Образовательные программы по черчению, программы внеурочной деятельности

Чистякова Галина Николаевна

 Программы внеурочной деятельности  позволяют разнообразить процесс преподавания черчения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы чертёжной грамотности»

7 класс

(2015-2016 уч.год)

Автор: Чистякова Галина Николаевна

Наименование ОУ: ГБОУ Школа №1015

Должность: учитель черчения

Пояснительная записка

Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Творческая деятельность создаёт условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся  (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально- чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Целью данного элективного курса является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить правила построения и оформления чертежей.

2. Научить работать с чертёжными инструментами.

      3. Формировать  знания  об  основах  прямоугольного  проецирования,  о
         способах   построения   изображений   на   чертежах,   а  также  способах
          построения прямоугольной изометрической проекции и технических
         рисунков.

      4. Научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы,
         аксонометрические проекции, технические рисунки деталей.

      5. Развивать пространственные представления, образное мышление.

      6. Научить самостоятельно пользоваться учебными материалами.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, выполнение графических упражнений, графическая работа.

Программа рассчитана на 34  часа.


Содержание программы элективного курса

 ( 34 часа)

Введение. Правила оформления чертежей (8 часов)

Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертёж как основной документ. Понятие о стандартах. Чертёжный шрифт. Типы линий. Форматы. Основная надпись чертежа. Масштабы. Размеры.

Метод проецирования и графические способы построения изображений    (10 часов)

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Виды.

Чтение и выполнение чертежей (4 часа)

Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Эскизы.

Сечения и разрезы (4 часа)

Сечения и разрезы, сходство и различие между ними.

Изделие. Соединение деталей в изделии (3 часа)

Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений деталей.

Сборочные чертежи (2 часа)

Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже.

Основные особенности строительных чертежей (2 часа)

Основные особенности строительных чертежей, чтение строительных чертежей.

Диагностика графической подготовки учащихся (1 час)


Перспективно – тематическое планирование элективного курса.

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Методы

1.

Введение. Государственные стандарты ЕСКД. Чертёжный шрифт. Типы линий.

3

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

2.

Форматы. Основная надпись чертежа.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

3.

Общие правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

4.

Выполнение простейших чертежей.

1

Графическая работа.

5.

Проецирование.  Аксонометрические проекции.

3

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

6.

Технический рисунок.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

7.

Выполнение аксонометрических проекций и технических рисунков деталей.

2

Графическая работа.

8.

Виды. Количество видов на чертеже.

3

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

9.

Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей.

2

Графическая работа.

10.

Чтение чертежей. Эскизы.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

11.

Выполнение эскиза и технического рисунка предложенной детали.

1

Графическая работа.

12.

Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

13.

Разрезы. Простые разрезы. Местные разрезы.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

14.

Общие сведения об изделии. Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений деталей.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

15.

Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

16.

Основные особенности строительных чертежей.

2

Рассказ, беседа, выполнение графических упражнений.

17.

Диагностика графической подготовки учащихся.

1

Тестирование, графическая работа.

Литература:

1. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989.


2. Воротников И.А.  «Занимательное черчение», Москва.: «Просвещение», 1990.


3. Гервер В.А. «Творчество на уроках черчении», Москва.: «Владос», 1998.

 
4.Программа «Черчение» (9-й класс), В. А. Гервер, В.В. Степанова.  

5. Методика обучения черчению: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1990.