2. Методическая копилка

Минина Лилия Александровна

Уважаемые коллеги!

С радостью хочу поделиться с Вами моими наработками и собранными материалами.

В этом разделе Вы найдете много полезного материала, который поможет Вам

в коррекционной работе с детьми!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №90»

муниципального образования г. Братска

Технологическая карта логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет на тему «Дифференциация звуков [Т-Д]».

        Образовательная область: речевое развитие

Составила: Минина Лилия Александровна,

учитель-логопед, высшая квалификационная категория

г. Братск, 2023 год

Тема НОД: «Дифференциация звуков [Т-Д]»

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (подготовительная логопедическая группа)

Цель: создание условий для речевого развития детей с ТНР.

Задачи:  

1.Образовательные:

- закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [т] - [д] по акустическим и артикуляционным признакам;  

- учить детей дифференцировать звуки[т] - [д] в слогах, словах, предложениях;

- закрепить понятия «звук», «буква», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;

- совершенствовать умение опознавать и различать фонемы по звонкости – глухости;

- формировать навыки звукового синтеза, умение определять местонахождение дифференцируемых звуков в словах.

2.Развивающие:

- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, слуховую память, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику при выкладывании букв.

3.Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Активизация словаря: «звук», «буква», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук», школьные принадлежности: дневник, линейка, тетрадь, краски, ластик, ручка, карандаш.

Развивающая предметно-пространственная среда: картинки девочек-школьниц; школьный портфель; предметные картинки (дневник, линейка, тетрадь, краски, ластик, ручка, карандаш); предметные картинки на звуки Д, Т; диктант Незнайки; раздаточный материал (камешки, фасоль, фигурки) для выкладывания букв; листы с заданиями; памятки-раскраски «Что должно лежать в портфеле будущего первоклассника».

Используемые технологии (методы): здоровьесберегающие, игровые.

Культурная практика: коммуникативная, познавательная деятельность.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Этапы

Деятельность педагога.

Приёмы работы.

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивационно-ориентировочный этап

Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации

(вход в деятельность).

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня к вам в гости пришли школьницы.

Вы скоро пойдете в школу, и они хотят вам помочь, узнать, что необходимо с собой носить в школу. Они принесли задания, и за правильные ответы будут раздавать картинки со школьными принадлежностями, и мы их будем складывать в школьный портфель.

- Вспомним, о правилах поведения в школе.

- Я буду называть звук, а вы назовите слово, которое начинается на этот звук? (в, г, д, а, о, с)

- Из чего состоят слова? Какие звуки бывают? Что вы знаете про гласные звуки? А про согласные звуки?

- Школьники дают вам первую картинку (дневник), ….. положи её в портфель.

- Садитесь на стульчики.

Коммуникативная. Игровая.

Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Деятельностный этап  Создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребёнка.

Осуществление дифференцированного подхода.

- Я назову вам звуки, а вы составите слова и узнаете, как зовут наших школьниц.

Д-А-Ш-А            Т-А-Н-Я

- Какой первый звук в имени ДАША? Какой первый звук в имени ТАНЯ? Какие звуки мы сегодня мы будем различать?

- Вот вам еще одна картинка (линейка). …. положи её в портфель.

Сравнение звуков [Т]-[Д] по артикуляционным и акустическим признакам.

- Следующее задание от Даши и Тани. Расскажите, чем похожи и чем отличаются звуки [Т], [Д].

- Какой можем сделать вывод? (два звука, одинаковые по артикуляции, но отличаются по звонкости и глухости, обозначаются разными буквами).

- Вот вам еще одна картинка (тетрадь) …. положи её в портфель.

Игра «Внимательные ушки»

- Следующее задание школьниц. Умеете ли Вы слышать звуки? Если услышите звук Д, показываем пальцами «ЛАЙК», а если звук Т, то показываем пальцами «ОК». Если услышите другие звуки, пальцы лежат спокойно на коленях.

Д-т-д-с-т-п-г-д-м-р-д-г

Та-да-до-го-ту-ду-ты-гы-тэ-дэ

Помада-лопата-гора-котлета-ограда-граната

- Ребята дают вам еще одну картинку (краски)  …. положи её в портфель.

Динамическая пауза «Таня и Даша»

(Одна команда детей будет изображать Таню, а другая команда – Дашу).

- Таня и Даша - подруги, но никогда не делают ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот, что у них из этого получилось: Таня поднимает руки вверх, а Даша опускает вниз.

Даша машет руками, а Таня спрятала за спину. Даша опускает руки, а Таня ставит на пояс.

Таня приседает, а Даша поднимается на носки. (Дети выполняют движения)

Игра «Картинки для Даши и Тани»

Даша и Таня принесли картинки, но они перепутались.

-  Кто хочет помочь им разложить картинки. Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Тане, а какие картинки Даше?

Дети по очереди выбирают любую картинку и определяют, какой звук Т или Д, место звука в слове и кому отдадут эту картинку, прикрепляют на магнитную доску).

- Девочки дают вам еще картинку (ручку)  …. положи её в портфель.

Игра «Какой звук заблудился?»

(Показать детям диктант Незнайки).

- Таня и Даша дружат с Незнайкой. Недавно Незнайка получил в школе «двойку» за диктант. Он передал вам этот диктант и попросил помочь ему исправить ошибки. Давайте ему поможем! Повторите предложения правильно.

Мама купила вкусный дорт.

Кошка спит на потушке.

Таня принесла полное ветро воды.

Метведь спит в берлоге.

- Девочки дают вам еще одну картинку (карандаш)  …. положи её в портфель.

Соотношение звуков с буквами.

- Как на письме мы обозначаем звуки?

Загадки про буквы. Ребёнок по описанию отгадывает букву и записывает её на доске.

Почти прямоугольник, под им перекладинка на коротких ножках? (Д)

Палочка, наверху по центру – перекладинка? (Т)

- Выложите из раздаточного материала обе буквы.

- Что мы можем cделать с буквами? А со звуками?  

- Повторите правило.

- Прежде чем, выполнить последнее задание школьников, разомнём наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Буква Д на ладошке»

Посмотрите,
(погладить левую ладонь по кругу)
На ладошке домик появился,
(нарисовать указательным пальцем правой руки домик на левой ладони)
Только вдруг он в букву Д
Тут же превратился.
(написать на левой ладони букву Д)
И слова мы с этим звуком
Называем друг за другом:
(растереть спиралевидным движением левую ладонь)
Дудочка, дорога, двор.
Дошколёнок и дозор.
(растереть каждый палец левой руки в направлении от кончика к основанию)
Все слова не называю,
(размять левую ладонь)
Вам продолжить предлагаю.
(погладить по кругу левую ладонь).

«Буква Т на ладошке»

Я ладошку разомну,
(спиралевидным движением погладить, а затем растереть правую ладонь)
Букву Т писать начну,
(написать на ладошке букву Т указательным пальцем)
Получилось! И слова
С этим звуком вспомню я:
(«пальчиковый душ» по поверхности ладони)
Табуретка, талисман,
Тыква, тумбочка, туман.
(растереть каждый палец правой руки в направлении от кончика к основанию)
Все слова не называю,
(размять правую ладонь)
Вам продолжить предлагаю.
(погладить по кругу левую ладонь).

- Последнее задание нужно выполнить на листочках: соединить каждую картинку с нужным звуковичком, обвести буквы Т и Д по образцу.

- Ребята дают вам последнюю картинку (ластик)  …. положи её в портфель.

Коммуникативная. Игровая.

Коммуникативная. Игровая. Продуктивная.

Продуктивная.

Умение составлять слово из звуков, данных в ненарушенной последовательности.

Умение давать характеристику звукам, объяснять, чем похожи и чем отличаются друг от друга.

Умение слышать звуки среди других, в слогах, словах.

Умение объединяться в микрогруппы, выполнять движения своей группы.

Умение договариваться,  рассуждать, определять место звука в слове.

Умение определять на слух неправильно произнесённые слова и назвать их правильно.

Умение логически мыслить, рассуждать.

Умение самостоятельно выполнять задания.

Оценочно-рефлексивный этап

Рефлексия (выход из деятельности).

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- Чем они похожи? Чем различаются?

- Что Вам было трудно? Что у вас получилось?

- Ребята, вы со всеми заданиями справились. Даша и Таня очень рады за вас. Они оставляют нам портфель с картинками школьных принадлежностей и дарят памятки - раскраски, что должно лежать в портфеле. Это вам поможет при подготовке к школе.

Коммуникативная. Рефлексивная.

Умение рассуждать, выражать личное мнение.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Список литературы:

  1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
  2. Колесникова М.Е. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».   Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Ювента. 2010. – 64 с.
  3. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. -256 с.


Предварительный просмотр:

   

Выступление для начинающих учителей-логопедов на тему:

«Методические рекомендации по реализации адаптированной образовательной программы

в условиях федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ТНР/ЗПР)»

Подготовила: Минина Л.А.,

учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №90»

Г. Братск, 2023

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Тема моего вступления: «Методические рекомендации по реализации АОП в условиях ФАОП для обучающихся с ОВЗ (ТНР и ЗПР)»

Слайд 2

 Для обучающихся с ОВЗ в целях обеспечения единства образовательного пространства РФ в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ приказами Минпросвещения России утверждены ФАОП - образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Поэтому с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ДОО начали работать по новой ФАОП ДО  для обучающихся с ОВЗ.

Слайд 3

ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФОП ДО - федеральная образовательная программа дошкольного образования.

ФАОП ДО ОВЗ – федеральная адаптированная        образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4

Цель ФАОП ДО - обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

Обучающийся — это лицо, осваивающее любую образовательную программу.

Основные задачи ФАОП ДО:

- организовать обучение и воспитание дошкольника с ОВЗ как гражданина Российской Федерации,

- формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

- создать единое ядро содержания дошкольного образования;

- создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей с ОВЗ, которое обеспечит и ребёнку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.

Слайд 5

В чем сходство и отличие ПАООП и ФАОП? Сравним!

ПАООП ДО: было 13, все примерные программы носили рекомендательный характер, рамочный, модульный.

ФАОП ДО: 1 программа, которая включает характеристики всех нозологических групп, носит обязательный, рамочный, модульный характер.

Слайд 6, Слайд 7

ФАОП ДО - программа, являющаяся документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают АОП дошкольного образования:

-АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).

-АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).

-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

-АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития

-АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Слайд 8

Понятие «Адаптированная образовательная программа» введено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году: «это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», гл. 11. ст. 79, п. 5).

   АОП ДО для обучающихся с ОВЗ разрабатываются и утверждаются ДОУ, осуществляющим образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО. За ДОУ остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Слайд 9

Подробнее остановимся на АОП ДО для обучающихся с ТНР/ЗПР.

По своему организационно-управленческому статусу АОП для обучающихся с ТНР/ЗПР должна обладать модульной структурой.

   Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.

   Модульный характер Программы позволяет конструировать АОП ДОО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Слайд 10

В соответствии с ФГОС ДО АОП ДО включает обязательную и вариативную части:

- объём обязательной части основной образовательной программы        должен составлять не менее 60% от её общего объёма.

- объём части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений,        должен составлять не более 40% от её общего объёма.

Вариативная часть разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений и может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом ДОУ. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым оно соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.

В разъяснениях к ФАОП ДО прямо написано, что для наполнения сорока процентов АОП содержанием могут использоваться написанные ранее программы и методические пособия, соответствующие ФГОС ДО.

Способы реализации АОП ДО определяются с учётом регионального компонента.

 Слайд 11

Содержание АОП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы:

- включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы,

- определяет её цели и задачи,

- принципы и подходы к формированию Программы,

- планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров;

- значимые характеристики для разработки и реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.  

Слайд 12

Реализация образовательных целей и задач АОП ДО для обучающихся с ТНР/ЗПР направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребёнка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.

При разработке АОП ДО необходимо соблюдать основной принцип: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ДО.

Целевые ориентиры, представленные в АОП ДО для обучающихся с ТНР/ЗПР:

• не подлежат непосредственной оценке;

• не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ;

• не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ;

• не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;

• не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

ФАОП ДО предоставляет ДОО право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, в том числе, его динамики.

Слайд 13

Содержательный раздел Программы включает основные программы, ориентированные на достижение образовательных результатов реализации:

- описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- формы, способы, методы и средства реализации Программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

- характер взаимодействия с педагогическим работником;

- характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;

- содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы- КРР);

- вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР.

Слайд 14

АОП ДО определяет базовое содержание образовательных областей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

1. Предметная деятельность.

2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).

3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).

4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

а) восприятие художественной литературы и фольклора;

б) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

в) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

г) изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

д) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

е) двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребёнка.

Слайд 15

Содержательный раздел Программы также включает описание коррекционно-развивающей работы - КРР, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ТНР в общество. Программа КРР описывает образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ТНР/ЗПР и обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.

Программа ККР:

1. является неотъемлемой частью АОП ДО обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;

2. обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;

3. учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Слайд 16

КРР всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;

- познавательное развитие, развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.

Слайд 17

В содержательном разделе АОП должно быть подробно, структурированно, содержательно прописано:

-  взаимодействие педагогических работников с детьми с ТНР, которое является важнейшим фактором развития ребёнка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

- взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР/ЗПР: семья должна принимать активное участие в развитии ребёнка с ОВЗ, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-образовательного процесса.

- взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса: ведь в исправлении психо-речевых нарушений у обучающихся старшего дошкольного возраста оно играет значимую роль. Необходимость такого комплексного взаимодействия обусловлена особенностями обучающихся с ТНР/ЗПР.

Слайд 18

Организационный раздел Программы содержит:

- психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с ТНР/ЗПР,

- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (в логопедическом кабинете и группе компенсирующей направленности для детей с ТНР),

- кадровые условия реализации Программы,

- финансовое и материально-техническое обеспечение Программы;

- методические материалы, средства обучения и воспитания;

- календарный план традиционных событий, праздников, мероприятий.

Слайд 19

Обязательным структурным компонентом АОП ДО является и Программа воспитания, разработанная в соответствии с ФАОП ДО.

Программа воспитания определяет содержание воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ОВЗ дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Стандарте, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Календарный план воспитательной работы ДОО строится с учётом:

- федерального календарного плана воспитательной работы;

- регионального компонента: перечень народных праздников, памятных дат дополняется региональными мероприятиями с учётом социокультурных особенностей АОП, а также возрастных, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся.

Слайд 20

Подводя итог своего вступления хочется отметить, что АОП ДО должна являться целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала должно быть изложено в соответствии с концентрическим принципом: ознакомление детей с определённой областью действительности, включённой в содержание логопедической работы и образовательных областей, от ступени к ступени усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами.

Слайд 21

ВЫВОД:

Таким образом, АОП ДО должна обеспечивать разностороннее развитие обучающихся старшего дошкольного возраста с ОВЗ с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение воспитанниками с речевыми  и психическими нарушениями уровня   развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательной программы НОО, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Слайд 22

- Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 90»

муниципального образования г. Братска

Мастер-класс для учителей-логопедов

«Нетрадиционные подходы

к коррекции звукопроизношения

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовили: Минина Л.А., 

учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №90»

Куникеева О.И.,

учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №118»

г. Братск, 2024 год


Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов по использованию нетрадиционных приёмов в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными подходами в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Оборудование: презентация Power Point, набор «Волшебная артикуляционная гимнастика», набор «Стоун-артикуляционная гимнастика», звоночки, сенсорные коробки из Р-пластика 4-х цветов (синяя, зелёная, жёлтая, красная), игра «Гонка ежей», артикуляционный набор «Весёлый Язычок», набор «Артикуляционная гимнастика» из Р-пластика, артикуляционный планшет с позами губ/языка и предметными картинками, клавесы, конструктор «Магникон», папка с Языколомками, цветные ладошки и ножки, набор «Истории в коробке» (съёмные крышки и фигурки на звуки позднего онтогенеза), фигурки с отверстиями.

Ход мастер-класса:

Слайд 1

1. Организационный момент.

- Доброе утро, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе.

Слайд 2

Коммуникативная игра «Я учусь у Вас»

- Начнём наше мероприятие с коммуникативной игры «Я учусь у Вас».

Цель игры: сплочение педагогического коллектива; создание положительного эмоционального настроя на собеседника, умение определить его ценное (профессиональное/личное) качество; развитие коммуникативных навыков.

Участники выходят в круг, передают по кругу мячик со словами: «Я учусь у Вас, имя, отчество …» и называют профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он передаём мячик другому участнику.

- Сегодня нам хотелось бы поговорить с Вами о нетрадиционных подходах в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

2. Теоретическая часть.

- Начать теоретическую часть нашего мастер-класса я хочу со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т.А. Ткаченко: «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».

Слайд 4

- Итак, представим обычную ситуацию, ребёнок дошкольного возраста приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это дошкольник с речевой патологией.

- И что же мы как специалисты, как учителя-логопеды, должны предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

Слайд 5

- В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания — это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.

- Поэтому сегодня мы попробуем продемонстрировать Вам новизну и простату приёмов в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.

Слайд 6

3. Практическая часть мастер-класса.

 Артикуляционная гимнастика.

- Важнейшая задача учителя-логопеда – учить детей правильно произносить звуки. В работе над звукопроизношением очень важны артикуляционные упражнения, которые необходимо выполнять несколько раз в день. Часто родители говорят, что их дети не хотят делать артикуляционную гимнастику. Стандартная артикуляционная гимнастика чаще проходит с использованием видео ролика, красочной презентации, предметных картинок.

- Но ведь можно разнообразить и логопедические, и домашние занятия. Вспомним: что любят дети? Они любят всё необычное, весёлое и интересное. Найти интересное для детей совсем не сложно.

- Предлагаю попробовать нетрадиционный творческий подход в выполнении артикуляционной гимнастики.

Слайд 7

1. «Волшебная артикуляционная гимнастика» может служить каждому логопеду той самой «палочкой выручалочкой», с помощью которой выполнение артикуляционных упражнений обязательно превратится в настоящую игру.

- Данная гимнастика представлена в виде 25 наклеек с самыми важными упражнениями, выполняя которые, у ребёнка можно сформировать нужную базу (подвижность определенных положений губ, щёк, языка) для постановки разных групп звуков.

Слайд 8

Как играть? 

- Во время домашних или логопедических занятий, можно прятать наклейки под тёплые предметы, проявлять наклейки от тёплых рук или дыхания, а тёплой водой при помощи пипетки, предварительно приклеив их на любую обезжиренную поверхность. Просто нужно менять температуру воды для полного проявления или исчезновения картинок и восторг ребёнка логопеду или родителю гарантирован!

Выполнение с педагогами артикуляционных упражнений с помощью «волшебной гимнастики».

- Сам процесс волшебства, проявления картинок, повышает мотивацию ребёнка к многократному повторению упражнений, что постепенно приведёт к эффективности выполнения артикуляционных упражнений им и положительным результатам у него на пути к красивой и выразительной речи.

Слайд 9

2. Стоун-игры.

- Ещё одним из нетрадиционных подходом в коррекции звукопроизношения может быть специальная техника, относящаяся к области психологии или медицины. Это литотерапия.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней; нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. А игры с натуральными камнями, называются стоун-играми.

Слайд10

- Вы спросите почему именно литотерапия?

- простота, доступность, минимальные затраты. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу. Главное, они должны быть натуральными.

- камни являются экологически чистым и натуральным продуктом деятельности природы (гладкие приятные наощупь, передают энергетику моря).

- игры с камнями позволяют охватить большой спектр коррекционных задач - от артикуляционной гимнастики до автоматизации/дифференциации звуков в связной речи.

- на занятиях учитель–логопед не только развивает речь, но и ведёт работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития.

Слайд 11

Основная цель использования стоун-игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ - коррекция недостатков в их речевом, психическом, физическом развитии, их социальной адаптации.

Слайд 12

Татьяна – художник, создаёт из морской гальки такие супер яркие и полезные наборы стоун-игр для детей.

Слайд 13

Показ набора «Артикуляционная гимнастика» (с камнями) В набор входит 22 камешка с артикуляционной гимнастикой (перечислить).

Проведение с педагогами гимнастики с помощью набора с натуральными камнями. (сенсорные коробки 4-х цветов, звоночки, игра «Гонки ежей»)

- Стоун-игры с камнями можно использовать в работе над всеми сторонами речи (обратить внимание на пособия с камнями, стоящие на столах)

Слайд 14

3. Показ интересных пособий по артикуляционной гимнастике: артикуляционный набор «Весёлый Язычок», набор «Артикуляционная гимнастика» из Р-пластика, артикуляционный планшет с позами губ/языка и предметными картинками.

- Используя разнообразные подходы к выполнению артикуляционной гимнастики, достигается положительный эффект в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.

Слайд 15

Автоматизация звуков.

- Только после правильного усвоения артикуляционных упражнений начинается работа по закреплению чистого, устойчивого звука в слогах, словах и т.д. Традиционные подходы, методы логопедической работы должны сочетаться с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря которым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются.

Слайд 16

1. Языколомки.

- Языколомки являются наиболее эффективным средством автоматизации корригируемых звуков.  Т.е. Языколомка   - это скороговорка, но адаптированная:

во-первых, к потребностям детей (игровая мотивация);

во-вторых, к их возможностям (короткие понятные и проиллюстрированные фразы);

в-третьих, позволяет задействовать в ходе игры зрительный, слуховой и сенсомоторный анализаторы.

Весь коррекционный материал чётко структурирован - содержание логопедических Языколомок усложняется постепенно. Логопед получает возможность параллельно с реализацией основной задачи - коррекции произношения звука, решать весь спектр как логопедических задач (развивать лексику, грамматический строй речи и т.д.), так и психологических задач (развивать ВПФ, мелкую моторику т.д.) 

Слайд 17

Что представляет собой Языколомка?

Лист формата а4, на котором справа предложены задания для автоматизации звуков, а слева - сетка, в ней мы знакомим ребёнка со словами изолированно, которые он будет объединять в языколомку.  (показ папки с Языколомками)

Высокая эффективность корригирующего воздействия игровых заданий обеспечивается применением различных приёмов нейростимуляции: ходить двумя пальчиками одной руки, указательными пальцами левой/ правой руки, ходить пальчиками через хлопок, использование различных фишек, звоночков, колокольчиков, камешков фикс-прайс/марблс и т.д.

Проведение с педагогами игровых упражнений с использованием Языколомок.  (звоночки, колокольчики, конструктор «Магникон», сенсорные коробки из Р-пластика и др.)

Слайд 18

2. Показ разных альбомов с Языколомками.

- И автор этих адаптированных скороговорок – замечательный логопед Оксана Вайнгольц из г. Печоры.

Альбом «Прыгай/называй-4 цвета!»  Альбом универсальный. Его можно использовать для автоматизации групп звуков позднего онтогенеза; решаются много задач. Можно использовать готовые Языколомки, а можно сделать самодельный коврик. Большое количество вариантов для автоматизации с любыми предметами, фигурками основных цветов.

Альбом «Цветные Языколомки по кругу»  В альбоме представлены универсальные задания по кругу. Речевой материал подобран без трудных звуков!!! 

Альбом - «Палочки/ стучалочки» с клавесами. С помощью альбома не только автоматизируются звуки быстрее, но и развивается темпо-ритмическая сторона речи у ребёнка.

Слайд 19

Проведение с педагогами игровых упражнений с использованием языколомок из данных альбомов. Можно предложить самим придумать игру с языколомками.

- Игры с языколомками - самый интересный, инновационный приём, который логопед может использовать в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников. Это - настоящая речевая «трудотерапия» для язычка ребёнка.

Слайд 20

3. Показ интересных пособий по автоматизации звуков: набор «Истории в коробке» (съёмные крышки и фигурки на звуки позднего онтогенеза), фигурки с отверстиями.

- Вашему вниманию были представлены интересные нетрадиционные приёмы в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников, которые дают хороший результат в развитии правильной речи.

Слайд 21

4. Упражнение «Благодарю!»

Цель: формирование благоприятного психологического климата.

- Уважаемые коллеги, предлагаю каждому из Вас мысленно положить на левую руку всё то, с чем Вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что каждый из Вас получил на этом мастер-классе нового. А теперь все мы одновременно сильно хлопаем в ладоши и говорим: «БЛАГОДОРЮ!»

Слайд 22

5. Итог мастер-класса:

- Грамотная, чёткая, чистая речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все показанные сегодня нетрадиционные приёмы в работе учителя-логопеда в коррекции звукопроизношения, предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребёнок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.

- И закончить наш мастер – класс мне хотелось бы таким стихотворением.

С детьми мы щедро делимся талантом и умением,

Терпением, заботою, искусным ремеслом,

И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения.

О встречах наших вспомнят с любовью и добром.

Трудна и так ответственна работа логопеда

Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись!

Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав,-

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Слайд 23

- На этом наш мастер – класс окончен. Благодарим Вас, что пришли на сегодняшнюю встречу.