Обобщение инновационного педагогического опыта

Тарабрина Татьяна Борисовна

Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством применения инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tarabrina_inf.-karta.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение инновационного педагогического опыта

Ф.И.О.

Тарабрина Татьяна Борисовна

Учреждение

МБОУ «Оборонинская СОШ.» р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области ул. Школьная д.8 ,  телефон ОУ 3-15-32

E-mail mouoborona@mail.ru

Должность

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

34 года

1. Тема инновационного педагогического опыта

Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством применения инновационных технологий.

2. Источник изменений

  •  «Источником изменений» являются противоречия между новыми требованиями к содержанию и форме образовательного процесса и устаревшим методическим и педагогическим инструментарием;

  • между старой методикой преподавания предметов, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;

  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы.

3. Идея изменений

  • Современное общество предъявляет  к  образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать обучающимся прочные знания, но и  вооружать необходимыми в жизни умениями и навыками, воспитывать в каждом ребенке человека со сформированным самосознанием, активной жизненной позицией;
  • использование современных образовательных технологий   обладает огромным потенциалом для развития познавательной компетенции учащихся, создает условия для  самостоятельного поиска необходимой информации, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата;
  •  данный опыт принесёт  положительные результаты при условии использовании  ИКТ, интерактивной доски, технологии индивидуального обучения, мультимедийные технологии, организация проектной деятельности, выхода в сеть Интернет, умении учителя  пользоваться различными компьютерными программами, электронными образовательными ресурсами и активном их применении на уроках, во внеурочной деятельности и для  самостоятельного самообразования учителя и учащихся

4. Концепция изменений:     

         Обеспечение условий для формирования познавательной  компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством наиболее эффективных инновационных образовательных технологий создаст условия для развития творческих и самостоятельных навыков обучающихся.  

Актуальность

        Одним из приоритетных направлений этого процесса является    внедрение  средств  новых информационных технологий в систему образования. Их использование  постепенно влияет на    изменение  содержания  и  структуры  образования,   представлений   об организационных формах, методах обучения  и  контроля   результатов,  на изменение частных методик преподавания,  способствует формированию положительной мотивации к изучению русского языка и литературы;  раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитию познавательной компетенции; повышению качества знаний; укреплению психологического здоровья учащихся.

Новизна

         Сегодня необходимо, чтобы учитель, преподающий  любую школьную дисциплину,  мог подготовить и провести урок с использованием различных инновационных технологий:  ИКТ, технологии индивидуального обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, проектной, игровой, коммуникативно-диалоговой технологий. Некоторые преподаватели гуманитарных предметов сомневаются в целесообразности применения информационных технологий на своих уроках. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера. Полагаю, что эти опасения  несколько необоснованны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются  интересными и очень продуктивными.

Ожидания

           Использование  инновационных образовательных технологий  позволит не  только    повысить  эффективность  обучения,  но  и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному  изучению  литературы и русского языка, способствуют  раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развитию познавательной компетенции,  повышению качества знаний, укреплению психологического здоровья учащихся.

         

Затруднения в реализации

         Трудности в использовании инновационных технологий  в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. 

Риски

          Некомпетентность учителя в области компьютерных технологий; увлечённость формой, а не качеством применения ИКТ: непродуктивность и плохое качество продуктов ЦОР    

5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

            Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы, применение инновационных технологий,  ИКТ и ЭОР  существенно влияют на качество знаний.

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

          Результативность профессиональной деятельности   характеризуется стопроцентной успеваемостью и высоким уровнем качества знаний учащихся  по русскому языку:

Учебный год

2014

2015

2016

Качество ЗУН

57%

59%

65%

Успеваемость

100%

100%

100%

На ГИА по русскому языку в 9 классе в 2016 году 21 выпускник из 25 получили 4 и 5, средний тестовый балл 32,2 , качество знаний-84%.

по литературе:

 

Учебный год

2014

2015

2016

Качество ЗУН

66%

70/%

74%

Успеваемость

100%

100%

100%

 

           

7. Публикации (если есть)

           http://www.openclass.ru                    

        http://www.zavuch.info           

        http://www.proshkolu.ru                 

        www.it-n.ru 

        www.metodkopilka.ru   

 

8.Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

           Формирование познавательной компетенции обучающихся немыслимо без   новых  инновационных  технологий,  применение которых   на  уроках повышает  интенсивность и результативность   учебного  процесса, детьми усваивается гораздо большее количество  учебного материала, чем это  происходило  за  это же время в условиях традиционного обучения.  

             Большую роль в этом процессе играют   компьютеры, которые  соответствуют  требованиям современной школы. Они   могут  воспринимать  новую  информацию,   обрабатывать её и принимать решения, могут  запоминать  необходимые  данные, воспроизводить   движущиеся   изображения,   позволяют  максимально  адаптировать процесс обучения  к  индивидуальным  особенностям  учащихся.  Каждый  ученик получает  возможность  работать  в  своём  ритме,    выбирая   оптимальные объём и скорость усвоения материала.  

              Компьютер обеспечивает и всесторонний  (текущий,    итоговый) контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества  знаний учащихся  достигается    большая   объективность   оценки,   значительная экономия  учебного  времени,  так как осуществляется одновременная проверка знаний  всех  детей в классе.  

  Учителю отводится важная роль в контроле влияния информационных технологий на детей и коррекции негативных психологических последствий, именно поэтому педагог должен умело применять в своей работе здоровьесберегающие технологии

     

               Какие возможности предоставляют ИКТ

учителю русского языка и литературы.

Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки русского языка и литературы. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕГЭ. При этом для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, формировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создавать благоприятный психологический климат на уроках.
Информационные технологии  в обучении могут применяться  как на уроках, так   и во внеурочное время в самых различных направлениях:

  1. Использование готовых программ Microsoft Office:

Создание мультимедийных презентаций Power Point

для иллюстрирования,

для выдерживания структуры урока,

в проектной деятельности,

в качестве домашнего задания.

Создание дидактических материалов (карточки, схемы, таблицы, кроссворды) в Microsoft Word, Microsoft Excel.

Использование Publisher для создания буклетов, открыток  листовок, программок.

  1. Использование электронных образовательных программ на уроке  и для    самостоятельной работы учащихся.
  2. Использование Интернета

для самообразования учителя,

как источник материалов для урока (словари, тексты, иллюстрации, музыкальное сопровождение),

как средство расширения кругозора учащихся.

  1. Использование компьютера как DVD-проигрывателя.
  2. Применение интерактивной доски.

        Внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка, во время проведения литературных вечеров, театрализованных постановок). Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.   Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов золотого и серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся  в виде творческой работы, позитивно влияет на развитие познавательной компетенции  личности ученика. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются  более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию).  В данном случае ИКТ не только позволяет активизировать  учебный процесс, но и формирует у учащихся умение работать в команде, а также позволяет проводить профориентационную работу.                                                                                                  В таком же режиме  учащиеся  создают документальные фильмы, готовят заочные экскурсии, презентации о писателях,  их произведениях,   создают справочники и  опорные конспекты.      

           В современном мире происходит синтез различных видов  искусства, поэтому очень часто на уроках русского языка и  литературы провожу интеграцию с изобразительным искусством, музыкой, историей, биологией, математикой, киноискусством.

          Долгие годы сельская школа не имела  активного доступа к  сокровищам мирового  культурного наследия. Всё изменилось с появлением информационных технологий. Теперь,  не выходя из стен школы,  учитель и ученик могут самостоятельно найти любой интересующий материал. Большую помощь  в этом оказывают  фонохрестоматия, видеоролики, видеофильмы (художественные и документальные),  аудиозаписи.

             Например, в кабинете  используются созданные мной и учащимися  презентации на различные темы к урокам русского языка и литературы с 5-11 классы, фрагменты экранизаций литературных произведений: (А.С. Пушкин  «Барышня – крестьянка», Н.В.Гоголь «Шинель», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «Война и мир»,  М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»).

          В процессе обучения русскому языку и литературе учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям. Основным  источником информации перестает быть  библиотека, приоритетным          становится Интернет.

       Объемы информации, размещенной в Сети,  значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых  найдёшь любой необходимый  текст. Учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи. Общение с коллегами, посещение  форумов, семинаров,  участие в коллективных обсуждениях педагогических и методических проблем, размещение своих материалов,   их оценка – всё это становится необходимым для творчески работающего педагога.

         В каталоге образовательных ресурсов сети Интернет, разделе «Ресурсы по предметам образовательной программы» содержатся и ресурсы для учителя русского языка.  Особенно часто обращаюсь к  следующим:

         Применяю на уроках диски серии  «1С: Репетитор».

  Считаю эффективной эту программу особенно  в 10 - 11 классах как на уроках, так и для самостоятельной  подготовки учащихся к ЕГЭ.

          На уроках русского языка и литературы применяю   электронное сопровождение. В течение нескольких лет активно использую в своей работе мультимедийный ресурс «Библиотеки Кирилла и Мифодия» с 5 по 11 классы. Это  приложение хорошо тем, что включает в себя презентацию темы урока, хрестоматию, и тесты для проверки качества  знаний.

     Для работы на уроке  часто использую различный дидактический материал, приготовленный с помощью компьютера. Это могут быть карточки, таблицы, схемы. Например, в карточке даётся два вопроса.                                   

В зависимости от  возможностей, ученик может ответить на оба  вопроса  или на какой-то один (здесь легко можно использовать дифференцированный  подход в обучении.)

 

Для контроля использую  тесты. Например,  в начале года провожу  входную диагностику, которая включает тестовые задания с выбором ответа  и  задания, где ответ нужно дать словом. Тесты позволяют выявить качество знаний учащихся, пробелы в изучении некоторых тем, скорректировать их устранение.

       Применение компьютерных презентаций позволяет ввести новый материал в более увлекательной форме, реализуя принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся при закреплении новой темы, при выполнении упражнений и работе с текстом, делая опоры на ключевые фразы.

     В проектной деятельности итоги исследовательской работы ученики представляют в  виде презентаций. Это развивает умения ориентироваться в информационном пространстве, расширяет запас активной лексики, повышает самооценку, является стимулом для развития коммуникативных навыков, ведь  презентацию дети должны представить на уроке или  научно-практической конференции, высказать  мнение о работах одноклассников.

    Интерактивная доска  позволяет использовать все возможности компьютера плюс возможность активизации учащихся. Дети могут делать записи на доске, рисовать поверх любых приложений и сайтов, выделять главные мысли, фиксировать наблюдения. Очень удобно использовать интерактивную доску  для заполнения тематических таблиц, схем, опорных конспектов. Файлы можно сохранять в первоначальном или исправленном виде и использовать.

Экспертное заключение

 Новизна опыта:   Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством применения новых инновационных    технологий.

 Ведущая педагогическая идея опыта: Применение  новых инновационных технологий  на  уроках     повышает  интенсивность и результативность   учебного  процесса. При  использовании   ИКТ, технологии индивидуального обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, проектной, игровой , коммуникативно-диалоговой технологий усваивается гораздо большее количество  учебного материала, чем это  происходило  за  это же время в условиях традиционного обучения.   Использование компьютера благотворно влияет на  качество усвоения  знаний учащимися.

 Технология опыта: Применение различных электронных и мультимедийных  учебных  программ и приложений, Интернет-ресурсов, а также создание учебных презентаций к урокам,  наглядных пособий, тестовых тренажёров и других образовательных ресурсов для повышения качества знаний, умений и навыков   и формирования универсальных учебных действии учащихся.

. Результативность: стабильное  повышение качества знаний по русскому языку и  литературе на 3-5  %, активизация деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

 Адресная направленность опыта: учителя русского языка и литературы.

Ф.И.О. эксперта

Пруцакова Ольга Александровна, председатель МС

Составляющие образования

(оставить необходимое)

Обучение

Дополнительное образование

Воспитание

Ключевые слова

Применение  инновационных технологий способствует формированию познавательной компетенции обучающихся, увеличивает  продуктивность уроков и повышает качество знаний.

                               Директор школы                                        /Шевченко В.А./