Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки».

Цель программы:  Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к  математике и желания творчески применять полученные знания на практике посредством материалов учебно-методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетноедошкольное образовательноеучреждение

«Детский сад им.Ю.А.Гагарина»

        

                ПРИНЯТО

        педагогическим советом                          

        протокол № 1

        от « 29 » августа  2018 г.

C:\Documents and Settings\LUZER.ADMIN\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\печать.jpg

Рабочая программа

дополнительного образования

по формированию элементарных математических представлений

«Математические ступеньки»

Автор-составитель:воспитатель

МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»

А.В.Панюшкина

Гагарин

 2018 – 2019

Содержание.

1. Пояснительная записка.

 2.        Цели и задачи

3. Продолжительность реализации программы

4. Режим реализации программы

5. Формы и методы

6. Дидактический материал и техническое оснащение  

      7. Форма подведения итогов  кружка

      8. Разделы программы кружка

9 .Ожидаемые результаты

10. Учебный план кружка

      11. Литература.

12. Приложение №1

13. Приложение №2

Пояснительная записка.

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание,

тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает настойчивость и

 упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика окружает нас повсюду: повторяющийся орнамент на фасаде здания, смена дня и ночи, ежегодное празднование дня рождения и Нового года. Весь мир — это живое доказательство математических теорем и закономерностей. Дети прирожденные математики, получающие первичный математический опыт сразу после рождения. Взрослые должны помочь им перевести этот опыт на язык цифр, чисел, форм, измерений. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления,  памяти, речи, воображения, эмоций, формирует  настойчивость,  терпение,  творческий  потенциал  личности.  Потенциал педагога  дошкольного  учреждения  состоит  не  в  передаче  тех  или  иных математических знаний и навыков,  а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка  Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное  познать  радость  при  преодолении  трудностей. Следовательно,  одной  из наиболее  важных  задач  педагогов  ДОУ  является  развитие  у  ребенка  интереса  к  математике в дошкольном возрасте.

Особенность работы кружка «Математические ступеньки»  заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Игровая форма заданий и отличные игровые материалы  гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий, большой выбор игр и их вариантов. Материал построен по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект. Тщательно проработана система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий. Дети имеют возможность «прожить» математическое содержание эмоционально, через деятельность, через взаимодействие и игру. Игры и задания пробуждают любопытство, стремление к постановке новых вопросов, активизируют интерес к взаимосвязям, вызывают радость открытия.  Работа в кружке дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость

Данная программа составлена в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»,  а также с программа математического развития «Мате:плюс. Математика в детском саду» (авт. Стародубцева Е.А.).

Использование в  работе кружка программы  Мате:плюс® дает  устойчивые базовые знания по всем разделам математического содержания, необходимые для обучения в начальной школе; освоение математических представлений в игре, раскрывающей и повышающей их привлекательность;  радость открытий, поддержка и стимулирование внутренней познавательной мотивации и познавательной активности; индивидуальный подход к каждому, дающий в результате качественный рост компетентностей и чувство самоэффективности у детей с разными возможностями; уверенность взрослого в собственной педагогической компетентности благодаря ясным рекомендациям, инструкциям и рабочим материалам.

2. Цель программы:  Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к  математике и желания творчески применять полученные знания на практике посредством материалов учебно-методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».

Задачи программы:

  • Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  • Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
  • Развивать произвольное внимание, память.
  • Развивать интеллектуальный, эмоциональный, социально-личностный компонент.
  • Развивать у детей способности применять математические знания и умения в практических ситуациях повседневной жизни и в различных видах образовательной деятельности, в том числе в других образовательных областях.
  • Расширять спектр дополнительных услуг.
  • Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
  • Воспитывать у детей навыки сотрудничества, взаимодействия, умение подчинять свои интересы определенным правилам.

3. Продолжительность реализации программы:1 год.

4. Режим реализации программы:

Программа реализуется на занятиях кружка «Математические ступеньки».

Занятия кружка проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет 30 минут. Ориентировочный состав группы – 25 человек. Занятия разделены на подгруппы по 10-12 человек. Продолжительность занятия с одной подгруппой – 30 мин.  Занятия проводятся один раз в неделю – четверг, во второй половине дня.

Большую часть программы составляют практические занятия. Во время проведения занятия, по мере необходимости, проводится физкультминутка.

5. Формы и методы

 Формы: коллективная, подгрупповая.

Методы: словесный (объяснение, беседа, диалог, рассказ). наглядный (показ с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий), игровой (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы), практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции.), поддержка ребенка в ситуации неудачи, демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений., создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи.

6. Форма подведения итогов  кружка: квест – игра: «В мире математики»

7. Материально-техническое обеспечение:

1. Центр  математического развития «В мире математики».

2. Карточки для самостоятельной деятельности детей.

На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.

3. Математические тетради.

Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи. В тетрадях и на карточках для детей, в верхнем углу имеются условные обозначения, которые подсказывают ребёнку: что он должен попросить педагога дать пояснения к заданию; от педагога требуется помощь или наблюдение; буква «м» означает, что задание можно выполнить много раз. Это позволит проследить его успехи в развитии; зеркало - означает, что речь идёт о зеркальном отображении объекта или картинки.

4. Карточки.

В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.

5. Подставки.

Подставки для карточек предназначены для того, чтобы ребёнок мог поставить карточки перед собой, это позволяет ему во время игры держать у себя перед глазами карточку, при этом остальным игрокам она не видна.

6. Сюжетные игровые поля. (4 поля)

На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.

7. Игровое поле. (2 поля)

Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.

8.Медведи.

В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку. В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше.  

9.Деревянное табло (кубики синие и красные).

Деревянное табло,  размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков, общее число остаётся неизменным.

10.Кубики для строительства. (деревянные кубики).

Кубики для строительства предназначены, для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей. Можно построить конструкцию под диктовку партнёра или педагога, на пример: поставь кубик за, на, справа, слева от другого кубика. Строить фигуры по образцу карточки «конструкции из кубиков». Если  ребёнок,  построив конструкцию, ошибся, то для него будет полезно обойти конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.  

11.Мозаичные кубики  (красные, жёлтые).

Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры.  

12.Волчок и кубики.

В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т.е. раскрашивать самыми разными способами и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом,  у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок.  

13.Штампы.

В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.

14.Трафареты.

С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры. Создавать самые разные узоры в разной последовательности.  

          15.Мешочек для тактильных игр.        

          Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь, не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.

16.Фишки (круги синие, красные).

Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: положи 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т.д.

17.Тубы.

Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют прозрачные тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества.  

18. Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай».

служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой?  

19. Зеркало безопасное на подставке.

С помощью которого,  дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.

20. Цветные геометрические фигуры.

Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше.

21 . Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур:  комплект геометрических фигур;  геометрические конструкторы: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;  математические планшеты Геометрик, цветные резиночки.

8. Разделы программы кружка:

  1. Пространство и форма
  2. Структуры, закономерности, узоры
  3. Величины и измерения
  4. Данные, частота, вероятность
  5. Множества, числа, операции

.

9. Ожидаемые результаты:

В  результате  работы по данной  программе с использованием учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду  у детей сформируются  представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом. Дети будут экспериментировать с основными геометрическими формами; играя с кубиками  и зеркалами, создавая узоры, будут исследовать закономерности и симметрию.  В увлекательных играх они освоят числовой ряд и научатся сопоставлять числа и количество, получат первые представления о вероятности, будут писать цифры. Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети осваивали все новое с удовольствием и в любимой ими форме — прежде всего в игре.

Перспективный план работы

кружка 

«Математические ступеньки».

Месяц

Содержание

Цели

Сентябрь

«Логические цепочки»

«Медведи»

«Продолжи закономерность»

«Найди предмет такой же формы»

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • закрепление представлений о числовом отрезке.
  • развитие зрительной памяти, умения моделировать. Развитие логического мышления.
  • закрепление пространственных отношений: на, под, над.
  • соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
  • Стр.40-43

Октябрь

«Танграммы»

«Четвертый лишний»

«Зеркало безопасное с подставками»

«Геометрические фигуры»

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • формирование умения выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
  • закрепление пространственных отношений: справа, слева.
  • формирование пространственного мышления, формирование навыков зеркальной симметрии.
  • закрепление умений составлять композицию  из геометрических фигур, правильно расположив её на листе, закрепление знаний о геометрических фигурах.
  • Стр.71-74

Ноябрь

«Медведи»

«Тубы»

«Трафареты»

Кубики для строительства. (деревянные кубики)

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • формирование умения сравнивать группы предметов; закрепление представления о порядке увеличения и уменьшения размеров, развитие памяти, логического мышления.
  • формирование умения сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте используют прозрачные тубы. Происходит прямое сравнение, без определения количества,
  •  формирование умения аккуратно рисовать фигуры. Создавая самые разные узоры в разной последовательности.  
  • развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца; развитие пространственного воображения у детей. развитие  трехмерного восприятия.
  • Стр.80-86

Декабрь

Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай»

Цифровые пазлы. Игровое упражнение «Нарисуй, как я», «Продолжи рисунок»

Фишки (круги синие, красные)

 Сюжетные игровые поля. (поле№1)

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • формирование умения разложения числа и развития понимания части и целого. ( В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой)
  • формирование умения соотносить число и количество предметов, рисовать в клеточках. Развитие умения концентрировать внимания и глазомера.
  • выкладывание заданного количества фишек, выполнение различных действий с фишками.
  • Стр.50-54

Январь

«Волшебные монетки»

«Штампы»

Деревянное табло (кубики синие и красные)

Сюжетные игровые поля

(поле №2)

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • закрепление знаний детей о деньгах, их назначение.
  • формирование умения печатать цифры в прямой и обратной последовательности, располагая на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.
  • формирование у детей представления о составе числа.
  • Стр.18-22

Февраль

«Решение  логических задач»          

«Волчок и кубики»

Мозаичные кубики  (красные, жёлтые)»

Игровое поле(поле№1)

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение.)
  • развитие представления о вероятности,  изучения вероятности, развитие понимания связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок.  
  • карточки с кубиками для развития пространственных представлений и изучения симметрии, создание и копирование узоров  и трехмерных конструкций.
  • Стр. 25-30

Март

«Колумбово яйцо» (составление фигур птиц)

«Волшебный круг»

Математические планшеты Геометрик, цветные резиночки.

Сюжетные игровые поля

(поле №3)

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • закрепление умения составлять фигуру-силуэт по образцу и замыслу, знания о трапеции и ромбе.
  • формирование умения деления составляемого предмета на части, а также поиску способов соединения одной части с другой; развитие образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий.
  • закрепление умения выкладывать изображение на плоскости различных фигур, букв и цифр, знакомится с понятиями площади, периметра, угла, равных и подобных фигур, симметрии, учится счету, ориентации на плоскости, понятиям направления "справа, слева, вверху, внизу" ,системой координат и т.д

Апрель

Решение логических задач на поиск недостающих фигур.

Сюжетные игровые поля

( поле№4)

Игровое поле( поле№2)

«Танграммы»(морские обитатели»

Работа в тетради « Мате: плюс Математика в детском саду» часть №2

  • формирование умения выбирать путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали недостающую из 6 предложенных фигур.
  • формирование умения выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
  • Стр.44-49

Май

«Штампы»

«Трафареты»

Математический досуг.

 Квест – игра: «В мире математики»

  • формирование умения печатать цифры в прямой и обратной последовательности, Располагая на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников
  • формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования. Формирование  умения ориентироваться на листе бумаги, выбирая композиционное решение;
  • формирование умения аккуратно рисовать фигуры. Создавая самые разные узоры в разной последовательности.  
  • закрепление математических знаний, умений, навыков. Развитие сообразительности, смекалки, умение делать умозаключения.  

Литература

1. В. Волина. Праздник числа. - М.; Знание, 1993.

2. Л. Г. Петерсон, Кочемасова Е. Е. Игралочка (2части). - М. ;издательство «Ювента», 2011.

3. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

4. Колесникова Е. В. Математика для детей. - М. ; ТЦ Сфера, 2007.

5.Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированиюэлементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез, 2009.

6. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М.Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.

7. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. ; Мозаика-Синтез,2000.

8. Фалькович Т. А., Барыякина Л. П. Формирование математических представлений. -М. ; Вако, 2005.

      9. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

     10.А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.