуснутдинович (Фатих Хусни) родился 3 февраля 1908 года в деревне Большие Метески Казанской губерни Лаишевского уезда (ныне – Тюлечинский район Татарстана) в семье земледельца. Начальное образование получил в деревенском медресе и в советской школе, открытой после октябрьской революции. В 1924-1929 гг. учится в казанской десятилетней школе им. М.Вахитова. Первые произведения начинает писать в школьные годы. В 1927-1930 гг. в казанских журналах «Безнең юл», «Авыл яшьләре», «Яңалиф», «Атака» публикуются первые стихи молодого автора. Пробует перо и в других жанрах: публикует очерки и репортажи из жизни жителей города Казани, поэмы «Луиза», «Машиналар арасында мәхәббәт», первые драмы «Көрәш кызы», «Усаллар» и др.

В 1929-1933 гг. Ф.Хусни учится в Казанском финансово-экономическом институте. После института его забирают в армию, где служит связистом, а затем военным корреспондентом в специальном батальоне казанской Первой стрелковой дивизии. После армии работает в газетных редакциях, пишет рассказы. В 1934-1941 гг. выходят четыре сборника писателя, куда вошли рассказы и новеллы. Фатих Хусни прославился тонким знатоком человеческой психологии, мастером-новеллистом. Его известные повести – «Перстень» («Йөзек кашы», 1942), «Начало лета» («Җәй башы», 1951), «Любовь под звёздами» («Авыл өстендә йолдызлар», 1955; рус. пер. 1956), ром. «Тропа пешехода» («Җәяүле кеше сукмагы», 1959; рус. пер. М., 1960), «Год тридцатый» («Утызынчы ел», 1963; рус. пер. 1965), пьесы «Годы и пути» («Еллар һәм юллар», 1956), «Братья Тагировы» («Бертуган Таһировлар», 1965). Фатих Хусни после продолжительной болезни умер 19 мая 1996 года в Казани, похоронен на кладбище Ново-Татарской слободы.



Предварительный просмотр:

7В класс (русскоязычная группа)

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

______апрель

Тема «Кисәкчәләр һәм аларның төркемчәләре» / «Частицы и их разряды»

1. Просмотрите видеоурок по данной ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=gvkjtxKz8Fc  - видеоурок «Кисәкчәләр» 

2. Выполните  задание по учебнику “Татар теле” стр 65 № 6. Прочитайте правило и запомните  правописание частиц.

3. Выполните тренировочные упражнения по данной ссылки: http://tol.edu.tatar.ru/index.php?/lesson/view/1#section-2 (Тема -1, Раздел – грамматика, упр 14,15,16)

4. Выполните упражнение на закрепление материала.

1нче күнегү. Прочитайте предложения. Выпишите частицы, укажите их разряд.

1.Менә без укыган мәктәп.

2.Иң матур кыз  - Сәлимә.

3.Ул мәктәпкә килмәде әле.

4. Марат та, Тәлгать тә авылга кайттылар.

5. Әбием, минем ашыйсым килә, аш пешәме әле?

6. Вакытларын бер генә дә бушка уздырмадылар.

7.Ял итәргә дә, олыларга булышырга да өлгерделәр.

8.Әбиләре малайларга рәхмәт кенә укып торды.

(свои ответы запишите в тетрадь или выполните в формате Word)  Отправьте свой ответ на факультатив ( в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс)  Срок 2 дня  до 15.00



Предварительный просмотр:

8А класс (русскоязычная группа)

 - Исәнмесез, (Здравствуйте), ребята! Хәлләрегез ничек? (Как ваши дела?) Авырмыйсызмы?  (Не белеете ли?) Бүгенге көннән без сезнең белән дистанцион укуны башлыйбыз. Сегодня мы с вами начинаем дистанционное обучение! Сезгә уңышлар телим (Желаю успехов!)

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

______апрель

Тема «Табигатьне саклагыз!» / «Берегите природу!»

1. Просмотрите презентацию “Табигать уртак йортыбыз”. (виртуальный факультатив)

2. По теме  «Табигатьне саклыйбыз» выполните тест (Ответы сфотографируйте,   отправьте на факультатив  до 14.00 сегодняшнего дня (в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс)

3. Просмотрите видеоролик (Грамматика татарского за 2 минуты: степени прилагательных) по данной ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=hUwj1tRHzqw

4. Выполните письменно в тетрадь  задание по учебнику  “Татар теле” стр 69, упр № 5.  (Данные имена прилагательные распределите в таблицу)

Д/З: стр 71 №1 (напишите по татарски названия растений)

 



Предварительный просмотр:

08.04.2020

9А класс (русскоязычная группа)

Родной (татарский) язык

Вакыт (время): 11.10-11.40

 - Исәнмесез, (Здравствуйте), ребята! Хәлләрегез ничек? (Как ваши дела?) Авырмыйсызмы?  (Не белеете ли?) Бүгенге көннән без сезнең белән дистанцион укуны башлыйбыз. Сегодня мы с вами начинаем дистанционное обучение!

Заведите новую простую тетрадь для работ по родному языку,

все задания будете выполнять в ней.

Запишите в этой тетради сегодняшнее число и тему.

______апрель

Тема «Сәламәт яшәү рәвеше» / «Здоровый образ жизни»

1. Пройдите  по данной ссылке: https://www.azatliq.org/a/29581851.htm  Урок 29: «Сәламәт бул! (Будь здоров!)» и  послушайте аудиозаписи. (Закрепите лексику)

2. Выполните тренировочный  тест «Сәламәт бул! (Будь здоров!)» Сфотографируйте и отправьте свой свой результат в % на факультатив  (в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс)

3. Выполните  задание по учебнику  “Татар теле” стр 87, упр № 7.  Прочитайте, переведите текст. По тексту выполните № 9 стр 88. (Завершите предложения)

3. Выполните по учебнику письменно в тетрадь упр 6, стр 87 (Подберите антонимы к словам). Ответы отправьте на факультатив  до 16.00 сегодняшнего дня.

ДЗ: Составить новые слова от слова “Сәламәтләндерергә” (15 слов)



Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2020

Время: 11.10-11.40

8А класс (русскоязычная группа)

Родная (татарская) литература.

Тема «Известный режиссер-Марсель Салимзянов» / «Марсель Сәлимҗанов -  талантлы режиссер».

Выполните задание.

  1. Прочитайте биографию Марселя Салимзянова .

2. Просмотрите презентацию  “Татар театрлары”. (виртуальный факультатив),

 3. Ответьте на вопросы

 А) Марсель Сәлимҗанов кем?

 Б)  Марсель Сәлимҗанов кайда һәм кайчан туган?

 В) Татар театрның туган көне кайчан?

 Г) Ничәнче елда Казанда беренче тапкыр татарча спектакль күрсәтелә?

 Д) Беренче профессиональ татар труппасы исеме ?

 Е) Марсель Сәлимҗанов кайсы театрда баш режиссер вазифасын башкара ?
4.*  Переведите данные слова на татарский язык

Главный режиссер –

Татарский государственный академический театр им. Г. Камала –

В Казани работают 7 театров –

Татарский театр –

Марсель Салимзянов - талантливый режиссер -

(свои ответы запишите в тетрадь или выполните в формате Word)  Отправьте свой ответ на факультатив ( в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс)  Срок   до 17.00

Биография

Салимжанов Марсель родился 7 ноября 1934 года в Казани в актёрской семье.

По окончании школы поступил на юридический факультет Казанского университета им. В. И. Ульянова-Ленина, но затем под влиянием родителей и друзей перевелся на режиссёрский факультет ГИТИС имени А. В. Луначарского в Москве.

Окончив ГИТИС, в 1962 году стал режиссёром Казанского ТЮЗа. С 1966 года — главный режиссёр Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Поставил более 100 спектаклей различных жанров.

Одновременно преподавал в Казанском театральном училище и Казанском государственном институте культуры (профессор с 1992 года).

Был членом комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ, членом редколлегии журнала «Театральная жизнь».

Член КПСС с 1966 года.

Марсель Хакимович Салимжанов умер 26 марта 2002 года в Москве[1] (по другим источникам — 27 марта в Казани[2]). Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани рядом с Г. М. Тукаем

Биография

Марсель Хәким улы Сәлимҗанов  1934 елның 7 ноябрендә Казан шәһәрендә актерлар гаиләсендә дөньяга килә. Урта мәктәпне тәмамлагач, Казан дәүләт университетының юридик факультетына укырга керә, соңыннан, әти-әниләре, дусларының йогынтысы астында А.В.Луначарский исемендәге дәүләт институтына режиссерлар әзерли торган факультетка укырга керә. Институтны тәмамлагач, Казанга кайта һәм ТЮЗның режиссеры итеп билгеләнә. 1962 елда Г.Камал исемендәге Татар дәүләт академия театрына баш режиссер вазифасын башкара башлый. Шул ук елдан Казан театр училищесында укытырга тотына, 1992 елда Казан дәүләт сәнгать һәм мәдәният университетында профессор исемен ала. 2001 елда аны Татарстан Республикасы Фән Академиясенең әгъзасы итеп сайлана.
М. Сәлимҗановның  таланты татар профессиональ театрының үсеп китүе, милләт драматургиясенең үсеше белән нык бәйләнештә. Режиссер, республиканың театр сәнгатенең алтын фондына кергән йөздән артык төрле жанрдагы спектакльләрне куеп, урта һәм өлкән буын актерларының талантларын яңа ракурсларда ачарга ярдәм итә.
Театр сәнгатенә зур өлеш керткән өчен, М. Сәлимҗановка  СССРның халык артисты, РФ һәм ТАССРның атказанган сәнгать хезмәткәре исемнәренә, Г.Тукай һәм К.С.Станиславский исемендәге Дәүләт премияләренә, “Алтын битлек” премиясенә лаек була.
Марсель Сәлимҗанов 2002 елның 26 мартында вафат була, Казанның Татар зиратында җирләнгән



Предварительный просмотр:

Дата 08.04.2020

Время:

9.10-9.40

9А класс (русскоязычная группа)

Родная (татарская) литература.

Тема «Лена Шакирҗанова иҗаты» / «Жизнь и творчество Лены Шакирзяновой».

Выполните задание.

  1. Прочитайте биографию поэтессы Лены Шакирзяновой.

2. Просмотрите презентацию  к стихотворению “Сөембикә манарасы”. (виртуальный факультатив), пройдите по данной ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=pVaAzTnl2d8  (прослушайте стихотворение)

 3. Ответьте на вопросы

 А) Лена Шакирҗанова кем?

 Б) Лена Шакирҗанова кайда туган?

 В) Ул беренче шигыйрьләрен кайчан яза башлый?

Г) Шагыйрә югары  белемен кайда ала?

 Д) 1974-1987  елларда кайда һәм кем булып  эшли ?

4.*  Переведите данные слова на татарский язык

Народная поэтесса –

Народная поэтесса Татарстана –

Переводчик –

Известная поэтесса  –

Певица -

Ансамбль песни и танца -

(свои ответы запишите в тетрадь или выполните в формате Word)  Отправьте свой ответ на факультатив ( в поле добавления комментария вы указывайте свою фамилию и класс)  Срок    до 18.00

Биография

           Поэтесса Лена Шакирзянова - народный поэт Татарстана, публицист, переводчик, заслуженный деятель искусств республики, лауреат Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая и литературной премии имени Хади Такташа.
Лена Галимзяновна Шагирзян (Шакирзянова) родилась в селе Поисево (Пучы) Актанышского района РТ в семье сельских учителей. Поисево стало для будущей поэтессы местом, где она родилась физически, а вот ее становление как личности, человека творчества произошло на атнинской земле, куда ее семья переехала, когда Лена была еще совсем маленькой. Здесь прошли ее детские годы, здесь она окончила школу, отсюда она поехала поступать в Казанский педагогический институт. После окончания вуза преподавала литературу в школе, в 1968-1973 годах работала певицей в Государственном ансамбле песни и танца ТАССР. В последующие годы Лена Шагирзян являлась сотрудником различных республиканских изданий, с 1974 по 1987 год работала журналистом-переводчиком в системе Гостелерадио Татарстана. С 1987 года поэтесса целиком посвящает себя творчеству в качестве писателя-профессионала.
Свои первые стихи Лена Шагирзян начала писать еще в годы учебы в начальной школе. Эти стихотворения увидели свет на страницах районной газеты, а также в детском журнале "Пионер". В годы учебы в институте она совершенствовала свой творческий стиль, училась у классиков татарской и русской литературы. Первый большой цикл стихов поэтессы был опубликован в журнале "Казан утлары" в 1970 году. С тех пор она постоянный автор республиканских газет и журналов. Первый самостоятельный сборник стихов Лены Шагирзян "Мелдерэмэ кунел" ("Душа переполненная") вышел в 1982 году. Лена Шагирзян - поэтесса лирико-публицистического характера. Ее творчеству присущи особая мелодичность, певучесть, национальный колорит. В последующие годы поэтесса выпустила еще пять сборников, которые были тепло встречены читателями. Лена Галимзяновна Шакирзянова родилась 4 июня 1945 года в деревне Поисево Актанышского района Татарской АССР в семье учителя. Ее детские и школьные годы прошли в деревне Малые Озера Арского района ТАССР. Здесь в 1962 году она окончила среднюю школу, в 1967-м окончила отделение татарского языка и литературы КГПИ. В 1967—1968 годах — учитель школы № 80 Казани. В 1968—1973 годах — артистка Татарского государственного ансамбля песни и танцев. В 1974 году переходит в Радиокомитет Татарской АССР на должность переводчика. С 1984-го — член Союза писателей РТ. 16 января 2020 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончалась.

Биография

  Шагыйрә Лена Шагыйрьҗан 1945 елның 4 июнендә Татарстанның Актаныш районы Пучы авылында туган. Лена туып күп тә үтми, аларның гаиләсе Әтнә районына күчеп китә. Ленаның бала чагы һәм мәктәп еллары шушы районның Күлле Киме һәм Түбән Көек авылларында уза. 1962 елда Күлле Киме урта мәктәбен тәмамлагач, Казанга килеп, педагогия институтының татар теле һәм әдәбияты бүлегенә керә. 1967 елда институтны уңышлы тәмамлап, Казан шәһәренең 80 нче татар урта мәктәбендә бер ел укытучы булып эшли. 1968-1973 елларда ул Татар дәүләт җыр һәм бию ансамблендә җырчы артистка хезмәтендә. Соңрак, 1974-1987 елларда, Татарстан дәүләт радиокомитетында тәрҗемәче-журналист булып эшли. 1987 елдан Лена Шагыйрьҗан - язучы профессионал, фәкать әдәби иҗат эше белән генә шөгыльләнә.

1993 елда үзе оештырган Бөтентатар "Ак калфак" хатын-кызлар ассоциациясенең берничә ел дәвамында рәис урынбасары булып торды. 1984 елдан Татарстан Язучылары Берлеге әгъзасы.