3. Родителям на заметку

Минина Лилия Александровна

Уважаемые родители!

Здесь Вы найдете интересные рекомендации и другую полезную информацию, 

которая поможет Вам в развитии ваших детей. 

Устранить дефекты, сформировать  и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребёнку помогут   учитель-логопед и воспитатели.
От родителей требуется "совсем немного" - набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. Имея под рукой рекомендации и задания логопеда, вы сможете уверенно заниматься с ребенком. При этом нельзя забывать главные принципы обучения: 
  • ребёнок должен учиться, играя;
  • принуждать ребёнка заниматься нельзя;
  • занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения;
  • обучающий может научить ребёнка, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.
 
И   всегда помните: с детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой тренинг

для родителей детей с ОВЗ

«Тропинка родительской любви».

Цель: способствовать улучшению детско-родительских отношений; показать родителям с ОВЗ степень понимания своего ребёнка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. 

Участники: группа родителей детей с ТНР, ЗПР старшего дошкольного возраста (8-12 человек), специалисты ДОУ.

Оборудование: 

1. бейджики (по кол-ву участников);

2. магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи;

3. бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Место проведения: музыкальный зал.

Ход игрового тренинга:

Звучит лёгкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Педагог-психолог:

-Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Игровой тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

- В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

1. Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

- Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

- А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

- Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Упражнение «Найди пару». (2 мин.)

- Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

- Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

2. Основная часть.

Учитель-логопед:

- Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

- Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек. Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребёнка взрослые являются образцом во всём. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, всё хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не всё, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

- Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребёнок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

- Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребёнку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребёнок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Учитель-дефектолог:

- Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Правила работы в группе. 

- Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске).

- Давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

1. Обращение по имени, и на ты.

2. Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

3. Слушать, не перебивать.

4. Конфиденциальность.

5. Правило участия – я принимаю участие в играх.

6. Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).

7. Правило хорошего настроения.

8. ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

- Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания» 

Учитель-дефектолог:

- Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви».  Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Педагог-психолог:

- Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берёте его за руку и чувствуете его тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперёд, но недалеко, ждёте своего близкого человека и сновё берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идёте дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло. 

- А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Учитель-дефектолог:

Задание для группы №1. (Время подготовки – 5 минут). 

Выбираются родитель и ребёнок.

- От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребёнка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут) 

Выбираются родитель и ребёнок.

- Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Учитель-логопед:

- Наша цель воспитать счастливого ребёнка. Кто может воспитать счастливого ребёнка? Кто такой счастливый ребёнок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

- Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребёнка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

- Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто». (Автор видеоролика Алиса Пашкова).

- Что вы чувствуете сейчас?

- Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

- Захотелось что-нибудь сделать?

- Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Педагог-психолог:

- Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребёнку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребёнок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребёнок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребёнку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты» 

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребёнку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребёнка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Учитель-дефектолог:

- Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

- У ребёнка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребёнка, – помочь ориентироваться в ещё непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребёнка, предостережёт от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «можно!» Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

- зеленый символизирует зону «Полная свобода»;

- желтый – зону «Относительная свобода»;

- красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Учитель-логопед:

- Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

- Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви» 

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя своего ребёнка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

- Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребёнку о том, как вы оценили его качества – подарите ребёнку теплоту, ласку и внимание.

3. Рефлексия.

Педагог-психолог:

- Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

- До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

детей с ОВЗ

«Как сделать ребёнка счастливым?»

Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка с ОВЗ, формах проявления любви к нему.

Ход беседы:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хотела бы с вами поговорить на тему «Как сделать ребёнка счастливым».

- И сразу хочу задать вам вопрос: «Любите ли вы своего ребёнка?». «Да», - ответили вы. Трудно было бы предположить другой ответ.

- А теперь другой вопрос: «Как вы считаете, в вашей семье ваш ребёнок чувствует себя счастливым?»

- Задавая этот вопрос, тоже слышен положительный ответ, но часто родители уточняют: у моего ребёнка есть всё, у моего ребёнка гора игрушек и новый планшет, мой ребёнок одет в дорогие вещи. В нашем стремлении дать ребёнку «все самое нужное для него», мы часто проходим мимо самого главного – того, в чём он нуждается не просто, чтобы выжить, но и для того, чтобы вырасти счастливым.

- Что же делает ребёнка счастливым?

- Предлагаю сегодня найти ответы на этот вопрос. Но прежде послушайте, что ответили дети на вопрос: «Что такое счастье?» (аудиозапись голосов детей «Счастье – это…»

- «Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - сказал Антон Макарский.

- Как на ваш взгляд, можно воспитать счастливого ребёнка? (ответы родителей).

- Ваши высказывания очень ценны. Но, готовясь к сегодняшней встрече, я познакомилась с мнениями некоторых психологов, посмотрела видео в интернете и позвольте мне сегодня дать вам несколько советов. А поможет нам во эта ромашка. Почему именно ромашка, да, наверное, потому, что ромашка – это цветок семейный, нежный, чистый, да и первые минуты счастья ребёнок, несомненно, испытывает в семье, рядом со своими родителями, лепестков на нашей ромашке тоже семь (семь-я)

Дальше учитель-логопед переворачивает лепестки, читает советы, предлагает родителям поразмышлять над предложенным советом, а затем сам даёт пояснения.

Совет №1. Научитесь радоваться жизни.

- Это звучит немного эгоистично, но факт остается фактом, у несчастных родителей никогда не вырастут счастливые дети. Вы, наверное, согласитесь, что невозможно радоваться жизни рядом с человеком, который постоянно ворчит, который недоволен своей работой, проклинает государство и раздражается по всякому пустяку. Совсем по - другому чувствуют себя дети, родители которых доброжелательно общаются, имеют увлечения, радуются по мелочам. Глядя на родителей, ребёнок начинает повторять за ними. Именно поэтому, забудьте про весь негатив, чаще общайтесь, найдите занятие, которое будет радовать вас. Это в одинаковой степени нужно и вам, и вашим деткам.

Совет № 2. Проводите время с детьми.

- В наше время мы перестаём общаться, родителям проще предложить ребёнку компьютер, телевизор и в это время заниматься своими делами. Часто родители заваливают своё чадо подарками. Но знайте, что как раз про подарки ваши ребёнок забывает, а вот то время, которое вы провели вместе, он не забывает.

Игра с мячом в кругу (педагог передает мяч, задавая вопрос, а родители отвечают)

- Уважаемые родители! Вспомните и назовите игры, в которые играли в детстве вы? (ответы родителей). 

- А сейчас назовите игры, в которые играют ваши дети? (ответы родителей). 

- Обратите внимание, наш круг замкнулся раньше. А сейчас самое сложное: в сколько раз за последнюю неделю вы играли со своим ребёнком? (ответы). Спасибо.

- «Главная беда взрослых заключается в том, что они забыли. Что значит быть детьми»,- Рэндолл Джарелл.

- Поиграйте с вашими детьми, покатайтесь с ними на горке. Время займет немного, но впечатления и яркие воспоминания о детстве останутся у ребёнка во взрослой жизни.

Совет №3. Демонстрируйте своему ребёнку его значимость.

- Это очень важный момент в воспитании. С детских лет малышу важно ощущать себя значимым, кому-то нужным. Он должен осознавать себя важной частичкой семьи. Если постоянно показывать ребёнку, что он важен для вас, он с детства будет расти с высокой самооценкой. А это важно для формирования счастливой и гармоничной личности.

- Как показать ребёнку его значимость? Очень просто: пусть с детства у него будут какие-нибудь обязанности (полить цветы, выгулять щенка). С таким подходом вы не только вырастите трудолюбивого, ответственного ребёнка. Но и ежедневно будете убеждать его, что без его помощи было бы трудно и тяжелее.

Совет №4. Учите ребёнка выстраивать отношения.

- Попав в детский сад, затем в школу, ребёнку с ОВЗ приходится сталкиваться с проблемами коммуникации. Он не знает, как вести себя, когда его обидят, не возьмут в игру. Тут на помощь должны прийти мудрые мамы и папы. Именно родители могут научить защищаться, договариваться, уходить от конфликтов. В будущем это обязательно ему пригодиться, он будет иметь много друзей, сможет избежать конфликта, поберечь свои нервы. Разве не это качества счастливого человека?

- Хочется сказать, что важно правильно выстраивать отношения и в семье. Нет ничего более страшного в семье, когда один родитель позволяет, а другой запрещает или когда один что- то скрывает от другого. Скрывая поступки ребёнка, мы способствуем вседозволенности, потери собственного уважения в глазах ребёнка.

Совет №5. Не ругайте ребёнка за ошибки.

- Все психологи утверждают, что детство дано для того, чтобы ребёнок методом проб и ошибок научился жить в этом мире. И то, что на этом пути он будет ошибаться, это нормально. Родители не должны ругать ребёнка, а в доброжелательной обстановке, в игровой форме, показать, как нужно поступать, чтобы все получилось правильно.

- Существует исследование. Оказывается, если предложить детишкам задания разной сложности, то те дети, чьи родители требовательны, чтобы оправдать ожидания своих мам и пап, берут задания легкие. И наоборот, там, где родители подбадривают, дети берутся выполнять самые сложные задания. Дети в таких семьях вырастут счастливыми, потому что они не боятся сложностей.

Совет №6. Предоставляйте ребёнку право выбора.

- С ранних лет ребёнок должен понимать, что у него есть право выбора. Понятно, что вы не разрешите пойти зимой на улицу без куртки, но он может выбрать синюю или зеленую куртку он наденет. Так же и с кружками: родители могут посоветовать кружок, но вот танцевальный или искусство пусть выберет ребёнок. По словам психологов, такое право выбора важно для формирования его личности. А принимая решение за него, вы рискуете вырастить ребёнка полностью зависимого от мнения окружающих.

Совет №7. Создайте тёплые и доверительные отношения в семье.

- Чтобы создать теплые и доверительные отношения, надо воспитывать в детях потребность в семейных ценностях. Что на ваш взгляд, относится к семейным ценностям? (любовь, доверие, взаимопонимание).

- Давайте остановимся на традициях, которые связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Посмотрите на картинки. С какими традициями ассоциируются они для вас? (семейные чтение, новый год, совместные походы, пасха). - А какие традиции есть в вашей семье? (ответы родителей).

- Только воспитывая ребёнка в атмосфере любви, доверия и понимания мы создаем условия для того, чтобы он рос счастливым.

- Давайте сделаем вывод, что может помочь в воспитании счастливого ребёнка?

- Я думаю, уважаемые родители, что сегодня Вы посмотрели на роль счастливого ребёнка с другой совсем стороны.

- Ну, и напоследок…. Посмотрите на эти два цветка. Представим, что это дети.

- Это ребёнок, которого родители с пелёнок воспитывали счастливым человеком. Бутон медленно распускался и стал красивым открытым цветком.

- Это ребёнок, родителям которого было некогда заниматься воспитанием своего малыша. Он стал красивым бутоном, но раскрыться не смог. Тогда родители решили наверстать упущенное, и начали делать всё для того, чтобы он стал счастливым. Стали помогать ему раскрыться (раскрываю лепестки, они обламываются), но…в результате бутон так и не распустился.

Вывод: 

- Если вы действительно любите своего ребёнка, не упустите время, чтобы потом не жалеть об этом. И ваш малыш обязательно распустится прекрасным цветком.

- Если вы действительно хотите, чтобы ребёнок вырос счастливым, придётся приложить для этого усилия. Но ваши старания того стоят и обязательно оправдаются в дальнейшем, ведь успешность и счастье детей, лучшая награда для их родителей. Кроме того, постоянно занимаясь с ребёнком и развивая его, вы так же будете самосовершенствоваться, а следовательно, и менять к лучшему свою жизнь.

- Любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к вам с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше вас для них не будет. «Душа ребёнка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребёнка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.



Предварительный просмотр:

Консультация

учителя-логопеда

для родителей

«Дети с ТНР.

 Какие нарушения речи исправляет логопед?»

https://ddick.ru/wp-content/uploads/2019/09/bvss5ann.jpg

   Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

   По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

   Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

   Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведётся параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

   При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

   Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

   Характерно для тяжелых нарушений речи общее её недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Всё это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

   Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребёнок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребёнка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

   Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, ринолалия и различного типа дизартрии.

   К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребёнка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

   Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи или группах в обычном саду.

Причины речевых нарушений.

  1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
  2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.
  3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
  4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
  5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
  6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
  7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

   Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:

а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

   Таким образом, можно сделать выводы: речевые нарушения отрицательно влияют на воспитание психических функций, в том числе на умственное развитие и на формирование характера ребёнка; логопеду необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только коррекционные приёмы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий для родителей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для родителей

 «Роль родителей в нейропсихологической коррекции детских проблем».

Роль родителей в нейропсихологической коррекции детских проблем

- На что нужно обратить внимание родителям, чтобы нейропсихологическая коррекция дала положительный результат?

1. Режим дня. 

Необходимо составить и соблюдать определённый режим дня, которого следует придерживаться. Дело в том, что организм ребёнка привыкает к цикличности, и функционирует в нормальном спокойном режиме, без лишних энергетических и эмоциональных затрат, если еда, сон, учебные нагрузки и другие дела будут совершаться в определённое время. Например, если домашние уроки учить в одно и то же время, мозговая активность улучшается именно к этому времени, и мозгу требуется гораздо меньше усилий для усвоения знаний.

2. Еда. 

Для нормального функционирования нервной системы ребёнка его организм должен получать все необходимые витамины, аминокислоты, и другие микроэлементы из пищи. Следовательно, необходимо организовать сбалансированное питание, включающее мясо (любые виды), куриные или перепелиные яйца, морскую рыбу, молочные продукты, свежие и варёные овощи, фрукты. Они должны составлять основу недельного рациона. Очень полезны для мозга орехи (особенно грецкие), мёд. Выпечка и сладости в ограниченном количестве. 

3. Сон. 

Сон является необходимым состоянием любого живого организма, во время которого он восстанавливает жизненную энергию. Во время сна не только замедляются все функции организма, за счёт чего он отдыхает, но и происходит его оздоровление. Недостаточный сон может быть причиной возникновения ряда неврологических, эндокринных, психических и других заболеваний. Потребность в продолжительности ночного сна у взрослых людей индивидуальна, но в среднем это 8-9 часов. У детей потребность во сне зависит от возраста. Приведём здесь нормы для детей от 4-х лет, с которыми мы начинаем работать:

* с 4 до 5 лет – 12 часов;

* с 5 до 8 лет – 11 часов;

* с 8 до 13 лет – 10 часов;

* с 13 до 18 лет – 9 часов;

* старше 18 лет нормы взрослого человека.

4. Физическая активность. 

Для нормального функционирования нервной системы мозг должен получать достаточно питания и кислорода. Это обеспечивается усиленным кровообращением во время физической активности (занятия спортом, танцами, подвижные игры…)

5. Свежий воздух. 

Воздух наших квартир содержит недостаточное количество кислорода, столь необходимого для нормальной работы мозга, поэтому ребёнку необходимо пребывать на свежем воздухе не менее 30 минут в день. Если погода не благоприятствует прогулкам, чаще проветривайте квартиру. Если есть возможность, спать лучше с открытым окном.

6. Компьютерные игры и телевизор. 

Современные дети «рождаются с планшетом в руках», поэтому трудно представить их без него. И, тем не менее, родителям необходимо ограничивать пребывание ребёнка за монитором до

* 1 часа в день в возрасте 4-7 лет;

* 1,5 часа в день в возрасте 7-12 лет;

* 2 часа в день в возрасте 12-16 лет.

Лучше, если это время разбито на несколько подходов. Необходимо также тщательно фильтровать просматриваемый контент: компьютерные игры и мультфильмы не должны содержать сцен ужасов, насилия, убийств, героев-монстров, порнографии (это касается и посещаемых сайтов в интернете).

7. Домашние упражнения. 

В качестве закрепления полученного эффекта на сессии нейропсихологической коррекции дома нужно ежедневно выполнять кинезиологические и арт-терапевтические упражнения. Кинезиологические упражнения, способствующие улучшению мозгового кровообращения, можно выполнять в любое время дня, лучше перед и между школьными домашними заданиями. Арт-терапевтические упражнения, способствующие снятию избыточного напряжения нервной системы, наиболее эффективны перед сном.

8. Единство требований в семье. 

Очень важно, чтобы родители предъявляли ребёнку единые требования относительно его поведения, выполнения режима дня и других вопросов воспитательного характера. Не должно быть такого, чтобы, например, папа разрешил то, что мама запретила. Это вносит хаос в картину мира ребёнка, заставляет его лавировать между родителями и их требованиями, подстраиваться под каждого из них, что вызывает перенапряжение его нервной системы. Если в семье несколько детей, старайтесь не допускать конкуренции между детьми, предъявляя к ним одинаковые требования.

9. Последовательность и целесообразность требований. 

Прежде, чем отказать ребёнку в его просьбе, подумайте, насколько оправдано ваше «нет». Если сегодня нельзя то, что вчера было можно, это является причиной капризов, слёз, с помощью которых ребёнок пытается манипулировать родителями, выпрашивая то, что хочет получить. Предъявляя ребёнку определённые требования, или отказывая ему в просьбе, старайтесь объяснить ему на доступном для него языке – почему и зачем вы это делаете. 

10. Помощь и поддержка. 

Помните о том, что вашему ребёнку, как и любому человеку, приятно быть успешным. Если у него это не получается, значит, что-то мешает ему на пути к успеху. Помогайте ему и поддерживайте, повышая его самооценку и уверенность в себе, не сравнивая его ни с кем другим. 



Предварительный просмотр:

Консультация

учителя-логопеда

для родителей детей с ОВЗ «Нейропсихологические игры с мячом дома».

https://www.culture.ru/storage/images/a5001d813d6476e33281d144641ec55b/ff085e1e0dca1afaec663a43f6dfdddd.jpeg

Цели: создание условий для развития:

- внимания, памяти, всех психических и мыслительных процессов у детей, пространственных представлений, мелкой моторики, анализаторов, моторной ловкости;

- для развития межполушарного взаимодействия, переключения с одного действия на другое; уверенности в себе и своих силах;

- для оптимизации коммуникативных умений устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми внутри и вне семьи, соотносить своё действие с действием партнёра.

   Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребёнка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры мы не требуем скорости, а добиваемся чёткости, правильности, осознанности.

   Мяч – универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас. Игра с мячом активизирует весь организм, все анализаторные системы. Мячики находили в древних раскопках. Мячики бывают разные по фактуре, размеру, прыгучести.

Предлагаю Вам нейропсихологические игры с мячом, наиболее любимые детьми:

  • Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребёнок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого (свою ассоциацию) и кидает мяч обратно. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребёнок отвечает: «Облако».
  • Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребёнок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц (аналогично – обобщающее слово и конкретный объект).
  • Ребёнок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  • Ребёнок кидает большой мяч об стену четырьмя способами:

1) кидает его и сразу ловит;

2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит;

3) кидает, хлопает в ладоши, ловит (при усложнении – хлопает 2 раза, 3 раза и т.д.)

4) кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.

  • Предыдущие упражнения выполняются, усложняя, с мячами среднего размера, потом – малого размера (теннисный мяч).
  • Ребёнок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч; Ребёнок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
  • Ребёнок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого. В нашей адаптации: на стене несколько кругов, в каждом круге – понятийная группа (буква, цифры, посуда, одежда, мебель и т.д.). Взрослый задает цель – ребёнок в неё кидает мяч, при этом называет любое слово из заданной группы. Например, взрослый задает цель: «Посуда», ребёнок бросает в цель мяч и называет предмет: «Чашка» и т.д.
  • Ребёнок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребёнок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
  • Взрослый ставит перед ребёнком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребёнка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным). В нашей адаптации, при усложнении: взрослый называет обобщающее слово, а ребёнок попадает мячами в корзину, называя при этом конкретные слова из заданной понятийной группы.
  • На полу рисуется полоса (или кладется верёвка). Ребёнок встает в начало этой полосы и двигается вперёд, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от неё. В нашей адаптации при усложнении: добавляется стихотворение, текст, прямой, обратный и промежуточный счет и т.д.
  • Усложнение: все вышеуказанные игры выполняются поочередно правой и левой рукой.
  • Взрослый и ребёнок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребёнок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
  • Ребёнок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
  • Ребёнок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).

Уважаемые родители!!!!!

Играйте со своим ребёнком!!!