Уроки

Тимонина Галина Викторовна

Мои уроки

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях Познай блаженство знаний, удачи закон и секрет

Слайд 2

1).Какое предложение называется бессоюзным? 2).Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? 3).Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

Слайд 3

Блеф - клуб 1) В БСП две и более грамматических основы. 2) Между частями БСП может стоять двоеточие. 3 ) Если второе предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом, то ставится двоеточие. 4)Между частями БСП иногда могут быть союзы. 5)Точка с запятой в БСП употребляется при перечислении фактов. 6) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Слайд 4

Объяснительный диктант Сильный ветер внезапно загудел в вышине д.. ревья забушевали крупн … капли д… ждя ре…ко застучали зашлепали по листьям сверкнула молния и гр…за разразилась. (И.С.Тургенев «Бирюк »)

Слайд 5

Проверь себя Сильный ветер внезапно загудел в вышине , д е ревья забушевали , крупн ые капли д о ждя ре з ко застучали , зашлепали по листьям , сверкнула молния , и гр о за разразилась.

Слайд 6

Цени слово: каждое может быть твоим последним. ( С.Е.Лец –выдающийся польский сатирик) Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли. ( Ш.Тайлеран - французский политик) Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов . ( А.Поуп - великий английский поэт, переводчик « Иллиады » Гомера)

Слайд 7

Продолжите стихотворение А.С. Пушкина Унылая пора! Очей очарованье!

Слайд 8

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (:) (-) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

Слайд 9

Вывод : причинно-следственная связь – можно ставить либо двоеточие, либо тире. В настоящее время предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С. Пушкина

Слайд 10

Исследовательская работа (лингвистическая задача) Он знак подаст – и все хохочут; Он пьет – все пьют и все кричат; Он засмеется- все хохочут; Нахмурит брови – все молчат. ____________________________________ Он знак подаст: и все хохочут; Он пьет: все пьют и все кричат; Он засмеется: все хохочут; Нахмурит брови: все молчат.

Слайд 11

КОГДА (ВРЕМЯ) Он знак подаст – и все хохочут; Он пьет – все пьют и все кричат; Он засмеется- все хохочут; Нахмурит брови – все молчат.

Слайд 12

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Точно из далекого детства кто (то) взгл .. нул на меня голубыми глазами с такою радос ..ной силой почувствовал я тонкую красоту нашей пр..роды. Лиловая дымка накрывала поля и луга. Широко ра ( с,сс ) тилались луга осыпа (н, нн ) ые цветами. Хочеш .. душу леса постигнуть найди л.. сной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Водяная дрож .. бросае ( т,ть ) ся тенью под ствол ели или тр..вы, а по ним бегут тени и чудится травы растут под музыку. (М. Пришвин)

Слайд 13

Проверь себя Точно из далекого детства кто – то взгл я нул на меня голубыми глазами : с такою радос т ной силой почувствовал я тонкую красоту нашей пр и р оды. Лиловая дымка накрывала поля и луга. Широко ра сс тилались луга , осыпа нн ые цветами. Хочеш ь душу леса постигнуть : найди л е сной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. Водяная дрож ь бросае т ся тенью на ствол ели , на тр а вы, а по ним бегут тени и чудится : травы р а стут под музыку.

Слайд 14

Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении. 1 . Хочешь перебраться на другой берег — нанимай летом лодку . А. Содержание первой части сравнивается с содержанием второй. Б . Вторая часть заключает в себе вывод, следствие. В . Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй.

Слайд 15

Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано ( К. Паустовский). 1. Вторая часть дополняет содержание первой. 2. Вторая часть поясняет первую. 3. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой .

Слайд 16

Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения? Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя Пламень белый и летучий Окаймил ее края (Ф. Тютчев). 1. Тире. 2. Запятая. 3. Точка с запятой.

Слайд 17

Домашнее задание 1). Стр. 140, № 207 2). Подобрать примеры БСП с разными знаками препинания , разделяющими части 3 ). Выполнить работу по карточке

Слайд 18

Оценка собственной работы Ты понял блаженство знаний, удачи закон и секрет .



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме

«Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», 9 класс

Вариант 1

1.Расставьте недостающие запятые.

Раздался гул  задрожала проволока  из гула  вылупились волчьи глазки  и короткий  блестящий поезд  с размаху влетел в станцию. Засияли широкие  стекла мягких вагонов  под самым носом  антилоповцев пронеслись  букеты  и винные бутылки вагон-ресторана   на ходу соскочили  проводники с фонарями и перрон  сразу наполнился веселым русским говором и иностранной речью.

2. Укажите порядковый номер запятых, разделяющих простые предложения  с сочинительной связью.

3. Поставьте между частями сложного предложения тире или двоеточие. Укажите условия выбора.

1) В доме отключили электричество   поработать  на компьютере не удалось.

2) Поработать на компьютере не удалось   в доме отключили электричество.

3) Служба доставки работает быстро и точно  мы получили документы вовремя.

4. Подчеркните грамматические основы в предложениях №1,3

5.Допишите  к предложению продолжение из предложенных вариантов. Обратите внимание на постановку знаков препинания

Расцвела его любимая роза; можно было попытаться расспросить его о детстве;

Дедушка сегодня в отличном настроении - ___________________________________________

6. Расставьте недостающие знаки препинания

1) Не люблю договариваться с тобой о встрече   потому что  ты всегда задерживаешься.

2) Не люблю  договариваться с тобой о встрече    ты всегда задерживаешься.

3) Если проснешься вовремя  возьму с собой на рыбалку.

4) Проснешься  вовремя   возьму с собой на рыбалку.

5)Недруг поддакивает  друг спорит.

7. Постройте схемы предложений из задания 6

Самостоятельная работа по теме

«Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях», 9 класс

Вариант 2

1.Расставьте недостающие знаки препинания.

По вечерам здание цирка  выглядело наряднее  чем в дневное время  вечером фамилии акробатов укротителей и клоунов  были написаны разноцветными огнями. А днем  кое-какие фамилии даже трудно  было разобрать  утром на буквах  налипли снежинки  а потом потеплело и буквы вытянулись  потекли вниз.

2. Укажите порядковый номер запятых, разделяющих простые предложения  с сочинительной связью.

3. Поставьте между частями сложного предложения тире или двоеточие. Укажите условия выбора.

1) Мы получили документы вовремя  служба доставки работает  быстро и точно.

2) Мы промокли до нитки  наскоро выстроенный шалаш не спасал от дождя.

3) Наскоро выстроенный шалаш не спасал от дождя  мы промокли до нитки.

4. Подчеркните грамматические основы в предложениях №1,3

5.Допишите  к предложению продолжение из предложенных вариантов. Обратите внимание на постановку знаков препинания

Меня охватило отчаяние;  отказ был категорический и окончательный;

Письмо не оставляло надежды:    ______________________________________________

6. Расставьте недостающие знаки препинания

1) Когда наиграешься вдоволь  придется собирать игрушки.

2) Придется собирать игрушки  скоро придет мама.

3) Мы играем  нам весело

4) Корень учения горек   плод его сладок

5)  Корень учения горек  но плод его сладок.

7. Постройте схемы предложений из задания 6.

Ответы, вариант 1

Кол-во баллов

Правильный ответ

1.

6

Раздался гул,  задрожала проволока,  из гула  вылупились волчьи глазки,  и короткий  блестящий поезд  с размаху влетел в станцию. Засияли широкие  стекла мягких вагонов,  под самым носом  антилоповцев пронеслись  букеты  и винные бутылки вагон-ресторана,   на ходу соскочили  проводники с фонарями, и перрон  сразу наполнился веселым русским говором и иностранной речью.

2

2

3,6

3

3

1) В доме отключили электричество -  поработать  на компьютере не удалось.

2) Поработать на компьютере не удалось:   в доме отключили электричество.

3) Служба доставки работает быстро и точно -  мы получили документы вовремя

4

4

1)            отключили   -  поработать    не удалось.

3)   Служба доставки работает   -  мы получили  

5

1

Можно было попытаться расспросить о его детстве

6

5

1) Не люблю договариваться с тобой о встрече,   потому что  ты всегда задерживаешься.

2) Не люблю  договариваться с тобой о встрече:    ты всегда задерживаешься.

3) Если проснешься вовремя,  возьму с собой на рыбалку.

4) Проснешься  вовремя -  возьму с собой на рыбалку.

5)Недруг поддакивает -  друг спорит.

7

5

Всего правильных ответов 26.  За 26-24 правильных ответа – «5», за 23-19 = «4», за 18-13- «3»,

                                                                                                                                              12 и менее – «2»

Ответы, вариант 2

Кол-во баллов

Правильный ответ

1

6

По вечерам здание цирка  выглядело наряднее,   чем в дневное время:  вечером фамилии акробатов, укротителей и клоунов  были написаны разноцветными огнями. А днем кое-какие фамилии даже трудно  было разобрать:  утром на буквах  налипли снежинки,  а потом потеплело, и буквы вытянулись  потекли вниз.

2

2

3,4

3

3

1) Мы получили документы вовремя:  служба доставки работает  быстро и точно.

2) Мы промокли до нитки:  наскоро выстроенный шалаш не спасал от дождя.

3) Наскоро выстроенный шалаш не спасал от дождя -  мы промокли до нитки.

4

4

1) Мы получили:  служба доставки работает    

3)  шалаш не спасал -  мы промокли

5

1

Отказ был категорический  и окончательный

6

5

1) Когда наиграешься вдоволь,  придется собирать игрушки.

2) Придется собирать игрушки:  скоро придет мама.

3) Мы играем:  нам весело

4) Корень учения горек  -  плод его сладок

5)  Корень учения горек,  но плод его сладок.

7

5

Всего правильных ответов 26.  За 26-24 правильных ответа – «5», за 23-19 = «4», за 18-13- «3»,

                                                                                                                                              12 и менее – «2»

 



Предварительный просмотр:

Конспект   урока

Учитель:  Тимонина Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №7   г.Охи им. Д.М. Карбышева,  Сахалинская область

               Предмет

                                      русский язык

              Класс

         6

              Тема урока

Глагол. Употребление глагола в речи.

Эпиграф: Жить, чувствовать, любить, свершать открытия… Б. Пастернак

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления  знаний

Цели

Познавательная:   создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи, обратить внимание на мастерское использование глаголов писателей и поэтов, показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.

Развивающая:  развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся; формирование умения работать со словарями.

Воспитательная: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-Использовать умение составлять кластер; анализировать, обобщать;

-самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;

-самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, используя прием инсерта (что  я знал=, новая информация +, возник вопрос ?);

- работать в группе;

-делать выводы и умозаключения из наблюдений;

-понимать смысл и необходимость соблюдения инструкций, предлагаемых  в   заданиях

регулятивные:

-применять изученные ранее  знания по теме "Глагол»;

-развивать  УУД через понятие «Глагол», давать самооценку своей деятельности;

 познавательные:

-выделять информацию из текста учебника;

высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника;

-использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий;

-находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями;

-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

коммуникативные:

-уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения;

-оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями;

-формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

-проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;

-оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;

-руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Грамматические признаки глагола,  антонимы, синонимы, словообразование

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время

учителя

обучающихся

1

Оргмомент

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Хочу начать свой урок со слов Бориса Пастернака: «Жить, чувствовать, любить, свершать открытия…»

- Вот и сегодня мы будем, ребята, свершать открытия при исследовании (исследовать - осмотреть для выяснения, изучения чего-либо) объектов русского языка. Мы снова выступим в роли исследователей и понаблюдаем  роль глагола в русской речи.

2

2

Актуализация знаний

 Регулятивные: волевая саморегуляция. 

 Личностные: действие смыслообразования

- Для того, чтобы определить тему урока, проведём лексическую работу. К данным словам подберите антонимы  и запишите их в столбик.

- Давайте вспомним, что такое антонимы? (Приведите примеры антонимов)

Класс делится на группы. Учащиеся подбирают антонимы к словам

Шершавый - Гладкий

Трудолюбивый-  Ленивый

Пассивный -  Активный

Сладкий - Горький

Тупой – Острый

Право   - Лево

-Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика. Проверяем. Тема «Глагол». 

Работа в группах.

Отчет групп

5

3

Самоопределение к деятельности

Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Что вы знаете об этой части речи? Зачитаем из словаря В.И. Даля…(Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние).

- Сформулируем цель урока. На ваш взгляд, над чем мы сегодня будем работать?

(1 группа отвечает на вопрос: что мы должны знать?)

(2 группа- что должны уметь?)

  1. Должны знать: что такое глагол, какую роль играет в речи.
  2. Должны уметь: определять грамматические признаки глагола, строить связные тексты с употреблением глаголов).

Составление кластера  (Способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему) 

                                   

                                         глагол                                          

        

                                              

- Вспомним морфологические признаки глаголов

Постановка учебной проблемы

Прочитайте статью учебника п.90, стр. 192-196, применяя приём инсерта (прием, развивающий критическое мышление) отметьте,

 что я знал  =

Новая информация +

Возник вопрос ?

Доказательство и применение найденного решения

Задание. Приведите  свои примеры.

Постановка учебной проблемы

Глагол обладает вдвое большим количеством грамматических признаков, чем имя существительное. Учебная проблема – выяснить  роль  и употребление в речи глаголов.

Объясняю сущность явления, признаки которого ученики обнаружили на уроке. Формирую представление о роли глаголов в речи.

Доказательство и применение

Учащиеся ставят цель

Ответы от групп

Обучающиеся  заполняют таблицу

      5

4

Работа по теме урока

а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные - сотрудничество в поиске информации

регулятивные  – планирование, прогнозирование.

- Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь (словарь, объясняющий происхождение слов). (Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь». Пример: У А.С. Пушкина  «Глаголом жги сердца людей», т. е. словом).

Сообщение ученика о глаголе

Самостоятельная работа   с дополнительной литературой (См. материал в приложении)

6

б) Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

- Назовите грамматические  признаки глагола. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга.

Если вы в чем - то не уверены, попросите помощи.

 Сравните результаты записей с контрольными.

Работа в группах

Проверка выполненной работы

     5

5

Первичное закрепление

Регулятивные: 

волевая  саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

 - Почему же так необходим глагол?  

 - Какую роль играет глагол в речи?

- Итак, приступаем к нашему исследованию и понаблюдаем за ролью глагола в речи.

Устная работа со стихотворением А. Татьяничевой

Эн…ргичен  мног…лик

Глагол.

Он действовать пр..вык.

Необходим он –

Вот в чём соль.

Я  гов…рю ему:

«Глаголь!»

- Как автор характеризует глаголы? (энергичный, многоликий)

- Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.

- Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?» (Вот в чём главный смысл.)

- И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).

Письменная работа  по теме

 1) Орфографическая и синтаксическая работа.

- Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания.  

- Работаем у интерактивной доски: вставим орфограммы, объясним написание слов и постановку запятой.  

-  Укажите способ образования слова  многолик.

- Какую синтаксическую роль выполняют слова «энергичен», «многолик»? Начертите схему первого предложения.

Оценка за работу у доски

- Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?

- В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

- Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)

- Сделаем вывод об употреблении и роли глаголов: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.

2). Беседа по художественным текстам. ( Приложение 3)

- А теперь мы продолжим исследовать объекты русского языка и понаблюдаем  за  ролью глаголов в этих текстах.

-  Определите стиль речи текстов. (Художественный)

- О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

- Как называется описание природы? (пейзаж)

3).Словарная работа.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу. 

4).Соревнование

- Ребята, вспомним, что такое синонимы. Какую роль они играют в речи? (Синонимы – близкие по значению слова, они обогащают речь,  придают ей выразительность, устраняют повтор слов)

– Вы знаете, что по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..

- Предлагаю устроить соревнование по рядам: кто подберет наибольшее количество слов-синонимов к глаголам: Быть. Думать. Говорить

5). Работа по словообразованию. Образование глаголов.

- Вспомним, какие части слова участвуют в образовании слов?

– При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.

- Предлагаю вам задание:   употребите нужные приставки в данных глаголах.

-  Как лук без земли вырастить?

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

 (Надо порезать кусок картона, разрезать его на квадратики, вырезать в них кружочки. В банку надо налить воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу).

 – А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)

 6).Творческая работа (используем раздаточный материал

(Приложение 2)_

- Навсегда очарованы мы прозой А.С. Пушкина, у которого каждое третье слово – глагол.

- Давайте попробуем  восстановить текст известного поэта и понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении.

Буря мглою небо …,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она …,

То … , как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой …,

То, как путник запоздалый,

к нам в окошко … .

- Какова тема текста?

- Какой тип речи использован в тексте?

- Как поэт описывает вьюгу?

- Какой образ выражает глагол: кроет?

Вывод:  Весь отрывок полон движения, жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении.

 Коллективная работа

Индивидуальная работа

Работа  у интерактивной доски

Запись  словарного слова

Обобщение делают дети

Развитие речи, Употребление глагола в речи

Игровой прием

Словообразование

Самостоятельная работа

Вывод делают дети

Творческая работа

Обобщение

    12

6

Рефлексия

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные - самоопределение.

- Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она.  Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов.

Красный жетон — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый— по данной теме у меня остались вопросы.

Желтый  — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.

- Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?

Жетоны

3

7

Подведение итогов урока

Коммуникативные  -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные  –рефлексия.

Личностные – смыслообразование, целеполагание.

- Что нового  узнали о глаголах?

- Какую работу  выполняли?

- Какие выводы м можем сделать?

(Мы сегодня   наблюдали, какую роль играют глаголы в нашей речи и пришли к выводу о том, русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно, глаголы подчеркивают действие, движение, динамику, слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным).

- Глагол важен потому, что все действия в языке мы обозначаем с помощью глагола. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться.    Изобразительная сила глагола - в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы.

- Вы, юные исследователи, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

  • Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?

Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.

Выводы  делают дети

5

8.

Домашнее задание

Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

- Прочитать правило и выполнить  упражнение

- Выписать глаголы из текста, с которым работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.

Написать небольшое сочинение

«Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на уроке.

2

                                                                                                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

Сообщение о глаголе.

Из истории слова «Глагол».

       В Древней Руси «глагол»  означал «слово вообще», отчего возникло понятие «глаголить», то есть «говорить». Наверняка в сказках и былинах вам не раз встречалось выражение: «глаголить истину». Теперь вы знаете, что за ним скрывается. Однако, в современном русском языке понятие «глаголить» не прижилось, уступив слову «говорить» и оставшись признаком устаревшей и возвышенно-поэтической речи. Например, у А.С.  Пушкина в стихотворении «Пророк»:

Восстань, поэт, и виждь и внемли,

Проникшись волею моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом (словом) жги сердца людей.

           Или у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор» (Как-то раз перед толпою...)

Вот у ног Ерусалима,

Богом сожжена,

Безглагольна (бессловесна), недвижима

Мёртвая страна.

            Или в народной пословице: «Устами младенца глаголит (говорит) истина».

Но были у слова «глаголить», «глаголь» в старославянском и древнерусском языке и иные функции. Например, святые Кирилл и Мефодий, придя на Русь, создали новые азбуки – кириллицу и глаголицу. Так вот, в кириллице все буквы получили имена собственные: А - Аз, Б - Буки, В - Веди, Г- Глаголь ...Наконец, «глагол», а точнее первая буква этого слова (Г), по сходству формы, стал метафорой виселицы: столба с прибитой наверху перекладиной. Нередко встречается он в середине 20-х годов позапрошлого столетия в рисунках на полях Пушкинских творений или даже в их тексте:

Кругом пустыня, дичь и голь.

А в стороне торчит глаголь,

А на глаголе том два тела

Висят.

«Альфонс садится на коня...»

              В наше время поэты, зная историю слова «глагол» нередко используют ее в своих стихотворениях:

Поэт, в плену возвышенных идей

Не игнорируй прозу средней школы,

Чтобы глаголом жечь сердца людей,

Необходимо знать глаголы!

                                              С. Шевцова  

                                                                                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(Раздаточный материал)

Буря мглою небо …,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она …,

То … , как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой …,

То, как путник запоздалый,

к нам в окошко … .

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. О чём говорится в этих стихотворениях?  

2. Как называется описание природы?  Пейзаж  - рисунок, картина, изображающая природу. Словарная работа

3. Сравните оба текста. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? 

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

4. Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Чудная картина,

Как ты мне р…дна:

Белая р…внина,

Полная луна,

Свет с небес высоких,

И бл…стящий снег,

И саней д…леких

Од…нокий бег.    ( А.Фет)

- Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?  (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

 На дворе гуля…т (не)погода,

Ноч(…) стоит темным (темна),

И совою пучеглазою

Из-за туч гл…дит луна.

Под окошком ветви яблони

Так и ходят ходуном,

И березка с дубом шепч…тся,

Как со старым колдуном.  (П.Комаров)

-  Почему у П. Комарова так много глаголов? Какое состояние природы они описывают?  (Разгул непогоды)

 - В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым?  Какова их роль? В каком значении они употребляются?  (Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

-  Какой художественный прием использовал Комаров?  (олицетворение)

-  Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает?  (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)

 Сделаем вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, а глаголы подчеркивают действие, движение.

Использованные источники:

1.http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_rus.html

2. http://festival.1september.ru/articles/419218/

3.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&uinfo=ww-1263-wh-906-fw-0-fh-598-pd-1

4.http://sinonim.su/?f=%E4%F3%EC%E0%F2%FC&action=q

5. http://webotvet.ru/articles/opredelenie-olitsetvorenie.html

6. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Фразеологизм/

7. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.:ВИТА – ПРЕСС,2010.

8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.-Москва,2009

9. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва,2010



Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка для 8 класса на тему:

 «Подлежащее и способы его выражения»

Цели:

1. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

2. Расширить понятие о подлежащем и способах его выражения, учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3. Развивать умения аргументировать, доказывать;

способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем
использования  упражнений, подобранных с учетом индивидуальных и личностных особенностей и способностей учащихся.

4. Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий. развивать логическое, образное мышление и речь

5.  Воспитывать культуру общения и интерес к родному языку.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Сегодня мы начинаем изучение темы «Главные члены предложения». На первом уроке по новой теме вы должны вспомнить, что вам известно о подлежащем, а затем дополнить свои знания новыми сведениями.

2. Подготовка к объяснению нового материала. 

- Что такое подлежащее? Какой частью речи обычно выражается подлежащее? Найдите подлежащее в предложениях на экране:

1)По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь.

2) Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

3) Грамоте учиться – всегда пригодится.

4) Входящие должны предъявить билеты.

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.

Орфографический диктант с грамматическим заданием.

Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.

- Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.

- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?

- Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении – не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены – подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая.  Запишите предложение: Приятель торопится ко мне.  Задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: приятель (что делает?)торопится. А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: торопится (кто?) приятель. Что же получается? Оба – главные, и оба – зависимые. Назовем эту связь взаимосвязью и будем обозначать вот таким знаком -  в отличие от подчинения

Приятель торопится ко мне.

- Вспоминаем определение подлежащего.

- Что обозначает подлежащее?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- Итак, п о д л е ж а щ е е – главный  член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже.

Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего?

4. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: организовать проблемное взаимодействие, в ходе которого выявляются и фиксируются способы выражения подлежащего.

 - Есть ли подлежащее в 3-м предложении? Какой частью речи оно выражено? А какой частью речи выражено подлежащее в 4-м предложении?

- Явление, когда причастие или прилагательное выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного, называется субстантивацией. Об этом подробнее можете узнать в п.145.

- Чем ещё может выражаться подлежащее? Прочитайте п.168 и ответьте на этот вопрос.

5. Закрепление нового материала.

1) Работа с таблицей. Самостоятельное заполнение 1 столбика.  

      

Способы выражения подлежащего.

Чем выражено

Примеры

1. Существительное                                             в им.п.

Воды светлые катила                                                  В яркой зеленирека.

2. Местоимение    в им.п.                        (разных разрядов)

Выхожу один я на дорогу.                        Это уникальная коллекция минералов.  В этот день произошло событие, которое изменило мою жизнь.                                                                                                                  Кто откроет дверь?                                                                                    Все хотят участвовать в празднике.    Кто-то позвонил.                                                                                                      Никто не ответил.                          

3. Другие части речи в значении существительного:                                    а) прилагательное;                                 б) причастие;                                            в) числительное;                                      г) наречие;                                              д) междометие                                                                        

Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разном

 Восемь делится на четыре.                                                                              Наше завтра будет прекрасно!              Вот раздалося ау вдалеке.

4. Инфинитив

Узнать об этом очень легко.                 Учиться интересно.

5. Синтаксически неделимое словосочетание:     а) сущ.(личн.мест.) в им.п. + сущ. (личн.мест.) в тв.п.;                                                                      б) колич.числ. в им.п. + сущ. в род п.;                       в) весь, сам + сущ. (мест.)      

Дед с бабушкой шли впереди.                  Мы с тобой пойдем в лес за ягодами.    Пять человек расселись около костра.  Один из всадников размахивал шашкой.                                

   Около сорока плотников занялись починкой моста.

 Весь поселок собрался на площади.

6. Фразеологизм.

У этого мастера были золотые руки.

2) Работа с учебником.

Задания: 1) Составьте таблицу «Способы выражения подлежащего», используя в качестве примеров предложения, данные в упражнении 106 Подлежащее и сказуемое выделите.

2) Устное выполнение упражнения 105

3) Объяснительный диктант.

- Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1)Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. 4)По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. 5) Встречать нас высыпало всё население Тихого океана. 6) Семеро одного не ждут. 7) Иных уж нет, а те далече… 8) Но – противительный союз. 9) Одиннадцать – нечётное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

4) Упражнение в морфологическом разборе.

- Чаще всего в роли подлежащего выступают существительные. Вспомните порядок морфологического разбора существительного и прилагательного, так как эта часть речи обычно связана с существительным. Запишите предложения (с экрана).

Несколько учащихся получают индивидуальные карточки аналогичным заданием.

Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

- Скажите, в этом предложении прямой порядок слов или имеет место инверсия?

Карточка №1.

Чем ближе продвигался враг к Москве, тем упорнее становились бои. Советские солдаты стояли насмерть.

Карточка №2.

Короткой ночью белой вся комната полна.

Карточка №3.

Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.

5) Творческая работа.

-На экране слова: день, ожидающие, учить, смелый.

- Составьте с каждым из этих слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом – в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

- Прочитайте составленные предложения, поясните роль подлежащего, скажите, чем оно выражено.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности.

Заполнить табличку:

Я знал о подлежащем

Я узнал о подлежащем

 

7. Домашнее задание. Упражнение 107 и 108.Повторить материал о сказуемом



Предварительный просмотр:

                                План-конспект урока-конференции по литературе

в 10 классе
по книге С.Алексеевич «У войны не женское лицо…»

«Это надо живым…»

 Цели:  вызвать  интерес к произведению С. Алексеевич, способствовать активному творческому осмыслению произведения;

развивать умение ясно и убедительно аргументировать свои мысли, четко определять отношение к проблемам, поставленным в произведении;

способствовать воспитанию  человечности, формированию умения  по-новому посмотреть на сегодняшнюю жизнь,

вызвать интерес к важным проблемам нравственной, духовной жизни.

     Оборудование: видеоклип на песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!», выставка книг о Великой Отечественной войне ( «Женщины на войне…» :   В. Закруткин  «Матерь человеческая…», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», М. Алигер «Зоя»,  стихи  Ю. Друниной, О. Бергольц  и др.) ; статьи из газет: «Сороковые, роковые…» (воспоминания о войне женщин-фронтовичек, живущих с учащимися в одном поселке;  стенгазета «Все для фронта, все для победы!» ( о женщинах Ершовского района, работавших в тылу), плакат с вопросами для обсуждения, портрет С.А. Алексеевич (нарисован учащимися), запись эпиграфа на доске:

                                  И памятью той, вероятно,

                                  Душа моя будет больна,

                                  Покамест бедой невозвратной

                                  Не станет для мира война.

                                                                    А.Твардовский

Ход урока

1.Организационный момент.

Звучит песня  Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!» (видеоклип)

2. Сообщение темы урока.

 Определение цели конференции.

3.Вступительное слово учителя.

1941-1945 г. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический  срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

  Представители старшего поколения навсегда сохранили живую память о тех суровых годах, которые совпали с их юностью.  Сегодняшняя молодежь с большим вниманием слушает свидетельства участников боев тех незабываемых лет. Воздвигаются памятники  и мемориальные комплексы. Спасаются от забвения имена людей когда-то отдавших жизнь за Родину. С каждым годом мы узнаем все больше фактов удивительной самоотверженности, подвижничества, геройства. С неизменным интересом встречаются нашим читателем книги воспоминаний маршалов, солдат, партизан, бывших заключенных гитлеровских концлагерей.

  Без малого  70  лет отделяет нас от святого дня 9 Мая.  Современный человек  сегодня испытывается отношением к прошлому. От того, как выдержим мы это испытание, в значительной степени зависит наше завтра. Сейчас Победа - наша память. Она не должна, не имеет права быть музейной, самодовольной, спокойной.

Юлиус Фучик завещал живущим: « Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых, терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.  Пусть же павшие в бою будут близки вам, как друзья, как родные, как мы с вами».

   Осмысление истоков и высоты подвига народа в военные годы десятилетиями является главной темой нашей литературы.

      К этой теме  обращается  в своих произведениях «У войны -не женское лицо», « Последние свидетели» и др. Светлана Алексиевич.

4.Сообщение учащегося (сопровождается презентацией)

Краткая биографическая справка.

Светлана Алексеевна   Алексиевич родилась в 1948 году   в Иваново -Франковске.    Окончила   факультет   журналистики   Белорусского государственного  университета   имени   В. И. Ленина. В настоящие время - заведующая отделом   очерка   и публицистики журнала « Неман».

Светлана Алексиевич - лауреат премии имени Николая Островского, автор цикла документальных фильмов « У войны - не женское лицо»,  отмеченных в 1983 году    на XXVI Международном кинофестивале  документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге  призом « Серебряный голубь».

5.Работа с эпиграфом.

                                  И памятью той, вероятно,

                                  Душа моя будет больна,

                                  Покамест бедой невозвратной

                                  Не станет для мира война.

                                                                           А.Твардовский

Эти строки можно поставить эпиграфом к конференции по книге С.Алексеевич « У войны неженское лицо…». Как вы думаете, почему?

6.Обсуждение вопросов конференции

Учитель.  Испокон веку на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер: поднимать детей, беречь домашний очаг и – ждать их.. Но июнь1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги.

1)Женщина на войне…» . Какие книги на эту тему вы читали7 Чем отличается от них книга Светланы Алексеевич?                                                                                                         (ответы учащихся, выразительное чтение отрывков из повести)

2) Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге « У войны не женское лицо…»? Проследите, как наиболее важные проблемы раскрываются в произведении.  (ответы учащихся, выразительное чтение отрывков)

3) «Война - дело мужское», -говорит один из героев книги. Согласны ли вы с этим? Почему и как шли женщины на войну? Каковы их военные профессии?                       (ответы учащихся,   чтение отрывков наизусть)

4) Не кажется ли жестокостью по отношению к вам то, что писательница собрала и  опубликовала эту книгу, переворачивающую душу?                                                                (ответы учащихся, выразительное чтение отрывков из повести)

5) Слово учителя- комментирование ответов учащихся.

Книга Алексиевич – это память, память о войне. Памятью жив народ, без нее нет пути в будущее.

6. Чтение учащегося наизусть стихотворения  С.С. Орлова   «Когда это будет, не знаю...»

Когда это будет, не знаю,

В краю белоногих берез,

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

 Не видевший этой войны.

И мне не додуматься даже,

Какой там ударит салют,

Какие там сказки расскажут

И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,

Нам знать довелось на роду,

Что было Девятого мая

 С утра в сорок первом году.

7.Итоги урока.

1. Заключительное слово учителя.

Закончилась конференция по книге С. Алексиевич  «У войны  не женское лицо...», а работу над темой мы продолжим, готовясь к сочинению по произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне.

Темы сочинений:

«Рядовой всенародного подвига», « Человек на войне», « В боях отстояли Отчизну свою», «Нравственные истоки подвига» и др.



Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе

«Лексические нормы русского литературного языка»

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Методы обучения: самостоятельные наблюдения, работа в группах, работа со словарями, лингвистический анализ текста.

Оборудование:  презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.  Мотивация

Портрет Д.С.Лихачёва

Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

- Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки, используя обозначения (Р, Г). В 1,2,4 предложениях допущены речевые ошибки, т.е. нарушены лексические нормы. Задача учителя – обобщить в начале урока  всё, что старшеклассники знают о речевых ошибках.

Общими усилиями ученики справляются с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
  2. Юбку не проплатили ещё (используется просторечное проплатили вместо общеупотребительного заплатить).
  3. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
  4. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

III.  Целеполагание

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые  речевые ошибки и  выработаем способ их предупреждения.

Работаем  по группам. По ходу работы нами будет заполняться таблица. Она и станет результатом нашего урока – проекта. 

Таблица зачерчивается в ученический словарь – справочник (общая тетрадь, которую каждый ученик ведёт с 5 класса) в раздел «Классификация ошибок»

Учитель: Вспомним правила успешной проектной деятельности:

  1. В группе  нет лидеров. Все члены группы равны.
  2. Группы не соревнуются.
  3. Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

IY.  Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

                                           2) уместность его использования в общепринятых в языке

                                               сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

- Что такое паронимы?

Результат домашнего задания. Ученица даёт ответ, используя теоретический материал учебника.

Ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись с объяснением. На слайде объяснение сразу не показано.

  №

Вид ошибки

Примеры

1

Неразличение паронимов

Письмо отправили  адресанту по почте.

Адресат – получатель.

Адресант – отправитель.

Y.  Работа в группах

Чтобы работа по предупреждению речевых ошибок была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. Безусловно, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.

  1. Неразличение паронимов

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках. При необходимости обращайтесь к словарю.

 Группа 1

Концертный  (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель побуждает учащихся к теоретическому обсуждению фактов, стимулирует  активное участие всех старшеклассников. Учащиеся обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Результат работы групп фиксируется на доске, затем словосочетания зачитываются вслух.

  1. Лексическая сочетаемость.

Учитель: Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем этот вид ошибки под №2.

Исправление ошибок, запись примеров в графу.                                                                Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

………

……….

2

Лексическая несочетаемость

Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните!  Иметь значение

                     Играть роль

Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: три составлены с ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости, одно – правильно. Результат работы групп фиксируется на доске.

Группа 1

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор увеличивает впечатление о герое.
  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Группа 2

  1. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.
  2. В голове у него метнулась мысль о побеге.
  3. Дети страшно обрадовались.
  4. Восточный Крым был полон цветения и тишины.

Лексическая сочетаемость нарушена в  1 -3 предложениях.  

  1. Ошибки при использовании слов иноязычного происхождения.

Учитель: Часто ли вы используете слова иноязычного происхождения? Знаете ли вы, что использование данных слов оправдано лишь в тех случаях, когда заимствованное слово нельзя перевести на русский язык. А.М.Горький говорил: «Нет смысла писать конденсация, когда мы имеем хорошее слово – сгущение». Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки.

Коллективное исправление ошибок, запись примеров в таблицу.                  

Вид ошибки

Примеры

1

…..

…..

2

…..

…..

3

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Задание по группам: Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём.  Составьте с данными словами словосочетания.

Группа 1                                                                Группа 2

Амбиция, вердикт, пунктуальный                     Реставрация,  флора, экспорт

Каждая группа сообщает о проделанной работе. 

YI.  Лингвистический анализ текста  

Учитель предлагает  вниманию учеников отрывок из рассказа М.М.Зощенко  «Аристократка». Возможно подготовленное чтение по ролям.

  1. А денег у меня – кот наплакал. (2) Самое большое, что на три пирожных. (3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю… (4) А денег – с гулькин нос.

(5) Съела она с кремом, цоп другое. (6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?...

(10) А она говорит:

(11) – Нет.

(12) И берёт третье.

(13) Я говорю:

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.

(15) А она:

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову.

(19)   - Ложи, говорю, взад!             

(20) А  она  испужалась. (21) Открыла рот, а во рте зуб блестит…

(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:

(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.

       Задания по тексту

  1. Найдите предложения, в которых допущены нарушения лексических и синтаксических норм русского языка.
  2. Укажите стиль текста. Поясните ответ.
  3. Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.
  4. Наш урок мы начали со слов Д.С.Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков его облик, характер? Ответ подтвердите примерами из текста.

      YII  Рефлексия

  1. Результаты деятельности и их оценка.

- Какие цели мы ставили сегодня?

- Какой результат получили?

Ученики называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы, могут отметить продуктивную работу группы. Учитель оценивает работу класса в целом.

- Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?

 На уроках русского языка, при написании сочинений и  ,конечно, при  подготовке к ЕГЭ по русскому языку (К10). В целом, для развития культуры речи.

-Что нового узнали?

       2. Учитель:  Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую

           проблему поднимает поэт?  Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ

           проиллюстрируйте.

          Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

          Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

          Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

          Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

          Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

          Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

    YIII  Домашнее задание (на выбор): написать мини-сочинение «Каким будет русский язык через 10 лет» или упр. 63 по учебнику.

Литература

  1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.
  2. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. - №3. – С. 32 -36.
  3. Зощенко М.М. Человека жалко. Воронеж: ИПЦ «Черноземье»,1998. – С. 87 -88.
  4. Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.