Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

Горячевская Елена Викторовна

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №42

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

Консультация для родителей

«Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников»

(старшая группа)

 

 

Выполнила: Горячевская Е.В.

Воспитатель ГБДОУ №42

Приморского района

*Беседы, рассказы детей и взрослых из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов.

*Занятия по ознакомлению с культурой и традициями разных народов.

*Фольклор народов мира.

*Наблюдения, опыты, экспериментирование.

*Целевые прогулки в музей, библиотеку.

*Доброжелательное отношение с детьми разных  национальностей.

*Использование проектного метода при ознакомлении с культурой и традициями разных народов.

*Игры и упражнения на развитие эмоций.

*»Золотые правила группы», «Послание миру».

*Гость группы (встречи, беседы).

*Литературно – музыкальные гостиные.

*Составление  тематических  альбомов  (фото, рисунки, рецепты, декоративно - прикладное  творчество).

*Тематические выставки.

*Народные игры.

*Добрые слова на разных языках.

*Игры и упражнения на развитие навыков позитивного общения.

*Конкурс эмблем, плакатов, рисунков «Планета толерантности», «Мы такие разные».

                                     «Народные посиделки»

Цель.

Расширить представление детей о России, как стране, в которой они живут. Познакомить детей с русским и татарским национальными костюмами.

Воспитывать интерес к русскому и татарскому народному творчеству: песни, стихи, потешки, игры, сказки.

Воспитывать предпосылки толерантности.

 

Прослушивание песни «Моя Россия»  слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве

-Как называется наша страна?

-Назовите город, в котором живем мы с вами?

Наша Родина – Россия. И все мы - россияне. Мы любим свою Родину – Россию.

Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом».

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Показ территории России на карте мира.

-Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живут в ней очень талантливые люди. Послушайте стихотворение, которое написал А. Прокофьев. Оно называется

«Люблю березку русскую» (читает ребенок)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманщиках

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется,- но не ломается.

-В России живут различные народы. Какие народы вы знаете?

-Сегодня у нас в гостях две семьи: русской и татарской национальности. Они одеты в женские национальные костюмы.

 Рассматривание русского национального костюма:  яркие сарафаны разного цвета, вышитые узором белые блузы, на голове у мамы кокошник, а у ребенка ленточка широкая.

Рассматривание  татарского национального костюма. Присуща яркость цветов и большое количество различных  украшений. У женщин платье с оборками, сверху камзол, вышитый серебряной нитью. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Основным головным убором у женщин был калфак. Его закрепляли на голове с помощью повязки украшения ука-чачак. На ногах узорные сапожки – ичиги.

-Ребята, у всех народов есть свои песни, не похожие друг на друга. Послушайте русскую народную песню «Во поле береза стояла» (исполняет  русская семья: мама и дочка). Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Особенно любили русские люди петь, водя  хороводы.

Послушайте татарскую народную песню  «Ай, былбылым» в исполнении семьи  Суфияновых.

( можно взять любую татарскую песню)

Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру. Русский народ придумал ее очень  давно, но играют ее до сих пор. Мы тоже знаем эту игру.

Игра «Кот и мыши»

Выбирается кот, дети встают в круг, посередине круга спит кот.

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Васю не будите.

Кот просыпается и догоняет детей, дети–мыши  разбегаются.

Русский народ – талантливый народ. Он сочинил много сказок, потешек и песенок.

Дети читают потешки (на выбор педагога)

-Молодцы, ребята! Нам очень понравилось, как вы читали русские народные потешки. Их русский народ сочинил видимо – невидимо.

-А вы знаете русские народные сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы их узнали? Назовите.

Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

А сейчас, ребята, мы поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Медный пень», а по-татарски она звучит так – «Бакыр дунгак».

Игра «Медный пень»

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

 На татарскую народную мелодию водящий – покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ли мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги» разбегаются в разные стороны. Добежавший первый встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель  становится хозяином.

 Стихотворение на татарском языке.

«Ани сузе».      З. Туфайлова.

«Ани» диеп язып куйдым

Яна яуган ак карга,

Таптамагыз

Хич, ярамый!

«Ани» сузен  таптарга ! 

В этом стихотворении говорится о том, что на свежий выпавший снег , написала слово «мама», и нельзя здесь топтать снег, потому что нельзя топтать слово «мама»

-У татарского народа есть также свои народные сказки. Прочитаем  сказку, которая называется «Три сестры».

-Вот так белочка наказала двух дочерей мамы, которые были незаботливые, превратив их в черепашку и паука. Если близкому человеку плохо, надо бросить все дела и прийти к нему на помощь.

В сказках всегда добро побеждает зло.

- Сегодня, ребята мы слушали русские и татарские песни, стихи, потешки, сказки. Играли в народные игры.

В России живет  много разных национальностей, и говорят они на разных языках, но все хорошо знают и понимают русский язык.

Береги Россию,

Нет России другой,

Береги ее тишину и покой!

-А сейчас приглашаю всех детей и наших гостей за стол с русскими блинами и татарским  национальным блюдом «чак – чак». Добро пожаловать! Рахим итегез!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_vospitaniyu_tolerantnosti_u_doshkolnikov.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников.

*Беседы, рассказы детей и взрослых из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов.

*Занятия по ознакомлению с культурой и традициями разных народов.

*Фольклор народов мира.

*Наблюдения, опыты, экспериментирование.

*Целевые прогулки в музей, библиотеку.

*Доброжелательное отношение с детьми разных  национальностей.

*Использование проектного метода при ознакомлении с культурой и традициями разных народов.

*Игры и упражнения на развитие эмоций.

*»Золотые правила группы», «Послание миру».

*Гость группы (встречи, беседы).

*Литературно – музыкальные гостиные.

*Составление  тематических  альбомов  (фото, рисунки, рецепты, декоративно - прикладное  творчество).

*Тематические выставки.

*Народные игры.

*Добрые слова на разных языках.

*Игры и упражнения на развитие навыков позитивного общения.

*Конкурс эмблем, плакатов, рисунков «Планета толерантности», «Мы такие разные».

                                     «Народные посиделки»

Цель.

Расширить представление детей о России, как стране, в которой они живут. Познакомить детей с русским и татарским национальными костюмами.

Воспитывать интерес к русскому и татарскому народному творчеству: песни, стихи, потешки, игры, сказки.

Воспитывать предпосылки толерантности.

 

Прослушивание песни «Моя Россия»  слова Н. Соловьева, музыка Г. Струве

-Как называется наша страна?

-Назовите город, в котором живем мы с вами?

Наша Родина – Россия. И все мы - россияне. Мы любим свою Родину – Россию.

Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом».

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Показ территории России на карте мира.

-Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живут в ней очень талантливые люди. Послушайте стихотворение, которое написал А. Прокофьев. Оно называется

«Люблю березку русскую» (читает ребенок)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманщиках

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется,- но не ломается.

-В России живут различные народы. Какие народы вы знаете?

-Сегодня у нас в гостях две семьи: русской и татарской национальности. Они одеты в женские национальные костюмы.

 Рассматривание русского национального костюма:  яркие сарафаны разного цвета, вышитые узором белые блузы, на голове у мамы кокошник, а у ребенка ленточка широкая.

Рассматривание  татарского национального костюма. Присуща яркость цветов и большое количество различных  украшений. У женщин платье с оборками, сверху камзол, вышитый серебряной нитью. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук. Основным головным убором у женщин был калфак. Его закрепляли на голове с помощью повязки украшения ука-чачак. На ногах узорные сапожки – ичиги.

-Ребята, у всех народов есть свои песни, не похожие друг на друга. Послушайте русскую народную песню «Во поле береза стояла» (исполняет  русская семья: мама и дочка). Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Особенно любили русские люди петь, водя  хороводы.

Послушайте татарскую народную песню  «Ай, былбылым» в исполнении семьи  Суфияновых.

( можно взять любую татарскую песню)

Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру. Русский народ придумал ее очень  давно, но играют ее до сих пор. Мы тоже знаем эту игру.

Игра «Кот и мыши»

Выбирается кот, дети встают в круг, посередине круга спит кот.

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Васю не будите.

Кот просыпается и догоняет детей, дети–мыши  разбегаются.

Русский народ – талантливый народ. Он сочинил много сказок, потешек и песенок.

Дети читают потешки (на выбор педагога)

-Молодцы, ребята! Нам очень понравилось, как вы читали русские народные потешки. Их русский народ сочинил видимо – невидимо.

-А вы знаете русские народные сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы их узнали? Назовите.

Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка».

А сейчас, ребята, мы поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Медный пень», а по-татарски она звучит так – «Бакыр дунгак».

Игра «Медный пень»

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

 На татарскую народную мелодию водящий – покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ли мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги» разбегаются в разные стороны. Добежавший первый встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель  становится хозяином.

 Стихотворение на татарском языке.

«Ани сузе».      З. Туфайлова.

«Ани» диеп язып куйдым

Яна яуган ак карга,

Таптамагыз

Хич, ярамый!

«Ани» сузен  таптарга ! 

В этом стихотворении говорится о том, что на свежий выпавший снег , написала слово «мама», и нельзя здесь топтать снег, потому что нельзя топтать слово «мама»

-У татарского народа есть также свои народные сказки. Прочитаем  сказку, которая называется «Три сестры».

-Вот так белочка наказала двух дочерей мамы, которые были незаботливые, превратив их в черепашку и паука. Если близкому человеку плохо, надо бросить все дела и прийти к нему на помощь.

В сказках всегда добро побеждает зло.

- Сегодня, ребята мы слушали русские и татарские песни, стихи, потешки, сказки. Играли в народные игры.

В России живет  много разных национальностей, и говорят они на разных языках, но все хорошо знают и понимают русский язык.

Береги Россию,

Нет России другой,

Береги ее тишину и покой!

-А сейчас приглашаю всех детей и наших гостей за стол с русскими блинами и татарским  национальным блюдом «чак – чак». Добро пожаловать! Рахим итегез!