04.Методическая копилка

Кожанова Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Учитель:    В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря. 
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.
                                                                                                         Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем,
Непременно приходите
Попрощаться с букварем.

Первоклассники входят в зал под музыку песни «Чему учат в школе»

1.Много праздников прекрасных                          

   На листках календаря,

   А меж ними тоже праздник

   Школьный – праздник Букваря. 

2.В первый класс к нам приходите,

   И улыбки захватите,

   Научились мы читать.

   Будем праздник отмечать!

Дети поют песню «Дружба с букварём»

1.Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные (хором).

2.Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

3.А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

                           Все вместе

С-с-с… змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш… шуршит опавший лист,

Ж-ж-ж… шмели в саду жужжат,

Р-р-р… моторы тарахтят.

 4.Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни: МАША!)

К нам явилась на урок.

5.Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай: СОВА.

6.Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом.

Ма-ша ка-шу ва-рит нам.

Чтоб скорей и легче было,

 Все читайте по слогам.

                           

7.Соединили мы два слова –

И предложение готово:

Дождь идет. Гремит гроза.                                                                                              

Улетела стрекоза.

                       Одна группа

Мы знаем буквы, знаем слоги.

                       Все вместе

Умеем говорить, считать.

                      Вторая группа

И постепенно, понемногу

                      Все вместе

Мы научились все читать.

                       Учитель                                                                                                                                  Все мы сегодня говорим

                        Все вместе

Спасибо букварю!

Дети исполняют песню «Азбука»

Учитель: А сейчас послушаем, что буквы расскажут о себе.

1.Буква А, буква А -

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света:

А похожа на ракету.

2.Буква Б проснулась рано.

Буква Б - бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

3.Словно букву В, Алёна

Держит трубку телефона.

4.Г - крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу, и в кочергу

Превратить я Г смогу.

5.Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

6.На дворе – какая жалость,

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

7.Е и Ё – родные сёстры.

Различить сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

8.Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп соломы на меже

Превратится в букву Ж.

9.З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

10.На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

11.Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он как буква К.

12.Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

13.Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

14.Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

15.В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

16.На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

17.Буква Р – на мачте парус,

Вдаль летит, небес касаясь.

18.Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

19.Молоток стучит: «Тук – тук!                                                                                                     Букве Т я старый друг!»

20.У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

21.Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

22.Буква Х всё ходит, ходит,

Места словно не находит.

23.Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул,

Стал на Ц похожим стул.

24.Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

25.На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

26.Буква Щ поможет нам

Зубы чистить по утрам.

27.Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

28.Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны.

29.Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

30.Над полями в синеве

Пролетела буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

31.На арене укротитель,

Грозных тигров повелитель.                                                                                                          Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм грозно встал лицом.

32.И сказала буква Я:

«Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит –

Гол! Закончен алфавит».


Учитель:

- Ой, ребята, праздник – то мы начали, но виновника нашего торжества нет! Давайте дружно его позовём! (На доске: Букварь! Букварь! Мы ждём тебя!)

                                                                           
БУКВАРЬ: 
Я книга школьная – Букварь!
Учились все по мне и встарь.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать,
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без Букваря!

- А сейчас я хочу вам загадать загадки про буквы, а вы внимательно послушайте и скажите, какая это буква.

Загадки:

1.Вот два столба наискосок,
  А между ними поясок,
  Ты эту букву знаешь? А?
   Перед тобою буква … 
(А)

2.Эта буква широка
  И похожа на жука.
 (Ж)

3.Вы посмотрите: кто такой,
  Загородив дорогу
  Стоит с протянутой рукой,
  Согнув баранкой ногу.
 (Б)

4.На эту букву посмотри – 
  Она совсем, как цифра три.
 (З)

5.Подойди, цыплёнок Цып,
  Повторяй-ка: цып, цып, цып!
  Если выучишь урок,
  Подарю тебе цветок.
  Это цапля на крыльце
  Объясняет букву …
(Ц)

- Молодцы, ребята! Вы отгадали все буквы.

Учитель: Спасибо тебе, букварь, что помог ребятам выучить буквы.

(Дети хором говорят “спасибо”)

Частушки

1. Солнце лучики пускает
В окна коридорные,
Мы частушки  начинаем
Школьные, задорные!

2. Мы в нарядах нынче  новых,
И у всех счастливый  вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

4. Буквы гласные мы любим,

И всё больше с каждым днём.

Мы не просто их читаем,

Эти буквы мы поём.

5. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.

6.Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу».

7. Мы простимся с Букварём

И рукой помашем,

И «Спасибо»  10 раз

Дружно хором скажем!

Учитель:

Сейчас ребята покажут вам инсценировку сказки «Теремок» на новый лад.

Ведущий:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок. 
Есть замочек у него, 
Видно, нет там никого. 
Я замочек отомкну 
И у терема спрошу: - 
Кто-кто в теремочке живет? 
Кто-кто в невысоком живет? 
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал. 
Пенал: 
Ах, куда же я попал? 
Вот так терем-теремок, 
Он не низок, не высок. 
Эй, замочек, отомкнись! 
Кто живет здесь, отзовись! 
Нет ответа, не слыхать. 
Буду здесь жить-поживать! 
Ведущий: 
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука: 
Стоит терем-теремок, 
Он не низок, не высок. 
Эй, замочек, отомкнись! 
Кто живет здесь, появись! 
Ведущий: 
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал. 
Пенал: Будем мы с тобой дружить, 
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали, 
В теремок проситься стали. 
Тетради: 
В школе детям мы нужны, 
С вами вместе жить должны! 
Ведущий:
В теремочке потеснились, 
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут, 
Пенал крышку приоткрыл 
И к себе их пригласил. 
Появилась и пятерка, 
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат, 
В нем пожить они хотят. 
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться. 
Но пенал суровый на пороге снова. 


Пенал: 
Вы не торопитесь, 
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь в тот же час.
Двойка:
Подождите, не спешите
Нас отсюда не гоните.
Единица: 
Отвернемся на минутку -
Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)                                                    
Все: 
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.

Ведущий: 
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
и приходит школьница ... (имя).
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки получать! 


(Все артисты выходят на поклон).

Ведущая

А сейчас мы отправляемся в путешествие в страну «Азбука».

1 станция  «Знатоки»

1.Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

  • А О Б Я
  • И Е Я Ю

2.Составьте из букв слова.  

  • Р А Ж И Ф (жираф)
  • Б Е Р З А (зебра)
  • Е Д М Е Д В Ь (медведь)

3.- Прочитайте слоги, из слогов составьте слова

Ту-ча-сы-чи-жи-лет-чик

Ды-ра-да-ли-да-ша

Ок-но-ры-ба-ки-но-га-мак

 

2 станция «Словарная»

Игра «Новые слова»

Задание.

1) Из каждого слова выньте по одной букве (фонеме) так, чтобы получилось новое слово: горсть, краска, склон, полк, беда, экран, весна, коса.

2) Теперь добавьте одну букву, чтобы получилось новое слово: рубка, дар, вор, стол, клад, лапа, шар

3) В словах замените одну букву (согласную), что бы получилось новое слово (например:  корж - морж): ногти, булка, лапка, киска, орел, норка, клин, свет, рамочка.

3. Станция «Скороговорок»

Конкурс скороговорок:        

                                                                                                                                                  Кукушка кукушонку купила капюшон.

        

Проворонила ворона вороненка.

                                         

4. Станция «Литературная»

Назовите этих героев

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.

(Карлсон)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

 (Три медведя)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ...

(Доктор Айболит)

- На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился . . .

(Колобок)

- Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".

(Золушка)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?...

(Буратино)

 

Букварь.

Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами. Пришло время нам расставаться, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадках.

Дети поют песню «Прощай, букварь»

1.Мы прочли Букварь до корки,
  Нам по чтению пятёрки!
  Позади нелёгкий путь
  Слогового чтения.
  Нам сегодня выдают
  У-ДО-СТО-ВЕ - РЕ- НИЯ!


2.В том, что мы Букварь прочли,
  Полный курс наук прошли
  И теперь без передышки
  Мы прочтём любые книжки!

Вручение свидетельств, поздравление родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по окружающему миру 2 класс Где живут животные Выполнила учитель МБОУ «Прокошевская ОШ» Кожанова М.Н.

Слайд 2

гнёзда птиц

Слайд 6

осиное гнездо

Слайд 12

хатка бобра

Слайд 15

барсук в норе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель МБОУ «Прокошевская ОШ» Кожанова М.Н. Урок по окружающему миру

Слайд 2

Деревья Кустарники Травы

Слайд 4

ОБЩЕЕ: Дерево Приносит пользу Различие: Растёт в саду. За ней ухаживает человек. Растёт в лесу.

Слайд 6

ОБЩЕЕ: Кустарник Приносит пользу Растёт в саду. За ним ухаживает человек. Растёт в лесу. Различие:

Слайд 8

ОБЩЕЕ: Травянистое растение Различие: Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай. Растёт повсюду.

Слайд 9

Дикорастущие Культурные Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и около водоёма. Их сажает и выращивает человек и в саду, и в поле, и в огороде.

Слайд 10

Деревья Яблоня Груша ... Кустарники Крыжовник Смородина ... Травянистые Помидор Огурец ...

Слайд 11

Овощные Лук Чеснок ... Плодовые Яблоня Груша ... Зерновые Декоративные Флокс Астра ... Прядильные Лен Хлопок ... Пшеница Рожь ...

Слайд 12

Что нового узнали на уроке? Какие растения называют дикорастущим и ? А какие – культурными? Для чего люди выращивают культурные растения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растительный мир Земли Выполнила учитель МБОУ «Прокошевская ОШ» Кожанова М.Н.

Слайд 2

древесная лиана - растение жарких стран

Слайд 3

кукушкин лён- мох влажных лесов

Слайд 4

кактус - растение пустынь

Слайд 5

морская капуста - водоросль, живущая в солёной воде

Слайд 6

ландыш - растёт в лесах средней части России

Слайд 7

барбарис

Слайд 8

кустарник гор

Слайд 9

лисохвост - растение лугов

Слайд 10

Согласишься ли ты с таким выводом: растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях?

Слайд 11

подорожник

Слайд 12

морошка

Слайд 13

повилика повилика наносит вред сельскому хозяйству

Слайд 14

дуб

Слайд 15

рябина

Слайд 16

д/з с.46 -49 подготовить рассказ о каком - нибудь культурном растении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРАСНАЯ КНИГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ МБОУ Прокошевская ОШ

Слайд 2

Официальный документ, который содержит сведения о состоянии, численности, распространении, особенностях биологии, принятых и необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного мира и микобиоты Нижегородской области. Красная книга Нижегородской области

Слайд 3

Охраняемые растения Систематические группы растений Число видов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области Сосудистые растения 177 Водоросли 2 Лишайники 16 Грибы 34

Слайд 4

Причины исчезновения видов растений 1.Практическая значимость для населения; 2. Распашка и освоение целины; 3.Сложность жизненного цикла; 4.Обитание вида на границе ареала; 5. Сбор для массовых коллекционных пособий.

Слайд 5

Растения Нижегородской области Венерин башмачок

Слайд 6

Растения Нижегородской области Ветреница лесная

Слайд 7

Растения Нижегородской области Зверобой изящный

Слайд 8

Растения Нижегородской области Кувшинка белая

Слайд 9

Растения Нижегородской области Купальница

Слайд 10

Растения Нижегородской области Калипсо клубневая

Слайд 11

Растения Нижегородской области Ландыш майский

Слайд 12

Растения Нижегородской области Медуница мягенькая

Слайд 13

Растения Нижегородской области Надбородник безлистный

Слайд 14

Растения Нижегородской области Василек русский

Слайд 15

Рябчик русский

Слайд 16

Растения Нижегородской области Ятрышник

Слайд 17

Растения Нижегородской области Купена лекарственная

Слайд 18

Растения Нижегородской области Лилия кудреватая

Слайд 19

Лишайники Нижегородской области Лобария лёгочная

Слайд 20

Лишайники Нижегородской области Гипогимния трубчатая

Слайд 21

Грибы Нижегородской области Гиропорус синеющий или синяк

Слайд 22

Грибы Нижегородской области Гиропорус каштановый

Слайд 23

Грибы Нижегородской области Подосиновик белый

Слайд 24

Грибы Нижегородской области Меланогастер сомнительный

Слайд 25

Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.



Предварительный просмотр:

                                                                       Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Имена прилагательные в роли сказуемых.

Цель: создание условий для усвоения детьми новых знаний.

Тип (вид) урока: урок открытия нового знания

Задачи урока:

  • Наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого, комплексно повторить изученные признаки имени прилагательного.
  • Формировать умение работать в паре, группе, используя технологию критического мышления; находить имена прилагательные в роли сказуемого.
  • Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
  • Развивать интерес к предмету.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приёмы, используемые на уроке

I Мотивация и самоопределение к деятельности.

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

«Ищешь трудность - находишь мудрость» -это девиз нашего урока.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?

-Прочитайте об этом в толковом словаре.

-Каким должен быть исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение)

- К какой части речи относятся названные слова?

Организовывают рабочее место.

(любознательным внимательным, трудолюбивым, терпеливым)

Имена прилагательные.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками.

Словесный метод.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений.

III  Этап выявления места и причины затруднения

IV Этап построения проекта выхода из затруднения

V Этап реализации построенного проекта

VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

VII  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- А нужно ли изучать русский язык и если нужно, то для чего?

Запись числа, классной работы, правописание буквосочетания ий

-Что можете сказать об этом сочетании букв?

-С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка?

- Составим таблицу по им.прил. «З-Х-У»

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.часть речи

2.называет признак предмета

3.отв.на вопросы: какой?

какая?

какое?

какие?

Чей?чья?чьё?чьи?

4.изм.по родам, числам и падежам в ед.ч.

5.во мн.ч.род им.прил.не опр.

6.в предложении им.прил.чаще всего явл.определением

Учитель, обобщая и анализируя ответы детей.

- Сегодня мы больше времени уделим 6 пункту.

Вопросы:

-Ребята, какие члены предложения вы знаете?

-На какие вопросы они отвечают?

-Какой частью речи может быть выражено подлежащее?

-Какой частью речи может быть выражено сказуемое?

Н-Р: Моя сестра – художница.

Мой брат – студент.

-Какой частью речи может быть выражено дополнение?

-Какой частью речи может быть выражено обстоятельство?

-Какой частью речи может быть выражено определение?

У нас на доске записано предложение.

Наступила долгожданная весна.

Найдём главные члены предложения.

-Почему вы не подчеркнули слово долгожданная?

-Чем является слово долгожданная?

-Прочитайте следующие два предложения:

Весна ранняя.

 Погода прекрасная.

-Найдите главные члены предложения.

Проблема – не можем найти сказуемое.

- Мы должны спланировать свою деятельность.

Вернёмся к таблице, заполним графу «Х-З». - --- Сформулируем вопрос.

- Итак, какова тема нашего урока?

- Цель нашего урока?

- Скажите, мы на уроке сегодня что будем со знаниями делать?

- План наших действий на уроке:

1. Какой член предложения называют сказуемым и как его найти?

2. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

3. Какую работу, роль, выполняет сказуемое в предложении?

Задания.

1 группа. Прочитайте предложения. Правильно ли в них подчёркнуты сказуемые?

 Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.

Вывод: имя прилагательное в предложении может быть не только__________, но и ________.        

2 группа. Прочитай предложения.

Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.

Попробуйте убрать прилагательные в предложениях, ведь определение – это второстепенный член и он может отсутствовать. Что у вас получилось?

__________________________________.

__________________________________.

Понятен смысл предложений?  ______.

Вывод: следовательно, прилагательное в предложении может быть не только второстепенным членом, но и ____________.

3 группа. Прочитай предложения.

Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.

Какие вспомогательные слова ты бы вставил в предложения? _________________________.

Какой можно сделать общий вывод из нашего проведенного исследования?

ФИЗМИНУТКА

- Отработаем полученные знания, убедимся в своих выводах.

Выполним упр.1 стр.102.

Упр.2 стр.103 – в группах.

Деление на группы:

Постройтесь в одну колонну в алфавитном порядке первой буквы своего имени.

Раздаю листочки с заданием.

После выполнения группы обмениваются листочками и посыльный получает эталон проверки.

Оглашение оценок.

У с.103 упр.3.

Индивидуальная работа

Ответы детей

 (Окончание прил., м.р., и т.д.)

Детям предлагается вместе с учителем заполнить таблицу, сначала I колонку.

У каждой пары листок.

Парная работа.

Фронтальная работа.

Может ли имя прилагательное в предложении выполнять роль сказуемого?

Узнавать новое, открывать новые знания.

Называют вопросы.

Групповая работа.

Представители групп, после обсуждения, доказывают свои версии у доски.

Дети приходят к выводу, что им.прил. тоже может быть главным членом в предложении, выраженным сказуемым. Для проверки можно использовать приём подстановки глагола быть в разных формах (был, была, были, будет, будут).

У доски учитель, дети с места проговаривают.

Групповая работа.

После построения дети рассчитываются на 1,2,3,4 и организуются в группы.

Взаимопроверка.

Проверка с учителем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность;

 фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.

Логические:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.

Прием «Знаю – хочу - умею»

Поисковый метод, проблемный.



Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта урока

  • Учебный предмет: окружающий мир
  • УМК «Планета знаний»
  • Класс 3
  • Тема урока: «Четыре царства живой природы»
  • Тип урока: изучение нового материала
  • Задачи урока:
  1. Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.
  2. Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.
  3. Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.
  4. Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.
  5. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: ученик научится

  • называть царства живой природы;
  • приводить примеры представителей каждого царства, соотносить живое существо с царством;
  • устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (чтение текста, слушание);
  • развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)

Регулятивные:

  • формировать умение определять учебную задачу на уроке с помощью учителя, удерживать учебную задачу;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • формирование умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности, учитывать мнение партнера;
  • развитие монологической и диалогической форм речи.

Личностные:

  • формировать устойчивый интерес к изучению природы;
  • ориентировать детей на сознательное выполнение правил поведения в природе.

Оборудование

  1. Презентация «Четыре царства живой природы»
  2. Карточки с заданиями для групповой работы.
  3. Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

Обучающиеся умеют

  • различать объекты природы и изделия;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать части растений;
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • умеют делить объекты живой природы на группы по существенным признакам и объединять в группы.

 

                                                                           

                                                                                            Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание

1.

2.

3.

  4.

 5.

6.

7.

 8.

Организационный момент

Актуализация знаний, выявление проблемы

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи.

Физминутка.

Самостоятельная работа с информацией

Закрепление изученного материала

Рефлексия учебной деятельности

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Не будем терять время и с хорошим настроением начнем урок!

Отгадайте загадку:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг …

-Что же такое природа?

Слайд

(кроме объектов природы там есть изображение дома и машины)

-Вы сказали, что природой мы называем то, что нас окружает.

Значит, всё, что мы видим на доске, объекты природы?

-Тогда закончите определение:

Природой мы называем то, что нас окружает и …

-Разделите оставшиеся объекты природы на группы.

-Назовите признаки живых существ.

- Сегодня на уроке мы будем работать с объектами живой природы. А вы знаете, кто изучает живую природу?

-Да, ученые-биологи (биология в переводе с греческого означает учение о жизни). Живые существа на нашей планете очень разнообразны. Их очень много. Вот ученые и задумались, как же изучить все живые существа?

-А вы можете помочь ученым решить эту проблему?

-С чего нужно начать работу?

-А по каким признакам мы будем это делать?

- Итак, давайте наметим план наших действий.

-Правильно. Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А потом?

-Молодцы.

-Сегодня на уроке мы выполним только первый пункт нашего плана – Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

Работа по карточкам.

Задания:

1.Разделите живые существа на группы.

2.Запишите каждую группу в столбик.

3. Устно объясните, по каким признакам вы это сделали.

4.Дайте название каждой группе.

(дуб, лев, мухомор, сосна, земляника, бабочка, подосиновик, папоротник, шмель, поганка, роза, масленок, корова)

Проверка.

Слушание ответов, потом сверяют по доске.

-Молодцы! Вы справились с заданием. Ученые тоже не теряли время зря и тоже разделили все живые существа на группы и назвали их царствами.

-Посмотрите внимательно на схему в учебнике на с.79 и сравните её с нашей схемой. Что вы заметили?  

-Какого царства у нас нет?

-Что вы знаете о бактериях?

-А сейчас послушайте рассказ о бактериях, который подготовили ученики из нашего класса.

-Так почему же ученые выделили бактерии в отдельное царство?

-Правильно, молодцы, вы внимательно слушали рассказ.

-Так на какие царства делится живая природа?

-Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

-Сейчас мы будем работать по группам. 4 царства - 4 группы.

(таблички со словами «растения», «животные» и т.д.)

Задания группам:

1.Найти в учебнике на с.78 как называется наука, изучающая ваше царство.

2.Какие среды обитания населяют живые существа? (с.78) В каких из них обитают живые существа из вашего царства?

Учитель следит за работой групп, при необходимости помогает.

Проверка. Отчет каждой группы.

-Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное?

-Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу!

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы,

красного – животные,

зелёного – растения,

желтого – бактерии)

Мак, медведь, ландыш, подосиновик…

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

-О каких царствах вы хотели бы узнать побольше?

-Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец!  И похлопайте в ладоши.  А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!»

Домашнее задание:

С.78 – 79, прочитать, ответить на вопросы

Выполняют то, что просит учитель.

Дети внимательно слушают.

Природа. (отвечают хором)

-Это то, что нас окружает: деревья, цветы, животные…

-Нет! Дом и машина сделаны руками человека и не относятся к природе. Это изделия.

- не сделано руками человека!

1) Дерево, цветок, птица, волк, гриб – живая природа.

2) солнце, облака – неживая природа.

-Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают.

-Ученые

Да, мы попробуем.

- Я думаю, что сначала нужно разделить все живые существа на группы.

-По строению живого существа, по питанию.

-А я думаю, что ещё можно посмотреть, где они живут.

1.Разделим все живые существа на группы.

Будем изучать каждую группу по порядку.

Дети работают в парах, договариваются, как они будут работать.

Дети зачитывают получившиеся группы, объясняют, по какому признаку, дают название группы

Дети работают с учебником, сравнивают две схемы.

-У нас получилось 3 царства, а у ученых 4.

- Царства бактерий.

- Они очень маленькие, могут вызывать болезни, если не мыть руки.

1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся   в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю.

А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

-Это живые организмы.

-У них есть признаки растений и животных.

-На 4 царства: растений, животных, грибов и бактерий.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

Деи рассаживаются по группам, выбирают главного в группе.

Дети работают с материалом учебника.

Например:

«Животные»

1.Животных изучает наука зоология.

2.Животные живут в наземно-воздушной среде (птицы), в водной (рыбы), в почвенной (черви)…

Дети высказывают свои мысли. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему.

Дети по сигналу учителя показывают карточку.

Ответы детей.

Самооценка.

Дети записывают задание в дневник.

Развитие личностных УУД (доброе отношение к людям)

Развитие познавательных УУД через отгадывание загадки

Формирование логических УУД (анализ, сравнение)

Формирование логических УУД (обобщение)

Формирование действий классификации

Формирование регулятивных УУД (постановка учебной задачи через подводящий диалог)

Планирование учебной деятельности.

Развитие познавательных УУД, формирование действий классификации

Развитие регулятивных УУД через работу по алгоритму, данному учителем.

Развитие коммуникативных УУД

Формирование логических УУД (сравнение выполненной работы с образцом)

Развитие познавательных УУД (анализ, сравнение)

Развитие познавательных УУД (работа с информацией через слушание)

 

Формирование логических УУД (обобщение)

Развитие коммуникативных УУД

Развитие познавательных УУД (получение информации из текста)

Развитие коммуникативных УУД

(владение разными видами речи)

Развитие личностных УУД

Развитие познавательных УУД, логических операций

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Личностные УУД:

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Тема «Наши помощники – органы чувств»

Предмет окружающий мир

Класс 2

УМК «Начальная школа XXI века»

Цели:

  • углубить и расширить представление об органах чувств и их роли в жизни человека
  • развивать наблюдательность
  • воспитывать ответственность за свой организм

Ожидаемые результаты:

Предметные

расширение знаний об органах чувств;

- представления об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

- исследование признаков предметов с помощью органов чувств.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- умение определять уровень усвоения учебного материала;

- самостоятельное нахождение способов и пути решения проблемы;

- умение делать выводы, обосновывать их;

Регулятивные:

- принятие и выполнение учебной задачи;

- умение пользоваться простыми навыками оценки своих действий;

- выполнение учебного действия в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- умение высказывать свою точку зрения

- умение работать в группе, распределять роли, договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдение правил вежливости;

- умение эффективно сотрудничать со всеми участниками группы;

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование урока:

рисунки детей, карточки с заданием, презентация «Органы чувств», материалы для игр, опытов

 

                                                                                            Содержание урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  4.

7.

8.

9.

Организационный момент

Актуализация знаний, выявление проблемы

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи.

Физминутка для глаз

Решение учебной задачи.

Обобщение пройденного.

Работа группах

Рефлексия учебной деятельности

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Слайд 1

Рассматривание рисунков детей (портреты друзей, родных)

- Опишите портрет 2-3 предложениями.

-Рассматривание портрета, нарисованного учителем.

Слайд 2.

-Что-то не так? Чего нет на портрете? -А как вы думаете, важны ли для человека эти органы?

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

1) опыт

-Проделаем небольшой опыт.

Что у меня в руке?

-Какой он формы? Какого размера? Какого цвета?

-Что помогло вам ответить на все вопросы?

-Большую часть информации об окружающем мире (до 80%) мы получаем через глаза.

-Что мы можем определить с помощью глаз? (цвет, форму, размер, где расположен предмет)

Слайд 3.

-Мы должны подобрать определение этому органу. Кто догадался? Глаза – это орган зрения (на доске картинки с изображением органов и определения к ним).

Зрение необходимо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Слайд 4.

-Что дети делают неправильно? Какие правила можно составить?

 - «Следим за полётом бабочки» ,«Моргание»  

2) игра «Кто позвал»        

-Что помогло отгадать, кто позвал?

Слайд 5.

-Давайте определим: уши – это орган …

-Ухо – тонкий и сложный организм, который нужно беречь.

-Какие правила нужно выполнять, чтобы ушки не болели?

Слайд 6.

Дети формулируют правила.

3) беседа о носе

Опыт: учитель брызгает духами. Вызывается ученик.

-Какие ощущения у тебя возникли?

-Помогли ли тебе определить запах глаза и уши?

-А какой орган помог почувствовать запах?

Слайд 7.

-Умение человека определять запах получило название «Обоняние».

-Нужно ли беречь нос? А как это сделать? Слайд 8.

4) язык – орган вкуса

Опыт. На столе 3 стакана с водой.

-Можете ли вы определить, в каком стакане сладкая вода, в каком солёная, а в каком простая? Что нужно для этого сделать?

-какой орган вы подключили к выполнению задания?

Слайд 9.

-Найдите название этому органу.

6) Кожа – орган осязания

Игра «Чудесный мешочек»

-Какой орган чувств помог определить предметы?)

Кожа – орган осязания.

-Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира.

Задания на карточках.

Людям какой профессии нужно хорошее обоняние?

Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?

Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

Слайд 10.

-Что особенно понравилось на уроке?

-Какое задание было трудным для вас?

 

-

Выполняют то, что просит учитель.

Дети внимательно рассматривают рисунки.

Описывают выбранный портрет.

-Глаз, носа, ушей, рта

-Думаю, что очень важны. Как мы будем без них видеть, слышать, говорить?

- органы чувств

-мяч

-круглый

- большой, красный

- глаза

Глаза – это орган зрения

-не смотреть долго телевизор

- не сидеть долго за компьютером и т.д.

- читают лёжа

-читают в транспорте

-уши

- слуха

Дети формулируют правила.

-регулярно мыть уши

-не слушать громкую музыку

-правильно чистить уши

-если уши заболели, обратиться к врачу

-пахнет цветами, запах приятный

-нет

- нос

-лечить насморк

-чистить нос и т.д.

-нет

- попробовать

-язык

-Язык - орган вкуса

дети на ощупь отгадывают предмет

-кожа

Кожа – орган осязания.

-глаза, уши, нос, язык, кожа

Развитие личностных УУД (доброе отношение к людям)

Формирование логических УУД (анализ, сравнение)

Формирование регулятивных УУД (постановка учебной задачи через подводящий диалог)

Формирование логических УУД (анализ, сравнение)

Формирование логических УУД (обобщение)

Моделирование

Формирование действий классификации

Планирование учебной деятельности.

Развитие познавательных УУД, формирование действий классификации

Развитие регулятивных УУД через работу по алгоритму, данному учителем.

Развитие познавательных УУД

Формирование логических УУД (обобщение)

Развитие коммуникативных УУД



Предварительный просмотр:

Прощание с азбукой

Ход праздника

Праздник начинается под музыку Заходера «Тридцать три родных сестрицы».

Ученик 1:

Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,

Все взволнованы немножко: в чем секрет?

Учитель:

Дочитали эту книгу школьники вчера.

А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.

Ученик 2:

Почему мы наш учебник Азбукой зовем?

А другие называют книгу Букварем?

Учитель:

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварем назвали встарь,

В честь славянских "аз" и "буки"

Назван Азбукой Букварь.

Ученик 1

Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.


Ученик 2

Самый первый свой учебник

Класс с волненьем открывал…

Видно, сказочный волшебник

Эту книгу написал.

Ученик 3

А папе с мамой не понять,
Как сложно было прочитать
Нам в первый раз «Ау», «Уа» -
Такие трудные слова.

Ученик 4

         Оказалось, что крючочки

        Населяют буквари,

        Загогулинки, значочки,

        А всего их – 33!

Ученик 5

 Так чудесно буквы эти

        Могут слоги составлять,

        И про всё на белом свете

        Нам словами рассказать.

Ученик 6

 Знаем мы не понаслышке:

         Чудеса и вправду есть.

         Мы теперь любые книжки

         Можем запросто прочесть!

(Входит Азбука)

Учитель:

Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Сегодня ты почётная гостья. Присаживайся.

Азбука (Ученица 5 класса)

Здравствуйте мамы, здравствуйте папы, бабушки, дедушки!

Привет  мальчишки,  привет  девчонки!

Как  я  рада  встрече  с вами!

Только  в школу  вы пришли -  встретилась  я  с вами

Дни  тихонько  потекли,  стали  мы  друзьями!

Я  учила  буквам  вас, и  письму , и  чтению,

Дружбе  крепкой и  труду,  а еще  терпению!

Вас  сегодня  не  узнать:  стали  бойко  вы  читать!

Очень  грамотными  стали,  поумнели,  возмужали!

И  хочу  сказать  сейчас: « Рада я,  друзья  за  вас!»

 Учитель:  Спасибо, Азбука, что ты пришла к нам на праздник. А наши ребята тоже приготовили тебе стихи.

Стихи «Азбуке»

Ученик 7

Азбука - первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учила,

Радость ты мне постоянно дарила.

Ученик 9

 Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

 Про горы и долины,

 Про водные глубины,

 Про звезды, ивы вдоль реки,

 Не обойтись без Азбуки!

Ученик 9

 Я с этой книжкой первый раз

 Пришел в свой первый светлый класс.

 Я эту книжку полюбил,

 Я в ней все буквы изучил,

 И как мне радостно сказать:

 «Умею я теперь читать!»

Ученик 9

Мы прочтём хороших книг немало,

 Пускай года пройдут и много-много дней,

 Нам Азбука хорошим другом стала,

 Мы этот праздник посвящаем ей!

         (исполняется песня «Азбука»)

Учитель:

Из-за леса, из-за гор

Мимо нас во весь опор

С громким цоканьем копыт

Скачет русский алфавит.

Буквы все – от А до Я –33 богатыря.

Давайте вместе  повторим Алфавит под песню.  

(видеоклип «Азбука», Р. Паулс, И. Резник)

Учитель: Вот мы и вспомнили все буквы, которые изучили, благодаря нашей первой книге – Азбуке. Сейчас продолжим наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита?

Инсценировка Буква «Я»

Ведущий

Всем известно буква «Я»

В азбуке последняя.

А известно ли кому

Отчего и почему? Неизвестно?

Все

Неизвестно

Ведущий

Интересно?

Все.

Интересно

Ведущий

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы. Жили - не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква «Я» в строку не встала.

Взбунтовалась буква «Я»

 Буква Я

Я -  главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду!

Быть желаю на виду!

Ведущий

Говорят ей:

Все

Встань на место!

Ведущий

Отвечает:

Буква Я

Не пойду!

Я ведь вам не просто буква:

Я – местоимение.

Вы в сравнении со мной – недоразумение!

Ведущий

Тут вся азбука пришла

В огромное волнение.

Буква Ф

Фу-фу-фу.

Ведущий

Вздохнуло «Ф»

От обиды покраснев.

Буква С

Срам!

Ведущий

Сердито «С» сказало.

«В» кричит:

Буква В

Воображала!

Это каждый так бы мог!

Может я и сам предлог.

Ведущий

Проворчала «П»

Буква П

Попробуй, потолкуй с такой особой.

Буква ь

 Нужен к ней подход особый

Ведущий

Вдруг промямлил

Мягкий знак.

А сердитый Твёрдый знак

Молча показал кулак.

Буква А

Тише буквы! Стыдно знаки!

Ведущий

Закричали гласные        

Буква А        

 Не хватало только драки.

А ещё согласные!

Буква О

Надо раньше разобраться

А потом уже и драться!

Мы же грамотный народ.

Буква «Я» сама поймёт.

Буква Р

Разве мыслимое дело

Всюду «Я» совать вперёд?

Ведь никто в таком письме,
Не поймёт ни бе,  ни ме!

Ведущий

«Я» затопала ногами.

Буква Я

Не хочу водиться с вами.

Буду делать всё сама.

Хватит у меня ума!

Ведущий

Буквы тут переглянулись.

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Все

Хорошо! Идём на спор!

Буква Ф

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку!

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я

Чтобы я, да не сумела?

Я ж не кто-нибудь, а «Я»!

Ведущий

Буква «Я» взялась за дело.

Целый час она пыхтела, и кряхтела

И потела – написать она сумела

Только я, я, я …

Как зальётся буква «Х»

Буква Х                

Ха-ха-ха

Ведущий

«О» от смеху покатилось.

«А» за голову схватилось,

«Б» схватилось за живот …

Буква «Я» сперва крепилась.

А потом как заревёт.

Буква Я

Я, ребята, виновата!

Признаю свою вину.

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы «Ю».

Все

Что ж.

Ведущий

Решил весь алфавит.

Все

 Если хочет, пусть стоит.

Буква Д

Дело, ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

В том, чтоб все от «А» до «Я»

Жили,  как одна семья.

Ведущий

Буква «Я» всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы «Я»

Азбука:

Вот такие наши буквы-

Славный русский алфавит.

Знать его отлично должен

Каждый, каждый ученик.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равненье построены в ряд.

Каждая буква, где надо, стоит,

Все по порядку - таков алфавит.

Учитель:

Чудесные! Прекрасные!

 Гласные! Согласные!

 Звонкие! Глухие!

 Разные такие!

 Без них нельзя постичь науки

 Вы догадались это? (ЗВУКИ).

Учитель:  Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). А как нам отличить гласные звуки от согласных? Давайте разберёмся.

1-й ученик:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

 Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

2-й ученик:  

Ель, топор, лопата, руки -

В каждом слове слышны звуки.  

 Звуки эти разные:

 Гласные, согласные.

3-й ученик:  

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

4-й ученик:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

5-й ученик:

Вот какие разные бывают те согласные:

Звонкие, глухие – вот они какие!

Мягкие, как в слове нёс,

Твёрдые, как в слове нос,

Долгие и нет – вот какой секрет!

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте покажем, чему же нас научила Азбука.

- Конечно, всем нравилось отгадывать загадки!

  1. Умный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом ведет, там заметку кладет.   (Карандаш)

  1. Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы. (Буквы)

  1. В черном небе заяц белый
    прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц?  (мел)
  2. Я люблю прямоту, я сама прямая.

Сделать новую черту всем я помогаю.  (Линейка)

  1. Он быстрее человека перемножит два числа,
    В нем сто раз библиотека поместиться бы смогла,
    Только там открыть возможно сто окошек за минуту.

Угадать совсем несложно,
Что загадка про… ( компьютер)

Слайды 9, 10, 11 (Ребусы)

- Ребусы иногда поддавались не сразу, но тем интереснее нам было!

Слайды  13, 14, 15

Расшифровывали анаграммы.  (Камыш, марка, собака.)

Слайд 16

- Учились мудрости у русского народа. Изучали пословицы.

Попробуйте собрать пословицы, ещё раз вспомнить народную мудрость!

КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ,

КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК,
И ТОПОРОМ НЕ РАЗРУБИШЬ

А ПЛОД ЕГО СЛАДОК
КРЕПКУЮ ДРУЖБУ
А ЧЕЛОВЕК УМОМ

Учитель: Ребята, давайте немножко отдохнем! (физминутка)

Далее дети по желанию читают пословицы.

Знания не даются без старания.

Знание – лучшее богатство.

Знание – глаза человека.

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Знание приобретёшь – не пропадёшь.

Знания границ не знают.

Знания – сила.

Учение — свет, а неучение — тьма.

Без учения нет умения.

Повторять да учить – ум точить.

Без наук, как без рук.

Без терпенья нет уменья.

Чтение – к мудрости движение.

Чтение – вот лучшее учение.

Книга крылья дает. 

Любить читать – счастье.

Хорошая книга – мудрый учитель. 

Читайте – и вам откроется целый мир.

Кто много читает, тот много и знает.

Книга поднимает настроение и развивает речь. 

Умную книгу читать – знания прибавлять.

Книги читаешь — далеко видишь.

Читай не с конца, а с начала.

Книга ум просветляет.

Слайд 17, 18, 19

- И, конечно, мы читали сказки! Вместе с героями преодолевали трудности, радовались победам. Мы полюбили сказочных героев,

хорошо узнали их характеры.

1)Рыжий хвостище,

Льстивый голосище,

Сама хитрища. (Лиса)

2)Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Зовут её как? Отвечай на вопрос. (Мальвина)

3)Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.

Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…  ( Гена)

Учитель

Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились!

Входит Незнайка.

Незнайка.

 Я тоже вместе с ребятами теперь знаю все буквы, все слова, даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

Учитель. 

Ну, как, ребята, послушаем?

Слушайте внимательно, и если Незнайка ошибётся, поправьте его.

Незнайка. Ну, слушайте:

На глазах у детворы

Крысу красят маляры.

Учитель. Кого-кого? Какое здесь слово должно быть?

Незнайка.

Полюбуйтесь – ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Дети. Маки!

Незнайка. Ну, подумаешь, разочек ошибся, слушайте дальше:

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом.

Дети. Надо сом, а не дом!

Незнайка.

Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Дети. Грачей.

Незнайка. 

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

- Ну, что, опять ошибка? Не может быть! А как надо?

Дети. На коне!

Незнайка. Тогда другое прочитаю, вчера выучил.

По дороге вдоль села

Мама с бочками пошла.

- Почему вы смеётесь и не хлопаете? Неужели я опять не так сказал?

Дети. С дочками.

Незнайка. 

Сели в ложку и айда

По реке туда – сюда!

Дети. В лодку!

Незнайка. Ладно. Ещё одно, слушайте!

На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок да скок!

Дети. По кочкам!

Учитель. Эх, Незнайка, стихи заучивать не так просто. И ты опять допустил ошибку. А наши ребята хорошо читают стихи.

Незнайка. Подумаешь, стихи! Вы бы песенку спели!

Учитель.  Хорошо, Незнайка, сейчас наши дети  пропоют для вас частушки. А ты послушай!

Частушки.

1. Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про наши успехи.

2. Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки.

Ёлочки – ёлочки,

Ёлочки зелёные,

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюблённые!

3. Очень я люблю учиться
И пятёрки получать,
Ну, а больше – веселиться,
Бегать, прыгать и кричать!

4.Говорят, что каждый год

Разные учебники.

Как же все их изучить?

Мы же не волшебники!

Ёлочки – ёлочки,

Ёлочки зелёные,

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюблённые!

5. Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

6. Буквы гласные мы любим

И всё больше с каждым днём.

Мы не просто их читаем -

Эти буквы мы поём!

Ёлочки – ёлочки,

Ёлочки зелёные,

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюблённые!

7. Ах ты, бабушка моя,

Снова не согласна!

Ты запомни навсегда,

Есть лишь десять гласных!

8. С Азбукой кто не в ладу,

С тем я дружбу не веду.

У меня характер крут -

Уважаю с детства труд!

Ёлочки – ёлочки,

Ёлочки зелёные,

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюблённые!

9. Почему у малышей

Мокрые реснички?

Потому что в Азбуке

Кончились странички.

10. Мы простимся с Азбукой

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Ёлочки – ёлочки,

Ёлочки зелёные,

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюблённые!

Незнайка. Молодцы, ребята! Обещаю, что я тоже обязательно выучу все буквы и научусь читать!

Учитель:

Ребята, поверим Незнайке?

Дети:

Поверим!

Учитель:

А Азбука тебе  поможет!

Азбука

Конечно, помогу! Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете.   На память об этом празднике  я хочу вручить вам медали. Помоги мне, Незнайка!

Азбука: Вот и пришла пора проститься

            И я хочу вам пожелать:

            Всегда старательно учиться,

            Всегда с охотою трудиться

            И Азбуку не забывать!

    Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся  в каждой книге, на каждой  странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.

Учитель: Спасибо Азбука, а ребята на прощание  прочтут тебе стихи.

Ученик

 Сегодня праздник необычный:

 Спасибо, азбука, тебе.

 Ты столько знаний подарила,

  Мы будем помнить о тебе.

Ученик

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

Ученик

 Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Показать новую книгу «Литературное чтение»

Учитель: На прощание споём песню «Дружба с букварём»

Азбука: Спасибо, ребята. До свидания!

Дети хором:

Спасибо, Азбука! ПРОЩАЙ!

Азбука:      В добрый путь по дороге знаний!

Читайте! Растите умными детьми! Ну, а мне пора.  До свидания!

                                                           (Уходит.)

Учитель: 

- Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Слово для поздравления предоставляется вашим родителям.

Праздник заканчивается чаепитием.