РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ С.Р.И

все материалы прикрепленны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития диалогической речи детей через сюжетно-ролевую игру

1.1 Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте

1.2 Диалогическая речь

1.3 Развитие диалогической речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Глава 2. Практическая часть

2.1 Методики развития диалогической речи детей дошкольного возраста, используемые в работе воспитателя

2.2 Диагностика развития диалогической речи дошкольников

2.3 Диагностика развития сюжетно-ролевой игры

2.4 Описание своей работы

Заключение

Список литературы

Введение

       В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в ходе игры происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и качества личности, формируются новообразования, характерные для дошкольного возраста.

       Также в игровой деятельности, находясь в общении сначала со взрослым, а потом и со сверстниками, происходит и речевое развитие. В простых имитационных диалогах решаются сложнейшие речевые задачи..

       Тема данной работы актуальна, так как изменения в современной дошкольной педагогике, в связи с переходом на новый образовательный стандарт, требуют от педагогов перестройки своей деятельности. От обучения, развития и воспитания на занятиях нужно перейти к решению педагогических задач через игру. Если на обучающих занятиях ребенок, прежде всего, выполняет задачи, которые ему поставил взрослый, а это не всегда интересно самому ребенку, то в игровой деятельности он выполняет свои собственные задачи, на решение которых он замотивирован изнутри.

       Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены работы многих отечественных исследователей: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.И.Фрадкина, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Т.Е.Конникова, Д.В.Менджерицкая, Р.М.Римбург, Р.И.Жуковская, А.В.Чернов, Т.А.Маркова,  Е.И. Тихеева.  

       Целью данной работы является изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста.

       Задачи:

  1. Провести теоретический анализ основных понятий и определений в работах отечественных ученых.
  2. Раскрыть влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей на каждом этапе дошкольного детства
  3. Создать методическую копилку сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию диалогической речи детей

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

  1. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте

       Н.В.Краснощекова дает следующее определение игровой деятельности: «Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.»  [9, 4]

       Важной особенностью игры, по мнению С.Л.Рубинштейна, является наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи следующие основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. [9, 5-6]

       Роль – это основной стержень сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого человека, на которого он хочет быть похож, идентифицирует себя с ним и действует в игре от его имени.Мотивом сюжетно-ролевой игры является стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.С помощью сюжетно-ролевой игры эта трудность преодолевается, так как в ее процессе растет самостоятельность малыша, он все лучше и лучше пытается воспроизводить жизнь взрослого, принимая на себя его роль, вступая в сложные ролевые отношения.

     Н.В.Краснощекова выделяет основные особенности сюжетно-ролевой игры:

1. Соблюдение правил. .

2. Социальный мотив игр..

3.Эмоциональное развитие в игре.

       4.Интеллектуальное развитие в игре.

5.Развитие речи в игре.

       

  1. Диалогическая речь детей дошкольного возраста

       Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, поправляет диалог, интерпретируя, разворачивая, распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивая их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность показать себя, добиться внимания сверстника, желание донести до него цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, так как они ещё недостаточно овладели родным  языком - его звуковой системой, грамматическим строем, лексическим составом. Поэтому они не могут пока усвоить навыки полноценного диалогического общения.

речь.

       Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.

       В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Можно добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Для этого надо приучать детей раннего возраста выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.

      В работе с детьми в средней группе педагог больше внимания должен уделять качеству ответов детей, приучать их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.

В старшей и подготовительной к школе группе следует формировать умение более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.

      Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

  1. Развитие диалогической речи детей в сюжетно-ролевой игре

     Как показывает педагогическая практика, в группах, где воспитатель уделяет большое внимание игровой деятельности детей: во время игры направляет активность детей, участвует в построении диалога между играющими, помогает в создании и придумывании атрибутов, сюжетно-ролевая игра, как вершина игровой деятельности, развита очень хорошо. У нее богат сюжет, дети применяют свою фантазию и соблюдают правила игры, диалоги интересны и приближены к реальности. Происходит социализация детей, конфликты в такой группе незначительны и достаточно редки.

       Умелое руководство сюжетно-ролевой игрой решает задачу расширения и обогащения словарного запаса ребенка, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Педагог называет предметы, помогает охарактеризовать их, описать, подобрать эпитеты, правильно назвать действия детей.

     Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

      В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая. В средней группе воспитатель формирует умение легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, учит детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывает ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о? том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?В старшем дошкольном возрасте следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, поправлять собеседника, аргументировать свои высказывания, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей..

       Таким образом, успешное овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний, организацию речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Глава 2. Практическая часть

       Целью моей работы является формирование диалогической речи детей через сюжетно-ролевую игру.

      Опираясь на теоретические основы, в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Формировать у детей умений  разворачивать сюжетно-ролевые игры различными способами, используя разные сюжеты игры (Приложение 1,2) (картотека сюжетно-ролевых игр 1),

2.Способствовать овладению детьми диалогической речью в процессе сюжетно-ролевой игры через ролевые диалоги участников (Приложение 3.)( ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ                              СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР)

3.Создать условия в группе детского сада для развития диалогической речи детей через сюжетно-ролевую игру: обогащение или обеднение развивающей предметно-пространственной среды игровыми атрибутами или предметами-заместителями. (Приложение 4.)

2.1 Методики развития диалогической речи детей дошкольного возраста, используемые в работе воспитателя.

       В ходе обучения я использовала разнообразные методики, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, В.В.Гербовой и другими.

       Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является беседа воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

      По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Мы стараемся разговаривать с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда беседы возникают по инициативе ребенка, который подходит ко мне с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором.

      Для разговора с детьми в группе я использую режимные моменты  детского  сада. Также для формирования диалогической речи использую приём словесных поручений. Ещё одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействий. Считаю, что эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

       В своей работе я много использую сюжетно-ролевые игры, так как  они способствуют формированию и закреплению диалогических умений.      Подобранные мною дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин»,  «Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

      Также я использую подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

2.2 Диагностика развития диалогической речи дошкольников

      Существует несколько различных методик, с помощью которых мы можем диагностировать диалогическую речь дошкольников:

  1. Методика обследования Стребелевой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5 О.С.Ушаковой-Е.М.Струниной. (Приложение6)
  2. Выявление уровня развития навыков диалогического общения. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
  3. (Приложение)7

       В своей работе я пользуюсь методикой Алексеева-Яшина, так как она достаточно проста в использовании, не требует материальных затрат и экономична по времени, что очень важно в условиях организованной деятельности детского сада.

2.3 Диагностика развития сюжетно-ролевой игры

    Самой полной и популярной в использовании является диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры Д.Б.Эльконина. (Приложение)2

       Диагностика игровой деятельности проводится два раза в год – в начале и конце учебного года. В начале – чтобы выявить актуальное состояние игровой деятельности у детей, наметить направления работы и индивидуальные маршруты развития детей. А в конце года – чтобы проверить и посмотреть результаты целенаправленной работы и сделать выводы по динамике развития детей через игру, выявить проблемы и наметить точки роста.

2.4 Описание своей работы

      Опираясь на изученную психолого-педагогическую литературу, методики развития игровой деятельности и диалогической речи, в группе детского сада,  которой я работаю, были созданы условия для развития диалогической речи через сюжетно-ролевую игру:

  1. Создана картотека сюжетно-ролевых игр (Приложение1)
  2. Разработаны консультации для родителей по совместной игровой деятельности с детьми (Приложение 8,9)
  3. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда: в игровых центрах у мальчиков и девочек приобретено игровое оборудование, новые атрибуты для игровой деятельности.
  4. С детьми проводится систематическая работа по развитию диалогической речи через сюжетно-ролевую игру и другие виды игр
  5. С родителями дошкольников проводится просветительская работа-консультирование об особенностях игровой деятельности на каждом возрастном этапе жизни ребенка.

Заключение

       Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - однако, стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

       Игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль не только в психическом развитии дошкольника, но и в овладении речевыми навыками общения. Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Список литературы:

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 352с.
  3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.пед.вузов / Сост.и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия»,  2003. – 624с
  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада\ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.:Просвещение, 1983 – 192 с., ил.
  5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2011. - С.36
  6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
  7. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». Под ред.В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
  8. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед.училищ\ под ред.В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
  9. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста \ Н.В.Краснощекова. – Изд. 6-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2011. – 251 с. – Школа развития.
  10. Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова  Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - АЙРИС ПРЕСС  Москва-2008.
  11. Н.В.Нищева  Будем говорить правильно. – СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006г.
  12. Н.Михайленко, Н.Короткова  Организация сюжетно-ролевые игры в детском саду. Пособие для воспитателей. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС. 2009.
  13. Н.Ф.Комарова  Комплексное руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Москва. Издательство «Скрипторий 2003».
  14. Т.Б.Филичева, А.В.Соболева   Развитие речи дошкольников: 2010г. Методическое пособие с иллюстрациями, - Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000г.
  15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: "Педагогика", 2008.-189 с.
  16. Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447с.
  17. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
  18. .Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2013. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Диагностика уровня сформированности игровых навыков Д.Б.Эльконина

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников Д.Б.Элькониным была разработана  схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с его концепцией. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

      Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. 

     Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6)  Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

      Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Выявление уровня развития навыков диалогического общения. М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников»

Данная методика состояла из серий заданий. Первая серия заданий предусматривала установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Экспериментатор посредством непринужденной беседы выяснял способы младших школьников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Беседа представляла собой ряд вопросов:

-Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

-Сколько у тебя друзей?

-В какие игры ты любишь играть?

-Как ты позовешь друга играть?

-Ты не обижаешь своего друга, друзей?

-Ты с ними часто ссоришься? Почему?

-Тебе нравится твой воспитатель? Почему?

-Ты слушаешься его?

-Что тебе в нем не нравится?

-Ты помогаешь родителям?

-У тебя есть друзья во дворе?

-Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Основное внимание уделялось оценке различных критериев:

Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).

Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.

Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.

Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.

Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. Критерии оценки средств общения имеет балльную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам.

-10 балла - полное, самостоятельное, логическое изложение текста, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.

-7 балла - отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.

-3 балла - нарушение в структурировании диалога, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна. Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню форсированности диалогического общения, 4-7 - среднему уровню; 0-3 балла - низкому уровню.