Раздел 3.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участи

Михайлова Марина Николаевна

Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности:                                                                                                                                                                   

1.Программа "Учимся говорить по- русски".

2. Программа "Югра-это мы".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 имени Г.Ф. Пономарева

Рассмотрена

на методическом совете

МБОУ СОШ № 22

имени Г.Ф. Пономарева

Протокол №___от___________

Руководитель ____С.З. Сулейманова

Согласована

зам. директора по ВВВР

__________А.Д. Соловицкая

«____»_____________2021г.

Утверждена

Директор МБОУ СОШ № 22

имени Г.Ф. Пономарева

________ Л.А. Постникова

«____»______________2021г.

                                                                 

                                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Югра-это Мы»

на 2021-2022 учебный год

Возраст обучающихся:

Срок реализации программы: 1 год

Количество детей в группе: 17

Количество учебных часов в год: 37 часов

Педагог, реализующий программу: Михайлова М.Н.

г. Сургут

2021

Аннотация

        Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Югра-это Мы» направлена на социальную адаптацию детей мигрантов и педагогическую поддержку родителей детей мигрантов, организацию мероприятий способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей.

Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.

Данная программа разработана для детей мигрантов, обучающихся в российской школе. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации детей мигрантов, организацию и проведение игр, упражнений и тренингов социального действия по развитию толерантного отношения, коммуникативных навыков, формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей.

Программа рассчитана на учащихся 8-11 лет. Реализуется в течение одного учебного года -  1 занятие в неделю.

ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации

МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева

Название программы

 «Югра-это Мы»

Направленность программы

Социально-гуманитарная

ФИО педагога, реализующего дополнительную общеразвивающую программу

Год разработки

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

Методический совет МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева. Протокол № 5 от  08.06.2020 г.

Информация о наличии рецензии

-

Цель

Целью является достижение максимальной адаптации в новой языковой, культурной и социальной среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не владеющих или плохо владеющих русским языком.

Задачи

 Обучающие:

  1. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
  2. Актуализация потребности детей мигрантов в приобретении опыта сотрудничества, на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе.
  3. Научить прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий (рефлексия собственной деятельности).
  4. Формирование способности к толерантности как личностного качества обучающихся через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное.
  5. Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  6. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  7. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Развивающие:

  1. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.
  2. Развитие культурной компетентности обучающихся.
  3. Развитие речи ребёнка, словарного запаса, культуры чтения.

Воспитывающие:

  1. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
  2. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

Ожидаемые результаты освоения программы

Предметные:

- познакомить с понятиями «эмоции», «чувства», «Я - эмоциональное»;

- усвоение и развитие навыков правильного знакомства;

- дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека;

- обучить детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте;

 Личностные:

- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

- развитие навыков самопознания и принятия самого себя и других;

- развитие коммуникативных навыков, всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

- развить умение замечать положительные качества в людях;

- развить умения преодолевать личностные проблемы развития;

Метапредметные:

- повышение уровня социальной активности детей;

- формирование мотивации к познавательной деятельности, расширение интересов и творческого потенциала детей;

- овладение навыками сохранения жизни и здоровья;

- расширение пространства досуга.

Количество часов в неделю/год

1 час/37 часов

Возраст обучающихся

8-11 лет

Формы занятий

Беседа, ролевая игра, психологические упражнения, анкетирование, тренинг.

Методическое обеспечение

Традиционные учебники по русскому языку как родному; учебники по русскому языку для национальных школ; специальные пособия по русскому языку как неродному; подборки упражнений по наиболее трудным для усвоения мигрантами темам.

Условия реализации

Учебный кабинет

Материально-техническое обеспечение:

1.  Автоматизированное рабочее место ученика, оборудованное в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

2. Демонстрационное оборудование: моноблок, DVD проигрыватель, звуковые колонки.

3. Ноутбук.

3. Доступ к сети Интернет.

Программное обеспечение:

1. Операционная система: Windows 2010,

2. MS Office.

3. Internet Explorer.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Закон об Образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 20.05.2013 № 437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО – Югре».

Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».

Формы обучения по программе определяются Положением о формах обучения по дополнительным образовательным программам (приказ № ш22-13-524/9 от 03.09.2019).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: социально-гуманитарная.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. Актуальность данной программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. Работа с детьми мигрантов включают в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению учащихся, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Новизна состоит в содержательных и организационных формах реализации предлагаемого материала. Они предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации детей мигрантов, организацию и проведение игр, упражнений и тренингов социального действия по развитию толерантного отношения, коммуникативных навыков, формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество. Основные педагогический прием: системно – деятельностный, стимулирующий характер взаимоотношений педагога с учеником и формирующий положительное взаимодействие со сверстниками, их социализацию.

Отличительные особенности. Сегодня наша страна, как и многие другие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размытию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.

Очевидно, что особое внимание в проблеме миграции следует уделять решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Дети дошкольного возраста и младшего возраста из семей мигрантов - особая группа, и учителям важно понимать их психологическое состояние. Многие из этих детей испытали на себе дискриминацию и ненависть населения в местах прежнего проживания и часто переживают неприязнь окружения в которое попадают на новом месте. При этом дети уже имеют культурный опыт (акцент, манеры, взгляды, привычки) социальной среды, частью которой они являлись в прошлом.

Травматические факторы миграции лишают детей стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, нарушая процесс формирования и становления личности. Пережитый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение. Специалисты отмечают глубокие изменения в видении мира, себя и своего будущего даже у самых маленьких детей.

Адресат программы: дети 8-11 лет.

Уровень программы: базовый

 Объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Программа рассчитана на 1 год. Количество часов в неделю – 1 час. 

Формы обучения. Основными формами организации деятельности детей являются:

  • Беседа - обмен мнениями;
  • Ролевая игра - игра обучающего назначения, участники которого действуют в рамках выбранных ролей;
  • Психологические упражнения – упражнения направленные на проработку поставленной проблемы на занятии. Так же психологические упражнения направлены на отдых, переключение внимания, создания комфортной атмосферы;
  • Анкетирование – метод письменного сбора социальной информации;
  • Тренинг.

Работа может быть организована в группе, в подгруппе и индивидуально, исходя из условий выполнения задания.

Режим занятий: один раз в неделю, занятия по 40 минут.

Особенности организации образовательного процесса. Работа с детьми мигрантов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению младших подростков, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе следующих идей: воспитание личности не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства.

В дни отмены занятий (в период карантина, актированных дней, дистанционном обучении и т.п.) реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23 августа 2017 г. № 816, Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального от 20.03.2020 (письмо Министерства Просвещения РФ «О направлении рекомендаций» от 19.03.2020 №ГД-39/04), Положением об организации деятельности МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева в дни отмены учебных занятий, иными локальными нормативными актами школы

Цели и задачи программы

Целью является достижение максимальной адаптации в новой языковой, культурной и социальной среде детей, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не владеющих или плохо владеющих русским языком.

Задачи программы

Обучающие:

1.        Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.

2.        Актуализация потребности детей мигрантов в приобретении опыта сотрудничества, на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе.

3.        Научить прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий (рефлексия собственной деятельности).

4.        Формирование способности к толерантности как личностного качества обучающихся через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное.

5.        Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

6.        Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

7.        Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Развивающие:

1.        Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.

2.        Развитие культурной компетентности обучающихся.

3.        Развитие речи ребёнка, словарного запаса, культуры чтения.

Воспитывающие:

1.        Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.

2.        Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Разрешите представиться – 2 часа

1

Знакомство

2

1

1

Раздел 2. Социально-бытовая ориентировка – 8 часов

2

Индивидуальность

3

1

2

3

Я в мире людей

3

3

4

Поведение и культура

2

1

1

Раздел 3. Общение – 4 часа

5

Общение в моей жизни

2

1

1

6

Общение или уважение

2

1

1

Раздел 4. Роль эмоций в конфликтной ситуации – 9 часов

7

Мир эмоций

4

1

3

8

Конфликт

3

1

2

9

Комплимент – дело серьезное?

2

2

Раздел 5. Нравственность и здоровье – 12 часов

10

Семья – мой центр мира!

3

1

2

11

Ты мой друг

3

1

2

12

Вредные привычки

3

2

1

13

Здоровый Образ Жизни

3

2

1

Раздел 6. На пути к гармонии – 2 часа

14

Повторение пройденного материала

2

2

Итого:

37

13

24


Содержание учебного плана

Раздел 1. Разрешите представиться – 2 часа

Тема 1. Знакомство – 2 часа

Теория – 1 час

Знакомство с курсом. Принятие правил поведения в группе.

Практика – 1 час

Психологические упражнения, направленные на развитие навыков правильного знакомства. Создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

Раздел 2. Социально-бытовая ориентировка – 8 часов

Тема 2. Индивидуальность - 3 часа

Теория – 1 час

Беседа на понимание и осознание ценности и уникальности каждой личности, каждого ученика.

Практика – 2 часа

Упражнения, направленные на развитие навыков самопознания и принятия самого себя и других.

Тема 3. Я в мире людей - 3 часа

Практика – 3 часа

Ролевая игра, упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, вырабатывание доброжелательного отношения друг к другу, уважение обычаи нравы других народов.

Тема 4. Поведение и культура – 2 часа

Теория – 1 час

Лекция: приемы межличностного общения.

Практика – 1 час

Психологические упражнения: стимулировать поведенческие измерения, обучать индивидуализированным приемам межличностного общения.

Раздел 3. Общение – 4 часа

Тема 5. Общение в моей жизни – 2 часа

Теория – 1 час

Первоначальное представление о значении общения в жизни человека (беседа).

Практика – 1 час

Тест-игра «С тобой приятно общаться». Анализ своего общения с людьми.

Тема 6. Общение или уважение – 2 часа 

Теория – 1 час

Беседа «Доброжелательное отношение друг к другу».

Практика – 1 час

Упражнение «Я рад общаться с тобой». Цель: формировать навыки эффективного повседневного общения, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Раздел 4. Роль эмоций в конфликтной ситуации – 9 часов

Тема 7. Мир эмоций – 4 часа

Теория – 1 час

Знакомство с понятиями «эмоции», «чувства», «Я - эмоциональное».

Практика – 3 часа

Психологические упражнения. Выявить спектр человеческих эмоций, ее виды и функции.

Тема 8. Конфликт – 3 часа

Теория – 1 час

Беседа «Конфликт. Варианты поведения в конфликте».

Практика – 2 часа

Ролевая игра «Поиск альтернативных вариантов поведения в конфликте».

Тема 9. Комплимент – дело серьезное? – 2 часа

Практика – 2 часа

Анкетирование. Развить умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

Раздел 5. Нравственность и здоровье – 12 часов

Тема 10. Семья – мой центр мира! – 3 часа

Теория – 1 час

Тренинг «Значение семьи в жизни каждого».

Практика – 2 часа

Определить какое значение для подростка имеет семья, какой вклад она вносит в личность.  Обращение подростка к своим чувствам, ценностям.

Тема 11. Ты мой друг – 3 часа

Теория – 1 час

Понятие «друг», «дружба».

Практика – 2 часа

Психологические упражнения. Совершенствование навыков общения.

Тема 12. Вредные привычки – 3 часа

Теория – 2 часа

Тренинг: понятие «вредные привычки», их виды.

Практика – 1 час

Психологические упражнения. Выявление причин возникновения вредных привычек.

Тема 13. Здоровый Образ Жизни – 3 часа

Теория – 2 часа 

Беседа: Что такое «здоровый образ жизни».

Практика – 1 час

Психологические упражнения. Выделение плюсов, как альтернативы вредным привычкам.

Раздел 6. На пути к гармонии – 2 часа

Тема 14. Повторение пройденного материала – 2 часа 

Практика – 2 часа

Упражнения, игры направленные на закрепление полученных знаний.

Планируемые результаты реализации программы

Предметные:

- познакомить с понятиями «эмоции», «чувства», «Я - эмоциональное»;

- усвоение и развитие навыков правильного знакомства;

- дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека;

- обучить детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте;

 Личностные:

- формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

- развитие навыков самопознания и принятия самого себя и других;

- развитие коммуникативных навыков, всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

- развить умение замечать положительные качества в людях;

- развить умения преодолевать личностные проблемы развития;

Метапредметные:

- повышение уровня социальной активности детей;

- формирование мотивации к познавательной деятельности, расширение интересов и творческого потенциала детей;

- овладение навыками сохранения жизни и здоровья;

- расширение пространства досуга.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение и условия реализации программы

Помещение, стилизованное под редакцию газеты: мультимедийная редакция, которая имеет оборудование и программное обеспечение для создания, хранения, управления и публикации контента; свободная зона для репетиций.

Материально-техническое обеспечение:

1. Автоматизированное рабочее место ученика, оборудованное в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

2. Демонстрационное оборудование: моноблок, DVD проигрыватель, звуковые колонки.

3. Ноутбуки.

4. Доступ к сети Интернет.

Программное обеспечение:

1. Операционная система: Windows 2010, MS Office. Internet Explorer.

Материально-технические условия:

 кабинет площадью 16 кв. м., число рабочих мест – 6 индивидуальных мест за 6 компьютерными столами, 16 мест за 9 партами.

Оборудование:

Формы аттестации

Схемы изучения социально-психологической адаптации ребенка-мигранта в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя)

Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия у школьников 1 – 5 классов.

Инструкция: выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент и занесите баллы в таблицу.

1-я шкала «Учебная активность»

5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает.

2 балла – учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.

0 баллов – учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс).

2-я шкала «Усвоение знаний»

5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.

4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки.

3 балла – редкие ошибки, слова с пропуском букв, их заменой.

2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.

1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.

0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.

3-я шкала «Поведение на уроке»

5 баллов – сидит спокойно, выполняет все требования учителя.

4 балла – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается на короткое время.

3 балла – изредка поворачивается, обменивается репликами с товарищами.

2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1 балл – выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0 баллов – не выполняет требования учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

4-я шкала «Поведение на перемене»

5 баллов – высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.

4 балла – активность выражена в малой степени, предпочитает чтение книг, спокойные игры.

3 балла – активность ограничиваются занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку.

2 балла – не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.

1 балл – пассивен, скованные движения, избегает других детей.

0 баллов – часто нарушает нормы поведения, мешает ребятам играть, кричит, не реагирует на замечания, бегает.

5-я шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»

5 баллов – общительный, легко контактирует с детьми.

4 балла – сам инициативы в общении не проявляет, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети.

3 балла – сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми.

2 балла – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 балл – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети равнодушны к нему.

0 баллов – проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.

6-я шкала «Отношение к учителю»

5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.

4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3 балла – старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам.

2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незамеченным.

1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с учителем теряется, говорит тихо.

0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.

7-я шкала «Эмоциональное благополучие»

5 баллов – хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4 балла – спокойное эмоциональное состояние.

3 балла – эпизодические проявления сниженного настроения.

2 балла – отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость.

1 балл – отдельные депрессивные проявления слез без причин, агрессивные реакции.

0 баллов – преобладание депрессивного состояния, агрессия проявляется и в отношениях с детьми, и в отношениях с учителем.

Социально-психологическая адаптация учащихся в школе

(экспертная оценка учителя)

Класс _______20__– 20_____учебный год

п/п

Ф.И.О учащегося

Учебная актив-ность

Освоение знаний

Поведе-ние на уроке

Поведе-ние на перемене

Отношения с одноклас-сниками

Отноше-ние к учителю

Эмоциональ-ное благополучие

Итоговый балл

1

2

3

4

5

6

7

                                                                

Обработка результатов:

22 – 35 баллов – зона адаптации (высокий уровень адаптации)

15 – 21 балл – зона неполной адаптации (средний уровень адаптации)

14 – 0 – зона дезадаптации (низкий уровень адаптации, дезадаптация)

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе по методике «Экспертная оценка родителей» авт.: В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина.

Ф.И. ребенка_________________________________________Класс____

Ф.И.О. родителя_______________________________________________

Инструкция: выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент.

I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

А) Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

Б) Небольшие помарки, единичные ошибки.

В) Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

Г) Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, оби¬лие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

Д) Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения

школьных заданий»

А) Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

Б) Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых зат¬руднений.

В) Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, вы-полнение заданий требует некоторого напряжения для своего за¬вершения.

Г) Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой

степени напряжения.

Д) Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школь¬ных заданий»

А) Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

Г) Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоя-тельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

Д) Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

А) Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

Б) Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

В) Иногда бывают проявления сниженного настроения.

Г) Случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

Д) Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышка гнева, злости).

V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

А) Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

Б) Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

В) Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.

Г) Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

Д) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться

в одиночестве.

VI шкала «Обшая оценка адаптированности ребёнка»        

А) Высокий уровень адаптированности.        

Б) Уровень адаптированности выше среднего.        

В) Средний уровень адаптированности.        

Г) Уровень адаптированности ниже среднего.

Д) Низкий уровень адаптированности.

Календарный учебный график

п/п

 Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Разрешите представиться – 2 часа

1

Беседа, психологические упражнения

2

Знакомство

Учебный кабинет

Индивидуальная работа

Раздел 2. Социально-бытовая ориентировка – 8 часов

2

Беседа, упражнения

3

Индивидуальность

Учебный кабинет

Самостоятельная работа

3

Ролевая игра, упражнения

3

Я в мире людей

Учебный кабинет

Устный опрос

4

Лекция, психологические упражнения

2

Поведение и культура

Учебный кабинет

Устный опрос

Раздел 3. Общение – 4 часа

5

Беседа, тест-игра

2

Общение в моей жизни

Учебный кабинет

Индивидуальная работа

6

Беседа, упражнения

2

Общение или уважение

Учебный кабинет

Устный опрос

Раздел 4. Роль эмоций в конфликтной ситуации – 9 часов

7

Беседа, психологические упражнения

4

Мир эмоций

Учебный кабинет

Наблюдение

8

Беседа, ролевая игра

3

Конфликт

Учебный кабинет

Наблюдение

9

Анкетирование

2

Комплимент – дело серьезное?

Учебный кабинет

Самостоятельная работа

Раздел 5. Нравственность и здоровье – 12 часов

10

Тренинг

3

Семья – мой центр мира!

Учебный кабинет

Творческая работа

11

Беседа, психологические упражнения

3

Ты мой друг

Учебный кабинет

Наблюдение

12

Тренинг, психологические упражнения

3

Вредные привычки

Учебный кабинет

Устный опрос

13

Беседа, психологические упражнения

3

Здоровый Образ Жизни

Учебный кабинет

Творческая работа

Раздел 6. На пути к гармонии – 2 часа

14

Упражнения, игры

2

Повторение пройденного материала

Учебный кабинет

Промежуточная аттестация

Список литературы

  1. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.
  2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
  3. Корнеева Е. Н. Нестандартные дети. Ярославль, 2007.
  4. Корнеева Е. Н. Образовательное взаимодействие и его интегративная регуляция. //Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2005.
  5. Роль высшего образования в развитии межэтнической толерантности. Сборник научных трудов. Ярославль, 2002.
  6. Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. – 159с.
  7. Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 119с.
  8. Александрова Д. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с Российской школой // Вопросы образования.журн. 2012, № 1. С. 176-187.
  9. Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве // Начальная школа. Журн. 2012 №5 С 87-92.
  10. Дьякин Е. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционная педагогика Журн. 2012 С 35-38.
  11. Юдина Н. Воспитание коммуникативной культуры у учащихся 5-6 классов // Школьный психолог Журн. 2007 №12 С 18-32.


Предварительный просмотр: