Главные вкладки
2. Методическая копилка
Уважаемые коллеги!
С радостью хочу поделиться с Вами моими наработками и собранными материалами.
В этом разделе Вы найдете много полезного материала, который поможет Вам
в коррекционной работе с детьми!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №90»
муниципального образования г. Братска
Технологическая карта логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет на тему «Дифференциация звуков [Т-Д]».
Образовательная область: речевое развитие
Составила: Минина Лилия Александровна,
учитель-логопед, высшая квалификационная категория
г. Братск, 2023 год
Тема НОД: «Дифференциация звуков [Т-Д]»
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (подготовительная логопедическая группа)
Цель: создание условий для речевого развития детей с ТНР.
Задачи:
1.Образовательные:
- закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [т] - [д] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить детей дифференцировать звуки[т] - [д] в слогах, словах, предложениях;
- закрепить понятия «звук», «буква», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
- совершенствовать умение опознавать и различать фонемы по звонкости – глухости;
- формировать навыки звукового синтеза, умение определять местонахождение дифференцируемых звуков в словах.
2.Развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, слуховую память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику при выкладывании букв.
3.Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Активизация словаря: «звук», «буква», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук», школьные принадлежности: дневник, линейка, тетрадь, краски, ластик, ручка, карандаш.
Развивающая предметно-пространственная среда: картинки девочек-школьниц; школьный портфель; предметные картинки (дневник, линейка, тетрадь, краски, ластик, ручка, карандаш); предметные картинки на звуки Д, Т; диктант Незнайки; раздаточный материал (камешки, фасоль, фигурки) для выкладывания букв; листы с заданиями; памятки-раскраски «Что должно лежать в портфеле будущего первоклассника».
Используемые технологии (методы): здоровьесберегающие, игровые.
Культурная практика: коммуникативная, познавательная деятельность.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Этапы | Деятельность педагога. Приёмы работы. | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивационно-ориентировочный этап Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность). | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня к вам в гости пришли школьницы. Вы скоро пойдете в школу, и они хотят вам помочь, узнать, что необходимо с собой носить в школу. Они принесли задания, и за правильные ответы будут раздавать картинки со школьными принадлежностями, и мы их будем складывать в школьный портфель. - Вспомним, о правилах поведения в школе. - Я буду называть звук, а вы назовите слово, которое начинается на этот звук? (в, г, д, а, о, с) - Из чего состоят слова? Какие звуки бывают? Что вы знаете про гласные звуки? А про согласные звуки? - Школьники дают вам первую картинку (дневник), ….. положи её в портфель. - Садитесь на стульчики. | Коммуникативная. Игровая. | Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослым. |
Деятельностный этап Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребёнка. Осуществление дифференцированного подхода. | - Я назову вам звуки, а вы составите слова и узнаете, как зовут наших школьниц. Д-А-Ш-А Т-А-Н-Я - Какой первый звук в имени ДАША? Какой первый звук в имени ТАНЯ? Какие звуки мы сегодня мы будем различать? - Вот вам еще одна картинка (линейка). …. положи её в портфель. Сравнение звуков [Т]-[Д] по артикуляционным и акустическим признакам. - Следующее задание от Даши и Тани. Расскажите, чем похожи и чем отличаются звуки [Т], [Д]. - Какой можем сделать вывод? (два звука, одинаковые по артикуляции, но отличаются по звонкости и глухости, обозначаются разными буквами). - Вот вам еще одна картинка (тетрадь) …. положи её в портфель. Игра «Внимательные ушки» - Следующее задание школьниц. Умеете ли Вы слышать звуки? Если услышите звук Д, показываем пальцами «ЛАЙК», а если звук Т, то показываем пальцами «ОК». Если услышите другие звуки, пальцы лежат спокойно на коленях. Д-т-д-с-т-п-г-д-м-р-д-г Та-да-до-го-ту-ду-ты-гы-тэ-дэ Помада-лопата-гора-котлета-ограда-граната - Ребята дают вам еще одну картинку (краски) …. положи её в портфель. Динамическая пауза «Таня и Даша» (Одна команда детей будет изображать Таню, а другая команда – Дашу). - Таня и Даша - подруги, но никогда не делают ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот, что у них из этого получилось: Таня поднимает руки вверх, а Даша опускает вниз. Даша машет руками, а Таня спрятала за спину. Даша опускает руки, а Таня ставит на пояс. Таня приседает, а Даша поднимается на носки. (Дети выполняют движения) Игра «Картинки для Даши и Тани» Даша и Таня принесли картинки, но они перепутались. - Кто хочет помочь им разложить картинки. Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Тане, а какие картинки Даше? Дети по очереди выбирают любую картинку и определяют, какой звук Т или Д, место звука в слове и кому отдадут эту картинку, прикрепляют на магнитную доску). - Девочки дают вам еще картинку (ручку) …. положи её в портфель. Игра «Какой звук заблудился?» (Показать детям диктант Незнайки). - Таня и Даша дружат с Незнайкой. Недавно Незнайка получил в школе «двойку» за диктант. Он передал вам этот диктант и попросил помочь ему исправить ошибки. Давайте ему поможем! Повторите предложения правильно. Мама купила вкусный дорт. Кошка спит на потушке. Таня принесла полное ветро воды. Метведь спит в берлоге. - Девочки дают вам еще одну картинку (карандаш) …. положи её в портфель. Соотношение звуков с буквами. - Как на письме мы обозначаем звуки? Загадки про буквы. Ребёнок по описанию отгадывает букву и записывает её на доске. Почти прямоугольник, под им перекладинка на коротких ножках? (Д) Палочка, наверху по центру – перекладинка? (Т) - Выложите из раздаточного материала обе буквы. - Что мы можем cделать с буквами? А со звуками? - Повторите правило. - Прежде чем, выполнить последнее задание школьников, разомнём наши пальчики: Пальчиковая гимнастика «Буква Д на ладошке» Посмотрите, «Буква Т на ладошке» Я ладошку разомну, - Последнее задание нужно выполнить на листочках: соединить каждую картинку с нужным звуковичком, обвести буквы Т и Д по образцу. - Ребята дают вам последнюю картинку (ластик) …. положи её в портфель. | Коммуникативная. Игровая. Коммуникативная. Игровая. Продуктивная. Продуктивная. | Умение составлять слово из звуков, данных в ненарушенной последовательности. Умение давать характеристику звукам, объяснять, чем похожи и чем отличаются друг от друга. Умение слышать звуки среди других, в слогах, словах. Умение объединяться в микрогруппы, выполнять движения своей группы. Умение договариваться, рассуждать, определять место звука в слове. Умение определять на слух неправильно произнесённые слова и назвать их правильно. Умение логически мыслить, рассуждать. Умение самостоятельно выполнять задания. |
Оценочно-рефлексивный этап Рефлексия (выход из деятельности). | - О каких звуках мы сегодня говорили? - Чем они похожи? Чем различаются? - Что Вам было трудно? Что у вас получилось? - Ребята, вы со всеми заданиями справились. Даша и Таня очень рады за вас. Они оставляют нам портфель с картинками школьных принадлежностей и дарят памятки - раскраски, что должно лежать в портфеле. Это вам поможет при подготовке к школе. | Коммуникативная. Рефлексивная. | Умение рассуждать, выражать личное мнение. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат. |
Список литературы:
- Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
- Колесникова М.Е. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Ювента. 2010. – 64 с.
- Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. -256 с.
Предварительный просмотр:
Выступление для начинающих учителей-логопедов на тему:
«Методические рекомендации по реализации адаптированной образовательной программы
в условиях федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ (ТНР/ЗПР)»
Подготовила: Минина Л.А.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №90»
Г. Братск, 2023
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Тема моего вступления: «Методические рекомендации по реализации АОП в условиях ФАОП для обучающихся с ОВЗ (ТНР и ЗПР)»
Слайд 2
Для обучающихся с ОВЗ в целях обеспечения единства образовательного пространства РФ в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ приказами Минпросвещения России утверждены ФАОП - образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Поэтому с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ДОО начали работать по новой ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ.
Слайд 3
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФОП ДО - федеральная образовательная программа дошкольного образования.
ФАОП ДО ОВЗ – федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4
Цель ФАОП ДО - обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Обучающийся — это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
Основные задачи ФАОП ДО:
- организовать обучение и воспитание дошкольника с ОВЗ как гражданина Российской Федерации,
- формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
- создать единое ядро содержания дошкольного образования;
- создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей с ОВЗ, которое обеспечит и ребёнку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Слайд 5
В чем сходство и отличие ПАООП и ФАОП? Сравним!
ПАООП ДО: было 13, все примерные программы носили рекомендательный характер, рамочный, модульный.
ФАОП ДО: 1 программа, которая включает характеристики всех нозологических групп, носит обязательный, рамочный, модульный характер.
Слайд 6, Слайд 7
ФАОП ДО - программа, являющаяся документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают АОП дошкольного образования:
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
-АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития
-АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
Слайд 8
Понятие «Адаптированная образовательная программа» введено в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году: «это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», гл. 11. ст. 79, п. 5).
АОП ДО для обучающихся с ОВЗ разрабатываются и утверждаются ДОУ, осуществляющим образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО. За ДОУ остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Слайд 9
Подробнее остановимся на АОП ДО для обучающихся с ТНР/ЗПР.
По своему организационно-управленческому статусу АОП для обучающихся с ТНР/ЗПР должна обладать модульной структурой.
Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.
Модульный характер Программы позволяет конструировать АОП ДОО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
Слайд 10
В соответствии с ФГОС ДО АОП ДО включает обязательную и вариативную части:
- объём обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма.
- объём части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от её общего объёма.
Вариативная часть разрабатывается непосредственно самими участниками образовательных отношений и может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом ДОУ. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым оно соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.
В разъяснениях к ФАОП ДО прямо написано, что для наполнения сорока процентов АОП содержанием могут использоваться написанные ранее программы и методические пособия, соответствующие ФГОС ДО.
Способы реализации АОП ДО определяются с учётом регионального компонента.
Слайд 11
Содержание АОП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы:
- включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы,
- определяет её цели и задачи,
- принципы и подходы к формированию Программы,
- планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров;
- значимые характеристики для разработки и реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
Слайд 12
Реализация образовательных целей и задач АОП ДО для обучающихся с ТНР/ЗПР направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребёнка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
При разработке АОП ДО необходимо соблюдать основной принцип: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП ДО.
Целевые ориентиры, представленные в АОП ДО для обучающихся с ТНР/ЗПР:
• не подлежат непосредственной оценке;
• не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ;
• не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ;
• не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
• не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
ФАОП ДО предоставляет ДОО право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, в том числе, его динамики.
Слайд 13
Содержательный раздел Программы включает основные программы, ориентированные на достижение образовательных результатов реализации:
- описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- формы, способы, методы и средства реализации Программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с педагогическим работником;
- характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
- содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы- КРР);
- вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР.
Слайд 14
АОП ДО определяет базовое содержание образовательных областей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
а) восприятие художественной литературы и фольклора;
б) самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
в) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
г) изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
д) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
е) двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребёнка.
Слайд 15
Содержательный раздел Программы также включает описание коррекционно-развивающей работы - КРР, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ТНР в общество. Программа КРР описывает образовательную деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ТНР/ЗПР и обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
Программа ККР:
1. является неотъемлемой частью АОП ДО обучающихся с ТНР в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности;
2. обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала;
3. учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Слайд 16
КРР всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;
- познавательное развитие, развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.
Слайд 17
В содержательном разделе АОП должно быть подробно, структурированно, содержательно прописано:
- взаимодействие педагогических работников с детьми с ТНР, которое является важнейшим фактором развития ребёнка и пронизывает все направления образовательной деятельности.
- взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР/ЗПР: семья должна принимать активное участие в развитии ребёнка с ОВЗ, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-образовательного процесса.
- взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса: ведь в исправлении психо-речевых нарушений у обучающихся старшего дошкольного возраста оно играет значимую роль. Необходимость такого комплексного взаимодействия обусловлена особенностями обучающихся с ТНР/ЗПР.
Слайд 18
Организационный раздел Программы содержит:
- психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с ТНР/ЗПР,
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (в логопедическом кабинете и группе компенсирующей направленности для детей с ТНР),
- кадровые условия реализации Программы,
- финансовое и материально-техническое обеспечение Программы;
- методические материалы, средства обучения и воспитания;
- календарный план традиционных событий, праздников, мероприятий.
Слайд 19
Обязательным структурным компонентом АОП ДО является и Программа воспитания, разработанная в соответствии с ФАОП ДО.
Программа воспитания определяет содержание воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ОВЗ дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Стандарте, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Календарный план воспитательной работы ДОО строится с учётом:
- федерального календарного плана воспитательной работы;
- регионального компонента: перечень народных праздников, памятных дат дополняется региональными мероприятиями с учётом социокультурных особенностей АОП, а также возрастных, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Слайд 20
Подводя итог своего вступления хочется отметить, что АОП ДО должна являться целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала должно быть изложено в соответствии с концентрическим принципом: ознакомление детей с определённой областью действительности, включённой в содержание логопедической работы и образовательных областей, от ступени к ступени усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами.
Слайд 21
ВЫВОД:
Таким образом, АОП ДО должна обеспечивать разностороннее развитие обучающихся старшего дошкольного возраста с ОВЗ с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение воспитанниками с речевыми и психическими нарушениями уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательной программы НОО, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Слайд 22
- Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 90»
муниципального образования г. Братска
Мастер-класс для учителей-логопедов
«Нетрадиционные подходы
к коррекции звукопроизношения
у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовили: Минина Л.А.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №90»
Куникеева О.И.,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ №118»
г. Братск, 2024 год
Цель: повышение профессиональной компетентности учителей-логопедов по использованию нетрадиционных приёмов в работе по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными подходами в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Оборудование: презентация Power Point, набор «Волшебная артикуляционная гимнастика», набор «Стоун-артикуляционная гимнастика», звоночки, сенсорные коробки из Р-пластика 4-х цветов (синяя, зелёная, жёлтая, красная), игра «Гонка ежей», артикуляционный набор «Весёлый Язычок», набор «Артикуляционная гимнастика» из Р-пластика, артикуляционный планшет с позами губ/языка и предметными картинками, клавесы, конструктор «Магникон», папка с Языколомками, цветные ладошки и ножки, набор «Истории в коробке» (съёмные крышки и фигурки на звуки позднего онтогенеза), фигурки с отверстиями.
Ход мастер-класса:
Слайд 1
1. Организационный момент.
- Доброе утро, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе.
Слайд 2
Коммуникативная игра «Я учусь у Вас»
- Начнём наше мероприятие с коммуникативной игры «Я учусь у Вас».
Цель игры: сплочение педагогического коллектива; создание положительного эмоционального настроя на собеседника, умение определить его ценное (профессиональное/личное) качество; развитие коммуникативных навыков.
Участники выходят в круг, передают по кругу мячик со словами: «Я учусь у Вас, имя, отчество …» и называют профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он передаём мячик другому участнику.
- Сегодня нам хотелось бы поговорить с Вами о нетрадиционных подходах в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста.
Слайд 3
2. Теоретическая часть.
- Начать теоретическую часть нашего мастер-класса я хочу со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т.А. Ткаченко: «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».
Слайд 4
- Итак, представим обычную ситуацию, ребёнок дошкольного возраста приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это дошкольник с речевой патологией.
- И что же мы как специалисты, как учителя-логопеды, должны предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?
Слайд 5
- В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания — это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.
- Поэтому сегодня мы попробуем продемонстрировать Вам новизну и простату приёмов в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.
Слайд 6
3. Практическая часть мастер-класса.
Артикуляционная гимнастика.
- Важнейшая задача учителя-логопеда – учить детей правильно произносить звуки. В работе над звукопроизношением очень важны артикуляционные упражнения, которые необходимо выполнять несколько раз в день. Часто родители говорят, что их дети не хотят делать артикуляционную гимнастику. Стандартная артикуляционная гимнастика чаще проходит с использованием видео ролика, красочной презентации, предметных картинок.
- Но ведь можно разнообразить и логопедические, и домашние занятия. Вспомним: что любят дети? Они любят всё необычное, весёлое и интересное. Найти интересное для детей совсем не сложно.
- Предлагаю попробовать нетрадиционный творческий подход в выполнении артикуляционной гимнастики.
Слайд 7
1. «Волшебная артикуляционная гимнастика» может служить каждому логопеду той самой «палочкой выручалочкой», с помощью которой выполнение артикуляционных упражнений обязательно превратится в настоящую игру.
- Данная гимнастика представлена в виде 25 наклеек с самыми важными упражнениями, выполняя которые, у ребёнка можно сформировать нужную базу (подвижность определенных положений губ, щёк, языка) для постановки разных групп звуков.
Слайд 8
Как играть?
- Во время домашних или логопедических занятий, можно прятать наклейки под тёплые предметы, проявлять наклейки от тёплых рук или дыхания, а тёплой водой при помощи пипетки, предварительно приклеив их на любую обезжиренную поверхность. Просто нужно менять температуру воды для полного проявления или исчезновения картинок и восторг ребёнка логопеду или родителю гарантирован!
Выполнение с педагогами артикуляционных упражнений с помощью «волшебной гимнастики».
- Сам процесс волшебства, проявления картинок, повышает мотивацию ребёнка к многократному повторению упражнений, что постепенно приведёт к эффективности выполнения артикуляционных упражнений им и положительным результатам у него на пути к красивой и выразительной речи.
Слайд 9
2. Стоун-игры.
- Ещё одним из нетрадиционных подходом в коррекции звукопроизношения может быть специальная техника, относящаяся к области психологии или медицины. Это литотерапия.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней; нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. А игры с натуральными камнями, называются стоун-играми.
Слайд10
- Вы спросите почему именно литотерапия?
- простота, доступность, минимальные затраты. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу. Главное, они должны быть натуральными.
- камни являются экологически чистым и натуральным продуктом деятельности природы (гладкие приятные наощупь, передают энергетику моря).
- игры с камнями позволяют охватить большой спектр коррекционных задач - от артикуляционной гимнастики до автоматизации/дифференциации звуков в связной речи.
- на занятиях учитель–логопед не только развивает речь, но и ведёт работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития.
Слайд 11
Основная цель использования стоун-игр в логопедической работе с детьми с ОВЗ - коррекция недостатков в их речевом, психическом, физическом развитии, их социальной адаптации.
Слайд 12
Татьяна – художник, создаёт из морской гальки такие супер яркие и полезные наборы стоун-игр для детей.
Слайд 13
Показ набора «Артикуляционная гимнастика» (с камнями) В набор входит 22 камешка с артикуляционной гимнастикой (перечислить).
Проведение с педагогами гимнастики с помощью набора с натуральными камнями. (сенсорные коробки 4-х цветов, звоночки, игра «Гонки ежей»)
- Стоун-игры с камнями можно использовать в работе над всеми сторонами речи (обратить внимание на пособия с камнями, стоящие на столах)
Слайд 14
3. Показ интересных пособий по артикуляционной гимнастике: артикуляционный набор «Весёлый Язычок», набор «Артикуляционная гимнастика» из Р-пластика, артикуляционный планшет с позами губ/языка и предметными картинками.
- Используя разнообразные подходы к выполнению артикуляционной гимнастики, достигается положительный эффект в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.
Слайд 15
Автоматизация звуков.
- Только после правильного усвоения артикуляционных упражнений начинается работа по закреплению чистого, устойчивого звука в слогах, словах и т.д. Традиционные подходы, методы логопедической работы должны сочетаться с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря которым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются.
Слайд 16
1. Языколомки.
- Языколомки являются наиболее эффективным средством автоматизации корригируемых звуков. Т.е. Языколомка - это скороговорка, но адаптированная:
во-первых, к потребностям детей (игровая мотивация);
во-вторых, к их возможностям (короткие понятные и проиллюстрированные фразы);
в-третьих, позволяет задействовать в ходе игры зрительный, слуховой и сенсомоторный анализаторы.
Весь коррекционный материал чётко структурирован - содержание логопедических Языколомок усложняется постепенно. Логопед получает возможность параллельно с реализацией основной задачи - коррекции произношения звука, решать весь спектр как логопедических задач (развивать лексику, грамматический строй речи и т.д.), так и психологических задач (развивать ВПФ, мелкую моторику т.д.)
Слайд 17
Что представляет собой Языколомка?
Лист формата а4, на котором справа предложены задания для автоматизации звуков, а слева - сетка, в ней мы знакомим ребёнка со словами изолированно, которые он будет объединять в языколомку. (показ папки с Языколомками)
Высокая эффективность корригирующего воздействия игровых заданий обеспечивается применением различных приёмов нейростимуляции: ходить двумя пальчиками одной руки, указательными пальцами левой/ правой руки, ходить пальчиками через хлопок, использование различных фишек, звоночков, колокольчиков, камешков фикс-прайс/марблс и т.д.
Проведение с педагогами игровых упражнений с использованием Языколомок. (звоночки, колокольчики, конструктор «Магникон», сенсорные коробки из Р-пластика и др.)
Слайд 18
2. Показ разных альбомов с Языколомками.
- И автор этих адаптированных скороговорок – замечательный логопед Оксана Вайнгольц из г. Печоры.
Альбом «Прыгай/называй-4 цвета!» Альбом универсальный. Его можно использовать для автоматизации групп звуков позднего онтогенеза; решаются много задач. Можно использовать готовые Языколомки, а можно сделать самодельный коврик. Большое количество вариантов для автоматизации с любыми предметами, фигурками основных цветов.
Альбом «Цветные Языколомки по кругу» В альбоме представлены универсальные задания по кругу. Речевой материал подобран без трудных звуков!!!
Альбом - «Палочки/ стучалочки» с клавесами. С помощью альбома не только автоматизируются звуки быстрее, но и развивается темпо-ритмическая сторона речи у ребёнка.
Слайд 19
Проведение с педагогами игровых упражнений с использованием языколомок из данных альбомов. Можно предложить самим придумать игру с языколомками.
- Игры с языколомками - самый интересный, инновационный приём, который логопед может использовать в работе по автоматизации звуков у старших дошкольников. Это - настоящая речевая «трудотерапия» для язычка ребёнка.
Слайд 20
3. Показ интересных пособий по автоматизации звуков: набор «Истории в коробке» (съёмные крышки и фигурки на звуки позднего онтогенеза), фигурки с отверстиями.
- Вашему вниманию были представлены интересные нетрадиционные приёмы в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников, которые дают хороший результат в развитии правильной речи.
Слайд 21
4. Упражнение «Благодарю!»
Цель: формирование благоприятного психологического климата.
- Уважаемые коллеги, предлагаю каждому из Вас мысленно положить на левую руку всё то, с чем Вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что каждый из Вас получил на этом мастер-классе нового. А теперь все мы одновременно сильно хлопаем в ладоши и говорим: «БЛАГОДОРЮ!»
Слайд 22
5. Итог мастер-класса:
- Грамотная, чёткая, чистая речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все показанные сегодня нетрадиционные приёмы в работе учителя-логопеда в коррекции звукопроизношения, предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребёнок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.
- И закончить наш мастер – класс мне хотелось бы таким стихотворением.
С детьми мы щедро делимся талантом и умением,
Терпением, заботою, искусным ремеслом,
И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения.
О встречах наших вспомнят с любовью и добром.
Трудна и так ответственна работа логопеда
Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись!
Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав,-
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Слайд 23
- На этом наш мастер – класс окончен. Благодарим Вас, что пришли на сегодняшнюю встречу.