Коррекционно-развивающая среда групп компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития.

Селедкова Жанна Юрьевна

Коррекционно-развивающая среда групп компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития.

 

В группе для детей с ОВЗ мной, совместно с воспитателями группы, была создана благоприятная коррекционно-развивающей среда, повышающая эффективность коррекционно-образовательного процесса.  Развивающая среда являлась содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Коррекционно-развивающая среда, решала задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии. При организации коррекционно-развивающей среды учитывались следующие факторы:

·        структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при организации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

·        специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта детей;

·        соответствие информационного поля познавательным и коммуникативным возможностям детей;

·        обеспечение в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

·        организация поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития» для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;

·        меру доступности, целесообразности  среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций.

 

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования обеспечивала  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Предметно-пространственная среды группы была трансформируема в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Воспитанникам была обеспечена периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В пространственно-развивающей среде  группы  отражены пять образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждую область включены центры, к каждому центру для детей имеется свободный доступ.

 

 Образовательные области:

1.Художественно-эстетическое развитие.

Центр изобразительного творчества.

Цель: Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей детей.

В данном центре находятся материалы и оборудование для художественно-творческой          деятельности: рисования, лепки, аппликации.

Центр конструирования.

Цель: Развитие пространственных представлений,  конструктивного праксиса, мелкой моторики, творческого воображения.

В нем находятся материалы для строительного центра и центра автомобилистов: различные конструкторы - деревянные и пластиковые, «лего» - крупные и мелкие, пазлы,  машины, человечки (для обыгрывания различных сюжетов). Игровой материал достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием данного центра можно перемещаться в любое место группы и организовывать  игровую деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

 

 2.Социально-коммуникативное развитие.

Центр сюжетно-ролевой игры

Цель: Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре, наблюдательности, подражательности, желания действовать с элементами костюмов, имитировать действия персонажей.  Формирование основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни социума.

В данном центре находятся материалы и оборудование  для  организации сюжетно-ролевых игр. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их  «под свои игровые замыслы». Вся игровая стационарная мебель многофункциональна, может использоваться в различных сюжетно-ролевых играх. Игровой материал помещён в контейнеры с условными обозначениями.

 

3.Познавательное развитие.

Центр ознакомления с окружающим миром.

Цель: Сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явления окружающей действительности.

В данном центре размещены материалы по ознакомлению с окружающим миром согласно лексической теме недели: иллюстрации, книги, развивающие и дидактические игры, наборы сюжетных игрушек (дикие, домашние животные, животные Севера, жарких стран и т.д.).

 

Центр социального развития.

Цель: Создание условий для эмоционального здоровья детей, приобретения  детьми навыков построения отношений с окружающими людьми, социального одобряемых норм поведения.

В данном центре размещены материалы по формированию личностных концентров ребенка: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир»; портфолио детей, материалы по формированию эмоций и чувств, валеологической и экологической культуре. Материалы по патриотическому воспитанию: государственная символика, информация о родном крае, размещены материалы проектов, реализуемых в группе: «Мы живем на Урале», «С чего начинается Родина».  

 

Центр сенсорного развития.

ЦельРазвитие восприятия, создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Обогащение чувственного опыта детей и умения фиксировать его в речи.

В данном центре размещены материалы для формирования сенсорного воспитания детей:  шнуровки, различные виды мозаики, вкладыши, пазлы, дидактические  и развивающие игры из различных материалов. Спектр игр разнообразный, многофункциональный и служит для обогащения чувственного опыта детей, развития всех анализаторов.

        

Центр опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие чувственного опыта детей, представлений об окружающем мире, предметах живого и неживого мира, умения экспериментировать с различными материалами.

В данном центре имеется стол с углублениями для песка, воды, сыпучих материалов природного и растительного происхождения (песок, камешки, галька, ракушки, фасоль, желуди и т.д.). Емкости различной вместительности, подносы, совочки, лопатки и т.д. Данный центр  сочетается с экологическим, он содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями: палочки для рыхления, лейки, пульвелизатор, фартуки. 

 

4.Речевое  развитие.

Театральный  центр.

Цель: Формировать интерес к театральной деятельности, учить сопереживать героям, следить за развитием сюжета, учить передавать вербальными и невербальными средствами образы героев, имитировать их характерные действия.

В данном центре размещены различные виды театра (кукольный,  настольный, пальчиковый, перчаточный), большое количество  масок, театральных атрибутов и костюмов.

               

Книжный центр.

Цель: Формировать навыки слушания, умения обращаться с книгой, умения сопереживать героям литературных произведений, желания подражать положительным поступкам.

Центр представлен книгами различной тематики. Ежеквартально в данном центре организуются литературные выставки.

     

5. Физическое развитие.

Центр физического развития.

Цель: Развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, координированности движений, силы, выносливости.

Данный центр содержит в себе традиционное физкультурное оборудование (мячи, кегли, обручи, силомеры, кольцебросы и т.д.), и нетрадиционное, изготовленное руками родителей и педагогов (массажные дорожки из различных материалов, мешочки с песком, ленты и т.д.).