Внеурочная деятельность. Объединение "Коллекция идей"

 

     Программа общекультурной направленности “Коллекция идей”  по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры. Данная программа является модифицированной, написанной на основе личного опыта педагога. По степени освоения предметной области данная программа является ознакомительной.

     Актуальность: содержание программы “Коллекция идей”  является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: вышивка, вязание крючком, спицами, квиллинг, народная кукла, кулинария, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

     Программа “Коллекция идей” направлена на развитие творческих способностей, интереса к продуктивной деятельности, самостоятельности мышления. У детей младшего и среднего школьного возраста в процессе создания своими руками изделий прикладного творчества развиваются такие положительные качества как усидчивость, аккуратность, формируется эстетический вкус, расширяются знания об окружающем мире, формируются начальные технические навыки. Занятия по программе “Коллекция идей” способствует развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации детей в современном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kollektsiya_idey_vneuronaya_deyatelnost.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности «Коллекция идей»

в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебную и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности “Коллекция идей” разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре программы воспитания и социализации учащихся, учитывает основные задачи развития образования в регионе (повышение эффективности системы воспитанияи социализации обучающихся и воспитанников) определяет содержание и организацию внеурочной деятельности.

Данная программа является модифицированной, написанной на основе личного опыта педагога. По степени освоения предметной области данная программа является ознакомительной.

Содержание программы “Коллекция идей” является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Предварительным этапом составления программы стало проведение опроса обучающихся младшего и среднего звена и их родителей, на основании которого было определено тематическое содержание, выбор форм работы с учащимися. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: вышивка, вязание крючком, спицами, квиллинг, народная кукла (которые недостаточно представленыв предметных областях); кулинария: блюда из овощей и фруктов, творога, яиц, бутерброды, сервировка праздничного стола. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе самостоятельного выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность, что способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа “Коллекция идей” направлена на развитие способностей, интереса к продуктивной деятельности, самостоятельности мышления. У детей младшего и среднего школьного возраста в процессе создания изделий прикладного творчества своими руками развиваются такие положительные качества как: усидчивость, аккуратность, расширяются знания об окружающем мире, формируются начальные технические навыки и эстетический вкус. Декоративно - прикладное творчество развивает моторику рук, координацию, дифференциацию движения пальцев, что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей. В процессе формируются такие качества как наблюдательность, самостоятельность, целенаправленность. Занятия по программе “Коллекция идей” способствует развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации детей в современном обществе.

В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. Данная программа ценна тем, что дает ребенку возможность создавать подарки и сувениры, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант, творчество. Для детей это отдых от непрерывной умственной деятельности, возможность поиграть в художника, создающего своей творческой мыслью произведения искусства, в серьезного взрослого, создающего своими руками удивительные поделки - сувениры.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста. Программа разновозрастная (предназначена для работы с детьми 7-13 лет), предусматривает дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.

Основная часть

Паспорт программы

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности “Коллекция идей”  

Направленность программы

художественно-эстетическая

Основание для разработки программы

- Федеральные государственные образовательные стандарты;

- Приказ о стажировочной площадке;

- Положение о внеурочной деятельности учреждения.

Разработчик программы

учитель технологии Белицкая О.Ю.

Заказчик программы

МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов».

Цель программы

приобщение детей к миру декоративно-прикладного искусства через знакомство с теоретическими и практическими основами изготовления подарков и сувениров.

Задачи программы

- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе знакомства с декоративно – прикладным искусством;

- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

- приобщать обучающихся к народному искусству;

- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

- прививать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

- помогать обучающимся в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Целевые группы программы

учащиеся 1-7 классов (7-13 лет).

Исполнители основных мероприятий программы

Администрация МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов», учитель технологии.

Ожидаемый результат

- успешно реализуемая программа внеурочной деятельности;

- образовательные проекты, участие в конференциях и конкурсах в рамках художественно - эстетической направленности;

- методические разработки по данной направленности;

- участие в проекте «Формирование  ИКТ - компетентности во внеурочной деятельности».

Сроки реализации программы

1 год (34 часа в год)

Система организации контроля исполнения программы

общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет директор МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов»;

оперативный контроль – заместитель директора по учебно - воспитательной работе.

Ресурсное обеспечение программы

- кадровое (администрация, педагоги, психологи и т.д);

- материально-техническое (персональный компьютер, мобильный класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер, ксерокс/МФУ, система голосования SMARTRESPONSEPE, модем);

- финансовое;

- информационно-методическое (пособия, методическая литература, журналы по рукоделии, кулинарии и т.п., мультимедийные и интерактивные элементы (интерактивное содержание, тесты и задания, активные ссылки на справочные материалы и образовательные интернет-ресурсы и др.).

Учебно-тематический план

№ раздела/ темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические занятия

1

Вводное занятие

1

1

2

Кулинария

5

2

3

3

Вязание

7

2

5

4

Вышивка

7

2

5

5

Сувениры и куклы

7

2

5

6

Квиллинг

7

1

6

     ИТОГО

34

9

25

Содержание программы

Вводное занятие 1ч

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Кулинария 5ч

Теоретические сведения. Основы здорового образа жизни. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания школьника. Меню. Холодные блюда и закуски. История хлеба. Цена хлеба. Бережное, уважительное Отношение к хлебу. Использование черствого хлеба для приготовления различных блюд. Бутерброды, способы оформления и подачи. Значение блюд и гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества. Витамины. Национальные овощные салаты. Изделия из яиц и творога. Значение молочных блюд (питательные и вкусовые качества). Изделия из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги). Пищевая ценность яиц (питательные и кулинарные качества). Блюда из яиц (яичницы, омлеты, яйца отварные). Мини-проект «Сервировка закусочного стола «а ля фуршет». Экскурсия на предприятие общественного питания.

Практические работы. Приготовление веселых бутербродов, оформленных нетрадиционно: божья коровка, собачка, рубашка, овощная полянка. Приготовление салатов разных народов: салат «Русский», «Белорусский», «Украинский» (морковь, яблоки, свекла), «Итальянский» (цукини, морковь), «Болгарский» (помидоры, огурцы, перец), из сыра по-французски, из овощей по-гречески. Приготовление блюд из яиц и творога: яйцо в мешочек, омлет с зеленым луком, творожная запеканка, творожное печенье. Тематическая сервировка стола к любому празднику «а ля фуршет».

Вязание 7ч

Теоретические сведения. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц, крючков и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Подбор спиц, крючка и соответствующей пряжи. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида. Виды петель. Условное изображение петель. Набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида. Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Чтение схем. Соблюдение последовательности вязания. Особенности чередования нитей разных цветов. Подбор схемы и цветовое решение. Подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета. Создание мини-проекта «Вяжем с удовольствием»

Практические работы.Вязание образца столбиками без накида. Выполнение прихватки, бижутерии. Вязание образца столбиками с накидом. Вязание салфетки, подставки под горячее. Вязание образцов лицевой и изнаночной вязки. Выполнение образца орнамента. Создание мини-проекта «Вяжем с удовольствием»

Вышивка 7ч

Теоретические сведения: Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве - вышивка крестом. Безопасные приемы работы.  Простой шов крестиком. Косой гобеленовый шов. Изучение схем и условных обозначений. Современные виды рукоделия. Возрождение народной культуры народов ханты. Основные способы выполнения шва «крест»: вертикальный, диагональный, горизонтальный. Вышивка ½,  ¾ шва крестиком. Персидский крестик. Вышивание персидским крестиком не геометрических узоров. Вышивание крестиком на полотне, связанном крючком столбиком. Вышивание крестиком на крупной вязке. Дополнительные швы к крестику: шов навивкой, гладь с настилом, стебельчатый шов, петельный шов. Изготовление рамки. Оформление края готового изделия: мережка, итальянский крест. Безопасные приемы работы.

Практические работы. Вышивание картин, панно, салфеток крестом на канве, полотне, связанном крючком столбиком. Создание мини-проекта «Нитки - замечательный материал».

Сувениры и куклы 7ч

Теоретические сведения: Общие сведения о сувенирах, куклах. Материалы для изготовления сувениров (ткань, природный материал, фурнитура, нитки, ленты, пуговицы, бельевые прищепки). Безопасные приемы работы. Технология изготовления обрядовых кукол, кукол-сувениров, оберегов. Создание мини-проекта «Волшебный мир сувениров»

Практические работы. Изготовление куклы - крупенички, акань (хантыйская кукла), домовёнка, открыток – сувениров, панно из бросового материала к праздникам. Создание мини-проекта «Волшебный мир сувениров».

Квиллинг 7ч

Теоретические сведения: Квиллинг - волшебное перо. Инструменты и материалы. Подготовка к работе. Приемы скручивания бумажных полос. Элементы: плотная катушка, «глаз», «квадрат», завиток, спираль. Знакомство с понятием «надрез», закручивание надрезанных полосок. Изготовление листьев. Создание мини-проекта «Панно одуванчики».

Практические работы. Изготовление открыток, рамок для фото с животными (медвежонок, барашек, бабочка), композиции «гусеница на листочке». Создание мини-проекта «Панно одуванчики». Итоговая выставка «Коллекция идей».

п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса, современные образовательные технологии

Современные учебные материалы

Формы подведения итогов, современные оценочные средства

Электронные образовательные ресурсы

1

Кулинария

Практикум, эксперимент, экскурсия, самостоятельная разработка и защита проекта

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), частично-поисковая, проблемно-мотивационная деятельность, деловая игра, практическая работа, ИКТ

Инструкционные карты, памятки, учебное видео, кулинарные сайты

Дегустация, контрольное

занятие

(программа                        MYTEST), накопительная оценка «Портфолио»

- Едим дома

(сайт Юлии Высоцкой)

http://www.edimdoma.ru/retsepty/popular/buterbrody,  

- Сайты по оформлению бутербродов

http://www.youtube.com/watch?v=RPNtwy01z2U

http://my.mail.ru/mail/sashabukalov/video/32/43.html

http://www.youtube.com/watch?v=2Uwy_fLIK3A,

- СООLMENU видеорецепты

http://coolmenu.ru/buterbrody/459-video-recept-vkusnye-buterbrody-vkusnye-istorii.html

- YouTube «Фуршетный стол»

http://www.youtube.com/watch?v=SDM7srZGDns

2

Сувениры и куклы

Мастерская, круглый стол, практическое занятие, посещение выставок социальных партнеров, самостоятельная разработка и защита проекта

Технология развития «критического мышления», устное изложение, показ педагогом, работа по образцу, ИКТ

Проблемные ситуации, раздаточный материал, инструкционные карты, учебное видео

Система голосования SMARTRESPONSEPE,

выставка, накопительная оценка «Портфолио»

- Музей уникальных кукол

http://dollmuseum.ru/virtualnyj-tur/

- Обрядовые куклы

http://maratuka.ru/publication/view/obryadovyie_kuklyi

- Этнографический музей-парк села Казым

http://kazym-museum.ru/collection

3

Вязание

Мастерская, соревнования, игры, самостоятельная разработка и защита проекта

Технология разноуровневого обучения, «метод подмастерья», сотворчество,

лабораторные работы, ИКТ

Интерактивная доска,

ЦОР, инструкционные карты, учебное видео, сайты по рукоделию

Тестирование,

практическая  

работа,  выставка, накопительная оценка «Портфолио»

- Мультимедийное пособие «Уроки рукоделия. Вязание крючком пособие по вязанию (спицы, крючок)»

- Сайты, содержащие творческие работы

http://www.darievna.ru/page/avtorskaja-bizhuterija-ot-lilii-konovalovoj

http://woman-project.com/post/15399

4

Вышивка

Викторина, практикум, исследование, самостоятельная разработка и защита проекта

Технология блочно-модульного обучения, самостоятельная работа по образцу, тренинги, эвристическая беседа, упражнения, ИКТ

Картины, схемы, инструкционные карты, компьютерная программа «Вышивка крестом», MicrosoftOfficeExcel, сайты по рукоделию

Тестирование (программа                        MYTEST), выставка, накопительная оценка «Портфолио»

- Мультимедийное пособие «Уроки рукоделия. Вышивка крестом»

- История вышивки

http://masteriua.ru/CROSS/main.html

5

Квиллинг

Мастерская, эксперимент, работа в группах, самостоятельная разработка и защита проекта

Коллективная система обучения, самостоятельная работа, ИКТ

Схемы, раздаточный материал, инструкционные карты, учебное видео, учебные презентации

Тестирование, практическая работа,  

выставка, бально-рейтинговая система оценивания (в конце года)

- YouTube «Квилинг для начинающих»

http://www.youtube.com/watch?v=8gVimZzKa6c

- Мастер-класс по созданию панно «Одуванчики»

http://www.mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1104-oduvanchiki.html

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы “Коллекция идей” направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

в сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов декоративно-прикладного искусства;

- навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира.

Школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознания системы общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способов действий;

- работать с разнообразными материалами и создавать образы посредством различных технологий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Школьники получат возможность научиться:

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию.

Школьники получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях, массовых мероприятиях различного уровня; размещение творческих работ на Интернет- сайтах. Это предусматривает взаимодействие с социальными партнерами: МАОУ ДОД «Фёдоровский центр дополнительного образования», МОУ ДОД «Фёдоровский дом детского творчества», Районный центр детского творчества, МАУК КДЦ «Премьер».

Эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся является портфолио. Портфолио – это сборник работ и результатов творческой деятельности учащегося, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях (фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.).

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Проводятся: однодневные (в конце каждого занятия с целью обсуждения), постоянные (в помещении, где работают дети), тематические (по итогам изучения разделов, тем), итоговые (в конце года организуется выставка лучших работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей).

Работа с родителями: открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация тематических ярмарок, анкетирование, индивидуальные консультации, подготовка буклетов для родителей, разработка правил, памяток, вечера совместного отдыха, привлечение родителей к организации и проведению занятий.

Вся деятельность педагогов, учащихся и их родителей по реализации программы внеурочной деятельности положительно влияет на развитие образовательной среды школы, ориентированной на развитие образовательной мотивации учащихся, на личностный и профессиональный рост педагога.

Список источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2013г.
  3. Программа «Технология для 5-8 классов», подготовленная авторским коллективом Н.В.Синица, В.Д.Симоненко в рамках направления: «Технологии ведения дома» М.: ИЦ «Вентана - Граф», 2014г.
  4. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011г.
  5. Положение по организации внеурочной деятельности МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», приказ № 430 от 30.08.2013г.