Методические разработки для учителей начальных классов

Клёпова Тамара Александровна

Методические разроботки уроков и внеклассных мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka_urok_zdorovya.doc76.5 КБ
Файл urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЧАУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РЫТКУЧИ»

689417, Чукотский АО, Чаунский район, с. Рыткучи, ул. Мира, 14, тел./факс (8-237) 95-2-13

Рассмотрено

на заседании МО

учителей  начальных  классов

протокол №    5   от  23.04.2012 г.

председатель МО    К.В. Малзрыкова

МЕТОДИЧЕСКАЯ         РАЗРАБОТКА

______урока  _________

вид учебного занятия

По предмету :  Окружающий  мир

Раздел:    Здоровый  образ  жизни

Тема:      «Здоровье – всему  голова»

Класс:      4 

Составитель:

учитель  начальных  классов

Клепова  Тамара  Александровна

                                                                               

с.Рыткучи

2012 год

Методическая разработка учебного занятия

Учебный  предмет:  Окружающий   мир                                    Класс   4

Тема урока : «Здоровье – всему  голова»

Вид урока :  комбинированный

Форма проведения урока : урок  здоровья

Мотивация темы и формы проведения урока : тема  выбрана  в  соответствии   с  учебным планом. Нетрадиционная  форма  проведения  урока  выбрана   с  целью  формирования  у  учащихся  здорового образа  жизни

Продолжительность урока :   40 минут

Место проведения урока :   учебный    кабинет

Цели урока :

Дидактическая: Формирование знаний учащихся о здоровом  образе жизни.

Воспитательная:  воспитание негативного отношения к табакокурению   и    употреблению   алкоголя.

Развивающая: Развитие речи, способности самостоятельно  работать с  полученной  информацией.

Межпредметные связи:  литературное  чтение

Учебное оборудование  урока:  

 1. Таблицы «Влияние алкоголя и табака на внутренние органы человека», таблица с пословицами.

Методическое обеспечение урока :  тексты  стихотворений,  кроссворд, памятки для учащихся.

Критерии и методы диагностики эффективности  урока: самостоятельная работа  с  памятками, обсуждение с  учащимися  стихотворения, пословиц,  составление кроссворда, активность учащихся  на  уроке.

Хронокарта урока :

I. Организационный   момент.  Формирование   внутренней  мотивации   к    изучению

       содержания   урока- 2 минуты.

II.  Актуализация  опорных знаний – 5 минут

III. Работа  по теме  урока -25 минут

IV. Обобщение полученных знаний -5 минут

V. Итог урока   -  3 минуты.

План  - конспект  урока:

    I. Организационный момент. Формирование внутренней мотивации к изучению содержания урока.

Учитель:                                         Итак, друзья, внимание

                                                Ведь прозвенел звонок

                                                Садитесь поудобнее,

                                                Начнём скорей урок.

Учитель:            Человек часть природы. Именно он смог покорить и освоить все земли. В жаркой пустыне и суровой тундре заставил цвести растениям. Спасает исчезающие виды животных. Но и сам человек подвергается опасности. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что укрепляет наш организм, делает его сильным и здоровым, а что приводит к болезни.

II. Актуализация  опорных знаний

Учитель: В природе капельки воды сливаются в ручеёк, ручейки в реку, реки в моря, а наши правильные прожитые дни превращаются в долгие годы здоровой и радостной жизни.

        Подумайте, что необходимо делать чтобы как можно реже болеть?

 (Варианты ответов детей: соблюдать  режим дня, личную гигиену, заниматься

физкультурой и спортом,  закаливаться, правильное питаться, гулять свежем  воздухе).

Учитель: Об этих жизненно - важных правилах мы поговорим более подробно.

1. Работа над стихотворением.

Учитель: Послушайте и закончите стихотворение

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор

Зарычал: «Какой ......... (позор)»

  Учитель:  О каких правилах личной гигиены это стихотворение?

 2. Обсуждение предложений (записаны на доске).

 Учитель:  Объясните предложения:  (записаны на доске).

          - Грязные уши   - человек плохо слышит.

          - Грязная кожа – организм плохо дышит.

          - Грязные руки – появляются глисты

Учитель: Рецепт здоровья:

                    от простой воды и мыла у микробов тают силы.

III. Работа  по теме  урока.

       1.  Работа с памятками. (имеется у каждого ребёнка)

          а) самостоятельное чтение про себя;

          б) чтение вслух;

          в) обсуждение.

«Режим дня» 

- вставать после сна и ложиться спать в определённое время;

- утром делать зарядку;

- принимать пищу в определённое время, не ужинать поздно;

- в течение дня чередовать умственные и физические упражнения;

- обязательно гулять на свежем воздухе.

«Гигиена труда»

- готовить кроки  надо в одном и том же месте;

- начинать с письменных заданий средней трудности и переходить к самым трудным;

- через каждых 40-45 минут надо делать перерыв;

- исключительно вредно во время занятий слушать музыку или смотреть телевизор.

«Гигиена сна»

- ложиться спать нужно в одно и тоже время;

- не смотреть долго перед сном телевизор и не занимать тяжёлой физической работой.

2.  Правила закаливания.

Учитель: Ещё одно основное условие здорового образа жизни – закаливание. Человек должен с раннего детства не бояться различных погодных условий. Закаливание проводится с помощью воздуха, солнца и воды. Запомните основные правила закаливания: (записаны на доске)

  • постепенно и последовательно;
  • систематически и постоянно;
  • учитывая индивидуальные особенности организма.

Физкультминутка

На болоте две лягушки

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

ручками хлопали

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровье в чем секрет:

Всем друзья физкультпривет.

Учитель:  Еще в укреплении здоровья важную роль играют занятия физкультурой и спортом.

Учитель: Давайте ещё раз назовём, что должны делать люди, чтобы быть здоровыми (ответы детей учитель записывает на доске для дальнейшего использования при составлении кроссворда «Солнышко».)

3. Обсуждение стихотворения.

Учитель: А сейчас мы поговорим о том, что разрушает наш организм и приводит к болезням.  Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Черный человек»

Друг мой, друг мой

Я очень и очень болен

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

Толь как рощу в сентябрь

Осыпает мозги  алкоголь.

4.  Работа с таблицами «Влияние алкоголя на внутренние органы человека»,                                    

                                           «Влияние табака на органы дыхания»

        а) просмотр;

        б) обсуждение.

Учитель: 1-2 пачки папирос содержит смертельную дозу никотина. В одной сигарете содержится более двухсот видов вредных веществ, но страдают от этого не только курильщики, но и те, кто находится рядом с ними. Вредные вещества всасываются кожей, проникают в организм через органы дыхания. Человек очень давно отметил вредное влияние табака и алкоголя.

5.  Обсуждение пословиц.

  • Кто вино любит, тот сам себя губит.
  • Вино входит – ум выходит.
  • Курить – здоровью вредить.

IV. Обобщение полученных знаний.

Учитель: Человек – это солнышко. Чтобы оно всегда светилось здоровьем, приносило радость и веселье мы должны выполнять те правила, о которых говорили на уроке.        

  1. Составление кроссворда        

1

Г

и

г

и

е

н

а

   

2

ф

и

з

к

у

л

ь

т

у

р

а

3

к

и

с

л

о

р

о

д

4

в

и

т

а

м

и

н

ы

5

р

е

ж

и

м

6

о

т

д

ы

х

7

з

а

р

я

д

к

а

8

з

а

к

а

л

и

в

а

н

и

е

V. Итог урока.

Учитель:

Я быть волшебником хочу,

Чтоб всё на свете смочь.

Но о мечте своей молчу –

Кто сможет мне помочь?

Лишь сам себе я помогу,

                              Что захочу – я всё смогу.    (В.Кудрявцева)

Запомните, ребята:

«Ваше здоровье в  - ваших руках»!

Домашнее задание: составьте и запишите  в   тетрадь   свой  примерный  

                                  режим  дня

Приложения:

  1. Памятки  для  учащихся.

Памятки  для  учащихся.

«Режим дня» 

- вставать после сна и ложиться спать в определённое время;

- утром делать зарядку;

- принимать пищу в определённое время, не ужинать поздно;

- в течение дня чередовать умственные и физические упражнения;

- обязательно гулять на свежем воздухе.

«Гигиена труда»

- готовить кроки  надо в одном и том же месте;

- начинать с письменных заданий средней трудности и переходить к самым трудным;

- через каждых 40-45 минут надо делать перерыв;

- исключительно вредно во время занятий слушать музыку или смотреть телевизор.

«Гигиена сна»

- ложиться спать нужно в одно и тоже время;

- не смотреть долго перед сном телевизор и не занимать тяжёлой физической работой.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЧАУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РЫТКУЧИ»

Учитель  начальных  классов:

Клепова  Тамара  Александровна

                                                                               

с.Рыткучи

2012 год

Цели урока :

 Дидактическая:  продолжать работу  по  закреплению у  учащихся навыков  распознавания  и   правописания  проверяемых  и непроверяемых гласных в  безударных  слогах.

Развивающая: развивать  внимание, умение применять свои  знания в  практических  заданиях.

Воспитательная:  содействовать воспитанию у  учащихся  желания  сохранять и  укреплять  своё  здоровье.

Учебное оборудование  урока:  

  1. Индивидуальные карточки с тренировочными  упражнениями, с  тестовыми заданиями, предметные  картинки, конверт, проектор.

План  - конспект  урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел  звонок  веселый,

Мы начать урок  готовы.

Будем  слушать, рассуждать

И друг  другу помогать.

-   Сегодня   мы,  продолжая путешествие  в  мир   Знаний, отправимся  в  страну Орфографию и Правописания.

II. Работа  учащихся по  индивидуальным карточкам.

Учитель:  Начнем   нашу   работу  с  тренировочных  упражнений. У каждого из вас  на парте приготовлен  лист с заданиями. Внимательно  ознакомьтесь с  ними и начинайте  выполнять.  (Самостоятельная работа  учащихся ).

Учитель:  Давайте проверим  правильность  выполнения  упражнений.

 ( На  доске увеличенная через  проектор  карточка. Идет  выборочный   опрос учащихся по выполнению заданий).

III. Работа   по  теме  урока

1. Отгадывание шарады.

Учитель:  Прежде, чем  продолжить  работать дальше, давайте  отгадаем  шараду:

С  буквой  Е  ты  делай  в  хоре

И таланта  не  таи.

Принял горькое  лекарство-

Делай быстро с буквой И.

                 Отгадка:  запевай – запивай.

Учитель: Почему эти  глаголы произносятся  одинаково, а пишутся по-разному? (имеют разное  смысловое  значение : запевать- петь, запивать - пить).  Можно ли  эти  глаголы считать однокоренными? Почему? (нет, у них разные корни.).

  Ребята, кто из вас  догадался,   над   какой  темой  мы  сегодня  будем  работать  на  уроке? (правописание  безударных гласных).

  1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Сейчас  мы  вспомним   правописание  непроверяемых безударных гласных, а также  правила и специальные  упражнения для сохранения  зрения; о норме сна  и правильном  питании.  В этой работе нам помогут  картинки с  рисунками.

   ( На  доске прикреплены  предметные картинки  разного  цвета).

Учитель: Назовите, что  изображено на картинке  и  запишите  это слово в тетрадь.  Ответы  учащихся: телевизор, компьютер, учебник, кровать, яблоко, капуста, морковь, помидор.(учащиеся  записывают словарные слова и рассказывают  о правилах просмотра телевизора,  работы с компьютером,  чтения книг, помогающих сохранить зрение;  о норме  сна  и  правильном  питании).

Учитель: Что  общего  у  всех  этих слов? (в  словах есть  безударная  гласная, которую нельзя проверить. Написание этих слов проверяем  по  орфографическому словарю).

  Какое слово  соответствует  схеме?                         ′       (помидор)

Составьте предложение с  одним из этих слов (дополнительное  задание).

Физкультминутка.

Игра :Собери картинки в конверт (ученики  ищут нужную картинку и  взглядом кладут её в конверт. Цель: расширение зрительно - пространственной активности).

  1. Коллективная  работа  с  текстом.

(текст записан  на доске)

           Зажглась первая  зв…зда    от  холода потрескивают  ств…лы  сосен  вот  прошла  л…са   как  ловко  замела  она  свои  сл…ды.

Учитель: Ребята, давайте  вспомним, как  мы  проверяем  написание безударных гласных.

(Если буква  гласная вызвала  сомнение

Ты её  немедленно ставь  под  ударение.

Ударение  над гласной

Может сделать букву  ясной)

Учитель: прочитайте  текст, расставьте нужные  знаки  препинания, спишите, вставляя пропущенные  буквы, объясните  их написание. Во втором  предложении найдите  и  подчеркните  грамматическую основу.

  1. Индивидуальная работа.

(на доске  записаны  слова.)

Учитель: Спишите  слова, вставляя пропущенные  буквы. Устно подберите проверочные слова.

                        Д…жди, х…лмы, сл…ны, зв…рёк, зв…нок.

 (После записи слов  в тетрадь  осуществляется проверка написания).

IV. Проверка  усвоения  знаний  учащихся  по  теме урока.

1. Работа с   тестовыми  заданиями.

Учитель: У каждого из вас  на парте приготовлен  лист с тестами. Внимательно  ознакомьтесь  с  ними и начинайте  выполнять. (самостоятельная работа учащихся. На  доске увеличенная через  проектор  карточка с  тестовыми заданиями. Идет  выборочный   опрос учащихся  по выполнению  заданий).

V. Итог урока.

Оценивание   работы  учащихся   на  уроке.

Учитель: Подходит  к  концу  наше  путешествие. Получая  в   школе новые  знания  и  умения,  вы должны всегда  также помнить  и  заботиться  о  своем здоровье. Берегите здоровье смолоду.

Домашнее задание: Индивидуальные карточки.

 

Приложения:

  1. Тренировочные  упражнения. Карточка.
  2. Тест «Правописание безударных гласных». Карточка.
  3. Предметные картинки.
  4. Индивидуальные карточки с  домашним  заданием.
  5. Правила просмотра телепередач, игры на компьютере; норма сна.

Тренировочные  упражнения

  1. Подчеркните  слова, в которых  все согласные  мягкие.  

Мяч, миска, чаща, чеснок, пение, шар, кольцо, речь,  перебить, вещь.

  1. Подчеркни слова, в которых  букв  больше, чем  звуков.

Куст, шесть, пенки, пеньки, кольцо, цапля, больница, капля, капельки.

  1. Добавь  слог, чтобы  получилось  слово.

Мар                                              мач…  

Лам                                             сум

Моло                                           крыль

Ту                                                рель

Сан                                              воро

       4.* Убери  один  слог и получи  новое слово.

        опушка- _________                     верхушки - ____________

        каток - __________                     студень -  ____________

        тапочки - _________                   округ - ______________

   Тест «Правописание  безударных  гласных»

 1. Найдите  и  подчеркните, какие  гласные  надо  проверять?

А    И    Ы    Е    Я    У    Э    О    Ё    Ю

  1. Почему  их  надо  проверять? Допиши  ответ.

Можно ___________________________________

  1. Как  надо  проверять  безударные  гласные? Вставь нужные слова.

Надо ________________________   слово     или    

подобрать ___________________    слово  так, чтобы

на _______________  падало  ударение.

  1. Какими  должны быть  проверочные слова ? Выбери  и  подчеркни правильный ответ.

а) с  безударным гласным;

б) с ударным  гласным;

в) чтобы после согласного стоял  гласный;

г) разные  слова.

                                 

Памятка

Правила  просмотра  телевизора

- Находиться  от  экрана на расстоянии не менее  3-х метров;

- Просмотр  телепередач - не более 2–х часов в день;

- В темное время дня должно быть включено верхнее  освещение.

Помни, вреден  телевизор,

Если глаз к экрану  близок.

И, конечно, вредно  глазу,

Если смотришь  много сразу.

Правила  работы  на  компьютере

- Находиться  от  монитора  на  расстоянии  50 см;

- Время непрерывной  работы - не более  20 минут.

Правила  чтения   книг  и  учебников

- Книга  и  учебник  должны  находиться  на  расстоянии  40 см  от  глаза;

- Читать  лёжа  и  в  темноте  нельзя.

Норма   сна

- Учащиеся  7-10 лет   должны  спать  9-10 часов   в   сутки.

Домашнее  задание

     - Спишите. Вставьте  пропущенные  буквы. Подберите  проверочные  слова.

- Найдите в  каждом  столбике  лишнее  слово. Подчеркните.

гр…за                           в…лна                       сл…ды

к…ньки                        с…ды                        тр…ва

п…ро                            р…са                         р…бота

г…ра                            уч…ник                     м…ря

 (Коньки -  в первом  столбике, ученик – во втором  столбике, работа – в  третьем столбике. Эти словарные  слова с непроверяемыми  гласными. Все  остальные  слова  с  проверяемыми  безударными  гласными.)