Для вас, родители группы "Непоседы".

Кулагина Мария Константиновна

Уважаемые родители! Эта страничка для Вас.

 Она создана для того что бы помочь вам разобраться в вопросах развития, воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

Здесь размещена информация об возрастных особенностях детей с нарушениями зрения, даны практические советы по сохранению и укреплению зрения ваших детишек, профелактике зрительных нарушений,  подобран материал который поможет вам самостоятельно развивать зрительное восприятие ребят, формировать реалистические представления об окружающих предметах.

Дополнительную информацию вы можите найти на странице сайта МАДОУ детский сад № 5 г. Балаково перейдя по ссылке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные и индивидуальные особенности  развития детей 5-6 лет  с нарушением зрения

Безопасность. В силу зрительных нарушений уделяется огромное значение формированию и развитию навыков ориентировки в пространстве, дети учатся определять местоположение предметов по схемам, по памяти, на ощупь.

Восприятие. Часто зрительные представления искажены.

Внимание. Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости.

Память. Наиболее уязвимыми оказываются процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий дошкольников с нарушением зрения. 

Речь. В условиях зрительно – сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.

Речь - мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность создавать новые, способствует расширению кругозора детей. 

Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами познания.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы: неправильное произношение свистящих и шипящих звуков), (ламбдацизмы: неправильное произношение звука «Л»), (ротоцизмы: неправильное произношение звука«Р»), встречаются в два раза чаще, чем в норме. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

Мыслительные процессы. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка.

Особенности физического развития детей с нарушением зрения. Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве. Сложности зрительно – пространственного восприятия у детей с нарушением зрения обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е нарушена стереоскопическая информация. С этим связана некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других двигательных актов.

У детей с нарушением зрения из – за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Для детей характерна волнообразность в ходьбе. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью.

Ещё большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству, это связано с тем. Что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создаёт плоскостное восприятие пространства.

Во всех видах ходьбы у детей с нарушением зрения наблюдается неправильная постановка стоп.

Особенности двигательной подготовленности детей с нарушением зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа.

Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в дину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Как правило, допускаются во всех фазах (толчке, полёте, приземлении) выполнения движения. В процессе прыжка ребёнку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль за своими движениями. В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из – за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. Специфика движений у детей проявляется в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также уровень зрительного контроля за движением. Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений рук и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек. При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряжённость ног, причём ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют позу перед метанием. Отсутствие прослеживания взором полёта мяча вызывает произвольность его при падении, что в значительной мере обуславливает низкие количественные показатели при метании у детей с нарушением зрения. Метание правой и левой рукой вдаль характеризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взора выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.

Таки образом, движения с мячом показывают, что дети испытывают трудности в координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев.

Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и неточностью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.

Самообслуживание. У детей с патологией зрения снижен контроль над качеством одевания, умывания, причёсывания волос, снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполнения работы. Речь бедна формулировками, которые представляли бы качественный анализ труда.

Музыкальное развитие. В процессе слухового восприятия музыки и звука также наблюдаются определённые трудности. Психическое развитие дошкольников с нарушением зрения тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое даёт возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни. У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно беднее запас как зрительных, так и слуховых представлений.

Особенности взаимодействия и общения. Дети начинают понимать свое отличие от нормально видящих. Уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив, у них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту, что затрудняет контакт с другими людьми. Нарушения зрительного восприятия приводят к своеобразию понимания эмоционального состояния партнера, затрудняют восприятие его внешности, ограничивают возможности получения информации о внешнем облике человека.

Дошкольники с патологией зрения хуже владеют невербальными средствами общения, они практически не используют выразительные движения, жесты, мимику. Таким образом, речь для них служит самым важным средством общения, так как невербальные проявления характера, настроения, эмоционального состояния они улавливают с трудом.

Изобразительная деятельность. Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно – практических заданий имеет свои специфические особенности. Из – за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Такие виды деятельности как рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно – двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки.



Предварительный просмотр:

Советы учителя-дефектолога.

Несколько советов, как можно приучить ребенка носить очки: http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=bc1b0c948af996d&mb=imgdb_preview_343

  • Очки должны быть удобными и соответствовать конфигурации и размерам лица. Очки не должны давить на виски и переносицу, иначе у ребенка может появиться головная боль.
  • Чтобы очки хорошо держались - заушники должны быть закругленными.
  • Прикрепите к заушникам резиночку, тогда ребенок не сможет сбросить очки на пол.
    Правила обращения с очками: http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1dktNKFXXXXcwXVXXq6xXFXXXc/2016-Brand-New-Children-Car-Glasses-Case-font-b-Box-b-font-Cute-Glasses-Bag-Baby.jpg
  • Учите хранить очки только в футляре, следить за чистотой очков.
  • Учите детей снимать и одевать очки двумя руками.
  • Приучайте детей не бросать очки, класть очки на стол  или другие поверхности стеклами вверх.

Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и на занятиях при рассматривании удаленных предметов. На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать.

Что необходимо знать:
При миопии: желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста.
При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления), рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.
При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом.
Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.
При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе.



Предварительный просмотр:

КАКИЕ   ИГРЫ   СПОСОБСТВУЮТ   РАЗВИТИЮ   ЗРЕНИЯ.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.

Как можно организовать игру:

  • Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро».
  • Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.
  •  Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций.
  • Позвольте себе ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах.
  • В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов «домашних игр»:

  Прищепки.
   Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем

прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.

   Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

 Пуговицы.
  Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Игра развивает зрительное внимание, восприятие.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Игра развивает зрительное внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная - белая-красная -  белая. Предложите ребенку продолжить ряд. Игра развивает внимание, мышление.
     "Сравни картинки"

     Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

     "Раскрась вторую половинку"

     Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

   "Фигурные таблицы"

     Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

     Это упражнение развивает способность переключать внимание.

  "Где, чей домик?"

     Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

     Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание. 



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬН ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

 

1.Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса).

    1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

    2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

    3. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

 2. Упражнения на укрепление наружных мышц глаза.

    1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с   пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить! 0-12 раз).

    2. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

    3. Частое моргание в течение 20 секунд.

 3. Упражнения для улучшения циркуляции крови в органе зрения.

 1.     Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз.

2.     Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом 7-10 секунд.

3.     Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

4.     Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

5.     Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.

6.     Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6-8 раз.

 4.     Зрительная гимнастика в стихах.

           Раз – налево, два – направо,

          Три – наверх, четыре – вниз.

          А теперь по кругу смотрим,

          Чтобы лучше видеть мир.

          Взгляд направим ближе, дальше

          Тренируя мышцы глаз.

          Видеть скоро будем лучше,

          Убедитесь вы сейчас!

          А теперь нажмем немного

          Точки возле наших глаз.

          Сил дадим им много-много,

          Чтоб усилить в тыщу раз!

 



Предварительный просмотр:

Что нужно знать о заболеваниях глаз.

Наиболее распространенные дефекты зрения у детей:

Косоглазие

Близорукость

Дальнозоркость

Амблиопия

Зачастую дефекты зрения у детей обнаруживает врач-окулист при осмотре. Ребенок редко жалуется на плохое зрение, поскольку ему не приходит в голову, что у него что-то не в порядке, даже если есть серьезные нарушения. Поэтому обычно слабое зрение обнаруживается у детей в начальных классах школы, впоследствии продолжая ухудшаться в результате напряжения и переутомления.

Поэтому очень важно, вовремя показать малыша врачу офтальмологу, если заметите следующие признаки:

У ребенка часто бывают покрасневшие глаза, он избегает смотреть на свет.

Глаза часто слезятся, есть выделения

Ребенок часто жмурится.

Ребенок часто склоняет голову набок рассматривает предметы или картинки с очень близкого расстояния

У ребенка часто болит голова

При одинаковом освещении ребенок по-разному воспринимает цвета и размер игрушек

Косоглазие даже если оно едва заметно или проявляется время от времени.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Ниже перечислены книги, статьи и видеоролики могут быть вам полезны.

Перечень книг:

  1. Юлия Борисовна Гипенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  2. Виленин Исаакович Гарбузов «Советы психотерапевта. Воспитание ребенка в семье»
  3. Алла Исааковна Баркан «Плохие привычки у хороших детей»
  4. Алла Исааковна Баркан «Его величество ребенок»
  5. Алла Исааковна Баркан «Ультрасовременный ребенок»
  6. Владимир Львович Леви «Нестандартный ребенок»
  7. Елизавета Николаевна Водовозова «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявление
    сознания до восьмилетнего возраста»
  8. Георгий Маркович Науменко «Народная мудрость и знания о ребенке»
  9. Василий Александрович Сухомлинский «Мудрость родительской любви»

  1. Мария Андреева «Сто секретов воспитания детей»
  2. Надежда Михайловна Метенова «Родителям о детях»
  3. Надежда Михайловна Метенова «Родительские собрания. Часть 1»
  4. Надежда Михайловна Метенова «Родительские собрания. Часть 2»

Видеоролики в Интернет

  1. Н.М. Метенова. Ужасы раннего развития https://www.youtube.com/watch?v=GD3 TdLXOVA
  2. Н.М. Метенова. Я кричу на ребенка. Как воспитывать без крика?
    https://www.voufabe.com/watch?v=8txHtvb4zZs&t=33s
  3. Н.М. Метенова. Конфликт в семье (трогательный момент)
    https://www.voutube.com/watch?v=ocPSL 4ZWPA
  4. Н.М. Метенова. Если ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?
    https://^^a^гw.voutube.com/watch?v=hennU•w6xKdo&t=3;2s
  5. М.М. Безруких. О вреде раннего чтения https://www.youtube.com/watch?v=VZwwP4HxZ2Y
  6. М.М. Безруких. Оценка готовности к школе https://www.youtube.com/watch?v=3Ym_mCrExaA ■
  7. Р. Гандапас. Как воспитать из ребенка лидера https://www.youtube.com/watch?v=kTlW_iiNf4A
  8. Передача Михаила Лабковского «Взрослым о взрослых»
    http://www.silver.rWproCTarrms/vzros
  9. Ш. Амонашвили и В. Довгань. Гуманная Педагогика. Воспитание
    fleTefi
    https;//www.voutube.com/watch?v=lVvdtl01OS0
  10. Захар Прилепин. Лекция о счастливой семье ht1ps://www.voutube.com/watch?v=oDfLarL8SzO
  11. Шалва Амонашвили. Как погасить агрессию у ребенка
    https://www.voutube.com/watch?v=Y05pnOixbGE
  12. Ю. Гиппенрейтер. Школа злословия https://www.youtube.com/watch?v=qteXhpGtLyg
  13. Канал Просвещение. Семейные ценности «Современноеродительство»
    https://www.voutube.com/watch?v=PTDT3IWbUKc
  14. Канал Просвещение. Семейные ценности «Как подготовить ребенка к школе»
    https://www.voutube.com/watch?v=GX9uvtBPZOE

Статьи в Интернет

1.Н.М. Метенова. Раннее развитие http://fommroditelev.ru/viewtopic.php?t=6442

  1. Сайт психолога М. Лабковского http://labkovskiy.ru/
  2. Д. Зицер. Журнал Сноб. А поговорить? https://snob.m/profile/29563/blog/108466
  3. А.В. Семенович. Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития ппр://п!е-

tov.ru/?p=163


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители дошколят.

Если у вашего ребенка нарушение зрения, он носит очки, то мой совет будет вам полезен.

Охрана зрения - система профилактических и гигиенических мероприятий, поддерживающих и облегчающих работу зрительной системы с целью предупреждения  зрительного утомления и как следствие - снижения зрительных функций.

Восстановлению нормального зрения естественным путем, а также профилактике глазных заболеваний способствует зрительная гимнастика. Авторами разных комплексов зрительной гимнастики являются М,С. Норбеков, Э.С. Аветисов, Г.Г. Демирчоглян и др.

Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу только в том случае, если выполняются правильно, регулярно и длительно. Их цель: с одной стороны, включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении каких-либо трудовых операций, и, с другой - расслабить те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка. Этим самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.

Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день, Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

 А самое главное не только выполнять эти комплексы с детьми, а научить выполнять их самостоятельно.

Комплекс 1. Упражнения для улучшения зрения.

  • «Тик-так»: горизонтальные движения глаз: вправо-влево,
  • Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз,
  • Круговые вращения глазами: по часовой стрелке и против неё,
  • «Зажмурились»: интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе,
  •  Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол комнаты, затем по
    прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  • Сведение глаз к носу: к переносице поднести указательный палец, посмотреть на него -
    глаза легко "соединятся" (противопоказано дая имеющих сходящееся косоглазие).
  • «Поморгали»; частое моргание глазами.
  • Работа глаз "на расстоянии": стоя у окна» внимательно посмотреть на близко
    расположенный предмет, хорошо видимую деталь: например, ветку дерева, растущего за
    окном, на царапину на стекле. Затем перевести взгляд на «метку» (маленький кружок из
    бумаги, наклеенный на стекле), Попеременно переводить взгляд с предметов вблизи на
    предметы, максимально удаленные.

Комплекс 2. Гимнастика для усталых глаз.

  • Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы щей, лица,
    головы. Задержите дыхание на 2»3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз,
  • Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми
    движениями - от носа к вискам.
  • Закройте глаза, расслабьте брови. Вращение глазными яблоками слева направо и справа налево, Повторить 10 раз.

•        Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз,




Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям дошкольников.

   Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.

     Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

      Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего рёбёнка можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

     Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка.

     

       Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как видит ваш ребенок ?

Слайд 2

Совершенное зрение - у вас нету никаких проблем со зрением и вы видите мир таким, как на картинке внизу. Далекие горы, стулья вблизи и остальные предметы находятся в фокусе.

Слайд 3

Дальнозоркость Дальнозоркие люди видят горы и лесистый ландшафт в фокусе, но стулья и трава, находящиеся вблизи, кажутся расплывчатыми.

Слайд 4

Близорукость Близорукие люди видят горы и лесистый ландшафт расплывчато, а близкие предметы, как стулья и траву, в фокусе.

Слайд 5

Астигматизм Последнее по счету, но не по важности, расстройство зрения со сложным названием. Если Вы страдаете от астигматизма, Вы практически все будете видеть расплывчатым. Ни далекие, ни близкие предметы не окажутся в фокусе

Слайд 6

Т аким образом зрение - прекраснейший дар природы, позволяющий познавать и видеть окружающий мир . 90% всей информации об окружающем человек получает с помощью органов зрения.

Слайд 7

АМБЛИОПИЯ Понижение остроты зрения без видимых органических изменений зрительного анализатора. АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА Воспаление, отек, сдавление, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или питающих его сосудов . Помутнение хрусталика Болезни органа зрения у детей КАТАРАКТА .

Слайд 8

КОСОГЛАЗИЕ . Отклонение одной из зрительных осей от совместной точки фиксации с нарушением бинокулярного зрения. По характеру отклонения косоглазие бывает: Сходящееся – глаз направлен к переносице Расходящееся – глаз направлен к виску Вертикальное – глаз направлен либо вниз, либо вверх Смешанное – сочетает в себе признаки нескольких форм

Слайд 9

Нарушение бинокулярного зрения при косоглазие

Слайд 10

АСТИГМАТИЗМ часто встречающееся заболевание глаз, при котором происходит изменение правильной формы роговицы глаза, что ведет к исчезновению фокуса и, как следствие, к нарушению зрения.

Слайд 12

Близорукость или миопия при ней человек плохо различает предметы вдали.

Слайд 14

Дальнозоркость или гиперметропия: это неспособность отчетливо видеть предметы на близком расстоянии .

Слайд 16

Дальтонизм – нарушение цветового зрения, неспособность различать красный и зеленый цвета В результате дальтонизма дети не получают необходимой информации, что впоследствии оказывает влияние на их развитие. Но это еще не самое страшное, ведь ребенок, который страдает такой формой дальтонизма как дейтеранопия (слепота на красный цвет) может элементарно перепутать цвет сигнала светофора и попасть под машину. Дальтонизм у детей, достаточно сложен в диагностике, в связи с тем, что возраст, в котором дети начинают осмысленно называть цвета, это примерно 3-4 года. А для того, чтобы закрепить навыки определения цвета необходимо диагностировать заболевания до этого возраста. Это можно сделать, лишь наблюдая за ребенком. Определить дальтонизм у детей в раннем возрасте можно по таким признакам как: рисование травы, неба, воды, солнца цветами отличными от реальных цветов .

Слайд 17

Профилактика глазных нарушений Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу, а отдыхают они лишь во время сна. От того, как соблюдаются правила гигиены, учитываются сохранные возможности глаза зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее. Профилактические мероприятия: Соблюдение зрительных нагрузок (освещенность помещения, длительность зрительных нагрузок) Качество дидактического материала (цвет, величина игр и игрушек) Своевременное снятие напряжения с глазной мышцы (зрительные гимнастики) Закрепление результатов лечения (ношение очков, игры в период лечения)

Слайд 18

Значение проведения упражнений для глаз Тренируют мышцы, управляющие движениями глаз Активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода Хорошо снимают умственное утомление

Слайд 19

Условия проведения зрительной гимнастики . 1 . Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы , если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. 2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день. 3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Слайд 20

Зрительные гимнастики

Слайд 21

Релаксационный комплекс Аутотренинг Бесконтактное прогревание Пальминг Пальцевый самомассаж

Слайд 22

Динамический комплекс Плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз). Быстро моргать в течение 1-2 мин. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, по часовой стрелке, против нее. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа.

Слайд 24

Здоровье ваших детей в ваших руках.

Слайд 25

Этапы офтальмологического лечения I этап – плеоптический: повышение остроты зрения до возрастной нормы (пристальное рассматривание и перцептивные действия с мелкими предметами) II этап – ортоптический: устранение косоглазия, тренировка аккомодации и глазодвигательных мышц (тренировка аккомодации, развитие глазодвигательных функций) III этап – диплоптический: восстановление бинокулярного слияния (выполнение соотносящих практических действий, развитие глазомерной оценки)

Слайд 26

Коррекционные упражнения на плеоптическом этапе лечения сортировка семян, косточек и др. группировка вокруг образца классификация по заданным признакам рассматривание предметов, изображений, цветных слайдов подбор парных картинок обнаружение ошибок в рисунках рассматривание через цветные фильтры, полупрозрачную бумагу упражнения с использованием электрифицированных игрушек составление целого из частей (картинки, паззлы) плетение ковриков игры с мозаиками, мелкими предметами обводка трафаретов по внутреннему и внешнему контуру

Слайд 27

Составление целого из частей Магнитная мозаика

Слайд 28

«Сортировка» Обводка по трафарету

Слайд 30

Картинка в аппарате синоптофор Игры на подготовку к лечению на синоптофоре

Слайд 31

Здоровье ваших детей в ваших руках.



Предварительный просмотр:

«Как воспитывать ребёнка с нарушением зрения дома, в семье».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».

В настоящее время из года в год всё больше и больше растёт количество детей, имеющих нарушения зрения. Перед многими родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же заниматься с ребенком дома? Чем и как ему помочь?

Родителям нужно научиться объективно оценивать возможности своего ребёнка – кстати, они не так уж малы. Большое значение для коррекции зрения детей имеет правильная организация жизни, занятий в домашних условиях.

Эмоциональное общение с мамой и папой, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка необычайно важны для ребёнка с нарушением зрения. В тоже время не стоит чрезмерно опекать ребёнка, предупреждать любое его желание. Это может привести к тому, что ребёнок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда же возможности ребёнка переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить — результат аналогичен предыдущему: ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

 

Побольше общайтесь с ребёнком. Следите за тем, чтобы любое употребляемое вами слово было связано с конкретным предметом или явлением, обязательно объясняйте значение каждого слова. Во многих случаях нарушение зрения ограничивает возможности малыша подражать действиям взрослого, поэтому он не может самостоятельно усвоить многие навыки. Постарайтесь выработать у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности, например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Не только сами проговаривайте все свои совместные с ребёнком действия, но постепенно учите этому и малыша. Навыки, приобретённые путём неоднократных повторений, автоматизируются – это даёт ребёнку возможность выполнять их самостоятельно. Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретает ребёнок, чем больше узнаёт он о предметах и явлениях окружающего мира в дошкольном возрасте, тем легче будет ему адаптироваться к новым условиям и требованиям будущей школьной жизни.

У слабовидящих дошкольников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает замедленнее и с значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами. Для организации обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве большое место следует отвести специальным дидактическим играм и упражнениям. Родители, желающие оказать помощь своим детям могут проводить такие игры в условиях семьи.

Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:

  • взрослому необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения ребенком процесса выполнения действий;
  • необходимо использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;
  • важно обеспечить переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя ребенку все больше самостоятельности.

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрения и весьма полезно, но под контролем взрослых. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними. Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: Бильярд, Футбол, Хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними, развивать глазомер

Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса. Обращайте внимание ребенка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи передать свое настроение, отношение к тому, с кем общаешься, к поступкам этого человека. Объясните ребенку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае. Продемонстрируйте это ребенку.

Учите своего ребенка вести себя дома, в гостях, в общественных местах в соответствии с этическими нормами: не быть назойливым при общении с окружающими, внимательно, не перебивая слушать других, спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее тебе, возвращать на место те предметы, которые брал, благодарить окружающих за помощь и т.д.

Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.

Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях.

«Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» — спросите вы.

Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать, просто обратить внимание ребенка.

Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» — кефир, творог, сметана.

На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты».

Сегодня у вас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или «Что лишнее?», или «Найди отличия».

Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты»«Кто найдет больше диких зверей».

Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет»«Из чего состоит предмет?»«Назови части» и т. д.

Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность.

Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.

Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.

Предлагайте ребёнку делать только то, что он на данном этапе своего развития он в состоянии выполнить. Если ребёнок отказывается от выполнения ваших заданий, не стоит заставлять его. Постепенно подводите его к выполнению действий, настраивайте. Заинтересовывать ребёнка, активизировать его внимание и желание поможет игровая ситуация, использование любимых игрушек ("Мишка тоже будет делать это", "Собачка поиграет вместе с нами" и т.д.).

Если вы хотите улучшить зрение ребёнка, то подберите ему соответствующие игры и игрушки. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится и движется; полезны любые игры с использованием мяча; целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению.

Учтите: дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра или занятий дошкольника не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения — 2,0 — 5,5 м от экрана телевизора и 40 см от монитора компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.

Приобрести навыки поведения в повседневной жизни детям с нарушениями зрения помогут следующие рекомендации:

  • Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к лечению, которое весьма продолжительно.
  • Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
  • Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
  • Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.

Наши дети требуют большей заботы, большего внимания, большего терпения, большей любви!

Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.