Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе речевого развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии.

Селедкова Жанна Юрьевна

 Проект «Вместе сможем всё»

 

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе речевого развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии.

 

Сотрудничество детского сада и родителей представляет одно из важнейших направлений деятельности нашего детского сада. Оно отражается в целостной системе многочисленных мероприятий: родительские собрания, консультирование родителей, дни открытых дверей, привлечение родителей к непосредственному участию в мероприятиях, планированию работы.

Участие родителей в жизни ребенка в детском саду помогает им: радоваться его успехам; установить доверительные отношения с ребенком; видеть мир глазами ребенка; научиться видеть слабые и сильные стороны своего ребенка, чтобы учитывать их; относиться к ребенку как  равному. При этом происходит одновременно личностный рост ребенка и взрослого.

Компетентностный подход в деле речевого развития детей заключается в привлечении родителей к этому процессу. Для повышения компетентности родителей в речевом развитии детей, укрепления сотрудничества семьи и детского сада,   используется метод проектов. С этой целью был разработан проект «Вместе сможем всё». Данный метод комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность,  сотрудничество взрослых и детей, учет возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции всех участников образовательного процесса, взаимосвязи педагогического процесса с социумом.

Участники проекта: учитель-дефектолог, учитель-логопед, родители воспитанников, дети, воспитатели группы, педагог-психолог. 

Цель: Формирование активной позиции родителей как соучастников речевого развития и дальнейшей социализации ребёнка со сложными дефектами в общество.

Проект рассчитан и включает в себя несколько этапов:

 

1 этап - подготовительный.

Цель- выявление потребностей и возможностей детей и родителей в речевом развитии.

Планируемый результат:

  • информированность педагогического коллектива, детей и родителей о целях и задачах речевого развития;
  • информация: о состоянии уровня речевого развития детей группы о запросах и потребностях родителей, о готовности к сотрудничеству с детским садом для совместной работы по речевому развитию детей со сложными дефектами, о наличии условий для речевого развития ребёнка;
  • модель взаимодействия с родителями по речевому развитию детей со сложными дефектами.

Основные направления деятельности:

  • изучение нормативно-правовой базы речевого развития ребёнка со сложными дефектами.
  • анализ интересов, потребностей и возможностей детей и родителей;
  • проектирование речевого развития детей, создание системы работы – рабочей программы речевого развития;
  • создание рабочей программы, поиск и подбор материала по речевному развитию детей со сложными дефектами.

 

2 этап – внедренческий

Цель – развитие необходимых условий и организация взаимодействия с родителями по речевому развитию детей со сложными дефектами.

Планируемый результат:

  • наличие организационных, информационных, мотивационных, нормативно-правовых условий;
  •  реализованная модель взаимодействия с родителями по проблеме речевого развития детей со сложными дефектами;
  •  адаптированная рабочая программа педагога, специальные индивидуальные программы развития детей группы «Светлячок»

Основные направления деятельности:

  • создание ресурсов для речевого развития детей со сложными дефектами;
  • организация процесса взаимодействия.

 

3 этап – коррекционный

Цель – коррекция системы взаимодействия в соответствии с запросами родителей и социума.

Планируемый результат:

  • Модель взаимодействия соответствующая запросам родителей и социума, учитывающая опыт данной деятельности (речевое развитие детей со сложными дефектами в ДОУ «Дюймовочка»).

Основные направления деятельности:

  • проведение различных форм взаимодействия по проблеме речевого развития детей со сложными дефектами с родителями;
  • внесение дополнений и  изменений в процесс речевого развития детей со сложными дефектами;
  • внесение дополнений и изменений в условия речевого развития детей со сложными дефектами.

 

4 этап – итоговый

Цель – подведение итогов, презентация деятельности по речевому развитию детей со сложными дефектами.

Планируемый результат:

  • информация об основных результатах деятельности по проблеме;
  •  информирование всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, представителей социума).

Основные направления дальнейшей деятельности:

  • анализ деятельности по проблеме;
  • информирование (сообщение на педсовете, педагогических чтениях города, областной конференции и  проведение дня открытых дверей).

     Реализация проекта осуществляется в соответствии с разработанной моделью  взаимодействия педагогов, родителей, детей. Данная уровневая модель обеспечивала активное участие родителей в планировании и организации деятельности по речевому развитию детей. Согласно модели были выделены следующие уровни включения родителей в образовательный процесс:

       1-й уровень – родители посещают различные мероприятия, досуги, праздники, развлечения, вступают в диалог с учителем-логопедом.

       2-й уровень – родители знакомятся с особенностями современного воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, участвуют в работе круглых столов, в работе родительского актива, поддерживают творческие начинания детей, опираясь на их личностные особенности.

      3-й уровень – активно принимают участие в организации круглых столов, активно включаются в детский проект, принимают помощь педагогов, методистов, психологов в изучении личности своего ребенка, в выявлении его индивидуальных задатков.

Важнейшим условием включенности родителей является их педагогическое просвещение в речевом развитии ребенка со сложными дефектами.

      Содержание просветительской работы с родителями предусматривает:

  • создание позитивной мотивации родителей к участию в активной речевой деятельности их детей, к продуктивному взаимодействию;
  • изучение своих возможностей и способов достижения целей в речевом образовании своего ребенка;
  • обучение способам участия родителей в проектировочной деятельности (эмоциональная поддержка деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, практическая, материальная, информационная, психологическая  помощь в реализации проекта, содействие педагогу в выявлении и решении проблем
  • изучение форм и способов отслеживания развития своего ребенка

Ожидаемый результат:

Сформированность активной позиции родителей, как соучастников речевого развития  детей  и  дальнейшей социализации ребёнка со сложным дефектом развития в общество.